Последствия безработицы молодежи. Проблема занятости и безработицы молодежи в современном обществе - заочные электронные конференции

Исследуя проблему институционализации молодёжной политики невозможно не затронуть вопрос основных проблем молодёжи, решение которых является одной из основных задач молодёжной политики государства. Однако, прежде чем перейти непосредственно у определению основных проблем современной молодёжи, надо определить что же молодёжь представляет собой.

Также, стоит отметить, что молодёжь всегда была одной из наименее защищённых социальных групп общества. Это обусловлено тем, что представители данной социальной группы во многом находятся в определённой зависимости от чего либо. Наиболее молодые представители молодёжи ещё не достигли возраста, в котором закон ещё не позволяет иметь работы, или, полный рабочий день, что в свою очередь сказывается на материальном состоянии представителей молодёжи, делая их зависимыми от заработка семьи, или, в отсутствие таковой, от органов опеки. Также, молодёжь зависима от института образования, так как для получения высокооплачиваемой работы, требуется хотя бы среднее образование. Получающие же высшее образование, в большинстве своём, не имеют возможности устроится на высокооплачиваемую работу, что так же делает их зависимыми от семьи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодёжь, имеющая проблемы с заработком и зависимая от институтов образования и семьи, представляет собой наиболее ущемлённую в правах социальную группу.

Наиболее актуальной проблемой молодёжи является проблемой трудоустройства, так как она затрагивает большую часть представителей молодёжи. Рынок труда молодёжи является чрезмерно насыщенным в силу того, что каждый год школы и университеты выпускают огромное количество молодых людей, нуждающихся в трудоустройстве. Однако, из-за низкой квалификации и отсутствия опыта, работодатели слабо заинтересованы в приёме на работу выпускников, не смотря на то, что молодёжь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциальном профессионального роста, что провоцирует проблему безработицы среди молодёжи.

Представители молодёжи в возрасте 14-18 лет, как уже говорилось, не имеют права получить работу с полным рабочим днём, а следовательно полным окладом. на данный момент более 80% молодых людей заработали свои первые деньги до достижения совершеннолетия. На первый взгляд ранняя трудовая деятельность должна формировать у молодых людей установку на труд и самостоятельность, однако так же это несёт в себе риск того, что работа повлияет на образовательный процесс, что не позволит получить должное образование, что означает низкий уровень квалификации. Однако, с учётом возраста данной группы, проблема безработицы не является для неё особенно острой, в отсутствии экстренных обстоятельств, вынуждающих молодых людей к трудоустройству.

Более актуальной эта проблема является для второй группы, то есть для молодых людей в возрасте 18-25 лет. Данная группа состоит в основном из молодых людей заканчивающих, или закончивших высшие учебные заведения, а так же отслуживших в армии. Представители этой группы стремятся трудоустроиться на постоянной основе в первый раз, не имея должной степени квалификации, ни рекомендаций, ни реального опыта, что делает их наименее конкурентоспособными. Более половины выпускников не могут устроиться на работу по специальности, что негативно влияет на дальнейшее профессиональное становление человека и определение жизненного пути.

Представители третьей группы, то есть молодые люди в возрасте 25-30 лет, обладают большей конкурентоспособностью, чем представители второй, в силу наличия рабочего опыта, а так же определённые представления о своём жизненном пути. Однако, не смотря на более высокую конкурентоспособность, проблема трудоустройства для представителей данной группы является наиболее актуальной, так как у большинства людей в этом возрасте уже есть семья, а так же высокие требования к месту работы. Затянувшаяся безработица для представителей этой группы может сказаться серьёзными социальными и психологическими проблемами, такими как: распад семьи, криминальная деятельность, алкоголизм и др.

Таким образом, можно увидеть, что основной причиной проблемы занятости среди молодёжи является низкая конкурентоспособность данной социальной группы. Подобная ситуация сложилась в результате резкого перехода на рыночную экономику, которая привела к полной отмене распределения выпускников на рабочие места. Исправиться ситуацию может лишь полный пересмотр аспектов экономической и социальной политики государства, связанных с этой проблемой, что может произойти при внесении данной проблемы в стратегию государственной молодёжной политики.

Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность - источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.

Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

В марте текущего года молодежь составляла 38,8% от общей численности безработных и 35,2% от численности официально зарегистрированных безработных.

Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн. человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.

Различные выплаты и пособия по безработице - это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.

В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них - создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.

Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию - максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире.

Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:

  • - квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;
  • - организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;
  • - организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
  • - увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • - организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.

