Инновационное развитие компании: вооружаемся новейшими технологиями. Развитие инновационных технологий предприятия

Догоняющий тип инновационной стратегии в регионах России

Концепция догоняющего типа инновационной стратегии России сформулирована в Постановлении Правительства РФ «О науке и государственной научно-технической политике» « и «Основы научно-технической политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до2010 года и дальнейшую перспективу» и предложения Межведомственной рабочей группы по проблемным вопросам формирования национальной инновационной системы при Совете Безопасности РФ, призванной разработать «Основы инновационной политики РФ». Цель этих инновационных проектов создать предпосылки для опережающего развития регионов, а затем на их основе создать базу для инновационной национальной системы РФ. Сноска Котилко В.В. Грицюк Т.В. Региональный аспект экономической безопасности России».

Концепция догоняющего развития для регионов России в области инновационных технологий и инновационной политики основана на реализации двух сценариев:

Поддержание производства и внедрение новых технологий на действующих крупных предприятиях;

Создание новых предприятий и научно-производственных центров, использующих накопленный научно-исследовательский потенциал, отвечающий мировым стандартам.

При этом опережающими факторами ее реализации выступают наукоемкие технологии, современный менеджмент, высококвалифицированные кадры, и наличие инновационной стратегии (или программы) развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В качестве инновационного цикла в данном случае выступают6

Наукоемкие технологии;

Бизнес-проекты;

Целевые объемы финансирования;

Проектирование и создание предприятий;

Выход на проектный уровень и возврат затраченных финансовых ресурсов.

В качестве условий активизации инновационной деятельности могут выступать: наличие различного рода региональных ресурсов, наличие инновационного и предпринимательского потенциала, принятая долгосрочная и среднесрочная стратегия инновационного развития региона; правовая база для эффективной инновационной деятельности, финансовые ресурсы венчурного типа; инновационная инфраструктура поддержки и реализации инновационных программ; наличие интегрированной схемы управления инновационным процессом.

При этом каждое из этих условий должно быть нацелено на конкретный результат, например, наличие финансовых возможностей – на формирование предложений на инновационную продукцию и услуги; ориентация региональной инновационной стратегии – на государственную и региональную инновационную политику; создание нормативно-правовой базы региональной инновационной политики, - на формирование региональной культуры в обществе; наличие инновационной инфраструктуры направленной на создание и поддержание рынка инновационных услуг, снижение постоянных издержек; формирование интегрированной инновационной системы – на увязку с постоянным мониторингом хода реализации, принятых программ, принятых мероприятий и т.п.

Исследование состояния инновационной сферы производства и инновационного будущего России

Что-нибудь из государства и регионы. Потом цитата их К-л

Исследование состояния инновационной деятельности в России позволило выявить ряд тенденций. Во-первых, низка инновационная активность организаций и предприятий, что обусловлено отсутствием целенаправленного финансового механизма стимулирования и поддержки инновационных процессов на всех уровнях. Во-вторых, недостаточно разработана методическая основа исследования инновационных процессов, а структурная перестройка российской экономики сместила акценты и приоритеты разработки и внедрения нововведений, что предопределяет применение соответствующих методов воздействия, направленных на их создание. В-третьих, общая ограниченность ресурсной базы требует инновационного развития производства, которое, в свою очередь, должно основываться на применении инновационных технологий. В-четвертых, отсутствуют целенаправленное государственное воздействие на инновационные процессы. Выходом из такой ситуации является совершенствование методологической основы финансирования, стимулирования и регулирования инновационной деятельности предприятий.

Изучение экономического содержания инновации;

Исследование содержания и развития инновационной деятельности в сфере предпринимательства;

Анализ и оценка действующего механизма государственного регулирования и стимулирования инноваций в экономически развитых странах;

Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности;

Обоснование нового порядка формирования и использования доходов инновационного предприятия, а также механизма финансирования и стимулирования инновационной деятельности предприятия;

Разработка концепции программы развития инновационной деятельности.

Концептуальный подход разработке программы содержится в программных документах Правительства РФ «Название програмы»2012г., и плане-действий Правительства РФ на 2014-2016 годы».

Это является закономерным и логически четко выстроенным продолжение теоретических концептуальных основ развития отрасли и рада отраслей, заложенных первоначально в «Программе развития федерализма до 2005года». Подобная ситуация у нас в стране складывается и к 2015 году и действенные неотложные меры приняты уже сегодня.

Здесь дать структуру капитальных вложений в России и может быть добавить что-нибудь из СНГ.

Рисунок 1. Расходы на гидрометеорологию, водные ресурсы и водное

Хозяйство в РФ в 2010 году.

Источник: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год».

Довольно объемное и емкое определение термина "инновация" дано в Словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В. А. Макаренко: "Инновация определена следующим структурно-содержательным образом: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий" и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии, синтаксисе.политологии".

Таким образом, инновацию и инновационные процессы управления сложными и многоструктурированными системами в отрасли, можно предположить, что инновации затрагивают все сферы деятельности человека и человеческой деятельности и присущи всему технического прогрессу..

Наиболее существенное различие между структурой в обозначенных выше определениях заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживаться в целом: технократического подхода или логически структурированного, опирающегося на внутренние свойства структур и систем. Распределенных в пространстве, так называемых пространственно-организованных систем с различными уровнями иерархического управления и ирархического соподчинения взаимосвязей в структурах Другой подход основан на пространственно-протяженных системах, опирающие на горизонтальные связи в обществе и обществе, государстве и промышленности; и связанные жестко закрепленными прямыми и обратные с связи в управлении, с наличием жесткого контура управления, или же динамично изменяющего мобильного контура управления на муниципальном уровне.

Инновация рассматривается как результат творческого процесса;

Инновация - процесс внедрения новшеств.

Однако при разработке нормативно-правовой базы и нормативно-законодательной базы, связанной с защитой инноваций и подзаконных актов по инновациям, логически жестко встроенных в законодательство РФ и структурно закрепленных в законодательстве о промышленной собственности и Бюджетном кодексе РФ. В силу этого в нашей стране придерживаются следующего определения: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике, т.е. сама по себе новая идея не является инновацией, если она не реализована в практической деятельности.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются новизна идеи и ее реализация в новой продукции или технологии. Данное определение инновации базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и в Амстердаме в 1989 году в соответствии с международным правом о промышленных международном праве (Мадридский договор). Из ФЗ о Бюджете на 2013год. Они разработаны применительно к технологическим инновациям. Соответственно различают два типа технологических инноваций:

Продуктовые;

Процессные;

Свойства (новые свойства) продукции;

Свойства (новые свойства) вещества (сплавов, технических сплавов);

Сырьевая специализация.

