Удовлетворение трудом является целью. Удовлетворенность трудом: методики исследования показателей

Как правильно оформить большой и сложный документ? Где взять пример пояснительной записки к проекту курсовой или выпускной квалификационной работы? Такой вопрос интересует каждого студента. Аналогичные проблемы - у множества других людей - бухгалтеров, налогоплательщиков и так далее.

Что это такое

Пояснительной запиской именуют документ, предоставляющий общую информацию по теме исследовательского проекта или какой-либо документации (налоговой, бухгалтерской и проч.). Ее содержание должно соответствовать тому документу, к которому она приложена.

Существует ли пояснительная записка-образец к проекту дипломной работы студента? Есть общие правила написания такого рода текстов. Составляются они в печатном виде на бумажных листах формата А4. Если страниц больше, чем одна, их переплетают в прозрачную обложку и обязательно нумеруют, начиная с титульного листа. Причем на первой странице номер не ставится.

Номера располагаются в нижнем поле всех остальных страниц по центру. По теме содержания пояснительной записки существуют лишь общие нормативные требования.

Какую информацию несет пояснительная записка к проекту

Часть включаемых в нее сведений имеет обязательный характер, другие - лишь рекомендательный. Ее текстовое содержание, как правило, четко структурировано и состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и перечней.

Стиль изложения данного документа непременно должен быть официально-деловым, информация - четкой, ясной, допускающей лишь однозначное толкование. Все аббревиатуры и используемые термины не должны отклоняться от установленных стандартов.

Часто пояснительная записка к проекту имеет приложения в виде разнообразных схем, таблиц, графиков или чертежей. Кроме того, в приложении могут находиться подробные описания методик расчетов и списки дополнительных источников информации.

Соблюдаем правила

Любому, кем оформляется пояснительная записка к дипломному проекту (если речь идет о техническом вузе), следует поинтересоваться нормами ГОСТа. Помимо того, в каждом учебном учреждении чаще всего имеются собственные разработки и методические рекомендации по оформлению дипломных и курсовых работ и пояснительных записок к ним. Подобную справочную литературу студенты и учащиеся имеют возможность получить в библиотеках своих образовательных учреждений.

В самом общем виде стандартная пояснительная записка к проекту состоит из титульного листа с основными данными об исполнителе и выполненной работе, полученного от научного руководителя задания, аннотации, содержащей краткое изложение всех разделов, постраничного оглавления, введения с кратким обзором рассматриваемой темы, основной части, заключения (непременно с выводами), списка использованных в работе источников, а также упомянутого выше приложения с чертежами, графиками и таблицами.

Существуют и похожие документы другого рода, например, пояснительные записки в налоговую службу или же к бухгалтерскому балансу. Они имеют свои особенности и составляются по заранее разработанной форме. В данной статье мы не будем рассматривать такой вид пояснительных записок, а также аналогичную документацию, составляемую к строительному проекту. Вернемся к нашим студенческим работам.

Структура документа

Давайте рассмотрим, выполнение каких требований предполагает пояснительная записка к курсовому проекту (диплому) учащегося или студента. Начнем с титульного листа. В его верхней части обязательно должно быть приведено наименование учебного заведения (по центру), сформулированная тема работы с указанием учебных предметов. А ниже - фамилия и прочие данные студента, учащегося, а также информация о руководителе. Внизу в центре страницы указывается год написания работы и наименование населенного пункта, где она выполнена.

Следующий раздел - оглавление. Оно содержит не менее четырех главных частей. Это введение, основная часть, заключение, а также список литературы, которая использовалась для работы над проектом. Если подразумевается наличие приложений, указания на них должны содержаться в оглавлении.

Что написать во введении? Типичное содержание данного раздела состоит в обосновании актуальности обозначенной темы, причиной которой, как правило, оказывается недостаточное количество научных разработок в исследуемой области, сложность изучения, теоретическая и практическая ценность материала.

Важность темы проекта следует обязательно подчеркнуть либо с научной, либо с практической точки зрения. Целью работы, обозначенной во введении, обычно указывается одно и то же - решить общую задачу проекта с перечислением ведущих к этому локальных задач. Введение редко превышает одну страницу.

Тело документа

В основной части содержится тот материал, который выбран студентом или учащимся для решения основной проблемы проекта. Информация обычно разделяется на параграфы и может иметь объем от 5 и более страниц.

Важно, чтобы содержимое основной части состояло не только из анализа собранных сведений, но и включало комментарии студентов, выражающих свое мнение по теме. Примерным содержанием основной части может стать освещение истории поднимаемого вопроса, непосредственное описание проблемы или гипотезы, достаточно подробная информация о путях решения или методах исследования с приведением результатов итогов работы.

В заключительной части студент или учащийся должен сформулировать собственные выводы на базе выявленных и рассмотренных в основной части фактов и подчеркнуть достижение поставленных целей. Заключение, как правило, не занимает более одной страницы текста. Пояснительная записка к проекту оканчивается литературы, который составляется по формальному шаблону.

В алфавитной последовательности перечисляются энциклопедии, книги, учебники, газеты, журналы, а также адреса интернет-страниц с указанием автора или группы таковых, названием, годом и местом издания источника, количеством страниц. Упомянутых в списке ресурсов должно быть не менее шести.

Как может выглядеть проект

Защищаемый проект может быть представлен в электронном виде как презентация Power Point, текст в формате Word, видеоролик, локальная версия сайта или ссылки на него и т. д. Кроме того, проект может быть загружен на портал либо записан на оптический диск с приложением выходных данных (допустим, в виде титульного слайда).