Незанятость молодежи характеризуется не только ростом количественных показателей, но и качественным несоответствием образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно отрицательно на мировосприятии молодого специалиста сказывается необходимость заняться торговлей или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.

Дело в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.

Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. КЗоТ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.

Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн.), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.

Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, профессионального начального образования. Недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы профессионального начального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.

В катастрофическом положении находится профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессий.

Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т.д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый мало оплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.

Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве не востребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления «потерянного поколения» периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.

Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабо защищенных безработных граждан. Лучшая форма социальной защиты молодежи - профессиональный труд. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Овладение трудовыми и профессиональными навыками повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Очное образование, связанное с получением профессиональных навыков, снижая спрос на рабочие места, ослабляет напряженность на рынке труда. Однако создание возможностей получения профессионального образования вовсе не означает, что при этом не нужно учитывать фактор востребованности специалистов, выпускаемых профессиональной школой. Следует заботиться и об их последующем трудоустройстве. Для этого необходимо восстановить связи между профессиональной и трудовой сферами.

Закон о занятости предусматривает санкции в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников профессиональной школы, так как на них затрачены средства в виде целевых финансовых отчислений в фонд занятости в размере среднего заработка данной категории за год. Естественно, что предприятия предпочитают не направлять заявки на молодых специалистов в профессиональные образовательные учреждения.

Действующая в современных условиях система экономически необоснованной подготовки специалистов и их свободного распределения должна быть заменена плановой подготовкой специалистов, которые будут востребованы в общественном производстве в соответствии со своей квалификацией и профессией.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.

В современных условиях очень важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, создания специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.

Для сокращения безработицы среди выпускников профессиональной школы необходимо разработать программы для восстановления связей между профессиональной и трудовой сферами, по согласованию планов приема по тем или иным специальностям.

В настоящее время основные действия в целях поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы молодежи должны быть направлены:

  • - на ее консультирование и профессиональную ориентацию с целью определения возможностей эффективной деятельности молодых людей в качестве предпринимателей;
  • - обучение безработной молодежи основам предпринимательства;
  • - организацию консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
  • - финансовую поддержку на стадии становления собственного дела.

Содействие предпринимательской деятельности молодежи предполагает следующие меры: установление правового статуса молодежного, студенческого предприятия; предоставление льгот по кредитованию и налогообложению, обеспечение средствами производства, помещениями; страхование их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование; обучение основам предпринимательства и содействие в разработке финансовых и учредительных документов; предоставление однократных субсидий на поддержание проектов, направляемых на расширение возможностей самообеспечения; освобождение молодых граждан от уплаты части налоговых сборов.

В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах (приказом ФСЗН России от 22.11.94 г. № 150) с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

В 1998 г. программа «Молодежная практика» утвердилась как эффективная форма работы с безработной молодежью, позволяющая повысить ее конкурентоспособность на рынке труда и создать благоприятные условия для трудоустройства выпускников учебных заведений. Однако сдерживающим фактором расширения программы является отсутствие необходимых финансовых средств.

Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не достигших 16-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.

Углубившийся финансовый, социально-экономический и политический кризис в России оставляет как бы в стороне решение проблем связанных с несовершеннолетними и подростками.

Между тем, актуальность некоторых вопросов назрела настолько, что их не решение сегодня уже завтра грозит социальной деморализацией подрастающего поколения. Обеспечение наиболее эффективного содействия благополучию, моральному и физическому здоровью несовершеннолетних и подростков делает наиболее актуальными следующие задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками:

Во-первых, это обеспечение занятости подростков. Положение в сфере подростковой занятости усугубляется тем, что оно не нашло отражение в законодательных и нормативных актах. В то же время практическая отмена “принудительного” среднего образования явилась причиной для роста спроса на рабочие места со стороны молодых людей, находящихся в до трудоспособном возрасте. Однако сложные условия вживания в трудовую жизнь порождает массу проблем, с которыми подросток не в состоянии справиться в одиночку, что приводит иной раз к непредсказуемым последствиям. Особое место в рассматриваемой проблеме занимает готовность подростков к инициативным формам занятости, требующим от них иного отношения к труду, проявления большей самостоятельности в решении вопросов, связанных с трудом. Во-вторых, создание системы ювенальной юстиции, которая должна обеспечивать: справедливость любого правового решения в отношении детей и лиц молодежного возраста; защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями; обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни. Система ювенальной юстиции должна включать в себя кроме специализированных органов профилактики, социального контроля и защиты, специализированных следственных органов, специализированных судов, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи, службы трудоустройства, организации, отдыха и т.д.

