Как оцифровать негативную фотопленку в домашних условиях. Качественная оцифровка фотопленок

К сведению. Процесс оцифровки фотоплёнки с помощью цифрового фотоаппарата называется пересъёмка.

Суть пересъёмки состоит в том, чтобы сфотографировать плёнку на белом фоне и откорректировать полученное цифровое изображение, использовав специальные программы.

Для такой оцифровки многие модели фототехники сегодня продаются со специальной насадкой на объектив, которая уже имеет белый фон.

Если же в вашем фотоаппарате нет такой насадки, её можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись подручными материалами. Для этого понадобится цилиндр с полостью внутри, который чуть больше диаметра объектива (например, цилиндрическая банка от корма для рыб, чая или другая). К цилиндру нужно с одной стороны прикрепить площадку (кусок плотного картона, пластика), предварительно вырезав на ней отверстие для кадра.

Другой стороной мы надеваем наш цилиндр на объектив фотоаппарата.

Фотоаппарат на штативе с самодельной насадкой необходимо поставить перед источником света. Лучший вариант - это жидкокристаллический монитор компьютера или ноутбука. Белый фон создаётся открытием нового документа в Adobe Photoshop и развёртыванием его на весь экран.

ВАЖНО. Пересъёмку плёнки лучше проводить в полной темноте, выключив все дополнительные источники света, кроме основного - монитора.

Фотоплёнку необходимо установить на некотором расстоянии от монитора (до 15 см), чтобы не пошло волнообразное свечение от экрана, но при этом не ослабла яркость экрана. Далее выключаем свет и переснимаем плёнку на цифровой фотоаппарат.

Оцифровываем плёнку без насадки

Полноценная оцифровка фотоплёнки своими руками возможна и без приобретения специальной насадки на объектив фотоаппарата.

Для этого нам понадобится непосредственно фотоаппарат, штативы и компьютерный монитор. Фотоаппарат мы закрепляем на одном штативе, а на другой - устройство, с помощью которого фиксируем плёнку или слайд. Можно для этого использовать рамки от фотоувеличителей или проекторов.

Если же их нет в наличии, то можно сделать следующую конструкцию.

Берём два стекла от фоторамок, обклеиваем их края белой самоклеящейся лентой для защиты от острых углов и утолщения конструкции. Прикладываем два стекла друг к другу, сверху и снизу их тоже склеиваем лентой. В полученную щель между стёклами просовываем плёнку. Далее ставим эту конструкцию параллельно монитору, можно её закрепить подручными материалами, например, стопками книг с двух сторон, выключаем свет и начинаем снимать.

Полученное изображение обрабатывается с использованием инвертирования (клавиши Ctrl +i), корректирующих слоёв, каналов (синий, зелёный, красный Ctrl+m) и ручной коррекции с помощью Adobe Photoshop или другого графического редактора.

Как видим, этот метод перенесения плёночного изображения в цифровое также довольно доступный и выполнимый в домашних условиях, поэтому, как оцифровать фотоплёнку, решать вам. Сканирование, фотоаппарат или фотолаборатория - выбор остаётся за вами. Главное, чтобы результат оправдал ожидания и доставил удовольствие от полученных и просмотренных снимков.

Этот подсолнух снят фотокамерой Зенит-12СД с объективом Юпитер-9, пленка Velvia-50, проявлена и отсканирована самостоятельно. Это вместо эпиграфа. Чтобы читатель понял стоит ли возиться с оцифровкой пленок или нет.

В настоящее время популярность пленочной фотографии стремится к нулю. Пленки в широкой продаже нет (только специализированные магазины или заказывать через Internet). Цены на пленку растут. Фотолабы прекращают предоставлять услуги по проявке пленок. Приходится или нести пленку в специализированные мастерские. Зато какое это неповторимое чувство, когда после фиксирования и ополоскивания достаешь пленку из фотобочка на свет и смотришь, что там получилось. Но мы немножко отвлеклись 🙂

Хочу представить способ, который я использую для сканирования фотопленок. За основу взял широко используемый метод сканирования — пересъемка на цифровой фотоаппарат. В этом плане я ничего нового не открыл.
Итак, хоть в названии данной статьи и есть слово сканирование, только мы будем не сканировать, а перефотографировать пленочные негативы. Еще раз повторяюсь, что этот метод широко используется в фотокругах. Ибо это самый дешевый и быстрый способ оцифровать фотопленку. И результат оцифровки получается хороший.


Перед тем, как описывать этот метод я хотел бы сделать небольшой экскурс по области оцифровки фотопленок.

