Позиции карьерного роста. Критерии карьерного роста: что такое профессиональный успех? Разбираем основные факторы карьерного роста

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Клиническая (медицинская) психологияhttp://www.Syntone.Ru/library/parables/content/3477.Html введение

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

    психология больного

    психология лечебного взаимодействия

    норма и патология психической деятельности

    патопсихология

    психология индивидуальных различий

    возрастная клиническая психология

    семейная клиническая психология

    психология девиантного поведения

    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

    неврозология

    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Построить карьеру можно в достаточно короткие сроки, если приложить к этому много усилий. Если правильно понимать и использовать свои возможности, развиваться и заводить полезные знакомства, можно быстро стать уважаемым профессионалом.

Зачем нужно развивать карьеру

Стремительный карьерный рост, высокооплачиваемая должность, кресло руководителя – вот о чём мечтает большинство работников. Однако получить это можно только прилагая определённые усилия. Придётся постоянно учиться, совершенствоваться и развивать и навыки в выбранной и смежной областях.

Определите цель профессионального роста – что движет вами? Некоторые хотят стать руководителями, другим надоело сидеть на одном и том же месте, и они жаждут развития, для третьих основополагающими являются материальные цели. Только после того, как вы определитесь со стимулами, которые вами движут, можно .

Если вы хотите получить руководящую должность, вам придётся учиться управлять людьми. Это целое искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Талантливый руководитель – не тот, кто говорит подчинённым, что делать, а тот, кто может быстро вникнуть во все процессы, грамотно выстроить систему работы и распределить обязанности. Также нужно уметь мотивировать персонал на достижение общих целей.

Те, кто засиделся на одном месте и хочет двигаться вперёд, должны чётко представлять свой план профессионального роста. Необходимо понять, хотите ли вы дальше продолжать свой карьерный и профессиональный рост в выбранной области или хотите заняться чем-то новым. Нужно искать возможности, которые могут – курсы повышения квалификации, тренинги, второе образование. Изучайте литературу, общайтесь с коллегами, ходите на тематические выставки – всё это внесёт свой вклад в ваш рост профессионального мастерства.

Если ваша цель – высокий заработок, нужно думать не только о деньгах, но и о качестве работы. Показывайте стабильно высокий KPI, совершенствуйтесь, выполняйте любой проект на высоком профессиональном уровне. Хорошие работники не остаются незамеченными, вскоре вам будут доверять более сложные и ответственные задачи, которые будут лучше оплачиваться. При должном усердии, умении правильно применять свои навыки и распределять рабочее время ваш карьерный рост будет развиваться достаточно быстро.

Нужно ли образование

Многие задаются вопросом – нужно ли образование как форма профессионального роста, поможет ли оно в дальнейшем развитии карьеры, или всё решает опыт? Образование однозначно нужно, ведь вы перенимаете опыт и знания, которые пригодятся в . К тому же, работодатель смотрит не только на навыки в резюме, но и на основное и дополнительное образование.

Однако к выбору образовательной программы нужно отнестись очень внимательно. Если вы хотите поступить в высшее учебное заведение, выбирайте лучшие вузы с самым высоким рейтингом, иначе рискуете потерять несколько лет впустую. Университет – это не только знание, но и новые полезные знакомства. Чем выше рейтинг вуза, тем больше там профессионалов высокого уровня, не только теоретиков, но и практиков.

Узнайте о курсах повышения квалификации и возможностях дополнительного профессионального образования в вашем городе. Возможно, стоит освоить новую компьютерную программу, выучить иностранный язык или узнать о том, как вести крупные проекты.

Общение с профессионалами из вашей области стоит также рассматривать как возможность профессионального роста. Вы всегда можете наладить полезные контакты, завести новые знакомства, которые могут способствовать достижению профессиональных целей.

Система профессионального роста обязательно должна включать образование. Черпайте информацию из разных источников – общение, профессиональная литература, деловые встречи. Свой образовательный процесс стоит выстроить чётко в соответствии со своими карьерными целями.

