Архитектурно конструктивная трансформация зданий. Трансформация архитектуры предприятия: причины, действующие лица и пути реализации

Билет № 6

Историческая этнокультурная эволюция видов жилых и общественных зданий и сооружений

Культура государства Кок-Орда и Ак-Орда. Могулистан.

Мобильная и трансформируемая архитектура современности.

1. Под системой поселения в источниках понимается территориальное сочетание поселений, между которыми существует более или менее четкое распределение функций, производственные и социальные связи. Кроме того, при анализе поселений оседло-земледельческих народов, вне зависимости от времени и места их функционирования, принято выделять такие основные элементы, как: селитьба, хозяйственные постройки, центр, культурно-бытовые учреждения, культовые объекты, оборонительные сооружения и т.д. В кочевых же поселениях в силу исторических и социально-экономических причин многие из этих элементов отсутствовали. В частности, не было оборонительных сооружений и культурно-бытовых учреждений, мечети появились в основном только при переходе к оседлости. Основу временных поселений составляли жилые постройки, при появлении сезонных стационарных населенных пунктов к ним добавились хозяйственные и мемориально-культовые сооружения. Тем не менее, для всего комплекса архитектурных объектов характерно взаимодействие морфологии (строения, структуры, формы) и аксиологии (содержания, смысла, ценности), что собственно и позволяет рассматривать систему скотоводческого поселения как модель целостно-структурированного объекта, включенного в гиперсистему – окружающую среду.

Таким образом, система казахского поселения определяется нами как пространственный локус , включающий все необходимые условия и средства для обеспечения жизнедеятельности людей, занятых скотоводством. Под пространственным локусом понимается в данном случае территория, хозяйственно освоенная родом (семьей): зимние, весенние, летние и осенние пастбища вместе с функционирующими сезонными поселениями и комплексом построек.

Конец XIX в. характеризуется интенсивным промышленным освоением Казахстана. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1892-1905гг.) способствовало ускорению этого процесса. Новым фактором, активно стимулировавшим развитие торговли и как следствие архитектуру торговых зданий и сооружений, послужило активное строительство железных9 дорог. Железнодорожные станции представляли собой крупные архитектурные комплексы, часть которых отдавалась под торговые помещения и здания. Таким образом, в исследуемом регионе выявлены следующие особенности: 1.Особенности развития архитектуры древнего и раннесредневекового Казахстана в целом обусловлены идеологией кочевого общества, тесно взаимодействующего с оседло-земледельческим хозяйствованием народов близлежащих государств; в качестве основных строительных материалов выступают глина, камень и дерево. 2.Положительное влияние на развитие торговых зданий и сооружений оказал Великий Шелковый путь, основное направление которого в VI-XVI вв. переместилось на территорию исследуемого региона. Он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту поселений и трансформации их в города; 3.После основания форпостов и крепостей Российской империи, постепенно трансформирующихся в города, активному проникновению торгового капитала способствовал рост промышленности и строительство железных дорог. Благодаря экономическим и политическим преобразованиям постепенно утвердились стационарные виды торговли: магазины, лавки, оптовые склады и т.д. Все рассмотренные типы торговых зданий XIX - нач. XX вв. можно разделить на 4 взаимосвязанные группы по функциональному и пространственному содержанию: 1) здания, предназначенные только для торговли; 2) торгово-складские помещения с преобладанием складских функций; 3) здания, сочетающие в равной степени жилые и торговые помещения; 4) торгово-деловые и торгово-общественные здания. Эти 4 группы включают следующие 6 типов торговых зданий, предназначенных для розничной и оптовой торговли готовых продуктов: 1) отдельно стоящая лавка; 2) лавки организованные в торговые ряды; 3) гостиные дворы; 4) лавки при жилых домах; 5) магазины; 6) торговые дома.



2. Государства Кок Орда и Ак Орда. До начала XIV века территория Золотой Орды совпадала с теми землями, которые понимали мусульманские источники под термином «Улус Джучи». Однако с начала XIV века Улус Джучи распался на два государства – Кок Орда и Ак Орда, из которых последняя была в вассальной зависимости от первой. В Ак Орду входили упомянутые выше земли в бассейне Сырдарьи, а так же степи и города на северо-востоке от Аральского моря и до рек Ишима и Сары-Су. После отделения Ак Орды термин Золотая Орда применяется главным образом к землям Кок Орды. Итак, Улус Джучи распался на Кок Орду и Ак Орду, каждая из которых имела свою собственную династию из потомков старшего сына Чингисхана Джучи. С первых лет образования Улуса Джучи и после распада на две указанных орды, согласно персидским авторам XV-XVII в.в., Кок Орда составляла правое крыло (бараункар, онкол) Улус джучиева войска, т.е. поставляла из среды своего кочевого населения все входящие в него тумены, а Ак Орда составляла левое крыло (джаункар, солкол), т.е. поставляла все тумены левого крыла. В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана также появилось несколько феодальных владений. В середине XIV века фактически обособилась от Золотой Орды Ак Орда. В некоторых источниках перепутаны данные о местоположении Белой и Синей Орды. В частности, это касается "Анонима Искандера" Муин ад-дина Натанзи, ошибочноtestent.ru Page 52 24.12.15 поменявшего местами Белую и Синюю Орды. Дискуссия о местонахождении Орд, длившаяся с начала изучения истории Золотой Орды в России и на Западе, закончилась выводом о том, что Синяя Орда находилась на востоке, а Белая - на западе. Особняком стоит мнение И. Мингулова, который считает Белую Орду государством, существовавшим на востоке с середины XIII по первую четверть XV в. включительно. В самом Улусе Жоши понятия "Ак Орда" и "Кок Орда" обозначали только политические центры, ставки ханов, а само государство называлось Улуг Улусом.

