Словарь терминов по этике. Литература по профессиональной этике

ЭТИКА

ЭТИКА

1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика.

2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭТИКА" в других словарях:

    этика - этика, и … Русский орфографический словарь

    1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

    Этика - Этика ♦ Éthique Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… … Философский словарь Спонвиля

    - [лат. ethica Словарь иностранных слов русского языка

    этика - и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия

    Ученіе о нравахъ (нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. ethos –… … Энциклопедия культурологии

    - (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… … Современная энциклопедия

Книги

  • Этика , П. А. Кропоткин. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. Сборник включает избранные труды по этике ведущего теоретика русского анархо-коммунизма П. А. Кропоткина. Среди них не толькоего последнее произведение…

Значение слова ЭТИЧЕСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка

ЭТИЧЕСКИЙ

соотн. с сущ. этика I, связанный с ним

Свойственный этике [ этика I], характерный для нее.

соотн. с сущ. этика II, связанный с ним

Соответствующий этике [ этика II] как совокупности норм и правил поведения, морали какой-либо общественной или профессиональной группы.

Представляющий собою лингвистическую сущность, принадлежащую вариативному уровню (в лингвистике) .

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭТИЧЕСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭТИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словарике:
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая. -ое. Относящийся к происхождению какого-н. народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей. Э. состав населения. Этническая …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭТ́ИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, система взглядов, стремящаяся обосновать социалистич. идеал исходя из нравств. принципов. Выдвинута представителями неокантианства в кон. 19 - нач. …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    эти"ческий, эти"ческая, эти"ческое, эти"ческие, эти"ческого, эти"ческой, эти"ческого, эти"ческих, эти"ческому, эти"ческой, эти"ческому, эти"ческим, эти"ческий, эти"ческую, эти"ческое, эти"ческие, эти"ческого, эти"ческую, эти"ческое, эти"ческих, …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: моральный, …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Новом словаре иностранных слов:
    нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Словаре иностранных выражений:
    нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: моральный, …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: моральный, …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: этика, связанный с ним. 2) Свойственный этике (1), характерный для нее. 3) Соответствующий …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    этическая, этическое (книжн.). Прил. к этика. Этические задачи …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    этический прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: этика, связанный с ним. 2) Свойственный этике (1), характерный для нее. 3) …
  • ЭТИЧЕСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. этика, связанный с ним 2. Свойственный этике [этика 1.], характерный для нее. 3. Соответствующий этике …
  • ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    система взглядов, стремящаяся обосновать социалистический идеал исходя из нравственных принципов. Выдвинута представителями неокантианства в кон. 19 - нач. 20 вв., …
  • СТОИЦИЗМ
    одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - …
  • МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: "Теория …
  • ЛЕВИНАС в Словаре постмодернизма:
    (Levinas) Эммануэль (12.01.1906- 25.12.1995; точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе - C.B.) - …
  • ЭТИКА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие "этический", от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова "этос". По …
  • ЭТИКА
    (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой …
  • КЛАССИЦИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., …
  • ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным …

Краткий словарь нравственных понятий в помощь родителям.

Альтруизм – способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого; неравнодушие, забота о ближнем, милосердие, самоотречение, самопожертвование. Противоположно эгоизму.

Благодарность – чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».

Бедность – отсутствие достатка. Противоположно богатству, зажиточности.

Безделье – праздное времяпрепровождение, отсутствие интереса к полезному и регулярному труду, занятиям; бездельник, лентяй, белоручка, праздный, ленивый.

Бездушие – о человеке, лишенном чуткости, отзывчивости, способном быть жестоким; кого не трогают горести и радости других. Противоположно чуткости, отзывчивости, участию, вниманию.

Безжалостность – неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце».

Беззаботность – о человеке, который не утруждает себя заботами, не задумывается о последствиях своих поступков, действий; беспечный, легкомысленный; «ветер в голове».

Беззастенчивость – когда человек открыто и иногда грубо пренебрегает общепринятыми нормами, интересами других; бесцеремонный, наглый.

Беззащитный – о том, кто не может самостоятельно защитить себя, не имеет средств самозащиты; безоружный, бесправный, бессильный, слабый; «можно взять голыми руками».

Безразличие – состояние полного равнодушия, незаинтересованности, безучастное отношение к происходящему или к человеку; холодность, бесчувствие. Противоположно участию, заинтересованности.

Безрассудность – о поступках и поведении, не согласующихся с требованиями здравого смысла; сумасбродный, шальной.

Безропотный – о том, кто принимает без ропота, без сопротивления тяжелые условия, несправедливое отношение к себе; кроткий, смиренный.

Белоручка – тот, кто избегает тяжелой или грязной работы, не привык к серьезному труду; барин.

Бескорыстный добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.

Бессребреник – раздающий свое имущество и помогающий людям, ничего не требуя за это.

Бесстрашие положительная черта характера, выражающаяся не столько в отсутствии страха, сколько в способности его преодоления; отвага, смелость.

Бестактность – отрицательная черта характера, проявляющаяся в отсутствии чуткости, сердечности, чувства меры в отношении с окружающими людьми. Противоположно тактичности, корректности.

Благодеяние – проявляется в заботе и сострадании, направленных на благо людей; доброжелательность и щедрость, понимание проблем другого человека и участие в его судьбе.

Благожелательность – благосклонность, благорасположение, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, приветливость.

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

Богатство – зажиточность, большое личное имущество, достаток в семье, хозяйстве, значительные средства, с избытком обеспечивающие необходимый комфорт. Противоположно бедности, скудости, нищете.

Болтливость – говорливость, многоречивость, словоохотливость, разговорчивость, пустозвонство, балагурство. Противоположно молчаливости.

Вандализм – варварство; бессмысленное и жестокое разрушение, осквернение чего бы то ни было, в том числе, исторических памятников и культурных ценностей. Слово вандализм произошло от названия древнего германского племени, которое разрушило Рим и уничтожило его культурные ценности.

Важничать – держаться важно, стараясь показать свою значительность, придавать себе большее значение, чем следует. Разг.: пыжиться, надуваться, спесивиться, задирать нос.

Вежливость – проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности.

Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.

Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Вероломство – предательство, измена, когда человек грубо нарушает свои обязательства, установленные взаимоотношения или клятву.

Веселый – жизнерадостный, вызывающий радость. Веселый человек, веселое настроение, веселый характер. Противоположно: грустный, печальный, унылый, невеселый, скучный.

