Пленочные фотографии в наше время. Какая фотография лучше – аналоговая или цифровая? Преимущество пленочной фотографии

Удивительное рядом» говорим мы, когда замечаем или узнаем ближе то, мимо чего проходили сотни раз, но или не знали, или не обращали внимания….я бы еще добавила- «неизвестное вокруг» , ибо часто в жизни нас окружают вещи настолько банальные и привычные, что мы почему то думаем, что знаем про них все...откуда такое убеждение и уверенность не понять…не понятно также то, почему проживя изрядное количество лет, прекрасное зная, к примеру, что представляет собой трамвай, мы так мало о нем знаем…когда и где он впервые появился, как выглядел, кто был его предшественником…Эти и много других интересных фактов и деталей из истории трамвая и трамвайного движения мы можем узнать, если проявим интерес …

Трамвай - это вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным (фиксированным) маршрутам. Использовался преимущественно в городах. Наверное так ответит любой, кого попросят охарактеризовать этот вид общественно транспорта...

Слово трамвай производное от англ. tram (вагон, вагонетка) и way (путь). По одной из версий, произошло от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании. Как вид транспорта трамвай является старейшим видом городского пассажирского общественного транспорта и возник в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге.

Конка

В 1852 французский инженер Луба выступил с предложением устраивать рельсовые пути по улицам больших городов для перевозки вагонов лошадьми. Изначально она использовалась только для грузоперевозок, но после постройки первых пассажирских линий конка стала перевозить и пассажиров. Такая дорога была построена им в Нью-Йорке....

Конка на улице Нью-Йорка

а совсем скоро новый тип транспорта распространился по другим городам Америки и в Европе.

Детройт Кёнигсберг

Конка в Париже

Лондон

Швеция Чехия

"А что ж в России?"- вероятно, спросите вы....Вскоре конка появилась и здесь....
В 1854 в окрестностях Санкт-Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом. В 1860 году инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт- Петербурга .

Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый вид транспорта вскоре распространился и прижился во многих крупных городах и губернских центрах.

В Москве у Серпуховских ворот

в Минске

Самаре

Воронеже

в Тифлисе

Киеве

Ташкенте

К примеру в Санкт-Петербурге конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям от центра до окраин.

В большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала и если в начале, это положительно сказывалось на развитии транспортной сети в городах, то со временем очень притормозило процесс развития …Фирмы- владельцы конки становились ярыми противниками внедрения трамвая парового и электрического…

История электрического трамвая

Прототипом электрических трамваев стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки.

Электрическая железная дорога компании Siemens & Halske на Берлинской выставке 1879 года


Первый электрический трамвай появился в конце XIX века — в 1881 году в Германии в Берлине. К локомотиву цеплялись четыре вагона, каждый из которых имел шесть мест.

Позднее поезд демонстрировался в 1880 году в Дюссельдорфе и Брюсселе, в 1881 году в Париже (в неработающем состоянии), в том же году в действии в Копенгагене и наконец в 1882 году в Лондоне.
После успеха с выставочным аттракционом, Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд .

Вагон первой в мире линии электрического трамвая в бывшем предместии Берлина Лихтерфельде, открыто 16.05.1881. Напряжение 180 вольт, мощность двигателя 5 кВт, питание осуществлялось через ходовые рельсы до 1890 года. Фото 1881 г.

Моторный вагон получал ток через оба рельса. В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым, открыв трамвайное движение.
В том же году Сименс построил трамвайную линию такого же типа в Париже .

В 1885 году трамвай появился в Великобритании в английском городе-курорте Блэкпуле . Примечательно то, что первоначальные участки сохранились в первозданном виде, а сам трамвайный транспорт бережно сохраняется в этом городе.

Вскоре электрический трамвай стал популярным по всей Европе.
Хаалле

Варшава

Вид портала Рейнского моста в Мангейме катит прелестного вида трамвай

трамвай в Барселоне

Появление первых трамваев в США произошло независимо от Европы. Изобретатель Лео Дафт (Leo Daft) начал эксперименты с электрической тягой в 1883 году, построив несколько небольших электровозов. Его работы заинтересовали директора балтиморской конки, который решил перевести трёхмильную линию на электротягу. Дафт занялся электрификацией линии и созданием трамваев. 10 августа 1885 года на этой линии открылось движение электрического трамвая — первого на американском континенте.

Бостон Трамвай-двухосник с открытыми площадками. США.

Однако система оказалась неработоспособной: использование третьего рельса приводило к коротким замыканиям во время дождя, к тому же напряжение (120 вольт) убивало многих незадачливых мелких животных: (кошек и собак); да и для людей было небезопасно. Вскоре от использования на этой линии электричества отказались и вернулись к лошадям.

Цинцинатти. Огайо. США.

Однако изобретатель не оставил идею электрического трамвая, и в 1886 году ему удалось создать работоспособную систему (вместо третьего рельса стала применяться двухпроводная контактная сеть). Трамваи системы Дафта использовались в Питтсбурге, Нью-Йорке и Цинциннати.

Ледовый трамвай Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге по договору с владельцами конок(он был заключен на 50 лет) никакой другой общественный транспорт не должен был быть. Чтобы формально не нарушать этот договор, в 1885 году первый электрический трамвай курсировал по льду замерзшей Невы.

Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.

Их так и называли «ледовые трамваи».

Понятно, что пользоваться этим видом транспорта можно было только в зимнее время,

однако то, что заканчивалось время трамваев на конной тяге вскоре стало совершенно ясно.

Паровая конка

Малоизвестно, но факт, кроме традиционной конки, были в Питере еще две линии паровой конки . Первая линия парового трамвая или в простонародье — паровика , была проложена в 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги».

Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность. Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая, паровик не получил развития — линия парового трамвая от площади Восстания до села Рыбацкого по нынешнему проспекту Обуховской обороны стала последней.

Также в начале 1880-х годов была проложена линия паровика по набережной Лиговского канала.

Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 году), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.

Электрический трамвай в России.

Договорные обязательства с владельцами конок в некоторых городах, задержали развитие в них электрических трамваев. Где то пути трамвая прокладывали параллельно путям конки, чтоб ее обанкротить. Иногда городские власти просто выкупали хозяйство конных дорог с целью превращения конки в трамвай. Таким образом первый электрический трамвай в России впервые был пущен не в Петербурге, как многие ошибочно считают, а в Киев е .

Здесь он появился в 1892 году на Александровском (Владимирском) спуске. Строитель - фирма Siemens. Быстро став популярным, он буквально заполонил собой весь город. Вскоре примеру Киева последовали и другие российские города: в Нижнем Новгороде трамвай появился в 1896 году

В Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск, Украина) в 1897 году,

в Москве трамвай появился 1899 году

в Саратове

Смоленске

Электрическая конка , как еще назывался трамвай, появилась в Тифлисе и имела там довольно разветвленную сеть.

Подробности о тифлисском трамвае можно ознакомиться из путеводителя по Тифлису 1903 года

В Одессе и в Санкт-Петербурге — в 1907 году.

В конце 1904 года Городской Думой был объявлен международный конкурс на право производства работ. В нем приняли участие три фирмы: «Сименс и Гальске», «Всеобщая Компания Электричества» и «Вестингауз» (англ. ). 29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга. Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова.

Санкт-Петербург . Освящение трамвайных вагонов


Подробности:

В воскресенье, 15 сентября, в 10 часов утра в Александровском саду стали собираться приглашенные на торжественное открытие трамвайного движения по линии: главный штаб, Николаевский мост и 7-я линия Васильевского острова. В сад пропускали по именным повесткам Публика, в большей части занимала, противоположную панель. У входа в сад в 2 ряда стояли новенькие вагоны. Здесь группировались вагоновожатые и кондукторы в новенькой форме. В Александровском сквере была раскинута палатка, там служили молебен.
Первый тост за здравие Государя провозгласил городской голова Резцов, затем градоначальник, генерал-майор Драчевский провозгласил здравие всему городскому самоуправлению и его представителю Резцову. Председатель трамвайной комиссии Соков в длинно речи выразил свою благодарность за содействие в трудах по сооружению трамвая управе и ревизионной комиссии. Городской голова в своей речи подчеркнул, что несмотря ан трудности задачи, почти 80% всех работ по сооружению трамвая выполнены в один строительный период. Симпатичный тост предложил главный инженер трамвайной комиссии Стацевич, поднявший бокал за трамвайного рабочего, на своих плечах вынесшего миллион пудов трамвайных работ. Этой справедливой оценки своего труд Ане слышали рабочие, так как их представителя на торжестве не было.

По окончании молебствия гости вошли в новенькие вагоны и совершили проезд до 7-й линии и обратно. Вагоны поражают своей миниатюрностью. Вагоны поражают своей миниатюрностью. На видных местах вывешена такса: за разбитое большое стекло - 7 руб., за малое - 8 руб., за испорченные двери - 40 руб. «Плевать и курить воспрещается». Вагоны делятся перегородкой на 2 класса: в первом 14 мест, во втором 10. На задней площадке могут стоять 10 пассажиров, на передней 6. Вагоновожатые, видимо, волновались, но первое испытание выдержали с честью. В первом вагоне открыли движение градоначальник Драчевский и городской голова Резцов.
По возвращении, перед тем, чтобы открыть пассажирское движение, городской голова вышел на площадку головного вагона и, обращаясь к публике, провозгласил: «Трамвайное движение в Петербурге открыто, ура!». На это раздалось ответное «ура» присутствовавших. Публика устремилась в вагоны, впереди всех мальчуганы. Кто постарше, замешкался, а мальчуганы заняли все места. В мгновение ока раздались звонки кондукторов и вагоны покатились с первыми платными пассажирами. .»

После появления электрического трамвая в 1907 году конка постепенно вытеснялась им, 8 сентября 1917 года она исчезла окончательно. Использование конки в Москве продолжалось до 1912 года.