Продуктовые инновации подразумевают внедрение новых или

усовершенствованных продуктов. Они подразделяются на:

Базисные продуктовые инновации;

Улучшающие продуктовые инновации;

Улучшающие инновации свойств вещества;

Улучшающие инновации свойств технологического процесса (технологического передела).

Процессные инновации - освоение новой или усовершенствованной продукции. Выпуск такой продукции возможен только при наличии технологии, оборудования и методов производства и управления. Эти положения практикуются при создании бизнес-инкубаторов или технопарков. Существующие базисные не технические определения инноваций в трудах проф. Л.А. Баева и проф. В.Э. Шугурова, которые предлагают классифицировать по пяти основным признакам:

Объектному;

Процессному;

Объектно-утилитарному;

Процессно-утилитарному;

Процессно-финансовому.

Сущность объектно - процессуалього подхода, изложенного в подзаконных актах РФ, требующих дополнительной законодательной доработки, заключается в том, что в качестве инновации выступает объект-результат НТП (новая техника, технология, новый технологических продукт с заранее неизвестными и малоизученными в отечественной практике свойствами). Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения; улучшающие инновации, реализующие мелкие и средние изобретения; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревшей техники и технологии, тормозящие технический прогресс (моральный износ). В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплекс мероприятий, включающий разработку, внедрение, в производство и коммерциализацию новых продуктов, и создание новых потребительских ценностей - товаров, техники, организационных форм и т.д.

В процессно-утилитарном подходе термин "инновация", в отличие от объектно-утилитарного, представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, т.е. вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Однако, используя только один из вышеприведенных подходов в определении инновации, нельзя раскрыть понятие "инновация" как экономическую категорию. Следовательно, для более четкого и глубокого понимания инновации необходимо использовать системный подход в определении данного термина.

По мнению авторов, изложенных ранее (ссылка на брошюрка) следует различать понятия "новшество" и "инновация". "Новшество" - результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; научных подходов или принципов и т.д.

Инновация же - результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве), так и для накопления или продажи. На "входе" фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь внедрения. На "выходе" фирмы будут только новшества как товары.

На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и критериев категорийности производства, критериями категорийности производства деталей, конструктивных элементов-деталей и конструкторским дизайнерским исполнений конструктивных элементов и конструкций (например, фееритоэлектронных) не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, которая дает конечный, положительный результат. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), т.к. являются его результатом. НТП обеспечивает повышение производительности труда, венчурного бизнеса малых производственных форм (коммандитное товарищество на паях, коммандитное товарищество на паях ПИФОв и селенгов «Русский дом селенга»), а также встроенных форм венчура за счет эффективности производства и за счет совершенствования средств производства и технологий. Инновация возникает как продукт от использования результатов исследований, которые направлены на усовершенствование процесса производства, экономических нормативов, и экономических нормативов предприятий.

Бюджет развития в отрасли и прогнозы развития территории

В бюджете развития РФ на 2013 год обозначены приоритеты развития топливно-энергетической отрасли. Ранее заявленные приоритеты развития и заданные темпы прироста полностью подтвердили себя и способствовали выходу РФ на внутренний рынок СНГ с различного рода инициативными проектами и программами развития государственного сектора экономики, в том числе в исключительной экономической зоне РФ.

Основными районами добычи угля по-прежнему остаются Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный федеральный округа, Ивановская область в России, и аналогично Донбаский регион, Кузбаский регион, Уманьская область Украины.

Таблица 1.

Развитие топливной отрасли в РФ

Показатель

к 2006 г. в %

январь-сентябрь

в т.ч. сентябрь

январь-сентябрь

в т.ч. сентябрь

январь-сентябрь

в т.ч. сентябрь

Добыча угля -всего

в том числе

Каменный уголь

Бурый уголь

Из общего объема добычи угля – добыча угля как коксования

Добыча бурого угля и красно-бурого угля закрытым способом, а также добыча каменного угля в России экономичеым открытым способом в январе-сентябре 2007 года увеличилась на 5,1%, а бурого сократилась на 11,0% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года.

Снижение добычи бурого угля в январе-сентябре 2007 года связано с сокращением его потребления, в основном, электростанциями на выработку электроэнергии и тепла в связи с теплыми погодными условиями за истекший период.

На внутренний рынок России в январе-сентябре 2007 года по оперативной информации Росстата поставлено 132,9 млн.т российского угля (95,5% к соответствующему периоду 2006 года), в том числе на электростанции – 62,3 млн. т (93,2 %), и на нужды коксования – 31,3 млн. т (110,2 %).

Запасы угля у потребителей на 1 октября 2007 года составили 28,6 млн. т – или 98,5% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе на электростанциях -22,2 млн. т (99,4%).

За январь-сентябрь 2007 года выработано 731 млрд. кВт.ч электроэнергии, что на 9,3 млрд. кВт.ч. (1,3%) больше соответствующего периода 2006 года. Относительно низкие темпы роста производства электроэнергии обусловлены сложившимися аномально теплыми погодными условиями в отопительный период текущего года. Производство электроэнергии на гидроэлектростанциях и атомных электростанциях в январе-сентябре 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, увеличилось на 10 млрд. кВТ.ч. (7,7%) и 1,64 млрд. кВт.ч 91,4%), соответственно, а на тепловых уменьшилось на 2,4 млрд. кВТ.ч или 0,5 %.

Рисунок 2. Расходы бюджета на энергетику и формы энергии в 2013г.

Увеличение выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях по сравнению с аналогичным периодом 2007 года связан с благоприятной гидрогеологической обстановкой на рейде рек Европейской части России (Обь, Енисей) и Сибири.

Так в январе-сентябре 2007 года выработка электроэнергии на Волжско-Каском каскаде по сравнению с соответствующим периодом с 2006 года увеличилась на 8,5 млрд. кВТ.ч (30,4%).

Вместе с тем необходимо отметить, что в сентябре 2007 года имело место снижение выработки электроэнергии гидроэлектростанциями к соответствующему периоду 2006 года на 9,7%.