Могулистан . В результате распада улуса Шагатая (Чагатая) в середине XIV века на территории Юго- Восточного Казахстана и Киргизии возникло новое кочевое государство. Политическая история Могулистана во второй половине XIV в. остается малоизвестной, особенно его внутренняя жизнь. В источниках нет достоверных сведений о событиях в северных областях, в Жетысу и на Тянь-Шане. Наиболее подробные сведения приводит Мухаммед Хайдар Дулати. После смерти потомка Шагатая Казан хана, являвшегося противником кочевого быта, племенная верхушка родов Жетысу принимает решение образовать независимое от шагатаидов государство. Однако во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только чингизид. Поэтому эмир Пуладчи, представитель родовой знати племени дулат, выступил с намерением создать самостоятельное ханство с помощью ставленника - хана из чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дулаты, оказался 18- летний Тоглук-Тимур. Сделав ханом своего ставленника, дулатские эмиры укрепили и свою власть в качестве ведущей политической силы страны. При поддержке родовой верхушки дулатов удалось в некоторой степени стабилизировать положение в стране, объединить под своей властью всю обширную территорию Могулистана, подчинить населявшие его племена. Ставка Тоглук-Тимур находилась в Алмалыке. Борьба за объединение всех областей под эгидой центральной власти была основным содержанием внутриполитической жизни государства. Кочевая знать отдельных племен упорно сопротивлялась попыткам со стороны хана ограничить ее независимость. Тоглук-Тимур сделал попытку реформировать административно-политическое устройство своего государства. Некоторые меры были приняты для упорядочения налоговой системы. Известен факт активного насаждения мусульманства среди подвластного населения. Тоглук-Тимур решил подкрепить свою власть испытанной идеологической опорой по примеру ханов Мавераннахра. Таковы некоторые факты внутренней жизни нового государства в первые десятилетия его существования. При преемнике Тоглук-Тимура Ильяс Ходже начались междоусобные войны, которые окончились разделом Могулистана на несколько частей. На большей части Жетысу власть перешла к эмиру Камар-ад-Дин дулату, а территория от Или до Тарбагатая была подчинена Енте торе. Фактически самостоятельными были племена булгачи, которые населяли Прииссыкулье, племена канглы, кереиты, аркенуты и др. В это время начинается вторжение в пределы территории Великого Улуса и Могулистана эмира Мавераннахра - Тимура. Отсутствие единой централизованной власти затрудняло организацию сопротивления захватнической политике Тимура. В этих условиях эмир Камар-ад-Дин и хан Великого Улуса Орыс решили выступить коллективно против Тимура. Походы Тимура на Могулистан. Первый поход Тимура в Могулистан состоялся в 1371- 1372 гг. Однако это был "разведывательный" поход, имевший целью демонстрацию сил и захват пленных и добычи. Более серьезные походы начались с 1375 г. и были направлены против эмира Камар-ад-Дина. Поход 1375 г. закончился полной победой Тимура, однако Камар-ад-Дину удалосьtestent.ru Page 53 24.12.15 сохранить власть. В 1376 г. новое войско Тимура выступило на Могулистан, но кыпчакские военоначальники подняли мятеж и перешли на сторону Орыс хана. Следующий поход был предпринят в 1377 г., когда был захвачен Сыгнак, где ханом стал Токтамыс. Войска Могулистана дважды потерпели поражение, но Камар-ад-Дину вновь удалось спастись. В 80-х гг. Камар-ад-Дин заключил союз с Токтамысом, Енге торе и Хызыр Ходжа ханом против Тимура. В 1389 г. эмир Тимур предпринял очередной поход в Жетису. Могольские правители не смогли организовать отпор, и войска Тимура прошли по всей стране, разоряя кочевья и города. Очередной поход 1390 г. вновь закончился поражением Могулистана. В 1404 г. Тимур решил окончательно покорить Жетису и во главе огромной армии вышел в поход. Только смерть потрясателя вселенной" в Отраре в начале 1405 г. отвела эту угрозу. В первой половине XV в. политическое положение в Могулистане характеризуется не только междоусобной борьбой сыновей и внуков Хызыр Ходжи, но и войной с Тимуридами, ойратскими племенами. Тимуриды пытались отторгнуть Восточный Туркестан от Могулистана. Уаис хан (1418-1428 гг.) вынужден был перенести столицу из Восточного Туркестана в Жетису. После смерти Уаис хана началась долгая и кровопролитная борьба между его двумя сыновьями, которая привели к расколу феодальной знати Могулистана. В середине 30-х годов XV в. власть перешла в руки одного из сыновей Уаис хана - султану Есен-Буге. Недовольный этим другой сын - Юнус, покинул пределы Могулистана, уводя с собой около 30 тыс. семей. Несмотря на усилия хана Есен-Буги, Могулистан еще долгое время оставался страной политически раздробленной. В середине XV в. многие племена откочевали из пределов государства. Фактически власть Есен-Буги распространялась лишь на часть Кашгарии. Длительная междоусобная борьба властвующих группировок кочевой знати привела в конце XV-начале XVI вв. к распаду Могулистана. Попытки могульских ханов восстановить политическое господство шагатаидов на бывшей территории Могулистана кончились неудачей. В середине XVI в. Могулистан перестал существовать как самостоятельное государство. Таким образом, объективные причины привели в начале XV века к распаду Улуг (Великого) Улуса и образованию на его территории ряда независимых национальных государств.