Москва

Старые электрические трамваи были совсем непохожи на современные. Они были поменьше размерами и менее совершенны. Не имели автоматически закрывающихся дверей, передняя и задняя площадки отделялись от внутреннего салона задвигающимися дверями. На передней площадке сидел на высокой табуретке с металлическими ножками и толстым круглым деревянным сидением сам вагоновожатый. Перед ним высокий черный двигатель. С надписью "Динамо" на крышке.
Внутри вагонов были деревянные сидения. В некоторых они были в виде диванов для двух пассажиров с общими спинками на одной стороне вагона и кресел, рассчитанных на одного человека, на другой. В конце каждого вагона было место для кондуктора. Специальная табличка предупреждала об этом, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не сел бы на это место. Кондуктор (чаще - кондукторша) часто был в служебной форменной шинели, а то и просто в пальто или шубе. Через плечо у него висела огромная кожаная сумка для денег, а на ремне была укреплена дощечка с билетами. Билеты были разного достоинства, в зависимости от расстояния поездки и количества расчетных станций. Билеты стоили очень дешево. Потом стоимость стала одинаковая, и у кондуктора на ремне теперь висел ролик билетов. От кондуктора к вагоновожатому через весь вагон под потолком протянута была толстая веревка. Когда посадка заканчивалась, кондуктор дергал за эту веревку, и у вагоновожатого на передней площадке громко звенел звонок. Электрических сигналов тогда еще не было. Из второго вагона таким же образом подавался вторым кондуктором сигнал на заднюю площадку первого вагона. Только дождавшись его и проконтролировав посадку в свой вагон, кондуктор первого вагона мог сигнализировать вагоновожатому об окончании посадки.
Стоящим пассажирам можно было держаться за брезентовые петли, расположенные вдоль всего салона и висящие на толстой деревянной палке. Эти петли могли передвигаться вместе с пассажиром, скользя по палке. Позднее петли стали делать пластмассовыми. Добавились и металлические ручки на спинках скамей, а также ручки на простенках между окнами. Но это уже было значительно позднее. Окна открывались полностью. Они спускались в нижнюю стенку. Высовываться не разрешалось. Об этом даже на табличках у каждого окна написано было.

Маленькие дети имели право бесплатного проезда. Но никто не спрашивал возраста ребенка. Просто на наличниках дверей салона была глубоко врезанная и побеленная отметина, по которой определялся рост ребенка и нужно ему платить, или нет. Выше отметины ребенок уже должен был оплачивать свой проезд.

Междугородние трамваи

Трамваи, прежде всего, ассоциируются с городским транспортом, однако в прошлом весьма распространены были также междугородные и пригородные трамваи.
Трамвай следующий по маршруту Pierrefitte - Cauterets - Luz (или обратно) во французских Пиринеях. Можно сказать междугородний трамвай, что не вполне обычно.

Это одно из самых живописных мест означеной трамвайной линии возникшей на границе 19 и 20 веков, украшенное мостом названным Pont de Meyabat.

Междугородний горный трамвай во Франции

В Европе выделялась сеть междугородных трамваев Бельгии, известных как нидерл. Buurtspoorwegen (в буквальном переводе — «местные железные дороги»)
Первый участок местных железных дорог (между Остенде и Ниувпортом, ныне является частью линии Берегового трамвая) был открыт в июле 1885 года. Также распространены междугородные трамваи были в Нидерландах. Как и в Бельгии, первоначально они были паровыми, но потом паровые трамваи были заменены электрическими и дизельными. В Нидерландах эпоха междугородных трамваев завершилась 14 февраля 1966 года.

До 1936 года из Вены в Братиславу можно было доехать на городском трамвае.

Мало кто знает,но был междугородний трамвай и в Италии. Связывал Солерно и Помпеи.

Междугородний трамвай был и в Японии между Осакой и Кобе .

После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамвая, однако уже где-то с 70-х годов XX века вновь наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам и благодаря технологическим усовершенствованиям.

Интересные факты о трамваях мира

Самая крупная трамвайная сеть в мире находится в австралийском Мельбурне
Самые старые трамвайные вагоны, всё ещё используемые в нормальной эксплуатации — вагоны № 1 и 2 трамвая острова Мэн (Manx Electric Railway). Они были построены в 1893 году и работают на загородной линии Douglas en Ramsey длиной в 28,5 км ]
Самую длинную поездку на трамвае можно совершить в Германии, проехав из Крефельда, вернее, его пригорода St Tönis, в Виттен. Протяжённость поездки составит 105,5 км, на преодоление этого расстояния уйдёт примерно пять с половиной часов, при этом придётся восемь раз совершать пересадку.
Самый длинный трамвайный маршрут без пересадок — Береговой трамвай (нидерл. Kusttram ) в Бельгии. На этой линии в 67 км имеется 60 остановок. Также существует линия из Фройденштадта в Эринген через Карлсруэ и Хайльбронн протяжённостью 185 км.
Самая северная трамвайная система в мире расположена в Тронхейме.
Во Франкфурте-на Майне с 1960 года действует детский трамвай

К третьему поколению трамваев относят так называемые низкопольные трамваи. Как и следует из названия, их отличительной особенностью является малая высота пола. Для достижения этой цели всё электрооборудование выносится на крышу трамвая (на «классических» трамваях электрооборудование может быть расположено под полом). Преимущества низкопольного трамвая — удобство для инвалидов, пожилых, пассажиров с детскими колясками, более быстрая посадка и высадка.