Пояснительная записка-образец к проекту в ее классическом варианте выполняется на бумаге и подшивается в скоросшиватель (предварительно она распечатывается, проверяется и подписывается руководителем). Печать выполняется на листах формата А4, к оформлению предъявляются содержащиеся в ГОСТе требования.

В частности, шрифт берется Times New Roman с размером 14, выравниванием по ширине, отступом 1,25 см. Основные заголовки должны быть оформлены в стиле "Заголовок 1". Внутри главной части используются заголовки уровней 2 и 3. Каждый раздел располагается на новой странице.

Если имеются слайды с иллюстрационным материалом, текст должен содержать ссылки на них. В приложении помещаются графики, таблицы и диаграммы. Возможно оформление (если это издательский продукт или т. п.) в бумажном виде - как план, чертеж или стендовый доклад. По требованию руководителя в подобном формате может быть представлен любой вспомогательный графический материал.

Сама тема проекта формулируется грамотно в стилистическом отношении. Название темы не должно содержать ненаучных терминов, слишком упрощенных формулировок или, напротив, лишней наукообразности.

Пояснительная записка к проекту по технологии

Допустим, нам с вами предстоит защищать работу творческой направленности. Приведем пример пояснительной записки к проекту по технологии. В такой работе учащийся демонстрирует навык использования теоретической информации, для чего подбирает материал с обоснованием выбора тематики, содержанием исторических сведений, установленных нормативов расходов требующихся материалов и прочей нужной информации.

Сама работа состоит из готового изделия и сопроводительного документа с расчетными данными. Пояснительная записка к творческому проекту должна быть аккуратно оформлена на бумаге формата А4 (заполняется лишь одна сторона листа). Слева оставляются поля: 3 см сверху и снизу - 2 см, справа - 1,5 см. Титульный лист оформляется согласно вышеприведенным правилам.

Основное содержимое делится на разделы и подразделы, каждый из них начинается на новом листе. Все подразделы содержат обоснование выбора вариантов исполнения и обязательные меры по технике безопасности. Рекомендуется заполнять страницу полностью. В заголовках слова не переносятся. В случае длинного заголовка они разделяются.

Оформляем текстовую часть

Текст располагается ниже заголовка на 3 или 4 интервала. Не допускается размещать заголовок либо подзаголовок внизу страницы, а текст на следующей. Небольшие опечатки допустимо исправлять с помощью белой краски или подчистки. Все листы, из которых состоит пояснительная записка к проекту по технологии, должны быть пронумерованы с указанием в содержании номеров листов, на которых начинаются подразделы. Заключительный лист с перечнем используемой литературы печатается отдельно, нумеруется наряду с остальными и включается в содержание.

Творческий проект, как правило, содержит иллюстрации в виде диаграмм, фотографий, рисунков и т. п. Их можно располагать в тексте или же каждый на отдельном листе. В первом случае изображение следует поместить как можно ближе к отрывку, который он иллюстрирует.

Удобнее всего расположить графические файлы в конце соответствующего текста или как приложение (отдельно после всей текстовой части). Нумерация во всех случаях должна иметь место.

Мелочей не бывает!

Общий стиль пояснительной записки должен выдерживаться в строгом цвете с использованием черно-белой графики. Допускается выделять другим цветом отдельные компоненты при их сравнении. Приложения, на которые даются ссылки, в тексте нумеруются. Например, "Приложение 1".

Цель проекта, обозначенная во введении, должна быть сформулирована четко, лаконично, доступным языком, в идеале - одной фразой. Ниже возможно пояснение в виде разложения на ряд последовательных задач. Перечисляются условия, при которых цель может быть достигнута с указанием всех возможных участников процесса.

Не следует забывать при составлении введения охарактеризовывать все основные официальные и литературные источники информации. И, как уже было упомянуто, важно не забыть подчеркнуть актуальность данного проекта. Все содержащиеся в основной части варианты решения должны быть оценены, выбор одного из них - логически обоснован. Необходимо включить в работу полный список применяемого оборудования с указанием норм техники безопасности при его эксплуатации.

Технологическая часть проекта должна содержать последовательность и при необходимости графическое изображение каждого этапа обработки изделия. Чертежи формата A4 выполняются согласно государственным стандартам. Ниже проект должен содержать необходимую оценку с экономической и экологической точек зрения. А также расчет себестоимости изготавливаемого изделия.

Данный расчет содержит в себе предполагаемую цену изделия и планируемую прибыль с учетом расхода материалов, трудозатрат, энергетических ресурсов. Экологическое обоснование должно содержать варианты использования полученных в ходе работы отходов, отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.

К творческому проекту обычно прилагается рекламный проспект. Он может состоять из товарного знака производителя и краткой презентации изделия, состоящей из нескольких рекламных фраз. В качестве товарного знака принимается эмблема из комбинации рисунков, слов или отдельных букв, например, инициалов. Названием изделия может быть его назначение или произвольное понятие. Описание необходимо сделать как можно более кратким (в пределах 20-30 слов), рекламный слоган следует придумать ярким, привлекательным и подчеркивающим основное назначение предмета.

Все документы, связанные с налоговой инспекцией, требуется заполнять с особой внимательностью, поскольку даже небольшие ошибки могут повлечь необходимость составления так называемой пояснительной записки, образец которой и пошаговые инструкции по заполнению приводятся далее.