В-третьих, необходимость создания социальной патронажной службы, задачей которой бы являлась защита и охрана прав семьи и детей. Сегодня в России, несмотря на огромное количество общественных и государственных организаций, курирующих вопросы, связанные с проблемами семьи и детей, нет такой, которая бы непосредственно работала с неблагополучными семьями и детьми, социально-неблагополучными родителями, помогала в решении проблем, связанных с психологическим воспитанием ребенка, давала консультации родителям и т.д.

Одной из характерных особенностей России является то, что сегодня социальных сирот больше, чем после войны и сокращение их числа должно явиться главной целью социальной патронажной службы на федеральном и местном уровнях.

В четвертых, решение проблем бездомных детей и беспризорников. Необходимо начинать профилактику борьбы с беспризорностью, прежде всего в социально-неблагополучных семьях. Часто именно из таких семей дети уходят на улицу и, как показывают социологические исследования, всего лишь 20% таких детей адаптируются к нормальной жизни.

Уклонение от решения проблем “подростковых” ведет к созданию благоприятных условий для новых, “взрослых”, гораздо более сложных проблем.

Вместе с тем, возрастные особенности молодежной группы предполагают высокую активность, мобильность, открытость и готовность к восприятию нового, адаптивности к новым социально-экономическим и политическим условиям, в том числе и к условиям рыка труда. В современных быстроменяющихся условиях именно молодежь становится наиболее мощным фактором формирования общества, значимой силой перемен.

Однако, несмотря на эти достоинства, в сфере занятости молодежь считается одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Причин этому несколько:

  • - необоснованность выбора профессии: без учета интересов, способностей человека, потребностей рынка труда; отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;
  • - неумение предъявить работодателю свои деловые и личностные характеристики, профессиональные знания; отсутствие социальных навыков поведения в ситуации поиска работы и неготовность к адекватному восприятию себя в этой ситуации.

Уровень безработицы в Томске - один из самых низких в регионе.

По данным муниципалитета, сегодня в областном центре безработица держится на уровне 1,4% - это один из самых низких показателей по Сибирскому федеральному округу. Лучше ситуация только в Красноярске, где уровень безработицы составляет 1,1%.

Достичь таких показателей Томску удалось за счет реализации соглашения о социальном партнерстве в 2009 году, подписанного мэрией, профсоюзами и объединениями работодателей нашего города. В первую очередь усилия сторон были направлены на сохранение предприятий и коллективов. Стоит отметить, что в последние месяцы на промышленных предприятиях на 25-30% выросло потребление электроэнергии, что говорит об активизации их работы.

На ряде производств берутся за реализацию инвеспроектов: так, на подшипниковом заводе в рамках частно-государственного партнерства будет проведена серьезная модернизация. НИИ ПП и электроламповый завод намерены запустить производство диодных ламп, в результате чего томская «лампочка» планирует занять по одной позиции - треть, по другой - четверть российского рынка современных энергоэффективных источников света.

Сдержать рост безработицы среди томичей удалось и за счет принятия ряда документов по снижению налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес. В частности, введен порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по неналоговым платежам, а также на два года приостановлено действие повышающих коэффициентов при аренде земли за превышение сроков строительства и многое другое

По данным областного департамента труда и занятости населения, за первое полугодие текущего года численность зарегистрированных безработных граждан в области снизилась на 10,2 % и на 1 июля составила 9625 человек. Уровень регистрируемой безработицы уменьшился до 1,8 % от экономически активного населения.

Число работников, находящихся в режимах неполной занятости, сократилось на 463 человека и составила на 1 июля 633 человека в 40 организациях. Статистика увольнений в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата также снизилась. С 1 января по 1 июля уволены 1584 человека, из них трудоустроены 185 человек, в том числе 86 -- в прежней организации.

За шесть месяцев текущего года при содействии органов службы занятости трудоустроены 15094 человека, а профессиональное обучение и переподготовку по востребованным на рынке труда специальностям прошел 1461 безработный гражданин.

За девять месяцев 2011-го в регионе на 30 % сократилось число безработных выпускников. Об этом сообщается на сайта Департамента труда и занятости населения Администрации Томской области.

В этом году количество учащихся, закончивших вузы, которые нуждаются в работе, уменьшилось. Специалисты связывают тенденцию со стабилизацией экономической ситуации. К тому же, спрос на рабочую силу увеличился. В регионе создаются условия и для малого бизнеса. Так, за девять месяцев 2011-го в Департамент труда и занятости населения Администрации Томской области обратились 380 выпускников. Это на 30 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них трудоустроено 300 человек.

