Кодексом профессиональной этики бухгалтера является. Сущность кодекса этики бухгалтера

Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы, что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии. Философия Сократа кратко и понятно изложена ниже и представляется вашему вниманию.

Источники изучения

Сократ как мыслитель был хорошо известен в свое время благодаря ораторскому мастерству и общественной деятельности. Сам он ничего не написал, так что при его изучении мы полагаемся лишь на записи, оставленные его учениками (в частности, Ксенофонтом и Платоном). Биография и философия Сократа кратко изложена в их трудах. Сложность в том, что Платон тоже был философом и часто вставлял собственные теории в диалоги, которые он представлял как дискуссии между Сократом и другими известными его современниками.

"Евтифрон": что такое благочестие

В "Евтифроне", например, описывается резко критическая беседа Сократа с самоуверенным молодым человеком. Находя, что Евтифрон полностью уверен в своей этической правоте, даже в морально неоднозначном случае судебного разбирательства с собственным отцом, Сократ спрашивает его, что же такое "благочестие" по его мнению. Речь здесь идет не просто о некотором списке поступков, которые можно назвать благочестивыми. Евтифрон должен дать общее определение, охватывающее самую суть понятия "благочестие". Но каждый ответ, который предлагает юноша, подвергается тщательной критике Сократа до тех пор, пока Евтифрон больше не может ничего предложить.

Одобрение богов

В частности, Сократ систематически опровергает предположение Евтифрона о том, что критерий правильности того или иного поступка - одобрение богов. Во-первых, вопрос о том, что считать "правильным", всегда вызывает нескончаемые споры, и боги зачастую противоречат в этом сами себе, так же как люди, называя тот или иной поступок одновременно и хорошим, и плохим. Сократ позволяет Евтифрону отыграться (только в целях продолжения дискуссии) и принимает оговорку о том, что боги сначала должны стать полностью единодушны в этом вопросе (обратите внимание, что эта проблема возникает только в политеистической культуре).

Во-вторых, что еще более важно, Сократ делает формальную дилемму из простого, казалось бы, вопроса: "Любят ли боги благочестие как таковое или же благочестие становится благочестием только потому, что его любят боги?".

Ни одна из этих двух альтернатив не подходит к определению благочестия, предложенного Евтифроном. Если правильные поступки являются благочестивыми только потому, что их одобряют боги, тогда моральная правота является произвольной, полностью зависящей от капризов богов. Если боги любят благочестие как таковое, из этого следует, что должен быть какой-то небожественный источник ценностей, известный нам.

Трудная дилемма

В самом деле, эта дилемма предлагает значительные трудности при попытке сопоставить мораль с внешней властью. Рассмотрим, например, вопросы с аналогичной структурой: "Мои родители одобряют этот поступок потому, что он правильный; или мой поступок правильный потому, что родители его одобряют?", "Государство запрещает такое поведение из-за того, что оно неблагочестиво; или же оно неблагочестиво потому, что государство запрещает его?". Во второй альтернативе в каждом из этих случаев действия становятся правильными (неправильными) только потому, что некая власть одобряет (не одобряет) их. Выбор, таким образом, не имеет рационального обоснования, так как невозможно приписать неоспоримую мудрость этой внешней власти. Но в первом варианте власть одобряет (или не одобряет) какое-то поведение, потому что оно само по себе правильно (или неправильно), не зависимо от нее. То есть, следуя этой логике, мы способны самостоятельно отличать добро ото зла.

Таким образом, философия Сократа и Платона, кратко изложенная выше, предполагает ставить под сомнение (если не отрицать) прогресс в решении любой философской проблемы. Этот метод помогает устранить ошибки при решении серьезных вопросов и призывает к интеллектуальной независимости. Философия Сократа кратко и понятно открывается нам на примерах.

Характер Евтифрона, однако, не изменяется, в конце диалога он уходит со сцены таким же самоуверенным, каким и был. Использование приводит к победе разума, однако может не убедить тех, к кому он апеллирует.

"Апология"

Из-за того, что Сократ не являлся сторонником действующего режима, представители афинской демократии обвинили его в подрыве государственной религии и совращении малолетних. Речь, которую он выдвинул в свою защиту, приводится в "Апологии" Платона и дает нам более глубокое понимание особенностей подхода Сократа к философии, его отношения к практической жизни.