Когда и как необходимо предоставить записку

Список всех ситуаций, при которых организация обязана предоставить пояснительную записку по требованию местной налоговой инспекции, определен законодательно:

  1. Если в отчетной декларации есть ошибки или определенные внутренние противоречия, несоответствия между разными данными. В этом случае нужно не только исправить эти некорректные сведения, но и также описать причину несоответствий – все это делается в пояснительной записке свободного образца.
  2. Если в декларации сумма налога оказалась меньшей по сравнению с отчетной документацией, которая была предоставлена в налоговую изначально. Опять же налоговые инспекторы, скорее всего, потребуют не только привести сведения в полное соответствие, но и объяснений их происхождения.
  3. Если в декларации представлен налог на прибыль с убытком – тогда нужно подробно описать, почему возник этот убыток.

Следует иметь в виду, что на исправление всех некорректных сведений главному бухгалтеру или другому уполномоченному лицу дается не более 5 рабочих дней. Течение этого срока начинается с рабочего дня, который следует за днем получения документа.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Документ, который получен от налоговой с требованием исправить некорректную информацию и предоставить пояснительную записку, может быть заверен печатью, но может и оставаться без печати. Такое право всегда оставляет за собой ФНС.

Также следует иметь в виду, что в некоторых случаях компания обязана отреагировать на получение этого письма с требованием предоставления пояснительной записки. Нужно просто подтвердить факт доставки документа, передав квитанцию о приеме тем же способом (по почте или через электронную систему). Нужно иметь в виду, что уведомление о получении следует выслать не позднее 6 рабочих дней. Течение этого срока начинается со дня отправки пояснительной записки по требованию налоговой.

Если же уведомления о получении не поступило, налоговая инспекция может заблокировать счет фирмы. Чтобы произвести разблокировку, необходимо передать инспекторам:

  • квитанцию о приеме документа;
  • пояснительную записку – по почте, через электронную систему или в ходе личной явки представителя компании.

Тогда блокировка счета снимается не позднее следующего рабочего дня (обычно в тот же день).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Следует разделять случаи, когда в декларации содержатся явные ошибки (по невнимательности) или просто несоответствия. Если есть некорректная информация, то направлять нужно не пояснительную записку, а полностью исправленную декларацию.

Способов отправки пояснительной записки вне зависимости от причин требований налоговой инспекции две:

  1. Можно принести самостоятельно в канцелярию ведомства – представитель компании, уполномоченный на подобные действия, приходит лично.
  2. Также можно отправить документ и по почте, при этом письмо следует сопроводить описью вложения всех документов с указанием их количества и вида (оригинал или копия). Отправлять нужно только заказным письмом.

Лучше всегда оставлять копию пояснительной записки при себе. Она может понадобиться, если по каким-либо причинам письмо не дойдет в налоговую или она затребует прислать его еще раз.

В общем виде этот документ предваряется словами:

Образец пояснительной записки 2019

Установленной формы пояснительной записки не существует, поэтому организация может придерживаться собственного образца, взяв за пример некоторые из ниже приведенных вариантов.

Пояснение по убыткам

Это один из самых распространенных случаев. Пояснения могут понадобиться не во всех ситуациях. К тому же ИП не обязаны составлять пояснительную записку – это обязанность только юридических лиц. На практике сложилась ситуация, что налоговые службы не интересуются убытками компаний, которые зарегистрированы в течение первых 2-3 лет, поскольку такие ситуации в большинстве случаев экономически обоснованы. Однако если убытки наблюдаются более этого срока в течение 2 лет подряд, налоговая, скорее всего, заинтересуется причинами подобного явления.

Пояснения требуются в основном в таких ситуациях:

  1. Убытки имеют существенный размер.
  2. Убытки наблюдаются в течение нескольких отчетных периодов подряд.

Для компании основной риск состоит в том, что инспекторы могут начать подозревать ее в намеренном сокрытии доходов и соответственно, в уклонении от платы обязательных налогов.

Поэтому нужно понимать, что предоставление корректных обоснований в пояснительной записке по требованию налоговой – это, прежде всего, в интересах самой фирмы.

Примерный образец должен содержать следующие разделы:

  1. Шапка, где указывается полное название организации, ее адрес, реквизиты и контакты ответственного лица (почти всегда это главный бухгалтер).
  2. Далее следует слово «ПОЯСНЕНИЯ» или «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА».
  3. Затем нужно указать вид основной деятельности организации и описать фактическую ситуацию – т.е. продублировать ту часть, которая вызвала замечания у налоговых инспекторов (указывается выручка, расходы всех видов – прямые, косвенные и др.).
  4. Затем приводится описание причин этих убытков и указание общей суммы убытка за рассматриваемый отчетный период. Это очень важный пункт, поскольку именно здесь содержится разъяснение причин. К ним, как правило, относятся:
  • рост издержек на оплату аренды или оплату труда;
  • разницы в валютных курсах, периодические колебания;
  • сезонное или иное снижение спроса, которое повлекло неизбежное снижение цены;
  • разрыв экономических связей с поставщиками по разным причинам, в результате чего закупать товары и сырье пришлось по более высоким ценам;
  • нестабильная экономическая ситуация по отрасли, в которой работает компания;
  • форс-мажоры, которые невозможно было предвидеть и рассчитать изначально.
  1. Далее перечисляется список всех приложений, которые обосновывают описанные причины.
  2. Наконец, ставится подпись генерального директора, расшифровка, печать и дата составления пояснительной записки.

Исходить можно из такого образца.

В случае расхождений по столь важному налогу, как НДС, налоговая обязательно затребует пояснений. В данном случае образец пояснительной записки также произвольный, а сведения из книги покупок заполняют в виде таблицы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Ведомство принимает пояснения по НДС только в электронном виде – явка сотрудника в данном случае не понадобится.

