Негативное пространство в фотографии. Эстетические свойства негативного пространства

Пространство - один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета). Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.

Позитивное и негативное пространство

Если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: «Посмотрите на меня! Посмотрите на меня!» Если ваш взгляд за что-то цепляется, это - основной элемент кадра.

Текстурированная серая стена обеспечивает негативное пространство, позволяющее дереву выделяться.

Негативное пространство - это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство - это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.

"Негативное" не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2.8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.

Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.

Негативное пространство везде

Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип FedEx. Фиолетовые и желтые буквы - позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип лезет на передний план. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.

Скульптура - это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!

Как же эффективно использовать всё это в фотографии?

Негативное пространство в виде песка обеспечивает контраст и интерес, подчеркивая камень, лежащий на нем.

Четыре способа применить негативное пространство

Темный фон делает тюльпан главным и заметным субъектом в кадре.

1. Изолировать субъект и привлечь к нему внимание

Самый распространенный способ использования негативного пространства - привлечение внимания к субъекту. Если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.

В каждом случае негативное пространство фокусирует внимание на субъекте. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.

Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?

Негативное пространство, окруженное туманом, не только подчеркивает субъект, но также вызывает определенные эмоции.

2. Задать эмоцию или настроение

Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.

В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки - красные, оранжевые, желтые - вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же - синий, зеленый, фиолетовый - заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.

Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.

Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.

Почти монотонная стена делает минималистичную композицию намного привлекательнее.

3. Простота и минимализм

Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?

Если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.

Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне - еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.

4. Пространство для текста

Если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.

Три предостережения

Вы слышали о трех мушкетерах. Три предостережения - это их менее авантюрные братья.

Статуя Мартина Лютера Кинга смотрит влево, поэтому там должно быть негативное пространство, чтобы его взгляд был направлен на что-то, а над головой нужно немного больше свободного места.

1. Достаточно ли пространства для маневров?

Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.

Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. Если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.

Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.

Камни и деревья не двигаются, но эффект при расположении большей части негативного пространства слева отличается от того, который создается при помещении его справа.

2. Как понять, что негативного пространства слишком много?

Если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное - его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.

Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.

3. Не забываете ли вы о своей цели?

Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?

Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: «Зачем я использую негативное пространство?» Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность? Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?

Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо Оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства.

Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях!

Работая над фотографией, мы всегда ограничены прямоугольной рамкой кадра. Мы вольны использовать предоставленное нам пространство как нам заблагорассудится. Мы можем включать в кадр одни объекты, оставлять за границами видимости другие. Мы можем выбирать главных персонажей и усиливать акценты на них, или, напротив, создавать абстрактные или графические композиции, где нас интересует узор, текстура или ритм. Тем не менее, какой бы кадр мы не выстраивали, мы всегда работаем с пространством. При этом, очень важно понимать, что пространство — это не просто то место, где мы можем располагать наши объекты. Пространство само часто бывает объектом.

Существует такое понятие — негативное пространство . Обычно так называют пространство, окружающее главный объект фотографии или рисунка. Негативное пространство, несмотря на свое не позитивное название, может быть очень хорошим выразительным средством. С его помощью мы можем добиваться самых разных вещей.

1. Заставлять фотографию дышать, наполнять ее воздухом.

2. Выделять один, непохожий на все остальное, объект, выгодно подчеркивая необходимый контраст.

3. Создавать однородный фон для четкого и читабельного разделения планов.

4. Создавать иллюзию бесконечности пространства, внутри которого живет главный объект съемки.

5. Подчеркивать контраст между объектами, заложенный в фотографию автором.

Но самое главное: правильное использование негативного пространства делает фотографию простой, лаконичной и читабельной. Такие фотографии очень просто воспринимать, они моментально находят отклик у зрителя, без преград считывающего высказывание фотографа.

Помимо негативного пространства, существует пространство мертвое . Оно тоже окружает основные объекты съемки, однако работает оно абсолютно противоположным образом. Мертвое пространство заполнено множеством отвлекающих и сложно различимых деталей. Оно мешает и заслоняет собой высказывание фотографа, и первое, что хочется сделать при просмотре фотографий с мертвым пространством — немедленно избавиться от него.

