Массовое потребление определение. Большая энциклопедия нефти и газа

1,14 (шкала Полинга)

Электродный потенциал

Nd←Nd 3+ −2,32В
Nd←Nd 2+ −2,2В

Степени окисления Энергия ионизации
(первый электрон) Термодинамические свойства простого вещества Плотность (при н. у.) Температура плавления Температура кипения Уд. теплота плавления

7,1 кДж/моль

Уд. теплота испарения

289 кДж/моль

Молярная теплоёмкость Кристаллическая решётка простого вещества Структура решётки

гексагональная

Параметры решётки Отношение c /a Прочие характеристики Теплопроводность

(300 K) (16,5) Вт/(м·К)

60
4f 4 6s 2

Происхождение названия

Нахождение в природе

Месторождения

Цены

Цены на неодим чистотой 99-99,9 % в 2011 году составляли около 110 долларов США за 1 килограмм в зависимости от применяемой технологии производства и страны-производителя, а также от конечной формы готового продукта и области его применения и использования.

В 2014 году цена неодима 99% чистоты составляла примерно 70 долларов США за 1 кг.

Применение

Неодим - один из наиболее широко применяемых металлов из группы лантаноидов наряду с самарием , церием , лантаном и др.

Очень важными областями применения неодима являются:

  • легирование специальных конструкционных сплавов и сталей (модифицирование высококачественных сталей), неодим в виде добавки 1,5 % в полтора раза увеличивает прочность чистого титана и потому служит для его легирования.
  • производство мощных постоянных магнитов (неодим-иттрий -кобальт , неодим-железо -бор),

Соединения неодима применяется в сельском хозяйстве (обработка семян с целью ускорения всхожести, урожайности).

Легирование неодимом значительно повышает прочность термоэлектрических материалов на основе теллуридов и селенидов висмута и сурьмы и повышает термо-ЭДС этих материалов. Имеется указание на то, что легирование неодимом термоэлектрических сплавов системы висмут-теллур-цезий также увеличивает их прочность, термо-ЭДС и временну́ю стабильность.

Напишите отзыв о статье "Неодим"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Неодим

Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.
«Да, он очень красив, думал Пьер, я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтобы осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить». Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, думал Пьер, ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно я боюсь его», думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что то страшное и безобразное поднималось в его душе. Долохов, Денисов и Ростов сидели теперь против Пьера и казались очень веселы. Ростов весело переговаривался с своими двумя приятелями, из которых один был лихой гусар, другой известный бретёр и повеса, и изредка насмешливо поглядывал на Пьера, который на этом обеде поражал своей сосредоточенной, рассеянной, массивной фигурой. Ростов недоброжелательно смотрел на Пьера, во первых, потому, что Пьер в его гусарских глазах был штатский богач, муж красавицы, вообще баба; во вторых, потому, что Пьер в сосредоточенности и рассеянности своего настроения не узнал Ростова и не ответил на его поклон. Когда стали пить здоровье государя, Пьер задумавшись не встал и не взял бокала.
– Что ж вы? – закричал ему Ростов, восторженно озлобленными глазами глядя на него. – Разве вы не слышите; здоровье государя императора! – Пьер, вздохнув, покорно встал, выпил свой бокал и, дождавшись, когда все сели, с своей доброй улыбкой обратился к Ростову.
– А я вас и не узнал, – сказал он. – Но Ростову было не до этого, он кричал ура!
– Что ж ты не возобновишь знакомство, – сказал Долохов Ростову.
– Бог с ним, дурак, – сказал Ростов.
– Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, – сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся.
– Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.
– За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
– Полноте, полно, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А вот это я люблю». – Не дам, – проговорил он отчетливо.
Бледный, с трясущейся губой, Пьер рванул лист. – Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он, и двинув стул, встал из за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.
– Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба.
– И ты спокоен? – спросил Ростов…
Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!]
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»

Неодим (Nd)-редкоземельный металл , атомный номер 60, атомная масса 144,24, температура плавления 1024оС, плотность 6,9 г/см3.
Этот элемент получил название от двух греческих слов: нео-новый и дим –близнец. Неодим был открыт в 1885 году, когда было произведено разделение дидима, гипотетического элемента, на празеодим и неодим. В чистом виде он был получен только в 1925 году.
Сырьём для получения неодима являются природные минералы лопарит, эвдиалит, хибинский апатит, бастнацит. Его также получают из фосфогипса хибинского апатита и природного концентрата Томтора. Во всех этих минералах и соединениях он содержится в виде оксидов.

Неодим — металл серебристо-серого цвета , легко окисляется на воздухе, твёрдость невысокая. У него существует семь изотопов, два из которых —радиоактивны и обладают очень большим периодом полураспада. Искусственные радиоизотопы неодима-недолгоживущие, с периодом полураспада до 12 дней. Неодима в природе достаточно много-в 1 тонне минералов земной коры, его содержится от 10 до 100граммов, что значительно больше, чем его близнеца –празеодима. Вообще, существует некая особенность распределения лантаноидов в природе-эти элементы с чётными атомными номерами, больше распространены в земной коре, чем с нечётными.

ПОЛУЧЕНИЕ.

