Власть и организационная иерархия. Иерархия власти в организации

Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления

В процессах управления в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти. Её успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.).

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъектом может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего он должен стоять выше по иерархическому признаку и иметь возможность отдавать приказы и распоряжения.

Иерархия – «служебная лестница», последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Различают иерархию властную, бюрократическую, военную, партийную и т.д. Иерархия (от греч. hieros -священный и arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократии, а в теории организации – как принцип управления. Этот термин связан с властью.

Иерархический признак, во-первых, означает централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим. Особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительных функций. Во-вторых, иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть действует принцип подчинения члена организации правилам, стандартам организации. За отклонение от этих безличностных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры принуждения.



В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий но уровням иерархии (Рис. 13). Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами.

Рис. 13. Распределение в организации прав и ответственности по системам «елочка» и «матрешка»

Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого, система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя.

Такая система является основой по М. Веберу бюрократической организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она позволяет легко найти ответственного за неудачу в организации. Её недостатком является то, что в рамках распространенной функциональной департаментализации она ослабляет функциональные права.

Вторая система – система двойного или множественного подчинения «матрешка» – исторически строилась на комбинации отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской культурой. В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность всех вышестоящих руководителей полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность размыты между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Им может стать руководитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели.

Система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имеющих одинаковые полномочия относительно объекта управления. Такое положение уводит окончательное решение на самый верх организации и позволяет тем самым осуществлять тотальный контроль. Однако надо помнить, что власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек, определяется не только уровнем его формальных полномочий, но и степенью зависимости от другого лица. Помимо возможности и прав субъект власти должен иметь желание руководить и готовность брать на себя связанную с этим ответственность, а также быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью подчинения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твердой руки» является благоприятной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Вопросы властного управления особенно остро встали в России при переходе к новым формам государственности и новым социально-экономическим отношениям, когда началось становление рынка и предпринимательства, развитие многообразных форм собственности, а также в связи с перспективами вступления современного мира в стадию информационного общества. Требуется поэтому заново осмыслить всю властную практику и радикально ее изменить. Без этого невозможно создать условия для действенного функционирования всех видов и уровней власти.

Власть (англ, право управления) –

1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоивших их себе.

В управленческой литературе власть понимается как возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

· власть – это потенциал, имеющейся не только тогда, когда применяется;

· между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

· тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся власть. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуации, и тех, кто в нее вовлечен.

Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью. Необходимо также учесть предрасположенность человека к власти. Данное предрасположение выступает как черта характера человека.

Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, предоставлении работы и тому подобное. Но и подчиненные обладают определенной степенью власти над руководителем. Она проявляется в зависимости руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнять работу.

Сила власти зависит от нескольких факторов:

· участия в управлении, при котором возникает понимание своей роли в общем процессе движения к цели. Участие в управлении является средством самоутверждения личности, потребность участия в управлении является одной из реальных потребностей человека.;

· социально-психологических особенностей личности (уровень образования, тип характера, возраст и т.д.);

· цели управления. Люди должны знать, на какие цели ориентирован руководитель и соответствуют ли эти цели их интересам, насколько они реальны;

· типа управления должен соответствовать конкретной обстановке и реально существующей ситуации;

· достаточности полномочий руководителя при принятии управленческих решений;

· авторитета руководителя и доверия его опыту, квалификации, интеллекту и воле. Он формируется на базе общей заинтересованности и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения;

· социально-психологической атмосферы деятельности которая благоприятствует позитивной реакции на управленческое решение;

· влияния внешней среды в деятельности фирмы.

Виды власти

Специалистами разработано много разных подходов к классификации власти. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Выделяют две группы источников власти. Первая имеет личностную основу власти и включает следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиль руководства.

Выделяются следующие качества харизматической личности:

· свойство заряжать своей энергией окружающих;

· внушительная внешность;

· независимость характера;

· уверенная манера держаться;

· хорошие риторические способности.

Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Каждый руководитель использует свое право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным.

Потребности во власти – дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

Вторая группа – организационная основа власти, куда входят: законная власть, принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.