Первый способ — планшетные сканеры

Хотя планшетники стоят дешево, но данный вариант сканирования сразу отметается, поскольку он имеет кучу недостатков, от всяких там колец Ньютона, до замыливания картинки внутренними «улучшателями» сканера. Да и на профильных сайтах спецы говорят, что пользоваться этим методом можно лишь для создания аватарок на форумах или по- быстрому сделать грубую оцифровку всей пленки за один раз (нарезал пленку на 6 полосок, разложил на стекло, отсканировал), чтобы оценить какие кадры получились, а какие нет. В своей статье я показываю, какие сканы получаются с планшетника Canon Canonscan 9000f и каким способом можно оцифровать гораздо лучше.
Исключение из правил — есть профессиональные планшетники (используются в типографиях). Стоят очень дорого, заполучить их можно только, кк списанное с баланса оборудование. Весят под 100 кг. Сканируют пленки очень хорошо.

Второй способ- сканирование в фотолабах на слайд-сканерах

Этот способ уже лучше чем планшетник, причем намного лучше. Но здесь нам не подконтрольны многие параметры сканирования (лезет зерно, перевираются цвета, чрезмерный шарпинг). И самое главное — сильно зависит от оператора. Один так сделает, другой по другому. В этом методе уже надо платить. Я, например, платил по 8 рублей за 18 мегабайтный TIFF.

Третий способ — профессиональные пленочные сканеры

Самый правильный и самый дорогой способ оцифровать вашу фотопленку. Перевод изображения с пленки в цифру производится на профессиональном оборудовании, например Nickon Coolscan или Imacon Flextight.

Стоимость скана одного кадра на таком оборудовании колеблется от 60 до 1200 рублей, в зависимости от размера сканируемого материала. На выходе мы получаем идеальную оцифровку с сохранением оригинальной тональности и самых мелких деталей. Такое оборудование можно принять за эталон и полностью доверить ему свою коллекцию фотопленок. Но, опять же, дороговато для оцифровки фотоархива.

Четвертый способ — барабанные сканеры

Для полноты картины на рынке сканирующих устройств для фотопленки следовало бы упомянуть барабанные сканеры. Там пленку прикатывают к цилиндрическому барабану с помощью специального геля (да, да пленку там увлажняют), затем барабан начинает вращаться, а считывающее устройство оцифровывает информацию с пленки. На барабанах сканируется только широкоформатная пленка. Размер файла после сканирования пленки достигает нескольких гигабайт. Цены на данный тип сканирования пленки просто запредельные.

Бесплатная оцифровка

Так что же нам остается делать? Ведь хочется подешевле и получше. Есть такой способ. Давайте его рассмотрим поподробнее.

Как я говорил вначале, нужно всего лишь перефотографировать кадр пленки и перетащить его в фотошоп, а там уж с помощью несложных манипуляций довести его до ума.


Необходимое оборудование

Для пересъемки я использую зеркалку Canon 450D с объективом Юпитер 37А. Старый советский объектив, который дает приемлемое качество, он достаточно резкий и обладает хорошей цветопередачей. К тому же — это телеобъектив с фокусным расстоянием 135мм (это важно, чтобы сохранить резкость по всей площади переснимаемого негатива), а на кропнутой матрице Canon 450D это уже 216мм.

Вместе с объективом я ставлю еще 3 удлинительных кольца, чтобы кадр фотографируемой пленки занимала весь кадр на зеркалке Canon. На объектив обязательно одеваем бленду. Хоть весь процесс и происходит в темноте, но я думаю, бленда все равно необходима. Ведь вся система, которую мы собираем на коленке имеет кучу недостатков, так давайте хотя бы не делать ошибок там, где их можно избежать.

Подсветка

Далее, нам нужно подсветить негатив с обратной стороны. Главное требование к свету — он должен быть равномерным, иначе по негативу полезут цветовые пятна. Где взять в домашних условиях равномерный источник света? Да легко. Например, экран ноутбука. Заливаем экран белым цветом в Paint’е и ставим перед ним негатив. Но ставим не впритык к экрану, а на некотором расстоянии, чтобы на результирующем кадре не полезла LCD структура вашего монитора. Негатив нужно разместить в какой-нибудь рамке, чтобы он был плоский и не скручивался. Я для этих целей использовал коробку из черного пластика от DVD. Вырезал в пластинках окошечки для кадра 24×36 и между пластинок кладу нарезанную пленку. Затем пластинки сжимаем канцелярскими скрепками.

Пересъемка

В принципе, все. Установка готова. Ставим фотоаппарат на штатив (выдержки длинные от 5 до 10 секунд). Выключаем свет в помещении и начинаем переснимать пленку. Снимать нужно обязательно в RAW формате, jpeg даже не рассматривается. Иначе в jpeg’овских 8 битах мы потеряем весь цветовой потенциал, заложенный в пленке, да и динамический диапазон тоже. ISO выставляем в 100. Цветового и светового шума будет предостаточно, поэтому ISO только 100. При съемке диафрагму зажимаем до 8. Хотя, лучше подобрать эту цифру экспериментально. Выдержку определяем по гистограмме. Нам не нужны пересветы и недодержки в экспозиции, все пиксели должны работать на результат, чтобы ничего не пропало в тенях или яркие участки не казались белесыми. Фотоширота у пленки большая, так давайте ее аккуратненько перенесем в цифру. На практике лучше делать несколько кадров с разными выдержками, а затем выбрать из них лучший. Резкость я навожу по Live View. Во первых, потому то объектив мануальный (без автофокуса). Во вторых, потому что ошибка в фокусе на несколько миллиметров сведет на нет все наши старания. И повторю еще раз, выключите все источники освещения, любой блик даже от маленькой лампочки может сказаться на итоговой картинке.

