Инновационные решения в транспортной логистике статья. Инновационные технологии в логистике

По прогнозам, в течение ближайших пяти лет более 85% всего бизнеса переместится в интернет. Складским операторам и логистическим компаниям необходимо быстро реагировать на эту тенденцию, внедряя новейшие технические достижения. Это не только поможет этим компаниям защитить свой бизнес в будущем, но и обеспечит максимально эффективную работу цепочек поставок, от чего выиграют как клиенты, так и сами компании.

К 2018 году около 66% складов планируют увеличить инвестиции в технологии. В этой связи мы решили познакомить вас с десятью из наиболее перспективных технологических инноваций в складском секторе, к которым стоит присмотреться логистическим и складским операторам.

Использование EDI-коммуникаций продолжает расширяться

В ближайшем будущем «большие данные» будут все чаще находить применение в складском деле. В частности, этой тенденции следует EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными). В двух словах, технология EDI позволяет обмениваться документами между двумя компьютерными системами, используя общий формат данных. Складская индустрия уже давно взяла ее на вооружение, но, по всей видимости, ее использование будет расширяться.

Так, EDI часто используется для обмена такими документами, как:

  • заказ на поставку;
  • погрузочный ордер;
  • складская расписка;
  • извещение об отгрузке;
  • инвентаризационная опись.

Будучи интегрирован в эффективную систему управления складом (warehouse management system, WMS) EDI дает многочисленные преимущества: в первую очередь, это бесперебойный и прозрачный поток информации между двумя различными компьютерными системами. У деловых партнеров могут быть различные компьютерные системы. Стандартный формат и широкая совместимость документов EDI обеспечивают высокую эффективность, прозрачность и тесное взаимодействие между всеми участниками процесса, что, в свою очередь, приводит к повышению стабильности работы.

Атака дронов

Дроны — устройства, словно сошедшие со страниц научно-фантастических романов и ставшие реальностью. Удобные для применения в широком диапазоне областей, дроны начинают появляться и на складах в различных странах, поскольку фирмы стремятся к повышению уровня автоматизации.

Почему именно дроны? Они могут помочь в решении задач, требующих большого количества человеко-часов. Одна из них, по словам специалистов из компании DroneScan — сканирование штрих-кодов. Склады часто бывают загружены товарами до самого потолка. Из-за этого бывает трудно добраться до некоторых штрих-кодов, и для их сканирования приходится использовать различного рода подъемники и многочисленный персонал.

Специалисты из DroneScan уверены, что их 800-граммовые дроны, оборудованные сканерами, за два дня могут провести инвентаризацию такого количества товаров, на которое у бригады из 80 человек, оснащенной автопогрузчиками и ручными сканерами, уйдет три дня. Широкому использованию дронов в складском бизнесе пока препятствует нерешенная задача безопасной навигации внутри склада, но, учитывая стремление таких крупнейших компаний, как Amazon и Walmart, развивать свой бизнес за счет их применения, этих воздушных помощников ждет большое будущее.

Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) уже широко используется в складском деле, и в ближайшие годы будет становиться все более совершенной. Для непосвященных: технология RFID использует радиоволны для записи и считывания информации, хранящейся на метках, прикрепленных к товару.

Преимущества RFID включают более полный контроль и большую прозрачность складских запасов, что обеспечивает простоту инвентаризации, а также сокращение краж. Ученые из Института материальных потоков и логистики им. Фраунгофера в Дортмунде (Германия) с целью дальнейшей автоматизации процесса инвентаризации пытаются соединить технологию дронов с RFID. Прикрепив считывающее устройство к дрону, можно значительно сократить время, затрачиваемое на проведение инвентаризации. RFID в сочетании с маневренностью дронов также позволит оптимизировать размер складских площадей за счет увеличения высоты складирования товара.

Склад «по требованию»

В связи с сокращением доли свободных складских помещений, вплоть до 10% от необходимой площади в России и даже более низкого уровня в Великобритании и США, схема «по требованию» становится следующей ступенью развития сотрудничества в области логистики. FLEXE, называющая себя «рынком складских помещений» — новая система поиска вакантных складских помещений, доступная для всех клиентов.

Идея очень проста. Зарегистрировавшись на сайте FLEXE, вы можете видеть размещенные операторами предложения вакантных площадей. Точно так же, операторы могут давать объявления о свободной площади для тех, кому она нужна срочно. Некоторые посетители сайта называют его «Airbnb складских помещений» по имени популярного сервиса аренды жилья у частных лиц.

Цель проекта — предложить компаниям возможность более гибкого подхода к хранению на складе. Например, для экономии места сезонные товары могут храниться отдельно от основного складского запаса, или возврат товара может быть обработан быстрее. Все это предлагает FLEXE, чья модель получения доходов основана на получении комиссионных вознаграждений. Сервис FLEXE, пока представленный только в Северной Америке, вполне может изменить будущее логистической индустрии в сторону большей гибкости в предоставлении складских услуг.

Голова в облаках

Облачное хранение данных совершило революцию во многих отраслях, и логистика не стала исключением. Являясь самообновляющимися и централизованными, системы облачного хранения данных дают складскому бизнесу множество преимуществ, включая сокращение расходов на эксплуатацию, инфраструктуру и оплату труда, которые возникают при установке и апгрейде систем управления складом.

