Как понять, что ребенок готов начать ходить? Малыш положительно настроен к школе. Как понять, что вы будете хорошим родителем

: Время прочтения:

Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?

Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?

Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.

Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:

  • готовность физическая,
  • готовность психологическая.

Физическая готовность к школе

С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:

Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.

Психологическая готовность

Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.

К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

1 Мотивация: знать, что такое школа

Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.

Как проверить. Задайте ребенку вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Почему хочешь (почему не хочешь)?
  • Что тебя там ждет?

Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.

Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9-11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.

Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.

У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:

  • понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
  • говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
  • позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.

2 Коммуникация: уметь дружить

Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.

После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.

У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:

  • стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
  • принимают точку зрения другого;
  • не повышают голос.

Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.

3 Интеллект: уметь учиться

На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.

1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.

2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.

4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.

5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 простых картинок из показанных 9-ти.

6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.

7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.

Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.

4 Эмоции и воля: контролировать себя

Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:

  • слушать и концентрировать внимание;
  • сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
  • соблюдать принятые в классе нормы.

Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».

Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.

Тесты на готовность к школе

Скачайте и распечатайте тесты «Степень психосоциальной зрелости» (С. А. Банков), «Лабиринт» и «Чего не хватает?».

Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!

Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год , вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:

  • Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
  • Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
  • Учите несложные стихи.
  • Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
  • Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).

Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.

Если ребенку уже исполнилось 7 лет , идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).

Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!

Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.

Журнал «Алвиан»

Оставьте имейл, и мы сразу отправим на него три теста по готовности ребенка к школе.

Правильное кормление новорожденного – важная и ответственная задача. Необходимо четко понимать, чем можно кормить малыша на той или иной стадии роста, для обеспечения его организма всеми необходимыми веществами. Переломным моментом в системе кормления считается время, когда малышу начинает не хватать материнского молока, и наступает пора вводить в его рацион другие продукты. Как понять, что ваш ребенок готов к прикорму, и каким образом лучше приучать малыша к новой пище, мы узнаем далее.

Первым признаком, на который стоит ориентироваться каждой маме, показывающим готовность ребенка к расширению его рациона питания, является возраст. Раньше считалось, что ребенка можно начинать прикармливать уже в 3 месяца, приучая его к новой пище. Такой системы придерживались наши мамы и бабушки, определяя наступление зрелости ребенка этими временными рамками.

Медицина не стоит на месте, в том числе особенно активно ведутся исследования в плане развития и формирования детского организма. Ученым, ведущим свою деятельность в данной области, опытным путем удалось доказать, что наиболее приемлемым для введения прикорма считается возраст малыша равный 5-6 месяцам. В это время организм прошел первую стадию роста, и он полностью готов к освоению новых продуктов.

Кроме того, считается, что кормление грудным молоком дает малышу максимальную пользу и перебивать такое питание посторонними примесями в 3-4 месяца нецелесообразно.

Признаки готовности малыша к прикорму

Помимо возраста ребенка, существует еще масса других признаков, показывающих маме, что пора уже вводить прикорм. Их необходимо знать, ведь организм каждого человека развивается своими темпами, и ввод дополнительного питания по возрасту ребенка, не всегда является верным решением.

Врачи выделяют следующие признаки, которыми следует руководствоваться новоиспеченными мамам:

  • Возраст. Этот признак мы подробно разобрали выше, и единственное уточнение, которое необходимо донести до читателей, касается недоношенных деток. В их случае прикормка начинается позднее, чем у других детей. Так, например, если ребенок появился на свет раньше положенного на 3 недели, введение прикорма нужно отложить на 3 недели позже от положенных сроков.
  • Способность уверенно держать голову и сидеть. Это необходимо для того, чтобы новорожденный мог четко выразить свою заинтересованность в приеме пищи или отказе от нее, наклонами корпуса и головы. Таким образом, вы не будете перегружать его организм лишней пищей.
  • Вес. Считается, что оптимальный вес новорожденного, который располагает к введению в рацион дополнительной пищи, должен превышать первоначальный в два раза.
  • Отсутствие рефлексов, связанных с выталкиванием пищи. Они выражаются движениями языка, которые не дают попасть в рот малыша посторонним предметам. Для проверки наличия подобных рефлексов покормите новорожденного водой с ложечки. Если он не выталкивает ее, значит, можно постепенно приучать малыша к прикорму.
  • Ребенок постоянно голодный, и ему не хватает молока, выделяемого материнской грудью.

Обратите внимание! Малыши, появившиеся на свет раньше положенного, должны набрать массу, в 2,5 раза превышающую исходную, после чего их также можно прикармливать.

Родителям не стоит дожидаться появления всех вышеперечисленных признаков. При появлении первых из них можно обратиться к педиатру, который даст точное заключение о готовности ребенка к освоению новых продуктов.

Основные правила прикормов

При приучении грудничка к прикорму мамам следует руководствоваться следующими правилами:

  • каждый новый продукт должен вводиться в рацион не чаще, чем 1 раз в 10 дней;
  • кормление необходимо осуществлять лишь по просьбе самого малыша. Если он не хочет есть, не заставляйте его принимать новую пищу;
  • каждый продукт следует вводить раздельно; комбинировать различные ингредиенты можно после того, как он уже попробовал их отдельно;
  • прикорм не является заменителем грудного кормления. Главная цель прикорма – разнообразить рацион и приучить к новым продуктам.

Малышам до года не стоит давать в пищу следующие продукты:

  • лимон, апельсин, грейпфрут и другие цитрусовые;
  • коровье или козье молоко;
  • манную кашу в больших количествах;
  • рыбу;
  • сахар.

При возникновении аллергической реакции продукт исключается из рациона. Стоит отметить тот факт, что если у ребенка выявилась аллергическая реакция на коровье молоко, то она, скорее всего, проявится и при употреблении в пищу говядины. Для уточнения ситуации и выработки оптимального рациона питания лучше всего обращаться к педиатру.



Поделиться