Обработка

После съемки начинается работа в фотошопе. Правда перед этим нужно сконвертировать RAW в TIF. Не забудьте в RAW конвертере отключите все опции по борьбе с шумом, а то ничего не получится. Далее, в фотошопе, открываем нужный TIF.
Появится диалоговое окно с выбором нужного цветового профиля. Выбирайте первый, тот который зашит в самом TIF’е (у меня это — AdobeRGB).


Вот так будет выглядеть переснятый негатив.


Неправда ли ужасно 🙂 Такое ощущение, что здесь цвета совсем нет. Даже не верится, что можно получить нормальную цветную фотографию. Уверяю вас, можно. Мало того, я намеренно расположил рамку с негативом криво, чтобы показать, что любой может справиться с самостоятельной оцифровкой негативов.
Прежде чем идти дальше, давайте все таки выравняем его в фотошопе и уберем черную рамку. Как это делать, наверное все знают.



Черные поля рамки нужно обязательно убирать, иначе они нам сильно помешают при выравнивании цветов. Имеется ввиду не цветов в вазе, а цветовых компонент в изображении 🙂

Инвертирование

  1. Нажать Ctrl+I, что означает (Image/Adjustment/Invert);
  2. Использовать специальный плагин;
  3. Применить пресет к кривым.

На форумах люди спорят о том, какой способ является лучшим. Твердят о том, что преобразование негатива это нелинейный процесс, что просто инвертировать цвета нельзя и так далее. Я пробовал все три способа. И использую простое инвертирование цвета (Ctrl+I). Хотите использовать другие способы, пожалуйста.

Вот так выглядит изображение после инверсии цветов.


Тянем цвета

Далее начинается самая кропотливая работа. Нужно вытянуть цвета и света. Не зря же мы снимали в RAW, теперь давайте вытянем весь потенциал из этого изображения. Уверяю вас, он там есть.
Работаем с инструментом «Кривые». Жмем Ctrl+M, появится диалог. И сразу же жмем кнопку «Авто» или «Auto», в зависимости от того какой у вас фотошоп, русский или английский. Не слушайте никого, что «Auto» для новичков. В нашем случае мы жмем эту кнопку, чтобы получить некие опорные значения от которых мы будем в дальнейшем отталкиваться.

Результат работы «Auto».

Далее начинается самое интересное. Правим все компоненты цвета по очереди. Двигаем ползунки вправо и влево, как это показано на рисунке. При этом контролируем все наши действия по картинке. От стартовых значений ползунки к центру не сдвигаем, дабы не заузить динамический диапазон. Например, левый сначала можно сдвинуть влево, а уж потом варьировать его влево-вправо. Соответственно и правый, вначале вправо, а уж затем влево-вправо. На следующей картинке показана данная схема для синей компоненты цвета.

После поканальной правки получаем уже вполне пристойную картинку.

Теперь проводим финальную цветовую корректировку инструментом «Уровни» («Levels»). То же самое, как и в кривых, мы покомпонентно меняем цветовую яркость, посредством перемещения центрального ползунка влево или вправо.


Вот что получилось:


Делаем краски ярче

Нам осталось поднять насыщенность и контрастность. Чтобы сделать цвета сочнее воспользуемся известным приемом. Загоняем наше изображение в LAB и в инструменте Curves для каналов a и b сдвигаем ползунки к центру, но не на много совсем чуть-чуть. Естественно, все это контролируем по изображению. Вот что получилось.

Теперь из LAB перегоняем назад в RGB и в тех же Curves повышаем контрастность изображения. Делаем кривую в виде буквы S.


Добавляем резкости

Теперь повышаем резкость. Делать это нужно обязательно. Ни в коем случае не пренебрегайте этим. Без этого ничего не получится. Как шарпить отсканированные негативы это тема отдельного разговора. При всей кажущейся простоте возни там очень много. Здесь мы всего лишь применим «Контурную резкость» по всему снимку без всяких заморочек.
А вот изображение после шарпинга.


Масштабирование

Но и это еще не все. Нужно уменьшить изображение в размерах. Давайте будем реалистами и не будем наглеть. Размер нашего изображения с Canon 450D составляет 3000×2000 пикселов. Предлагаю его честно уменьшить до 2048×1280. Для чего уменьшать? Я точно не могу ответить. Как бы на пальцах это можно сформулировать так: в переснятом нами негативе есть информации только для 3 мегапикселов. Мы как бы имеем экстраполированный до 12 мегапикселов снимок, так давайте его вернем в рамки трехмегапикселов. Почему 3-х мегапикселов не знаю. Просто этого наверное достаточно для печати 15×20 см. Итак уменьшаем до 2048×1280 и снова шарпим. Да, да вы не ослышались, снова шарпим. Ибо ресайз сожрал наш предыдущий шарпинг.
И вот наше финальное изображение:


Полноразмерные изображения:


Информации много, но я уверяю делается это очень быстро, где-то 10-15 минут на снимок с перекурами.