За основу можно взять такой образец.

Обычно в таких случаях обоснование производится в связи с приобретением определенных товаров с целью их дальнейшей перепродажи. В качестве доказательных документов приводятся дополнительные соглашения, которые были заключены с контрагентами, например, о том, что будет увеличена площадь арендуемого помещения, из-за чего и сумма НДС увеличивается по сравнению с предыдущим отчетным периодом. К записке также прикладывают копии соответствующих счетов-фактур.

Пояснения при наличии вычета и отсутствии начислений

Суть этой ситуации в том, что инспекторы всегда интересуются, почему в декларации имеется вычет, но соответствующий НДС у поставщика не был учтен и начислен. Как показывает практика, главная причина состоит в том, что представители поставщика не произвели эту операцию. И хотя по факту виновата его бухгалтерия, сама компания тоже рискует.

Еще одна возможная причина в том, что поставщик является только посредником, потому что в данном случае хотя и происходит выставление счетов-фактур, но сам НДС не начисляется. Вне зависимости от конкретной причины, изначально следует обратиться за разъяснениями именно к поставщику . Нужно попросить прислать документальные подтверждения того, что он является исключительно посредником. Копия соответствующего письма направляется в налоговую как основное доказательство.

Пояснения при разных вычете и начислениях

Суть этого случая в том, что вычет согласно счету-фактуре оказывается больше, чем НДС, который был начислен по данным поставщика. Самая вероятная причина – техническая ошибка или невнимательность. В пояснительной части нужно указать, что книга покупок заполнена корректно. Пояснения можно привести в свободной форме.

Пояснения в случае, если выручка меньше, чем начисления

Если в декларации указана меньшая сумма выручки по сравнению с реально зачисленными суммами на банковский депозит, это тоже основание для запроса пояснений. Основная причина в данном случае связана с ошибкой стороны покупателя. Контрагент может указать, например, что оплатил аванс, но на самом деле направляет средства за полученные товары. Соответственно, в пояснительной части нужно указать, что фирма корректно учла и выручку, и все зачисленные авансы. Также можно сослаться на то, что как выручка, так и авансовые платежи не всегда совпадают с суммами, представленными в выписках из банка.

Расхождения по выплаченной зарплате

В данном случае представители налоговой могут сделать замечания относительно того, что налог на доходы исчислен в размере, не соответствующим зарплате. И еще один распространенный случай – когда работник получает зарплату ниже официального МРОТ. Исходить нужно из следующих документов:

  • принятое штатное расписание;
  • трудовой договор, в котором всегда указывается, работает сотрудник на полную занятость или по совместительству;
  • приказ о приеме этого сотрудника на работу, в котором также есть подобные сведения.

Некорректно начисленный НДФЛ

Это довольно редкие ситуации, поскольку начисление НДФЛ – стандартная процедура. Поэтому основная причина – невнимательность или техническая ошибка. В итоге нужно исправлять декларацию. Если же это сделать невозможно, то по требованию налоговой инспекции следует предоставить пояснительную записку любого образца. Например, иногда причина может быть связана с тем, что методика расчета на разных этапах применялась неодинаковая – тогда нужно подробно расписать эту методику и привести пример.

Пояснения в связи с расхождениями в отчетных документах

Могут быть и такие случаи, когда в разных декларациях наблюдаются нестыковки. В основном это происходит потому, что база по налогам в каждом случае определяется в соответствии со своими особенностями. Еще одна распространенная причина – разные правила налогового учета для конкретных ситуаций, поэтому обосновать подобные «расхождения» несложно.

По налоговой нагрузке

Если по мнению инспекторов компания имеет слишком низкую налоговую нагрузку, они почти всегда заинтересуются подобными случаями. Возможная причина – неточности, ошибки, из-за которых произошло уменьшение налоговой базы. Другой распространенный вариант – нагрузка снижается в связи с повышением издержек, уменьшением доходов на фоне форс-мажорных, непредвиденных обстоятельств, курсовой разницы, потерей поставщиков и многих других причин. За основу пояснения можно взять такой образец.

В рамках современной психологической науки общепринятой и общепризнанной считается двухфакторная "мотивационно-гигиеническая" теория удовлетворенности трудом Ф. Герцберга. К мотивационным критериям относятся собственно содержательные характеристики трудовой деятельности, успехи и достижения личности или группы в труде, перспективы квалификационно-профессионального, в том числе и карьерного, роста, признание со стороны социального окружения, в особенности, показатели престижного и "имиджевого" характера. К гигиеническим критериям относят эргономические условия труда, стиль руководства, уровень материального вознаграждения, а также характер межличностных отношений в трудовом коллективе.

Стоит особо заметить, что удовлетворенность трудом, как правило, повышается при оптимизации "мотивационных" факторов. В случае же "гигиенических" показателей зачастую снижается неудовлетворенность работой, но далеко не всегда изменяется показатель удовлетворенности трудом. При этом понятно, что жесткое деление факторов, влияющих на степень удовлетворенности трудом, на "мотивационные" и "гигиенические" является достаточно условным, потому что иногда именно "гигиенические" факторы выступают в качестве мотивационно определяющих активность как отдельной личности, так и группы в целом .

Помимо этого, следует особо отметить тот факт, что в группах разного уровня социально-психологического развития "удельный вес" различных факторов удовлетворенности трудом также различен. Так, к примеру, в группах с высоким уровнем развития "мотивационная" составляющая и такой показатель, как "система взаимоотношений", в теории Ф. Герцберга находящиеся в перечне "гигиенических" факторов, как правило, имеют определяющее значение для позитивного субъективного видения и оценки своей трудовой деятельности, в то время как для групп с низким уровнем развития определяющими часто становятся такие показатели, как заработная плата и эргономические условия труда.

