Контент анализ в социологическом исследовании является. Метод контент-анализа и его применение в отечественной социологии

Это количественное изучение массовых документов в целях описания социального поведения или проверки гипотезы, часто он используется для описания событий или процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Общественное мнение относительно таких серьезных вопросов, как различные экономические проблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т.п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет.

Преимуществами контент-анализа являются относительно малые затраты на его проведение, по сравнению с другими методами. Материалы для такого анализа обычно легко доступны, позволяют изучать какие-либо общественные проблемы, социальные группы бесконтактно, не наблюдая непосредственно за ними, лишь используя документы.

Текст в контент-анализе состоит из простых и сложных высказываний, в которых заключаются определенные мысли. Текст может рассматриваться как определенная реальность, как проблемная ситуация, где условно могут быть выделены, во-первых, субьекты – действующие лица, во-вторых, действия субъектов, свойства и результаты их действий, то, о чем они высказываются. Такой подход дает возможность придать более конструктивный характер анализу.

Категории анализа – его смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации. Требования к категориям анализа: должны выражать теоретические понятия исследования, обладать возможностью однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории. Основная задача информации в ходе анализа – поиск индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы, идеи, темы (например: «справедливое распределение благ»).

Единицы анализа – части текста, которые могут быть поставлены в соответствии с категориями анализа, содержат признаки, соотносящиеся с категориями анализа.


За единицу анализа может быть принято слово, высказывание, часть текста, объединенная определенной темой, автором, героем, социальной ситуацией, текст в целом.

Единица счета – количественная единицы анализа; фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. За единицу счета могут быть приняты: частота проявления признака категории анализа, объем внимания, уделяемый категории анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могут быть приняты: количество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная в физических пространственных единицах. Для газетных и других стандартных текстов – ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.

Классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный для выделения и регистрации признаков текстовой информации. В классификаторе в общую таблицу вводятся все категории (подкатегории) анализа и единицы текста.

Бланк (протокол) анализа документов – методический документ, фиксирующий результаты сбора документальной информации в содержательной или закодированной форме. В бланке анализа могут быть выделены разделы не только для категории анализа, но и для сведений о документе, о ходе процедур анализа. К бланку (протоколу) прилагается инструкция регистратору, кодировщику.

После того как все данные закодированы, количественные данные, полученные в результате контент-анализа, можно далее анализировать с помощью статистических методов, изменять, группировать, сравнивать, оформлять в виде таблиц и графиков. На основании полученных данных модно написать аналитическую записку или отчет .

Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Контент-анализ - один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего - текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и прочего. С помощью контент-анализа исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что, они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Процедура контент-анализа предусматривает определение категорий - ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных.

Контент-анализ - метод исследования материалов, опубликованных в СМИ, применяемый для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе. Как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализ подчеркивают его объективный характер. Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Первоначально (первая четверть XX в.) контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях (Алексеев, Дудченко. 1976, С. 147). Именно возможность- выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов и даже социальные характеристики адресата - массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.

Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

1. классификатор контент-анализа,

2. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,

3. регистрационная карточка или кодировальная матрица,

4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

5. каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

1. Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.

2. Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).

3. Не проверена подлинность документа.

5. Неполно учтено его предназначение.

9. Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.

10. Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.

11. Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.

12. Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.

13. Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.

14. Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.

15. Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Установлены три существенные условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным:

1. Когда мы имеем непрямой выход на говорящего, автора. Обычного собесед-ника мы можем спросить, что именно означают его слова, зачем он это сказал. Но есть целый круг ситуаций, когда прямой вопрос невозможен. Например, ко-гда речь идет о президенте недружественного государства, о давно умершем писателе, о чужой пропаганде. Во всех этих случаях перед нами есть только не-прямые выходы. Так, в условиях дефицита информации, например, американцы анализировали отношения Ельцина и военных на основе того, застегнул ли он пуговицы на пиджаке, поднимаясь из президиума для выступления.

2. Когда языковой фактор является решающим для исследования. Есть специ-фические задачи, где язык очень важен, или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление шизофрении, поиск автора анонимного текста. Установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т.д. -это тоже задача контент-анализа.

3. Когда объем материала слишком велик. Мы имеем подобные объемы в случаях массовой коммуникации, литературы, кино. Именно опора на совершенно иные объемы дает новые результаты. Джон Несбит заложил основы анализа тенденций, который публикуется раз в квартал, на базе контент-анализа 6000 газет. Наше индивидуальное прочтение одной-двух газет не дает возможности увидеть то, что показывает анализ целого массива.