При разделении комплексов РЗМ, неодим концентрируется в лёгких лантаноидах и, затем, выделяется вместе с празеодимом-эта смесь называется дидимом, в соответствии с первоначальным названием смеси этих элементов. Металлический неодим получают электролизом из расплава безводных галогенидов или кальциетермическим восстановлением. Расплав, содержащий фториды и хлориды неодима, подвергают электролизу при 1000оС, катодной плотности тока 4,7а/см2, с графитовыми анодом и катодом.

ПРИМЕНЕНИЕ.


Введение

Общая характеристика

История открытия

Распространенность в природе и природные изотопы

Получение

Физические свойства

Химические свойства

Соединения неодима

Применение

Заключение

Литература

Введение

Среди 110 известных химических элементов существует 14 элементов-близнецов, чьи свойства похожи друг на друга, как две капли воды. Это так называемые редкоземельные элементы, или лантаноиды. В периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева они располагаются в одной клетке. Причина такого размещения редкоземельных элементов заключается в своеобразии их электронной структуры и, как следствие, в чрезвычайной близости свойств.

Долгое время эти элементы считались редкими. Лишь исследования последних десятилетий показали, что в земной коре их больше, гораздо больше, чем таких давно известных людям металлов, как свинец, ртуть, золото. Лантаноиды считались малоперспективными для практики. Изготовление кремней для зажигалок было их основным применением.

Развитие техники, главным образом атомной, потребовало новых материалов с самыми разнообразными свойствами. Ученые и инженеры обратили внимание на редкоземельные элементы. Теперь они являются одним из важнейших материалов новой техники. От космических ракет до лекарственных препаратов - таков диапазон их применения.

Поэтому очень важно изучать их индивидуальные свойства и искать новые области применения.

Общая характеристика

Неодим (от греч. neos - новый и didymos - близнец, двойник) - химический элемент III группы 6-го периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, он относится к редкоземельным элементам - лантаноидам.

Основные константы и свойства неодима:

Атомный номер60Атомная масса144,24Число известных изотопов24Число природных изотопов7МолекулаNdПлотность, г/см37,008Температура плавления, оС1024Температура кипения, оС3027Степени окисления0, +3Потенциал ионизации, эВ5,46Сродство к электрону, эВ-0,52Относительная электроотрицательность1,07Электродный потенциал, В-2,43Конфигурация внешних электронных оболочек атома4f46s2Атомный радиус, пм182Ковалентный радиус, пм164Ионный радиус (Nd3+), пм104Кларк, %2,5*10-3

История открытия

В средние века алхимики выделили группу веществ, почти не растворяющихся в воде и кислотах (из растворов кислот не выделялось пузырьков газа), не изменявшихся при нагревании, не плавившихся и обладающих щелочным характером. Таким веществам дали общее название земли.

В 1787 году лейтенант шведской армии Карл Аррениус обнаружил в заброшенном карьере близ городка Иттерби неизвестный минерал, который впоследствии был назван в честь городка, в котором он был найден, иттербитом. В 1794 году Юхан Гадолин подверг анализу иттербит и показал, что этот минерал, кроме оксидов бериллия, кремния и железа, содержит 38% оксида неизвестного элемента. Новую землю Аксель Эксберг в 1797 году назвал иттриевой, соответствующий элемент - иттрием. Примерно в то же время разные группы исследователей изучали еще один минерал - охроит (Ln2o3 xSiO2 yH2O, где Ln - лантаноид), и в 1803 году почти одновременно и независимо друг от друга Мартин Клапрот и Я. Берцелиус с В. Хизингером выделили из него землю, которую назвали цериевой, элемент - церием, а минерал охрит был переименован в церит. Открытие первого лантаноидного элемента - церия и его родственника - иттрия - наиболее бурная часть первого этапа истории редкоземельных элементов. От этих двух земель потянулась длинная цепочка ложных и истинных открытий новых элементов.

В 1839 году Карл Моссандер, изучая нитрат церия, обнаружил в ней примесь неизвестного элемента. Изучив его, он пришел к выводу, что это новая земля и он назвал ее лантановой, а элемент - лантаном. В 1841 году К. Моссандер выделил из новой земли еще одну. Она была очень похожа на лантановую землю, поэтому соответствующий ей элемент был назван дидимом - от греческого слова дидимос - двойник, или парный.

В 1878 году французский химик М. Деляфонтен обнаружил неоднородность дидима, а в 1879 году Л. Буабодран выделил из него фракцию, соответствующий элемент назвали самарием, а дидим продолжал числиться как элемент. Но в 1885 году австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах разделил дидим на два элемента. Для этого он использовал метод фракционной кристаллизации двойных аммонийных солей: в одну фракцию входили соли зеленого цвета (им соответствовал бледно-зеленый оксид), в другую - соли цвета от фиолетового до красного (им соответствовал серовато-синий оксид). Элемент, дающий соли зеленого цвета, он назвал празеодимом, а второй элемент - неодимом (т. е. новый дидим). В виде металла неодим был получен группой немецких ученых во главе с В. Мутманном в 1902 году.

Распространенность в природе и природные изотопы

Неодим - второй по распространенности среди всех лантаноидов. Его в земной коре даже больше, чем самого лантана, - 2,5*10-3 и 1,8*10-3% по массе соответственно, в морской воде содержится 9,2*10-6 мг/л. Неодим образует собственный минерал - эшинит, где его больше, чем остальных лантаноидов и их спутников - тория, тантала, ниобия, щелочноземельных металлов.