Вывод

Данная методика не претендует на метод перегонки негативов в цифру. Это можно сделать только на профессиональном оборудовании типа Nikon Coolscan или Imacon. Но вышеописанного метода вполне достаточно, чтобы перегнать пленки в цифру и выложить все это у себя в facebook’е или vkontakt’е. Самое главное, что все для этого уже есть у вас дома. не надо никуда бегать и ничего платить. Все абсолютно бесплатно. Многие могут возразить, что при этом способе вы не получите полного извлечения данных из пленки (цвет и тональности). Да, конечно, они будут правы. Но когда я занимался этим я контролировал все действия по фотографии 15×20 сделанной с этого же негатива и знаете получилось нисколько не хуже. Для создания электронных копий негативов для домашнего архива этого метода вполне достаточно. Если же есть желание с негатива получить скан, затем отредактировать его и распечатать на A4 то лучше не пожалеть денег и отсканировать его на профессиональном оборудовании. А для домашнего электронного фотоархива я считаю этого вполне достаточно.

Вот еще кадр с пленки:

А вот еще:


А этот кадр был ошибочно сконвертирован из RAW в 8-битный, вместо 16-битного TIF, поэтому глубина тональностей здесь заметно меньше.


Студия оцифровки «Мир Цифры» оказывает услуги профессиональной оцифровки фотопленок, слайдов и негативов, сканирования фотографий в Москве! Действуют акции и скидки! Большой выбор вариантов сканирования: для оцифровки пленок от 1200dpi до 4000dpi, для сканирования фотографий от 300dpi до 4000dpi. Возможен индивидуальный подбор разрешения.

Преимущества оцифровки в студии «Мир Цифры»

  • Технологии устранения царапин и пыли, электронная ретушь;
  • Дополнительная обработка в Photoshop: цветокоррекция, кадрирование, позиционирование;
  • Ассортимент выбора разрешения сканирования от 300dpi до 4000dpi;
  • Профессиональные сканеры для оцифровки фотопленок и слайдов, сканирования фотографий;
  • Запись на любой носитель;
  • Скидки от количества: 5-20%.

Оцифровка фотопленок и слайдов (негативы, диапозитивы)

В стоимость включено:

  • Технологии Digital ICE, GEM, ROC — удаление царапин и пыли, аппаратная цветокоррекция;
  • Постобработка: ручная коррекция, кадрирование, разворот снимка в правильное положение Акция!;

Оцифровка фотопленок и слайдов цена:

Услуга до 6ти пленок / 200 кадров до 15ти пленок / 500 кадров до 30ти пленок / 1000 кадров более 30 пленок / 1000 кадров
Сканирование 4000dpi
420 руб/пленка 400 руб/пленка 380 руб/пленка 340 руб/пленка

кадры
18 руб/кадр 17 руб/кадр 16 руб/кадр 14 руб/кадр
Сканирование 3200dpi
Пленка в рулоне (24 и более кадров) 380 руб/пленка 360 руб/пленка 340 руб/пленка 300 руб/пленка

кадры
16 руб/кадр 15 руб/кадр 14 руб/кадр 12,5 руб/кадр
Сканирование 2400dpi
Пленка в рулоне (24 и более кадров) 330 руб/пленка 310 руб/пленка 290 руб/пленка 260 руб/пленка

кадры
14 руб/кадр 13 руб/кадр 12,5 руб/кадр 11 руб/кадр
Сканирование 1200dpi
Пленка в рулоне (24 и более кадров) 240 руб/пленка 230 руб/пленка 215 руб/пленка 190 руб/пленка

кадры
10 руб/кадр 9,5 руб/кадр 9 руб/кадр 8 руб/кадр

Оцифровка широкоформатных фотопленок и слайдов (4×5, 5×5, 5×6, 6×9)

1200dpi 30руб/кадр
2400dpi 50руб/кадр
4000dpi 60руб/кадр

Примечания:

  • Минимальный заказ на сканирование слайдов и фотопленок 500р;
  • Пленка менее 24 кадров,а также резанная пленка рассчитываются покадрово;
  • Не вынимайте слайды из рамки, сканирование слайдов вынутых из рамки +50% к прайсу.

Пример оцифровки негатива
слева технологии улучшения отключены, справа применены аппаратные улучшения (актуально для цветных пленок)

P.S. Посетите нашу Галерею оцифровки для ознакомления с работами.

P.P.S. Примеры кадрирования и оцифровки слайдов и негативов.