Вещизм повышенный интерес к вещам, к обладанию ими в ущерб духовным интересам.

Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.

Взаимопонимание – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.

Вина – виновность, нравственное состояние человека, обусловленное нарушением им морального долга. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

Властный – властолюбивый, самовластный, склонный повелевать – о человеке и его характере.

Внешность – внешнее обличие, которое далеко не всегда является отражением внутреннего духовного содержания.

Внимательность – неравнодушие, предупредительность; внимательность хозяина к гостям, неравнодушное отношение к близким и к окружающим людям.

Воля – одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Противоположно неволе, несамостоятельности, зависимости, подчиненности.

Воспитание – помощь в закреплении тех наследственных правил поведения, которые дети получили от родителей, а также духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, активное участие в обучении, умственном и физическом совершенствовании детей.

Восхищение высшая степень проявления радости, восторг, удовлетворение, очарование.

Выдержка – умение владеть собой, способность контролировать свое поведение и импульсивные действия, подчиняя их существующим нормам и правилам поведения.

Выносливость – способность переносить трудности, лишения; проявлять стойкость; выдерживать, подвергнувшись страданиям, лишениям.

Высокомерие – преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; спесивость, кичливость, заносчивость, себялюбие, надменность, гордыня.

Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие частей целого, качеств, явлений, предметов; созвучие, согласие.

Гнев – состояние крайнего возмущения и недовольства; страсть, направленная чаще всего против ближнего, омрачающая и опустошающая душу; распространенный грех, приводящий к непоправимым бедам и страшным преступлениям.

Гордость – слишком высокая оценка человеком своих или чужих достижений и заслуг; самоутверждение, самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие, гордыня – непомерная гордость.

Гостеприимство – радушие, хлебосольство; готовность и желание принимать гостей, любезный прием; хлеб-соль.

Грубость – неуважительное отношение к людям; откровенная недоброжелательность; неумение сдерживать раздражение; оскорбление достоинства других, развязность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Грустить – печалиться, тосковать, унывать, огорчаться.

Гурман – любитель и ценитель особо тонких, изысканных блюд; чревоугодник.

Дарить – отдавать безвозмездно, жертвовать, приносить в дар, одаривать, вознаграждать, не забывать.

Деликатность – тактичность, предупредительность, мягкость, душевная тонкость, чуткость, вежливость, любезность, обходительность.

Делиться – уделять из своего достояния или от своих знаний; сообщать о чем-то, привлекая к сочувствию и к совместному переживанию.

Деловитость – организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.

Дерзость – проявляется в недостойных, несдержанных поступках человека, его грубых, резких словах, выражающих пренебрежение к принятым нормам отношений между людьми, задевающих достоинство других.

Деспот – самовластный правитель, тиран – человек, жестоко попирающий волю и желания других.

Дипломатичный – политичный, отличающийся тонкостью, ловкостью, расчетливостью.

Дисциплина – обязательный для всех определенный порядок поведения; школьная, трудовая дисциплина; умение сдерживать свои порывы, когда контроль за своими поступками осуществляется волевым внутренним усилием.

Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности; любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств. Противоположно – порок.

Добродушие – доброжелательство, мягкосердие, благодушие, незлобивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему.

Доброжелательность – желание добра другим, расположение, участие, благожелательность; проявляется в дружеском расположении, участии, в сочувственных словах, в дружелюбной манере общения.

Добросердечие – доброе сердце, отзывчивость, наклонность по доброй воле ко благу и добру людей; добросердечный отличатся участливым отношением к судьбе других.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги.

Дорогой – тот, кто мил, любим, близок сердцу, желанный, уважаемый.

Драка – ссора, стычка, рукопашный бой, борьба; «хоть водой разливай»; несдержанность, неумение уважать достоинство другого человека.

Друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; товарищ, близкий по роду деятельности, занятий; приятель, с которым сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь.

Душевность – отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие; люди с этими качествами душевно щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.

Жадность – сестра зависти и себялюбия; ненасытность, алчность, скупость; проявление неудержимое стремления к получению чего-либо в большем, чем необходимо, количестве.

Жаление – чувство милосердия к тем, кто находится в беде, у кого горе, понимание их проблем; сердечное отношение, душевная боль при виде чужих страданий.

Жаловаться – плакаться, сетовать, часто с упреками и укоризной; высказывать огорчение, изливать обиды, недовольство, сожаление и огорчение по поводу чего-либо.

Жестокий – бессердечный, жестокосердный, безжалостный, беспощадный; поступки человека, не знающего жалости, не проявляющего сострадания, снисхождения.

Жизнерадостный – бодрый, неунывающий, любящий жизнь, не поддающийся невзгодам.

Забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.

Зависть – чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии.

Задабривание – умасливание лестью, услугами, подарками.

Задаваться – важничать, гордиться, мнить о себе; «распускать павлиний хвост».

Задиристый – занозистый, забиячливый, склонный задирать кого-либо, вызывать на спор или ссору, драку.

Зазнаваться – вести себя высокомерно, надменно, пренебрежительно относиться к другим, гордиться, превозноситься, мнить о себе высоко.

Заносчивость – напыщенность, гордыня, эготизм; «звездная болезнь», «мания величия».

Застенчивый – тот, кто легко смущается, теряется, испытывает замешательство и нерешительность; робкий, стеснительный, стыдливый, конфузливый.

Защищать – оберегать, охранять; брать под свою защиту, под покровительство, заступаться; защищать свою Родину, мужественно сражаться за Отечество и за правду. Противоположно: нападать, а также попускать, быть равнодушным.

Злодеяние – обман, насилие, глумление; преступление против нравственности, посягательство на духовные и материальные ценности. Противоположно благодеянию.

Злорадство – радование чужому горю, напасти, беде.

Злословие – злоязычие, злоречие; отрицательные суждения, пересуды, сплетни, клевета; склонность язвительно оценивать людей.

Извинение – сожаление, раскаяние; снисходительность к вине, проступку, прощение, помилование.

Издевательство – измывательство, глумление; склонность человека обращаться с кем-либо крайне оскорбительно, подвергая унижению и грубым насмешкам.

Измена – предательство, нарушение верности общему делу, товариществу, любви, Родине.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, уникальное воплощение в его личности наследственного и приобретенного в течение жизни; совокупность только ему присущих мыслей, чувств, интересов, привычек, настроений, способностей, интеллекта.