В современном мире цифровые фотографии практически полностью вытеснил старые, добрые пленочные кадры. А все потому, что фотоаппараты нового поколения проще в обращении. Готовые фотографии можно распечатать на обычном принтере, тогда как пленку приходится проявлять в темной комнате и только после этого переносить на бумагу. Однако остались еще фотографы, которые предпочитают создавать шедевры именно при помощи обычного пленочного фотоаппарата. Один из них – Олег Оприско из Львова (Украина).







Фотограф создает просто ошеломительные коллажи, где фоном выступает природа, а главными действующими лицами являются молодые девушки. Перед началом работы автор продумывает все до мелочей: макияж моделей, одежду, окружающую обстановку. Он старается продумывать цветовой фон готового снимка, тщательно подбирая реквизит.





Олег Оприско часто устраивает семинары для фотографов, на которые приходят люди с дорогими фотокамерами в 2-3 тысячи долларов. Зато перед лектором на столе лежит старый пленочный фотоаппарат за 50 долларов. Эта ситуация еще раз подчеркивает пословицу «не все то золото, что блестит». Если человек талантлив, то он создаст шедевр и при помощи обычной «мыльницы», тогда как бездарному человеку не поможет никакая сверхдорогая аппаратура. Единственное, о чем жалеет Олег Оприско – это о том, что пленочный фотоаппарат не делает .

Снимать на плёнку, когда балом правит цифровая фотография - что это? Архаизм? Откровенное фрондёрство? Или это стиль жизни и творчества?

Думаю, у каждого есть своё определение плёночной фотографии в современном мире, но это никак не может повлиять на факт её существования. Несмотря на многочисленные предсказания ухода плёнки с фотографической сцены количество её приверженцев растёт.

Когда я начинал заниматься фотографией, само понятие «аналоговая фотография» не существовало. Фотография была просто фотографией. Иного способа получить фотографическое изображение, кроме как снять объект или событие на фотоплёнку, проявить её и напечатать на фотобумаге просто не было. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появилось поколение фотографов, никогда не снимавших на плёнку. «Да и зачем вся эта возня с плёнками да химикатами», - логично размышляет цифровой фотограф. На самом деле всё не так просто.

Фотографы всегда стремились поскорее увидеть результат съёмки, хотя бы предварительный. Но всё что у них было до цифры - Polaroid со всеми его минусами.

Возможность моментального получения изображения и быстрого просмотра отснятого материала - основная заслуга цифровой фотографии. Что делает цифровой фотограф после короткой серии снимков? Правильно - просматривает отснятые кадры. Мечта фотографов сбылась? Да!

Однако, ни в коем случае не покушаясь на очевидные достоинства цифровой фотографии, вынужден констатировать: цифра напрочь лишила фотографию некоей магии, тайны… и ответственного к ней отношения. Возможность существенной коррекции и лёгкого качественного монтажа на компьютере расхолаживает человека с цифровой камерой донельзя.

С приходом цифры фотографы шутили: щёлкнул, посмотрел, удалил… К сожалению, съёмка действительно превратилась в бесконечный процесс просмотра и удаления никчёмных изображений. Но это уже мало похоже на фотографию.

Привычная поза современного фотографа. На просмотр отснятого материала мы стали тратить слишком много времени. Может, лучше тратить его на создание фотографий?

Если вы снимаете на цифру, и вам никогда не доводилось работать с плёнкой, попробуйте на ближайшей съёмке встать на место плёночного фотографа. Выключите дисплей камеры, визируйте только через видоискатель. Жёстко ограничьте себя количеством кадров, например 180 (ровно столько умещается на 5 роликах 35-мм плёнки, и примерно с таким запасом любой репортёр спокойно отправлялся на задание). Ни в коем случае не просматривайте и не удаляйте только что отснятые кадры: вы же наверняка считаете себя хорошим фотографом, так зачем сомневаться в результате? Отложите столь приятное занятие, как просмотр готовых шедевров, до следующего утра или хотя бы до конца съёмки.

Уверен, большинство из фотографов цифрового поколения на такой эксперимент даже не решится, особенно когда речь идёт о коммерческом заказе.

Сегодняшним фотографам, которые получают качественное цветное (!!!) изображение простым нажатием на кнопку, процесс создания аналоговой, даже чёрно-белой фотографии может показаться невероятно сложным. Но эти сложности как раз и воспитывают взвешенный подход к каждому кадру, учат внимательно относиться к мелочам.

Опыт съёмки на плёнку поможет оптимизировать работу с цифровой камерой. Поверьте, просмотр десятков и сотен одинаковых цифровых изображений на мониторе после съёмки, на которой вы жали на кнопку, не считая кадры, отнимает у вас не только время… А уж многочасовая возня в Photoshop с целью исправления явных ошибок, допущенных при съёмке, может оказаться значительно дольше чем процесс проявки и печати грамотного аналогового снимка.

И если это не убеждает, вот вам аргумент с которым спорить бессмысленно. Шарм ручного отпечатка на барритовой бумаге - тема для высокой литературы. Факт: при ручной печати с негатива невозможно сделать два идентичных отпечатка. Каждый такой отпечаток - уникален! А если он ещё напечатан лично автором, то цена его существенно возрастает. Вспомните, разве не ради создания шедевров вы взяли в руки камеру?

Ну что, не терпится наконец-то заняться созданием действительно нетленных произведений? Тогда начнём с выбора достойного инструмента.