В этом примере на переднем плане расположены кусты с красными листьями, сливающимися в одно сплошное и не читаемое пятно, за которым расположилась зона бурой травы. Такой передний план ничем не оправдан, он не работает композиционно, он эстетически не привлекателен, он неряшлив и сумбурен. Это пространство лишь отвлекает от красивых гор на заднем плане и атмосферных высокогорных домов на среднем. Это мертвое пространство.

Похожая ситуация и в этом примере. Великолепная горная гряда теряется на фоне бесформенного бурелома на переднем плане. Взгляд то и дело возвращается к этим поваленным деревьям, и безуспешно пытается отыскать во всем этом гармонию. Это похоже на состояние зрителя, сидящего в кинотеатре на просмотре увлекательного фильма, но вынужденного постоянно отвлекаться на невнятный разговор соседа по мобильному телефону: в какой-то момент ты, волей неволей, начинаешь вслушиваться в шепот говорящего, теряя историю на экране.

Негативным пространством называется пустая область вокруг объекта съёмки. Это пространство свободно от какой-либо смысловой нагрузки кроме создания атмосферы и обозначения места нахождения объекта съёмки. Также распространено название "Белое пространство". Это то же самое, что и «Негативное пространство». Правильное использование данных композиционных приёмов позволит создавать уникальные фотографии с удивительным пространством и сюжетом.

Что из себя представляет "негативное пространство"?

Мы уже сказали, что «Негативное пространство» — это всё то, что окружает основной объект съёмки. Сам объект - это «позитивное пространство». Само определение достаточно абстрактно, поэтому проще разобраться на примерах. Чаще всего небо является негативным пространством.

«Негативное пространство» сообщает о месте положения позитивного пространства, об атмосфере вокруг, создаёт настроение.

Использование «негативного пространства»

Каждый день мы видим множество объектов вокруг и знаем как они выглядят, знаем какая у них текстура и даже можем определять их на ощупь. Именно эти знания заставляют нас стараться передать на фотографии объект таким, каким мы его знаем. Это не позволяет взглянуть на него по другому. Если попытаться сосредоточиться не на самом объекте съёмки, а на атмосфере вокруг, то позитивное пространство приобретёт новый смысл и впишется в большую композицию с неповторимой атмосферой.

Необычный снимок можно сделать проигнорировав сами объекты съёмки и сосредоточившись лишь на пространстве вокруг них. Главное, чтобы они гармонично вписывались в это пространство.

Редактировать композицию можно кадрированием в графических редакторах. Это позволит довести снимок до идеального состояния. Также можно размыть, осветлить или затемнить фон, что придаст дополнительную выразительность.

Отрицательное (негативное) пространство - это свободная от изображения область вокруг объектов съемки. С его помощью можно более эффективно подчеркивать формы и размеры, расставлять смысловые акценты, а также даже самостоятельно формировать несколько составляющих в композиции кадра.

Отрицательное пространство иногда называют также белым пространством. Его концепцию используют в искусстве, дизайне, и скульптуре в течение сотен лет. Негативное пространство в равной степени полезно использовать и для фотографирования, потому что из вероятного среднего фотоснимка можно получить выдающуюся фотографию.


К сожалению, это понятие не многие фотографы улавливают и могут воплотить на практике. Давайте рассмотрим подробнее, что такое отрицательное пространство и как с успехом использовать свои знания по этому поводу, чтобы перевести фотоснимки на более высокий уровень и добиться интересных результатов.

Так как принято считать, что негативное пространство является областью, которая окружает основной объект съемки в вашем фото (главный предмет известен, как «позитивный в пространстве»), то получается, что само определение довольно абстрактное. Например, в снимке снизу позитивное пространство - это лист в заборчике, а желтый штакетник в этом изображении формирует отрицательное пространство.