По вышеуказанным причинам многие склады, использующие устаревшие и несоответствующие современным требованиям унаследованные системы, перейдут на облачные технологии. Еще одно их преимущество заключается в том, что системы облачного хранения часто являются самообновляющимися. Это означает, что вместо того, чтобы искать замену уволившемуся технически грамотному члену команды, можно просто внедрить такую систему, низкозатратную и простую в использовании для всех сотрудников.

Конечно, существуют некоторые факторы, которые необходимо учесть до принятия решения о переходе на облачную обработку данных. Кто будет собственником ваших данных? Где будут физически храниться данные — то есть, где находятся сервера? Будет ли это действительно низкозатратным? Логистическим и складским компаниям перед принятием такого решения следует все хорошо взвесить.

Работа с бесшовно интегрированными каналами

Электронная коммерция и решения на основе бесшовно интегрированных каналов (омниканальные, omnichannel) неразрывно связаны. Поскольку будущее, совершенно определенно, принадлежит цифровым технологиям, складской бизнес должен будет адаптироваться к потребностям этого коммерческого сектора, вышедшего на качественно новый уровень. Radius Group, российская компания, работающая в сфере складской и производственной недвижимости, в своем последнем проекте реализовала решение на основе бесшовно интегрированных каналов.

Для удовлетворения возросших потребностей российского рынка электронной коммерции Radius Group, совместно с французским гигантом розничной торговли стройматериалами в формате «Сделай сам» Leroy Merlin, строит новые складские помещения площадью 100 000 кв. м. Этот комплекс станет крупнейшим и, возможно, самым эффективным распределительным центром в истории Российской Федерации.

Рост омниканальной дистрибуции идет параллельно с развитием технологий RFID и EDI, а дроны, в свою очередь, также ждут своего часа, чтобы обеспечить еще большую эффективность и рентабельность.

Восстание роботов

Автоматизация является ключевым фактором в секторе логистики. Часто автоматизация процессов приводит к значительному росту эффективности цепочек поставок. В повышении уровня автоматизации складов важная роль отводится использованию роботов.

Несколько производителей роботов из различных стран, в том числе Kiva (которая куплена компанией Amazon в 2012 году за $775 миллионов, и теперь называется Amazon Robotics), Swisslog и Grenzebach предлагают роботизированные решения, которые ускоряют процессы инвентаризации и сборки заказов.

Рассмотрим в качестве примера роботов компании Amazon. Каждый из них имеет свой участок работ и знает, где взять нужный товар, который он берет и перемещает к сотруднику склада, занимающемуся дальнейшей сборкой заказа, или отвозит непосредственно к грузовику. Каждый маленький оранжевый робот с легкостью перемещается по складу, перемещая на своей «спине» что-то вроде паллеты.

Механизмы, подобные этим, меняющие схему «человек идет за товаром» на «товар идет к человеку» — всего лишь один из примеров того, как роботизация может кардинально изменить логистику.

Светлое будущее складских технологий

Это всего лишь краткий обзор будущего развития технологий в складском и логистическом секторе. В связи с ростом электронной коммерции и цифровой дистрибуции, технологии продолжают бурно развиваться, и задача компаний состоит в том, чтобы быть в курсе последних инноваций. В 21-м веке внедрение этих инноваций станет ключом к четкой работе цепочек поставки. Позаботьтесь о том, чтобы ваш бизнес шел в ногу со временем.

В статье проведено исследование об инновационных технологиях в сфере логистики. В данной статье я рассмотрел новые технологии, которые постепенно вводятся в логистических организациях.

  • Исследование и анализ основных аспектов управления ресурсами и запасами, используемых в логистических системах
  • Моделирование логистической системы туристско-рекреационного региона
  • Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
  • Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым

Поступательно развиваясь и распространяясь в настоящее время логистика на разных уровнях региональная , национальная , международная , пространств и границ , постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок .

В общем виде инновация - новообразование, нововведение, это процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой основную исходную базу разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. В качестве постулатов логистических концепций приняты следующие:

  • концепция общих логистических издержек в комплексе - определение дифференцированных логистических издержек постоянное составление их калькуляции, анализ и мониторинг тотальных издержек для укрепления конкурентоспособности на национальном и международном уровне ;
  • концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике -выявление взаимосвязей и отношений между функциями и степени посредничества и сотрудничества;
  • концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе постоянного мониторинга прогноза спроса и предложения;
  • логистическая концепция управления полной цепью поставок- организация всего комплексного, интегрированного и гармонизированного процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают нововведения во всем интегрированном и гармонизированном комплексе логистики, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, способов, критериев, показателей) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, активностей и процедур, применяемых в логистических бизнес-процессах .

При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств и оборудования, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических бизнес-процессах.

В настоящее время развитие и распространение информационных технологий охватило практически все сферы социально- экономической и производственно-хозяйственной деятельности , включая образование, подготовку профессиональных специалистов по логистике , и без сомнения саму логистику в целом, ее системы, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов преобразования и функции . Данное развитие, распространение, совершенствование происходит на уровне региональной, национальной, международной логистике пространств и границ в соответствии с ее целью, принципами и задачами в процессе эволюции .

Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. 3PL провайдер или провайдер (оператор) логистических услуг представляет собой организацию, которая предоставляет комплексные услуги в области логистики для клиентов: транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и так далее. Аббревиатура 3PL означает Third Party Logistics – логистика третьей стороны. Другими словами, термин 3PL является синонимом понятия аутсорсинг, что означает передачу части или всех функций логистики третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг.

Наиболее часто передаются в аутсорсинг логистическим провайдерам транспортные услуги . В отличии от простых грузоперевозчиков, 3PL провайдеры не просто предоставляют разного вида транспортные услуги. Они выполняют весь комплекс работ, необходимый для продвижения товара по всей цепочке поставок, включая экспедирование, прием, отгрузку и хранение товаров на складах, страхование товаров, таможенное оформление, перевалку грузов и многое другое. Наиболее серьезные логистические операторы специализируются на международных перевозках. Они требуют от компании опыта и специализированных знаний. Наряду с 3PL выделяют и другие термины: 1PL, 2PL, 4PL и даже 5PL. К сожалению, мнения по поводу определений этих терминов сильно разнятся. Приведем один самый распространенный вариант, который поможет понять разницу между этими понятиями.

1PL (First Рагtу Logistics) – все логистические функции выполняет одна компания, являющаяся владельцем грузов. Это так называемая автономная логистика.

2PL (Second Рагtу Logistics) – простейшая форма аутсорсинга, когда сторонняя компания предоставляет традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими запасами.

3PL (Third Party Logistics) – более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания помимо стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости.

4PL (Fourth Рагtу Logistics) означает интеграцию всех компаний, участвующих в цепочке поставок. 4PL провайдер управляет всеми логистическими процессами таких компаний в интересах цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий.

Надо специально заметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL – это просто логистика третьей стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, которая оказывает логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. очень сомнительны. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Ещё одним примером инновации в логистике являются RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. В настоящее время систему RFID (метки с радиочастотной идентификацией) активно внедряется в повседневный бизнес. Использование этих технологий позволяет достичь существенного сокращения затрат, в том числе и при логистике и таможенном оформлении.

RFID является уникальной, прорывной технологией, способной перевернуть представления о способах идентификации и маркировки товаров. Она уже вошла в нашу повседневную жизнь и широко используется в самых разных областях – от многоразовых проездных билетов, до контроля за товарами в супермаркетах. Потенциал использования RFID меток особенно велик в производственной и складской логистике. Их применение для контроля цепочек поставок может принести предприятию огромную стратегическую выгоду. Однако темпы внедрения этого инновационного продукта на российском рынке еще сравнительно малы, в то время, как в странах Запада они чрезвычайно популярны.

Прежде всего необходимо отметить, что использование RFID особенно эффективно при контроле за перемещением предметов в пределах определенной, четко очерчено сферы деятельности. Живым примером такого использования может являться идентификация возвратной тары предприятия. В этом случае компьютерный системы автоматически ведут учет расхода и возврата тары, при этом в любой момент времени можно отследить все этапы перемещения предмета и его участия в разнообразных технологических процессах. Информация о перемещении и прохождении этапов обработки может сохраняться как на самой метке, так и в базе данных предприятия. Не имеет значения размер территории, по которой путешествует предмет: это может быть, как отдельный цех, так и вся страна. В любом случае система остается замкнутой и возвратные средства, пройдя полный цикл, возвращаются в исходную точку. В каждый момент времени можно оценить какое количество предметов находится на территории определенного участка предприятия, а какие все еще находятся во вне, при этом анализ может быть проведен и на предмет скорости обращения товаров, в том числе с выделением контрагентов, которые превышают нормальные сроки оборота помеченных предметов.

Аналогичный принцип используется и при идентификации отдельных узлов и деталей, используемых при сборке какого-либо товара. Администрация предприятия может в любой момент времени проверить количество предметов в любой точке. Каждый предмет может быть помечен своей уникальной меткой, которая поможет отличить его от своих миллионов братьев и сестер. Зачастую для таких целей используются особые защищенные RFID идентификаторы, стоимость которые может составлять несколько евро. Отсюда вытекает следующее преимущество меток – возможность их использования для однозначной идентификации предметов. Правда в этом случае имеются исключения – подобные метки нельзя использовать для маркировки металлических изделий и жидкостей. Однако имеется возможность считывания всех показателей с меток, упакованных на паллеты или в коробки. Оператор может практически мгновенно получить информацию о содержимом упаковки и размещением информации в базе данных предприятия.

Но, несмотря на сложность решения вопроса с металлами и жидкостями, решение этой проблемы в принципе возможно. Так RFID метка может быть помещена непосредственно на упаковку или между слоев стрейч-пленки. В любом случае нанесенные метки необходимо размещать под радиопрозрачным покрытием в пределах прямой видимости от считывающих устройств. Таким образом, данная технология выигрывает у широко распространенного способа штрихкодирования, ведь в отличии от штрих-кода ее можно расположить в защищенном месте, например, на внутренней стороне упаковки или под несколькими слоями упаковочного материала. Дальность же считывания идентификационных радиочастотных меток значительно превосходит аналогичную для оптического распознавания штрих-кодов.