3. В современной повседневной жизни мы все чаще используем термин «мобильность» . С развитием новых технологий и потребностей человека пришло время по-новому взглянуть на привычную для нас архитектуру. По разному трактуют понятие «мобильности»: в одном случае - это передвижной дом на колесах, в остальном это сборно-разборная конструкция, в третьих это железобетонное здание с малой площадью застройки. В 50-60 годах XX века появились первые проявления мобильной архитектуры в мире. Данная концепция сводилась к тому, что выполняло функцию передвижного жилья для временного проживания на одном месте, но постепенно приобрело более индивидуальный характер. Легкие дома, передвижные или в виде гостиничных номеров не требуют значительных материальных затрат, а также времени на проведение монтажных работ, поэтому они экономически выгодны. Характерным для мобильной архитектуры является «внутренняя мобильность». Имеется в виду приспособление объекта к новым условиям: социальный или экономический статус, изменение состава семьи, смена поколений, или просто смена жилья «под настроение», без изменения общих объемно-конструктивных параметров, путем трансформации внутреннего пространства объект объекта, его интерьера. И именно эти параметры характеризуют мобильную архитектуру.

Трансформативная архитектура – вид архитектурных объектов,способных, в зависимости от поставленных целей и задач, изменять объем, композицию, внутреннюю структуру построения, планировочные решения. Характерным отличием является возможность повседневного регулярного и периодического изменения, преобразования планировки и пространства зданий и сооружений в течение определенного времени, в соответствии с требованиями проводимых в здании функциональных процессов.

В целом приемы трансформации можно классифицировать на пространственные, конструктивные, светоцветовые и интерактивные.

Пространственные приемы трансформации – «качественное» изменение архитектурного объекта путем преобразования внутренних элементов при сохранении его общих постоянных размеров. В данном случае происходят процессы внутренней адаптации архитектурного объекта в пределах его внешней оболочки.

Серебренникова Татьяна Андреевна ,
магистрант УралГАХА
Научные руководители:
кандидат архитектуры, профессор А.А. Раевский
доктор архитектуры, профессор Ю.С. Янковская
Уральская государственная архитектурно-художественная академия
г. Екатеринбург, Россия

ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА

В эпоху информационного взрыва архитектура требует новых подходов, методов и принципов формообразования, ориентированных на систему научных знаний, изменение бытийного пространства. Архитектура ХХ-ХХI вв. представляет собой инфопространство, которое в зависимости от факторов окружающей среды постоянно находится в движении и является отражением картины мира. В ультрасовременной архитектуре выделяются три основных принципа формообразования и динамики I-пространства: взаимопереводимости, адаптации и презентации. Принципы взаимосвязаны, систематизированы и подлежат структурному анализу.

Ключевые слова: информационный взрыв, инвайронментализм, инфопространство, взаимопереводимость, адаптация, презентация .

В настоящее время мы находимся на рубеже истории, который кардинально преобразовал историческое развитие и в тоже время приобрел в какой-то степени разрушительный характер, оборвав нить истории «прошлое-будущее» . Это век информационного взрыва, со всеми вытекающими последствиями.

Отличительной чертой данной эпохи является возрастающая динамика жизни общества и перенасыщенность информационного поля. Высокие темпы развития новых технологий, ориентированных на расширение сферы деятельности людей, расслоение жизненных приоритетов, подвижность населения, нечеткость и расплывчатость социальных границ, раздробленность культур и традиций во многом определяют сущность таких аспектов как наука, экономика, инженерия, искусство и т.д.

Мы наблюдаем период глобализации, когда роль внешних факторов стремительно возрастает, потребности общества в современных условиях постоянно изменяются. В связи с этим, становятся актуальными новые методы проектирования и строительства, где поиск архитектурной формы, в первую очередь, учитывает изменения требований общества и позволяет предусматривать изменение и адаптацию в зависимости от функциональной значимости объекта и окружения.