Удовлетворенность трудом, согласно многочисленным исследованиям, выступает серьезной составляющей социально-психологического климата в коллективе, будучи одновременно и базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между сотрудниками. Что касается эффективности деятельности, то для адекватной оценки этого важного параметра социальной активности индивида и группы учет такого субъективного фактора, как удовлетворенность трудом, считается необходимым условием.

В процессе изучения теории Ф. Герцберга организационные психологи Дж. Хэкман и Дж. Олдхэм выявили пять базовых факторов, необходимых, по их мнению, для того, чтобы работа воспринималась сотрудниками компании как содержательная, интересная и приносила удовлетворение. К таким факторам они отнесли :

  • 1. разнообразие умений: более содержательными являются работы, требующие большого количества различных умений.
  • 2. идентичность задания: работы, составляющие единое целое, являются более содержательными, чем работы, которые являются лишь некоторой частью всей работы.
  • 3. важность задания: работы, имеющие большое значение для других людей, являются более содержательными, чем маловажные работы.
  • 4. автономия: работы, выполняя которые сотрудник может проявлять независимость, пользоваться свободой и принимать решения, касающиеся выполнения работы, являются более содержательными, чем работы, не дающие таких возможностей.
  • 5. обратная связь, касающаяся работы: работы, включающие обратную связь, касающуяся того, как сотрудник выполняет свою работу, являются более содержательными, чем работы без обратной связи

И всё-таки результаты пятнадцатилетних исследований Ф. Герцберга и его коллег не позволяют провести четкую границу между гигиеническими и мотивирующими факторами. Подобная частичная верификация характерна для всех диспозиционных теорий мотивации труда. К этой группе подходов, описывающих структуру трудовой мотивации и условия удовлетворенности трудом, обычно относят иерархическую модель потребностей А. Маслоу, ERG-теорию С. Алдерфера и теорию потребностей в достижениях Д. Мак-Клелланда.

Теория С. Алдерфера представляет собой модификацию иерархической модели А. Маслоу. Исходным положением этой теории является гипотеза о существовании трех групп потребностей, которые перечисляются в порядке от наиболее конкретных к наименее конкретным. Это потребности в существовании (existence - E), отношениях с другими людьми (relatedness - R) и росте (growth - G). Согласно теории ERG, если усилия, направленные на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно приводят к фрустрации, то человек может регрессировать к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности. Работник, не способный в рамках своей трудовой деятельности удовлетворить потребности в личностном росте, может остановиться на том, что будет выполнять свою работу лишь по необходимости, чтобы не потерять место и удовлетворять потребность в общении, то есть потребности более низкого уровня. Основное отличие этого подхода от иерархической модели А. Маслоу - это отказ от жесткого ранжирования потребностей. При этом понятно, что уровень удовлетворенности трудом в рамках теории С. Алдерфера напрямую обусловлен широтой спектра потребностей, реализующихся в рамках трудовой деятельности .

Следует отметить, что ERG-теория, как и остальные диспозиционные теории мотивации, не получила исчерпывающего эмпирического подтверждения. Однако общим достоинством данных подходов является их простота и высокая степень адаптивности к решению практических задач в конкретных условиях того или иного предприятия.

Если все диспозиционные теории в той или иной степени исходят из наличия у работника определенных потребностей, являющихся в классической трактовке А. Маслоу врожденными, могут быть достаточно абстрактными, иррациональными и не всегда осознанными, то когнитивные теории мотивации труда исходят из положения, что мотивация - это всегда сознательный выбор, сделанный на основе сложного процесса принятия решений, в ходе которого сравниваются варианты, взвешиваются затраты и выгоды и оценивается вероятность достижения желаемых результатов.

Именно поэтому удовлетворенность трудом в рамках когнитивных подходов в итоге зависит от соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида. Однако каждый из таких подходов имеет свои нюансы.

Теория общих ожиданий была разработана в конце 60-х годов прошлого века на базе исследований большой группы организационных психологов, таких как В. Врум, Дж. Кэмпбелл, Л. Портер, И. Лоулер и др. Эта теория исходит из положения, что существуют четыре группы взаимосвязанных переменных, совокупность которых опосредствует ожидания индивида, уровень его трудовой активности, а в итоге результаты трудовой деятельности и степень удовлетворенности ею. К таким переменным они относят: ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий, ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы, инструментальность и ценность .

Ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий отражает веру в то, что усилия могут привести к достижению желаемого уровня выполнения работы. Эта вероятность достаточно сильно зависит от оценки человеком собственных знаний и умений, касающихся работы, от ожиданий других людей, а также от поддержки со стороны коллег и благоприятного влияния условий труда и других средовых переменных.

Ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы. Это понятие, сходное с предыдущим, отражает веру в то, что за выполнением работы последуют определенные прямые результаты (или результаты первого уровня) - от продвижения по службе, увеличения зарплаты и чувства достижения до признания, увеличения продолжительности рабочего дня и увеличения объема работы.

Инструментальностью считается полезность определенного поведения или результата с точки зрения достижения какой-либо другой значимой цели; эта переменная отражает веру в то, что между поведением и достижением этой цели существует связь. Понятие инструментальности особенно релевантно для трудовых результатов второго уровня - это желательные последствия, не вытекающие непосредственно из трудовой деятельности, но возможные за счет прямых результатов (первого уровня) трудового поведения.