Природный неодим представляет смесь из семи изотопов с массовыми числами: 142 (27,11%), 143 (12,17%), 144 (23,85%), 145 (8,30%), 146 (17,22%), 148 (5,73%), 150 (5,62%). Для изотопов соблюдается геохимический закон: в природе содержание изотопа с четным массовым числом выше, чем соседнего с нечетным. Второй по распространенности изотоп 144Nd α-радиоактивен с периодом полураспада 2,4*1015 лет. Из искусственно полученных радиоактивных изотопов (их около десятка) только один 147Nd может служить в качестве радиоактивного индикатора. Он испускает β-, γ-лучи и имеет период полураспада 11,1 дня. Все остальные изотопы неодима очень короткоживущи.

Получение

Минералы редкоземельных элементов сложны по составу и очень трудно выделить из них содержащиеся элементы. Но еще сложнее разделить смесь редкоземельных элементов. Наиболее старые, классические методы разделения: дробная, фракционная кристаллизация и дробное основное осаждение. В настоящее время развиваются новые методы: хроматография (ионный обмен) и экстракция органическими растворителями.

При разделении редкоземельных элементов неодим концентрируется вместе с легкими лантаноидами (цериевая подгруппа) и выделяется вместе с празеодимом, такую смесь празеодима и неодима называют дидимом. Затем неодим очищают от примесей методом ионного обмена (с помощью этилендиаминтетрауксусной кислоты или с использованием Cu-смолы) или методом разделения из смесей хлоридов.

Металлический неодим получают из безводных галогенидов электролизом их расплава, в присутствии галогенидов лития, калия, кальция, бария:

NdCl3 (расплав) → 2Nd + 3Cl2

А также термическим восстановлением оксида неодима (III) кальцием:

2O3 + 3Ca → 2Nd + 3CaO.

Физические свойства

Неодим, как и все лантаноиды, является переходным f-элементом, так как при увеличении заряда ядра от 57 до 71 происходит заполнение 4f-подуровня. Поэтому лантаноиды обладают исключительно близкими друг к другу свойствами.

Неодим - серебристо-белый, типичный металл. Его цвет связан с присутствием на его поверхности оксидной пленки. Неодим - пластичный, тугоплавкий, ковкий, но обладающий относительно невысокой твердостью металл, легко поддается механической обработке. Обладает парамагнитными свойствами, которые объясняются наличием недостроенного 4f-подуровня, обладающего высокой магнитной активностью.

Химические свойства

Неодим - активный металл, по своему поведению при реакциях похож на лантан. Во влажном воздухе он покрывается оксидно-гидроксидной пленкой.

Nd + 6H2O + 3O2 → 4Nd(OH)3.

Неодим пассивируется в холодной воде, не реагирует со щелочами и этанолом, но взаимодействует с водой при нагревании:

Nd + 6H2O (гор.) → 2Nd(OH)3↓ + 3H2

Неодим является сильным восстановителем, бурно реагирует с кислотами:

Nd + 6HCl (разб.) → 2NdCl3 + 3H2

Nd + 6 HNO3 (конц.) → Nd(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O.

Во фтороводородной и ортофосфорной кислотах неодим устойчив, так как покрывается защитной пленкой нерастворимых солей.

При 300оС сгорает на воздухе:

Nd + 3O2 → 2Nd2O3.

Взаимодействует с галогенами

с хлором (при 300оС):

Nd + 3Cl2 → 2NdCl3

А при нагревании взаимодействует с азотом, серой, углеродом, кремнием, фосфором, водородом

с серой (при 500-800оС):

Nd + 3S → Nd2S3

с оксидом азота (IV):

6NO2 → 3NO + Nd(NO3)3

с водородом (при 300оС):

Nd + 3H2 → 2NdH3.

С большинством металлов дает сплавы.

Соединения неодима

Неодим в соединениях проявляет только одну степень окисления +3, для него известны многочисленные бинарные соединения и разнообразные соли. Окраска соединений у него неодинаковая: оксид Nd2O3 голубовато-фиолетовый, нитрат и хлорид - сиреневые, фторид NdF3 - светло-розовый, бромид NdBr3 - фиолетовый, иодид NdI3 - зеленый, сульфид Nd2S3 - темно-зеленый, карбид NdC - коричневый, гексаборид NdB6 - синий и т. п.

Оксид неодима (III) Nd2O3

Температура плавления оксида неодима 2320оС, температура кипения - 4300оС, плотность - 7,327 г/см3. Оксид неодима получают разложением нитрата, оксалата и других солей неодима на воздухе при 800-1000оС:

Nd(NO3)3 → Nd2O3 + 3N2O5

Это голубовато-фиолетовые кристаллы, нерастворимые в воде и щелочах. Оксид неодима проявляет слабоосновные свойства и растворяется в кислотах:

2O3 + 6HCl → 2NdCl3 + 3H2O.

При взаимодействии с оксидами щелочных металлов проявляет некоторые амфотерные свойства:

O3 + Na2O → 2NaNdO2.

Бледно-розовые кристаллы, нерастворимые в воде. Температура плавления фторида 1377оС, температура кипения - 2300оС. Фторид неодима получают взаимодействием оксида неодима с фтороводородом при 700оС:

редкоземельный элемент неодим соединение

Nd2O3 + 6HF → 2NdF3 + 3H2O.