В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.

Предлагаются альтернативные подходы к содержательному анализу информации. Наиболее оптимальным вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на основе их функций. Так, например, средства массовой коммуникации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом плане исследования коммуникации, связанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций "политической коммуникации", который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммуникатора, а именно - привлечение внимания, установление связей, определение ситуаций, принятие обязательств, коммуникации.

Р. Тернер к числу преимуществ контент-анализа относит следующие характеристики:

Это ненавязчивый метод (нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты);

Это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается);

Он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает (к примеру, тенденции вражеской пропаганды или понимание культур и социальных структур прошлого).

Заключение

Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ -это всегда сопоставление двух потоков. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Список использованной литературы

1. PR для профессионалов. Почепцов Г.Г 1999

2. Теория коммуникации. Почепцов Г.Г 2002

3. Основы современной социологии. Григорьев С.И.,Растов Ю.Е. 2001

5. Социология коммуникации. Конецкая В.П 2005

Время рождения метода контент-анализа приходится на рубеж XIX-XX веков. В науке об обществе в данный период наблюдается тенденция к социологизации и кроме того, существует и «субъективная» необходимость в такого рода методе: теоретики и практики журналистики много говорят о роли и возможностях средств массовой коммуникации в обществе. В текстах подозревается огромная сила воздействия на массы. В первых теориях массовой коммуникации людская масса представлялась абсолютно беззащитной перед набирающей обороты пропагандистской машиной. Метод контент-анализа применялся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды (какой эффект произведет тот или иной текст массовой информации, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольшее впечатление). Помимо всего прочего, в обстановке войны этот метод был единственной возможностью изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране. В работах Лассвелла Г., с именем которого связывается определенный вклад в разработку существенных принципов этого метода, основная цель изучения текстов пропаганды выглядит так: определить, что пропагандист ставит в центре внимания, чтобы добиться определенного эффекта у аудитории. Ныне метод контент-анализа стал сильнейшим средством анализа различных документов. В политологических исследованиях контент-анализ позволяет анализировать различные текстовые документы, а, следовательно, создавать, например, образ той или иной партии. Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

В современной науке наблюдается два полюса восприятия метода контент-анализа:

количественный контент-анализ, интересующийся, в первую очередь, частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;

качественный контент-анализ, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания;

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами. В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты "Правда" обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него.

С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо. В данной работе речь пойдет об использовании количественного контент-анализа в политико-социологических исследованиях.

Конечно нельзя говорить о повсеместном использовании именно количественного контент-анализа. Вероятно, будет неразумно использовать данный метод в том случае, если мы имеем дело с уникальными документами, или же перед нами описания весьма сложных явлений, или данных недостаточно для массивной обработки, они нерепрезентативны. По мнению одного из основателей метода количественного анализа текстов Берельсона Б. , лучше всего использовать количественный метод анализа данных в том случае, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, если существует в наличии необходимое количество материала и он репрезентативен.

В ведении было упомянуто несколько небольших работ по контент-анализу, представленных аспирантами и магистрантами различных университетов. Так, Элеазер А. В., студент 2 курса магистратуры отделения политологии факультета Социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, в своей работе «Исследование избирательных стратегий - метод контент-анализа» раскрывает суть метода контент-анализа и его возможностей при исследовании индивидуальных избирательных стратегий кандидатов в депутаты на примере выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга второго созыва в 48 избирательном округе. Рытов А., аспирант исторического факультета Белгосуниверситета (г.Минск) применяет контент-анализ в биографическом исследовании: «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова». Он пишет: «Использование контент-анализа, при изучении источников данного типа, способно придать результатам исследования точность и соответственную научную валидность. Именно (и только) текст, в данном случае написанный рукой исследуемого персонажа, несет в себе скрытую информацию о его психологической уникальности, являясь продуктом социальной среды в широком смысле. Он (текст) несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов, что дает возможность обнаружения и замера этих факторов и соответственное постижение так называемой внетекстовой реальности, используя при этом формализованный подход к источнику.» Нельзя не упомянуть в этой связи и новосибирскую современную школу социологии и таких авторов как, например, В. Шляпентох, Ф. М. Бородкин и мн. др.