Ценность. Результатам первого и второго уровней приписывается определенная ценность (или валентность) - это переменная, которая отражает степень привлекательности результатов для человека. Увеличение заработной платы (результат первого уровня), вытекающее из повышения в должности, может иметь высокую положительную ценность, так как оно инструментально для достижения положительно оцениваемых сотрудником результатов второго уровня, к примеру, более высокого жизненного уровня.

Хотя теория общих ожиданий и строится на совершенно других методологических посылках, чем диспозиционные теории, нетрудно заметить определенные параллели, в особенности, двухуровневую структуру ожидаемых результатов деятельности, очевидно связанных с иерархией человеческих потребностей. В целом данный подход является довольно сложным, что значительно затрудняет его практическое использование. Более того, как отмечает Л. Джуэлл, хотя многие гипотезы, имеющие в своей основе теорию общих ожиданий, подтверждаются различными исследованиями, доказательств правильности этой модели в целом не получено .

Гораздо более удобной в практическом использовании при оценке степени удовлетворенности трудом является теория справедливости Дж. Адамса. В соответствии с этой концепцией, люди соотносят то, что они получают в своей рабочей ситуации (свои результаты), и затраченные на это усилия (свои вложения) с результатами и вложениями других людей. К результатам относятся заработная плата, статус и должностной уровень. Наиболее значимыми вложениями являются умения, опыт, знания, стаж работы и образование. Согласно теории справедливости, удовлетворенность трудом будет высокой, если индивидуальное соотношение результат/усилия будет равно или немного выше среднего значения для данного вида деятельности. Вполне очевидно, что удовлетворенность резко снижается, если это соотношение ниже среднего - такая ситуация воспринимается как явная несправедливость. Однако, согласно ряду исследований, удовлетворенность трудом часто падает и в тех случаях, когда данное соотношение значительно выше среднего. Многие работники в подобных ситуациях испытывают чувство вины и стремятся избавиться от него за счет увеличения своего вклада в трудовую деятельность, исправляя тем самым выявленную несправедливость.

Основным недостатком теории справедливости считается то, что в ее рамках существенно ограничен, а иногда и попросту невозможен учет таких факторов, обуславливающих удовлетворенность трудом, как система межличностных отношений, статусно-ролевая позиция личности в неформальной групповой структуре и т.д.

Удовлетворенность работой оказывает очень сильное воздействие на чувства человека по отношению к работе. Степень удовлетворенности работой находится в зависимости от множества факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Однако при большом разнообразии факторов и различной направленности их влияния на сотрудника можно выделить восемь характеристик работы, от которых довольно устойчиво зависит степень удовлетворенности работой :

  • - содержание и характер работы;
  • - объем выполняемой работы;
  • - сослуживцы;
  • - состояние рабочего места и его окружения (освещенность, шум, температура воздуха, комфортность и пр.);
  • - оплата труда (все формы компенсации);
  • - руководство (стиль руководства, начальство, участие в управлении);
  • - возможности продвижения по работе;
  • - распорядок, правила поведения и др.

Перечисленные характеристики носят достаточно общий характер. Применительно к каждой отдельной реальной работе они могут уточняться или дополняться в соответствии с характером деятельности компании, особенностями трудового коллектива и пр.

Практика также показывает, что приоритетность этих характеристик может значительно отличаться как у отдельных членов внутри предприятия, так и в различных компаниях. И наконец, во времени в связи со стабильной удовлетворенностью отдельными характеристиками работы влияние на удовлетворенность работой могут начать оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Поэтому для успешного управления и создания положительного расположения в отношении предприятия следует постоянно проводить исследования с целью выяснения степени удовлетворенности сотрудников своей работой.

Как определить степень удовлетворенности трудом, какие факторы оказывают влияние на удовлетворенности трудом, каким образом это сказывается на производительности – об этом в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Что такое удовлетворенность трудом

Удовлетворенность трудом – это позитивное эмоциональное состояние, которое возникает у работника в результате оценки его деятельности. Двумя сторонами объективного процесса служит мотивация и удовлетворенность. При этом мотивация относится к объяснению обоснованности всего поведения на производстве. А чувство удовлетворенности появляется в результате восприятия в процессе самой работы.

Скачайте документы по теме:

Правильно применяемые методы удовлетворенности трудом способствуют:

Работники быстро овладевают соответствующими навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, охотно идут на контакт и сотрудничество, часто помогают сослуживцам и клиентам при возникновении сложных вопросов.

Удовлетворенность трудом считается эмоциональной реакцией персонала на рабочую ситуацию, что основано на принципах: «нравится», «не нравится», «люблю», «не люблю». Это может рассматриваться в качестве единой установки или применяться к разнообразным составляющим всего рабочего процесса.

Оценка удовлетворенностью трудом дает свободу в форме индивидуальной интерпретации. Одни работники удовлетворены своей деятельностью с учетом оплаты, другие – непосредственным характером самой работы, третьи – социальным климатом в коллективе. При рассмотрении вопросов достаточно сложно ориентироваться на одни показатели. Сложная структура вызывает определенные сомнения в однозначности трактовки определения.

Прямые вопросы об удовлетворенности работников трудом не несут конкретную информацию, так как не могут быть интерпретированы однозначно. Соответственно, по мнению большинства психологов и исследователей, задавать такие вопросы конкретному работнику бессмысленно.