Хлорид неодима (III) NdCl3

Розово-фиолетовые гигроскопичные кристаллы, растворимые в воде. Температура плавления хлорида 758оС, температура кипения - 1690оС, плотность - 4,134 г/см3.

Хлорид неодима получают взаимодействием смеси хлора и тетрахлорметана с оксидом или оксалатом неодима при температуре выше 200оС.

При взаимодействии с бромоводородом и иодоводородом хлорид неодима легко переходит в соответствующий галогенид, может образовывать гидраты. Безводный хлорид применяют для получения металлического неодима металлотермическим способом.

Гидроксид неодима (III) Nd(OH)3

При добавлении растворов щелочей к солям неодима в осадок выпадают либо основные соли, либо гидроксид:

(NO3)3 + 2KOH → Nd(OH)2NO3 + 2KNO3(NO3)3 + 3KOH → Nd(OH)3↓ + 3KNO3.

Гидроксид неодима нерастворим, имеет слабоосновный характер. Поэтому он не растворяется в разбавленных щелочах, но легко растворяется в кислотах с образованием солей. В концентрированных растворах щелочей растворение хотя и происходит с образованием солей типа MNdO2, но эти соли немедленно гидролизуются водой. Следовательно, гидроксид неодима - слабоамфотерное соединение с резким преобладанием основных свойств.

Комплексные соединения неодима

Неодим способен образовывать комплексные соединения. Координационные числа равны 6-12, это объясняется участием в образовании связей f-орбиталей. Неодим образует устойчивые комплексные соединения с полидентантными лигандами. Комплексообразование с монодентантными лигандами не характерно для неодима.

В расплавах неодим образует гексафторид Na3. В водных растворах он образует прочные комплексы как с неорганическими, так и с органическими анионами (лигандами).

Для неодима также характерно образование кристаллогидратов. Ионы Nd3+ в водных растворах гидратированы и проявляют координационное число 9, а в твердых гидратированных солях, выделенных из водных растворов, - до 10-12. Высокое координационное число также связано с наличием незаполненного 4f-подуровня, на котором имеется еще много вакантных мест.

Применение

Неодим имеет достаточно широкое практическое применение, так как он доступный и дешевый.

В природной смеси с празеодимом (дидим) он используется в изготовлении стекол для защитных очков, задерживающих ультрафиолетовые лучи, что особенно важно для сварщиков, металлургов, стеклодувов (при сварке стекла особенно ярки желтые лучи натрия) и т. д. Стекла с 4,3%- ной добавкой окиси неодима имеют александритовский эффект. Неодимовое стекло может менять окраску в зависимости от освещения. Его используют для изготовления красивых ваз и художественных изделий, так как большие концентрации оксида неодима придают стеклу ярко-красный оттенок. Неодимовое стекло также применяют в лазерной технике. Ион Nd3+ дает лазерное излучение в инфракрасной области спектра. Для специальных стекол получают окись неодима чрезвычайно высокой чистоты - 99,996%.

Оксид неодима обладает комплексом превосходных физико-химических свойств, и достаточно доступен. Находит важное применение в электрических приборах в качестве диэлектрика, который отличается минимальным коэффициентом теплового расширения.

Достаточно широко применяется и сам неодим. Он лучше других лантаноидов влияет на свойства магниевых, алюминиевых и титановых сплавов, повышает их прочность и жароустойчивость.

Причины эффективного действия неодима на магниевые сплавы:

1.Неодим обладает максимальной растворимостью в магнии, которая способствует наибольшему эффекту упрочнения сплава в результате термической обработки.

2.Скорость диффузии неодима в магнии по сравнению с другими изученными редкоземельными металлами оказывается наименьшей - это служит причиной меньшей скорости разупрочнения сплава при повышенной температуре, а, следовательно, более высокой жаропрочности.

Добавка 5% неодима к алюминию повышает твердость и предел прочности сплава с 5 до 10 кг/мм2. Между этими элементами в расплаве происходит химическое взаимодействие с образованием интерметаллических соединений неодима NdAl2 и NdAl4. Добавка 1% неодима к титану повышает предел прочности до 48-50 кг/мм2 (у чистого титана он равен 32 кг/мм2), тогда как такая же добавка церия - только до 38-40 кг/мм2.

Неодим используют также в лазерной технике. Концентрация ионов Nd3+ в стеклах, предназначенных для этой цели, достигает 6%. У стекол, применяемых в качестве лазерных материалов, есть два неоспоримых достоинства: высокая концентрация активных частиц и возможность изготовления активных элементов больших размеров. Компоненты таких стекол очищают особо тщательно от примесей меди, железа, никеля, кобальта, а также редкоземельных металлов - самария, диспрозия и празеодима.

Широко применяются в качестве лазерных материалов и алюмо-иттриевые гранаты, активизированные неодимом. Лазеры с неодимом используются в экспериментах по управляемому термоядерному синтезу. Мощные неодимовые лазеры перспективны в качестве одного из важных элементов спутниковой связи.