Специалисты проводят ярмарки вакансий, интерактивные собеседования, размещают резюме соискателей в Интернете. В рамках Региональной программы дополнительных мероприятий молодых специалистов стажируют по специальности, чтобы они приобрели опыт работы. Стажировку прошли 367 выпускников, из них 181 человек - выпускники вузов. К тому же, молодежь трудоустраивают на инновационные предприятия. Выпускники Национального исследовательского Томского политехнического университета, Национального исследовательского Томского государственного университета, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» стажируются в организациях, которые входят в ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»». Это ООО «Научно-исследовательская организация Сибур-Томскнефтехим», ООО «Элекард-Мед», ООО «Микран». Во время стажировки работодатели могут их трудоустроить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Молодежная безработица: проблемы и пути решения

Безработица среди молодых людей считается одной из существенных социально-финансовых проблем для современного социума. Дефицит работы приводит юных людей к совершенной деградации: возникают проблемы в развитии и становлении человека, растет число разводов, падает рождаемость, возрастает количество правонарушений, становятся распространенными наркомания, пьянство, детская беспризорность.

В настоящее время на территории Российской Федерации безработица среди молодых людей считается одной из государственных проблем. Юные люди составляют 35 % трудоспособного народонаселения государства, но, будучи наиболее приспособленными к обучению, энергичными, убежденными в собственных способностях и уверенными в будущем при сопоставлении с иными категориями населения, они в особенности уязвимы пред лицом жизненных трудностей, в частности они ощущают огромные проблемы при поиске работы и дальнейшем устройстве на работу.

По данным статистики, молодые люди представляют собой наиболее многочисленную категорию безработных. Кроме этого, около 50 % работающих молодых людей составляют категорию с невысоким профессиональным статусом, т. е. работают не по квалификации.

При оценивании молодежного рынка труда, следует отметить, что его характерной особенностью считается невысокая конкурентоспособность молодых людей по сопоставлению с группами старшими по возрасту. В особенности актуальна данная проблема пред детьми и молодыми людьми в возрасте от 20 до 24 лет. По данным Росстата в июле 2014 года самую высокую степень отсутствия работы в РФ наблюдался среди, не так давно выпустившихся выпускников средних учебных заведений - городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,4 %) и молодых людей сельской местности (25,4 %). Практически в два раза меньше безработица встречается среди юных людей в возрасте 20-24 года (12,2 % и 15 % соответственно). .

В настоящее время основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - это увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностями их удовлетворения.

Сообразно результатам изучений факторами довольно высокой безработицы посреди молодых людей считаются :

неимение системы распределения выпускников высших учебных учреждений на рабочие места в соответствии с приобретенной квалификацией;

несоответствие между тем, какие квалификации на определенный момент востребованы на рынке труда, и тем, профессионалов каких квалификаций готовят институты;

Невысокая конкурентоспособность молодежи, объясненная высочайшими расходами на их приспособление к окружающей среде и рисками работодателей при их найме;

Уклонение нанимателей о принятия на работу юных, как правило, неопытных работников;

Низкая мотивация юных людей к работе;

Высочайшие запросы молодых людей к оплате труда;

Отсутствие необходимой программной и денежной базы в деятельности службы занятости по устройству на работу юных людей.

Исходя из всего вышесказанного, считается полезной разработка мер, нацеленных на создание благоприятных условий для самоопределения юного человека при выборе подходящей профессиональной отрасли, отвечающей его квалификации.

Актуальна роль кадровых агентств в событиях, проводимых Центрами занятости: ярмарках вакансий, ежемесячных собраний в Центре занятости с работниками кадровых служб, взаимных посещениях с целью решения определенных задач по устройству на работу молодежи. Для более действенного содействия занятости молодых людей нужно увеличить взаимодействие между учебными учреждениями, центром занятости, кадровыми службами и фирмами. Такая общая служба станет взаимовыгодна как для учебных учреждений (устройство на работу выпускников); кадровых агентств (познание единой обстановки в городке, отбор персонала, обращение с сотрудниками сообразно интересующей дилемме); так и для Центра занятости народонаселение (уведомление о заключенных уговорах на стажировку выпускников с указанием компаний и квалификаций сообразно сделанным трудящимся местам и, как последствие, устройство на работу жителей населенного пункта).

Согласно статистике, порядка 20 % безработной молодых людей владеет неповторимыми способностями для открытия личного дела, однако, в силу конкретных событий, лишь 5 % находят решение на это. Для решения предоставленной трудности нужно утвердить программы помощи молодежного предпринимательства .