Законная или традиционная власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Как правило, люди подчиняются начальникам, занимающим должности, стоящие на более высоком уровне управленческой иерархии. В этом случае подчиненный реагирует не на личность, а на должность.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто принимает окончательное решение. В основном решения в той или иной мере – групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвуют более одного человека.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т. п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Отмечено, что этот тип власти является достаточно эффективным способом влияния на людей. Сила власти вознаграждения нередко используется для подкрепления права на власть. В значительной мере сила она определяется уровнем формального права на власть. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя их. К этому приводит поощрение подчиненных, не выполнивших порученные задания. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, определяется прежде всего тем, что не просто определить, что же сочтут за вознаграждение. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение. И поскольку все люди разные, то, что одному представляется ценным, может не показаться таковым другому или тому же первому только в иной ситуации. Поэтому хороший руководитель должен использовать как эти, так и другие способы влияния.

Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.д. Подчиненные следуют указаниям, поскольку боятся быть уволенными. Поэтому в основе этого источника лежит страх. Следует помнить, что вообще власть чаще используется там, где поведение отклоняется от установленных образцов. Однако надо помнить, что страх ограничивает инициативу, творчество и может даже вести к свертыванию работы. Руководители, как и в случае с вознаграждением, могут сами ослаблять власть принуждения своими неверными действиями, несправедливо наказывая подчиненных.

Организация обладает различными ресурсами (сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства и т.д.). Регулирование доступа ресурсам образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффективно применять другие источники власти, для влияния на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи усвоенной, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.

В психологии управления, помимо названных типов, выделяют еще некоторые виды власти.

1. Власть влияния. Общаясь с руководителем, подчиненные ощущают властную функцию как их непосредственного начальника, так и вышестоящего начальника. Сила власти в таком случае носит обобщенный характер.

2. Власть компетенции. Благодаря своей профессиональной подготовленности руководитель наделен правом выступать не только в качестве эксперта, но и «судьи» по всем решаемым вопросам.

4. Власть награждать и миловать. Люди охотно повинуются тем, кто имеет право награждать и миловать. Этот способ власти часто называют методом «кнута и пряника». Власть такого рода сродни силе.

5. Власть группового давления – влияние группы, ее позиции, поведения, отношения.

6. Власть традиции. Традиции – это совокупность привычек и ожиданий, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. Но каждый человек старается их избежать и поэтому находится во власти. Традиции могут возникать как стихийно, так и сознательно в процессах управления. Хотя с незапамятных времен традиция была эффективным средством влияния, за последние годы ее эффективность падает. Чтобы соответствовать окружению, организация должна вносить изменения в свою политику, стратегию, методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, сопротивляются переменам, могут оказаться перед проблемой вымирания.

7. Власть убеждений проявляется в подчиненности своим убеждениям. Как правило, путь формирования убеждений очень сложный и противоречивый. Каждый человек обладает убеждениями, и убеждения эти различны. Но когда убеждения действительно сложились, они оказывают устойчивую связь и определяют поведение человека, иногда даже вопреки формальным распоряжениям. Власть убеждений может быть весьма сильной и устойчивой. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, он оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность, какой бы она ни была. При этом руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. Руководитель должен заслужить доверие. Поэтому его аргументация определяется интеллектуальным уровнем подчиненных. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его подчиненных. Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется много времени и усилий. Однако то преимущество которое мы имеем от этого типа власти, несравненно выгодно. Подчиненный постарается выполнять больше, чем требуется по минимуму, так как его действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях.

Все рассмотренные формы власти, как правило, сочетаются в деятельности руководителя, а одним из важнейших его профессиональных качеств является не только комплексная опора на все эти формы, но и их дозировка в зависимости от ситуации, в отношении которой они используются.

Стили руководства

Категория власти, а также существование ее основных форм лежит в основе ряда закономерностей теории управления и в частности в социологии и психологии управления. Властные регуляторы управленческой деятельности определяют стиль руководства. Главный критерий, заложенный в самой сути управления, заключается в формах реализации руководителем своих полномочий. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства.

Под стилем руководства понимаются «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя»

Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный (Рис. 14).

Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, берет на себя всю ответственность за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает авторитарный тип руководства. Авторитарный стиль также характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением главным образом административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель – автократ не советуется с подчиненными, решения принимает единолично, тон обращения к подчиненным категоричный, приказной, инициативные предложения отвергает, часто прибегает к санкциям, не проявляет должной заботы о подчиненных, исполнителях.