Ироническая скромность

Объясняя свою миссию философа, Сократ цитирует сообщение оракула о том, что он самый умный из греков. Затем следует серия иронических описаний усилий мыслителя опровергнуть оракула в беседах с известными афинянами, которые должны быть, безусловно, мудрее, чем он. После каждой такой беседы, однако, Сократ приходит к выводу, что обладает таким видом мудрости, которого не хватает этим людям, а именно признанием собственного невежества.

Философия софистов и Сократа кратко

Цель такого сомнения была в том, чтобы помочь людям достичь подлинного самопознания, даже если оно приводит к неприятным открытиям. Философия Сократа, кратко и понятно изложенная, всегда сводится к этому сомнению. Сократ выворачивает наизнанку методы софистов, используя логические несоответствия, чтобы показать (а не создать) иллюзию реальности.

Преданность истине

Даже после того как он был признан судом виновным, Сократ отказывается отречься от своих убеждений и своего метода. Он также отказывается принять изгнание из Афин и требование замолчать, настаивая на том, что публичное обсуждение важнейших проблем жизни и добродетели - неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Философ предпочитает умереть, чем отказаться от своей философии.

Даже после того, как его приговорили к смертной казни, Сократ (философия кратко представлена выше) спокойно произносит последнее слово - размышление о том, что готовит нам всем будущее. Сказав о том, что судьба человека после смерти неизвестна, он тем не менее выразил непоколебимую веру в силу разума, которую проповедовал на протяжении своей жизни и которой не имели его судьи. Так что с этой позиции остается не ясным, кто на самом деле выиграл судебное дело.

Драматическое изображение Платоном человека, предпочитающего смотреть в лицо смерти, но не отречься от своих убеждений, послужило прообразом будущих философов древности, бравших пример с этого выдающегося мыслителя. Философия Сократа, Платона, Аристотеля кратко и в общих чертах несколько схожа.

"Критон": человек и государство

Описание Платоном последних дней Сократа было продолжено в "Критоне". Находясь в тюрьме в ожидании казни, философ продолжает спокойно размышлять о серьезных вопросах, волновавших его еще на свободе. Основные идеи философии Сократа кратко были озвучены им и здесь. Даже несправедливость приговора судей не вызывает в мыслителе горечи или гнева. Друзья прибывают в тюрьму с безупречным планом побега из Афин и жизни в добровольном изгнании, но Сократ спокойно вовлекает их в разумную дискуссию о нравственной ценности такого поступка, ставя ее под сомнение.

Конечно, Критон и другие ученики хорошо знали своего учителя, они пришли уже подготовленными к подобному спору и запаслись аргументами в пользу своего плана. Спасение позволит Сократу выполнить личные обязательства в жизни. Более того, если он откажется бежать, многие будут считать, что его друзья недостаточно о нем заботились и поэтому не организовали побег. Таким образом, для того чтобы выполнить свои обязательства и сохранить репутацию друзей, Сократ должен был сбежать из тюрьмы.

Истина дороже

Но философ отвергает эти соображения как не имеющие отношения к истине. То, что скажут другие, не имеет никакого значения. Как он утверждал в "Апологии", верным будет не мнение большинства, а мнение одного человека, который действительно знает. Только истина может быть критерием принятия решений и только аргументы, апеллирующие к истине, он готов принять от своих друзей.

Сократ исходит здесь из общего морального принципа:

Не следует делать зла (даже в ответ на зло, совершенное другими).

Следует подчиняться государству.

Избегая смертного приговора, вынесенного он проявил бы неподчинение государству, Сократ решил, что ему не следует бежать из тюрьмы. Как всегда, его поступки соответствовали ходу его рассуждений. Философ выбрал приверженность истине и морали, хотя это и стоило ему жизни.

Вообще, обязанность действовать по справедливости имеет основополагающее значение с точки зрения нравственности, и побег Сократа считался бы неповиновением. Однако утверждение о том, что всегда следует подчиняться государству, нельзя считать столь уж бесспорным. С точки зрения Сократа, государство должно обращаться со своими подданными как родитель с ребенком, а поскольку родителей стоит слушаться всегда, точно так же всегда следует подчиняться государству. Однако вопрос о допустимости подобного сравнения остается спорным. Слушаться родителей - временное обязательство, которое мы берем на себя, пока не вырастем, а подчиняться государству мы должны до тех пор, пока не умрем.

Вашему вниманию был представлен древнегреческий философ Сократ. Философия кратко и, надеемся, понятно была изложена в данной статье.