Заключение

За последнее время значительно расширились области практического применения лантаноидов и неодима в том числе. Элемент с порядковым номером 60 обладает комплексом уникальных свойств, поэтому находит широкое применение в технике, металлургии, в стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Но существуют два фактора, которые мешают расширению диапазона применения неодима и других редкоземельных элементов: дороговизна их чистых препаратов и недостаточная изученность индивидуальных свойств, которая тормозит их применение на практике. Поэтому в настоящее время необходимо активно исследовать свойства лантаноидов и возможно в ближайшие годы будут обнаружены новые неожиданные пути их применения.

Список литературы

1.Шалинец А. Б. Провозвестники атомного века. Элементы III группы периодической системы Д. И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М., Просвещение, 1975. - 192 с.

.Популярная библиотека химических элементов: В 2-х кн. / [Сост. В. В. Станцо, М. Б. Черненко]. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1983.

.Кн. 2. Серебро - Нильсборий и далее. 1983. - 572 с.

.Реакции неорганических веществ: справочник / Р. А. Лидин, В. А. Молочко, Л. Л. Андреева; под ред. Р. А. Лидина. - 2-е изд.., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 637 с.

.Константы неорганических веществ: справочник / Р. А. Лидин, В. А. Молочко, Л. Л. Андреева; под ред. Р. А. Лидина. - 2-е изд.., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2006. - 685 с.

.Трифонов Д. Н. Редкоземельные элементы. - М., 1960. - 134 с.

.Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., Изд. центр Академия, 2001. - 743 с., ил.

); ат. н. 60, ат. м. 144,24. Прир. смесь состоит из стабильных 142 Nd (27,07%), 143 Nd (12,17%), 145 Nd (8,30%), 146 Nd (17,22%), 148 Nd (5,78%) и радиоактивных 144 Nd (23,78%, Т 1/2 5 . 10 15 г), l50 Nd (5,67%, T 1/2 2 . 10 15 г). Конфигурация внеш. электронных оболочек 4s 2 4p 6 4d 10 4f 4 5s 2 5p 6 6s 2 ; + 3, +4, реже + 2; энергия ионизации при последоват. переходе от Nd 0 к Nd 4+ соотв. 5,49, 10,72, 22,14, 40,41 эВ; радиусы: атомный 0,182 нм, ионный (в скобках -координац. число) для Nd 3+ 0,112 нм (6), 0,125 нм (8), 0,130 нм (9), 0,141 нм (12), для Nd 2+ 0,143 нм (8), 0,149 нм (9).

Н еодим-один из наиб. распространенных РЗЭ. Содержание в земной коре 2,5 . 10 -3 % по массе, в морской 9,2 . 10 -6 мг/л. Вместе с др. РЗЭ цериевой подгруппы содержится в монацит, бестнезит (до 20% Nd 2 O 3), лопарит.

Свойства. Неодим-металл светло-серого цвета; до 885 °С существует a-модификация с гексагoн. решеткой типа La, а = 0,36579 нм, с = 1,17992 нм, z = 4, пространств. группа Р6 3 /ттс; высокотемпературная b-форма-кубич. типа a-Fe, а = 0,413 нм, z = 2, пространств. группа Fm3m; DH перехода a<=>b 3,0 кДж/ ; т. пл. 1016 °С, т. кип. 3027 °С; плотн. a-Nd 6,908 г/см 3 , b-Nd 6,80 г/см 3 ; С 0 p 27,42 ДжДмоль К); DH 0 пл 7,15 кДж/ ; S 0 п298 71,68 ДжДмоль. К); 4,50 . 10 -3 Па (1016°С): температурный коэф. линейного расширения 6,7-10~ 6 К, р 6,43-10: 5 Ом-см; , магн. восприимчивость +5,628 . 10 -3 ; ниже 20 К ()-антиферромагнетик; по Бринеллю 350-450 МПа. Легко поддается "мех. обработке в Аr. Неодим более стоек к , чем La, Се и Рr, но менее стоек, чем тяжелые РЗЭ. При нагр. на быстро окисляется. С минер. к-тами бурно реагирует, взаимод. с кипящей . Реагирует с , N 2 , H 2 , особенно при нагревании. В водных средах стабильны только соед. Nd(III). Известные соед. Nd(IY)-Cs 3 и Ba 2 (Ce,Nd) 2 O 6 . Получены дигалогениды NdX 2 .

Устойчивые комплексные соед. с полидентатными лиган-дами образует Nd(III) (координац. число 6-12). Комплексо-образование с монодентатными не характерно для неодима.

Сесквиоксид Nd 2 O 3 -голубовато-фиолетовые с кубич. решеткой (а = 1,1140 нм, z = 16, пространств. группа Ia3); известна гексагoн. модификаци я (а =0,3831 нм, с = 0,6008 нм, z=1, пространств. группа С3т); т. пл. 2320 °С; плотн. 7,327 г/см 3 ; С 0 p 111,3 ДжДмоль. К); DH 0 обр - 1808,3 кДж/ ; S 0 298 158,5 ДжДмоль. К); получают разложением Nd(NO 3) 3 , Nd 2 (C 2 O 4) 3 или др. на обычно при 800-1000 °С. Временно допустимая в рабочей зоны 6 мг/м 3 .