Определяемся с форматом

Два основных формата фотоплёнки. Средний - тип 120 (слева), и узкая плёнка - тип 135, формат 35 мм (справа).

Прежде чем начать выбирать аналоговую фотокамеру, необходимо определиться, с каким форматом плёнки вы будете работать, так как от этого зависит и выбор камеры. Конечно, можно идти и от обратного, сначала выбрав подходящую камеру. Но лучше заранее знать, на что вы себя обрекаете, так как именно формат кадра определяет и качество снимка, и, что важно, стиль съёмки. Тут стоит отметить момент, о котором в цифровой фотографии никто не задумывается - себестоимость кадра.

«Клиент, снимающийся на Polaroid, моргает за свой счёт». Когда-то фотографы вежливо смеялись над этой правдой жизни, так как стоимость каждого полароидного снимка была невероятно высока в сравнении с привычной плёнкой. Сегодня времена изменились. Увы, каждое нажатие на спуск затвора автоматически списывает деньги со счёта плёночного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем дороже он обходится.

Фотоплёнка бывает трёх видов: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белый слайд и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков). Об особенностях негативов и диапозитивов-слайдов мы обстоятельно поговорим позже, а сейчас разберёмся в плёночных форматах.

Оставив в стороне листовые материалы большого формата (9×12 и более), вы увидите, что фактически плёнка существует двух форматов:

  • тип 135, формат 35 мм
  • тип 120, средний формат

Формат 35 мм, тип 135, (узкая плёнка)


Узкая фотоплёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. Кассеты с плёнкой находятся в герметичных пластиковых коробочках, надёжно защищающих плёнку от влаги и пыли.

Самый распространённый формат плёнки, так как использовался и профессионалами, и фотолюбителями. Сочетает необходимое качество, компактность, оперативность, минимальную себестоимость конечного кадра и большое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра - 24×36 мм. Количество кадров на ролике - 36 (в зависимости от камеры и способа зарядки на стандартном ролике может помещаться 37-38 кадров, но подробнее об этом позже).

Конечно, были и есть камеры с размером кадра 24×65, 24×18, 24×24 или даже 24×32 мм, но сегодня оставим нестандартные варианты в стороне.

Плёнка формата 35 мм выпускалась компанией Eastman Kodak с 1916 года, однако как таковой тип 135 (35-мм плёнка в стандартной кассете) появился лишь в 1934 году - благодаря набравшим заметную популярность камерам Leica, конкурировавшим с ними камерам Contax и самой компании Kodak, решившей выйти на рынок массовых киноплёночных фотоаппаратов. Но прежде всего именно благодаря невероятно компактным для 30-х годов прошлого века камерам Leica формат 35-мм киноплёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом в фотографии, и не только плёночной.

Узкая плёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. После того как плёнка отснята, она перематывается обратно в кассету, что позволяет оперативно перезаряжать камеру в любых световых условиях.

35-мм фотоплёнка продаётся не только в кассетах, но и в рулонах по 17 и 30,5 метров.

Плёнку 35 мм можно покупать в рулонах по 17 и 30,5 метров, и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какой смысл?

Во-первых, кадр станет существенно дешевле (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно наматывать чуть больше плёнки, увеличив количество кадров на ролике до 40, а в плёночной фотографии каждый кадр имеет не только денежную стоимость.

Средний формат, тип 120/220 (широкая плёнка)

Среднеформатная (широкая) плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом. Ролики находятся в запечатанных герметичных пакетах и упакованы в коробки.

Широкая плёнка - удел профессиональных фотографов. Именно такой имидж был у этого формата во второй половине ХХ века. Почему? Об этом чуть ниже, а сейчас посмотрим, что даёт нам этот формат. Прежде всего - качество, которое обеспечивается большим размером кадра, и, в неменьшей степени, оптическими особенностями объективов камер среднего формата.

Широкая плёнка бывает двух типов: 120 и 220 (количество кадров в два раза больше). Количество кадров зависит от формата кадра используемой камеры: на одном ролике плёнки типа 120 поместятся 8/10/12/16 кадров форматов 6×9, 6×7, 6×6 и 6×4,5 см соответственно.

Широкая плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом, точнее бумажный ракорд служит защитным слоем по всей длине плёнки. У плёнки типа 220 для сохранения объёма ролика при увеличенном количестве кадров защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика. Плёнка типа 220 практически исчезла из продажи.

Во время съёмки широкая плёнка наматывается на приёмный ролик, который и вынимается после съёмки. Перезаряжать среднеформатную камеру при прямом солнечном свете не рекомендуется, есть риск засветить края плёнки.

Ну что же, с особенностями плёночных форматов мы познакомились. Пора посмотреть на плёночные камеры.

Несмотря на сегодняшнюю гегемонию цифровых технологий в фотоиндустрии, споры вокруг того, что лучше - пленочная фотография или цифровая - продолжаются. Одни настаивают на неповторимости пленочной цветопередачи и восхищаются характерной зернистостью, другие упорствуют: цифровому снимку можно придать любой вид с помощью обработки, а тоска по пленке - не более чем ностальгическая слабость.

