Методология и методы планирования. Методологические основы планирования и прогнозирования в экономике

Понятие модели данных

Модели данных

Модель данных является инструментом моделирования произвольной предметной области.

Модель данных – это совокупность правил порождения структур данных в базе данных, операций над ними, а также ограничений целостности, определяющих допустимые связи и значения данных, последовательность их изменения . Итак, модель данных состоит из трёх частей:

  1. Набор типов структур данных.

Здесь можно провести аналогию с языками программирования, в которых тоже есть предопределённые типы структур данных, такие как скалярные данные, вектора, массивы, структуры (например, тип struct в языке Си) и т.д.

  1. Набор операторов или правил вывода, которые могут быть применены к любым правильным примерам типов данных, перечисленных в (1), чтобы находить, выводить или преобразовывать информацию, содержащуюся в любых частях этих структур в любых комбинациях.

Такими операциями являются: создание и модификация структур данных, внесение новых данных, удаление и модификация существующих данных, поиск данных по различным условиям.

  1. Набор общих правил целостности, которые прямо или косвенно определяют множество непротиворечивых состояний базы данных и/или множество изменений её состояния.

Правила целостности определяются типом данных и предметной областью. Например, значение атрибута Счётчик является целым числом, т.е. может состоять только из цифр. А ограничения предметной области таковы, что это число не может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим подробнее наборы, составляющие модель данных.

Структуризация данных базируется на использовании концепций "агрегации" и "обобщения". Один из первых вариантов структуризации данных был предложен Ассоциацией по языкам обработки данных (Conference on Data Systems Languages, CODASYL) (рис. 2.1).

Рис.2.1 Композиция структур данных по версии CODASYL

Элемент данных – наименьшая поименованная единица данных, к которой СУБД может обращаться непосредственно и с помощью которой выполняется построение всех остальных структур. Для каждого элемента данных должен быть определён его тип.

Агрегат данных – поименованная совокупность элементов данных внутри записи, которую можно рассматривать как единое целое. Агрегат может быть простым (включающим только элементы данных, рис. 2.2,а) и составным (включающим наряду с элементами данных и другие агрегаты, рис. 2.2,б).

Рис.2.2 Примеры агрегатов: а) простой и б) составной агрегат

Запись – поименованная совокупность элементов данных или эле-ментов данных и агрегатов. Запись – это агрегат, не входящий в состав никакого другого агрегата; она может иметь сложную иерархическую структуру, поскольку допускается многократное применение агрегации. Различают тип записи (её структуру) и экземпляр записи, т.е. запись с конкретными значениями элементов данных. Одна запись описывает свойства одной сущности ПО (экземпляра). Иногда термин "запись" за-меняют термином "группа".


Пример записи, содержащей сведения о сотруднике, приведён на рис. 2.3.

Рис.2.3 Пример записи типа СОТРУДНИК

Эта запись имеет несколько элементов данных (Номер пропуска, Должность, Пол и т.д.) и три агрегата: простые агрегаты ФИО и Адрес и повторяющийся агрегат Телефоны . (Повторяющийся агрегат может включаться в запись произвольное число раз).

Среди элементов данных (полей записи) выделяются одно или несколько ключевых полей . Значения ключевых полей позволяют классифицировать сущность, к которой относится конкретная запись. Ключи с уникальными значениями называются потенциальными . Каждый ключ может представлять собой агрегат данных. Один из ключей назначается первичным, остальные являются вторичными. Первичный ключ идентифицирует экземпляр записи, его значение должно быть уникальным и обязательным для записей одного типа. Для примера на рис. 2.3 потенциальными ключами являются поля № пропуска и Паспорт , а первичным ключом целесообразнее выбрать поле № пропуска , т.к. оно явно занимает меньше памяти, чем паспортные данные.

Набор (или групповое отношение ) – поименованная совокупность записей, образующих двухуровневую иерархическую структуру. Каждый тип набора представляет собой связь между двумя или несколькими типами записей. Для каждого типа набора один тип записи объявляется владельцем набора, остальные типы записи объявляются членами набора. Каждый экземпляр набора должен содержать только один экземпляр записи типа владельца и столько экземпляров записей типа членов набора, сколько их связано с владельцем. Для группового отношения также различают тип и экземпляр.

