Оформление панелей в детском саду. Как создать интерьер в детском садике

Унылые стены, однообразная мебель, ковер на полу непонятного цвета - все эти атрибуты интерьера детского сада уже давно в прошлом. На сегодняшний день не только центры детского развития и частные дошкольные заведения поражают воображение своим дизайнерским оформлением, но и рядовые детские сады тоже радуют глаз. Внешний двор современных садиков зачастую обыгрывает какую-либо популярную сказочную тематику, качели и песочницы раскрашены в жизнерадостные цвета, а интерьер каждой комнаты продуман до мелочей.

Зонирование пространства для каждой группы

Как правило, каждая детсадовская группа имеет в распоряжении три помещения: игровая комната, где ребятишки проводят большую часть времени, спальня для послеобеденного отдыха и раздевалка со шкафчиками. Оформление всех трех помещений в едином стиле, соответствующем названию детского сада и возрастной категории детей, является беспроигрышным вариантом. При этом спальня оформляется в спокойных тонах, помогающих детям расслабиться и уснуть. Это не место для будоражащих воображение рисунков и ярких образов.



Оформление игровой должно быть подчинено развитию внимания детей, умению концентрироваться, замечать детали. Поэтому интерьер игровой комнаты изобилует многочисленными элементами, изображениями, броскими предметами мебели, мелкими и крупными предметами. Нередко часть игровой комнаты превращается то в столовую, то в учебную часть. Учитывая этот факт, следует позаботиться о том, чтобы стулья и столики были удобны как для принятия пищи, так и для рисования, лепки, письма, настольных игр.



Особенности дизайнерских решений для оформления общих помещений

Единой стилевой направленности и тематике, соответствующей названию дошкольного учреждения, должны соответствовать и другие помещения - актовый зал, вестибюль, коридор. Дети с удовольствием рассматривают изображения с оригинальным сюжетом и известными им героями мультипликационных фильмов и народных сказок.



Особенности дизайна помещений дошкольного заведения проявляются не только в необходимости подбора стройматериалов, соответствующих санитарным нормам, но и в воплощении образовательного, воспитательного и эстетического потенциала интерьера.



Цветовая гамма функциональных зон

Несмотря на подчиненность единому стилю, каждая функциональная зона характеризуется определенным выбором цветов и оттенков. Вестибюль чаще всего оформляется в светлых тонах и декорируется интересными орнаментами или сюжетными рисунками.



Для оформления игровой подходят яркие, но не агрессивные цвета, быстро утомляющие психику маленького человечка. Светлые оттенки зеленого, бежевого, голубого отлично подойдут для детской спальни. В музыкальной комнате приветствуется креативное сочетание цветов, побуждающее к творчеству. Таким образом, оформление интерьера помещений детского сада - творческая, но кропотливая работа, требующая учета многочисленных факторов при воплощении дизайнерских идей.



О том, как сделать оптимальным пребывание малыша в детском саду, шла речь на вебинаре «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО - новые подходы в соответствии с ФГОС ДО». 64 участника из разных уголков России собрались, чтобы в ближайшем будущем обновить своё дошкольное учреждение, в соответствии со стандартами и потребностями детей.

Вебинар провела кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания "Российской академии образования» Анна Борисовна Теплова. Эксперт организовала настоящий диалог между участниками. Она задавала вопросы, а участники отвечали в чате. Кроме этого, на вебинаре было множество наглядных примеров: фотографий удачного и неудачного оформления детского сада и игрушек.

Нередко взрослые, оформляя интерьер, руководствуются только своим вкусом и мнением. Мол, нам виднее. Но это в корне неправильно.

Часто мы, взрослые, понимаем пространство детского сада, как пространство своё, - говорит Анна Теплова, - нужно присесть на корточки и посмотреть, как себя будет чувствовать ребенок.

Предметно-пространственная среда должна охватывать не только детский сад, но и дом ребёнка. Воспитатели не смогут создать комфортную развивающую среду в детском саду, не давая рекомендации родителям.

Вся предметно-пространственная среда должна соответствовать той программе, по которой детский сад работает. Когда входишь в комнату группы, по самой среде должно быть видно, по какой программе здесь работают. Входя, мы должны понимать, что эта группа такого-то возраста, направление - экология.

У меня есть вопрос к участникам, - сказала Анна Теплова. - Что должна обеспечивать предметно-пространственная среда?

Ответы участников были примерно одинаковыми:

  • Всестороннее развитие детей.
  • Свободное комфортное развитие.
  • Доступность и безопасность.


- На самом деле, она должна обеспечивать общение, - прокомментировала эксперт. - У нас в сознании этого нет. Мы говорим о развитии, комфорте. За словом «развитие» мы скрываем большой комплекс тем, но конкретики не видим.

Кроме общения, ребенку нужно место, чтобы побегать, поиграть с друзьями. И третья потребность, которую должен обеспечивать интерьер - уединение. Малышу нужно уединение для того, чтобы подумать, побыть наедине с самим собой, посмотреть книгу.