    Дайте характеристику взаимодействия участников выбора управленческого решения.

    Раскройте суть отношений «субъект – власть – лидерство» как объекта управленческих отношений.

    Насколько делегирование полномочий по принятию управленческого решения является необходимым процессом.

    В чем заключается социально – психологическая согласованность при принятии и реализации управленческих решений.

    Дайте характеристику социальных, психологических и этических методов достижения взаимодействия при принятии управленческих решений.

    В чем заключаются причины возникновения конфликтов при принятии управленческих решений.

Тема 8. Организация и контроль выполнения управленческого решения

Вопросы к практическому занятию

    В чем заключаются основные проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

    Назовите особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

    Почему необходимо стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

    В чем заключается контроль реализации управленческих решений.

    Раскройте социально – психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения.

    Какие методы контроля и оценки решений вы знаете.

    Почему необходима и в чем заключается ответственность за выполнение управленческих решений.

Тема 9. Оценка эффективности и качества управленческого решения

Вопросы к практическому занятию

    Почему решения можно рассматривать как инструмент реализации изменений в функционировании и развития организаций.

    В чем заключается эффективность решений.

    Дайте определение понятиям «качество управленческой деятельности» и «качество управленческого решения». Дайте определение понятию «супероптимальное решение».

    Какое место занимают «супероптимальные решения» среди качественных и эффективных.

    Роль синергического эффекта в формировании «супероптимальных решений».

    Перечислите приемы и методы разработки «супероптимальных решений».

1. Определение власти

2. Источники власти

3. Принятие решения в управлении

4. Модели принятия решения

5. Общий итог

Определение власти

Власть – явле­ние многомерное.

С дав­них времен порождали столько объ­яснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление, как феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и го­сударственными институтами.

Бертран Рассел рассматривал власть как фундаментальное, объ­единяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике. Сегодня науки об обществе и поведении в нем еще далеки от того, чтобы сделать власть центральным объяснительным понятием, хотя тенденция к этому уже намечается повсюду.

Феномены власти чрезвычайно сложны, основы­ваются они на повсеместно встреча­ющейся ситуации социального кон­фликта, возникающего из-за несовме­стимости целей различных людей или средств их достижения. Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с представлениями о принуждении, уг­нетении, насилии или несправедли­вом господстве. Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней мере, ней­трально оцениваемые явления, такие, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние.

Что же такое власть? Необходимо ответить на этот вопрос, прежде чем перейти к рассмотре­нию того, что следует подразумевать под мотивом власти, нам необходимо добиться большей ясности в понима­нии самого явления, называемого властью. Науки об обществе, в частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде всего, в анализе сложивших­ся отношений власти и их объясне­нии постфактум, в науках же о пове­дении, и в психологии в том числе, акцент ставится, скорее, на исследо­вании процесса использования вла­сти и его предсказаний. Достаточно сильно отличается взглядына власть представителей разных наук дисциплин. Можно привести определение власти подчеркивающие разные стороны этого феномена: определение социолога «власть означает любую закрепленную социальными отношени­ями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается»(Макс Вебер), философа - «власть может быть определена как достижение намеченных эффектов»(Бертран Рассел), политолога(Р. Э. Дал) «Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать».

В этих случаях о власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побу­дить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать.Только сог­ласно второму определению власти, любое до­стижение намеченного результата действия уже есть проявление вла­сти - независимо от того, приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.

В психологии власти это некая все­общая способность. Такое представ­ление о власти свойственно наивной теории действия, сог­ласно которой каждое действие вме­сте со своим результатом порождает­ся двумя видами факторов «могу» (основывающимся на отношении власти субъекта, т. е. его сил и спо­собностей) к противодействующим ему внешним силам, и «старанием» (т.е. решимостью субъекта дей­ствовать, определяемой тем, сколь­ко он вкладывает в это сил). Каждый эффект, который производит индивид, воздей­ствуя на окружающий его мир (при­чем не только на мир социальных объектов), определяется его властью, понимаемой как способность, сила или компетентность.

Источники власти

Источники власти – средства подкрепления, с помощью которых он сможет обес­печить удовлетворение соответству­ющих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Такие ресурсы, особые для каж­дого мотива, мы будем называть ис­точниками власти выделили пять видов источников власти, позднее Равен и Круглански дополнили эту классификацию еще одним видом – информационной вла­стью – и провели дальнейшую диффе­ренциацию видов власти, исходя из последствий применения власти, свя­занной с каждым из источников, и «стоимости» этого применения. Мы ограни­чимся лишь кратким перечислением этих источников.