За последние годы институт социологии РАН создал ряд программных систем, которые отвечают современным требованиям к уровню обработки информации: экспертно-диагностическая система «МАКС», программа «АЛЕКС», система контент-анализа, программа «КСЕНИЯ» и др. Система контент-анализа предназначена для исследования текстов любого типа, включает в себя количественный и качественный подходы к анализу. Данная система позволяет изучать социально-психологические потребности аудитории, анализировать письма, документы, устанавливать авторства текстов, может применяться для анализа потока информации в информационных сетях и мн. др. Например, программа «Контент-анализ» используется телекомпанией ОРТ для автоматического отбора информации и информативных массивов, доступ к которым осуществляется через Интернет. Вполне естественно, что такая программа стоит немалых денег, поэтому доступна она совсем не многим. В данной работе будет сделана попытка провести контент-анализ при помощи обыкновенной Microsoft Word - программы, которая имеется под рукой практически у каждого.

Основная трудность при работе с доступными (т.е. нецелевыми) документами - умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь текст (документ) был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден проделать утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования.

Качественный анализ документов - необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна. Как уже говорилось выше, неразумно прибегать к количественному анализу текста, если мы имеем дело с уникальным документом. Здесь главной целью изучения будет всесторонняя содержательная интерпретация материала. Количественный анализ текстов уместен, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, - когда текстового материала не только достаточно, но столько много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если сопоставлять текст с иными, также количественными характеристиками. Например, выраженные в статистических распределениях особенности содержания газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, тоже выраженными в числах.

Квантификация текстового материала получила широкое распространение, и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная «контент-анализ». Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Лассуэллом Г. и Берельсоном Б. Гарольд Лассуэлл применяет методы семантики - раздела лингвистики, занимающейся изучением значений языковых единиц. Он разрабатывает методы семантического анализа текстов, предполагавших исследование ключевых терминов, лозунгов и доктрин под углом зрения того, как их понимают потребители информации. Его подходы к проблеме количественного контент-анализа политической коммуникации стали классическими. Пожалуй, всем известна формулировка Лассуэла Г., согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на комплекс вопросов: "КТО - ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?".

Одной из первых работ с использованием метода контент-анализа содержания в советской социологии было исследование А. В. Баранова.

Объектом изучения в данном исследовании была газета «Известия», предметом - субъективный фактор в механизме общественной жизни: его доля упоминаний в анализируемых номерах газеты наряду с материально-техническими, экономическими и социально-политическими факторами. В качестве субъективного фактора выступали психологические качества личности или группы, которые повлияли на описываемые газетой события. Кроме того, автора интересовала детализация этих «двигателей» человеческих поступков, мотивов человеческого поведения, выяснение того, «какие нравственные качества (чувства) человека выступают как активные силы в общественной жизни».

На это же десятилетие приходится освоение контент-анализа как социологической методики в социологической службе Гостелерадио, в новосибирской школе социологов под руководством Шляпентоха В.

Массированное применение этот метод нашел в крупном социологическом проекте под руководством Грушина Б.А. в рамках отдела «Общественное мнение»» Института конкретных социологических исследований АН СССР (1967-72). Программой проекта был предусмотрен замер функционирования в пределах среднего города СССР общественного мнения в его содержательной плоти, что влекло за собой информационный замер всех текстов, существующих на линии обмена «социальные институты - массовое сознание», в частности, текстов, проходящих по каналам СМК.

Как сам проект, так и ряд использованных в нем методик продемонстрировали большие возможности социологического анализа действительности, практически были одним из самых крупных событий в истории советской социологии конца XX века.

Это был период активного освоения метода отечественными социологами. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что контент-анализу были посвящены две профессиональные встречи социологов: Сибирский социологический семинар «Проблемы контент-анализа в социологии», организованный Сибирским отделением советской социологической ассоциации в 1970 году, и рабочее совещание социологов «Методологические и методические проблемы контент-анализа» в 1973 году в Ленинграде.

На конец 70-х - 80-х гг. приходится деятельность группы анализа эффективности телевидения факультета журналистики МГУ, которая использовала этот метод для многолетнего мониторинга телевизионной информационной программы «Время» (Федотова Л.Н., Красавченко И.А.), а также анализа телевидения различных стран.