Сложно вовлекать молодежь во временную занятость и общественную работу в силу очевидной непрестижности тех видов деятельностей, которые входят в составы общественных работ и мероприятий временной занятости. Поэтому особо важно учитывать специфики молодежи и применять в этой работе такие подходы:

1. Реализовывать предоставления услуг по трудоустройствам в таких формах, чтобы молодые граждане не отказывались от их получений по соображению непрестижности в молодежной среде.

2. Обеспечивать наличия гражданско-патриотических составляющих общественных работ и временной занятости молодежи с целью восприятий их как участий в решениях государственных задач, удачный старт карьеры, а не проявление безысходности.

3. Задействовать собственные потенциалы молодежных объединений и общественных организаций, которые действуют в области молодежной политики, для решений задач по обеспечениям занятости молодежи, при этом эти организации должны быть своеобразным посредником между молодыми гражданами и работодателями, а также, при необходимостях молодым гражданином и службой занятости.

Разбирая проблему молодежной безработицы, можно сделать заключение, что главный путь преодоления общественной напряженности на рынке труда молодых людей - создание нормативно-законной и финансовой базы единичной комплексной системы общественно-профессиональной ориентации и привыкание молодых людей, как составной части политики становления людских ресурсов, в которых принимали бы участие все заинтересованные стороны.

молодежный безработица самоопределение профессиональный

Список литературы

1. Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная //Человек и труд. -2013. - №12. с.45-46.

2. Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения //Наука и экономика: научно-информационный журнал. - №1(5). - январь 2014. - Иваново: ООО «Научная мысль», 2014. - С. 62-63

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)

4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Особенности молодежи, как объекта и субъекта государственной политики. Социальный портрет современной молодежи. Характеристика основных направлений государственной молодежной политики. Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2010

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы. Особенности безработицы среди молодежи в РФ. Социальные индикаторы и особенности молодежного рынка труда. Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Интерпретация понятий, связанных с проблемой изучения безработицы среди жен военнослужащих. Специфика в представлениях женской безработицы как социального явления. Анализ проблем и субъективных факторов, влияющих на занятость среди жен военнослужащих.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Наркомания: ее общественная опасность. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи в Алтайском краевом наркологическом диспансере.

    Основные направления социальной работы с молодежью, положение в обществе и государственная молодежная политика. Социальная напряженность среди молодежи, ее отчуждение от общества. Обзор проблем современной молодежи, проблемы работы и трудоустройства.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Определение и характеристики безработицы. Проблемы безработицы среди молодежи. Методы и формы социальной работы с безработными. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью. Методы профориентационной работы социального педагога.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2009

    Основные направления и опыт работы государственных органов по делам молодежи. Обеспечение реализации Стратегии молодежной политики. Защита прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социально-экономических проблем.

    реферат , добавлен 27.02.2015

    Проблемы социализации и восприимчивости молодежи в современном российском обществе. Основные предпосылки для создания благоприятных социально-экономических условий в государстве для формирования здорового, образованного и целеустремленного поколения.

Судя по статистике, шансы найти быстро рабочее место у наших молодых людей высоки: в мае молодежная безработица составила 6,2%. У нас она снижается: еще в феврале было 7,6%. Для сравнения: общемировая цифра больше почти в два раза. И, согласно прогнозам Международной организации труда, доля нетрудоустроенной молодежи на планете будет расти. Отчасти виной тому - структурные изменения в глобальной экономике. В ряде стран, где статистика схожа с нашей, правительства уже разрабатывают госпрограммы, направленные на помощь выпускникам в трудоустройстве. Как дела обстоят у нас?

На Кировщину Владислав Кулакевич приехал трудиться из Гомеля: выпускнику специальности “Музейное дело, охрана историко-культурного наследия” Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины ради работы по распределению пришлось сменить крупный областной город на тихий райцентр. Рабочее место - Жиличский исторический комплекс-музей - и вовсе расположен на территории, где даже телефонная связь ловит с перебоями. Впрочем, на этом минусы заканчиваются. Со всеми бытовыми вопросами Владиславу помогли местные власти:

- Вопрос с жильем решился сразу - мне предоставили место в общежитии местного колледжа. Сейчас, правда, я снимаю квартиру. Приняли меня очень хорошо - я был желанным молодым специалистом. До этого несколько лет музей отправлял заявки, но никто не приезжал.