Таблица 2.

Развитие отрасли электроэнергетика в РФ

Показатель

январь-сентябрь

сентябрь

январь-сентябрь

сентябрь

январь-сентябрь

сентябрь

Электроэнергия, млрд. кВТ.ч.

В т.ч. выработка электростанциями

тепловыми

гидроэлектростанциями

атомными

Доля электроэнергии, произведенной гидроэлектростанциями, в общей выработке электроэнергии возросла с 18,0% в январе-сентябре 2007 года, атомными электростанциями –с 15,9 % до 16,0% , а тепловыми электростанциями –уменьшилась соответственно с 66,0% до 64,8%. Потребление электроэнергии на январь-сентябрь 2007г. составило 722,8мдрд. К ВТ.ч., что на 1,8% больше соответствующего периода 2006 года. При этом о рост электропотребления в сентябре 2008 года составил 104,4% к аналогичному периоду 2007 года.

Дальнейшее развитие реформ в этом секторе экономике и дотации в отрасли были представлены в бюджете РФ на 2009 год (рисунок3).

В Красноярском крае разработали Концепцию создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий, которая опирается на (с.61)

В основные направлениях бюджетной политики на период до 2015 года сформированы основные подходы к дотационному финансированию регионов и отраслей промышленности. По прежнему остаются источником финансирования капитального бюджета РФ доходы нефтегазового сектора. Приоритетным и перспективно наукоемким из отраслей промышленности по прежнему остается отрасль энергетика, наноэнергетика, развитием областей термоядерного синтеза, являющегося основой научного потенциала страны.

Таблица 4.

Показатели ненефтегазового баланса в 2011-2014 годах

Показатель

2011 год закон

2012 год закон

2012 год проект

2013 год закон

2013 год проект

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

в том числе:

Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей

Цена на нефть, долл. США за баррель

Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи.

Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.

В 2012 - 2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора.

Как следует из этих данных, для цены на нефть всегда были характерны резкие и, как правило, трудно прогнозируемые изменения. Более того, в настоящее время динамика нефтяных цен во многом определяется ценами на производные финансовые инструменты, в том числе спекулятивные, и политическими факторами. В этой связи есть основания полагать, что в условиях глобализации и неопределенности тенденций экономического развития неустойчивость динамики нефтяных цен усилится.

Это требует взвешенного подхода к формированию прогнозов, особенно для стран, экономика и бюджеты которых в значительной степени зависят от конъюнктуры нефтяного рынка, в том числе и для России.

В 2012 - 2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 3.3):

Таблица 3.3

Динамика доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год (отчет)

2011 год (закон)

2012 год 2013 год 2014 год
Доходы, всего 8 305,4 10 303,4 10 627,8 11 687,6 12 645,5
в %% к ВВП 18,5 19,3 18,5 18,4 18,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы 3 830,7 5 228,2 4 942,2 5 228,6 5 444,3
в %% к ВВП 8,5 9,8 8,6 8,2 7,7
Ненефтегазовые доходы 4 474,7 5 075,2 5 685,6 6 458,9 7 201,2
в %% к ВВП 10,0 9,5 9,9 10,2 10,3
Доля в общем объеме доходов,% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы 46,1 50,7 46,5 44,7 43,1
Ненефтегазовые доходы 53,9 49,3 53,5 55,3 56,9

Показатель

2011 год закон

2014 год
Закон проект закон проект
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей 5 228,2 4 390,0 4 942,2 4 653,2 5 228,6 5 444,3
в том числе:
Нефтегазовые доходы в условиях действующего законодательства 5 228,2 4 390,0 4 792,2 4 653,2 5 060,3 5 258,4
- - 150,0 - 168,3 185,9
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей -5 947,3 - 6 124,5 -6 512,7 -6 448,9 -6 973,0 -7 092,7
в % к ВВП -11,2 -10,9 -11,3 -10,4 -11,0 -10,1
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей 676,9 - 164,0 - 51,4 -
Цена на нефть, долл. США за баррель 105,0 78,0 93,0 79,0 95,0 97,0
Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США за баррель 118,3 113,0 124,6 110,0 125,2 125,7

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2013-2014 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Абак (др.рим, Греция и Китай) – первый механизм, позволяющий упрощать расчеты – таблички (аналог счет), которые позволяли запоминать определенные числа и упрощать расчеты. Например, палочки в Китае накладывались друг на друга.

При этом математический аппарат, т. е. правила по которым осуществлялись вычисления, в первую очередь были сформулированы Аристотелем

400 лет до н. э . – начала математической логики. Этими основами пользовались вплоть до средневековья. Прорыв произошел вIXвеке. н. э. - аль-Хорезми создал труд «Аль-джебар аль-мукабала»: создал алгебру, было введено понятие алгоритма и десятичной системы исчисления. То, что было предложено Хорезми стало использоваться повсеместно в системе финансовых исчислений, в том числе и в Европе. Римские цифры были вытеснены арабскими. Это связано с тем, что именно арабы придумали 0, а это очень удобно. Когда десятичная система исчисления стала данностью начала развиваться математика.

1610 г. Джон Нипир (Naiper) придумал десятичную запятую, таблицы логарифмов (табличные решения для тех, кто не умеет считать, а по таблицам можно находить решения) и счетные кости.

1622 г., Уильям Оухтред (Oughtred): развил идеи Нейпира и изобрел логарифмическую линейку (набор шкал, соединенных на линейке, расстояния между делениями разные).

1624 г. Уильям Шикард (Shickard) придумал «суммирующую машинку». Она могла осуществлять несколько видов операций. Говорят, что похожа она была на ткацкий станок.

1642 г. Блез Паскаль (Pascal ) в Париже придумал для своего отца (сборщика налогов) складывающую механическую машинку. Она была уже несколько лучше и использовалась затем в налоговых органах Франции.

Уже в 1673, Лейбниц (vonLeibniz) создал машинку с 4 операциями (сложение, вычитание, умножение и деление). Так называемый «пошаговый механизм» Нужно оговориться, что значения, однако, не были большие. 1000 или 10000. Но тогда этого было достаточно.

1669 г . Исаак Ньютон разработал основы математического анализа. Этот понятийный аппарат позволял описывать определенных физические процессы и иные явления мира через математические формулы и пр.