Философия Сократа

Сократ (469 – 399 г. до Р. X.) – начинатель классического периода греческой философии, её центральная фигура, одинаково замечателен и своими воззрениями, и своей жизнью. Так как сам Сократ ничего не писал, то его биографию и учения приходится восстанавливать по сочинениям Платона , Ксенофонта , Аристотеля , Диогена Лаэрция, Плутарха и др. Из них Ксенофонт («Воспоминания о Сократе ») дает, по-видимому, правдивыми внешний облик, но не в состоянии понять всей значительности роли Сократа в философии; Платон же вкладывает в уста Сократу свои собственные воззрения. Поэтому личность и философские учения Сократа приходится воссоздавать очень осторожно, и отдельные исследователи в этом не вполне сходятся.

Значение философии Сократа

Уже вскоре после своей смерти – в сочинениях Платона – Сократ фигурирует как великий мыслитель. Слава реформатора философии (как теоретической, так и практической), составившего эпоху в её развитии, навсегда осталась за Сократом, так что весь предыдущей период её истории называют «досократовским». Аристотель ставит Сократу в заслугу то, что он положил начало научной методологии в форме индуктивных рассуждений и общих определений, а Цицерон в «Тускуланских беседах» прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, – был создателем нравственной и общественной философии. По-видимому, правы те исследователи, которые ближайшую цель философствования Сократа видят в его стремлениях положить конец моральной анархии и политическому разложению родных Афин и вообще Греции, а реформу теоретической философии считают необходимым средством для достижения нравственно-общественных задач.

Сократический метод – кратко

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократотвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод – inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической» диалектики . Сократ не излагал своей философии систематически (в «акроаматической» форме), а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum), убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос. Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики» , а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей . Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

Учение Сократа о добре – кратко

Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать , в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра, – никто не зол по природе и добровольно. В этих философских воззрениях Сократа совмещались психологический детерминизм (неизбежность перехода знания в действие, обусловленность поступков знанием) с идеей свободного, творческого развития духа через приобретение и выработку знания. Все 4 традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к одной – к мудрости. Этот «оптимизм знания» вообще характерен для многих этических и социальных реформаторов: он является для них порукой в достижимости их идеалов, в которой они могли бы отчаяться, если бы с самого начала видели все трудности, стоящие на пути их осуществления. Сократ часто утверждал, что добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности, два разных обозначения одного и того же. Некоторые произошедшие от Сократа философские школы (в первую очередь, киренейские гедоники со своим вождём Аристиппом ) толковали этот подход великого основоположника в духе элементарного утилитаризма и эвдемонизма. Однако неправомерно приписывать такую трактовку самому Сократу. Его философия держалась здесь гораздо более глубокого взгляда, не сводя добро к грубой материальной выгоде, а доказывая, что лишь возвышенные этические чувства являются источником истинной пользы для человека.

Учение Сократа о Боге – кратко

Ко времени Сократа философская мысль греков уже разрушила старую веру в человекоподобных олимпийских богов , и Сократ стоит на повороте греческой мысли к единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели).Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством. К изучению природной физики Сократ относился равнодушно, не видя возможности использовать его для нравственной реформы общества; тут влияло, несомненно, частью слабое в ту эпоху развитие техники, частью то, что досократовские философы изучали скорее космос, как целое, чем отдельные циклы закономерностей природы.

Взгляд Сократа на государство и общество – кратко

Общество и государство, по Сократу, не представляют собою простой арены борьбы отдельных индивидуальных или групповых эгоизмов: в основе их лежит идея целого, некоторый освященный божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть «знающим».

Выходец из простых людей, соединявший утонченный аристократизм духа с демократизмом внешности и обхождения с людьми, Сократ – в противоположность наиболее распространённым в Греции воззрениям – высоко ценил физический труд и вообще трудовое начало.

Философия Сократа - являет собой начало сложных философский трудов Платона а затем и Аристотеля. Ведь Платон был его учеником, и потому вполне справедливо говорить о том, что он перенял многие идеи у своего учителя. А сам Сократ - великий из известных нам античных умов, стоящий у истоков греческой философии, знаменитый своими речами и записанный своими учениками. Он является участником Пелопоннесской войны. Кроме того, знаменитый философ защищал от несправедливости демоса всех тех, кто был осужден на смерть, в числе прочих также и всем известного Перикла. Сократ известен и тем, что был наставником афинского полководца Алкивиада, и не просто просвещал его в политике, но даже спас его во время одного из боев.
Сократ упоминается в трудах Платона, Аристотеля, Плутарха и Ксенофонта, который писал о нём коротко и ясно. Из всего многообразия материалов, в которых упоминается имя знаменитого философа можно сделать один единственно верный вывод: с Сократом хотелось поговорить многим, и вовсе не для того, чтобы просто посоревноваться в ораторском мастерстве, или провести приятную беседу с умным собеседником. Просто такие беседы делали людей лучше, неизменно показывали им истинный смысл бытия.

