Решающий фактор в успехе исследования. Роль исследований в современном менеджменте

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что поддержи-вать.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследо-вательском подходе. Применение такого подхода способствует динамичности и перспективности управления, росту его инно-вационного потенциала и повышению профессионализма в при-нятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организацию, контроль, регулирование, координацию, активизацию (мотивацию).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, должен быть обоснован-ный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их реше-ние или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг-рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на бу-дущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, та-ковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных из-менений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, ма-лых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не мо-жет быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффек-тивным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия “исследование”.

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях.

Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и проч.).

Формула современного управления - “Управлять, совершенствуя и совершенствуясь”. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Основные компоненты исследования - постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний - на сегодняшний день являются актуальными не только для теоретической науки, но для практики управления.

В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, повышения эффективности управления. Исследования - это вид деятельности с более богатым содер-жанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Иссле-дование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и на-блюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классифи-кация, и построение показателей, и многое другое. Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в управлении, непосредственно зависит от исследовательского подхода, умения определять их истоки и последствия.

Идеология специальности “Менеджмент организации” предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров умения изучать проблемы творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, научного подхода к управлению.

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие «исследование» определяется следующим образом: «Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества».

В философском словаре дается более простое определение. «Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера дня исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. I

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. I

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий:

а) в распознавании проблем и ситуаций;

б) в определении их происхождения;

в) в выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) в установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) в нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. I

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. I

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (рис. 1.1).

Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, т. е. исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени - продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.


Рисунок 1.1.- Критерии типологического выбора

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: (рис. 1.2).

· Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

· Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

· Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

· Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

· Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

· Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

· Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.


Рисунок 1.2. -Основные характеристики исследования

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать, т.к. такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оцепить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А вдеятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, по и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, нои процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

8. Почему исследования становятся функцией современного менедж-мента?

A. Повышается образовательный уровень менеджеров. Б. Обостряется конкуренция.

B. Компьютер расширяет возможность анализа. Г. Повышается сложность решаемых проблем. Д. Развитие науки этому способствует.

9. Какое из определений исследования вы считаете наиболее полным?

A. Способ получения дополнительной информации. Б. Вид деятельности человека.

B. Способ использования знаний в практической деятельности. Г. Навыки анализа и проектирования. Д. Познание законов природы и общества.

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

10. Что такое методология исследования?

A. Совокупность методов исследования. Б. Логическая схема исследования. B. Плановый подход к исследованию. Г. Соответствие целей, средств и методов исследования. Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций. Б. В целях, подходах и методах исследования. B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове-дения моделей. Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте. Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо-ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования. Б. Поиск противоречий и путей их разрешения. В. Использование системного подхода к исследованию. Г. Учет тенденций общественного развития. Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем главная особенность исследования социально-экономичес-ких систем?

A. Затруднено получение объективной информации. Б. Размыты границы объекта исследования. B. Ограничены возможности экспериментирования. Г. Решающее значение системного подхода. Д. Динамичность процесса функционирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

A. Наличие всей необходимой информации. Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования. B. Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования. Г. Совокупность эффективных подходов и исследований. Д. План организации и проведения исследования.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования - это парадигма его проведения. Б. Концепция исследования - главная характеристика его органи-зации. B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования. Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования. Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора - мышления исследова-теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя-зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Результат, который стремится получить исследователь.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле-дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что такое методы исследования?

A. Средства оптимизации исследования. Б. Определение состава проблем. B. Способы проведения исследования. Г. Исследовательские способности менеджера. Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами. Б. Определяет организацию исследования. B. Удачное формирование коллектива исследователей. Г. Способствует выбору наилучшего типа. Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования. Б. Проверка информации. B. Методы обработки информации. Г. Система работы с фактами. Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления. Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы. Г. Тенденция развития управления системы. Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации. Б. Они не имеют прямой зависимости. B. Организация определяет выбор методологии исследования. Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования. Д. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера. Б. Знание предмета исследования. B. Возможность имитационного моделирования явлений. Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

Раздел 3. ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо-вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений. .Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений. B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений. Г. Творческий подход к проведению исследований. Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя. Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий. Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности. Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения - пони-мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имеют разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра-жает общий подход.