Интерес после этого к данной сфере несколько затих. Все, что было создано к тому моменту активно использовалось, но нового не разрабатывалось. Так было до начала 19 века, когда Charles Babbage в Лондоне придумал нескольких «продвинутых» вычислительных машинок (разностную и аналитическую), а так же идею систематизации вычислений (фактически, основы программирования), а так же «математическое обеспечение». Его машинки содержали такие блоки, которых ранее не было. Идея в том, что чтобы вычислять, надо что-то запоминать, там был отдельный элемент –элемент памяти . Для таких целей он ввел функциональное деление элементов:store,mill,control, устройства ввода и вывода информации. Он сделал методическое описание для этих элементов. Аналог такой машины появился только через 80 лет.

1842 г., AugustaAdaKingByronпридумала после ознакомления с работами Бэведжа, что нужно составлять план операций для вычислительных устройств. Для этого необходимо создание библиотеки программ и, более того, подпрограмм.

В 1844 Самуэль Морзе в Вашингтоне, построил телеграф, позволяющий (по проводам) передавать информацию.

Август Куммер (учитель музыки) в 1846 придумал в Петербурге «счислитель Куммера», механический калькулятор, очень продвинутый, выпускался до 70-х годов 20 века.

В 1876 г. А. Г. Белл в США изобрел телефон , возникла система унифицированной передачи информации. Возникла система унифицированной передачи информации.

В 1896 году (очередной пример коммерческого заказа, закончившийся удачной разработки), Г.Холерит создал машину для переписи населения в США. Привлекая определенное финансирование, он основал IBM. В этой машине на вход подавалась информация на перфокартах. Это до 60 годов 20 века использовались. На этих карточках были дырочки, размещенные в определенном порядке, а эти машины их считывали. Так же можно было и хранить информацию таким образом. Холерит и другие стали сочетать такие машины с электроэнергией, хотя бы сначала это и были лишь эксперименты. Постепенно стали возникать электромеханические машины и вычислители. Механические машины, конечно, использовались вплоть до 2 мировой войны. Но начался переход к электронным вычислениям.

1918 г., J.AbrahamиE.Blochпридумали двоичный калькулятор. Кто-то обратил внимание на то, что для решения определенных задач удобнее использовать двоичную систему исчисления (например, когда нужен ответ типа да/ нет). Это была, скорее игрушка, потому что человек и сам мог делать такие вычисления.

1919 г., W.H.EcclesиF.W.Jordanразработали концепцию треггерной схемы. Например, блок имеет 3 входа, один из которых является управляющим, который дает команду, когда нужно считать, а когда считать не надо.

В 1927 году в Массачусетском Технологическом Институте был разработанпервый аналоговый компьютер . Там уже не было механики, а использовались электро-магнитные поля, с чьей помощью осуществлялись те или иные вычисления. Кроме того, были некоторые логические операции и возможность выбора нужных операций. С 1927 года потребности в вычислительных системах резко возросли. Ведущие страны Европы и США стали внедрять их в народное хозяйство. Штучные вещи, но они применялись в тех или иных сферах.

Через 10 лет Штибиц придумал двоичную вычислительную машину. Суть в том, что на вход были десятичная система, а вычислялось в двоичной. Это было просто абассака как прогрессивно.

1938 г. Konrad Zuse , Берлин придумал механическую программируемую цифровую машину -первый компьютер (он был еще механическим).

1939 г. B.HewlettиD.Packardсоздали тоновый генератор. Электрическое устройство с определенными интервалами, выдававшими определенные сигналы (это было необходимо для синхронизации операций).

В 1939 году в Англии состоялся новый методический прорыв, имея новые технологические решения и старую базу, AlanTuring, выдающийся английский кибернетик, развивает теорию алгоритмов, которая существует и поныне. Это математическая основа для современной техники. Кроме того он создал математическую модель компьютера – «Машина Тьюринга». Это лента, на которую заносится информация, и блок, который отрабатывает информацию на лентах в ячейках.

1941 г. KonradZuseразработал первый электронный программируемый калькулятор.

В США в 1942 году Атанасофф и Берри создали первый цифровой компьютер в США.

1944 г, IBMдля военных целей придумали компьютер «markI». Ее особенность заключалась в способности обрабатывать огромные цифры – до 24 знаков. Таблицы стрельбы, например, позволяет разрабатывать.

В 1945 Зюсе придумал первый алгоритмический язык программирования (для своей, естественно, машины). В этом же году, появился первый bug. Сейчас понимается под этим любая ошибка, когда че-то не работает. А тогда жук тупо залез и закоротил схему.

Джон Фон Нейман выдвинул в 1945 году идею внешних запоминающих устройств . Зачем для каких-то операций что-то снова вводить, давайте лучше придумаем внешнее устройство, где можно сохранять информацию и подключать к компьютеру.

1946: в США созданпервый полноценных многофункциональный компьютер ENIAC, весил 30 тонн, включал 18 000 радиоламп и выполнял 100 000 элементарных операций в секунду (0,1MIPS).

1948 г .BellCompanyсоздалипервые транзисторы , которые пришли на смену радиолампам. Когда наслаиваются друг на друга полупроводники (материалы с определенными физическими свойствами) микрозаряды позволяют построить ситуацию, когда по радиолампам передаются разные напряжения. Это и стало толчком к созданию транзисторов (миниатюризация приборов).

В 1949 году ClaudeShennon, известный математик, разработал первый шахматный компьютер. Это был прорыв, возникла инвариантность. Компьтер стал «мыслить» не линейно, а осуществлять выбор.

В 1950 создана SAGE(Semi-Automatic Ground Environment) – система, обрабатывающая информацию с радаров. Сочетание компьютеров и системы передачи данных.

В 1955 IBMсоздал компьютер с плавающей точкой. Позволяет вычислять нецелые цифры.

В 1956 году начался массовый выпуск компьютеров на транзисторах. Сначала это был не бизнес даже.

В 1958 году была разработана интегральная схема (компания в США). Средства соединения различных устройств.

В 1958 в СССР создано устройство «Сетунь», оперировавшее в троичной системе. Конструкциями «Да», «Нет» не описать весь мир. А «Да», «Нет», «Не знаю». Вот теперь заебись!

1959: интегральная схема с соединительными каналами на кремниевой пластине. Хорошая проводимость и не нужно много подпитки.

1961 год. Появились первые миникомпьютеры. Размером с холодильник. А следовательно, появилась возможность их продавать и появился рынок.