Бесконтактная идентификация позволяет формировать базу данных компании, отражающую движение товаров в режиме реального времени. Система может содержать сведения о любом перемещении товара по производственной линии или на складе. Бизнес-процессы становятся открытыми и прозрачными, скорость работы значительно увеличивается. Например, для распознания информации с штрих-кодов на поддоне, содержащем 25 коробок в среднем затрачивается 17 минут, в тоже время аналогичный процесс, но проведенный с использованием радиочастотных меток затрачивается около 30 секунд. Грамотно организованная система хранения с использованием RFID меток позволяет значительно сократить время, необходимое для инвентаризации товаров.

Экономия времени при использовании RFID-идентификации является не единственным преимуществом данной инновации. Получение данных о движении товаров в режиме реального времени позволяет организовать аудит производственных и логистических процессов на качественно новом уровне. Администрации компании получает уникальную возможность в оценке и пересмотре тактики деятельности, возможности ее точечной и точной регулировке, что несомненно благотворно повлияет на общую конкурентоспособность.

Наиболее популярным является вопрос стоимость внедрения RFID-технологий на предприятии. Зачатую топ-менеджеры считают, что вопрос стоимость самой радиометки является определяющим при решении вопроса о переходе на систему радиочастотной идентификации. Однако представляется разумным рассматривать вопрос в комплексе. Принятию решения должен предшествовать детальный анализ бизнес-процессов компании, в ходе которого специалисты оценят затраты и выгоды от интеграции RFID в систему управления. При этом вопрос о стоимость самой радиометки не может являться определяющим. Всего несколько лет назад стоимость меток составляла около полутора долларов и, тем не менее внедрение системы радиочастотной идентификации позволяло компаниям экономить миллионы. Несомненно, что падение цен на метки, произошедшее в последние годы может подтолкнуть более широкий круг компании к изменению систем маркировки и учета. Сейчас стоимость RFID меток колеблется возле цены, составляющей несколько центов.

Некоторым препятствием на пути перевооружения производства и логистики на радиочастотную идентификацию может являться несогласованность национальных законодательств в разрешении на использовании определенного диапазона частот. В настоящее время в складской логистике в использовании RFID доминирует два основных стандарта: европейский, использующий 868 МГЦ и применяемый в странах Африки, Европы и в России и американский, использующий 915 МГЦ, распространенный в обеих Америках, азиатских странах и Японии.

В 2004 году применительно к складской логистике был разработан и принят стандарт Gen2, которого придерживаются разные мировые производители. Применение единого стандарта означает, что оборудование, произведенное в разных странах может быть легко интегрировано в единую систему на конкретном предприятии.

Несмотря на усиленно проталкиваемую руководством страны и прогрессивной общественностью идею модернизации производства, использование радиочастотной идентификации, к нашему сожалению, пока не получило у нас в стране широкого распространения. Опыт внедрения пилотных проектов по использованию RFID-меток показывает, что от внедрения любых инноваций наши предприниматели, как правило ожидают сногсшибательных результатов здесь и сейчас. Горизонты планирования российского бизнеса достаточно узки. К тому же внедрение высокотехнологичных средств обычно стоит начинать с наведения элементарно порядка. Хаос и бардак, изначально существующий в складской или транспортной логистике невозможно внезапно победить приобретением супер-гаджетов.

Рассмотрим инновационные технологии на примере известных компаний:

Французская компания Savoye разработала упаковочную машину E-Jivaro, которая сама рассчитывает нужную высоту коробок в соответствии с содержимым и запечатывает их. Она способна упаковывать товары в коробки, которые легко помещаются в почтовые ящики (формат упаковки – A4, минимальная толщина – 30 мм). Первой внедрила новинку компания Photobox, известная в Европе достижениями в области тиражирования и хранения фотографий в Интернете. Предполагается, что машина будет способствовать революционным изменениям в электронной коммерции.

Австралийская компания Quattrolifts выпустила тележку, с помощью которой можно перемещать и устанавливать стекла в цехах, на складах и стройплощадках. Чтобы с помощью этого устройства перевезти листовое стекло весом до 400 кг и длиной 4500 мм, а также поднять его на высоту до 4,5 м, потребуются один-два работника. Стекло можно разгрузить непосредственно со стойки грузового автомобиля, перевезти и установить в оконные проемы. Кроме того, сама тележка легко демонтируется.

Radius Group, российская компания, работающая в сфере складской и производственной недвижимости, в своем последнем проекте реализовала решение на основе бесшовно интегрированных каналов.

Для удовлетворения возросших потребностей российского рынка электронной коммерции Radius Group, совместно с французским гигантом розничной торговли стройматериалами в формате «Сделай сам» Leroy Merlin, строит новые складские помещения площадью 100 000 кв. м. Этот комплекс станет крупнейшим и, возможно, самым эффективным распределительным центром в истории Российской Федерации.

Рост омниканальной дистрибуции идет параллельно с развитием технологий RFID и EDI, а дроны, в свою очередь, также ждут своего часа, чтобы обеспечить еще большую эффективность и рентабельность.

Внедрение высоких технологий – это сложный и комплексный процесс, не на последнем месте в котором стоит правильная мотивация и обучение работников компании. Расплывчато написанные должностные инструкции, нечеткий административный регламент могут свести на нет любые благие начинания. В связи с этим остро встает вопрос о подборе компетентного интегратора, способного детально разобраться во всех бизнес-процессах, существующих в компании, провести тщательный анализ и выявить все «узкие места». К сожалению, немногие из существующих на российском рынке компаний, рекламирующих услуги по внедрению RFID идентификации могут похвастаться таким комплексным подходом. При обращении к неопытным специалистом топ-менеджмент предприятия может получит такой отрицательный опыт, который надолго отобьет у него желание внедрять какие-либо инновации.