Сканирование фотографий

В стоимость включено:

  • Устранение царапин, пыли (digital ICE);
  • Обрезка рамки, разворот Акция!;
  • Автоматическая цветокоррекция, плюс ручная доводка в Photoshop Акция!;
  • Запись на CD/DVD, облако, носитель заказчика.

Оцифровка документов, оцифровка фотографий цена:

Разрешение сканирования / Услуга Размер фотографии
до 10х15 начиная с 10х15 до А4
300dpi (сканирование документов, оцифровка текста) 8 руб/фото 15 руб/фото
600dpi (оцифровка книг) 10 руб/фото 20 руб/фото
1200dpi (для создания слайдшоу) 15 руб/фото 25 руб/фото
2400dpi (для последующей ретуши) 18 руб/фото 35 руб/фото
4000dpi (для фото малого размера) 22 руб/фото 40 руб/фото
Распознавание текста 20 руб/страница

Скидки на оцифровку фотографий:

200-499 фотографий 500-999 фотографий более 1000 фотографий



Примечания:

  • Минимальный заказ на сканирование фотографий 500р;
  • При необходимости вынимать фотографии из альбома или сканировать фото не вынимая +30% к прайсу.

Сканирование фотографий, оцифровка фотопленок, слайдов и негативов не единственные . У нас Вы можете заказать сканирование текста, оцифровку книг с последующим распознаванием и сохранением в текстовом формате. Сканирование и обработка фотографий — после оцифровки фотографий мы можем отретушировать фотографию, выполнить реставрацию, раскрасить .

Сканирование фотопленок и негативов

Оцифровка осуществляется на пленочном сканере, который позволяет сканировать фотопленку с разрешением 4000 точек на дюйм. Это профессиональный аппарат для высокого разрешения оцифровки пленки и высокой производительности. Пример сканирования негатива без улучшения и с улучшением (устранение царапин и пыли, электронная ретушь — восстановление цвета, увеличение резкости) Вы можете увидеть чуть выше «Технологии digitalICE и digitalGEM». Отметим что данные технологии не работают при оцифровке старых негативов ч/б, при сканировании фотопленки в цвете технологии актуальны. Сканирование пленки — результат превосходит самые смелые ожидания! Звоните!

Мы предлагаем оцифровку слайдов и сканирование негативных фотопленок в 1200dpi, 2400dpi и 4000dpi. Пример .

Сканирование старых фотографий

Дополнительные услуги после оцифровки: обрезка рамки, разворот фотографии и цветокоррекция. При сканировании фотопленок и оцифровки старых фотографий всегда образуется рамка вокруг цифровой копии, так как область сканирования всегда больше чем исходный снимок. Также при сканировании снимок может оказаться перевернутым. После оцифровки фотографий актуальна цветокоррекция, так как сканирование фотографий происходит с небольшим засветом — минус всех планшетных сканеров. Все эти недочеты возможно устранить! Примеры .

Оцифровка слайдов и негативов

Вы можете запросто найти студию, которая осуществит сканирование фотографий и оцифровку фотопленок, а также сканирование слайдов. При больших объемах фотоматериалов в студии сканирование сделают намного быстрее и качественнее чем получится у Вас, ну и наверняка Вы получите скидку за объем. На что стоит обратить внимание:

  • Цены должны быть оправданы, чем больше объем тем дешевле должна быть оцифровка фотопленок и сканирование фотографий.
  • Сроки – студия должна держать Вас в курсе по срокам исполнения, также возможно забирать готовые материалы частями.
  • Качество – обращайтесь в студию с профессиональным оборудованием, а также обратите внимание на перечень услуг по оцифровке, чем их больше, тем лучше работает студия.

Оцифровка фотопленок в домашних условиях

Хоть студия и может оцифровать пленки профессионально и сэкономить Ваше время, вы можете попробовать сканировать фотопленки самостоятельно. Плюсы оцифровки слайдов и негативов в домашних условиях:

  • Возможность выбрать какие кадры Вам нужны. Оцифровка фотопленок в студии подразумевает все получившиеся кадры.
  • Личные снимки, если не хотите, чтобы кто-то посторонний их увидел.

Приобретите сканер для сканирования слайдов и фотопленок. Чем дороже сканер, тем качественнее получается оцифровка фотопленок и слайдов. Вы можете приобрести планшетный сканер со слайд модулем, цена варьируется в пределах 3000-10000 рублей. Также можно приобрести профессиональный пленочный сканер с технологиями электронной ретуши, удаления царапин и пыли. Такой аппарат будет стоить 45000 рублей и выше. На что стоит обратить внимание:

  • Скорость. Некоторые сканеры производят оцифровку пленок с бешеной скоростью. Будьте готовы что это может отразиться на качестве сканирования фотопленок.
  • Качество. Желательно чтобы сканер поддерживал разрешение сканирования слайда 4000 точек на дюйм (dpi). Данная установка позволяет оцифровать негатив в качестве 32х48.
  • Совместимость. Профессиональные сканеры подключаются по протоколу 1394, убедитесь что таковой имеется в Вашем компьютере.