Философия Сократа тем не менее резко отличалась от философии софистов. Мыслители часто забывали об истине, пренебрегаю ей, или вовсе отклоняясь в сторону, в то время как Сократ всегда четко следовал ей. Он исследовал все существовавшие в его век вечный добродетели, которые потом будут представлены, в том числе, и в трудах Платона. Но все же роль первооткрывателя в попытке не просто объяснить, но дать толкование принадлежит именно Сократу. Раньше него никто не обращался к деталям, все было сухо и несущественно, лишь цифры и чистая информация. После уже Аристотель обратит на это внимание, указав, что общие определения - как раз то, за что человечество должно благодарить Сократа. Удивительно, но многие определения, данные знаменитым философом в очень далекое время актуальны до сих пор, они и сейчас являются единственно правильными.

Конечно, у Сократа были свои последователи, но его идеи не были широко признаны при жизни автора. Даже, напротив, за некоторые свои мысли он и пострадал, ведь, как известно, его казнили. Однако Сократ был достаточно смелым для того, чтобы даже осознавая всю сложность собственного положения продолжать идти напролом, выходить в толпу и говорить свою «истину». Он не брал денег с молодых людей за проведённые с ними беседы, считая это совершенно неприемлемым. Можно сказать, его скромность являлась его же оружием: он не называл себя софистом, то есть «мудрецом», он предпочитал быть простым «любителем». Поэтому в молодой наиболее прогрессивной среде к нему тянулись и прислушивались.
Сам Сократ осознавал, что дело его жизни в следующем: он всего лишь убеждает всех желающих в том, что помимо тела и денег есть в этой жизни и иные ценности и высшая из них - душа, которая не может без разума. Никого не принуждая, он, при всем при том, на собственном примере доказывал, что деньги и видимое благополучие весят ничтожно мало и ничего не стоят. Потому нет нужды к ним стремится.

Основой всей философии Сократа можно считать знаменитую фразу: «Познай самого себя». Философ не размышлял вслух длинными монологами, он предпочитал призывать на помощь разговор с собеседником, вырабатывая таким образом свой собственный метод «сократической диалектики». Он не придерживался своей философии, а выспрашивал собеседника и заставляя его размышлять, делать выводы. Причём, Сократ вначале изображал из себя случайного, ничего не знающего человека (отсюда и знаменитая вечное: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а после, когда наводящие вопросы приводили собеседниках мысли о том, что его собственные рассуждения и мысли абсурдны, таким образом убеждая в том, что он действительно не смыслит в данном вопросе ровным счетом ничего. Кроме того показывал, как надо по-настоящему, по-философски все разрешить. По свидетельству Платона, любой из тех, кому когда-либо посчастливилось вступать в диалог с Сократом в процессе дискурса был вынужден признать поражение не просто перед собеседником, но перед самим собой. А ведь это тяжелее всего, признать собственную неправоту, осознать личные ошибки и неимоверную глупость, начав исправляться.

Такой способ был весьма действенным, впрочем, применим и сегодня, потому что порождаетв собеседнике и слушателях неподдельный интерес, вполне возможно, даже некий азарт и провоцировал на активный мыслительный процесс. Подобный метод философии был сравнен когда-то Сократ с делом его матери, которая была повитухой, и говорил, что он помогает людям создавать мысли.
То, что называл Сократ рождением мысли, к чему он приходил через диалог впоследствии дало началу «платоновской диалектики», которую тот активно использовал при создании своих письменных работа, что, безусловно, работало. Логический метод установления содержания понятий Платон стал базисом для созданной им теории. Истины по философии Сократа, общезначима и общеобязательна для всех и каждого, хотя бы потому, что все люди обладают некой общностью мысли, наделены примерно одинаковыми представлениями о том, что есть жизнь. Вот почему истина стоит особняком притом расположены намного выше мимолетного чувства, ощущений; из истин состоит наука, в то время как эмпирические знания способны породить лишь субъективное восприятие но ничего больше.