Отрицательное пространство определяет и подчеркивает основной предмет на фотографии, формирует - обеспечивает «передышку» для глаз, предотвращая сильную перегрузку и загромождение деталями, осуществляя своего рода проводку от зрителя к тем объектам и деталям, которые следует рассматривать, тому что является основным в снимке. При правильном использовании негативное пространство обеспечивает естественный баланс с положительным пространством в композиционной сцене. Получить такой баланс на практике довольно сложно, ведь само определение достаточно субъективное. Но эти навыки тренируются и со временем у вас будет получаться все лучше и лучше.


by Nathalie Rendu

Мозг человека полон предвзятых представлений о том, как выглядят объекты с точки зрения их размера, формы, цвета, текстуры, и так далее. К сожалению, эти предубеждения искажают то, как мы видим всю сцену целиком, именно это и приводит к тому, что фотографии, которые хорошо выглядят в нашем сознании на самом деле не так хороши. Ключ к преодолению проблемы кроется в том, чтобы игнорировать объекты, которые вы собираетесь снимать, а сосредоточиться на промежутках между и вокруг них. Это заставит вас уделять больше внимания композиции и поможет увидеть формы и размеры главного объекта съемки более точно.

Посмотрите внимательно на то, что вы хотите сфотографировать и постарайтесь сформировать кадр таким образом, чтобы положительное и негативное пространство были сбалансированы относительно один другого. Будьте щедры с количеством пустого пространства, которое следует оставить вокруг главного объекта съемки. Не думайте, что нужно втиснуть визуальную информацию в каждый квадратный дюйм кадра.


by Octavian Andrei

Освоение понятия, как следует использовать негативное пространство, требует времени. Мы так привыкли к фокусировки на главном объекте в сцене, что это может показаться странным относиться к нему почти машинально. Однако, если уделять внимание тому, что окружает главный объект съемки и более тщательно подходить к вопросу «воздуха в кадре», несомненно такая практика приведет к созданию более сильных композиций.

Из этого урока вы почерпнёте самое важное, что только может быть в композиции. Концепция позитивного и негативного пространства позволяет работать с любым по сложности сюжетом, независимо от наполнения кадра, и, что самое приятное, не имеет каких-то жестких рамок. Я уверен, что к концу урока у вас не останется сомнений в том, что композиция не бывает правильной или неправильной. Также вы сможете убедиться в том, что любые правила не просто имеют исключения, а вместе с исключениями вписываются в более обширную и гибкую систему, не имеющую ограничений по применению.

Я не случайно подчеркиваю то, что умение распознавать эти пространства на снимке является чрезвычайно важным для понимания композиции. По cути только этого уже достаточно для того, чтобы построить гармоничный кадр. Концепция пространств - это основа, на которую ложатся другие тонкости, расставляющие акценты в кадре. Поэтому этот урок станет самым ценным для вас в ходе обучения.

Но прежде, чем перейти к описанию и применению концепции, давайте ещё раз поговорим о том, как получается фотография, а также о том, какие правила наиболее распространены и почему они не всегда работают.

Как рождается фотография или что такое линейная перспектива

Давайте ещё раз проследим за этим простым и очевидным процессом. Это действительно необходимо ради одного маленького вывода, на который редко обращают внимание.

Начнём с самых азов. Фотоаппарат, также как и человеческое зрение, работает только потому, что есть свет, который отражается (или не отражается) от объектов. Есть свет - видим. Нет света - не видим. Отразившись от любого объекта, свет собирается объективом, у человека - глазом, и попадает на чувствительную к свету поверхность, у фотоаппарата - это плёнка или матрица, у человека - задняя стенка глаза. Любые, даже самые большие, объекты реального мира отображаются в виде маленьких копий, которые рисует свет на чувствительной поверхности.

Если Вам сложно представить, как всё это происходит, то вспомните кинотеатр. Он демонстрирует ровно обратный процесс. Через бегущую киноленту с уменьшенными реальными объектами проходит мощный световой луч, который и формирует изображение на экране.

Такой процесс формирования изображений объектов на плоскости называется линейной перспективой. Название не является случайным. Всё это - преобразование реальных предметов в изображение на плоскости (это и называется перспективой) подчиняется одному простому правилу: чем ближе реальный объект - тем крупнее его изображение. И наоборот, при удалении изображение становится меньше. Размер изображения находится в прямой (линейной) зависимости от расстояния, с которого объект наблюдается. Отсюда и название - линейная перспектива.

Хотя бы в общих чертах вы всё это уже знали, а если и не знали, то теперь можете убедиться, что никакой тайны в самом процессе нет. В чем заключается секрет - так это в управлении этим процессом. Кто-то наверняка подумает про разные объективы, фильтры и всякие технические приемы, но речь совсем не о них.