Интеллигентность личностные качества человека; сочетание благородства души и трудоспособности ума, интеллекта и терпимости характера, надежности слов и правдивости поступков; совокупность интереса к искусству, и литературе, уважения к культуре и нравственным цельностям.

Интерес – познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.

Интуиция – вывод без последовательного рассуждения, чутье, догадка; непосредственное понимание на основе врожденных знаний и приобретенного опыта.

Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему.

Каприз – прихоть, вздорное, необоснованное желание, требование.

Кичиться, чваниться – выставлять свое превосходство перед другими и держаться подчеркнуто высокомерно.

Клевета – оговор с целью опорочить кого-либо, ложное обвинение; навет, инсинуация – клеветнические измышления преимущественно в печати, в официальных высказываниях.

Корысть – стремление к наживе и обогащению; корыстолюбие, меркантильность, стремление из всего извлечь для себя материальную выгоду.

Красноречие – умение говорить легко, обладание даром красноречия; сладкоречивый – способный говорить красиво, увлекательно; велеречивый – любящий говорить много и высокопарно.

Кротость – добродушие, миролюбие, покорность, смирение, терпеливость; кроткий человек уступчив, скромен, послушен, безотказен и добр.

Культура – уровень достижений человеческого общества в определенную эпоху у какого-либо народа, класса; культурный – цивилизованный, развитой.

Кумир – предмет восторженного восхищения, обожания, преклонения; тот, кого люди делают для себя идолом для поклонения.

Ласка – это проявление добросердечного отношения в виде нежности, теплоты, приветливости, мягкости.

Лгун – любитель сочинять, выдумывать, обманывать, врать.

Лень – бездействие, праздность, инерция, отсутствие желания работать, трудиться. Противоположно активной деятельности.

Лицемерие – неискренность, двуличие, двоедушие, фарисейство; лицемерный – прибегающий к притворству, обману с целью скрыть свои подлинные мысли, намерения.

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

Любознательность – черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности; любознательный, пытливый – стремящийся к приобретению новых и разнообразных знаний.

Манеры поведения – комплекс, включающий внешние формы обращения с другими людьми, употребляемые выражения, тон, интонацию, жестикуляцию, манеру одеваться; культура поведения.

Мастер – искусник, виртуоз, специалист; человек, достигший высокого совершенства в каком-либо деле.

Мечта – вид воображения, фантазия, создание образов желаемого будущего.

Милосердие – деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся; милость, сострадательная любовь.

Милостыня – подаяние нищему, бедствующему.

Мирный – не склонный к вражде и ссорам, исполненный миролюбия; мириться – прекращать ссору, вражду, смиряться; миролюбие – стремление к сохранению мира, дружелюбие.

Мировоззрение – миропонимание, миросозерцание; система взглядов, воззрений на природу и общество.

Многословный – многоречивый, имеющий привычку излишне пространно выражать свои мысли.

Мораль – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.

Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, полученные знания.

Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности; воплощение твердости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью.

Наблюдательность – способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений, замечать ускользающие от других детали, подробности; приметливость.

Наглость – относится к тому, кто ведет себя не только нагло, но и грубо, крайне дерзко, нахально, бессовестно, бесцеремонно.

Награда – благодарность, воздаяние, вознаграждение за заслуги.

Надежда – ожидание чего-нибудь желаемого, связанного с уверенностью в его осуществлении; чаяние, упование.

Надежный – такой, который внушает доверие, на которого можно положиться; верный.

Надоедливый – тот, кто вызывает раздражение своим частым обращением, вниманием к себе; докучливый, назойливый, привязчивый.

Наслаждаться – испытывать большое удовольствие, блаженство; чувство восторга, восхищения.

Насмехаться – делать кого-то предметом насмешек, оскорбительных замечаний; смеяться, потешаться, издеваться зло и оскорбительно.

Настойчивость – положительное волевое свойство личности, характера, проявляющееся в упорном достижении поставленной цели. Отлично от упрямства – результата слабости воли.

Наушничать – ябедничать, жаловаться, фискальничать; сообщать тайно о чьей-либо вине, поступке старшим, тому лицу, от которого зависит тот, на кого жалуются.

Национализм – идея национальной исключительности, превосходства ценностей своего народа и их принижение у других народов. На практике он ведет к национальной вражде.

Небрежность – без старания и тщательности; кое-как, как-нибудь, как придется, «спустя рукава».

Невнимательность – без проявления должного внимания к окружающим; допущение промахов, небрежность, халатность.

Невоспитанность – неумение себя вести; неблаговоспитанность.

Недобросовестность – отношение к своим делам, обязанностям без должного усердия, внимания; нерадивость.

Нежность – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях. Поступки, выражающие нежные чувства, ласковые слова.

Неопрятность – беспорядок в одежде, помещении, несоблюдение чистоты; неаккуратность, неряшливость.

Непослушный – такой, который не повинуется, не слушается; любящий действовать наперекор; непокорный, строптивый.

Неравнодушие – небезразличие, заинтересованность, внимание, отзывчивость.

Неуверенность – нетвердость, нерешительность в голосе, в движениях, в походке; внутренние сомнения, робость.

Обижать – наносить обиду, причинять боль, неприятности.

Обидеться – оскорбиться, почувствовать обиду. Сильные и высокомерные умеют больно оскорблять, притеснять, но как важно не ожесточаться, а забывать обиды и прощать обидчиков.

Обман – то, что сознательно вводит в заблуждение; ложь, неправда, искажение истины, хитрость. В противоположность правде, истине.

Общительность – потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания; стремление к инициативе.

Обыватель – человек с ограниченным кругозором, живущий мелкими, личными интересами; мещанин.

Обязанность – долг человека, возлагаемая на него задача.

Оптимизм – бодрое и радостное мироощущение; жизнерадостность, жизнелюбие, жизнеутверждение.

Опрятность – чистоплотность, подобранность, аккуратность, чистота.

Осуждение – вид гордости; осуждать – признавать что-либо предосудительным, высказывать неодобрение, судить, порицать, презирать, уничижать ближнего.

Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.

Отзывчивость – сердечность, доброта, сочувствие, участливость, сострадательность, чуткость; отзывчивый человек душевный, добросердечный, внимательный, человечный.