Редакция Bird In Flight собрала самые расхожие аргументы обеих сторон и совместно с фотографом Романом Пашковским провела эксперимент, цель которого - наглядно продемонстрировать разницу между цифровым и плёночным снимком. Для этого они сопоставили фотографии, снятые при одинаковых настройках на две камеры со схожими техническими характеристиками: цифровую Nikon D800 и плёночную Nikon F100 (обе с объективом Nikon 50mm f/1.4).

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/1600 s­, ­ISO 100.

Преимущества плёнки

  • Поскольку съёмка на плёнку сопряжена с дополнительными расходами, фотограф осмысленно подходит к каждому кадру и не щёлкает затвором бездумно. Невозможность сразу просмотреть отснятое вносит в процесс элемент таинства.
  • Каждый может позволить себе купить недорогую плёночную камеру и начать снимать уже сегодня.
  • Плёнки, особенно негативные, в фотографической широте (динамическом диапазоне) значительно превосходят цифру. Проще говоря, контрастные и сложноосвещённые сцены лучше снимать на негатив - картинка будет выглядеть более реалистично. Преимущество будет очевидным, если использовать высококачественные серии плёнок Fuji Pro чувствительностью 160, 400 и 800 единиц и Kodak Portra, имеющие чувствительность 100, 160 и 400 единиц.
  • Те, кто снимают на плёнку, могут использовать дальномерные камеры - они компактны и обладают тихим затвором. Цифровые аналоги появились еще в 2006 году, но стоят дороже.
  • Зернистость в отличие от цифровых шумов не портит снимок, а иногда, напротив, придаёт ему художественный вид.
  • Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/1.8­, ­1/320 s­, ­ISO 100.

Недостатки плёнки

  • Плёнка, проявка, сканирование кадров - всё это стоит денег.
  • Сам процесс получения отпечатка достаточно трудоёмкий.
  • Если дома у фотографа не обустроена собственная лаборатория, он всегда зависит от проявочной студии.
  • Хранение плёнки требует специальных условий.
  • Для дальнейшего использования плёночного кадра в программах его необходимо оцифровать, а сканирование всегда приводит к потере качества изображения.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5­, ­1/640 s­, ­ISO 100.

Преимущества цифры

  • Цифровые камеры не тратят время на перемотку кадров, поэтому работают быстрее и лучше подходят для съёмки репортажей, спортивных и прочих динамичных событий.
  • На карте памяти можно хранить несравнимо больше фотографий, чем на плёнке, а сама она не занимает много места.
  • Изображения можно просматривать сразу.
  • Чтобы отредактировать снимок, не нужно утруждаться его оцифровкой. К тому же, большинство зеркалок могут сохранять изображения в формате RAW, который позволяет корректировать настройки уже после съёмки.
  • Многие цифровые фотокамеры могут снимать видео.
  • Цифровая съёмка позволяет управлять светочувствительностью и балансом белого - параметрами, которые в случае с плёнкой жёстко привязаны к фотоматериалу.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/400 s­, ­ISO 100.

Недостатки цифры

  • Стоимость камеры, как правило, выше.
  • Бюджетные цифровые камеры плохо передают градацию ярких фрагментов изображения и делают фотографию излишне контрастной.
  • Матрицу нужно периодически чистить. В противном случае на ней скапливаются мелкие частицы, которые заметны на фотографиях, снятых на длинной выдержке.
  • При повреждении жёсткого диска архив фотографий может быть уничтожен. Плёнки страдают реже.

Просмотры: 23205

Комментарии:

Дмитрий Николаев

Ну большая фотографическая широта есть только у негатива, из-за этого происходит тональная компрессия изображения. Со слайдом наоборот - маленький входной диапазон и огромный выходной. Касательно разрешения - современная полнокадровая камера деталей всё же больше, чем 35мм плёночная выдаст (тут ещё всё зависит от сканера). Плюс обработка плёнки: большая часть лабораторий позакрывались, оставшиеся работают только с процессом С-41 и только со 135й плёнкой, тех кто проявит чб или 120-ю в крупном городе всего по несколько человек, не считая тех, кто, как я, например, проявляет самостоятельно. Есть всего несколько причин повозиться с плёнкой: чб и средний формат. Ну да, процесс конечно же - это реально затягивает, стоит попробовать хотя бы ради последней стадии, когда вынимаешь спираль из бачка после отмывки, плюхаешь в смачиватель и разворачиваешь плёнку с невесть откуда взявшимися картинками)

15.12.2015 - 02:49:06

Сергей Кириллович Виноградов

Я - старый конченый пленочник. До цифры я тридцать пять лет снимал на пленку. До сих пор смотрю на мою пленочную какмеру, и руки тянутся взять её, а не цифровую с собой. И только рационализм побеждает: беру пленочную очень редко. С некоторыми утверждениями готов спорить. Например: "Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше." Это неверно. Пленочная зеркалка Минольта a707si, например, гарантирует владельцу 25 пленок от одной батареи. Это значит около 900 кадров. Цифровая зеркалка Sony DSLR-a580 позволяет на свежезаряженном аккумуляторе сделать более 1000 (одной тысячи) кадров. По крайней мере, один уровень расхода. есть несколько других замечаний, скажем не упомянут размер матрицы, при том, что плёнка - всегда FF, и это очень серьезный довод в пользу пленки. Потом нынешняя пленка КАК ПРАВИЛО сканируется или перефотографируется на ЦФК и потом обрабатывается в ФШ. Далее. Стоимость фотопленок и их обработки за последний год выросла почти втрое и стала весьма трудноподнимаемой для начинающего любителя, которому теперь дешевле купить не самую крутую ЦФК и на ней начинать оттачивать мастерство фотографа. Стоимость старых пленочных какмер тоже возросла сегодня и составляет до 600-800- долларов США. Исходя из этого ясно, что некоторые рекомендации авторов сегодня... по крайней мере на это время устарели. Не могу рекомендовать статью для социальных сетей, не хочу разочарований.