Показатели удовлетворенности трудом основаны на пяти параметрах работы:

Работе как таковой

Если предоставляют интересные задания, возможность познавать новое, испытывать «чувство ответственности» за соответствующее порученное дело

Вознаграждении

Если устраивает оплата и предоставляемые дополнительные льготы, которыми поощряют работника

Продвижению по службе

Предоставляется возможность карьерного роста

Руководстве

Если руководитель оказывает техническую и моральную поддержку своим работникам

Коллегах

Коллеги обладают высокой степенью компетентности и соответствующим уровнем социальной поддержки

Методики удовлетворенности трудом на примерах

Высокая удовлетворенность трудом – драйвер выдающихся результатов. На этом принципе многие компании построили свою модель успеха. Сейчас многие менеджеры приходят к мысли, что высокий уровень лояльности персонала является одним из драйверов выдающихся результатов. Но крайне важно, чтобы этот показатель базировался на превалирующих . Ведь само по себе довольство всем не есть вовлеченность и не всегда ее предполагает.

Довольство, основанное на стабильности, размере заработной платы и социальных льготах, конечно, минимизирует отток персонала, но не мотивирует людей работать лучше и больше, не побуждает стремиться делать все, чтобы добиться максимальных результатов. То есть персонал может быть довольным и лояльным, но при этом инертным. В таком случае это достаточно сомнительный актив для компании. Достигнет бизнес максимального результата или нет, зависит именно от вовлеченности персонала.

Поэтому очень важно, чтобы уровень довольства был основан на таких факторах, как понимание целей и задач компании, осознание собственного вклада в общий результат, признание и оценка деятельности сотрудников, способность видеть собственное в компании.

Удовлетворенность – это признак того, что сотрудники работают хорошо, а не ленятся, а это главное условие, без которого невозможно добиться, чтобы сотрудники трудились с высокой отдачей, достигали существенных результатов.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Какие применяются методы исследования удовлетворенности трудом

Исследования удовлетворенности трудом основано на элементах оценки:

  • объема выполняемых работ;
  • уровня напряженности трудовой деятельности;
  • организации и содержании;
  • санитарно-гигиенических условиях;
  • режиме рабочего времени и труда;
  • размерах заработка;
  • порядка распределения премий;
  • взаимоотношений с руководством;
  • взаимоотношений с коллегами;
  • возможности квалификационного роста;
  • получения дополнительных льгот;
  • общей объективности оценки трудовой деятельности.

При исследовании удовлетворенности трудом персонала рационально учитывать, что определенным людям присущи черты, предрасполагающие к удовлетворенности, другим – к неудовлетворенности работой. Это не зависит от фактической ситуации на самом производстве. Некоторых устраивают все рабочие ситуации, других – ни одна их них. Позитивная реакция – это позитивная аффективность. Негативная – негативная аффективность. Положительная корреляция ведет к удовлетворенности трудом, негативная всегда остается негативной.

Исследование факторов удовлетворенности трудом продиктовано определением связей между степенью удовлетворенности и производительностью труда. Довольный персонал всегда будет демонстрировать высокую производительность – эта гипотеза не нашла эмпирического подтверждения.

По данным проведенных исследований только в 17-18 случаях их 100 между удовлетворенностью трудом и высокой производительностью обнаружена прямая зависимость. Л. Портер и Э. Лоулер подтвердили, что степень вклада каждого сотрудника повышает полученное вознаграждение, а оно может быть напрямую связано с уровнем .

В организациях рационально периодически проводить исследования уровня довольства сотрудников. Это позволит своевременно предпринять соответствующие действия, которые помогут предотвратить и разрешить дальнейшие проблемы. При организации обратной связи работникам представится возможность выпустить все негативные эмоции.

Наиболее эффективным видом исследования является анонимное анкетирование, позволяющее получить точную и достоверную информацию о степени удовлетворенности трудом и дальнейшего анализа, на основании которого будут проводиться соответствующие изменения .

Стоит учитывать, что степень сензитивности или озабоченности респондентов может быть разной. Если о результатах анкетирования не узнают другие сотрудники, а менеджер не будет видеть данных того, кто отвечал на вопросы, получится наиболее эффективное анкетирование, которое в дальнейшем поможет провести необходимые изменения и улучшения.

Большинство исследователей рекомендуют использовать трехранговую шкалу измерения уровня удовлетворенности. Вопросы разрабатываются с учетом особенностей деятельности организации. Портер рекомендует использовать опросник, состоящий из 15 утверждений. В нем затрагиваются вопросы автономии, уважения, безопасности, потребностей в самоактуализации и социальных потребностях.

Как влияет мотивация труда на удовлетворенность трудом

Мотивация труда и удовлетворенность трудом могут быть связаны, если разработаны оптимальные направления мотивации. Источники удовлетворенности служат важнейшей составляющей и основой трудовой мотивации. Высокий уровень мотивации ведет к повышению трудовой и исполнительской дисциплины. Это способствует повышению производительности труда. Но при этом нельзя сказать, что высокий уровень одного показателя всегда приводит к максимально высоким трудовым результатам.

При анализе стоит учитывать, что неудовлетворенность всегда приводит к негативным последствиям. Происходит снижение трудовой, исполнительской дисциплины, повышается текучесть кадров, увеличивается количество прогулов. Соответственно, если удовлетворенность трудом не всегда способствует повышению производительности , то неудовлетворенность практически всегда приводит к негативным последствиям.

При создании мотивирующей среды следует разработать и внедрить такие методики, которые действительно будут воздействовать на производительность и мотивацию. При системном рассмотрении вопросов повышения удовлетворенности трудом учитывают специфику выполняемой работы, личностные характеристики сотрудников и характеристики ситуации, в которой .