Пассивность – инертность, бездеятельность; отсутствие интереса; неспособность или нежелание действовать, принимать участие в какой-либо деятельности.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству; готовность подчинять свои личные интересы интересам страны; верно служить и защищать ее.

Пессимизм – безнадежность, неверие в будущее.

Поверхностный – тот, кто не отличается глубиной, основательностью знаний, вдумчивым подходом к жизни.

Подлизываться – лестью, угодничеством добиваться чьего-либо расположения.

Подражание – следование примеру, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков и особенностей другого человека.

Пожертвование – дар, взнос в пользу какого-то лица, учреждения.

Пожертвовать собой – добровольно отказаться от чего-либо в ущерб себе, своим интересам, принести себя в жертву.

Познание – интерес к знаниям, потребность к самостоятельному обучению, изучению окружающего мира.

Покровительство – поддержка, благодетельство, защита, оказываемая влиятельным и сильным слабому.

Полезный – приносящий пользу, нужный для какой-нибудь определённой цели, плодотворный.

Помощь – поддержка, содействие, сердечное участие, благодетельство и благодеяние. Многие люди всегда готовы протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается.

Понимание – постижение и осознание чужой проблемы.

Порядочность – честность, неспособность к низким поступкам.

Послушный – покорный, исполнительный, кроткий, охотно повинующийся, преданный, смиренный, безотказный.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах, подвиг.

Правдивость – качество человека говорить истину, не скрывать от людей и самого себя действительное положение дел.

Правота – верность, истинность, правильный образ действий и мыслей.

Празднословие – многословие, пустословие, суесловие.

Праздный – проводящий время в праздности, безделье.

Преданность – верность, неизменность, приверженность, неизменность, идейность. Противоположно неверности, измене, предательству.

Предательство – вероломство, измена, дезертирство, коварство. Противоположно верности, преданности.

Предрассудки – проявления привычных, ошибочных суждений о связях каких-то явлений, суеверие.

Преступление – поступок, действие, которые являются нарушением существующего правопорядка и влекут за собой наказание.

Призвание – интерес и способности к определенной деятельности, стремление выполнять ее; профессиональное самоопределение личности.

Прилично – в соответствии с принятыми правилами поведения, отношений; пристойно, благопристойно.

Пример – поучительное событие или поступок, служащий образцом поведения. Это может быть пример беззаветной любви к Отечеству, храбрости, любви, верности.

Проступок – поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения, провинность, прегрешение.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, навыков, умений.

Прощение – помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.

Равнодушие – отсутствие участия, интереса к окружающему, происходящему, безразличие, безучастность, индифферентность.

Радость – чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения, хорошее, праздничное настроение, веселье, жизнерадостность.

Радушие – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу, приветливость, хлебосольство, радушный прием.

Развязный – о поведении, манерах: подчеркнуто свободный и небрежный, фамильярный, панибратский.

Разговорчивый – любящий поговорить; словоохотливый, говорливый, болтливый; говорящий слишком много, попусту; слабый на язык.

Разделять – быть солидарным, разделять трудности, переживать какое-либо чувство вместе с другим.

Раздражать – нервировать; приводить в состояние нервного возбуждения, вызывать недовольство, гнев, досаду.

Раскаяние – чувство вины за совершенный ошибочный или дурной поступок и желание искупить его; убеждение в ошибочности, безнравственности или преступности совершенных действий, чувство вины и угрызения совести.

Распущенность – несдержанность, своеволие; тот, кто не придерживается порядка, дисциплины, ведет себя своевольно, несдержанно.

Решительность – в намерении, решении: отличающаяся твердостью, непоколебимостью.

Робость – неуверенность в себе, в своих силах, отступление перед трудностями, перед опасностью.

Родина – страна, в которой человек родился и живет, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, её культура, язык.

Родные – находящиеся в родстве, например, родители и дети, братья и сестры, дедушки и бабушки; люди, близкие по духу и интересам.

Самолюбие – преувеличенное себялюбие, соединенное с тщеславием, амбициями; самовлюбленность, эгоистичность, гонор; самоуважение (обычно сочетающееся с повышенным вниманием ко мнению о себе окружающих).

Самооправдание – оправдание себя, своего поведения, поступков.

Самоотверженно – беззаветно, подвижнически, забывая о себе, не жалея сил и жизни, жертвуя своими интересами, собой для блага других.

Самостоятельность – независимость, самодостаточность; свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

Сварливость – склонность к ссорам, сварам; вздорность, ссоры из-за пустяков.

Своеволие – склонность действовать, поступать по своей воле, прихоти, не считаясь с другими.

Семья – это и общий дом, и совместные дела, и теплые добрые отношения между родными людьми.

Сердечность – доброе сердце, искренность, душевность, сострадательность, отзывчивость, радушие, внимательность.

Сердиться – испытывать чувство раздражения, возмущения, гнева; быть в раздражении, в гневе.

Сквернословие – использование в разговоре ругательных и грубых слов.

Скромность – простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги. Она проявляется во всем поведении человека, в его одежде, манерах, речи, в стиле жизни.

Скука – отсутствие интересных стимулов. Скука несвойственна личностям с богатым внутренним миром.

Слабохарактерность – отсутствие стойкости, твердости в характере; слабоволие, бесхарактерность, слабодушие, мягкотелость.

Смелость – способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.

Смирение – это слово означает жизнь с миром в душе. Смиренный человек относится ко всему мирно, не считает себя лучше других, осознает недостатки, смиряет свою гордость. В отношениях с людьми он проявляет покорность, кротость.

Снисходительность – мягкое и терпимое отношение к промахам, ошибкам других; терпимость, толерантность.

Совесть – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи.

Сокровенный – такой, который хранят в глубине души, никому не высказывают; заветный, заповедный.

Сострадание – чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой. Это, например, страдание к сиротам. Рядом с состраданием находятся такие понятия, как милосердие, сочувствие, сердоболие, жалость, сожаление.

Сочувствие – понимание чувств другого человека; неравнодушие, соболезнование; способность относиться с участием, состраданием к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе.

Спасать – помогать, служить защитой, выручать, ограждать, оберегать, предохранять, сохранять; идти на выручку, вызволять.

Сплетничать – распространять слухи, вести разговоры о ком-либо, основываясь на неверных сведениях, домыслах. Судачить – во всех мелочах обсуждать чье-либо поведение, поступки. Злословить – язвительно и зло сплетничать о ком-либо. Трезвонить – широко распространять сплетни.