1968 г. – основание Intel(RobertNoyceиGordonMoore– бывшие сотрудникиFairchild). Они создали первые вычислительные процессоры. Был обобщен опыт архитектуры процессоров и микросхем.

1969 год: UNIX(первая операционная система), а так же созданAMD.

В 1974 дебют 8-разрядного процесса 8080: 6000 транзисторов, память 64 Кб.

Кроме того, создан процессор Motorola6800 – контроллеры.

1975: была разработана компания Micro-soft(тирэ убрали потом).

1976: Cray-1 (многопроцессорная система для сверхсложных задач) иAppleI(первый массовый компьютер на пол стола «для домохозяек»).

А в 1977 AppleIITV-тюнер и графический монитор. Коммерческая жилка.

1981 год IBMPC.Intel8088. 3000$ в Америке. Огромные бабки. Правда покупали уже, скорее, в офис, но тем не менее.

1984 AppleMacintosh

1990: MSWindows3.0 – производители ОС начали диктовать условия производителям железа.

Ликбез

Булева логика – фактически двоичная логика

Двоичное сложение

Двоичное вычитание

Преобразование чисел:

101 (в двоичной) нужно преобразовать в десятичную – будет 5. Как? Ой, да до жопы. Вообще, в программировании используется обычно шестнадцатиричная система. Но компьютер всегда читает в двоичной системе.

Байт – это единица хранения или обработки цифровой информации (как бы ячейка хранящая 8 бит)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Направления развития инновационных технологий обучения

Шалгимбаева К.Б.

В современных условиях подготовки высококвалифицированных специалистов возрастает актуальность использования в учебном процессе инновационных технологий, базирующихся на интерактивных методах обучения. К ним можно отнести: компьютерные тренинги и симуляции; деловые игры; ситуационный метод (кейс-метод); индивидуальные и командные проекты. Ценность применения этих методик состоит в интенсификации и индивидуализации процесса обучения будущих специалистов, развития их потенциальных способностей, а также способностей самостоятельного принятия решений.

Инновационное образование - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так общества в целом.

Инновационные технологии обучения имеют два направления. Первое направление - "активизация познавательной деятельности" - это информационная модель обучения, когда познавательная деятельности каждого, отдельно взятого студента активизируется средствами ТСО, схемами, наглядностью, аудио-видео средствами и т.д.

Второе направление инновационных технологий - использование " интерактивных технологий обучения ".

В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности, преподавателя и студентов, обучающего и обучающегося.

Интерактивное обучение - это коммуникативно-ориентированное обучение, где обучающийся не пассивный объект, а активный субъект образовательного процесса.

Интерактивные методы можно рассматривать и как эффективный инструмент повышения профессионального мастерства преподавателей. Как показывает практика, эти методы должны соответствовать разным типам аудиторий.

инновационная технология метод обучение

Сегодня в КазНАУ на дневной форме обучения при подготовке менеджеров, маркетологов, экономистов, бухгалтеров и финансистов преподаватели применяют компьютерные тренинги на базе современных интегрированных специализированных пакетов программ, которые используются при изучении многих дисциплины. Среди этих программных продуктов можно отметить: программы для бизнес планирования, менеджмента, стратегического развития предприятия, финансового менеджмента и моделирования, маркетинговых исследований рынка и т.д.

Компьютерные технологии используются преподавателями для проведения экзаменов по многим дисциплинам. Для этого применяются специальные программы диагностики знаний. Функционирование этих программ связано с формализацией отдельных контрольных вопросов, а также заданий в виде проблемных экономических ситуаций, решение которых требуют специальных знаний.

Применение таких технологий позволяет проверить не только уровень достигнутых знаний студентами, но и способность их реагировать на изменение экономической ситуации, а также объективно оценить общий уровень мастерства .

Использование компьютерных информационно-справочных систем в учебном процессе позволяет студентам оперативно получить необходимую информацию, что также положительно влияет на уровень подготовки специалистов.

Среди современных методов обучения привлекает внимание ситуационный метод (кейс-метод), который применяется во многих высших учебных заведениях передовых стран.

Использования этого метода в Университетах США, Израиля, Англии на занятиях по кейс - ориентированным дисциплинам позволило убедиться в его эффективности. Прежде всего, это связано с тем, что кейс метод органично вписывался в качественно составленные рабочие программы дисциплин и в подготовительной студенческой аудитории обеспечивал достижение целей каждого курса.

В КазНАУ на факультете " Экономика и право " кейс-метод и деловые игры внедряются при чтении дисциплины " Международный финансовый менеджмент ".

Деловые игры организовываются по комплексной тематике и проводятся в специально подготовленных аудиториях. Каждый студент получает персональное задание в игре и придерживается функциональных требований своей роли. Это позволяет повысить заинтересованность студентов в выполнении порученных им заданий, а также дает возможность глубже познакомится с конкретными ситуациями, которые являются результатом производственно-финансовой деятельности предприятия или госучреждения. По завершении деловой игры проводятся итоги, обосновываются и анализируются итоги проведенных работ, а также предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия.

Деловые игры, как метод обучения, формируют у будущих специалистов экономический образ мышления, навыки творческого подхода к практической работе, а также нахождения уникальных решений иногда нестандартных проблем .

В начале изучения дисциплины проводится тестирование студентов, которые затем разбиваются на группы для командной работы и получения ситуационных заданий. Обсуждение кейсов, разработанных на казахстанских материалах по отдельным темам курса, происходит в сформированных группах. Приятно отметить, что студенты иногда настолько увлекаются ситуацией, что буквально забывают о том, что события происходят в аудитории. Занятие превращается в интерактивное благодаря его активизации через действие, диалоги, эмоции и командные усилия.

Основными причинами, сдерживающими широкое внедрение и использование интеллектуальных методов обучения в Университетах РК, являются :

· Ограниченный контингент преподавателей, которые готовы преподавать на базе интерактивных методов обучения: кейс-метода, деловых игр, и т.п.;

· Отсутствие системы стимулирования разработок преподавателями рабочих учебных программ, ориентированных на использование новых технологий обучения;

· Недостаток практических учебных материалов для преподавания дисциплин на основе интерактивных методов обучения;

· Ограниченные финансовые ресурсы для оснащения аудиторий современной оргтехникой.