В эпоху ХХ-ХХI вв. информация во многом предопределяет пути развития науки (физика, математика, биология, химия и т.д.). Все в окружающей среде и в науке оцифровано и зашифровано системами кодов, символов, знаков. Информация воспринимается нами на уровне организованной системы кодов, каждый из которых несет свое обозначение и содержание. В математике каждая формула кодирует значение самого выражения, физика предстает перед нами выраженными знаковыми элементами определенных понятий и величин, в химии каждый атом и молекула имеют свое кодовое обозначение. Каждая подобная система знаков, кодов имеет свою организованную структуру, она систематизирована и имеет общую универсальность. Подобным образом и архитектура техногенного периода должна быть систематизирована, обоснована и подчинена единому алгоритму формообразования, где важным фактором являются принципы создания пространства с точки зрения ультрасовременности.

В эпоху информационного взрыва и инвайронментализма (диктат приоритета окружающей среды) архитектура требует нового подхода, ориентированного, в первую очередь, на отражение аспектов, формирующих бытийное пространство. Факторы, присущие техногенной эпохе, сами диктуют методы формообразования, которые систематизируются и складываются в общую знаково-символическую картину. Таким образом, архитектура представляет собой некое информационное пространство (инфопространство, i-пространство), которое является способом передачи состояния среды - бытийного пространства.

На основе вышесказанного следуют взаимосвязанные смысловые цепочки:

Схема1

В определении понятия информационного пространства можно выделить следующее:
- определяющим фактором, смыслообразующим явлением в нем оказывается информация;
- субъектом деятельности в его границах является личность;
- имеют место специфические носители информации;
- его регулирование, плотность, подвижность, мера доступности определяются социальной потребностью.

Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира.

Среда как событие - явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при изменении временного параметра . Непрерывное развертывание событий структурируется в единый исторический процесс, который имеет непосредственную связь с факторами антропогенного, природного, культурного, социального и др. характеров.

Схема 2

Архитектура является сутью самого пространства - кодом среды. Среда, в свою очередь, отражает бытийное пространство и картину мира. Таким образом, архитектура в эпоху информационного взрыва должна быть отражением картины мира в современно-культурном пространстве, в зависимости от происходящих событий в определенных временных рамках.

На сегодняшний день наметились основные принципы создания архитектуры как i-пространства:
- принцип взаимопереводимости
- принцип адаптации
- принцип презентации

Схема 3

Схема 4

Как известно, сегодняшний феномен современной архитектуры заключается в отсутствии определенной стилевой базы. Поиск и изобретение новых метафор находятся «в состоянии становления», способных удивлять и восхищать, но при этом не привязанных к какой-либо конкретной идеологии . Наметились характерно выраженные направления, которые содержат в себе информационную значимость и уникальные закономерности проектирования. Так, мы можем наблюдать тенденцию развития дигитальной архитектуры, где основополагающим критерием является ориентация на компьютерные технологии. Связь со скрытой энергией и тектоникой геологических формаций во многом определила такое направление, как лэндформная архитектура . Проблема экологизации, во многом обострившаяся именно в конце ХХ - начале ХХI вв., и сам природный фактор выявили «зеленую» архитектуру, где природная составляющая является точкой отсчета. Рассматривая подобные течения информационного периода, можно сделать вывод, что информация, наука и среда в целом предопределили развитие i-пространств направлений.

Таким образом, выделяя главные или второстепенные элементы любых возможных i-пространств, систематизируя их и объединив по логике мышления в общую динамичную структуру, мы получаем новые приемы формообразования. Данный принцип обозначим как принцип взаимопереводимости, где каждый элемент i-пространства имеет свойство взаимозаменяться, переводиться, проецироваться, образуя, таким образом, совершенно иную архитектуру.

Науки о сложных системах, включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию, теорию самоорганизации и др., принесли с собой изменение мировоззренческой перспективы, повлиявшей как на сознание людей, так и на архитектурное пространство . Можно говорить о рождении новых направлений, основанных на новых научных знаниях. Принцип адаптации

Схема 5

К началу ХХ в. впервые было сформулировано новое отношение к архитектуре, которая должна приспосабливаться к постоянным изменениям и обновлениям, привносимым техническим развитием во все области жизни . Уникальный принцип архитектурных систем - динамичность, изменчивость, адаптация композиционной структуры. Появление понятия «адаптация» в архитектуре обусловлено необходимостью решения факторов, которые на протяжении развития цивилизации постоянно находятся в движении, таких, как рост населения, его социальная подвижность и миграция, связанные с быстрым ростом городов и активным освоение районов. Понятие «адаптация» очень многогранно и может интерпретироваться с разных сторон применительно к каждой конкретной ситуации.

Архитектурная система находится в постоянной структурной организации, которая имеет свойство изменяться, адаптироваться и трансформироваться. Эти протекающие процессы можно представить в виде матричной сетки, заполненной модулями, которые изменяются в зависимости от определенных факторов. Каждый модуль содержит в себе знаковый код, характеризующий историческую эпоху, время, общество. Инвариантность трансформации модулей приводит к изменению всю матричную структуру, вследствие чего происходят глобальные изменения в архитектурном пространстве в целом.

Строить легко и мобильно важнее, чем строить жестко и неподвижно .

Мобильность
Динамический признак мобильности архитектурного объекта отражается как во внутренних процессах, так и во внешних. Мобильность выражается в трансформации внутреннего пространства и подвижности архитектурного объекта в связи с изменением потребностей и образа жизни людей, функционального назначения и приспособления к условиям окружающей среды.