Отработав два года научным сотрудником, Владислав решил остаться. Сюда же привез жену, свою одногруппницу. Ради переезда она оставила работу в школе, зато теперь супруги работают вместе: Виктория - хранитель фондов, а Владислав получил повышение - уже год он занимает должность директора музея:

- В крупном городе вряд ли у нас получилось бы так же. Переезжать не планируем - зачем? Пока все нравится, будем работать.

Впрочем, не у всех карьера после окончания учебы складывается столь удачно. Минчанин Вячеслав окончил платное отделение факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета три года назад. До сих пор на постоянную работу не устроился:

- Я еще во время прохождения практики понял, что выбранная специальность не моя. После выпуска решил заниматься интернет-маркетингом. Но без опыта устроиться в штат практически невозможно.

Официальное трудоустройство охотно предлагали разве что на неквалифицированные специальности: Вячеслав успел поработать и мерчендайзером, и охранником. Что же касается интернет-маркетинга, новичку готовы были давать разве что пробные заказы. И за редким исключением строились они на устных договоренностях, рассказывает парень:

- Бывало, мне не оплачивали работу. Нередкая история - заплатили меньше, чем оговаривалось изначально.

По данным Международной организации труда, в прошлом году число не имеющих работы молодых людей в мире приблизилось к 71 млн человек. При этом, согласно мировой статистике, 75% работающих молодых женщин и мужчин трудятся на условиях неформальной занятости. А еще, например, в ЕС с молодыми людьми в 43% случаев заключаются временные контракты. В результате стоит задача не только создавать рабочие места для молодежи, но и обеспечить ей качественную и достойную занятость. Академический директор Центра экономических исследований БЕРОК Катерина Борнукова говорит:

- Существует большое количество исследований, которые показывают, что люди, выходящие на рынок труда в период экономической депрессии, в целом менее успешны в карьере, потому что у них был не очень удачный старт. Поэтому важно, чтобы молодые люди могли изначально занять такие рабочие места, где они смогут развивать свои навыки. Тем более это очевидно сегодня, когда пропасть между академическими знаниями и требованиями рынка растет.

В Беларуси среди тех, кому 20-24 года, в мае безработица составила 9%, 25-29 лет - 4,8%. В то время как, согласно данным Исследовательского центра Европарламента, уровень безработицы среди молодежи в Греции - 43%, в Испании - 36%, в Италии - 31,5%. Впрочем, пока в южных регионах Евросоюза цифры бьют рекорды, например, в Германии показатель всего 6,6%. Добиться этого стране удалось, стимулируя частичную занятость и сокращенный рабочий день.

Вопросами занятости молодежи сегодня обеспокоены многие страны. Например, правительство Южной Кореи на решение этих задач выделило из бюджета почти 3,69 млрд долларов: большую часть суммы направят на налоговые льготы при найме в качестве новых постоянных работников в маленькие фирмы. Здесь надеются, что эти меры позволят снизить молодежную безработицу до отметки ниже 8% к 2021-му, в то время как в конце прошлого года она была 9,2%.

У нас одна из ключевых мер в профилактике молодежной безработицы - распределение выпускников, говорит депутат Палаты представителей Валерий Бороденя:

- Как бы ни критиковали распределение, это система государственных гарантий первого рабочего места, и она очень неплохо работает, особенно с учетом того, что наши граждане склонны получать высшее образование, даже когда на самом деле это может быть им не совсем нужно.

Помимо работы, причем, что немаловажно, по специальности, молодые специалисты получают ряд бонусов. Среди них - закрепленный законодательством 31-дневный отдых (педагогам - 45 календарных дней), компенсации в связи с переездом на работу в другую местность и даже денежная помощь. Другой вопрос - как быть с теми, кто направления не получил? Опять же, в плане занятости у нас делается немало: к примеру, зарегистрировавшимся в качестве официальных безработных, помимо вакансий, могут предложить пройти переобучение, оказать помощь в переезде, а также предоставить субсидию на открытие своего дела. Помимо этого, в каждом районе в рамках реализации Декрета № 1 действуют комиссии по трудоустройству, которые активно сотрудничают с нанимателями - здесь тоже можно получить помощь в поиске работы. Есть и другие варианты. Валерий Бороденя рассуждает:

- Мне кажется, мы должны делать ставку на предпринимательские способности юных граждан - молодые люди будут создавать конкурентоспособный бизнес, генерировать инновационные идеи. Показательный факт: большинство сотрудников компаний ПВТ - молодежь. Нам нужно сохранить то хорошее, что уже есть, и развивать новое.