Общество все чаще обращает внимания и взоры в сторону образования, так как от того, какие знания, идеи, мысли будут заложены в умы сегодняшнего молодого поколения. Эта тенденция характерна для всех стран и находит свое отражение в поиске новых форм получения знаний. Для того, чтобы улучшить качество преподавания. Ведь большинство граждан выбирают более качественную подготовку преподавателей, высокие стандарты, совершенствование методик и техники обучения. Новая волна в технологии, соединенная с экономическим ростом, оказывает значительное влияние на высшие учебные заведения. На первый план начинает выходить концепция пожизненного, индивидуального образования, которая отличается от традиционного урегулирования деятельности университетского городка. Под влиянием развития остальных сфер деятельности все высшее образование будет подвергаться изменениям на протяжении следующих 10 лет. Отсюда, возникают два основных вопрос. Первый вопрос возможность получения и наличие образовательных ресурсов, контроль государства . Второй вопрос в большей степени касается академических программ . Основные усилия университетов должны быть направлены на сдерживание стоимости обучения, обеспечения роста его эффективности, ответственности за качество обучения . Кроме того, государственная политика будет по-прежнему определять уровень финансовой помощи студентам и финансирования проводимых исследований . Значительное влияние на формирование бюджетов нового типа будут оказывать средства, выделяемые из местных бюджетов . Вопрос, касающийся академических программ, включает в себя следующие важные составляющие :

· вопрос доступа к высшему образованию;

· качество образования, преподавания, исследований;

· увеличивающая потребность в пожизненном образовании;

· интернационализация образования и коммерции;

· окружающая среда преподавателей;

· угроза роста конкуренции со стороны коммерческих высших учебных заведений;

· темпы внедрения новых технологий.

Вероятно, что в следующее общество столкнется со значительным влиянием возникших технологий в различных областях знаний, таких как Интернет, и связанные с ними компьютерные технологии, генетика, молекулярная биология. Наиболее существенное влияние уже сейчас оказывают Интернет телекоммуникации, компьютеры и компьютерные технологии. Также становится очевидным, что Интернет и связанные с ним технологии предъявляют все новые требования к знаниям служащих, одновременно способствуя росту необходимости в дальнейшем образовании. Такое обучение необходимо, чтобы, или продвинуться по карьерной лестнице, или хотя бы, остаться на достигнутом уровне. Интернет будет одновременно и катализатором больших изменений, и инструментом, которым мы можем ответить на этот вызов. Кроме того, успехи развития телекоммуникаций и компьютерных технологий не только быстро изменяют коммерческую сторону глобальной экономики, но и ускоряют ее интернационализацию. Существование таких технологий дает значительный толчок к увеличению конкуренции со стороны растущего числа высших учебных заведений, работающих на коммерческой основе.

Таким образом, новые технологии, Интернет, телекоммуникации и компьютеры, представляют основной стратегический вопрос, с которым университеты должны будут иметь будущем .

Только за последние годы, по самым скромным оценкам, от 80 до 100 миллионов людей получили доступ к World Wide Web (WWW) через software программы. За то время общество прошло путь практически от нулевого доступа к доступу для 100 миллионов людей. Такое проникновение за короткий промежуток времени должно стать звонком для нас, что если мы не будем лидерами в развитии технологии, то ими будет кто-то другой.

Конечно же, большое будет оказывать Интернет на высшее образование в течение следующих лет. Во-первых, сеть станет местом, связывающим различные ВУЗы друг с другом; во-вторых, Интернет даст людям доступ к высшему образованию вне зависимости от того, где они находятся; в-третьих, обеспечит развитие новых возможностей обучения. Интернет позволяет соединить их вместе преодолев ограничения каждого. Будущее образования находится за пределами традиционных универсальных городков, за пределами традиционных аудиторий. Развитие компьютерной техники и коммуникаций вызвало значительные изменения в образовательных потребностях, а именно проявляется потребность в образовании на протяжении всей жизни. Так 80% взрослого населения развитых стран считает, что дополнительное обучение и образование является важным моментом для успешной работы; связанной с профессией; людей более привлекает дополнительное образование, имеющее относительно больший доступ из дома и компьютеров на рабочем месте. В последнее время все большую популярность среди населения развитых стран и нашей страны получает дистанционное образование. Оно представляет собой систему или процесс, который связывает учащегося с распределяемыми ресурсами знаний. Хотя дистанционное образование проявляется в различных формах, оно имеет общие характеристики: разделение места и времени между преподавателем и студентом; среди обучающихся, и между учащимся и ресурсами знаний, поставляемыми через одно или более средство распространения; использование электронных средств при этом не обязательно. Обучающийся - индивидуум или группа людей, которые нуждаются в знаниях, предлагаемые поставщиком (провайдером). Провайдер - это организация, которая создает возможности для получения знаний и обеспечивает их доступность. Основные принципы дистанционного образования:

· обучение должно иметь ясную цель с конкретными задачами и результатами. Наибольшего успеха при получении дистанционного образования добиваются те студенты, которые имеют собственные, четко сформулированные цели, так как такое обучение требует от обучающихся большей самодисциплины, чем традиционное. Большинство обучающихся старшего возраста предпочитают гибкие программы обучения и хотят получить практическую информацию, которую они могут использовать немедленно на постоянной работе. Ориентированная на студента стратегия включает модульные, автономные единицы, которые совмещаются с короткими перерывами в обучении, а изучаемые модули должны быть гибкими, открытыми и само направленными.

· Обучающийся активно занят. Обучение через практику, аналогию, ассимиляцию становится все более важными педагогическими формами.

· Окружающая среда позволяет для обучения широкое разнообразие средств. Различные стили преподавания используют все возможные средства для достижения необходимых результатов. Методики и технологии дистанционного образования поддерживаются широким разнообразием академических предложений, включающих курсы обучения с получением кредитов и без, однодневные и многодневные семинары и симпозиумы, программы профессионального обучения и т.д.

· Процесс образования должен включать инструменты и средства обучения, базирующиеся не только на проблемах, но и на знании. Проблемное обучение обучения вовлекает методы познания более высокого уровня такие как, анализ, синтез и оценка, в то время как обучение, основанное на знании, вовлекает знание, понимание, применение;

· Дистанционное образование является составной частью общей системы образования, следовательно, играет большую социальную роль в демократическом обществе. Изменение модели мышления, развитие новых знаний поощряют использование критического мышления. Как известно каждый университет использует свои собственные программы развития дистанционного образования. Основным средством коммуникаций и распространения информации является Интернет, но при этом широко используются и другие средства - видеокассеты, CDROMы, учебники. Преподаватель (инструктор) и автор курса не обязательно должен быть одним и тем же лицом. Автор формирует и создает содержание курса, инструктор преподает этот курс или программу.