Какие личностные качества вам понадобятся

Карьерный рост требует развития таких личностных качеств, как:

  • целеустремлённость;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

«Встречают по одёжке» — в профессиональном мире этот принцип также действует. Научитесь следить за своим внешним видом, одевайтесь соответственно случаю, всегда приходите в чистой и опрятной одежде. Вещи совсем не обязательно должны быть дорогими – можно подобрать вещи средней ценовой категории, главное, чтобы они выглядели презентабельно.

Саморазвитие

– один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.

Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.

Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.

Бизнес как возможность карьерного роста

Бизнес как форма профессионального роста – выбор тех, кто готов брать на себя ответственность за все процессы и понимает, готов на риски и понимает, что для успешного развития понадобится много времени. Начиная своё дело, в выбранной области, чтобы укрепить позиции своей компании на рынке.

Выстройте план профессионального роста не только для себя, но и для . Подумайте, каких целей вы хотите достичь, сколько планируете зарабатывать, как собираетесь развиваться. Найдите единомышленников, ходите на профессиональные встречи.

Бизнес – это прекрасная перспектива профессионального роста, если вы готовы постоянно совершенствоваться. Необходимо быть готовым к тому, что вам никто не будет указывать, что делать, но и ответственность за все действия вы полностью берёте на себя. Следите за новыми тенденциями, не упускайте из внимания конкурентов, контактируйте с как можно большим количеством профессионалов в своей области.

Не бойтесь рисковать – это придётся делать постоянно. Любой опыт, даже негативный – это ваш толчок к развитию. В бизнесе профессиональный рост и риски – взаимосвязанные понятия, поэтому чем больше вы , пробуете что-то новое и неизведанное, тем больше информации получается. Разумеется, риски должны быть обоснованными – нужно понимать, что вы можете получить либо, наоборот, потерять от совершения того или иного действия.

Важный вопрос для многих – в каком возрасте можно в бизнесе. Это сугубо индивидуально, ведь кто-то начинает своё дело ещё со студенческой скамьи, а кто-то решает работать на себя спустя достаточно много лет профессиональной деятельности. Успех в бизнесе зависит не столько от возраста, сколько от скорости вашей реакции на любые рыночные события, умение быть в тренде и готовности к постоянному развитию.

Говоря о том, как взаимосвязаны профессиональный рост и бизнес, можно привести в пример пару молодых предпринимателей, которые решили открыть своё дело ещё со школьной скамьи. Они пробовали себя в разных видах деятельности, но в итоге остановились на агентстве праздников. Открывая компанию, они параллельно получали образование в сфере менеджмента, изучали новые тенденции в своей профессиональной деятельности, заводили много новых знакомств. В итоге маленькая компания выросла в достаточно серьёзную организацию, которой доверяет всё больше клиентов.

Как быстро можно вырасти профессионально

У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.

Возможность карьерного роста - очень привлекательная строчка в любой вакансии, она успешно зазывает многочисленных претендентов на такую вакансию. Но в реальности получается, что далеко не каждый получает обещанное, точнее получает каждый, но воспользоваться могут далеко не все. Почему-то некоторые работники застывают на одной должности на много лет, а более «удачливые» новички быстро скачут по карьерной лестнице.




Начинать карьеру нужно с себя!

Успешная карьера во многом зависит от образования, причем гораздо в большей степени не от полученного в институте диплома, а от профильного самообразования и целенаправленного повышения собственной квалификации. Образование - это первая ступенька успешной карьеры.

Сейчас модно ссылаться на богатых и знаменитых бизнесменов, которые бросили университеты, но стали миллиардерами и построили головокружительную карьеру. Любителям таких ссылок стоит вспомнить какие учебные заведения они покинули и насколько их уровень образования отличается от уровня большинства претендентов только мечтающих о карьере. Ссылаться на эти примеры и думать, что у них получится также имеют право только те, кто сам без труда поступил бы в эти университеты и мог бы их добровольно покинуть. Остальным же - учиться, учиться и еще раз учиться, и тем самым готовить себя к успешной карьере и создавать безупречное резюме для старта или продвижения.