Катерина Борнукова считает, что в вопросе борьбы с молодежной безработицей особое внимание следует уделить профилактическим мерам. Прежде всего налаживать связи между учреждениями образования и работодателями:

- Каждый факультет должен понимать, кого он выпускает, какие требования к работнику на рынке труда. Хотя ограничиваться этим нельзя: образование, прежде всего университетское, должно быть академичным, давать больше, чем того требует рынок труда, поскольку рынок труда изменчив. Но на Западе представители крупных компаний как минимум имеют право высказать ректорам университетов свое мнение о том, какие сотрудники им необходимы. Еще один немаловажный пункт - студенческая практика. Она должна быть не для галочки. Тогда молодой человек к окончанию вуза успевает попробовать свои силы на стажировках в 2-3 крупных компаниях. Даже если он не останется работать в одной из них, у него уже будет некоторый опыт работы.


Безработные в соответствии с рекомендациями МОТ - лица в возрасте 15-74 лет, которые в обследуемую неделю не имели работы (занятия, приносящего доход), но занимались ее поиском в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, и были готовы приступить в течение двух недель после. Учащиеся, студенты, пенсионеры учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Причины безработицы молодежи

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой - реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить

образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой - все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Немаловажную роль в выполнении этой задачи предстоит играть молодежи.

Уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. Однако профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста. Такое развитие событий аналитики связывают с тем, что подготовка кадров зачастую ведется без учета реальных потребностей работодателей. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности, а следовательно приобрести и повысить опыт работы.

Исследование, проведенное, в развитых странах показывают, что получение первой работы еще в школе или сразу по окончании, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первая работа» со временем, по-видимому, ослабевает, но полностью не исчезает.

Отрицательные последствия безработицы на молодых людях сказываются не так сильно, как на взрослом населении, тем не менее, для них это определенный этап жизни, поэтому проблема заслуживает серьезного внимания. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с девеантным поведением.

Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в начале профессионального пути, за частую проистекают из - нестыковки между их нуждами и устремлениями, с одной стороны, и тем, что общество предлагает и требует от них - с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создавать условия для самореализации, давать возможность вносить вклад в развитие общества. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят как от экономической ситуации и политики, проводимой государством, так и от усилий самих молодых людей, от их планирования собственной судьбы.

Среди проблем, стоящих пред современной молодежью, проблема трудоустройства занимает одно из первых мест. Государственная молодежная политика сегодня ориентирована на маргинальную часть молодежи, чтобы она хоть как-то выживала, не бунтовала. Это задача конъюнктурная, тактическая. И между тем ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь - это стратегический ресурс нации.

Сегодня многие исследователи, особенно те, которые концентрируют свое внимание на проблемах молодежи в трудовой сфере, к этой категории относят молодых людей в возрасте 16-29 лет. Представляется, что в сегодняшних условиях необходимо снизить нижний предел молодежного возраста. Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов на рынке труда. На сегодня начало трудовой деятельности - острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся из школ, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются «потерянными» в социальном отношении. 13-14-летние юноши и девушки не учатся, но и не имеют право работать. Вполне очевидно, что в этом плане требуется корректировка законодательства, надо, чтобы объективная реальность - снижение возраста вступления в трудовую жизнь получило правовое подтверждение.

Следует отметить, что в других странах нижний предел молодежного возраста нередко меньше 16. Он, как правило, коррелирует с началом трудовой жизни. К примеру, в США трудовая жизнь начинается в соответствии с законодательством с 14 лет, поэтому ученые относятся к молодежи юношей и девушек этого возраста.

В работах многих отечественных исследователей среди молодежи так же выделяются различные ее группы по критерию возраста. Это, безусловно, позволяет более объективно проанализировать проблемы молодого поколения на рынке труда. Социально-экономические проблемы, деловая активность, социальное самочувствие юноши 18-20-летнего возраста зачастую принципиально отличаются от аналогичных характеристик молодого мужчины в возрасте 22-25 лет, не говоря уже о поколении, приближающимся к среднему возрасту. Становление молодых рабочих, а так же представителей ряда профессий в сфере предпринимательства, делового администрирования (секретарь, менеджер по продаже и т.п.) зачастую заканчивается в 25 лет.