Т р и ф т о р и д NdF 3 -бледно-роз овые с тригон. решеткой (пространств. группа Р3С1, z = 6, для гексагoн. установки а = 0,7030 нм, с = 0,7200 нм); т. пл. 1377 °С, т. кип. 2300 °С; С 0 p 94,9 ДжДмоль. К); DH 0 обр - 1679,0 кДж/ ; S 0 298 121,3 ДжДмоль. К); получают взаимод. Nd 2 O 3 с HF-гa-зом при 700 °С, из водных р-ров Nd(III) действием HF, термич. разложением фтораммониевых комплексов при 400-500 °С в Ar, N 2 и др.; применяют для получения чистого неодима металлотермич. способом, как компонент лазерных фторидных материалов.

Т р и х л о р и д NdCl 3 -розово-фиолетовые гигроскопичные с гексагон. решеткой (а = 0,7381 нм, с = 0,4231 нм, z = 2, пространств. группа С6 3 /т); т. пл. 758 °С, т. кип. 1690 °С; С 0 р 99,24 ДжДмоль. К); DH 0 обр - 1040,6 кДж/ ; S 0 298 153,0 ДжДмоль. К); с НВr и HI легко переходит в соответствующие тригалогениды; образует ; получают взаимод. смеси Сl 2 и ССl 4 с Nd 2 O 3 или Nd 2 (C 2 O 4) 3 выше 200 °С и др. способами; безводный NdCl 3 применяют для получения металлического неодима металлотермич. способом. ЛД 50 4 г/кг (мыши, подкожно).

Получение. Неодим при разделении РЗЭ концентрируется вместе с легкими и выделяется вместе с Рr; смесь соед. Рr(III) и Nd(III) наз. дидимом. Металлический неодим получают из безводных галогенидов их или кальциетермическим

Так называемые развитые страны Запада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительское общество - общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что это и есть то общество материального благополучия, которое обещали построить коммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, только западная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будто бы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу стране может и быть по настоящему счастлив. Попробуем разобраться так ли это?

Википедия даёт следующее определение потребительского общества:

«Потребительское общество - политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменением структуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличением свободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализацией потребления».


Думается, что это определение не объективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.

Совершенно очевидно, что определение принадлежит перу апологета либерализма - идеологии далеко не всеми приветствуемой!. Причиной создания потребительского общества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижении продолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот, и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасение всеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса, с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов - с другой. Известно, что капиталистический способ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчность человеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угроза перепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки уже распределены. Этим рынком и становится потребительское общество - общество с постоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированием соответствующей системы ценностей и установок! Отметим, что термин «общество потребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм один из идеологов этого феномена. Другой мыслитель - Жан Бодрийяр, исследовавший проблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке его книга вышла в 2006 году) даёт потребительскому обществу более реалистичную, чем приведенная выше оценка Википедии. Он считает, что потребление вообще - есть психологическая реакция, природа которой бессознательна. Избыток предметов потребления - только мнимое изобилие. Общество потребления - это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие - следствие тщательно маскируемого дефицита и имеет смысл только для выживания существующего мира. Потребительское общество - есть следствие возведения в культ социальной дифференциации, направленной на оправдание необходимости экономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации - необходимости бедности и войны, преследующих одну цель - создание условий для наращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечить стабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всё новые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Земли ограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен! Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!

Человеческое счастье в потребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологией потребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводит к ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредством внедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальной дискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.

Сегодня на Западе уже не существует рационально потребителя. Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит социальное отличие - стремление человека выделиться из толпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам - стремление отличиться. Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётся неудовлетворённой! Общество потребления буквально толкает человека на активное потребление, наказывает за пассивность и экономичность, ибо такое его поведение ведёт к утрате потребительской способности общества, падению рынка, кризису, чего, естественно, опасаются, прежде всего, хозяева жизни, - это грозит им утратой всех привилегий.

В потребительском обществе, - считает Бодрийяр, - отношение массовой культуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления. Как в основе моды лежит устаревание предметов потребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременного использования. Согласитесь, читатель: современное искусство, в частности, не создало ни одного произведения, которое бы претендовало на звание классического! Ныне и у нас в России уже искусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для «культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского общества является китч - никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характерный лавинообразностью распространения. Это ни что иное, как способ приобщения к моде, приобретение отличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольном заболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарным поп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, как впрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропало понятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!

СМИ, в абсолютном большинстве своём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Они просто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность», состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляют жить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, - лишают его возможности размышлять, анализировать реальность!

Общество потребления насаждает настоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота, эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тоже имеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеет своих потребителей - других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики и т.п. Сексуализация предметов потребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку их производителям. Стыд и скромность, целомудрие и человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом - становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив: распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежение традиционной моралью - признаками высокого общественного социального статуса (продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!

Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе о них. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы и алчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществе маскируется лицемерным участием и доброжелательностью. Услужливость и раболепие скрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушить общество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществе появился новый вид насилия - насилие вещизмом, доказывающий его недолговечность и неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западного человека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачным богатством - «золотым тельцом». Как утверждает Бодрийяр, в потребительском обществе постепенно исчезает, гибнет Человек!

Несмотря на то, что потребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и в целом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. С некоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ. “потребитель»).