Спокойный – отличающийся уравновешенным характером, не причиняющий беспокойства. Смирный – не способный причинить вреда, беспокойства. Смиренный.

Способности – индивидуальные наклонности (музыкальные, художественные, математические, конструктивное соображение, наблюдательность и др.). Они даны от природы, но важным является их развитие.

Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

Сребролюбие – жадность к деньгам, алчность: свойство, которое ведет к множеству тягчайших преступлений.

Ссора – состояние взаимной вражды, наличие неприязненных, враждебных отношений. Распря – долгая ссора с острыми, непрекращающимися разногласиями. Размолвка – небольшая и непродолжительная ссора. Свара – длительная мелочная ссора с взаимными обидами.

Старание – усердие в работе, исполнительность, прилежание, трудолюбие, тщательность.

Страх – чувство сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-то опасностью; ужас, боязнь, трепет.

Стыдно – совестно, зазорно; неудобно, позорно; о чувстве стыда, неловкости.

Суеверие – проявляется в веровании приметам, гаданиям, вещим снам, заговорам, астрологическим предсказаниям.

Суета – торопливое, беспорядочное движение, беготня, хлопоты; суматоха.

Тактичность – соблюдение меры в общении и принятых правил вежливости; исключение действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику; проявление внимания по отношению к окружающим людям; корректность.

Терпение – терпеливость, в противовес горячности, способность сохранять выдержку и самообладание.

Трудолюбие – необходимое условие любой трудовой деятельности; усердие, старание и прилежание.

Трусость – осторожность, робость; защитная реакция – в раннем детском возрасте; чрезмерная боязливость в более старшем возрасте будет идти совместно с малодушием, мнительностью, нерешительностью, трусливостью.

Тунеядец – тот, кто живет на чужой счет, чужим трудом; дармоед, трутень.

Тщеславие – славолюбие, честолюбие, гордость; стремление к славе, к почитанию.

Уважение – чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг; почтение – глубокое уважение, обычно к лицу, старшему по возрасту, по положению, знаниям; пиетет – высшая степень уважения, почтения.

Угощать – потчевать, радушно предлагать поесть, попить, проявляя внимание, уважение. Подносить, подавать, выставлять, лакомить.

Удивительный – вызывающий удивление своей необычностью, непонятностью; изумительный, поразительный, ошеломительный.

Улыбка – мимика, выражающая приветствие, удовольствие, радость; широкая улыбка, ласковая улыбка, лукавая улыбка.

Ум – мыслительная способность, разум, рассудок, проницательность, склад мышления, особенность миропонимания, здравый смысл. В латинском языке этому понятию соответствует интеллект.

Упрямство – своенравие, напористость, упорство; настойчивость, выдержка, сила воли, железная воля; бескомпромиссность, непоколебимость.

Урвать – получить, приобрести что-либо не совсем честным путем или ловко, с практической сноровкой; ухватить, отхватить.

Услуга – действие, приносящее пользу другому, благодеяние, добро.

Уступчивость – кротость; податливость, покладистость; мягкотелость, покорность, сговорчивость, мягкость, уживчивость, гибкость.

Ухаживать – заботиться, оказывать помощь, услуги, создавать благоприятные условия; ухаживать за больными, растить, любить и нежить детей.

Участливость – добрая черта характера, в первую очередь отзывчивость, жалостливость. Человек с таким душевными качествами внимателен к людям, сердечен и добр. Он принимает активное участие в судьбе сирот, имеет сострадательность к больным и слабым.

Уют – удобство в доме, тепло, комфорт, порядок, устроенность быта.

Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям. Ряд поколений, происходящих от одного предка.

Фантазер – человек, склонный фантазировать, строить какие-либо планы, далекие от реальной действительности, фантаст, мечтатель; утопист – человек, предающийся несбыточным мечтам.

Франт – нарядно, модно одевающийся человек; щеголь, модник – одевающийся по последней моде; пижон – уделяющий слишком много внимания своей одежде, внешнему виду.

Ханжа – человек, притворяющийся высоконравственным и лицемерно осуждающий недостатки, пороки людей; лицемер, фарисей.

Характер индивидуальные особенности человека. Один добр и миролюбив, сердечен и сострадателен, а другой равнодушен к чужим проблемам, высокомерен, вспыльчив и упрям.

Хвалить – высказывать одобрение, похвалу кому-либо, чьим-либо достоинствам, заслугам; восхвалять, превозносить – восторженно хвалить, славословить, петь дифирамбы.

Хвастовство – восхваление своих, часто мнимых, достоинств; бахвальство, гордость.

Хитрить – проявлять хитрость, лукавство; лукавить, мудрить, плутовать.

Храбрость – черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.

Человеколюбие – любовь, милосердие, доброта, приветливость.

Человекоугодие – угодничество перед людьми; лицемерие, лесть.

Честный – о деятельности, работе, поведении: не запятнанный ничем предосудительным; беспорочный.

Честность – правдивость, прямодушие, благородство, чистосердечность, искренность, порядочность, кристальность, чистота, добропорядочность, незапятнанность.

Честолюбивый – стремящийся добиться высокого положения, приобрести известность, славу; тщеславный – стремящийся к славе, к почестям ради них самих.

Честь – достоинство, репутация; почет, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо.

Чревоугодие – угождение желудку: обжорство, пристрастия к сладостям, вкусной пище.

Чувствительный – способный легко растрогаться, расчувствоваться; сентиментальный.

Чувствовать – воспринимать что-либо интуицией; ощущать.

Чувства – способность переживать, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать; эмоции, «движения души»; чувства радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства.

Чуткий – проявляющий внимание, сочувствие к окружающим, готовый прийти на помощь; отзывчивый.

Чуткость – способность чутко относиться к окружающим; душевность, отзывчивость, участие, внимание, сердечность; деликатность, тонкость.

Щедрость – отсутствие скупости, материальное пожертвование, благотворение, оказание помощи; великодушие, душевная щедрость, желание бескорыстно делиться идеями, с радостью передавать другим свои творческие, научные и другие достижения.

Эгоизм – свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении своих личных интересов интересам других людей. Основывается на мотивах себялюбия и своекорыстии.

Эрудиция – проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью.

Язвительность – злая насмешливость, стремление уколоть, уязвить; колкость, ехидство, ядовитость.

Яркий – о внешности, о самом человеке; обращающий на себя внимание, бросающийся в глаза; броский, ослепительный; тот, кто пытается выделиться в толпе чем-то ярким, но внутри он часто пустой сосуд.