Д. Понятие - это элемент суждения.

Раздел 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак-торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследованиях. Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто-ров, свойств и пр.).

Г. Даст дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ. Б. Морфологический анализ.B. Социометрический анализ. Г. Тестирование. Д. Хронометрирование.

Раздел 5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы. Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний. B. Количественная определенность. Г. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы. Д. Позволяет быстро получить информацию и материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо-вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис-следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к иссле-дованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управ-ления?

A. Деловая игра предназначена для приобретения навыков решения проблем, а не для их исследования.

Б. Вес зависит от характера и типа деловой игры.

B. При помощи деловой игры можно исследовать поведение отдель-ных ее участников, а не систему управления в целом.

Г. Деловая игра, как правило, построена на условной информации и поэтому она не может использоваться как метод исследования системы управления.

Д. Если в деловой игре используется компьютер, можно ее исполь-зовать как метод исследования.

35. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления. Б. Только проблемы организационного поведения. B. Неструктурируемые проблемы развития управления. Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки. Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших ресурсов.

36. Каково содержание метода SWOT -анализа?

A. Это метод структурирования экспертных оценок. Б. Это метод матричного сопоставления противоположных оценок. B. Это метод расчета показателей состояния системы управления. Г. Это метод определения тенденций развития системы управления. Д. Это особая форма социологического исследования.

37. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы. Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс-кой группы. B. Организационными условиями реализации творческого потенци-ала каждого из членов исследовательской группы. Г. Подбором исследовательской группы. Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

38. Каковы особенности метода синектического исследования проблем?

A. Этот метод построен на искусстве соединения творческих потен-циалов в определенных организационных условиях совместной деятель-ности исследователей.

Б. Это метод соединения эмоций и знаний в исследовательской дея-тельности группы.

B. Это метод психологического регулирования исследовательской деятельности, достижения состояния «озарения».

Г. Главной особенностью является использование индивидуального опыта в общей интеллектуальной деятельности.

Д. Это метод получения нового знания за счет соединения различ-ных его видов из разных областей науки.

39. Что является операторами синектики?

A. Психологические факторы, стимулирующие творческий процесс сиисктической группы.

Б. Регламенты и нормативы, позволяющие регулировать организа-ционные режимы работы сипектической группы.

B. Приемы нетрадиционного анализа проблем.

Г. Модели взаимодействия творческих потенциалов исследователей.

Д. Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

40. Из каких элементов складываются методы проектирования кон-цепций?

A. Дивергенции, трансформации и конвергенции. Б. Дифференциации, декомпозиции и стратификации. B. Субординации, квалификации, компетентности. Г. Дивергенции, конференции, концентрации. Д. Квалификации, кибернетизации, информатизации.

Раздел 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

41. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской дея-тельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследователь-ской деятельности.

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

42. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен-ность, проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

43. Что характеризует технология исследования?

A. Вариант использования методов исследования. Б. Систему нормативов проведения исследования. В. Понимание исследуемой проблемы и путей се решения. Г. Комбинацию и последовательность действий исследователя. Д. Распределение времени по видам исследовательских работ.

44. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

A. Является необходимым элементом всякого исследования. Б. Характеризует результат исследовательской деятельности. B. Не обязательно является элементом исследования.

Г. Предваряет исследование, обеспечивая его эффективность. Д. Средство управления исследованием.

45. Что является главным условием формирования интегрального ин-теллекта?

A. Наличие лидера в исследовательской группе.

Б. Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.).

B.Социально-психологические характеристики участников исследо-вания (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

Г. Особый вид организации совместной исследовательской деятель-ности.

Д. Сочетание организации работы и творческих способностей иссле-дователей.

46. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

A. Повышает эффективность исследований посредством комбини-рованного использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя-емые на исследование.

B. Способствует более эффективному использованию математичес-кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

Раздел 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

47. Что характеризует качество исследования?

A. Успешное решение проблем. Б. Совокупность свойств исследования. B. Практическое содержание и значимость исследования. Г. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребно-сти развития управления. Д. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание про-блемы.

48. Какой фактор предопределяет успех исследования?