Планшетный сканер. Оцифровать фотопленку можно с помощью обычного сканера для оцифровки текста и сканирования книг. Минусы данного метода заключаются в небольшом разрешении сканирования слайда, сканер имеет ограничения по яркости, производится оцифровка фотопленки через стекло, нет специальных «фишек» по улучшению изображения. Данным способом невозможно добиться такого же качества оцифровки слайдов и фотопленок как в специализированных студиях.

Фотографирование слайда. Что необходимо: экран, диапроектор и стойка для фотоаппарата. Сфотографируйте изображение на экране с помощью цифровой камеры, добейтесь оптимальной резкости. Далее необходима обработка фотографии в фотошопе.

Подведем итог. Стоимость оцифровки фотопленок в студии и последующая обработка фотографий на сегодняшний день вполне адекватна. Но результат может Вас приятно удивить! Подумайте, что для Вас лучше – довериться профессионалам оцифровки фотопленок и сканирования слайдов или проводить эксперименты на дому. Обратите внимание какой студии Вы собираетесь доверить оцифровку. В некоторых компаниях могут потерять материалы или испортить их, а самое печальное ответственности за это они не несут. 90 голосов, оценка: 4,67 из 5)

Если Вам все еще интересно добро пожаловать под кат.

Начнем с того, что нужно собрать все необходимое, ниже я приведу список необходимого, но не обязательного, почему так расскажу дальше.

Что потребуется:
- цифровой зеркальный фотоаппарат(DSLR)
- вспышка(мощный источник света)
- объектив 50мм-80мм
- макро-кольца
- фотоувеличитель
- софтбокс
- soft к DSLR
- кабель usb-mini usb

Возможно потребуется:
- переходное кольцо М42
- синхрокабель для вспышки
- слайд-адаптер
- скотч
- фонарик

Начнем подготовку рабочего места, собираем фотоувеличитель, удобнее всего поставить его рядом с ПК.

Собранный фотоувеличитель.

Красным обведено то что необходимо будет снять т.к. помешает установке фотоаппарата.
Перейдем к объективу, здесь у каждого будет индивидуально, скажу только то, что можно использовать практически любой объектив(как штатный так и сторонний), желательно с фиксированным фокусным расстоянием от 50мм до 80мм (не зум), лучше попробовать разные, потому что объектив может искажать цвета, я использовал старенький советский «зенитар-м 1,7/50» через переходное кольцо М42 и два макро-кольца которые давно пылились в коробке рядом с этим объективом. Макро-кольца подбираются опытным путем, об этом позже.

Переходим к сборке софтбокса, он будет использоваться как фон. В моем случае он был самодельный, я взял первую попавшуюся коробку, вырезал в ней два отверстия одно под вспышку, другое для установки фона, внутри коробки поместил два листа белой бумаги для лучшего отражения.

Как бы это банально не звучало, в качестве фона я использовал поддон от печенья, закрепил на скотч, выглядит это примерно так.

Дает очень мягкий, ровный и рассеянный свет, то что нужно. С обычной белой бумагой вместо фона вы не получите такого света, в худшем случае будут видны ворсинки.

В качестве источника света была использована вспышка, я считаю что это самый удачный выбор, т.к. вспышка обладает рядом преимуществ:
- можно регулировать мощность
- мощный свет дает возможность снимать при коротких выдержках и на закрытой диафрагме
Но это не значит, что нельзя использовать другие источники, мне кажется диодные панели тоже покажут не плохой результат.

Ну вот маленькими шагами переходим от подготовке к настройке. Итак, теперь очень ответственный момент, необходимо подобрать макро-кольца и настроить фокус, от этого этапа зависит всё. Так же хочу отметить что подойдет любой фотоаппарат со сменной оптикой, будь то CANON или SONY, на качестве снимка это практически ни как не отразиться, очень хорошо если в нем есть режим Live View. Единственная разница в фотоаппаратах будет если вы используете кроп или фулфрейм-хотя все это поправляется макро кольцами, в моем случае в качестве тушки canon eos 7d-это кропнутый фотоаппарат и я использую два макро-кольца, одно большое, другое маленькое. Просто помните, что чем больше колец тем сильнее увеличение.

Для подборки колец выньте из фотоувеличителя слайд-адаптер и закрепите в нем пленку, выберете самый резкий кадр, дальше сделайте подсветку для слайд-адаптера, ну тут все очень просто лично я использовал свой телефон, открыл на нем белый экран и поставил тайм-аут отключения дисплея на максимум, получается своеобразный пред просмотр в процессе оцифровки так им и пользовался.