Есть определённые требования, которым должны соответствовать интерьер и мебель дошкольного учреждения. Очень часто, глядя на их список, мы не понимаем, как их объединить. К примеру, мы удивляемся - как совместить такие разные понятия как, к примеру, трансформируемость и безопасность? Благодаря современным разработкам мебели, материалов, игрушек это возможно.


Поговорим о принципах немного подробнее.

  • Насыщенность - один из самых простых и ясно понимаемых принципов. Предметно-пространственная среда должна соответствовать возрасту группы. Она обязана обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. Иными словами, ребенку должно хватать оборудования для игры, обучения и активного отдыха.
  • Трансформируемость пространства.

Когда мы слышим это слово, то сразу представляем себе трансформеров, - говорит Анна Теплова. - Чтобы обеспечить трансформируемость, мы не должны двигать стены и производить сложные действия.

Группы в детских садах, обычно, небольшой площади. В маленьком пространстве не так просто сразу устроить все необходимые зоны для детей. Здесь на помощь приходит мебель, которую можно складывать и перемещать. Пример детского сада в Московской области: мы видим здесь мебель на колесиках и 2 стола разного уровня. Один из них входит в другой, и оба этих стола можно задвинуть под шкафчик и освободить пространство.


  • Полифункциональность материалов. Этот принцип «граничит» с предыдущим. Мебель в группе должна не только трансформироваться, но и выполнять различные функции.

Раньше, когда мы входили в группы, где появились игрушечные кухни или магазины, мы были счастливы, - поясняет Анна Теплова. - Радовались за детей и говорили: «А в наше время этого не было. Мы играли только с палочками и камушками». Но потом мы поняли, что эти игрушки монофункциональные. Детям они быстро надоедают. Они поиграют и бросят, а кухня потом стоит и просто занимает место. Поэтому мы возвращаемся к палочкам и камушкам.

  • Вариативность среды. В ДОУ должны быть различные пространства - для обучения, игры, конструирования, уединения. Мы живем в таких условиях, которые нужно использовать полностью, не закрывать детей в группе. Это касается и вертикального пространства в детском саду и горизонтального простора всего ДОУ.

У меня под окнами детский сад, - рассказывает эксперт. - Я туда недавно заходила, и воспитатели спросили меня: «А что нам сделать с большим коридором? Как использовать полезно всё пространство?»

Чтобы не терять ни одного полезного сантиметра, придумали технику «клубный час». Один раз в неделю 1 час дети свободно могут перемещаться по всей территории детского сада, заходят в гости друг к другу в группы, осваивают пространство самостоятельно. В одном из детских садов, когда эту технологию начали использовать, дети в первый раз боялись выйти из группы, они оказались психологически закрыты. Далее малыши привыкали, и уже через 2-3 раза свободно могли заглянуть и в любую комнату сада, в том числе, в техническое помещение.

  • Доступность среды. Далеко не во всех садах этот принцип воплощается в жизнь. Пренебрегали им и раньше. 2-3 десятилетия назад было распространено, что новенькие игрушки ставили в детском саду на видные места, но высоко, чтобы дети не достали их и не испортили. Почти каждый советский и постсоветский ребенок может вспомнить ту самую куклу или карету с лошадьми, в которую ему поиграть очень хотелось, но она была недосягаема. У многих остались психологические травмы из-за этого, и они до сих пор вспоминают ту самую игрушку, как нечто недосягаемое. В ДОУ для ребёнка не должно быть барьеров - по росту, по запретам. Он должен свободно доставать до любого необходимого предмета - захотел взять карандаши, достал и порисовал.
  • Безопасность. Этот компонент многогранный, так как необходимо учитывать психологическую, духовную и телесную составляющие ребёнка.

С точки зрения безопасности телесной, в наших садах всё высокого уровня и качества и соответствует нормам. Психологическая и духовная безопасность обеспечивается не везде. Чтобы контролировать психологическое состояние ребенка, нужно следить за тем, с какими игрушками он играет. А к современным куклам и машинкам у психологов есть множество нареканий. Вспомним, к примеру, негативно известных куколок в гробах.


Удачные примеры организации интерьера детского сада

Создание гибких, двигающихся стен - процесс дорогой, но возможный. На этом примере есть мебель на колёсиках, за столами - пространство для работы или уединения. Темным ковром маркировано игровое пространство. Дети могут перемещаться между группами.


Японцы используют крышу для расширения пространства. Деревья растут сквозь детский сад, и дети могут применять их во время игры.


В датском детском саду сделали специальную дверь, высотой именно с маленького человека, поставили мебель на колёсиках.


В этом детском саду удачно используют вертикальное пространство и игру цвета. Детям будет комфортно в красивом, сказочном интерьере.


На вебинаре участники увидели много креативно оформленных интерьеров в российских и зарубежных детских садах. Каждый педагог мог себе почерпнуть что-то для своего ДОУ и, наверняка, скоро воплотит это в жизнь.

Вопросы от участников

  1. Наталья: Насколько удобны для детей столы на колесиках?

Они очень удобны для воспитателей, в плане перемещения. А детям создают возможность находиться в различных пространствах. Помните, в детских садах можно размещать столы на колёсиках только с фиксаторами.