Модульность
Модульность в архитектуре рассматривается как организация пространственной среды в «глобальном» масштабе, применяемой как ко всей архитектурной структуре, так и в единичном варианте, применимой к конкретному объекту.

Архитектурный объект представляет собой модель матрицы, состоящую из жилых и общественных модулей. Модули взаимозаменяются, изменяют свою функциональную значимость, тиражируются по координатным осям. Выбор необходимого решения связан с обеспечением некоторых критериев, которые могут быть неявными, скрытыми и связанными с эстетическими, климатическими, инсоляционными требованиями, а также требованиями освещения, обмена воздуха и т.д.

Трансформация
Динамика современной жизни часто требует создания и соответствующих трансформируемых архитектурных форм. В современной архитектуре трансформация используется для решения функциональных задач:
- временных, обратимых преобразований архитектурного пространства в случае его многофункционального использования;
- регуляции микроклимата помещения за счет обратимых движений конструктивных элементов (ограждающие поверхности, кровли, жалюзи);
- транспортировки сооружений или их элементов в сложенном виде к месту их возведения; монтажа других конструкций зданий .

Экологичность
Энергетический и экологический кризисы во многом продиктовали архитектору новые пути развития в проектировании. Дальнейшая эволюция искусственной среды обитания направлена, в первую очередь, на преодоление противоречий в установлении связи «человек и природа». Так возникшие направления «Органи-тэк», «Эко-тек» демонстрируют все большей интерес к проблеме экологии; биотектоническое течение ориентировано на использование возобновляемых источников энергии. Использование современных энергетических установок является во многих странах неотъемлемым фактором архитектурного проектирования.

Благодаря применению принципов адаптации, таких как мобильность, модульность, трансформация и экологичность, появляется возможность отслеживания стилистических особенностей формообразования в архитектуре. Стилистика формообразования формулируется в понятиях ограниченных вариантов использования морфологических параметров элементов формы и строго заданных модульных структур, определяющих особенности взаимодействия элементов формы . Принцип презентации

Архитектура оказывает большое влияние на людей: этим определяется ее идеологическое значение, которое учитывается при создании определенного назначения пространства и проявляется в ее социально-утилитарном, художественно-эстетическом и композиционном качествах. Исходя из этого, следует связь устоявшихся фактов, но уже с новым обозначением и содержанием. Какую роль несет выражение i-пространство, какими средствами и композиционными приемами оно выражено (если есть их наличие) и какие элементы научных систем используются при построении данного пространства?

Архитектура соозначивает систему кодов, тем самым она открывается интерпретирующему прочтению, расширяющему свои информационные возможности . Кодификация форм i-пространства может быть временной, ее функциональная определенность - сменной, при этом перепрофилизация, реконструкция могут радикально изменить образ самого i-пространства и среды в целом.

Принцип презентации подразумевает эмоционально-чувственную характеристику i-пространства. В процессе работы над проектом эмоциональный смысл будущего объекта сначала как бы угадывается, затем, по мере развития, вызревает, уточняется и в конце работы предстает внутреннему взору автора как сложная перетекающая система разного рода впечатлений, смыслов, знаков, таким образом, презентуя себя . Эмоциональная структура и степень воздействия i-пространства, в первую очередь, зависит от времени, места, бытийной среды и функционального назначения.

Архитектура на данном временном этапе «презентует» себя, а человек «принимает» и «воспринимает» ее. Чувство, которое передает архитектура объекта, ощущение, которое она вызывает, являются частью того смысла, которое несет этот объект в целом .

Эмоциональная реакция целостна и отражает не только внешнюю, но и "внутреннюю" среду человека, его самочувствие, настроение и многое, что не зависит от облика архитектурного сооружения, находящегося в данный момент в поле зрения. С культурно-семиотической точки зрения реакция человека на архитектурный объект зависит не только от свойства объекта, но и от способностей понимания субъекта, его культуры и опыта. Пространство и его окружение оказывают друг на друга взаимное влияние. Пространство и человек оказываются во взаимной зависимости друг от друга.

Очевидно, что сегодня мы не можем точно сформулировать определение ультрасовременной архитектуры. В наше время архитектура требует новых понятий, новых методов, подходов, направлений и целей, которые не должны замыкаться в рамках узких формальных исследований, а рассматриваться как комплексная дисциплина, постоянно соприкасающаяся с научными знаниями. Наше пространственное ощущение расширилось с появлением современных средств и сообщений до пределов нашей планеты.

Архитектура встала перед проблемой, не имеющей прецедента в ее истории, обратиться к методам мышления современной науки: семиотики, новой философии, микрофизики, биохимии, психологии, антропологии, синергетики, математики. Иными словами, на сегодняшний день, мы имеем дело с принципиально другой архитектурой - архитектурой как i-пространство.