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда по критерию возраста, целесообразно выделить 3 ее основные группы: до 20 лет, 20-25 лет, 26-29 лет. При изучении проблем юношей и девушек раннего возраста можно выделить в первой группе 3 подгруппы: до совершеннолетия; в период окончания школы (16-18 лет); первые годы после получения (основной массой молодежи) среднего образования, когда начинается послешкольное образование, делаются первые трудовые шаги. Что касается возрастных групп молодежи, то, руководствуясь вышесказанным, к молодежи следует относить молодых людей в возрасте 14-29 лет. Целесообразность определения верхней границы молодежи на уровне 29 лет подтверждается и тем, что, по данных ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «медианное значение возраста, в котором осуществлено трудоустройство на последнюю работу, - 29 лет».

Молодежь - это большая внутренне дифференцированная общественная группа в возрасте от 14 до 29 лет, занимающая особое место в социально-экономической подсистеме общества, определяемая социальными и психологическими чертами молодых людей, их экономическим положением и социальным статусом, уровнем образования и профессиональной подготовки

Рынок труда как наиболее сложная составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Товаром на рынке труда является рабочая сила, на нем, как и на любом рынке, есть предложение, спрос, цена товара.

В литературе и на практике бытует мнение, что проблемы в трудоустройстве молодёжи объясняются её низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдаётся квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Причины высокого уровня безработицы юношей и девушек - в их меньшей конкурентоспособности, неподготовленности к экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка, низкой мотивации к труду. Это утверждение справедливо только частично, по отношению только к той части молодёжи, которая обладает явным недостатком профессиональных знаний и практически не имеет навыков в работе. Если последние имеются, пусть и не в сопоставимой с более взрослыми степени, работодатели предпочитают молодых претендентов на свободное место.

Данные исследований, проведённых Научным центром социальных технологий АТ и СО при участии автора, свидетельствует, что и предпринимательском секторе отдают предпочтение молодым. Об этом говорят и наши наблюдения, беседы с работодателями и безработными. Следует подчеркнуть, что речь не только о фирмах, где идёт поиск знающих языки, компьютер и т.п. Тут явное преимущество имеет молодёжь.

У молодёжи преимущества и в сфере вторичной занятости. По данным учёных Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на ранке труда - мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего».

Это вполне объяснимо. Освоение человеком такой стратегии поведения, как дополнительная работа, является следствием адаптационных (социокультурных) возможностей работника. Эта стратегия становится нормативно - приемлемой для личности, когда входит в систему её норм и ценностей. Именно эта социальная особенность характерна для молодого возраста.

Таким образом, нельзя говорить о низкой конкурентоспособности на рынке труда молодёжи в целом, требуется дифференцированный анализ различных групп молодёжи. В ряде регионов очень большая конкуренция в поиске работы. Значительная часть молодёжи при вхождении на рынок труда испытывает трудности, которые не знало предыдущее поколение. Не являются исключением и те, кто имеет высокий уровень образования, соответствующую профессиональную подготовку. Невостребованность молодых специалистов на рынке труда отрицательно сказывается, прежде всего, в области использования и подготовки работников инженерно - технического профиля. Экономисты, юристы, менеджеры, бухгалтеры (столь необходимые специалисты для рыночной экономики) никогда не заменят инженеров, технологов, конструкторов, строителей, агрономов, обеспечивающих производственный процесс реальной экономики. По мере выхода из кризиса общественное производство все больше будет в них нуждаться. На государственном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз потребности в специалистах для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К сожалению, только за последнее десятилетие по стране по стране закрыто 400 ПТУ. Зато увеличилось число техникумов. Открыто более тысячи колледжей, где обучают четыре года и выпускают бакалавров. Если в Советском Союзе рабочие кадры готовились в основном для промышленности, то сегодня профобразование постепенно переориентируется на сферу услуг. Но и это происходит очень медленно: среди тех, кто занят в сфере услуг, профессиональную подготовку имеют не более трех процентов.

По мнению специалистов, следует говорить не низкой конкурентноспособ - ности молодежи на рынке труда, а о том что молодежь на рынке труда - и вообще в социально-экономическом аспекте - является одной из наиболее уязвимых специальных групп. Положение усугубляется тем, что большинство молодых людей не знают о своих правах, имеют весьма слабые представления о том, кто и каким образом может и должен их защищать.

В сложившихся социально-экономических условиях молодежь испытывает особые трудности в трудоустройстве. Отсутствие требуемого работодателем стажа и опыта работы у молодых людей резко снижает их конкурентноспособость на рынке труда. Ежегодно значительная часть выпускников пополняет ряды армии безработных.

По мнению некоторых исследователей рынка труда, наши вузы заранее готовят безработных, особенно если учесть что большинство юношей и девушек практически не готовы к смене профессии. Положение усугубляется тем, что молодые люди, не могут показать работодателю активность желание работать, проявить личную инициативу.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.



Поделиться