Консюмеризм - потребительство, перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью. Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства посредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовольствие, чем покупаемый предмет. Человеческое счастье ставится в прямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью и смыслом жизни! Это уже какой-то новый гедонизм! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости и основой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ, конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревле прибегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление. Статусная трата - это желание показать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее же время показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужен такой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хуже соседа!» - рассуждает обыватель. Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свой потребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов это пиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры - всё, что позволяет заполнить время массового небогатого обывателя. Именно этого добиваются хозяева! И, надо признать, достигли в этом больших успехов. С удовлетворением отметим, что критика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировые религии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковь предлагает с ними бороться. Папа Иоанн Павел II считал консюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!

Сегодня и в России и на Западе уже многие считают, что потреблятство - нечто заразное, вирус, болезнь, наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, от потребления совершенно ему ненужных для жизни товаров и услуг. Но США - первая страна, где это приобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалисты используют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни по всему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобального процесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительно легче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных, примитивных потребностей. Стеклянные бусы, зеркальца, другие украшения и «огненная вода» издавна использовались колонизаторами! Современное потреблятство - это особый образ мыслей, особое понимание действительности:

1) Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).

2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешь купить (отсюда и культ «золотого тельца»!).

3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое (надёжность изделия перестала служить критерием его качества, пропало уважение к предметам человеческого труда!)

Деньги правят современным западным миром. Абсолютно всё покупается и продаётся! Оглянитесь вокруг: сколько вы увидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Это особенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили: «Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди» в борьбе за власть и деньги!

Если подумать, то потребительское общество - это общество сплошных рабов, рабов «золотого тельца». Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разница заключается только в цене! В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет его здоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обучения физкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики! Раб должен быть здоров, и понимать язык хозяина! Сегодня быть больным не только не престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоит удивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащий ремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современной литературе. Человек - герой романа - предупреждается о сроке принудительной эвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназия добровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемся известию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом они даже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали это высшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества, живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же - раб «золотого тельца»?

Как уже говорилось, общество потребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимость всестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Это ускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их как личностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами и поддерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процесс манипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!

Ныне даже мыслящая часть американцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США - ни что иное, как результат сознательного деяния властей ради достижения экономических целей - прежде всего продления существования капитализма. Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателем автомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуется творениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. А это ущемит интересы хозяев. Вот власти и стараются не допускать роста общей культуры населения. Разве не это происходит сегодня у нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!? Настоящие патриоты России отрицательно относятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, в частности. К голосам протеста присоединилась и русская православная церковь. Патриарх Кирилл приводит следующие доводы: «Простые люди, покупая новую вещь радуются. А безудержное потребительство убивает эту радость. Таким образом, человек обкрадывает себя. Если всё наше общество встанет на путь такого безудержного потребления, то земля наша и её ресурсы этого просто не выдержат! Давно доказано, что, если средний уровень потребления будет такой как в США, то основных ресурсов хватит только на 40 - 50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем так жить. А если все не могут так жить, так что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?» К сожалению, по данным «Российской бизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российского потребительского рынка - 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый на примере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большую отрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками, преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитию процесса глобализации по-американски. В новой России уже пышным цветом расцвёл вещизм - пристрастие к материальным ценностям в ущерб традиционным для нашей страны ценностям духовным. Россия из самой читающей и образованной страны на планете Земля превратилась усилиями реформаторов в рядовую страну третьего мира, пока ещё имеющую ядерное оружие. У нас появилась прослойка неграмотных граждан, что было совершенно изжито в СССР.

Чем же ещё характерно такое общество? Чего в нём больше: положительного или отрицательного?

Общеизвестно, что капитализм основан на активном товарообмене. Вместе с техническим прогрессом наступает время, когда количество людей, занятых в сфере производства, становится меньше, чем их количество, занятых в сфере обслуживания и торговле. Торговля теперь при меньшем напряжении сил приносит больше дохода, чем производство товара. Всё продаётся и всё покупается! Человек так же становится товаром. Появляется термин «человеческий капитал». Производство всё теснее связывается с потреблением. Бизнес производит не только материальные, но и духовные ценности. Он формирует вкусы человека, его желания, систему ценностей, нормы поведения (мораль), жизненные интересы. Важнейшую роль при этом играют СМИ и реклама - средство воздействия на сознание потребителя материальных и духовных благ. Конкуренция производителей, присущая капитализму, порождает и конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится всё больше потреблять. Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики человека, но и его социальный статус. Сегодня в России процветает то, над чем смеялись в 70-х - 80-х годах, говоря о южанах-торговцах фруктами на рынках: «Большой человек должен носить большую кепку!» Только сегодня о статусе россиянина свидетельствует не большая кепка, а большой автомобиль!

Развитая система кредитования превращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основано на вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателя в свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитные возможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовому долгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом, стариками, родиной!

Приобретения в потребительском обществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически даже при намеренно сниженном качестве (надёжности) товаров. Вещи могли бы служить ещё годы, но должны быть заменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо». Человек должен покупать, покупать и покупать, иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретя товар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилось что-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулирует экономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли это хорошо и как долго может продолжаться? Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил даже Пётр Мостовой - активный соавтор либерализации экономики России (См. сайт ПОЛИТ.РУ).