  1. Сташко Ирина: У нас в ДОУ все пространство группы заставлено столами, так как требуют СанПиН. Некуда поставить большой мягкий модуль для конструирования. Можно ли это как-то изменить?
  2. Олейник Екатерина Игоревна: Можно ли в групповых помещениях размещать уголки природы (растения, аквариумы и т.д.), если по СанПиН это запрещено?

Нет, СанПиН на сегодня - наш главный нормативный документ.

Муниципальный конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ. НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ НАХОДКА В ОФОРМЛЕНИИ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА» Детский сад - это радость, тепло и уют, детский сад – это дом, где тебя всегда ждут! МБДОУ «Детский сад 9 компенсирующего вида»


Наиболее целостно развитие ребенка проходит в уютной, комфортной обстановке. Логически составленный интерьер, в котором учтены возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, и грамотный декор создают благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и раскрытия его творческих способностей. Правильно подобранный цвет и принты, хорошее освещение, удобная мебель, являются важными элементами предметно-пространственной среды, поэтому нужно, чтобы каждый из этих элементов был тщательно продуман, вариативен, доступен, легко трансформируем. Интерьер - должен быть функциональным, безопасным, отвечать эстетическим требованиям. Поэтому воспитатели подготовительной группы ДОУ решили разработать и воплотить творческий дизайн- проект для создания нестандартного, оригинального интерьера.


Наш дизайн-проект представляет собой: Оригинальность стиля – цветовое решение и «функционализм». Подбор цветовой гаммы и колора основан на влиянии цвета на восприятие детей. Зонирование помещений группы. Использование в реализации дизайн-проекта: строительные, декорирование, оформление окон, развивающие центры. Предметное наполнение: оснащение игровым оборудованием и многофункциональными материалами для формирования пространства помещения и создания положительной чувственно- психологической атмосферы. Основные понятия дизайна: (англ. Design – замысел, план, намерение) - творческая деятельность. Дизайн интерьера – синтез художественных идей и решений для улучшения условий в целостной эстетически совершенной форме.




Воспитатели «Детский сад – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей» Проселкова Ирина Николаевна «Правильно организованная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками» Эргеева Галина Дмитриевна





«Утро добрых встреч» Раздевалка – это первая комната, которая начинает «утро добрых встреч» в детском саду. Мы рады каждому своему малышу, поэтому при помощи современной детской мебели создали условия для проявления самостоятельности. Дизайнерское оформление способствует тому, что ребенок получает позитивный заряд хорошего настроения на день.





Основа нашего дизайн-проекта: Цветовые решения. Креативность дизайна заключается в цветовом решении: спокойный, стабильный зеленый; радостный, активный, солнечный желтый, мягкий и нежный розовый. Условно помещение разделено на две зоны: игровую и учебную, плавно переходящие одна в другую, что создает позитивную, гармоничную атмосферу мира детства. Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Окна и шторы. Особо следует остановиться на оформлении окон. В систему группового дизайна вошло использование на окнах ламбрекенов - фигурных занавесей различного кроя.





Стенка для игрушек «Ромашка» творчески разработана воспитателями группы совместно с фабрикой детской мебели. Очень удобна в использовании как детям, так и взрослым. Одно из нестандартных дизайнерских решений. Создает вид «детского городка» и приглашает детей к играм и фантазиям. «Городок в Ромашке» Городок в Ромашке. Игрушки в каждом «кармашке»: И конструктор, и солдаты, Пирамидка и свистки, Кукла-дама в яркой шляпе, Мебель дивной красоты!


По желанию детей в группу приехал «Паровозик» из «Ромашкова». Это игровое оборудование создано по эскизам детей и воспитателей группы совместно с фабрикой детской мебели и включается в дизайн группы. Отвечает современным требованиям, содержит творческие центры и центры развития. Доступны и безопасны для детей. «Паровозик из Ромашкова»


«Интерьер и гендерное воспитание» Выделены специальные игровые зоны для организации ролевых игр – это «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». К сожалению, размеры группы ограничены, не позволяют вместить все задуманное. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов имеет притягательную силу для детей, вызывает желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты.








«Лаборатория Почемучки» Почему летают в небе птицы? Где у заек солнечных ночлег? И могло б такое вдруг случиться, Чтобы летом выпал первый снег? На полочке представлены для детского исследования самые разные природные материалы. Микроскоп, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это чрезвычайно интересует детей.








«Сенсомоторный сказочный домик - Теремок» На стене – сказочное панно «Теремок». Это авторская разработка воспитателей группы, сделана руками педагогов. Оно может служить афишей к новому представлению, иллюстрацией к сказке, а также способствовать развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия.











Групповые комнаты оформлены звуковым дизайном: записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.










Интерьер помещения все время обновляется. В преддверии Нового года в нашей группе появилась зеленая красавица трехметровой высоты. В украшении елки были использованы шары с атласными лентами, оригинальные современные акриловые игрушки и бусы в едином цветовом решении: синем, розовом, золотом. Мы рады, что вы уделили внимание и рассмотрели наш проект. Считаем свою работу очень продуктивной и перспективной для дальнейшего развития. Группа «Ромашки» приглашает Вас в гости!



Поделиться