Нормативная власть – существуют некие нормы, согласно которым один человек имеет право контролировать соблю­дение определенных правил поведе­ния и в случае необходимости наста­ивать на них.

Власть вознаграждения - ее сила определяется ожиданием удовлетворения своих потребностей или вознаграждения (банальный пример – это работа за заработную плату)

Власть принуждения, или наказания - принуждение здесь заклю­чается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания суживается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладыва­ют в постель.

Власть эталона - основана на отождествления одного человека с другим и желании быть похожим на него.

Власть знатока – основана на особых знаниях, интуиции или навыков, отно­сящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

Информационная власть - имеет место в тех случаях, когда один человек владеет информа­цией, способной заставить скомпрометировать другого человека (шантаж).

По следующему вопросу существуют отдельные дисциплина со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно – теория управления, где рассматриваются методы управления вплоть до раскладки на математические формулы и модели. Теперь же после рассмотрения основных определений и источников власти следует определить что же такое управленческие решения.


Принятие решения в управлении

Одной из важнейщих черт управленческой деятельности является принятие решений. Можно сказать, сто принятие решений является центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации.

Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации.

План это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса. Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие:

сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;

процесс взаимодействия членов организации;

выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

часть общего процесса управления;

неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

Модели принятия решения

В принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях. В зависимости от этого можно выделить две модели принятия решений.

рациональная модель связывается с тем, когда в процессе принятия решения выбираются альтернативы, специально направленные на то, чтобы принести максимум выгоды для организации минимум потерь.

В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений - предполагает, что руководитель в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности:

личностно ограниченная рациональность;

организационно ограниченная рациональность.

При этих подходах определение проблемы происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса, в известных для руководителя областях. Сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные, анализ данных также упрощается. Обмен информацией не очень точен и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения, кладется в основу выбора. Следовательно, можно сделать вывод, что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий со стороны членов организации. Очень часто без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль.

Политическая модель организационных решений - отражает обычно желание членов организации удовлетворить в первую очередь свои индивидуальные интересы.

Обмен информацией носит спорадический характер. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают чаще как средства, используемые для того, что бы склонять решение в чью-либо пользу. В данном случае решение становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики.

Общий итог

Каким образом власть и принятие решений сочетаются в единое целое? В организации практически любого ранга и вида если имеется лицо, а, как правило это есть директор, управляющий, руководитель, которое оказывает влияние на других членов организации посредством того или иного фактора.

Следует отметить, что этот фактор будет непосредственно сочетаться с типом организации (руководитель доминирует, руководитель и подчиненные – работают как одна команда и т.д.). Соответственно для тех организаций, где руководитель имеет беспрекословное подчинение, и авторитет у подчиненных власть его будет реализовываться по принципу иерархичности, т.е. будет распространяться на всех без исключения в том виде, что инициатива исходит только от самого руководителя, с более низких уровней структуры она не приемлема для него. Но опять же здесь необходимо отметить, что ответственность человека обладающего властью будет довольно расплывчата, в том смысле, что вся вина ляжет не на руководителя, а на подчиненных за принятие решения, которое не привело к должному эффекту.

Власть будет распространятся на подчиненных в том, что руководитель будет выслушивать все возможные варианты принятия решений, в том числе и от сотрудников находящихся на более низких ступенях иерархической лестницы, но опять же принятие решения будет зависеть как правило исключительно от самого руководителя – это в организации с умеренным уровнем власти.

В организации со слабым уровнем власти руководителя, в случаях принятия неверного решение, ответственность должна каким-либо образом распределяться между начальником и его сотрудниками. На практике, все будет зависеть от степени власти руководителя в организации, иными словами степенью ответственности и порядочности начальника.

Существуют такие организации, где и подчиненные и начальник работают как одна команда, а именно руководитель является тем человеком, который координирует деятельность организации, в организацию с низким уровнем власти, все решения будут приниматься исключительно в групповом варианте и соответственно ответственность за принятие ляжет исключительно на ту группу, которая занималась этим решением. Не следует также забывать и про множество переходных форм организаций, которые располагаются в пределах рассмотренных выше типов.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………..……..3

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………..……5

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ ПРИ ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………..….10

3. КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на заключительной стадии - это выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является социально-психологическая согласованность при принятии и реализации управленческих решений всех участников выбора управленческого решения. Все это определяет актуальность данной темы и формирует ее цель и задачи.