Если этому периоду были свойственны исследования с применением контент-анализа в рамках крупных социологических проектов, когда этот метод использовался вкупе с другими социологическими процедурами исследования информационных потоков, то нынешняя ситуация в российской социологии с применением контент-анализа характеризуется тем, что это, как правило, единичные исследования. Публикация о них чаще всего содержит результаты исследования, а описание методологического арсенала отсутствует. Еще большая часть исследований, имеющая эксклюзивный характер, востребованная в рамках политических мониторингов в русле политического маркетинга, практически вообще не имеет широкой прессы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов на основе ее кодирования, понятие и общая характеристика метода. Выявление и оценка характеристик текста. Стадии разработки и применения, смысловые единицы контент-анализа.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2011

    Изучение здорового образа жизни в мультфильме "Маша и медведь" с помощью контент-анализа. Мультфильм как предмет анализа визуальной социологии. История развития контент-анализа в социологических исследованиях, его основные достоинства и недостатки.

    презентация , добавлен 15.02.2016

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Классификация статистической документации. Виды документов: письменные, иконографические, статистические и фонетические. Методы и способы анализа материалов: неформализованные (традиционные) и формализованные. Порядок осуществления контент-анализа.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Особенности изучения общественного мнения блогосферы методом контент-анализа. Специфика социологических методов сетевых сообществ. Методики измерения отчуждения в современной социологии. Психиатрическая изоляция как практика социального отлучения.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2009

    Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Задачи сбора социологической информации о журналистах. Способы социологического исследования работы журналистов и редакций. Анализ содержания материалов средств массовой информации (контент-анализ). Смысловые единицы анализа журналистских текстов.

    Бернард Берельсон определил контент-анализ как «метод исследования для объективного, систематического и количественного описания явного содержания сообщений». Контент-анализ в социологии - это исследовательский инструмент, ориентированный на фактический контент и внутренние особенности данных. Он используется для определения наличия определенных слов, понятий, тем, фраз, персонажей или предложений в текстах или наборах текстов и для количественного определения этого присутствия объективным образом.

    Тексты могут быть определены в широком смысле как книги, главы книг, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газет и статьи, исторические документы, речи, разговоры, реклама, театр, неформальный разговор или даже какое-либо появление коммуникативного языка. Для проведения контент-анализа текст кодируется или разбивается на управляемые категории на разных уровнях: слово, смысл слова, фраза, предложение или тема, а затем исследуется с использованием одного из методов контент-анализа. В социологии или реляционный анализ. Затем результаты используются для того, чтобы делать выводы о сообщениях внутри текста, автора, аудитории и даже культуры и времени, в котором они участвуют. Например, содержание может указывать на такие особенности, как полнота охвата или намерения, предвзятости, предрассудки и недоверие авторов, издателей, а также всех других лиц, ответственных за содержание материалов.

    История контент-анализа

    Контент-анализ является продуктом электронного века. Начало ему было положено в 20-е годы в американской журналистике - в то время контент-анализ использовался для изучения содержания прессы. В настоящее время рамки применения намного расширились и насчитывают целый ряд областей.

    Хотя контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-х годах, он стал более надежным и часто используемым методом исследований только в следующем десятилетии, поскольку исследователи начали фокусироваться на концепциях, а не просто на словах, и на семантических отношениях, а не просто на присутствии.

    Использование контент-анализа

    В связи с тем, что он может быть применен для изучения любого фрагмента текста или записи, т. е. для анализа любых документов, контент-анализ используется в социологии и в других сферах, начиная с маркетинга и медиа-исследований, заканчивая литературой и риторикой, этнографией и культурологическими исследованиями, гендерными и возрастными проблемами, для анализа данных в социологии и политологии, психологии и когнитивной науке, а также других областей исследования. Кроме того, контент-анализ отражает тесную связь с социо- и психолингвистикой и играет неотъемлемую роль в развитии искусственного интеллекта. Следующий список предлагает больше возможностей для использования анализа контента:

    • Выявление международных различий в содержании связи.
    • Обнаружение существования пропаганды.
    • Определение намерения, фокуса или тенденции коммуникации отдельного лица, группы или учреждения.
    • Описание отношений и поведенческих реакций на коммуникации.
    • Определение психологического или эмоционального состояния людей или групп.

    Объекты для контент-анализа

    В социологии контент-анализ - это исследование текстов для изучения социальных процессов (объектов или явлений), которые представляют эти тексты. Источником социологической информации являются протоколы, отчеты, решения, выступления политиков, газеты, журналы, работы, иллюстрации, фильмы, блоги, дневники и т. д. Опираясь на изменения в текстах, можно выявить различные тенденции, политические и идеологические установки, развертывание политических сил, функционирование общественных учреждений, представляющих интерес, общественных организаций и партий, которые непосредственно связаны с объектом анализа.