Не стоит отказываться от любых повышающих уровень профессионализма обучающих программ и курсов. Часто компании устраивают семинары и профильные программы, организуют курсы в обучающих центрах. Их посещение и успешная сдача всех нормативов покажет руководству, серьезное отношение к работе и желание быть полезным компании, а это уже повод для повышения.





Правильная постановка целей

Если образование получено и желание повышать квалификацию на месте, то стоит разобраться с распределением собственных сил и времени. Если мечтать о должности президента компании, попивая кофе за столом менеджера младшего звена, то ничего хорошего не выйдет. Нужно направлять свои силы и время на достижение реальных целей и ставить их последовательно, выбрав направление и четко следуя пунктам плана:

  1. начальник подразделения;
  2. начальник отдела;
  3. директор городского филиала;
  4. куратор направления;
  5. региональный руководитель.

Вот примерно в таком духе стоит составить список своих целей и четко следовать ему, направляя все силы и средства для достижения следующей цели, перепрыгивать через пункты никто не запрещает, но надеяться на такой успех не стоит. План можно даже не писать, а просто взять штатное расписание компании и рассмотреть градацию должностей от низшей к высшей. На самом деле руководству будет гораздо ближе и понятней желание шагнуть на одну ступень вверх, чем витание в облаках и мечты о том же, о чем мечтает сам начальник.


Профессионализм открывает двери

В каждой организации есть такие люди, которых очень ценит руководство, постоянно продвигает, никогда не предложит увольнение или сокращение. Таких людей обычно знают все - вот у них как раз и есть возможность карьерного роста без каких-либо проволочек. Речь не о личных связях, родственниках или любимчиках, речь о крутых профессионалах.

Такие работники ценятся везде, и иногда за них ведутся целые войны в конкурирующих организациях. Чем выше профессионализм работника, тем шире его карьерные возможности. Поэтому, кроме хорошего образования, на любом рабочем месте нужно стараться стать лучшим в своем деле. Когда руководитель понимает, что человеку можно поручить любую работу по его профилю, и она будет выполнена качественно и в срок, то ценность такого работника возрастает в разы.

Добиться высокого профессионализма быстро и без усилий никак не получится, не существует волшебного средства, формирующего опыт и анализ. Только непосредственное занятие делом и желание получить опыт, постоянное самообразование, анализ проделанной работы и обучение у других специалистов в своей области, проработка и воплощение методов и наработок собственного изобретения и даже конкурирующих организаций формируют классного специалиста. Анализ чужих неудач и собственных ошибок дает возможность их не повторять и стать ценным сотрудником компании, которому открыты все двери ведущие наверх.

Кто вы - «икс», «игрек» или «зет»? Еще в 1991 году американский экономист Нейл Хоув и историк Уильям Штраус решили объединить всех людей в большие возрастные группы со схожими интересами, привычками и жизненными целями. «Иксы» в России - это те, чья дата рождения попала в промежуток с 1963 по 1983 год; «игреки», или «Millennials», соответственно, родились до 2000-х; а «поколение Z», или «Homeland Generation», появилось на свет уже в новом тысячелетии. И, разумеется, каждому из нас - хотим мы того или нет - на пути к успешной карьере и хорошей зарплате приходится решать уравнение с этими переменными.

Если сегодня «поколение Z» только готовится к выпускным экзаменам и выбирает свой жизненный путь, то динамичные «игреки» у рекрутеров уже в моде, их вкусы и характер внимательно изучают работодатели. Например, исследователи из крупнейшего рекрутингового агентства Hays отмечают: «Население России сокращается, отчего увеличивается давление на молодое поколение, которое вынуждено вступать в руководящие и лидирующие должности. Вполне возможно, что страна находится на пороге переломного момента, когда ей просто необходимы большие перемены. В такое время особенно интересно быть частью „поколения Y“ в России».