Цель: изучение власти и организационной иерархии в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений.

Задачи:

Рассмотреть особенности взаимодействия участников выбора управленческого решения;

Определить понятие социально - психологической согласованности при принятии и реализации управленческих решений;

Изучить сущность конфликтов в процессе принятия и реализации управленческого решения.

Структура данной работы состоит из введения, двух частей (глав), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Методологической основой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников

  1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социальный анализ становления профессии. – М.: КомКнига, 2005.- 282с.
  2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. – Петрозаводск.: изд-во ПетрТУ, 2008.- 374с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2002.- 412с.
  4. Вудюк М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – 224с.
  5. Голубков Е.П. Какое принять решение?. – М.: «Экономика», 2000.- 265с.
  6. Гроув С. Э. Высоко эффективный менеджмент. – М.: Экономикс, 2006.-342с.
  7. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразования в бизнесе – М.: Бизнес, 2008.- 256с.
  8. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. – М.: Дело, 2007.- 366с.
  9. Нестеров П.М. Менеджмент региональной системы.- М.: ЮНИТИ, 2004.- 260с.
  10. Казанник А.И. Научная организация управленческого труда в государственных и муниципальных учреждениях России.- Омск: ОАО «Омский дом печати», 2004. – 400с.
  11. Катрич С.В., Катрич Ю.С. Правовые основы менеджмента в России: технология использования законодательства в деловом администратировании. – М.: Дело, 2007. – 824с.
  12. Корнейчук Г.А. Государственные служащие особенности регулирования труда. – М.: Альфа-Пресс, 2006.- 314с.
  13. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие / Т.С.Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 384 с.
  14. Лебедев О.Т. Основы менеджмента.- СПб: Издательский дом «МиМ», 1999. – 368с.
  15. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. М.: Дело, 2002. – 182с.
  16. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой.- М.: Альфа-пресс, 2003.- 299с.
  17. Менеджмент/ Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 320с.
  18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2009. – 944с.
  19. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций – М.: Деловая книга, 2004.- 312с.
  20. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Тагонрог.: ГРТУ, 2006.- 315с.
  21. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: АСТ, 2007.- 298с.
  22. Розанова В.А. Психология управления. Управленческие конфликты и возможности их решения / В.А.Розанова. - М.ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 2006. – 192 с.
Главная > Учебно-методический комплекс

Семинарское занятие 8 по теме:

Власть и организационная иерархия при разработке и принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение знаний в области властной и организационной иерархии при разработке и принятии управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика взаимодействия участников выбора управленческого решения.

2. Власть, влияние, сила, источники их формирования.

3. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений.

4. Характеристика социальных, психологических, этических методов достижения взаимодействия при принятии управленческих решений и их сочетание с организационной иерархией.

5.Управление конфликтными ситуациями в процессе принятия и реализации управленческих решений.

подготовить доклады на темы: «Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия управленческого решения», «Причины возникновения конфликтов в процессе принятия и реализации управленческих решений и их классификация»

Номер задания по практикуму: 62,63,64,65,66,67,68,69,70 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6,7,8,9.

Семинарское занятие 9 по теме:

Цель и задачи: получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

2. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

3. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

4. Значение, функции и виды контроля.

5. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 71,72,73,74,75,76.77,78,79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 8,9,10.11.

Семинарское занятие 10 по теме:

Оценка эффективности и качества управленческих решений - 1 час

Цель и задачи: получение знаний в области оценки эффективности и качества управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Решения как инструмент реализации изменений в функционировании и развитии предприятий.

2. Особенности оценки эффективности управленческих решений.

3. Понятия «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения», «супероптимальное решение».

4. Приемы и методы разработки супероптимальных решений

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы:«Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения», «Роль синергического эффекта в формировании супероптимальных решений»

Номер задания по практикуму: 80,81,82,83,84,85,86,87,88 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 10.11,12.

4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 2 и 4:

Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним и

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ требований, предъявляемых при разработке управленческих решений и. этапов процесса принятия управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика основных типов управленческих решений.