Единственный вывод, который можно и нужно сделать, состоит в том, что фотограф работает не с реальными объектами, не с их расположением в поле кадра, не с их видом и не с видимым пространством.

Фотограф работает с проекциями реальных объектов, маленькими изображениями на плоскости.

Я ещё раз акцентирую ваше внимание именно на этом. Если вы раньше об этом никогда не задумывались - запомните эту простую фразу. Отныне для вас это “Отче наш”. Вы будете мысленно повторять это каждый раз, когда будете смотреть в видоискатель. Если вы уже всерьёз задумывались над этим вопросом раньше, будьте честны с собой и хорошенько прикиньте, от этого ли принципа вы отталкиваетесь, когда конструируете снимок?

Абсолютно идентичный по своей сути процесс происходит, когда мы работаем с аппликацией. Любые объемные в реальном мире фигуры предстают в виде вырезанных плоских силуэтов. Эти силуэты потом размещаются на плоской поверхности, заполняют её, образуя цельное изображение. Обратите внимание, что при заполнении предоставленной поверхности мы будем внимательно следить за тем, чтобы объекты не накладывались неудачным образом друг на друга, чтобы не закрывались важные детали, не терялись силуэты. Естественным ограничением является и то, что в одной аппликации не удастся уместить бесконечное множество предметов, потому что в какой-то момент всё это превратится в кашу, рисунок будет испорчен.

Фотография работает по тем же принципам: нельзя допускать, чтобы одни предметы мешали восприятию других, нужно внимательно следить за тем, чтобы кадр не “переполнялся”, не превращался в нагромождение. Оставьте только то, что действительно важно.

Итак, когда мы говорим о наполнении кадра, о его содержании, обо всех этих перспективах, объемах и проекциях, речь идёт только об одном: в самом изображении, в кадре, на снимке, на фотографии (называйте, как хотите) по сути нет объектов, нет объема, нет глубины, ничего, что мы там можем увидеть. Для фотографа там есть только набор силуэтов, форм, линий, переходы света и цвета. Даже если вы это прекрасно понимаете, этого недостаточно. На протяжении курса мы будем не просто учиться видеть это, мы будем учиться так думать. Только в этом направлении.

Пейзаж, портрет, натюрморт - нет никакой разницы. Эмоциональная насыщенность, смысловая нагрузка, создание образа - всё это вторичные компоненты, не способные самостоятельно создать удачное изображение. Всё начинается с работы над организацией плоскости снимка. Это небольшое двухмерное пространство надо заполнить такими же двухмерными проекциями. Представьте, что весь мир вокруг - сплошные постеры из картона, плоские картинки разной формы, которые расставлены вокруг вас. Всё, что нужно сделать - выбрать ту, что вас больше всего интересует и, убрав из кадра все лишние картонки, нажать на кнопку.

Если задуматься, то всё это вы уже делали раньше. Где-то более осознанно, где-то менее. Уже успели поднабить немного руку и видите, что снимки со временем стали лучше. У вас уже есть какие-то заготовки и приемы, пусть даже их совсем немного, но они работают. Более-менее понятно, что вот так стоит снимать - и почти всегда получится хорошо, а вот так снимать точно не надо, потому что все эти снимки потом отправляются в корзину. Вы уже знакомы с рядом правил, которые говорят, как надо делать, а как не надо. Вот о них мы ещё раз поговорим. Вернее о том, почему они не всегда срабатывают.

Это мы не проходили или когда правила ошибаются

Вкратце перечислим правила, по которым обучаются азам композиции. Наверняка они все вам знакомы. Если не все, не надо ничего запоминать, они вам больше не пригодятся.

Правила компоновки:

● не помещать главный объект в геометрический центр кадра*

● не помещать главный объект на край, близко к краю кадра или в угол

● не делить кадр линией горизонта пополам

● не делить кадр вертикальной линией

● учитывать направленность форм, движения, взгляда

  • к этому пункту всегда делается оговорка, что в некоторых сюжетах данным правилом можно и нужно пренебречь

Рука об руку с этими незамысловатыми руководствами идёт вездесущее правило третей или “золотое сечение”. Как ни назови, суть всем более или менее знакома, это наша любимая “сетка”, которая вроде как лежит в основе всего и вся (#).