Каждый склад, каждый производственный или логистический процесс, цепочка поставок – это уникальный живой организм, который, несмотря на множество общих характеристик имеет уникальные, одному лишь ему присущие особенности. Только консультации с действительно грамотными специалистами, имеющими опыт успешного внедрения высоко технологичных систем может дать компании конкурентное преимущество от инноваций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мире и в России инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Следует ожидать, что инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.

Список литературы

  1. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Кривоносов Н.А. Лазарев В. А. Использование компьютерных деловых игр при подготовке бакалавров по логистике Научно-аналитический журнал: Национальная ассоциация ученых (НАУ) / Экономические науки. IV (9), 2015. стр. 96-99
  4. Родкина Т.А. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (концепция, методология, реализация) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2001.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  7. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37-42.
  8. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  11. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга. Маркетинг. 2005. № 4, с. 107-116.
  12. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные формы и виды аутсорсинга. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г.
  13. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  14. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

В настоящее время в России сформировался и активно развивается такой вид хозяйственной деятельности как складская логистика. Для повышения экономической эффективности деятельности любой компании необходима минимизация издержек, что осуществляется за счет снижения складских издержек. Для оптимизации таких издержек и применяется складская логистика, которая помогает найти современные решения в организации склада и в управлении логистическими процессами на нем.

Складская логистика: qэто управление движением материальных ресурсов на территории складского комплекса. q проектирование склада, организация и управление складом qэто управление процессами приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах.

Задачи складской логистики: 1. Принятие решения о создании склада, либо осуществление прямых поставок товара. 2. Выбор типа склада. 3. Расчет оптимального количества необходимых складов. 4. Определение места расположения складов и их размеров. 5. Составление проекта логистической системы склада.

Причины использования складов в логистической системе: 1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями; 2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов; 3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов; 4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции; 5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта; 6) увеличение географического охвата рынков сбыта; 7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

Современным компаниям постоянно приходится задумываться над тем, как усовершенствовать свою работу, за счет чего можно привлечь и удержать клиентов. Именно в таких условиях бизнес начинает задумываться о новых технологиях, о внедрении информационной системы, другими словами - об инновациях.

Автоматизированные склады KARDEX Вертикальный высотный автоматизированный склад для промышленных складских систем, состоящая из модулей и сконструированная по принципу наращивания вертикальных блоков. Каждая единица груза управляется контролируемым компьютером манипулятором, который доставляет необходимый поддон к месту выгрузки и возвращает его на свободную полку с помощью лифтового устройства. Главные показатели автоматизированные системы хранения - складские лифтовые системы экономия пространства возможность наращивания эргономика максимальная вариативность компьютерное управление наивысшая скорость доступа

KARDEX MEGAMAT RS - автоматизированный склад карусельного (элеваторного) типа Принцип действия – все грузы находятся внутри машины (шкафа) на специальных полках, размеры которых (высота, ширина, глубина) зависят от размеров хранимых грузов. С помощью электродвигателя и мощных роликовых цепей осуществляется вертикальное перемещение полок с грузом по замкнутому контуру (элеваторный, карусельный принцип движения). В зависимости от местонахождения полки с требуемым грузом движение системы осуществляется по кратчайшему пути.

Складские контейнеры CONTAINEX üдеревянное или стальное половое покрытие üпогрузка краном или вилочным погрузчиком üмаксимально возможная загрузка до 2 -х тонн üоснащение электричеством и пакетом безопасности (по заказу) üхранение любых товаров и грузов в складском контейнере üоцинкованные штанги запорного механизма

Радиошаттл – это блок усовершенствованных набивных или проходных стеллажей. Усовершенствование представляет собой автоматизацию загрузки стеллажного оборудования посредством радиоуправляемой механической тележки. Тележка (радиошатл) снабжена электрическим двигателем, гидравлическим подъемным устройством, устройством радиоуправления.

ROCLA AGV автоматические погрузчики робокары автоматизированные электрические погрузчики, которые обеспечивают операции по перемещению грузов без участия водителя грузоподъёмностью до 5 тонн и высотой подъёма до 8 метров.

Робокары ROCLA qидеальны для транспортировки поддонов, рулонов, катушек и прочих грузов до 5 тонн (по заказу и больше) qупраляется без участия человеком автоматизированной системой qробокары ROCLA инновационные технологии qрабочая сила используется для более квалифицированной работы, а не для монотонного труда qбыстрый возврат Ваших инвестиций qвозможность долгосрочной аренды робокаров

Подъемные платформы BRAVI Имеют ряд неоспоримых преимуществ: 1. длительность работы батареи между зарядками 2. невероятно низкие эксплуатационные расходы (нет цепей, требующих ежегодной проверки, нет смазки на колонне, не требуют обслуживания) 3. механизированная грузовая полка, регулируемая нажатием кнопки на платформе.