2. Понятия «ситуация» и «проблема». Классификация ситуаций и проблем, возникающих в деятельности организации.

3. Классификация управленческих решений.

4. Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческих решений (реальность, устойчивость к возможным ошибкам, контролируемость и т.п.).

5. Целевая ориентация управленческих решений.

6. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

7. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

8. Разработка и развитие альтернатив.

9. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Современные подходы к классификации управленческих решений: по числу влияющих на решение субъектов, по характеру процесса принятия решений по технологии разработки, в соответствие с прогнозной эффективностью и т.п.», «Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения» и «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 9,10,11,12,13,14,15,16, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6, 7,8,9,10.11.

Семинарское занятие 2 по темам 5 и 6:

Анализ внешней среды и ее влияние на принятие и реализацию

управленческого решения и Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных параметров процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения и основных методов и моделей, используемых при принятии решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика элементов внешней среды организации.

2. Анализ параметров объектов и субъектов принятия решения и учет динамики их изменения.

3. Характеристика системы рыночных институтов процесса разработки управленческого решения.

3. Методы анализа внешней среды.

4. Правила выбора консультантов.

5. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

6. Характеристика этапов процесса моделирования.

7. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

8. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Свойства объектов и субъектов принятия управленческих решений», «Современные рыночные институты как условия, в рамках которых организация осуществляет выбор управленческого решения», «Преимущества и недостатки привлечения российских и зарубежных консультантов», «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений», «Модели, используемые при принятии управленческих решений».

Номер задания по практикуму: 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 ,46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 7,8,9,10.11,12.

Семинарское занятие 3 по темам 7 и 9:

«Разработка и выбор управленческого решения в условиях

неопределенности и риска» и

Организация и контроль выполнения управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска и получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие «риск» и «неопределенность».

2. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

3. Источники и виды неопределенности.

4. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

5. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

6. Применение механизма интуиции для разработки решений.

7. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

8. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

9. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

10. Значение, функции и виды контроля.

11. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска», «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 71, 72, 73, 74, 75, 76.7 7, 78, 79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8,9,10,11.

4.3. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 1 и 4:

Понятие, значение и функции управленческого решения и

Основные этапы процесса принятия управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ разработки управленческих решений и рассмотрение основных этапов процесса их принятия

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика понятий «управленческая проблема» и «управленческое решение».

2. Характеристика функций управленческих решений.

3. Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-организациях и в системе государственного и муниципального управления.

4. Современные концепции и принципы выработки решений.

5. Зависимость принятия решений в организациях от типа менеджмента.

6. Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения.

7. Целевая ориентация управленческих решений.

8. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

9. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

10. Разработка и развитие альтернатив.

11. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решений при различных типах менеджмента» и «Преимущества и недостатки опыта принятия управленческих решений различными типами организаций в России и за рубежом», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения», «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 1,2,3,4,5,6,7.8, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2, 3,4; дополнительные: 6,7,8, 9,10.

Семинарское занятие 2 по темам 6 и 7:

Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений и Разработка и выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных методов и моделей, используемых при принятии решений и основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска

Вопросы к обсуждению:

1. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

2. Характеристика этапов процесса моделирования.

3. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

4. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

5. Понятие «риск» и «неопределенность».

6. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

7. Источники и виды неопределенности.

8. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

9. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

10. Применение механизма интуиции для разработки решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений» и «Модели, используемые при принятии управленческих решений», «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска».

Номер задания по практикуму: 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 Источники: обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8, 9,10.11,12.

Раздел V. Практикум

Тема 1. Понятие, значение и функции управленческого решения

Тесты. 1. Управленческое решение – это:

a) Результат выбора из нескольких возможных вариантов.

b) Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно-вания и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

d) Результат мыслительной деятельности человека.

2. Что такое решение?

а. решение- это выбор альтернативы

б. решение- это разработка альтернативы

в. решение- это поиск альтернативы

3. Что является основными характеристиками качества управленческого решения?