В философию Сократа также входило учение о добре. Мыслитель полагал, что человеку необходимо правильно объяснить, что есть истинное добро, в чём его сущность. Все злодеяния, по его мнению - это результат непонимания, незнания всей сути добродетели. Эти выводы Сократа перекликаются с таким понятием в психологии, как детерминизм, то есть, знание неизбежно переходит в действие, и по-другому быть просто не может. Упрощенно говоря - это обусловленность поступков знанием. Классические добродетели - справедливость, мудрость, умеренность и, наконец, храбрость - все они объединялись Сократом в мудрость. Потому считают, что именно Сократ первым определил, что такое настоящая, подлинная добродетель, что есть зло, а также дал толкование мудрости, в чем собственно и состоит его основная заслуга перед человечеством.

Этот, несколько идеалистический подход, был присущ многим общественным деятелям и реформаторам того времени. Они имели светлую веру в знания, которые способны изменить мир к лучшему. Хотя в то время вполне вероятно, что именно так все и было. Потому вероятно все ведущие мыслители рассуждали с позитивной точки зрения, видели добро в том, в чем сегодня его бы уже не было. В связи с этим ошибочно приписывать эти идеи только лишь Сократу. Потому что он придерживался гораздо более сложных взглядов, более глубоких по своему объёму, полагая, что пользу роду человеческому способна принести этика, а простые понятия о том, что есть хорошо, а что плохо. То есть он никогда не отвечал на вопрос о том, что есть добро а что зло прямо, своей конечной целью Сократ ставил вызвать на диалог по теме, породить размышления, а не сообщать скучную истину.

Кроме того важно понимать, что Сократ жил в эпоху падения прежней языческой религии греков, олимпийские боги постепенно теряют своё значение. И совсем не случайно, что философ оказывается одним из тех, кто устремился к единобожию. Сократ одним из первых пришел к вывод, что бог это не природа и не стихия, как полагали тогда многие древние греки, а личное воплощение духовной нравственной силы, живущей в каждом человеке. Тождество идеи блага и единого бога Сократа очень близко по духу монотеизму и христианству. За это, собственно, и осудили многие уважаемые граждане Афин, ведь на тот момент в Греции существовал целый пантеон богов. Непосредственно на суде Сократ, даже допуская возможность своего оправдания, заявил со всей решительностью и вполне твердо, что будет до последнего продолжать убеждать людей в своей правде, а именно о том, что человеческая душа есть высшая ценность, потому бог един и в каждом человеке, а деньги, и блага есть зло.

Потому приговор был вынесен. И всего через 30 дней после этого тяжелого для всех приближенных к Сократу людей, состоялась его казнь. Философ лично выпил приготовленный для него яд находясь в окружении все также верных ему людей. Своих учеников перед смертью Сократ успокаивает речами о единстве жизни и смерти. А ведь его ученики, среди которых был и другой известный мыслитель Платон, до последнего надеялись на то, что им позволят выкупить Сократа. Этот гений философской мысли имел достаточное количество последователей. Его учениками являлись такие мужи, как тиран Критий, философы Платон, Эвклид, Аристипп, Антисфен и многие другие. Однако суд был тверд и безоговорочен.

Проходит совсем немного времени после смерти Сократа, как он уже вновь предстает перед современникам уже в трудах Платона. Там знаменитый ученик превозносит своего учителя, говоря о нем не иначе как о великом мыслителе. Хвалебные слова в адрес Сократа вполне заслужены, ведь он являлся настоящим реформатором философии, причем как практики, так и теории. Прославляет Сократа в своих трудах и Цицерон, утверждая, что древнегреческий философ первым сумел спустить философию до уровня обычных людей, усложнил ее с точки зрения содержания, но вместе с тем существенно облегчил для восприятия форму.

Сократ пал от руки собственных идей, но остался бессмертен, потому что остались люди, пожелавшие развивать его идеи. Конечно, основная заслуга Сократа состоит в том, что он первым решил обратится к понятиям, как-то узаконить их, и придать нормированный вид. Вместе с тем этот мыслитель также был первым из тех, кто обратился к пониманию истины. Ведя жизнь отшельника, он, тем не менее, не терял веры в людей, он хотел высшего блага для окружающих. А для этого все люди должны были понять собственное заблуждение и переориентировать свою жизнь. Заслуга Сократа прослеживается и в том, что он утвердил новую ценность диалога. Именно живой разговор с собеседником позволит последнему глубже проникнуть в суть происходящего, а, кроме того, таким образом, не нужно придумывать множество аргументов, достаточно лишь держать беседу в общеправильном русле. На самом деле Сократ определенно не прогадал, об этом свидетельствует тот факт, что и сегодня многие доходят до истины именно таким путем.



Поделиться