Основные нравственные понятия

на основе источника:

«Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989 г.»

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему благодеянию, услугу лицу, выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием. Моральное требование платить добром за добро.

Благодать - свободной воле человека предоставлен выбор - начать или не начинать борьбу за исправление своей жизни; почин он должен положить сам. Однако предоставленная сама себе воля не может справиться с этой задачей. И тут на помощь искренней воле приходит благодать, делая возможным то, что самому человеку было невозможно.

Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы, нравственная стойкость и самоотверженность в служении людям, способность подниматься над эгоистическими побуждениями души, совершать бескорыстные поступки.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Великодушие - положительное моральное качество, такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Например, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

Взаимопомощь - отношения между людьми, основывающиеся на общности интересов и целей.

Высокомерие - отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбии. Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям.

Гнев - нравственное чувство, проявляющееся как бурная реакция человека на нанесенную ему боль, оскорбление или любое другое вредоносное действие.

Гордость - моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих (или чьих-либо - другого человека, группы, страны) достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В случае утраты человеком критического взгляда гордость переходит в самодовольство, чванство, высокомерие, оборачивается гордыней.

Грубость - отрицательное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Дисциплина (лат - обучение, воспитание) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и выполнение людьми установленных правил, а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.

Добродетель (делать добро) - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Противоположно - порок.

Зависть - противоположно доброжелательности, враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху материальному, культурному или духовно-нравственному превосходству другого лица… Вызывает у людей гамму негативных желаний (чтобы другой испытал унижение, претерпел неудачу, несчастье, был бы дискредитирован в глазах общества).

Злословие - отрицательное качество личности - высказывание негативных оценок и враждебных суждений, злых пересудов… склонность язвительно оценивать людей и явления окружающего мира, зло судить и отзываться обо всем. …Это - сплетни, клевета, распространение заведомо ложных слухов. Важнейший побудитель - чувство зависти. Злонамеренность сплетен, способных опорочить невинного человека идет в разрез с постулатом любви к ближнему.

Измена - нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Индивидуальность - конкретное уникальное воплощение общечеловеческого и родового в личности.

Манеры поведения (фр. - прием, образ действия) - способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, свойство речи (употребляемые выражения, тон, интонация), жестикуляция, мимика, манера одеваться. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. … Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В. Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Манеры - форма выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми (Чуткость, Уважение). Манеры зависят от внутренней культуры, моральной глубины и такта личности.

Культура чувств - степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека, продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В известном смысле называться человеком и быть культурным - синонимы. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами др. человека. Уважение достоинства других людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается в форме отклика, в чувстве такта. Недостаток в культуре чувств, выражаясь в бестактности, грубости или равнодушии, портит настроение окружающим, разобщает людей. Главное в культуре чувств - доброжелательное отношение к другим людям, искреннее сопереживание их горестям и радостям. Взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если этот взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Месть - форма воздаяния обидчику, осуществляемая самим пострадавшим или его близкими, расплата злом за зло. Классической социально-культурной формой М. является сформировавшийся при родовом строе механизм талиона, в основе которого лежит правило воздающей справедливости: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». В нравственном сознании оно воплощено в принципе «Око за око, зуб за зуб, живот за живот». Распространение талиона на родных и близких причинителя зла характеризует кровную месть.

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе - на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта - духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Мужество - моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе при таком столкновении с несправедливостью, опасностью, которые угрожают его жизни и благополучию (Смелость, Стойкость, Выдержка, Самообладание, Самоотверженность). Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Мужество является качеством, необходимым, для проявления героизма.

Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство ненависти может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависть противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь; ненависть к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом, и не влияя друг на друга. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». Общение - это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе - к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека общение становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата.

Обязанность - долг человека, возлагаемая на него задача.

Патриотизм - (греч раtеr - родина) - социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

Поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям.

Подвиг - акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат, которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Особенно часто возникает потребность в совершении подвига в эпохи революций, во время войны, а также в исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (например, когда в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни).

Покаяние - один из механизмов нравственного самосовершенствования личности; проявляется как действенное сожаление индивида о своих недолжных поступках, сопровождаемое твердым решением не повторять их и через исправление последствий или через налагаемое на себя наказание восстановить нарушенный ими баланс справедливости. Идея покаяния предполагает свободу воли, способной прервать инерцию дурных навыков человека и дать обратный ход ведущей ко злу причинно-следственной детерминации, порождаемой каждым недолжным поступком.

Поступок - клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и последующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре поступка Последний слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.

Потребительство - совокупность идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений.

Пошлость - морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, принижает саму идею достоинства личности. К многообразным проявлениям пошлости относятся: ограниченность интересов, низменность мотивов, мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, «мелкие делишки и великие иллюзии».

Правдивость - моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел. Требование правдивости является общечеловеческим (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Оно вытекает из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в которые они попадают. Правдивость выражает и формирует нравственное доверие между людьми.

Праздность - стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму; социально-нравственная установка, исходящая из тезиса о несовместимости производительности труда с принципами «благопристойной» морали.

Предательство - нарушение верности общему делу, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, выдача ему соратников или партийной, государственной, военной тайны, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам. Предательство всегда расценивалось моральным сознанием как злодеяние. Предательство обычно связано с беспринципностью, политической трусостью и шкурническими интересами. Предательство является также нарушение личных обязательств, измена другу, брату, другим людям, с которыми индивид связан традиционными или добровольно взятыми на себя нравственными узами. Этот порок в шкале общественных оценок всегда был на одном из самых низких мест. Предатель, как правило, бывает презираем даже теми, в пользу которых было совершено предательство.

Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия для достижения поставленной цели. Конкретным выражением смелости является подвиг, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание. И противоположно - трусость, малодушие. Вызывает уважение как личное качество.

Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в публичном признании своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Свобода воли - философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Как категория этики свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину.

Скромность - моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе. Проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа. Он относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Скупость - моральное качество, характеризующее особое отношение к материальным ценностям, когда они рассматриваются как сокровище, их сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и других людей). Нравственность осуждает скупость точно так же, как и чрезмерную роскошь и расточительство, поскольку та и другая противоречат интересам саморазвития личности: первая ущемляет, а вторая извращает ее потребности, привносит в межчеловеческие отношения дисгармонию, становится источником конфликтов.

Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству и непосредственно смыкается с мужеством.

Смирение - моральное качество, выражающееся в принижении своего достоинства перед лицом авторитета или обстоятельств и влекущее за собой покорность по отношению к внешним силам, готовность подчиниться судьбе, признание своего поражения, отказ от надежд на лучшее будущее.

Смысл жизни - понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом) и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей или какого-либо авторитета. С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни: гедонизм, в котором смысл жизни связывается с получением наслаждений; прагматизм, в котором смысл жизни связывается с достижением успеха; корпоративизм (групповой эгоизм, лоялизм), в котором смысл жизни связывается с принадлежностью к ограниченной общности, преследующей частные интересы; перфекционизм, в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием; и гуманизм, в котором смысл жизни связывается со служением другим людям (Альтруизм).

Сострадание - см. Сочувствие

Сочувствие - одна из форм проявления человеколюбия (Гуманизм); отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

Страх - кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемые у человека действительной или воображаемой опасностью. Как психологическое явление страх выражается в тревожных и мучительных переживаниях, в испуге, ужасе, панике, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда страх приводит к утрате контроля человека над собой, к поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость. И наоборот, преодоление человеком чувства страха.

Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Человек либо самостоятельно в эмоциональной форме осознает безнравственность их, либо сознается в этом самому себе под воздействием осуждения со стороны окружающих.

Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Трудолюбие противопоставляется тунеядству.

Трусость - одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх. Трусость может быть проявлением расчетливого себялю-бия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение.

Тщеславие - социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения. Последнее он учитывает лишь постольку, поскольку это отвечает его жажде славы. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих, тщеславие представляет собой преувеличенную меру самолюбия, когда стремление быть ничем не хуже других людей перерастает в желание казаться лучше других.

Честность - моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.

Честолюбие - Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради общественных почестей, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными амбициями. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, честолюбие приобретает значение позитивного морального качества личности.

Чуткость - моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание мотивов, которыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Являясь требованием нравственности, вытекающим из общего принципа гуманизма, чуткость тесно связана с другими нравственными качествами (Уважение, Великодушие, Скромность, Сочувствие, Благородство, Доверие). Вместе с тем чуткость, поскольку она относится к области повседневных взаимоотношений людей, представляет собой составную часть нравственной культуры личности. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие к людям, как в личных, так и служебных, деловых, политических отношениях.

Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

С оварь по этике

Под редакцией А. А. ГУСЕИНОВА и И.С. КОНА

Издание шестое

Ь4осква Ііздательство

политической

литературы

ІЅВ,1\І 5%250,-(11027-Х

І " " нд.

В статьях =›слова|:їяъ раскрываются основные этические понятия, моральные проблемы,.нравственныенормы и принципы, многообразие

этических и моральных традиций, проблемы нравственного воспи-

тания, характеризуютсяважнейшие моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности. 6-е издание словаря

(предыдущее выходило в 1983 г.) переработано в духе нового

ОТ РЕДАКЦИИ

В словаре применяются единая система отсылок. и обычные для справочных изданий сокращения (их список приводится ниже). Название статьи в тексте заменяется первой буквой, а отсылочїлые слова, о которых в словаре имеется специальная статья, выделены курсивом.

Высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию Собрания сочинений, В. И. Ленина-по Полному собранию

сочинений, за исключением случаев, когда это специально оговорено.

СПИСОК СОКРАЩЕНИП, ПРИНЯТЬІХ В СЛОВАРЕ

австр._ австрийский амер.-американский англ.-английский

в. (вв,) - век (века)

гл.-главный

гл. обр.- главным образом г. (гг.) - год (годы) греч.-- греческий древн.- древний др.- другие

инд.- индийский

и т. п.- и тому подобное

к.-л.-какой-либо, кто-либо:сит.- китайский

гс-рый - который лат.- латинский мн.- многие, много

наз.- называется, называемый

напр.- например

н, 3__ нашей эры

нек-рый _ некоторый

Нгм-- НЄМЄЦКИЙ НидгрмНИДЄРЛЗНДСКНЙ Об-80 - 0бЩЄСтВ0

00н.- основной

произв.- произведение

пр0ф.- профессор р.- родился рус.-_ русский см,- смотри совр.- современный

соч.- сочинения

ср.- сравни - страница е.- то есть

Зр.- точка зрения _ том

к.- так как Г1Ґ1Г3`1Г1Р наз.- так называемый

т. обр.- таким образом ун-т _ университет

ФдФранцузский

ч.-./І.- ЧТО-ЛИбО

швейц.- швейцарский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Словарь по этике, в создание которого решающий вклад внес талантливый советский философ Олег Григорьевич Дробницкий (1933-

І973), был впервые издан в 1965 г. До настоящего времени по многим

важным вопросам этической и моральной культуры он остается у нас единственным источником, не получая, к сожалению, продолжения в более развернутых научных публикациях. Словарь совершенствовался от издания к изданию (последнее, 5-е издание вышло в 1983 г.). Вместе с тем он в определенной мере отражал типичные идеологические клише своего времени: склонность. подменять нравственные категории политическими, представлять авторскую позицию в качестве официальной точки зрения,

принижение роли общечеловеческих моральных ценностей, упрощеннонегативное отношение к немарксистским теориям морали.

Перестройка и нравственное обновление нашего общества ставят

Перед этикой новые задачи. В связи с этим настоящее издание под-

верглось значительной переработке: словарь обогатился многими новыми

терминами, ряд статей написан заново, другие существенно уточнены. Однако это только начало работы по переосмыслению содержания и кате-

"°Риального аппарата этики в свете новых исторических реальностей.

КОВ Успешно продолжить эту работу.

АБЕЛЯР (АЬё1агс1) Пьер (10791142) -фр. богослов и философ, представитель средневекового свободомыслия. А. выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произв. церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать те доводы авторитета,

к-рые сочтет более убедительными. «У Абеляра главное - не сама тео-

самого себя, или Этика» А., в про-

тивоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но

и быть добродетельным. Совесть-

естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести

не является греховным. С необычайной страстью А. отстаивает цен-

ность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, к-рая зиждется на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами и папой Иннокентием ІІ прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения А. особенно близко соприкасались с народными ересями.