Четкое следование правилу третей нужно не всегда. Но на этой фотографии его применение смотрится отлично

Когда всё это работает? В простых ситуациях.

Берем чашку, ставим на пустой стол, наводим камеру, помещаем чашку в “правое нижнее” перекрестье, жмём на кнопку, получаем простой и лаконичный результат.

Ещё пример.

Выходим на улицу, наводим камеру на едущую мимо нас машину (едет направо), помещаем её где-то в левой части кадра, не у края, чуть ниже серединки, жмём на кнопку - получаем рядовой, но “правильный” снимок. Обратите внимание, уже в этом примере мы не можем четко говорить о перекрестьях сетки, потому что совершенно не понятно, какую часть машины ловить в это перекрестье.

Таких простеньких сюжетов можно снять очень много. И при наличии достойного материала Вы почти гарантированно получите хорошие снимки, которые не стыдно показать. Но что делать, когда сюжет не отличается простотой?

Есть одна невероятно простая и распространённая ситуация, которая приводит все эти правила в замешательство. Во всех формулировках речь идёт о некоем главном объекте. И вот ведь не повезло - главный объект не всегда один.

Два человека, три чашки, пять машин и один велосипед… По этим правилам ничего с ними сделать нельзя. А вот представьте такую картину: крупным планом два велосипедиста едут из точки А из центра кадра в разные стороны, один смотрит вверх, другой на часы. Мозг закипит, но по этим правилам ничего рационального придумать не сможет.

А вот ситуация похуже: главного объекта вообще нет. “Гладкий” пейзаж без выдающихся частей и без горизонта (!), хаотичный рисунок облаков, толпа людей (все в фокусе)… Или вот такая задачка: как по этим правилам снять беспорядок?


Фотограф передает зрителю не сколько конкретный пейзаж, сколько образ зимы, используя для этого набор равнозначных элементов

Есть вопрос, который все эти правила вообще не затрагивают - это крупность плана. То есть насколько крупным должен быть главный объект(-ы) в кадре. Ведь можно сделать не один кадр, исходя из этих советов, но с разным масштабом изображаемого сюжета. В каком направлении здесь двигаться? Лучше больше или меньше? Как много места оставить вокруг?

И последний вопрос, вытекающий из предыдущего - и он тоже не регламентирован данными правилами. Что делать с фоном? Мало того, что непонятно, сколько его должно быть, но надо же ещё определиться, что там будет и как оно расположится в кадре.

Таким образом, можно прийти к логичному выводу: рассмотренные правила четко работают только в некоторых частных случаях, общими их можно назвать с большой натяжкой.

Более того, можно пойти дальше и сказать, что все более-менее четкие правила в фотографии не являются общеприменительными и имеют множество исключений. Это не означает, что ими нельзя пользоваться. Но важно понимать, что в данном вопросе не может быть четких определений, которые бы подходили к каждому сюжету, каждому ракурсу. Нужна более гибкая концепция, к которой мы и переходим.

Концепция позитивного и негативного пространства

Итак, как объединить в универсальную систему всё то, о чем мы говорили выше?

Концепция позитивного и негативного пространства оперирует всего тремя составляющими: это сами пространства и рамка (кадра). Здесь надо отметить, что эта концепция применима к любому изобразительному искусству, не только к фотографии. Ей обучают также будущих художников, дизайнеров. Давайте разберемся, что подразумевают эти три элемента, как их следует воспринимать.

Начнём с позитивного пространства. Это тот участок изображения, который занимает Ваш основной объект съемки. Проще говоря, это как раз то, что вы снимаете. Всё вокруг главного объекта - негативное пространство. Оба пространства лежат внутри границ кадра. На первый взгляд, всё очень просто. Но в то же время, надо понять, что заложено в этом подходе и как этим пользоваться.

Первое, и самое главное, что заложено в этой концепции: в кадре не бывает пустоты. Если вы фотографируете птицу на фоне неба, то это не значит, что в кадре есть только птица. Есть также и пространство вокруг неё, т.н. негативное пространство, которое является частью кадра.