27.12.2015 - 05:26:17

Виталий

Мне уже где-то здесь приходилось высказываться на эту, ставшую ныне злободневной,тему. Позволю себе сказать об этом еще раз. Возможно, кому-то это окажется полезным.
Казалось бы, кому, как ни мне петь осанну пленке, восхваляя ее достоинства и преимущества перед «цифрой». Ну, посудите сами, в моем активе более сорока лет работы с пленкой и оптической печатью, сотни престижных выставок по всей планете вместе с едва ли не всеми мастерами мировой художественной фотографии, а также высшие мировые награды в области фотоискусства, и многое другое.… И потому, полагаю, меня трудно заподозрить в дилетантизме или предвзятости, и пусть в меня бросит камень тот, кто добился большего в фотографии, после того, что я скажу дальше.
Великая Цифровая Революция свершилась! Она освободила массы от оков фотографической рутины. В руках у человека появились камеры с фантастическими возможностями, о которых еще совсем недавно нельзя было мечтать. И только от тебя самого зависит, станут ли они простым инструментом фиксации окружающей действительности или инструментом творчества. Вроде бы – твори, выдумывай, пробуй!
Ан нет! Тут же находятся люди, которые вопреки очевидному, все еще трактуют о превосходстве пленки над «цифрой», о романтике темной ванной комнаты с красным фонарем, о каком-то мифическом «благородном пленочном зерне».
В ответ на эти сентенции хочу сказать следующее. Конечно, и сегодня есть области фотографии, где пленка предпочтительнее цифры. Однако эти виды фотосъемки находятся далеко за пределами потребностей не только рядовых фотолюбителей, но и подавляющего большинства профессионалов. А если кто-то не видит качественного превосходства «цифры» даже в работах опытных мастеров, то ему следует обратиться к окулисту.
Фотографировать в наше время на пленку оправдано разве что из любопытства. Во всех других случаях - чистой воды глупость, все равно как поехать в другой город на телеге. Сегодня это удел разного рода энтузиастов, не заставших эпоху аналоговой фотографии, да зацикленных и замшелых мастодонтов, не желающих адекватно воспринимать реальность.

05.01.2016 - 21:42:29

Сергей Сергеев

Сразу предупрежу - я не фотограф-профессионал, но инженер-электромеханик по образованию и айтишник по профессии. Ну, и фотолюбитель со стажем более 30 лет. Имею в пользовании и цифровую и пленочную технику (кому интересно - всё есть в моем резюме).
И, это моё личное мнение, как технаря - конечно, чисто теоретическое - на практике все несколько иначе и сложнее (или, наоборот, проще:-)).
Теоретически цифровая байеровская матрица никогда не даст такую же картинку, как фотопленка. Причина тому проста, как 5 советских копеек. Эта причина - однослойность матрицы. Матрица состоит из отдельных фотоприемников, каждый из которых воспринимает лишь 1/3 (!!!) цветовой информации участка изображения. Остальная информация интерполируется. Т.е., реально матрица регистрирует только треть (!) цветовой информации из попадающего на неё светового потока! Остальное "додумывается", вычисляется процессором камеры (RAW-конвертером) по каким-то алгоритмам! Цифровой фотоаппарат «врет» нам на более, чем на 60% (но врет, правды ради - искусно! :-)) Всё, занавес! Это главная и непреодолимая (насколько мне известно) на настоящий момент, причина.
Были попытки сделать трехслойные матрицы (Foveon X3 у Fuji и ещё какая-то у Nikon). Но, там выплывают другие проблемы, которые до настоящего момента, насколько мне известно, не решены.
Что касается практической стороны вопроса – тут вы, уважаемые фотографы, знаете все лучше меня – и, уважаемый Виталий, (см. предыдущий пост) абсолютно прав.

Производители камер лишь около 15 лет назад подвели нас к заре цифровой фотографии. Поползли слухи, что пленка умерла. Хотя большинство профессионалов перешли от пленки к «цифре», пленка все еще остается очень популярным форматом, который стоит изучения.

С чего начать работу с пленкой

Для тех, кто втянулся в фотографию лишь недавно, пленка может показаться устаревшим форматом, который более не имеет смысла. Но я не собираюсь посвятить остаток статьи попыткам сравнить цифровую и пленочную фотографию, дабы переубедить вас! Для них требуются различные техники, но многое из того, что вы узнаете через пленочную фотографию, может помочь вам в работе с «цифрой».