а. научная обоснованность

б. логичность

в. своевременность

г. адаптивность

д. перспективность

4. «Школа принятия решений» как самостоятельная наука сложилась :

а. в середине 60-х годов

б. в 70-е годы

в. в середине 80-х годов

5. Выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом – это:

а) запрограммированное решение

б) организационное решение

в) рациональное решение

г) незапрограммированное решение

д) решение, основанное на суждении

6. Цель управленческого решения – это

а) обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам

б) определение миссии организации

в) проверка и контроль служащих

г) минимизация издержек

7. К разработке и принятию решений могут быть подходы:

а) статистический

б) логический

в) научный

г) исторический

д) ненаучный

8. Каим требованиям должно отвечать решение:

а) обоснованность

б) четкость формулировок

в) своевременность и эффективность

г) реальная осуществимость

д) всем выше перечисленным

9. Задание Рассмотрите ситуацию

Закрытое акционерное общество «С» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоит в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «С». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «С»?

Задание. Попробуйте решить данную проблему. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «С» будет использовать для решения данной проблемы? Почему необходимо для получения лучшего результата использовать как качественную, так и количественную информацию? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. От каких факторов в данном случае будет зависеть качество и эффективность управленческого решения? Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений? Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения? К чему это может привести?

Тема 2. Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним

Тесты 10. С точки зрения цели управленческие решения классифицируются:

а) коммерческие

б) одноцелевые

в) многоцелевые

г) некоммерческие

д) стратегические

11. По способу принятия управленческие решения делятся на:

а) консультативные

б) совместные

в) индивидуальные

г) групповые

12. Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения:

a) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников.

b) Структуризация проблемы.

c) Внутрифирменные конфликты.

d) Функционирование системы ответственности.

13. Для принятия качественного управленческого решения, решение должно быть описано:

a) Только качественными показателями.

b) Только количественными показателями.

c) Как качественными, так и количественными показателями.

d) Правильного ответа нет.

14. Многовариантность решений и правовая обоснованность принимаемого решения обеспечивают: 15. Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации – это:

a) Эффективность управленческого решения.

b) Качество управленческого решения.

c) Надежность управленческого решения.

d) Оптимальность управленческого решения.

16. В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения:

a) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации.

b) В случае достижения поставленных перед организацией задач.

c) В случае удовлетворения потребностей организации.

d) В случае улучшения существующей ситуации.

17. Задание Рассмотрите ситуацию

Открытое Акционерное Общество «Б» работает на рынке консалтинговых услуг 10 лет. Штат организации свыше 100 человек. Сначала сотрудники работали с клиентами по одиночке либо произвольно сгруппированной бригадой. Затем было принято управленческое решение, в результате чего все сотрудники были разбиты на бригады по 4 человека. В результате сложилась неблагоприятная ситуация: внутриорганизационные разногласия, в результате чего снизилась производительность труда.

Задание. Примите управленческое решение по выходу их сложившейся ситуации. Подумайте, как Вы, если бы были руководителем данной организации, вышли из данной неблагоприятной управленческой ситуации. Какие управленческие решения должны быть приняты в данной ситуации? Как принятые Вами решения отразятся на Ваших сотрудниках и на работе самой организации? Какое решение (инертное, импульсивное, рискованное, осторожное, рациональное, основанное на суждении или интуитивное) Вы примите?

Тема 3. Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР), и информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений

Тесты 18. Зависит ли процесс принятия решения от индивидуальных качеств руководителя?

в. процесс принятия решения зависит только от индивидуальных качеств руководителя

19. Что такое стиль руководства?

а. стиль руководства - умение руководителя подчинить себе ниже стоящие иерархические уровни

б. стиль руководства - распределение должностных обязанностей по иерархическим уровням

в. стиль руководства - правильное поведение руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора

20. Какие признаки не характеризуют поведение лица с конфликтной устремленность?

а. действует осторожно;

б. часто подтасовывает факты;

в. ищет слабое место в позиции оппонента;

г. считает, что отступление ведет к потере лица.

21. Лицо, принимающее решение несет ответственность за:

a) «Непродуманные» решения.

b) «Моральные» решения.

c) Решения, принятые в условиях неопределенности и риска.

d) За все принимаемые им решения.

  1. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. Н., кандидат экономических наук, доцент (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Управление проектами» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования организации» по направления

  2. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального

  3. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (7)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

  4. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалин В. Н., кандидат экономических наук Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К.

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.

  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (1)

    Учебно-методический комплекс

    Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу, и задания студентам очной формы обучения специальности «Менеджмент организации» 36



Поделиться