Рассмотрение направлений в архитектуре в эпоху информационного взрыва и параметров бытийного пространства, формирующих данные направления, дает возможность проследить взаимосвязь факторов среды (экономический, природный, социальный и т.д.) и архитектуры. Исследование архитектурных направлений в данную эпоху позволяет выявить основные методы и закономерности практической и теоретической составляющей развития архитектурной формы (параметры, по которым функционируют принципы) и на основе их сопоставления создать модель инвариантов принципов формообразования.

Данная гипотеза исследования даст возможность предопределять формообразующие принципы архитектуры путем генерирования параметров, кодов, знаков и символов основной матричной структуры уже известных направлений. Приемы и средства формообразования, сформулированные на базе факторов современной картины мира, являются альтернативой устоявшимся методам проектирования.

С развитием цивилизации, появлением новых культур и течений, общество и среда будут все более насыщаться информационными и коммуникационными полями, которые выступают перед нами в виде цифр, граф, шифров, кодов, знаков и символов. Это влечет за собой существенное изменение окружающего пространства и его составляющей естественной среды - архитектуры. Речь идет не только об изменениях в самом мироустройстве, но и о новом сознании человека, о новом человеке, его мироощущении и миропознании. В связи с этим появляется необходимость заранее выявлять основополагающую параметрическую модель архитектурного формообразования и, основываясь на единой универсальности, создавать новые принципы и методы проектирования.

В эпоху информационных технологий создается новое пространство, в котором должна быть воссоздана «естественная среда», зависимая и относительная, на принципиально новой основе.

Библиография

  1. Архитектурная бионика/ Ю.С. Лебедев, В.И. Рабинович, Е.Д. Положай и др.; под ред. Ю.С. Лебедева. - М Стройиздат, 1990. - 269с.
  2. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре [Электронный ресурс] / Ч. Дженкс // A3D.ru - Режим доступа:
  3. Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века / И.А. Добрицына // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы. - Эдиториал УРСС, 2001. - 288с.
  4. Иовлев В.И. Архитектурный хронотоп и знаковость / В.И. Иовлев // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. Ассоц. Семиотики пространства; под ред. А.А. Барабанова. - Екатеринбург: Архитектон, 1999.
  5. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре: учебник для вузов / Сапрыкина Н.А. - М.: Архитектура- С, 2005.- 312с.
  6. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учеб. пособие / Шимко В.Т. - М.: Архитектура- С, 2005. - 296 с.
  7. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. пособие / Шубенков М.В.: - М.: Архитектура-С, 2006. - 320с.:ил.
  8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - М.: Петрополис, 1998. - 432с.
  9. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-е изд. / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - 527с. (Мыслители ХХ века)

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.

Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.

Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.

Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.

Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Продолжение следует...

Е.И. Панькова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская ,
арх. проект – доц. В.В. Громада

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ В АРХИТЕКТУРЕ

Динамика современной жизни часто требует создания трансформируемых, многофункциональных архитектурных форм и пространств. Для решения этих задач можно использовать трансформируемые модульные сетки, которые с легкостью накладываются на любые поверхности, такие как фасад, план и другие элементы зданий и сооружений.

Современный подход к архитектуре предполагает не только создание благоприятных условий для человеческих потребностей, но и решение экологических проблем. Поэтому трансформируемые модульные сетки могут основываться на использовании идеи обратимых трансформаций растений и их реакции на воздействие внешней среды. Воплощение принципов природной целесообразности в архитектуре приводит к сближению и объединению естественной и искусственной среды.

Сетки, как и растения, реагируют на изменение различных факторов внешней среды, например, освещенности, температуры воздуха, влажности и т. п. В архитектуре это - движение конструктивных элементов: ограждающих поверхностей, кровли, систем жалюзи, что используется для поддержания микроклимата помещения.

А.О. Шилкова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская ,
арх. проект – доц. В.В. Громада

ПРИЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ

(на примере архитектуры многофункционального жилого комплекса)

Отличительной чертой нашего времени является все возрастающая динамичность жизни общества. Меняется мир вокруг нас, и современный человек, не замечая этого, ежедневно сталкивается с преобразованиями окружения. Архитектура должна соответствовать всем требованиям человека и также динамично меняться вместе с ним.

Рассматривая архитектуру как живой организм, чутко реагирующий на потребности людей, формируется понимание архитектуры как изменяющейся искусственной среды, приспособленной к динамическим процессам действительности и отвечающей требованиям общества.

В связи с этим возникает необходимость преобразования пространства человеческой жизнедеятельности.

Основной идеей научно-исследовательской работы является разработка гибких трансформируемых изменяемых объемно-планировочных и конструктивных систем структуры многофункционального жилого комплекса, способных удовлетворить потребностям людей.

Среди задач и особенностей применения трансформации в структуре жилых домов можно выделить следующие:

1. Многофункциональность использования пространства. С помощью мобильных конструкций решается задача оптимизации статических элементов и параметров зданий, трансформируемое пространство создает среду «без границ». Структуры, формируемые с использованием трансформации, должны сочетать максимальное количество функций: «дом-отдых», «дом-общение», «дом-работа», «дом-учеба», одновременно обеспечивая динамическое развитие самой жилой ячейки;

2. Регуляция микроклимата за счет обратимых движений конструктивных элементов. Трансформируемые фасадные системы призваны регулировать параметры микроклимата в помещении, постоянно изменяясь под воздействием окружающей среды: солнца, ветра, осадков и т.д.;

3. Изменение пространственных характеристик объекта: открытость/закрытость по отношению к окружающей среде, изменение уровня естественной освещенности и др., что способствует созданию более комфортной среды пребывания человека.