ERP-система управления ресурсами компании ERP-система – вид совмещенных систем управления, представляющий собой унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления производственной, экономической и финансовой, сбытовой и закупочной деятельностью, а также хранения материальных запасов. ERP-система – это такая совокупность программных средств и управленческих решений, которая позволяет в нужные сроки с максимальной точностью выполнить заказ потребителя, посредством правильного планирования, перераспределения и ориентированности материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

WMS система управления складом, внедрение wms программы Для максимально эффективного функционирования склада необходима специализированная информационная система, которая позволит осуществлять складские операции быстро и слаженно. Данная система предполагает деление склада на зоны для приема, хранения товара, его обработки и отгрузки. Таким образом, работа с товаром становится организованной и безошибочной. Преимущества: Гибкое внедрение ІТ-технологий, позволяющих автоматизировать процесс управления складом; Индивидуальная работа с каждым заказчиком, благодаря которому складская программа WMS настраивается под требования каждого клиента; Объектно-ориентированная технология системы обеспечивает возможность адаптации LVS как интегратором, так и силами пользователя; Специально разрабатываемая для каждого заказчика программа обучения, которая научит ваших сотрудников грамотно и быстро работать с LVS;

ERP и WMS: назначение, сходства и отличия ØWMS и ERP имеют разную технологическую направленность ØWMS - это система, управляющая сотрудниками, с большим количеством «маленьких» транзакций с минимальным временем реакции (менее 1 секунды). ERP - офисная система, управляемая сотрудниками, с меньшим количеством «больших» транзакций, но с более длительным временем их проведения ØВ ERP операции задним числом и корректировка документов имеют смысл, в WMS любые действия не в реальном времени не имеют смысла ØХранение данных за длительный период (более 1 года) в ERP имеет смысл, в WMS не имеет особого смысла. Архивирование WMS должно выполняться 1 раз в 10 минут, поскольку восстановить данные в WMS по бумажкам невозможно, придется делать инвентаризацию ячеек, с которыми за это время работали. ERP можно архивировать 1– 2 раза в день В связи с этим режим работы двух систем различен: разные периоды резервного копирования, разные периоды архивирования старых данных, разные подходы к поддержке, защите данных, разделению прав, разные регламенты обновления

Подбор по голосовому сигналу (Voice Picking) Подбор с речевым управлением: больше производительности, точности и эффективности Компьютерные системы на базе голосового управления принадлежат к наиболее важным разработкам в обработке заказов за последние 10 лет и являются основополагающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ. Преимущества внедрения систем подбора по голосовому сигналу: üКомиссионирование по принципу „свободны руки – свободен взгляд“ üПовышение производительности на 35% üПовышение точности комиссионирования до 99, 9% üБыстрое обучение персонала üПрямое сопряжение с большинством приложений WMS üБыстрый возврат инвестиций

Среди наиболее интересных решений в сфере автоматизации процессов идентификации грузов – технология радиочастотной идентификации (RFID) В перспективе RFID-метки заменят штрих-код. Они позволяют «зашить» в себя значительно больший объем данных, который можно считывать дистанционно и с очень высокой скоростью: RFIDридер получает информацию с нескольких сотен меток в течение одной-двух минут. Это приводит к сокращению сроков приемки и отгрузки за счет экономии времени, уходящего на проверку содержимого паллеты и ввод информации в WMS (систему управления складом), что особенно актуально для мелких дорогих товаров. Не случайно в последние два-три года внедрением этой технологии занялись производственные компании и дистрибьюторы товаров народного потребления Х 5 Retail, Airbus, Marks & Spenser и др.

Компания «Глория Джинс» начала строительство автоматизированного логистического комплекса в Новосибирске площадью 11, 6 га. Запуск комплекса позволит ритейлеру организовать приемку, хранение и бесперебойное снабжение более 300 магазинов на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока. Возможность отгрузки составит 100 млн единиц продукции в год. Общая площадь первой очереди комплекса - более 20 000 кв. м. Предполагаемый срок реализации проекта - 2015 г. «Мы создали нечто инновационное. Это будет один из самых современных складов, полностью роботизированный, комментирует Владислав Головкин, старший вице-президент по продажам и недвижимости «Глории Джинс» . - Экономия на логистике – это не ключевой момент. Для нас важны скорость и быстрая оборачиваемость товара» .

Инновациями в логистике можно назвать любые технологии, которые позволяют ускорить процесс доставки груза из одной точки в другую, а также оптимизировать условия хранения. И в конечном итоге они повышают эффективность самой компании, качество ее работы и снижают различные затраты.

В этой статье мы расскажем о некоторых ноу-хау, которые уже внедряют мировые лидеры в сфере логистики.

Беспилотный транспорт

Транспортировка грузов – одна из самых больших статей расходов всех логистических компаний. И естественно, все хотят минимизировать их, в том числе и с помощью новых технологий. Одна из идей – заменить обычные автомобили на беспилотные. Этот транспорт сейчас уже вовсю разрабатывается, появились десятки различных моделей. Выгоды тут очевидны – можно серьезно сэкономить на зарплатах и социальных выплатах для сотрудников. К тому же, машина-робот всегда выстраивает наиболее оптимальный маршрут с учетом пробок. И наконец, она никогда не нарушит правила, потому что просто «не умеет этого делать». Но подобные перевозки – это пока только теоретическое будущее логистической сферы, хотя, возможно, и не такое уж далекое.