В настоящее время в РК проводиться эксперимент по развитию дистанционного образования негосударственными высшими учебными заведениями, участия в котором сельскохозяйственные ВУЗы пока не принимают . Развитие же системы дистанционного образования сельскохозяйственными вузами РК имеет свои давние предпосылки . Прототипом такого обучения можно, в какой-то степени, назвать заочное образование, которое также предоставляет возможность получения знаний на расстоянии . Кроме того, все большее число ВУЗов стремится техническую базу, видя в этом основу конкурентоспособности в будущем . Становится очевидной необходимость получения дальнейшего образования в течение жизни . Развитие дистанционного обучения представляет особой интерес для роста конкурентоспособности системы высшего образования в РК .

Литература

1. А.М. Зобов, Н.Б. Филиппов, А.И. Наумов, Как работать с модульной программой.

2. Карен Брукс "Программа обмена опытом преподавания" Мировой банк,

3. Шаповал Е.Ф. "Интерактивные методы новых технологий обучения" Мировой банк, 2000.

4. Schutte, "Virtual teaching in higher education: the new intellectual superhighway or just another traffic jam?" California State University.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возможности использования инновационных технологий развития творческих способностей учащихся в процессе обучения в учреждении начального профессионального образования. Разработка, реализация программы, направленной на развитие творческих способностей.

    практическая работа , добавлен 27.07.2010

    Педагогические технологии. Технология развития нововведений в обучении истории. Роль инновационных технологий в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в целях повышения эффективности обучения истории. Метод интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Педагогические условия использования инновационных технологий. Реализация педагогических условий эффективного использования инновационных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Обоснование необходимости как профессионального так и личностного развития студента. Модель эффективного использования интерактивных технологий обучения иностранным языкам для формирования конкурентоспособности у будущих специалистов на рынке труда.

    статья , добавлен 13.11.2017

    Необходимость ориентирования педагогического процесса на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Характеристика игрового метода обучения. Анализ результатов исследования применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир".

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Получение среднего образования и духовного развития в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Изучение инновационных форм обучения, их классификация, возможности их положительной реализации в процессе дифференцированного обучения на практике.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Обоснование педагогических инновационных процессов. Качественное различие инновационного и традиционного обучения. Применение метода case-study в процессе проведения практики по дисциплине "Региональная экономика" на кафедре "Финансы и менеджмент".

    дипломная работа , добавлен 29.05.2013

    Изучение положительных и отрицательных сторон внедрения новых информационных технологий в ВУЗе, их влияния на развитие процесса обучения. Особенности управления познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Виды инновационных форм обучения в профессиональном образовании. Повышение эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум" в процессе преподавания дисциплины "Основы экономики".

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения. Личностно-ориентированные модели обучения. Применение проектной деятельности на уроках. Роль инновационных педагогических моделей в процессе развития личности ребенка.

Осипова Анжелика

Руководитель проекта:

Кривомазова Оксана Сергеевна

Учреждение:

МБОУ «Новониколаевская СОШ» Алтайского края

В представленном исследовательском проекте по географии «Развитие инновационных технологий в аграрной промышленности» автор изучает новые технологии, которые постепенно внедряются на предприятиях агропромышленного комплекса.

В процессе работы над исследовательским проектом по географии «Развитие инновационных технологий в аграрной промышленности» ученицей 9 класса была поставлена цель определить эффективность применения инновационных технологий на зерноперерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса на примере ОАО «Мельник


В основе исследовательской работы по географии «Развитие инновационных технологий в аграрной промышленности» лежит анализ работы и этапов развития ОАО "Мельник" с момента его основания и в условиях современности.

В предложенном проекте по географии «Развитие инновационных технологий в аграрной промышленности» автором были изложены результаты и способы применения инновационных технологий на зерноперерабатывающем предприятии, а также проблемы и перспективы внедрения новшеств в производственный процесс.

Введение
1. Общая характеристика ОАО «Мельник ».
2. Исторический обзор развития предприятия ОАО «Мельник ».
3. Использование инновационных технологий на предприятии при переработке зерновой продукции.
4. Проблемы и перспективы развития.
Заключение
Литература

Введение


Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития зерноперерабатывающих предприятий Российской Федерации предполагает ускоренное решение одной из сложнейших стратегических задач – повышение конкурентоспособности, тесно связанное с активизацией инновационных процессов.

Агропромышленная компания "Мельник" заслуженно является одной из наиболее старейших и уважаемых в своей отрасли не только в Алтайском крае, но и за его пределами. 19 декабря 2017 года ей исполнилось 85 лет.

«Мельник » всегда был славен тем, что добивался успехов в сложнейших исторических ситуациях, а каждая из таких побед становилась заметной вехой в развитии Сегодня «Мельник » занимает около 7% российского макаронного рынка. По мощности макаронная фабрика «Мельника » находится на четвёртом месте в России и является крупнейшей за Уралом 1.

Новизна работы заключается в том, что предпринимается попытка объективно оценить развитие инновационных технологий на зерноперерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса Алтайского края на примере ОАО «Мельник ». В работе проводится анализ ситуации на основе статистических данных, аналитического материала, полученного в результате проведённого исследования.

Объектом нашего исследования является инновационные технологии на зерноперерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса на примере ОАО «Мельник ».

Предмет нашего исследования – использование инновационных технологий на зерноперерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса на примере ОАО «Мельник » в началеXXI в.

Цель работы - определить эффективность применения инновационных технологий на зерноперерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса на примере ОАО «Мельник » во время ужесточения конкуренции.

Общая цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Изучить историю и особенности предприятия.

2. Изучить эффективность применения инновационных технологий в ОАО «Мельник ».

3. Исследовать проблемы и перспективы развития предприятия.

При проведении исследования мы применяли следующие методы: методы анализа и сравнения литературы, позволяющие исследовать эффективность применения современных технологий.

Главными источниками по нашей теме являются статистические и аналитические материалы официального сайта ОАО «Мельник », публикации средств массовой информации.