A. Использование компьютера. Б. Полнота информации о проблеме. B. Организация исследования. Г. Методология исследования. Д. Творческий потенциал менеджера.

49. Что характеризует валидность показателя?

A. Конструкция показателя. Б. Соответствие измеряемому параметру. B. Синтетичность показателя. Г. Методология показателя. Д. Цели практического использования.

50. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес-кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни-жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти-воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле-дования.

51. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения ис-следования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про-ведения исследования.

52. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи-более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле-дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу-чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо-вания.

53. Чем определяется роль показателей в исследовании систем управ-ления?

A. Математической формой представления фактов.

Б. Количественной определенностью информации об исследуемой проблеме.

B. Позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понима-ние проблемы.

Г. Показатель - это средство организации информации о проблеме.

Д. Показатели определяют методологию исследования.

54. В чем проявляется роль времени для эффективности исследова-ния?

A. Время - это ресурс эффективного исследования. Изменения мо-гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

Б. Время - одна из характеристик «зрелости проблемы», от этой ха-рактеристики зависит эффективность исследования.

B. Время - это фактор организации исследования; нет организации вне времени, его планирования и использования.

Г. Проблемы есть разные; есть «вечные проблемы», для которых фак-тор времени не имеет существенного значения.

Д. Роль времени определяется, главным образом, исследователем, его опытом, знаниями, творческими способностями, мотивацией исследо-вательской деятельности.

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

* рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

* рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

* финансовый рынок;

* рынок труда;

* окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

Обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий -- больше;

Быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

Учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

Учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

Учитывать изменение структуры издержек производства;

Принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обосновано, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть даже катастрофой.

Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть оценить, реализовать. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.

Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Как уже отмечалось ранее, в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющие процесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:

Оргструктуры и структуры управления,

Неформальное управление,

Профессионализм персонала,

Механизмы мотивации,

Экономия времени,

Использование компьютерных технологий,

Экономика и ресурсы управления,

Стратегии и инновации, и другие проблемы, а также комбинации различных проблем.

Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

10.2. Для повышения качества управленческих решений.

10.3. Для разработки стратегии управления.

10.4. Для эффективного совершенствования управления.

10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

11. Что является системен управления?

11.1. Структура органов и звеньев управления.

11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.

11.3. Организационная форма управления.

11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.

11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

12. Что такое проблема?

12.1. Это направление исследования

12.2. Совокупность информации о состоянии системы.

12.3. Тенденция развития управления системы.

12.4. Противоречие, требующее разрешения.

12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.

13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?

13.1. Методология определяет вид и форму организации.

13.2. Они не имеют прямой зависимости.

13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.

13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

14. Что понимается под целью исследования?

14.1. Выбор предмета исследования

14.2. Главная направленность исследования.

14.3. Проблема развития

14.4. Познание тенденции развития.

14.5. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

15.1. Наличие всей необходимой информации.

15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.

15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.

15.5. План организации и проведение исследования.

16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.

16.2. Обостряется конкуренция.

16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.

16.4. Повышается сложность решаемых проблем.

16.5. Развитие науки этому способствует.

17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

17.1. Использование компьютера.

17.2. Полнота информации о проблеме.

17.3. Организация исследования

17.4. Методология исследования

17.5. Творческий потенциал менеджера.

18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?

18.1. Это способ получения дополнительной информации.

18.2. Это вид деятельности человека.

18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.

18.4. Это навыки анализа и проектирования.

18.5. Познание законов природы и общества.

19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

19.1. Затруднено получение объективной информации.

19.2. Размыты границы объекта исследования.

19.3. Ограничены возможности экспериментирования.

19.4. Решающее значение системного подхода.

19.5. Динамичность процесса функционирования.

20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.

20.2. Позволяет определить свойства явлений.

20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)

20.4. Дает дополнительную информацию.

20.5. Способствует поиску новых факторов.

21. Что является главным в системном подходе к исследованию?

21.1.Тип мышления менеджера.

21.2. Знание предмета исследования.

21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.

21.4. Определение целостности и связи явлений.

21.5. Наличие всей необходимой информации.