А вот что уже сейчас активно применяется – так это дроны. С их помощью можно доставлять товары по назначению гораздо быстрее, ведь в небе пробок не бывает. Да и сам рынок беспилотников сегодня уже достаточно развит и может предложить огромное количество различных моделей. И такой известный мировой гигант как «Amazon» уже активно внедряет эти технологии.

Правда, есть и существенные минусы. Так, беспилотники пока не могут взять на борт крупногабаритные грузы (не более 2-3 кг), во многих странах существуют ограничения на использование беспилотников, и самое главное – велик риск аварий (столкновение со зданием, птицей, неудачное приземление), а значит, компания рискует потерять сразу и посылку, и сам дрон, а потом и клиента. Такой казус недавно произошел с «Почтой России», которая решила впервые использовать у себя беспилотник. Но уже при взлете «летающий почтальон» врезался в дом.

Упаковочная машина «E-Jivaro»

Еще одна серьезная часть затрат в логистике – складирование товаров. Машину «E-Jivaro», о которой пойдет речь, выпустила французская компания «Savoye». Ее суть заключается в том, что она автоматически определяет высоту коробок в зависимости от объема товара в них. Это позволило тут же снизить затраты на саму упаковку, а также сделала процесс хранения и транспортировки более эффективным, так как посылки стали занимать ровно столько места (на складе и в машине), сколько необходимо. Проведенный анализ показал, что коробки у «E-Jivaro» выходили на несколько сантиметров ниже, чем когда ими занимались люди. Казалось бы мелочь, но на деле это позволило уменьшить затраты фирмы на 25%.

Плюс, сама машина работает гораздо быстрее, чем человек. Она упаковывает до 15 коробок в минуту, а в день получается около 4 тысяч. Не говоря уже о том, что внешне посылки выглядят гораздо аккуратнее, а это улучшает имидж компании.

К сожалению, Россия пока отстает в плане инноваций в логистике. Так, хорошим показателем издержек в этой сфере в мире считается 11%. У нас этот показатель составляет 18%. Ну, а лидеры – это США, Япония и Франция. Так что есть к чему стремиться и на кого ровняться.

А.П. Печатнова, студент

Новосибирск ий государственн ый аграрн ый университет

(Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. В статье рассматриваются инновации в транспортной логистике позв о ляющие оптимизировать транспортировку груза. Проанализировано влияние внедрения инноваций на проблемы связанные с транспортировкой товаров. Рассмотрены проблемы осуществления инновационной стратегии на железной дороге и современные подходы решения проблемы передвижения транспорта в условиях пробок. А так же описаны с о временные информационные системы направленные на повышение эффективности д о ставки грузов.

Ключевые слова: транспорт, логистика, инновации, развитие, технологии.

В последние годы в России всё больше внимания уделяется логистике. Это связ а но с тем, что на транспортировку, хран е ние и упаковку товара затрачив а ется до 35 % от его стоимости. С оотве т ственно , это влияет на цену товара, кот о рая является одним из важнейших факторов для потр е бителей. Поэтому для сокр ащения лог и стических издержек следует уделить вн и мание преобразованиям в транспортной логистике.

В настоящее время одним из наиболее оптимальных методов развития тран с портно й логистики являются инновации, под которыми обычно понимают развитие и улучшение технологических процессов. В России развитие этих процессов прох о дит значительно медленнее , чем в странах Западной Европы и США. Это связано с тем , что в последние годы в России разв и тие транспортной логистики уходило на второй план и основной упор делали на оптимизацию складской логистики . Вследстви е чего появилась существенная разница в обеспеченности транспортной инфраструктур ой меж ду Россией и друг и ми развитыми странами, которая сказыв а ется на конкурентоспособности отеч е ственных товаров.

В настоящее время рынок транспор т ных услуг активно развивается. Вне д рение более современных информационных те х нологий и телекоммуникационных систем передачи информации в сочетании с лог и стическими методами управления тран с портировкой груза позволяют осущ е ствить оптимальную последовательность опер а ций во всей цепи продвижения гр у зов от производителя к потребителю в кратча й шие сроки. Появляются современные те х нологии грузоперевозок, демонстриру ю щие возможности привлечения транзи т ных грузов через Россию, содействие р е конструкции и модернизации транспор т ной структуры страны с привлечением отечественных и зарубежных и н вестиций .

Для улучшения качества логистич е ских услуг Российского транспорта нео б ходимо качественное планирование мар ш рутной сети и оптимальный подбор тран с портных средств, что позволит минимизировать з а траты времени на перевозку товара и сн и зить логистические издержки. Реализация на практике данного направления, нес о мненно , повлияет на доход ы компани й и определит их дальнейшее б у дущие .

Одной из главных задач любой комп а нии занимающейся перевозкой грузов я в ляется налаживание информационного обеспечения. С появлением GPS , GSM , WI — FI и других беспроводных сп о собов передачи информации , это не является большой проблемой. Отслеживать состо я ние и местонахождение груза теперь мо ж но в онлайн режиме, что позволяет более быстро реагировать на появление трудн о стей и принимать решения. В пе р спективе, инновации затронут систему управления техническим обслуживанием и ремонто м подвижного состава . В частности, при во з никновении неисправности ее код будет автоматически передан в офис механикам, а те в свою очередь могут передать на смартфон водителя рекоменд а ции по ее устранению. Подобная технология откр ы вает новые возможности по пл а нированию технического обс луживания и постав кам запасных частей. Все диагностические данные могут быть получены не по во з вращению автомобиля из рейса, а неп о средственно во время его раб оты .