АБСОЛЮТИЗМ (этический)

(лат. аЬзо1и1из - безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с к-рым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с ус-

ловиями общественной жизни людей, с их потребностями, с истори-

ческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма,

к-рый обычно выражал протест про-

тив канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог

иметь двоякий смысл. С одной сторон-ы, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующеи морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, к-рые должны соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догма-тизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ, Платон, Евклид Мегарскнй трактуют

добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему из-

менчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали

присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда

проводились с равной последова-

тельностью. Идеи А. проводятся и

В нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ.

философ Шефтсбери доказывал, что Пргдставления людей о нравственно-

СТН имеют врожденный характер,

Тересы и общественную пользу йнравственного чувства теории). КеР";З:ИП А. развивают в своей этиМеромїё. а также Спенсер. ПриВР. направления философии

Августин

морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм, утверждающий, что моральные понятия добра н_ долга неизменны и безус.повны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Критика этнческого А. не снимает задачи теоретического объяснения абсолютного содержания морали. Опираясь на принцип историзма, марксистско-ленинская этика рассматривает моральные абсолюты в контексте социально обусловленной изменчивости нравственности.

АВГУСТИН (Аидиёііпиз) Бла- ж е н н ы й Аврелий (354-430) - христианский теолог, епископ, один из «отцов церкви» (у католиков), жестокий преследователь еретиков, автор нескольких сот произв.; крупнейшие из. них: «О святой троице» и «О граде божием». Воззрения А.- один из гл. источников ранней

схоластики и учения Римской церк-

ви. Утверждая теологическую версию истории, А. подчеркивал противоположность исходных принципов, разделяющих земное и небесное: <<...два града созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе,

к самому себе». Учение о предопределении, о божественной благо-

жизни, второе-в вечной смерти, оба за границами земного сушествования) определяет осн. принци-

пы этики А.: бог _ источник и критерий нравственности, к-рая противоположна земной чувственности, вся полнота добра воплощена в боге, источник зла _ первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом. Активность личности, выра-

перед всемогущим. Христианские добродетели, по А.,- последовательное отрицание языческих добродетелей («переряженных пороков»). Это _ пассивность индивида вместо актирности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение. Т. обр., А. требует крайнего аскетизма и отказа от соб-

ственной индивидуальности, беспре-

кословного следования предначертаниям бога, возвещаемым его служителями. В своей «Исповеди», пронизанной религиозной экзальтацией, А. на собственном примере стремился показать тщетность че-

ловеческих усилий, неспособность

человека освободиться от греха до тех пор, пока он не отдается

безраздельно провидению и не вы-

СТУпит орудием божественной воли.

Только обратившийся к богу

Ёїсїїётдщгдёяться на спасение, по-

должны Ябьдїга самих еретиков они

возвращены в лоно

церкви силой. Трактаты А. против донатистов и пелагианцев, его фанатизм и авторитаризм послужили источником теории и практики инквизиции. Идеи А. используются и совр. теологами.

АВРЕ.ПИП(Аиге1іиз) Марк (121->180) +- римский император, философ стоической школы (Стоицизм). Единственное его соч. «Размышления» (в др. русском переводе «Наедине с собой»~) содержит изложенные в афористической форме размышления о нравственности, к-рую А. не отделяет от религии. Основа нравственного поведения человека заключена, по мнению А., в "его разуме («внутреннем гении»), являющемся порождением и частью мирового божественного разума. Последний обусловливает гармоничный, справедливый порядок во вселенной, в к-рый и должен включиться человек, следующий своему разумному «руководящему началу». Хотя все люди, независимо от национальной и классовой принадлежности, являются членами некоего вселенского «высшего града», каждый из них по-своему распоряжается разумом. По мнению А., ничто из того, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей

(богатство и бедность, слава и бес-

честье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают на долю

как достойных, так и недостойных. Истинно разумно н, следователь-

но, нравственно поступает, с его т.

зр., лишь тот, кто отбрасывает

суетные стремления к внешним бла-

Автономная этика

гам, стоит выше страстеи и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Всякая попытка изменить ч.-л. в мире, нарушить «план целого» подлежит осуждению, ибо направлена на совершение несправедливости по отношению к природе и об-ву. Хотя А. мн. говорит о социальных обязанностях человека, о необходимости быть преданным общему благу («не приносящее пользы улью не принесет ее и пчеле»), его этика глубоко индивидуалистична: счастье и несчастье человека не зависят от др. Достигнуть нравственного совершенства помогают только углубление в самого себя, постижение природы целого и осознание быстротечности человеческой

жизни, мысли о неотвратимости

смерти. Проникнутое пессимистическими мотивами, призывающее к покорности и терпению, этическое учение А. оказало влияние на этику

христианства.

АВТОНОМИЯ (греч. аиіоз - сам И потоз _ закон) - способность личности как морального субъекта

К самоопределению на основе собственного законодательства. Необ-

×0димость А. была осознана уже в

гНтичности Демокритом и Сокра-

Т0м› К-рый говорил о себе: «Я не

Способен повиноваться ничему из

всего, что во мне есть, кроме того ёбёждения, к-рое после тщательной

ЛЗЧЁЄЅЅЅ Ёредставляегся мне наиВедения ак всеобщии принцип повыступиыінпровозглашена Лютером,

признании: «На том стою и не могу иначе1» Проблема А. была этически осмыслена Шефтсбери, Хатчесоном, а в теорегически последовательной форме Кантом (Автономная этика). Шефтсбери и Хатчесон усматривали подлинность моральных суждений и действий в их независимости от влияния авторитета, гедонистических, утилитарных и религиозных мотивов. Кант же связывал понятие «А.» не только со свободой от внешних воздействий, но и с универсализуемостью морального выбора, т. е. с тем, что в своих поступках моральный субъе:кт руководствуется принципами, к-рые могут быть установлены в качестве все-

общих (Категорический императив). и поэтому являются долгом. А. возвышается над эгоистическим своеволием, поскольку она зиждется на нравственных самоограничениях, обусловленных стыдливостью, заботой о благе др. людей (Альтруизм) и стремлением к совершенствованию. Моральная А. позволяет, сохраняя человеческое достоинство и ответственность, быть свободным от произвольных социальных установлений, диктата власти и не терять самообладания перед лицом стихии, недуга или угрозы смерти (Свобода

нравственная) .

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. аиіоз - сам и потоз - закон) -

тип этической теории, к-рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных" законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике

(греч. 11е"сегоз - иной), объясняю-



Поделиться