Это же касается и более сложных ситуаций. Например, если из толпы людей резкостью выделить одного человека, то он будет образовывать позитивное пространство, а все остальные - негативное. Интересно, что в данной концепции нет разделения на планы (передний, средний, задний). Потому что, как мы выяснили в начале урока, работа ведется исключительно в плоскости. Если объекты на переднем и среднем, к примеру, планах перекликаются по сюжету, то они будут образовывать одно позитивное пространство. Всё остальное войдёт в негативное пространство.

Пространства могут быть разбиты на части. Если в кадре бублик, то дырка в бублике будет относиться к негативному пространству. Таким образом, негативное пространство будет состоять из большой части вокруг бублика и маленького круга внутри бублика.

Позитивное пространство также может состоять из частей. Например, при съемке нескольких отстоящих друг от друга объектов. Отсюда и отсутствие проблемы с применением к множественным объектам в кадре. В то же время, если объекты соприкасаются, накладываются друг на друга, то они объединяются в одно пространство.

Интересно, что наибольшие трудности возникают при компоновке портретов и пейзажей. Остановимся на портретах (людей). Как правило, наибольшее внимание уделяется лицу, глазам. Их положение в кадре определяется в первую очередь, а про остальное часто забывают. Но человек никогда не состоит из отдельных частей, он существует только целиком, в кадре появляются все части тела сразу. Голова не бывает без шеи, плечи без рук и т. д. Каждый раз мы работаем не только с отдельной частью тела, но и с общим силуэтом, формой, позой. Это не зависит от крупности плана. Концепция позитивного и негативного пространства учит нас двигаться от общего к частному: сначала определить общую структуру кадра, а потом уже работать над деталями. При таком подходе Вы никогда не получите кадр, в котором человек, видимый по пояс, будет находиться внизу кадра так, чтобы его голова умещалась где-то в левом нижнем перекрестье сетки (а всё остальное пространство снимка будет заполнено каким-то мусором).

С позитивным пространством всё понятно, это то, что мы снимаем. Приблизительно понятно, как с этим надо работать. Остается вторая часть вопроса: как работает негативное пространство?

Как работает негативное пространство?

Чуть выше мы говорили о том, что негативное пространство определяется с одной стороны границами позитивного, с другой - границами кадра. Абсолютно справедливо будет сказать противоположное: позитивное пространство определяется границами негативного и рамкой кадра. Одним словом, негативное пространство определяет позитивное. Чтобы не запутаться, обратимся к примерам.

Первая картинка - обычная фотография. На второй чёрным выделено позитивное пространство, т.е. то место, которое занимает объект съемки. Третье изображение демонстрирует негативное пространство (заштриховано черным). Посмотрите, по очертаниям негативного можно легко построить представление о позитивном.

На основе этого явления можно получить изображение, где формообразующим будет не позитивное, а негативное пространство.

Негативное пространство может стать самостоятельным объектом. Этот подход очень часто используется в дизайне логотипов.


Таким образом, мы приходим к тому, что негативное пространство не просто существует внутри кадра в фоновом режиме, а принимает самое непосредственное участие в формировании изображения. Т.е внутри рамки кадра мы всегда работаем не только с объектом съемки, но и с его окружением. И само это окружение не просто заполняет пространство между главным объектом и рамкой кадра, но и участвует в формировании конечного образа, возникающего у зрителя.

Не забывая о том, что всё происходит внутри конкретных границ снимка, можно сказать что: любое изображение формируется из двух частей, двух пространств, которые взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга.

Вспомните правило компоновки, которое запрещает совмещать объект съемки с краем кадра. Теперь вы можете взглянуть на это совершенно под другим углом. Проблема не в том, что объект сильно смещается в ту или иную сторону, не в том, что обрезается какой-то маленький краешек. Теряется целостность негативного пространства, оно перестает определять границы позитивного, нарушается баланс. То же самое относится к разделению кадра вертикальной линией: происходит разрыв пространств, теряется связь, образ перестает быть цельным.

Как вы могли заметить, появилось одно важное слово - баланс. Оно означает, что позитивное и негативное пространство должны находиться в определенном равновесии. Одного не может быть бесконечно больше другого, и вместе они должны формировать единый образ. Более подробно о балансе мы поговорим в следующем уроке. А сейчас ваша задача состоит в том, чтобы научиться вычленять эти пространства в конкретных сюжетах, на фотографиях.



Поделиться