По его словам ещё в середине XIX века было замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребитель товаров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя в обратном. Для того, чтобы всё возрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был создан потребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая, эффективная форма социального контроля: конфликт на работе - безработица - кредитный долг - санкции. Система на деле эффективнее всякой репрессивной! С другой стороны всякий кредит - это фиктивные деньги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальный сектор экономики составляет только 15% от ВВП, а 85% - это рынок финансовый. Примерно тоже происходит в России. Иными словами, деньги появились, а ничего ещё не произведено! Нужны рынки сбыта! Первая Мировая война шла за рынки сбыта для Запада. Вторая - за передел рынков (обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового идёт «война эпохи ВТО», война экономическими методами. Зададимся вопросом: почему сегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-то развитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведь можно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Запад потеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров! Задачей в новой войне ставится - прежде всего, не допустить чужих на свои внутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает! Она не хочет даже сопротивляться. Почему и кому это нужно - вопрос отдельный!

Всем ясно, что сегодня ограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны за ресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «У соседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!» Не ожидает ли Россию участь Ливии, а её руководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстом говорил в сенате США сенатор Маккейн.

Жизнь людей, запрограммированных на потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске. Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как и американцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговоры ведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал! Но ведь для Человека потребность души, духа и является базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребности материальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной и духовной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова специфика потребительского общества.

Даже безработный в этом обществе не перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы. Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское общество сохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца до российского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится! Он приучен жить «красиво».

Экономика потребления и информационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучают людей думать. Надо признать, что человека потребительского общества весьма трудно изменить так, чтобы безболезненно, легко перейти к образу жизни подобному советскому, когда на машинах ездили десятки лет, обувь и одежда служили пока не износятся, излишки продуктов питания не выбрасывались в помойку. При этом ещё и воспитывая людей духовными, нравственными. К счастью, сегодня уже многие россияне ностальгируют по прошлому, готовы отделиться от Запада и создать на Родине нечто подобное СССР. Эти люди понимают, что ресурсы Земли очень ограничены, чтобы сохранить жизнь придётся рано или поздно перейти к экстенсивной форме потребления, то есть, думают не только о себе, но и о будущих поколениях!

Беда в том, что в обществе потребления индивидуальные потребности населения страны далеко выходят за рамки борьбы за физическое выживание. И это относится не только к богатым. Потребление становится инструментом социокультурной интеграции населения. Массовое производство позволяет потребителю конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Общество производит символы различия, знаки, позволяющие индивиду не слиться с толпой. Можно, например, не демонстрировать своего шикарного коттеджа всем и каждому, но показать другими способами, что его имеешь. Вспомним: «Большой человек носит большую кепку!»

В потребительском обществе хождение по магазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формы общения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всё больше определяются рынком - практической пользой. Люди, живущие в соседних квартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседей бесполезными и не ожидая от них добра и соучастия. Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи, на глазах разваливается! Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе! На глазах ныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура. Ещё совсем недавно мы жили в культурной среде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношения к предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуется совершенно противоположное - расточительство, основанное на кредите! Стала нормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русского неприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долг никто не стреляется!

Реклама - важнейший элемент потребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной. Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания и способна насиловать сознание! Именно отсюда следует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков - различного рода «звёзд» и скоморохов. Эффективной экономической деятельностью становится продажа брендов - марок порой совсем ничем не выдающихся товаров. Мода является двигателем производства и сбыта! В ущерб качеству товара делается привлекательной его упаковка. Для сбыта она важнее качества. Сегодня россияне убедились на собственном опыте в том, что красивая и дорогая обёртка вовсе не свидетельствует о высоком качестве товара!

Образование, медицина, да и вся государственная деятельность в потребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасно многие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Законом о государственных услугах. Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует! На рынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает! Не стоит удивляться и тому, что государственные должности - тоже товар, имеющий свою цену!

Неустанная погоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует в потребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились «трудоголики» - люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным ради денег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы не слиться с толпой!» Слово «трудоголик» созвучно со словом «алкоголик». Объединяет таких людей то, что оба они заражены вирусом потреблятства: один неуёмной погоней за долларом, другой - за бутылкой. Остановить и того и другого в их погоне за призрачным «счастьем» очень непросто!

Итак, капиталистический способ производства на определённом этапе развития порождает тенденцию к формированию общества потребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления в центр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениями во всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики. Общество потребления - это целенаправленный синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека, обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма и буржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!

Особо отметим, что потребительское общество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, для этого потребовались бы ресурсы пяти таких планет. Запад, из опасений народного бунта, естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровня потребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращение населения Земли. Теоретики либерализма уже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однако большинство людей не желают задумываться о будущем своих потомков. Увы, Г. Форд был прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являются наказанием! Они не хотят понять, что идея глобализации по-американски - это реализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО - один из инструментов, обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотого миллиарда»!

В отличие от развитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется в кризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то часть населения уже живёт в них, большинство же довольствуется виртуальным обществом потребления, которое наблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах больших городов. Перспектива доведения потребления материальных благ в России до уровня американского, не реальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вот воспитание человека, подобного американцу, - потребителя, раба «золотого тельца», протекает в России вполне успешно! И, наконец, может ли быть счастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте? Думается, что вопрос чисто риторический!

Смирнов Игорь Павлович



Поделиться