Хотя мой фотографический опыт начался с цифровой камеры, только когда я однажды взял в руки пленочный аппарат, я действительно начал понимать, что такое ISO, экспозиция, диафрагма и затраты времени на то, чтобы получить правильный снимок!

Пленка и «цифра»

Хотя выбор между пленочной и цифровой камерой всегда остается за фотографом, в пленочной фотографии есть несколько фундаментальных элементов, которые я считаю серьезными преимуществами ее перед цифровой. С пленочной камерой всю работу делаете вы сами, так что вы обязаны понимать физический процесс создания кадра и должны корректно настраивать экспозицию.

Там нет возможности щелкнуть на кнопочку, посмотреть на дисплей и попытаться снова. Для меня это значит, что я гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимков. Я также знаю, что электронные мозги цифровой камеры не сделают за меня всю работу.


Затраты

Цена также заслуживает рассмотрения. Многие люди считают, что пленочная фотография гораздо более затратна из-за необходимости покупать пленку и платить за проявку и печать, но хорошая пленочная камера останется с вами на всю жизнь. Мой старенький Pentax старше, чем я сам, а работает прекрасно и не собирается устаревать.

В случае с цифровыми камерами обновление происходит практически ежегодно. Производители стремятся сделать так, чтобы вы шли в ногу с технологией, имели больше пикселей, новейшие характеристики и наирезчайшие кадры. Конечно, эти обновления очень полезны, но в итоге выливаются в дополнительные траты.


Форматы пленки

Существует несколько разных видов пленки, подходящих для разных целей. Основные типы - негативная (черно-белая и цветная) и обращаемая (слайдовая). Наиболее популярная размерность пленки - 35 мм. Многие однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR) и дальномерные камеры используют этот тип пленки. Она обычно продается в виде катушек на 24 или 36 кадров.

Два других основных формата - среднеформатная пленка и широкоформатная пленка. Среднеформатная пленка намного больше 35-мм пленки и предназначена для среднеформатных камер. Считается, что средний формат обеспечивает лучшее качество, чем 35мм, и потому все еще используется многими профессиональными фотографами. Она бывает 120 или 220 формата.

Почти все среднеформатные камеры могут работать с 120 форматом, т.к. эта пленка покрыта слоем непрозрачной бумаги по всей длине (ракорд). Пленка 220 нет, она покрыта бумагой только в начале и в конце, так что только некоторые камеры могут с ней работать, но отсутствие ракорда по всей длине позволяет включить в катушку больше пленки, если быть точным, в 2 раза больше.

Широкоформатная пленка отличается от 35мм и среднеформатной тем, что она выпускается в отдельных листах 4 x 5 дюймов (или даже больше), и заправляется в специальные держатели для пленки. Заправляться она должна в темноте. В каждый держатель помещается только два кадра. Традиционный фотожилет со всеми этими карманами изначально был создан для пользователей большого формата. Вам действительно нужно много карманов, чтобы распихать все эти держатели для пленки.

Типы пленки

Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.

На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.


Пленочные камеры

Если вы погружаетесь в царство пленочной фотографии, вы столкнетесь с выбором пленочной камеры. Так же, как и в мире цифровой фотографии, существуют разные виды камер для разных целей. Наиболее популярные камеры, как я и упоминал выше, это 35мм. Они выпускаются в диапазоне от автоматических «мыльниц» и простых (но профессиональных) дальномерных камер до SLR камер с полным ручным (или полностью автоматизированным) управлением.

Дальше идут среднеформатные камеры, которые немного более громоздки, зато с их помощью можно создавать бóльшие кадры с более высоким «разрешением». Если вы действительно хотите начать с чего попроще, вы можете даже попробовать Lomo или игрушечную камеру, очень модные на сегодняшний день и сконструированные так, чтобы ими было очень легко пользоваться.

Терпение, дисциплина и правильные настройки

Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.

Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.

Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.


Проявка

Когда вы отсняли пленку, вам нужно набраться терпения до того, как вы сможете увидеть результат. Для меня это часть удовольствия. Когда вы решите проявить пленку, убедитесь, что делаете это правильно. Если вы не знакомы с процессом проявки, или у вас нет для этого ресурсов, отнесите его в лабораторию, чтобы ее проявили за вас.

Помните, что если вы доверяете кому-то проявку своих пленок, лучше отнесите ее туда, где, вы уверены, с ней обойдутся аккуратно, вместо того чтобы заплатить пару долларов в местной лавочке. Если есть возможность, попробуйте научиться проявлять самостоятельно. Это очень важная часть пленочной фотографии, и это обеспечит вам как фотографу гораздо более высокий уровень контроля над результатом.


Сканирование и загрузка в интернет

Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.

После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!


Творческий подход

Теперь ваша очередь дать шанс пленочной фотографии. Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое пленочная фотография, но есть еще множество вещей, которые вам только предстоит узнать. Попробуйте заполучить пленочный фотоаппарат. Сэкономьте пару пенни и найдите один на Ebay, или пойдите и поищите на чердаке в доме родителей.

Вы можете отправиться на съемку с цифровой и пленочной камерой, и испытать оба варианта в одно время. Сравните результаты и продолжайте экспериментировать с пленкой. Скоро вы будете готовы попробовать самостоятельную обработку результатов своих экспериментов!





Поделиться