Встаем вертикально над столом и наводим на резкость, смотрим что бы кадр не обрезался, если обрезается то нужно либо убавить количество колец, либо поставить более короткое кольцо и наоборот. Лично я пренебрег этим правилом и позволил себе немного обрезать кадр, получилось так что примерно по 2-3мм с ширины и высоты срезалось т.е. по факту я переснимал кадр не 36х24мм, а 34х22, я не считаю это критичным. хотя можно было бы и снять кадр целиком, а позже обрезать в редакторе. Определились с кольцами пол дела сделано, снимаем с фотоаппарата наглазник, переводим его в ручной режим(у canon диск ставим в «M»), на объективе отключаем авто фокус, подключаем к компьютеру и кладем его вертикально под фотоувеличитель, вставляем слайд адаптер с пленкой.

Запускаем удаленное управление камерой и как можно лучше ловим фокус перемещая фотоувеличитель вверх или вниз. Для более точного фокуса я открыл диафрагму на максимум(f1.7) и дополнительно подсвечивал фонариком.

Поймав резкость я затянул все гайки на фотоувеличителе, перешел к более тонкой настройке фокуса, в режиме Live View сделал цифровое увеличение и уже кольцом фокуса на объективе поймал идеальный фокус, после чего закрыл диафрагму на максимум (f16) , дабы вытянуть максимальную резкость и иметь запас погрешности.

Устанавливаем софтбокс и подключаем вспышку к фотоаппарату, у меня в качестве ведущей вспышки выступала встроенная, так же можно подключить через синхрокабель. В сборе выглядит вот так:

Теперь перехожу к настройке фотоаппарата, вся съемка будет производиться полностью в ручном режиме, так же перевожу вспышку в ручной режим. Ставим ISO100, если есть возможность поставить меньше, то это хорошо, выдержку 1/250с это самая короткая выдержка для работы со вспышкой, у некоторых она может быть 1/125с, проверяем еще раз диафрагму, у меня написано f1.4, вранье по факту f16 , формат съемки я выбрал RAW те кто знает что это поймут, те кто не знает-снимайте в JPEG, по поводу баланса белого (ББ) я поговорю отдельно для каждого типа пленок, пока я поставил температуру Кельвина , в настройках делаем что бы снимок сразу сохранялся на компьютере, ну вроде все осталось нажать кнопку спуска.

Немного отойду от темы для просмотра готовой фотографии я использовал программу FastStone Image Viewer , она достаточно удобная, быстрая и бесплатная, особенно хорошо работает с RAW, но можно использовать и другой софт, на вкус и цвет… По умолчанию в ней стоят горячие клавиши для инверсии цвета (Ctrl+I) и поворот изображения, влево(L), вправо(R.), отразить по горизонтали(Alt+R) и по вертикале(V). Все это очень удобно и значительно ускоряет процесс оцифровки.

Вернемся к оцифровке, начну с негативов(цветные и Ч/Б).
Для Ч/Б негативов в настройках фотоаппарата ставим пользовательский режим изображения-монохромное. Цветовая температура здесь не играет ни какой роли, ее не трогаем. Можем снимать.

Для цветных можно поставить портрет, пейзаж или оставить натуральные цвета. Цветовую температуру(ББ) можно менять. Вообще для большинства фотографий подойдет 5500К, но бывает так что после инверсии вы видите, что изображение излишне теплое, хочется добавить холода, то вам потребуется поднять температуру к примеру до 6200-6500 или выше и наоборот(снимая в RAW это можно будет сделать потом в lightroom или photoshop).

Самое главное правило для успешной оцифровки это рассчитать мощность вспышки и правильно подобрать ББ.

У негативной пленки:
1. Чем больше света при съемке, тем темнее она будет в итоге и наоборот.
Получается, что если вы сделали снимок, инвертировали его и ведите что он явно пересвечен, то вам нужно добавить мощность вспышки.
2. Чем выше стоит температура, тем ниже она будет на готовом снимке и наоборот.
Честно говоря часто путался.

С позитивной пленкой все проще, тут чем больше света тем ярче и чем выше цветовая температура тем теплее.

Пару примеров:

Ч/Б негатив.

Москва. 1974 год. Цветной негатив.

Москва. Цветной позитив.

Подведу итоги, лично я результатом доволен, не уступает сканерам, если только в разрешении, но это дело техники, при увеличении моих снимков до 100% видно зерно пленки, я считаю лучше уже не куда. Вообще по большей части качество фотографий зависит от пленки. Возможно из данного топика кажется, что это все сложно и долго, но на самом деле зная выше сказанное, подготовку к съемке я делаю за 10 минут и сам процесс съемки довольно отлажен, со временем руки привыкают, примерно за 3 дня(в день по 5-7 часов) я отснял 1500 кадров. Тему по поводу пост обработки я не затрагиваю.

Как и обещал скажу пару слов об оцифровке слайдов. Вообще для слайдов действуют те же правила что я описал выше, единственное, не нужен фотоувеличитель.

Самое сложное в оцифровке слайдов, это слайд-адаптер и где его взять. Лично я его взял из советского проектора и примотал скотчем к уже знакомому нам поддону от печенья(просто валяется без дела) и еще немного скотча ушло, что бы все это чудо примотать к книжке, дабы уровнять на одном уровне с софтбоксом.