    Виды контент-анализа

    Контент-анализ в социологии - это наиболее важный метод сбора и обработки документальной информации. Его можно использовать как для первичного сбора данных, так и для обработки уже собранных - например, при работе с транскиптами интервью, фокус-групп и т. д. Существует два общих вида контент-анализа в социологии: концептуальный и реляционный анализ. Концептуальный можно рассматривать как установление существования и частоты понятий в тексте. Реляционный основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте.

    Концептуальный анализ

    Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст. Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари.

    Как и в большинстве других методов исследования, концептуальный анализ начинается с определения вопросов исследования и выбора образца или образцов. После выбора текст должен быть закодирован в управляемые категории контента. Процесс кодирования - это в основном выборочное сокращение, которое является центральной идеей анализа контента. Разбивая содержимое материалов на осмысленные и соответствующие единицы информации, некоторые характеристики сообщения могут анализироваться и интерпретироваться.

    Реляционный анализ

    Как указано выше, реляционный анализ основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте. И, как и в случае с другими видами исследований, первоначальный выбор в отношении того, что изучается и/или кодируется, часто определяет возможности этого конкретного исследования. Для реляционного анализа важно сначала решить, какой тип концепции будет изучен. Исследования проводились как с одной категорией, так и с целыми 500 категориями концепций. Очевидно, что слишком много категорий могут сделать ваши результаты неясными, а слишком мало может привести к ненадежным и потенциально недействительным выводам. Поэтому важно, чтобы процедуры кодирования опирались на контекст и потребности ваших исследований.

    Существует множество методов реляционного анализа, и эта гибкость делает его популярным. Исследователи могут разработать свои собственные процедуры в соответствии с характером своего проекта. После тщательной проверки процедуры ее можно применять и сравнивать по группам населения с течением времени. Процесс реляционного анализа достиг высокой степени компьютерной автоматизации, но по-прежнему, как и большинство форм исследований, требует много времени. Возможно, самое сильное утверждение, которое можно сделать, состоит в том, что он сохраняет высокую степень статистической строгости, не теряя при этом богатства деталей, проявляющихся в других качественных методах.

    Преимущества методики

    Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:

    • смотрит прямо на общение через тексты или транскрипты и, следовательно, попадает в центральный аспект социального взаимодействия;
    • может обеспечить как количественные, так и качественные операции;
    • может обеспечить ценную историческую/культурную информацию во времени посредством анализа текстов;
    • позволяет близость к тексту, который может чередоваться между конкретными категориями и отношениями, а также статистически анализирует кодированную форму текста;
    • может использоваться для интерпретации текстов для целей, таких как разработка экспертных систем (поскольку знания и правила могут быть закодированы в терминах явных заявлений о взаимосвязи между понятиями);
    • является ненавязчивым средством анализа взаимодействий;
    • обеспечивает понимание сложных моделей человеческого мышления и использования языка;
    • в случае хорошего исполнения рассматривается как относительно «точный» метод исследования.

    Недостатки контент-анализа

    У данного метода есть не только преимущества, но и недостатки, как теоретические, так и процедурные. В частности, контент-анализ:

    • может быть чрезвычайно трудоемким;
    • подвержен повышенному риску ошибки, особенно когда реляционный анализ используется для достижения более высокого уровня интерпретации;
    • часто лишен теоретической базы или пытается слишком либерально делать осмысленные выводы о связях и воздействиях, подразумеваемых в исследовании;
    • по своей сути является редуктивным, особенно при работе со сложными текстами;
    • имеет тенденцию слишком часто просто состоять из подсчета слов;
    • в нем часто игнорируется контекст;
    • его сложно автоматизировать или компьютеризировать.

    Пример контент-анализа в социологии

    Как правило, исследователи начинают с определения вопросов, на которые они хотели бы ответить, анализируя контент. Например, они могут заинтересоваться тем, как женщины изображаются в рекламе. После этого исследователи будут выбирать набор данных из рекламы - возможно, сценарии серии телевизионных рекламных роликов - для анализа.

    Затем они будут изучать и подсчитывать использование определенных слов и изображений в роликах. Чтобы продолжить этот пример, исследователи могут изучать телевизионные объявления для стереотипных гендерных ролей, поскольку язык может подразумевать, что женщины в рекламе менее осведомлены, чем мужчины, а также для сексуальной объективации любого пола.

    Функциональный анализ в социологии

    Функциональный анализ - это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую ​​обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.

    Функциональный анализ важен для поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.



Поделиться