Самолет ил 78 технические характеристики. Описание нового заправщика

29 ноября 2017 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А (бортовой 78741, зав. 0201). Самолёт собран в рамках контракта с Минобороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного воздушного судна. Потребность в топливозаправщиках составляет не менее 20 машин.

Ил-78М-90А - первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

За всю постсоветскую историю России до Ил-78М-90А в стране не было произведено ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

25 января 2018 года воздушный танкер совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.

Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полётов.

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолёта. Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Ил-78М-90А является модификацией самолёта Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование. Но при этом конструкция самолёта позволяет установить топливозаправочное оборудование - дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ).

Прежние заправщики

Исследовательские и экспериментальные работы по дозаправке самолёта топливом в воздухе были развернуты в Советском Союзе практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1948 году вышло Постановление Совета Министров СССР о необходимости создания системы дозаправки в воздухе самолёта Ту-4. Такая система потребовалась для обеспечения возможности нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным на территории Европы и Британских островов. Первые лётные испытания начались в 1948 году с использованием двух фронтовых бомбардировщиков Ту-2, оснащённых системой со схемой «с крыла на крыло». При такой схеме самолёты летели параллельными курсами - крыло к крылу, не находясь в потоке друг друга.

Самолёт-заправщик выпускал из законцовки крыла трос со стабилизирующим парашютом. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить штангу, торчащую из торца крыла, на трос. Трос цеплял гибкую тягу, за которую вытягивал из крыла шланг. Далее трос выбирался заправщиком, а бомбардировщик выпускал шланг. Достигнув крыла заправщика, шланг стыковался с заправочной магистралью, и начиналась перекачка топлива.

16 июня 1949 года лётчики-испытатели ЛИИ Амет-хан Султан и Игорь Шелест впервые осуществили дозаправку топливом в воздухе на самолётах Ту-2. В 1951 году успешно завершились государственные испытания двух Ту-4, оборудованных крыльевой системой дозаправки. Система была принята на вооружение.

17 сентября 1953 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности СССР, которым предписывалось впредь проектировать все бомбардировщики только с возможностью дозаправки в полёте.

В августе 1954 года на вооружение Дальней авиации СССР поступили первые три пары Ту-4 (заправщиков и заправляемых) с крыльевой системой дозаправки, в 1955 и 1956 годах - ещё по девять пар Ту-4.

Пришедшие на смену Ту-4 реактивные бомбардировщики Ту-16, имевшие умеренный размах крыла, также оборудовались системой крыльевой дозаправки. Уже осенью 1953 года в ОКБ Туполева начали проработку применения на этом бомбардировщике схемы «с крыла на крыло». В период лета-осени 1954 года два серийных Ту-16 были переделаны в самолёты-заправщики. Всего более 100 самолётов Ту-16 было переоборудовано в версию Ту-16З, оснащённых крыльевой системой заправки. Они использовались для дозаправки в воздухе бомбардировщиков Ту-16А, имевших топливоприёмники на левом крыле, а позже - на обоих крыльях.

Параллельно с системой дозаправки «с крыла на крыло» разрабатывалась и система «шланг-конус». Она была необходима для самолётов, имевших большой размах крыла, в первую очередь - для разрабатывавшихся в начале 1950-х годов стратегических бомбардировщиков Ту-95 и М-4.

В 1951 году разработчики, с учётом опыта испытаний крыльевой системы дозаправки, а также на основе имевшихся данных об эксплуатации американских систем дозаправки в воздухе, пришли к выводу, что при использовании системы «с крыла на крыло» нагрузка на экипажи значительно выше по сравнению со схемой «шланг-конус». Для заправки при помощи шланга самолёт-заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными, как правило, под крыльями и в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длиной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется «конус», внешне напоминающий волан, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга. Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приемной штангой.

После завершения доводки системы «шланг-конус» в ОКБ, руководимом Семеном Алексеевым (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г. И. Северина), она стала использоваться на стратегических бомбардировщиках М-4 и Ту-95. В качестве заправщиков сначала использовались самолёты Ту-4, в дальнейшем - Ту-16ЗЩ и Ту-16Н. Они обеспечивали дозаправку в воздухе и первых сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-22.

Помимо туполевских машин в топливозаправщики переоборудовались бомбардировщики разработки ОКБ Владимира Мясищева. В начале 1960-х годов такая судьба постигла остававшиеся в строю самолёты М-4, на базе которых были созданы «летающие танкеры» М-4-II. На смену им во второй половине 1970-х годов пришли топливозаправщики 3МС-2 и 3МН-2, созданные на базе стратегических бомбардировщиков 3МС и 3МН, также разработанных в ОКБ Мясищева.