В крупных мегаполисах не редко встр е чается такая проблема как пробки на дор о гах, в основном это касается автотран с порта. Самый обычный затор на д о роге может стать причиной нежелательной п о тери времени. Современные технологии позволяют использовать оборудование к о торое отслеживает ситуацию на дорогах в любой части города. Они позволяют в о н лайн режиме корректировать маршрут в зависимос ти от ситуации на дорогах. Это даёт возможность сократит ь потери вр е мени при перевозк е , соблюдая ог оворе н ные сроки доставки груза.

Н а железной дороге , в настоящее время, проблемы решаются в основном за счёт наращивания производства, стро и тельства новых линий или расширения уже сущ е ствующих, при этом технический аспект практически не затрагивается. Фа к тически задача не решается комплексно, а только локально и на небольшой промежуток времени. Очевидно, что затраты на инн о вационные преобразования в отличие от постоянного наращивания мощности в р а зы ниже, а эффективности от них бол ь ше. С уществует ряд проблем , таких как, износ основных средств, большой срок окупа е мости инвестиций и недостаток собстве н ных денежных средств, вследствие кот о рых инновационную стратегию развития железнодорожного трансп орта применить довольно трудно.

В настоящее время существует ряд с и стем, позволяющих повысить эффекти в ность доставки грузов:

Gon — rand . Одной из задач информац и онной системы Gon-rand является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных во з можностях и направлении перевозки. И н формация о грузах поступает в систему непрерывно и заносится в базу данных. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправл е нии, наименовании грузополучателя, н о мере автомобиля, заказчике, коде департ а мента и сумме отправлений по департ а ментам.

Videotrans предназначена для информ а ционного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки.

СТС предоставляет для экспедиторов информацию о наличии грузов, типах а в томобилей, маршрутах наиболее раци о нального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный п о движной состав, и т.п. Для перевозчиков система предоставляет следующую и н формацию: возможность загрузки грузом, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с грузом, адрес получат е ля и т.п.

BRS функционирует аналогично сист е ме СТС. Грузоотправитель контакт и рует не с перевозчиком, а с информацио н ной системой. Фирма гарантирует оплату п е ревозчикам выполненной перевозки, е с ли заказчик не произвел своевременно опл а ту, что повышает привлекательность о б служивания, расширяя тем самым охват рынка потребителей.

Espace Cat сообщает пользователю п а раметры перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного сре д ства, представляя эти данные в виде тре х мерных графиков. Система вычисляет п а раметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, она достаточно легко приспосабливается к требованиям пользователей.

ISCIS является интегрированной и н формационной системой, обслужива ю щей логистический канал. Время доставки с о общений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолж и тельностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала о б служивания, а обработка сообщений пр о изводится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban , «точно в срок» и др.

GPS — автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения широты и долготы местон а хождения транспортного средства (судна, самолета, грузового автомобиля и т.п.). Система связана с искусственными спу т никами Земли. Каждый спутник непр е рывно передает в эфир сигналы вр е мени и координаты своего местонахождения. Транспортное средство должно быть оснащено специальным приемным устро й ством, которое принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахо ж дения на дисплей (погрешность результ а тов составляет не более 3-15 м) .

Таким образом, уже существующие и н новации способствуют более эффекти в ной работе логистической сети, но на да н ном этапе не решают всех существующих пр о блем. П остоянно изменяющи еся усл о вия требуется от современного менед ж мента постоянного поиска и внедрения после д них инноваций в области транспор т ной логистики и разработки комплексных стратегий развития фирм на инновацио н ной основе .

Библиографический список

1. Сборник тезисов Второй Международной научно-практической конференции Лог и стика-инновации-менеджмент. -2012.

2. Таланова О.А. Развитие рынка автомобильных грузоперевозок в России / Д.М. Матвеев, О.А. Таланова , Д.В. Меняйкин // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: материалы международной заоч . науч .- практ . конф . – Новосибирск: М е диа центр , 2015. – С. 100-103.

3 . Лавринович М.В., Гурин Д.А., Данилова А.С. Тренды развития транспортной лог и стики в мире // Логистические системы в глобальной экономике. –2012. -№2. –С. 343-347.

4 . Сайт Transmap . Дата обращен ия: 18.04.15. http://www.transmap.ru/

5. Матвеев Д.М. Роль транспортных затрат в повышении конкурентоспособности ро с сийского зерна на мировом рынке / Логистика сегодня. – 2014. – №2. – С. 122-128.

INNOVATION IN TRANSPORT LOGISTICS

AP Pechatnova , student

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

Abstract: The article deals with innovations in transport logistics to optimize transportation. The effect of innovation on issues related to the transportation of goods. The problems of the i n nov a tive strategy on the railroad and modern approaches to solve the problem of movement of tra nsport in terms of traffic jams . And as described in modern information systems to i m pr ove the efficiency of delivery.

Keywords: transport, logistics, innovation, development, technology.



Поделиться