Ставим софтбокс, фотоаппарат на штатив, здесь главное соблюдать плоскостность.

(фотографии носят условный характер, у меня стоит не ровно)

В итоге должно получиться вот так:

Расстояние от софтбокса до слайда 20-30см, если во время съемки на пленке появляться белые блики и вы уверены, что это не дефект пленки, попробуйте отодвинуть софтбокс еще дальше или перевернуть слайд.
Все остальное так же как и с фотоувеличителем.

P.S.
Весь необходимы софт к своей камере вы можете скачать с официального сайта.
По этим ссылкам вы можете посмотреть примеры фотографий в реальную величину 18MP:
Пример№1
Пример№2
Пример№3
Пример№4

UPD: Хочу немного добавить по поводу диафрагмы. Всегда думал, что чем сильнее закрыта тем резче, спасибо всем кто указал на эту ошибку , вы прямо открыли мне глаза на мир. Но все оказалось не так просто, я переснял один кадр на f5, f7, f9, f11 и f16, действительно резче всего получилось на f7, но так же наблюдается падение резкости и оптическое искажение по углам кадра. Скажу сразу пленка ровная и прижимается стеклом плюс ко всему я ее переворачивал и пробовал разные кадры. Так вот на мой взгляд оптимальный вариант оказался на f9. Ниже показываю что получилось в 100% увеличении.

F7

F9

F16

Спасибо за внимание. Буду рад объективной критике, а так же готов ответить на интересующие вопросы.

У многих наверняка сохранились в домашних архивах десятки, а то и сотни черно-белых и цветных фотопленок. Выбрасывать их рука не поднимается, а смотреть слайды через диапроектор при наличии современного компьютера уже как-то не хочется. Вот и возникает вопрос перевода пленок в цифру. Существует принципиально два разных способа:

1) сканирование пленок, используя фото-сканер или планшетник со специальным адаптером для пленок. Планшетный сканер со слайд-модулем отличается от обычного крышкой с подсветкой и одноцветной лампой.

2) пересъемка негативов и слайдов с помощью цифрового фотоаппарата.

Рассмотрим оба варианта и оценим достоинства и недостатки каждого из них.

- 1. Сканирование

Если уже есть дома такой сканер, а количество слайдов или пленок невелико, то этот способ вполне приемлем. Специально же покупать дорогое оборудование для одноразового использования врядли разумно. Кроме того, при большом количестве фотопленок процесс сканирования становится весьма утомительным, так как на один кадр с приемлемым разрешением уходит 4-5 минут, а на профессиональном сканере с хорошим разрешением до 10 минут.

Как правило, сканирование пленки на бюджетном планшетном сканере, оборудованном слайд-адаптером, дает весьма посредственное качество снимка. В связи с этим многие стали использовать цифровые фотоаппараты для пересъемки негативных и слайдовых фотопленок, с последующей коррекцией в графическом редакторе.

- 2. Пересъемка

Пересъемка - это самый быстрый, дешевый и качественный вариант оцифровки пленок

Способов пересъемки пленок достаточно много. Некоторые требуют самостоятельного изготовления довольно сложных приспособлений. Способ, который привожу я, не требует практически никаких специальных приспособлений и довольно прост в применении.

Вам потребуется:

Цифровой фотоаппарат

Монитор персонального компьютера или ноутбука

2 штатива

На один штатив крепится фотоаппарат, на другой любое приспособление для фиксации пленки или слайдов. Я использую для этих целей либо рамку для слайдов от диапроектора, либо рамку от фотоувеличителя.

В обоих случаях пленку не надо резать, она надежно фиксируется и легко прокручивается. Для того, чтобы получить хорошие результаты при пересъемке пленок, нужно снимать их на просвет, то есть источник света должен находиться за пленкой. В качестве источника света можно использовать любой равномерно светящийся объект, например, монитор ПК или ноутбука. Это самый простой и эффективный способ.

Чтобы получить равномерное свечение экрана, запускаем программу Adobe Photoshop и создаем новый документ любого формата, к примеру А4. Вы получите документ белого цвета. Теперь переходим в полноэкранный режим и белым становится весь экран.

К цифровому фотоаппарату предъявляется лишь одно требование - наличие режима макросъемки. Чем меньше минимальное расстояние, на котором возможна макросъемка, тем лучше. Идеальным вариантом будет 2см и менее. Я обычно снимаю аппаратом Lumix с расстояния 1 см. Чем больше размер матрицы фотоаппарата (в мегапикселях), тем большего разрешения получается кадр. Расстояние от ЖК монитора 25-35 см. Ближе пиксели экрана создают муар, дальше ослабляется свечение экрана. Устанавливаем минимальное значение ISO, и используем режим задержки спуска. Диафрагму можно сильно не прикрывать, так как глубина резкости в данном случае влияния оказывать не будет. Таким образом, весь процесс съемки (для отдельного взятого кадра) занимает ~10 - 15 сек.



Поделиться