4. Эстетический аспект. И дея меняющегося пространства, сложные концептуальные структуры мобильной формы, возможность ее видоизменения, в зависимости от конкретных условий, приобретают неожиданные эффекты и создают выразительные архитектурные решения.

В.С. Бердникова

Руководители: НИРС – проф. Н.С. Акчурина ,
арх. проект –
проф. Н.С. Акчурина, проф. А.А. Раевский

МОБИЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА, КАК СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ

Состояние среды обитания человека на планете определяется экологическими показателями. И влияние архитектуры, как одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, в этой области очень значимо.

Все взаимосвязано в мире, так же, как и в природе. Изобилие возможностей и ресурсов неисчерпаемо, при правильном использовании.

МОБИЛЬНАЯ архитектура является решением вопроса о взаимодействии глобальных стихий - АРХИТЕКТУРА и СРЕДА.

Рассмотрим несколько принципов внедрения нанотехнологий, обеспечивающих максимальное взаимодействие архитектуры и природной среды:

Принцип сохранения энергии,

Принцип «сотрудничества» с солнцем,

Принцип уважения к обитателю,

Принцип уважения к месту,

Принцип целостности.

И.С. Попова

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
арх. проект – доц. М.В. Винницкий

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ ФАСАДЫ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ


Трансформируемая архитектура является следующим шагом в эволюции зодчества. В век высоких технологий и инновационных материалов на второй план начинает отходить представление об архитектуре, как о статичной, твердой и тяжелой. Потребность нашего окружения в способности меняться, обусловленная тем, что изменение является постоянным процессом нашего времени, приводит к появлению возможности архитектуры приобретать способность физически адаптироваться к потребностям человека.

Для кинетического объекта движение является самой существенной частью замысла. Даже если конструкция может существовать и в статичном состоянии, только в движении замысел ее создателя раскрывается полностью. При проектировании зданий с трансформируемыми фасадами необходимо учитывать взаимосвязь утилитарных и декоративных функций в кинетических зданиях, а также влияние трансформируемых фасадов на восприятие архитектуры человеком, выявление средств выразительности таких фасадов. Технические элементы кинетической архитектуры нуждаются в архитектурном переосмыслении и выявлении их роли в создании художественно-образного решения архитектурных объектов. По изученным материалам выработан ряд критериев, позволяющих структурировать проблему применения трансформируемой архитектуры в местных условиях. Имеет значение градостроительный аспект, вариантность постановки здания с элементами трансформации (постановка в качестве доминанты в композиции застройки или вписывание в существующую статичную застройку). В художественно-образном решении кинетических зданий проявляется степень участия трансформируемого элемента в общем композиционном решении, его самостоятельность или подчинение общему композиционному строю. Типы конструктивного устройства динамики здания включают в себя трансформацию фасадных систем, динамику кровли, вращение этажей, а также движение всего здания. Наиболее распространенной целью всех видов трансформации архитектурного сооружения является необходимость создания нужных микроклиматических характеристик внутри объекта, а также причины экономии энергии. Помимо экологического аспекта динамика зданий наделяет их определенными эстетическими свойствами. Вид динамики здания обуславливает его объемно-планировочную структуру, в которой проявляются сложность объема, характер построения планировочной композиции, а также функциональное наполнение. Специфика конструктивного устройства динамики здания также определяет его художественно-образное решение.

Алексей А. Новиков

Трудно сказать, кому и когда первому пришла в голову идея использовать механические системы в архитектуре и интерьерном дизайне. До недавнего времени конструкции, способные к изменению своей геометрической формы, можно было увидеть только в космической или военной отраслях: солнечные батареи искусственных спутников, самораскрывающиеся палатки и спасательные плоты и пр. Осознание того, что меняющийся объем может стать элементом архитектурного приема, пришло, пожалуй, только в самом конце ХХ века.
Динамичная статика

Принципиальных схем устройства трансформируемых объемов столь же много, сколько и различных механизмов, придуманных человечеством за всю свою историю. Поэтому в этой области открывается бескрайнее поле для конструктивного творчества. Пока наиболее распространены два основных направления разработки трансформируемых конструкций. Первое - трансформация объема путем его расчленения на несколько типовых составных частей. Эти составные части крепятся к несущему каркасу или друг к другу с помощью специальных шарниров. В результате эти элементы могут приводиться в движение какими либо механизмами (лебедками или поршневыми системами) и изменять форму общего объема. По такому принципу построено уже довольно много конструкций, которые, как правило, использовались в выставочной архитектуре.