Инновации - это нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта. Инновационное развитие - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Инновация характеризуется более высоким научно-техническим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта и услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Оно более широкое, чем понятие «новая техника», так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и прочих механизмов и инструмента, используемых в производстве. Однако инновация - это не просто объект, внедрённый в производство, а успешно внедрённый и приносящий прибыль. Инновации - это одновременное проявление двух миров - мира техники и мира бизнеса. Когда изменения происходят только на уровне технологии - это изобретения, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

* состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно регулирования и т.д.);

* состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

* специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Широкое толкование инновационной деятельности, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом. Однако при этом происходит смешение научных и инновационных приоритетов, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Научно-технический прогресс разделяют условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие: научно-технических достижений и производственно-технических достижений.

В первом случае результатами научно-технического прогресса являются научные достижения? новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

· профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;

· практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм «заказ - исполнение»;

· обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;

· исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации, востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями).

Если говорить о состоянии наукоемких отраслей в России, то наша страна, несмотря на переживаемые трудности, пока еще сохраняет передовые позиции по ряду наукоемких областей. Об этом свидетельствует то, что она входит в число мировых лидеров в ракетно-космической области, участвует в международных космических программах, поддерживает научную инфраструктуру для создания авиационно-космической продукции (наряду с США и объединенной Европой), а также конкурентоспособность военной авиации. Сохранены ядерные технологии, обеспечивающие проведение политики ядерного сдерживания в военной области и развитие атомной энергетики. Достаточно прочные позиции Россия занимает в области оптоэлектронных и лазерных технологий, поддерживает мировой уровень военной (в первую очередь - высокочастотной) радиоэлектроники. Высокие достижения имеются в области базовых технологий спецхимии и энергонасыщенных материалов для создания продуктов с параметрами, превышающими мировой уровень. В России успешно ведутся технологические разработки новых материалов (особенно высокопрочных, композиционных и высокотемпературных материалов), обеспечивающих возможность создания новых изделий с высоким комплексом заданных свойств, лидерство в титановом производстве. Мировому уровню соответствуют системы математического моделирования, получены впечатляющие результаты в бесклеточной биотехнологии производства белка. Вместе с тем существует достаточно глубокое отставание России по ряду технологических направлений, к которым, прежде всего, следует отнести информационные технологии, микронаноэлектронные технологии, технологии энергетики и энергосбережения, а также технологии обеспечения экологической безопасности. К тому же в России пока еще недостаточен опыт инновационной деятельности промышленных организаций в условиях рыночных отношений. Поэтому сегодня крайне важно, изучая и используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, разрабатывать собственные научно-практические рекомендации для организации менеджмента инновационной деятельности в отдельной организации и экономике страны в целом.

Одним из тех, кто первый заявил о необходимости перехода к инновационному пути развития, был Президент РФ Д.А. Медведев на заседании президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации». По его словам «успех на этом направлении для нас имеет ключевое значение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашей экономики, но с ростом связан и ощутимый рост качества жизни наших людей».

И действительно, современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства, присущих именно инновационной экономике. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 80% прироста ВВП. Так же для современного экономического роста характерен переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретения оборудования и строительство. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран. Интенсивность НИОКР и качество человеческого потенциала определяет сегодня возможности и уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научно-технического прогресса и развития инновационной экономики.

Но для развития инновационной экономики необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо создание системной государственной политики, направленной на развитие наукоемкой отрасли, которая в течении уже полутора десятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования к рыночной экономике фактически отсутствовало. Чтобы ее создать и правильно сориентировать, необходимо четкое понимание, с одной стороны закономерностей современного экономического роста, и с другой стороны, сравнительных национальных преимуществ, использование которых должно лечь в основу политики развития.

Во-вторых, необходимо резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности. Для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение 15 лет должны расти на 18% к предшествующему году. По оценкам С.Ю. Глазьева объем производственных инвестиций должен быть увеличен вдвое, а НИОКР впятеро. Сделать это надо в ближайшие время, поскольку вследствие износа производственных фондов, большая их часть может выбыть уже до конца текущего десятилетия.

После того, как перед Российской экономикой была поставлена задача перехода на инновационный путь развития, актуальной стала задача выбора приоритетных направлений инновационного развития. Среди таких направлений можно выделить: освоение современных информационных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований; развитие нанотехнологий; развитие лазерных технологий; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины; комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций; развитие технологий переработки и использования природного газа; развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления; развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок; развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи; применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Но, к сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу, а сложившаяся в России модель инвестирования характеризуется маломощностью, неэффективностью и примитивностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в инвестиции. Главными инвесторами являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится более 60% всего объёма инвестиций, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционные проекты. Изменению данной ситуации может способствовать ряд мер, которые может принять государство для поддержки инновационной сферы. К их числу относятся:

· Смешанное и прямое бюджетное финансирование инновационных проектов

· Бюджетное кредитование инновационных проектов

· Практика налоговых льгот и стимулирование инновационных проектов

· Формирование государственной системы страхования инновационных рисков для малых и средних фирм

· Создание крупных федеральных программ инновационного характера, охватывающего весь комплекс мер, необходимых для стимуляции и развития инновационного бизнеса.

Так же одной из главных задач становится обучение высококвалифицированных специалистов. Ведь в условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) совершенно меняется отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. И потому современная концепция подготовки кадров должна содержать много нового, в центре внимания должно находиться становление, развитие и способность к самореализации творческой, креативной личности. Сегодня как никогда востребованы специалисты с постоянной нацеленностью на инициативу, на генерацию перспективных научно-технических нововведений, на изыскание путей и методов их практической реализации в инновациях, а также высококвалифицированные, высокоинтеллектуальные специалисты, системные менеджеры инновационного процесса. Их надо искать и находить, заботливо учить буквально с первых шагов бережно вести по жизненному пути. Следует совершенствовать систему непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции. Пора перестать рассматривать подготовку кадров, укрепление их творческого потенциала как издержки производства, а рассматривать её как долгосрочные инвестиции в устойчивое развитие предприятия, организации, региона, всей страны. Но обучить специалистов еще недостаточно, одной из главных задач является привлечение их к научным работам на территории Российской федерации, поскольку много наших одаренных специалистов работает за рубежом на благо других стран.



Поделиться