Если работодатель планирует получить максимальный уровень отдачи от всего персонала, стоит позаботиться о создании мотивирующей атмосферы, которая действительно будет устраивать всех сотрудников. Рабочая среда оказывает прямое влияние на мотивацию. А

Удовлетворенность трудом - это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. Различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая - различными его аспектами и элементами производственной ситуации.
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетво-

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 71
ренности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

  1. В результате изучения отношения людей к благополучию в быту,
    социально-экономической системе, социальному климату установлено,
    что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с лич
    ной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлет
    воренность трудом - прежде всего социальная удовлетворенность, важ
    нейший показатель качества жизни индивидов, групп, нации.
  2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производствен
    ную значимость. Она влияет на количественные и качественные резуль
    таты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность
    в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на
    самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом
    самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут положительно
    и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая.
  3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом опре
    деляет некоторые существенные типы управленческого поведения, тру
    довых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится
    к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по
    гуманизации труда и считает их финансирование нерациональным.
    Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, пра
    вовых инстанций или масс (работников). Это происходит из-за недопо
    нимания важности и значимости для производственной сферы такого
    показателя как «удовлетворенность трудом».
  4. Удовлетворительные с точки зрения работника характер и условия
    труда - это важнейший фактор авторитета руководителя.
  5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести
    кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвраще
    нию.
  6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или по
    нижаются требования и притязания работников, в том числе в отноше
    нии вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать кри
    тичность в отношении оплаты труда).
7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием
объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работ
ников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения
администрации с работниками, т. е. различается поведение удовлетво
ренных и неудовлетворенных работников, управление удовлетворенны
ми и неудовлетворенными людьми.
Удовлетворенность трудом иногда рассматривается как интегральная характеристика, суммирующая самооценку удовлетворенности частными аспектами трудовой ситуации. Факторы, влияющие на нее, многообразны: уровень запросов работника к содержанию и условиям труда, объек-

72
тивное состояние последних и адекватность их субъективной оценки, мера собственных усилий субъекта в достижении желаемых условий труда и возможность воздействовать на эти условия. Связь удовлетворенности трудом с результатами труда не всегда прямолинейна. Иногда она бывает даже противоречива. Работник может быть удовлетворен трудом, но иметь низкие эффективность и качество труда. Обычно удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. В рамках предприятия, трудовой организации, фирмы можно выделить следующие показатели (табл. 3.2):
Таблица 3.2 Показатели, характеризующие удовлетворенность трудом

Удовлетворительные Неудовлетворительные
1. Хорошие отношения с коллегами по работе 1. Плохие санитарно-гигиенические условия
2. Удобная сменность, ненормируе-мый рабочий день 2. Неравномерное обеспечение работой
3. Разнообразная работа 3. Физически тяжелая работа
4. Работа требует знаний, смекалки 4. Низкий заработок
5. Хорошая техника безопасности 5. Плохое оборудование
6. Высокий заработок 6. Работа не дает возможности повышать квалификацию
7. Работа не вызывает физическое переутомление 7. Невнимательное отношение администрации
8. Работа дает возможность повышать квалификацию 8. Однообразная работа
9. Равномерное обеспечение работой 9. Неудобная сменность
10. Внимательное отношение администрации 10. Плохая организация труда
11. Популярность и важность продукции, которую выпускает предприятие 11. Не вызывает интереса характер продукции, которую выпускает завод
12. Современное оборудование 12. Работа не заставляет думать
13. Хорошая организация труда 13. Плохая техника безопасности
14. Хорошие санитарно-гигиенические условия 14. Плохие отношения с коллегами по работе

Существует несколько принципов соотношения между общей и частичной удовлетворенностью трудом, которые необходимо учитывать при измерении удовлетворенности трудом:

Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной факто р производства 73

  • общая удовлетворенность возникает в результате значительного пере
    веса сумм положительных или отрицательных факторов друг над дру
    гом;
  • один из положительных или отрицательных факторов оказывается на
    столько значительным, что определяет общую удовлетворенность;
  • возникает относительное равновесие между положительными и отри
    цательными факторами, и общая удовлетворенность оказывается не
    определенной.
Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов. Они формируют оценочное отношение работников к их трудовой деятельности или существенно влияют на нее. Среди них: объективные характеристики трудовой деятельности, субъективные особенности восприятия и переживания (притязания и критичность работника), квалификация и образование работника, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла, информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда, административный режим в организации, поддержание положительной оценки и самооценки, уровень ожидания (наличие или отсутствие, соответствие реальности или несоответствие), официальное и публичное внимание к проблемам труда, общественное мнение и т. д.
Практически все перечисленные факторы управляемые и существуют реальные социальные технологии, позволяющие регулировать удовлетворенность трудом. Отношение к труду и удовлетворенность трудом являются как раз теми показателями, которые позволяют определять уровень и степень адаптации работника к условиям труда в самом широком смысле этого слова.
Понятие «адаптация» происходит от лат. adapto - приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в которой личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные Цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно, исходя из своих целей и задач, предъявляет требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществля-

74
Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

ется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация - двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда, усвоении социальной информации и ее практической реализации, росте всех видов активности, удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Итак, отношение к труду характеризуют определенные качества человека, которые реализуются через проявление его физических и духовных сил. Основными компонентами отношения к труду являются: трудовые мотивы и установки работников, трудовая активность и их внутреннее состояние, вызванное выполняемой работой. Изучение данной проблемы позволило выделить объективные и субъективные факторы, формирующие отношение к труду, удовлетворенность им.
Удовлетворенность трудом рассматривается как состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда. Выделен целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении. Эти значения можно измерить с помощью социологических методов исследования, регулировать и управлять ими.



Поделиться