«Сегодня вы можете сделать успешную карьеру в любом возрасте, - возражает Ирина Баранова, управляющий партнер NGRS, компании-лидера российского рекрутингового рынка. - Для хедхантеров все зависит от должности, на которую мы ищем кандидата. Например, на начинающую позицию многие действительно предпочитают пригласить молодого работника, которого можно доучить, «заточить» на выполнение необходимых задач. А, скажем, 35-летний специалист - это в большинстве случаев сложившийся человек со своим пониманием дела, который уже стремится капитализировать свои знания и умения. Но главное, что ценно в любом кандидате, - это жизненная энергия, которую он вкладывает в свое дело, желание предлагать новое, менять то, что не нравится, и двигаться вперед. Даже если вам не хватает каких-то профессиональных качеств или вы не укладываетесь в возрастную «вилку», страсть подкупает любого работодателя. Успешный и лучший - это не тот, кто моложе или опытнее, а тот, кто занимается тем, что любит и чем искренне увлечен».

Известный предприниматель Джек Ма, создатель торговой платформы Alibaba и самый богатый в Китае человек, чье состояние превышает 30 миллиардов долларов, в своей лекции поделился советами о том, как лучше всего выстраивать карьеру на каждом десятилетнем этапе собственной жизни.

До 20 лет: учитесь и стажируйтесь

Самому Джеку Ма с учебой не повезло: во времена китайской Культурной революции он дважды пытался поступить в колледж и с трудом попал в педагогический институт. Однако, увлекаясь английским языком, он выучил его практически самостоятельно, а затем даже открыл бюро переводов. Сегодня диплом престижного университета - несомненный плюс для старта карьеры, но для работодателя будет не менее важен и любой практический опыт, который вы уже успели приобрести. Волонтерская работа, летние стажировки, участие в студенческих проектах и международных программах - все это добавит вам шансов во время интервью. И приготовьтесь: чтобы сделать успешную карьеру в современном мире, вам и в дальнейшем придется непрерывно учиться.

20-30 лет: найдите яркого лидера

В этом возрасте, пока у вас еще нет серьезных семейных обязательств, можно рискнуть и попробовать свои силы в предпринимательстве, придумать стартап или же выбрать путь карьерного роста в уже существующей компании. Работа на большом предприятии поможет узнать изнутри, как действуют главные структуры и «карьерные лифты» вашей отрасли. Однако Джек Ма считает особенно интересным опыт небольших компаний, тех, где стремятся освоить новые области рынка, изобретают решения, стараются заглянуть в завтрашний день. Именно здесь, по его мнению, больше шансов встретить сильного лидера - не просто начальника, но яркого, нестандартно мыслящего профессионала, который раскроет для вас горизонты и поможет увидеть новые пути. Так или иначе, время между 20 и 30 годами лучше всего посвятить амбициозным экспериментам, не стесняясь пробовать, рисковать, переживать неудачи и начинать сначала. «Каждую вашу ошибку можно записать в графу ваших доходов», - убеждает Джек Ма.

30-40 лет: работайте на себя

Даже если вы штатный работник в большой компании, в этот период вы трудитесь исключительно для своего блага: чтобы стать лучшим профессионалом, чтобы создать себе лучшую жизнь. Возможно, это самый удачный момент, чтобы основать собственный бизнес: у вас есть идеи и необходимая энергия, а также знание рынка, деловые связи и достаточный профессиональный опыт. Если вы выберете такой вариант, будет полезно заранее позаботиться о создании необходимой «финансовой подушки» и клиентской базы, получить степень МВА (если у вас ее еще нет) или экспертные советы бизнес-коуча. Другая возможность - обновляйте свои компетенции, постоянно отслеживайте интересные вакансии в других компаниях и проходите собеседования, чтобы не упустить свой шанс (ваш отдел кадров ставить в известность об этом не стоит). В любом случае не забывайте: сейчас вы работаете только на себя, даже если у вас есть неплохой начальник.