Так, например, выставочный павильон Кувейта на Expo-92 в Барселоне, спроектированный знаменитым Сантьяго Калатравой, состоял из нескольких элементов, напоминавших рыбьи кости. Каждая такая "кость" внизу была шарнирно прикреплена к основанию павильона и раскрывалась с помощью поршневой системы. В результате внешне довольно простой объем павильона периодически превращался в футуристический объект, привлекавший внимание множества посетителей. По такому же пути пошел и коллектив английской компании Happold Engineering во время работы над павильоном Венесуэлы на выставке Expo_2000 в Ганновере. Огромные лепестки шарнирно крепились на стальной каркас "стебля" и с помощью поршневых систем приводились движение. А павильон, решенный в виде цветка, время от времени то "закрывался" то вновь "распускался". Второе направление в технологии трансформируемых конструкций - это применение сетчатых поверхностей. Возможностей создать трансформируемую "сетку" - множество. Можно сделать шарнирными узловые соединения несущих элементов, причем сами элементы остаются геометрически неизменяемыми (жесткими). Можно, вдобавок к этому, ввести шарниры в сами элементы (тем самым количество степеней свободы "сетки" в целом увеличивается). Есть и другой путь - наоборот, сделать узлы жесткими, а элементы (стержни) гибкими. Чаще всего все подобные конструкции изготавливают из металла: стали или алюминия. Хотя в "шарнирных сетках" в качестве несущих элементов не исключено и применение дерева.
Экзерсисы Чака Хобермана

Американская компания Hoberman Associates - пожалуй, одна из наиболее заметных компаний на мировом рынке трансформируемых конструкций. Основанная инженером и бакалавром изящных искусств Чаком Хоберманом в 1990 году компания с самого начала сделала ставку на разработку и внедрение кинетических конструкций в области архитектуры и малых архитектурных форм. Параллельно был создан дивизион по производству детских игрушек, в виде моделей конструкций, разработанных Чаком Хоберманом.

Трансформируемый икосаэдр Explorer of the seas ("Покоритель морей") был разработан компанией Hoberman Associates для инсталляций на круизном лайнере (фото: Joe Dore). Завораживающие конструктивно-световое шоу время от времени вносит оживление в интерьер центрального холла, успевающего изрядно "приесться" за долгие дни путешествия.



В объектах Чака Хобермана используется описанный выше принцип шарнирного соединения жестких элементов, а также введение в них дополнительных шарниров. С 1992 года, когда была реализована первая конструкция Хобермана в виде сферы (выставлена в Liberty Science Center в Джерсисити, штат Нью_Джерси, США), в Hoberman Associates было разработано около десятка различных кинетических объектов. Большая часть из них нашла применение в оформлении крупных научных выставок в США, Японии и Чили.

Трансформирующиеся сферы, икосаэдры и гипары (гиперболические параболоиды) становились центральными элементами выставочных инсталляций, сопровождающихся прогрессивной электронной музыкой и световыми шоу. Усилия, трансформирующие все эти объекты, обычно вызываются тросами, наматывающимися на специальные лебедки, которые, в свою очередь, управляются компьютерами.

Однако просто занятными интерьерными безделушками сфера применения конструкций Hoberman Associates не ограничивается. В последние годы этот коллектив продвигает на архитектурный рынок очередную свою новинку - раскрывающийся купол Iris Dome. Его прототип для кинетической инсталляции был построен на выставке Expo_2000 возле павильона Германии, посвященного реконструкции дрезденского собора Frauenkirche. Этот купол способен "складываться" и "раскладываться", закрывая или открывая при этом внутреннее пространство здания для внешнего мира. Такая конструкция, по мнению разработчиков из Hoberman Associates, может стать удачным решением покрытий спортивных залов или стадионов, где требуется максимальный доступ свежего воздуха и солнечного света и вместе с тем необходимо время от времени защищать спортсменов и зрителей от атмосферных осадков.

Трансформируемый гипар (гиперболический параболоид), установленный в калифорнийском научном центре в Лос_Анджелесе. Вся конструкция приводится в движение четырьмя тягами, наматываемыми на управляемые компьютерами лебедки. В этой конструкции Чаком Хоберманом применен тот же принцип, что и в трансформируемых сферах и куполах - шарнирное соединение всех стержневых элементов в точках их пересечения. Кроме того, все стержни сконструированы складывающимися по принципу "гармошки". Это позволяет менять длину элементов пропорционально прикладываемому к ним усилию, что делает всю конструкцию еще более подвижной (фото: Brian West).




В целом, трансформируемые конструкции как элементы кинетических объектов дизайна и городской среды имеют большое будущее. По мере внедрения компьютерного моделирования в проектное дело, проблемы, связанные с разработкой динамических моделей будущих построек, становятся не столь сложными, как при "ручной" методике. А проникновение высоких технологий в строительство - уже свершившийся факт, правда, к сожалению, не в нашей стране.




Трансформирующийся купол над макетом дрезденского собора Frauenkirche на выставке Eхро2000 в Ганновере. Этот собор был разрушен во время второй мировой войны английской авиацией. В настоящее время объединенная Германия усиленно работает над его восстановлением. Инсталляция с использованием трансформируемой конструкции, разработанной Hoberman Associates, была призвана привлечь внимание общественности к этому проекту. Купол имел диаметр 6 м и высоту в момент "закрытия" 4,2 м. Он приводился в действие четырьмя гидравлическими поршнями и управлялся системой компьютеров.



Поделиться