Групповые отношения удобно изображать с помощью диаграммы Бахмана, которая названа так по имени одного из разработчиков сетевой модели данных. Диаграмма Бахмана – это ориентированный граф, вершины которого соответствуют группам (типам записей), а дуги – групповым отношениям (рис. 2.4).

Рис. 2.4 Пример диаграммы Бахмана для фрагмента БД "Город"

Здесь запись типа ПОЛИКЛИНИКА является владельцем записей типа ЖИТЕЛЬ диспансеризация . Запись типа ОРГАНИЗАЦИЯ также является владельцем записей типа ЖИТЕЛЬ и они связаны групповым отношением работают . Записи типа РЭУ и типа ЖИТЕЛЬ являются владельцами записей типа КВАРТИРА с отношениями соответственно обслуживают и проживают . Таким образом, запись одного и того же типа может быть членом одного отношения и владельцем другого.

База данных – поименованная совокупность экземпляров групп и групповых отношений. Это самый высокий уровень структуризации данных.

Примечание : структуризация данных по версии CODASYL используется в сетевой и иерар-хической моделях данных. В реляционной модели принята другая структуризация данных, основанная на теории множеств.

по дисциплине: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

на тему : «Понятие методологии планирования, ее составные элементы.»

Студентка: Смирнова Яна

Факультет: Финансы и кредит

Группа: 13СП (ФК)

Лич.дело:100.28/130291

Преподаватель: Нигматуллин Р.Г.

    Понятие методологии планирования, ее составные элементы………..3

    1. Понятия и принципы методологии планирования………………….3

    Элементы методологии планирования…………………………………11

Список литературы………………………………………………………….14

  1. Понятие методологии планирования, ее составные элементы.

    1. Понятие и принципы методологии планирования.

Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивающихся и совершенствующихся по мере развития самой экономической теории.

Важнейшими составными элементами методологии планирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов. Они обеспечивают: целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов. Методы планирования – способы, приёмы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов.

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является экономическая теория. Макроэкономическая теория - это наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие ее сектора (домохозяйства, бизнес, государственный сектор и т.д. или по другой классификации промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.) и использующая для этого агрегированные макроэкономические показатели и их связи.

План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Частью макроэкономической теории является теория планирования, исследующая принципы на которых строится общегосударственное планирование и посредством которых осуществляется система принятия решений о предстоящем социально- экономическом развитии. Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.

Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Методология базируется на экономической теории, изучающей законы и закономерности развития общества, тенденции воспроизводственных процессов и др. Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования.

Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства.

Организационное направление - исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д.

Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научной обоснованности плановые решений - предполагает учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей общества должно быть исходной позицией общегосударственных планов - экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.

Принцип пропорциональности и сбалансированности - предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:

    установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

    достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

    рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;

    паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.

Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.

Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально- экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

Методы планирования - совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят: балансовый, нормативный различные математические методы, а также программно-целевой метод.

Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе плановых показателей и способах их обоснования.

Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.

Логика планирования - это система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования.

Под технологией планирования понимается - совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.

Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности:

    использование природных ресурсов;

    поступление доходов от имущества юридических и физических лиц;

    налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров;

    бюджетные расходы на содержание госаппарата;

    закупки продукции для государственных нужд;

    финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам;

    привлечение, погашение и обслуживание государственных займов;

    приобретение, продажу, использование государственного имущества;

    деятельность госпредприятий и др.

Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде. 1

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен браться наилучший вариант из двух или нескольких возможных вариантов. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности,

комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние - на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования , т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением, но вых потребностей общества, крупными изменениями в технике и по другим причинам.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был бы направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности . Термин “оптимальный” означает наилучший, т.е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредственно связана с повышением эффективности производства. Оптимальный - это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования.

Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ. Решение указанных задач связано с определением критерия оптимальности, с учетом которого должна осуществляться оценка различных вариантов и выбираться оптимальный вариант.

Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов. 2

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

Директивные планы имеют обязательный характер и выступают в виде законов. Директивные показатели макроэкономических планов должны быть адресными, т.е. определять плановый уровень отдельных показателей, и быть адресованными конкретным исполнителям.

Индикативные планы носят рекомендательный характер, однако субъекты хозяйствования должны учитывать рекомендуемый уровень показателей индикативных планов в своей деятельности. Индикативные показатели должны ориентировать субъектов хозяйствования на выполнение плановых заданий в рамках основных направлений государственной экономической и социальной политики.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.



Поделиться