40-50 лет: сфокусируйтесь на том, в чем вы сильны

Чем больше у нас появляется профессиональных и семейных обязательств, тем меньше хочется рисковать достигнутым. Это десятилетие стоит посвятить тому, чтобы еще сильнее упрочить свои позиции, по максимуму использовать свои компетенции и получить достойный результат. Конечно, в любом возрасте можно в себе обнаружить еще не раскрытые таланты, но если на этом этапе вы захотите сменить карьеру, будьте готовы серьезно работать над собой и на некоторое время отступить назад - и в плане должности, и в плане доходов. В любом случае будет нужно опираться на ваши самые сильные стороны, не терять мотивации и твердо верить в успех.

50 плюс: работайте с молодыми

Именно такой совет дает 52-летний миллиардер Джек Ма, который по-прежнему черпает вдохновение в идеях и энтузиазме молодых поколений. Он убежден: поддерживать новое, инвестировать в то, что развивается, - этот секрет успеха продолжает действовать в любом возрасте.

Считается, что карьерных высот лучше всего добиваться в крупной компании, так как перед человеком открывается целый ряд ступеней, ждущих своего покорения. Обычно в корпорациях иерархия позиций выстроена достаточно понятно и существует определенный набор инструментов, способствующих профессиональному продвижению, например, специальные программы развития или кадровый резерв. С их помощью сотрудник понимает, какие действия ему необходимо предпринимать, чтобы получить желанное повышение.

К сожалению, не все компании могут похвастаться такими возможностями, поскольку потребности современного бизнеса зачастую диктуют необходимость в плоских организационных структурах. При такой модели управления в небольших компаниях существует три основных уровня иерархии: топ-менеджеры, руководители среднего звена и специалисты, где последние служат лишь исполнителями. Это делается для ускорения обмена информацией и максимально быстрого исполнения задач, так как чем сложнее устроена организационная структура, тем медленнее проходят все бизнес-процессы. Получается, что в небольших коллективах перспективы продвижения существенно ограничены: если рядовой сотрудник стал руководителем среднего звена, то следующая его ступень - это директор, и для того, чтобы ее занять, нужно, чтобы место сначала освободилось.

Разумеется, это не означает, что в таких случаях вероятность совершенствования полностью отсутствует. При грамотном подходе возможно организовать эффективную систему роста, направленную на повышение как собственно профессиональных, так и управленческих навыков.

К примеру, можно разделить развитие сотрудников на два типа - карьерное и профессиональное. Если визуализировать эту систему на оси координат, то на горизонтали окажется развитие в роли руководителя, по вертикали - в качестве специалиста, а график будет выражать динамику роста по обоим параметрам. Любая карьера имеет дуальный характер - профессиональное развитие и карьерный рост, это практикуется по всему миру. Те, у кого есть амбиции и управленческие способности, стремятся занять соответствующие позиции. Конечно, не все столь честолюбивы, есть люди, которые равнодушны к роли руководителя, им интереснее их профессиональные проекты, и они растут в роли эксперта.

В разных компаниях по-разному, однако наиболее удачной моделью развития сотрудника является та, что делает акцент на совершенствовании человека в качестве специалиста. Можно разработать систему грейдов, каждый из которых будет подразумевать свой набор компетенций, от специалиста до управленца.

Освоение новых навыков является ключевым условием перехода на следующую ступень, так как повышение всегда предусматривает дополнительные рабочие задачи.

Параллельно с этим в компании нужно растить и собственные кадры, стараться предусмотреть возможности внутреннего продвижения для каждого сотрудника, чтобы в перспективе на будущий год или полтора предложить ему повышение. Это касается как конкретных должностей, так и расширения круга обязанностей, например, работы во внутренних проектах компании, в которых участвуют коллеги самых разных специализаций. Также можно привлекать сотрудников к инициативе, связанной с деятельностью вне работы: участие в спортивных мероприятиях, командные соревнования, квесты.