Схемы курса "Исследование систем управления"


Вопросы к размышлению:

1. От чего зависит достижение этих свойств?

2. Как они влияют на процесс обучения?


Глоссарий

Анализ - мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопос­тавление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изу­чение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования - грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие - сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружа­ющей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза - предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведе­ниях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для не­которых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Декомпозиция - разделение целого на части по критериям функцио­нального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование - передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции -определение понятий, построенное по принципам фор­мальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность - совокупность сознательных действий человека для до­стижения какой-либо цели.

Диалектика - комплекс принципов исследования, направленный на по­иск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наибо­лее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов иссле­дования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и ко­личества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.

Дихотомия - вид классификации, разделение на две группы по опреде­ленным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установле­нии истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и прак­тической деятельностью.

Закономерности - устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания - закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяю­щий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация - подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации - поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изме­нениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, ре­формировании и нр.

Интегральный интеллект - эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы - реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция - способность постижения истины, без ее обоснования и до­казательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация - структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой про­блеме.

Исследования - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятель­ности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования - комплексная совокупность свойств и характе­ристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.

Классификация - прием, посредством которого из некоторого множе­ства объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы

каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.

Консультации - советы, даваемые специалистами на основе изучения кон­кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно, цело­стно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис­следуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.

Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологи­ческого характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Критерий - основа сопоставления и выделения групп явлений или от­дельных их свойств для установления классификационной или типологичес­кой принадлежности.

Логика - 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность ин­теллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суж­дениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в про­цессе исследования,

Менеджер - лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы администра­тивного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования - логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определе­ние рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы (исследования) - способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая по­знавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования - область деятельности человека, в которой обна­руживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция - элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт - основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования - упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обя­занности, ответственность, нормативы и пр.).

Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномо­чия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования - организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей действи­тельностью.

Подход - наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, началь­ная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис­следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяю­щая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове­дения.

Понятие - обозначение явлений и предметов действительности в мыш­лении человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест­венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инно­вационный стиль управления.

Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм - совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол­нения работы.

Процесс исследования - последовательность этапов осуществления ис­следования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкрет­ные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тен­денциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства - отличительные признаки предмета или явления, отражаю­щие его сущность, содержание и особенности.

Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления - 1. Совокупность отношений управления в соци­ально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Стратификация - определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психоло­гическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.

Тест - средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при по­мощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Типологический анализ - сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективно­го в конкретных обстоятельствах.

Типология - разделение и систематизация объектов по критерию обоб­щенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования - разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление - целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединя­ющее совместную деятельность людей.

Характеристики - совокупность фактов, отражающих содержание, со­стояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования - идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном прове­дении исследования.

Эффективность исследования - соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления

1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

2. Единство методологии и организации исследования управления.

3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управле­ния.

4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.

5. Научная полемика в исследовании систем управления.

6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.

7. Организация исследования в практике управления.

8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.

9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.

11. Взаимоотношения теории и практики управления.

12. Планирование в исследовании управления.

13. Тестирование в исследовании проблем управления.

14. Использование социологических исследований в изучении управле­ния.

15. Концепция исследования: конструирование и реализация.

16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.

17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (орга­низациях) и выбор подходов к исследованию.

18. Моделирование социально-экономических процессов: границы воз­можного и факторы эффективности.

19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

20. Методологические принципы построения научной концепции. Науч­ное управление.

21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.

22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использо­вание, ограничения, эффективность.

24. Формально-логические методы исследования: особенности и возмож­ности.

25. Разработка и доказательство гипотезы.

26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.

27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяю­щие.

28. Классификация операций процесса исследования управления.

29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.

30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.

31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полез­ности результатов исследования?

32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.

33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?

34. Параметрическое исследование систем управления.

35. Принципы и процесс диагностики систем управления.

36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследо­вании управления.

38. SWOT-анализ в исследовании управления.

39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективнос­ти.

40. Исследование методом "мозгового штурма".

41. Консультирование в исследовательской деятельности.

42. Методологическая культура исследователя.




Поделиться