Большую ошибку совершают те организации, которые не уделяют внимания внутреннему обучению. Оптимальным будет разработать собственную программу, кастомизированную под потребности компании и сотрудников. В нее могут входить основы менеджмента, эффективных коммуникаций, а также различные отраслевые курсы - зависит от направленности компании и актуальной ситуации внутри коллектива. Вести такие занятия могут как сами руководители, так и приглашенные спикеры. Такая деятельность очень часто имеет большую популярность внутри коллектива.

1. Не стесняйтесь заявить о себе

Зачастую сотрудники не высказывают своего желания развиваться и ждут, что руководство рано или поздно само заметит, какие они талантливые и перспективные. Если вы хотите карьерного роста, то необходимо отбросить ложную скромность и напрямую обратиться к своему руководителю или HR-менеджеру. Практика показывает, что обычно руководство рассуждает иначе, чем подчиненные, и полагает, что если у человека есть какие-то потребности, то он сам придет о них рассказать.

Современный бизнес очень динамичен, и в компаниях часто появляются новые направления. Так что не стоит бояться предложить какие-то идеи по развитию, из них вполне может родиться внутренний проект, который поручат именно вам. Это касается как сотрудников, уже занимающих серьезные позиции, так и начинающих специалистов. Нередки примеры, когда сотрудники, начинавшие свой путь со стартовых позиций, добивались невероятных высот.

2. Ваше развитие происходит здесь и сейчас

Часто менеджеры, занимающие топовые позиции, считают, что они остановились в своем развитии и что дальнейший рост уже невозможен. Это не так. Как правило, сотрудник не является специалистом по карьерному менеджменту и поэтому не всегда может объективно оценить свои перспективы в компании. Тем временем периоды «застоя» обычно только кажутся таковыми. За период работы на конкретной позиции человек сталкивается с похожими задачами, которые в вечно меняющихся обстоятельствах требуют абсолютно разного подхода, часто даже противоположного.

Поэтому я уверена, что говорить о «карьерном потолке» для менеджера высшего звена неактуально, в этой роли нет предела совершенству. Повторюсь, сегодня бизнес очень быстро развивается, нередко директора некоторых функций, длительное время будучи очень успешными и эффективными, по мере увеличения масштаба бизнеса попросту перестают справляться, и компания вынуждена переводить их на позиции заместителей, а на роль топ-менеджера привлекать кандидата со стороны. Бывает наоборот, активное развитие компании и расширение стратегического горизонта подстегивает профессиональный рост руководителей, и они охотно берутся за свежие задачи и покорение новых вершин.

3. Обучение и рост

Прекрасно, если работодатели предоставляют возможность обучения за счет компании. Тем не менее далеко не все организации готовы вкладываться в профессиональное развитие сотрудников, так что большинство из них занимаются повышением квалификации за собственные деньги.

Так как карьерное развитие предполагает постоянное освоение новых компетенций, необходимо уделять должное внимание самообразованию. Этот совет может показаться довольно банальным, однако практика показывает, что самые успешные истории карьерного роста происходят с теми, кто находится «в тренде» и успевает ориентироваться в непрерывно меняющемся мире бизнеса.

Сегодня люди часто меняют сферу деятельности, а ключевым условием профессионального успеха является умение учиться и быстро адаптироваться к новым реалиям. Поэтому необходимо постоянно расширять свой профессиональный кругозор: читать бизнес-литературу, специализированные интернет-порталы, посещать конференции, а также интересоваться смежными областями. Кроме того, в подавляющем большинстве сфер есть автономные области, которые вполне реально освоить самостоятельно, например, при помощи мастер-классов или онлайн-курсов. Впоследствии полученные навыки можно реализовать на рабочем месте, расширив зону своей ответственности. Во многих компаниях, кстати, за это выплачивают дополнительные премии.



Поделиться