Начало этого переоборудования стало результатом встречи генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом в 1975 году. На ней советский лидер пообещал переделать 20 бомбардировщиков 3М в самолёты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин сняли все бомбардировочное вооружение, а проем грузоотсека частично заклепали, оставив лишь небольшой люк для выхода заправочного шланга. Одновременно назначенный ресурс 3М продлили ещё на 10 лет. «Эмки», включая старые М-4 и более новые 3МС-2 и 3МН-2, продолжали трудиться до начала 1990-х годов.

В 70-х годах для увеличения радиуса действия принятого на вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 потребовалось оборудовать его системой дозаправки в воздухе. Наиболее подходящим для этой роли был сам Су-24.

Поскольку Су-24 не имел бомбоотсека, для него разработали внешний подвесной агрегат заправки (ПАЗ), в котором находился барабан со шлангом и топливоперекачивающий насос.

В 1975 году начались лётные эксперименты на доработанных Су-15. В ходе испытаний появилось предложение о создании однотипной системы дозаправки в воздухе для армейской и дальней авиации. В результате было выдано задание разработать унифицированный агрегат - УПАЗ, который предполагалось подвешивать под различные типы самолётов. Тогда же вышло постановление о создании тяжёлого самолёта-заправщика Ил-78.

Работа над УПАЗ была завершена в 1983 году. Начиная со второй половины 80-х годов на большинстве разрабатываемых советских тактических самолётов предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. В ОКБ Микояна провели работы по оснащению топливоприёмным оборудованием МиГ-25ПДЗ и МиГ-31Б/М. Среди самолётов ОКБ Сухого, помимо Су-24 и его модификации Су-24М, подобную адаптацию прошли Су-27 и его модификации Су-30, -33, -34 и -35. Особо актуальной дозаправка в воздухе была для палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ. На советских авианосцах отсутствовали катапульты, потому максимальная взлётная масса палубных самолётов была ограничена. Взлёт с неполной заправкой и последующее восполнение топлива в воздухе существенно расширяли их боевые возможности.

Для дозаправки в воздухе самолётов как стратегической, так и фронтовой авиации в ОКБ Ильюшина в начале 1980-х годов на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан специальный проект «танкера» Ил-78. Прототип этой машины совершил первый полёт 26 июня 1983 года. Серийное производство Ил-78 развернули в 1984 году на ТАПОиЧ параллельно с Ил-76.


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М
MODERNIZED AIRCRAFT-TANKER IL-78M IN HEIGHT

11.02.2014
Модернизация самолетов-заправщиков Ил-78М начнется в текущем году, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. «Первый строевой Ил-78М должен поступить на модернизацию в 2014 году», – сказал собеседник агентства. По его словам, сейчас Авиационный комплекс имени Ильюшина разрабатывает и выпускает документацию на проведение модернизации самолетов этого типа. «Завершение модернизации Ил-78М ожидается в следующем году, после чего последует этап госиспытаний воздушного топливозаправщика», – сказал собеседник агентства. Он уточнил, что модернизацию строевых Ил-78М планируется осуществлять на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП».
Модернизированные Ил-78М получат современные бортовое оборудование и средства заправки в воздухе. Кроме того, двигатели Д-30 силовой установки тягой по 12 т самолета Ил-78М будут заменены на более современные двигатели ПС-90А-76 тягой по 14 т, сказал источник. «Замена двигателей самолета при модернизации на более совершенные позволит существенно улучшить его основные летные характеристики», – отметил собеседник агентства. Ранее сообщалось, что модернизированный Ил-78М может получить обозначение Ил-78М2 или Ил-78М-90А.
Военно-промышленный курьер

17.04.2014
«Пермский моторный завод» (ПМЗ) передал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) второй комплект двигателей ПС-90А-76 для оснащения военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-476. Акт приемки и передачи подписан сегодня на Международном форуме двигателестроения МФД-2014 управляющим директором ОАО «ПМЗ» Сергей Попов и заместителем генерального директора ОАО «Транспортные самолеты» Ольгой Федонюк.
Как сообщил на церемонии подписания Сергей Попов, первый комплект двигателей был передан заказчику в прошлом году. К концу текущего года на ульяновский завод «Авиастар- СП», где собираются самолеты Ил-476, будет поставлено в общей сложности четыре комплекта авиадвигателей ПС-90-76А. В один комплект входит четыре авиадвигателя.
ОАК рассчитывает в четвертом квартале текущего года подписать с Минобороны России контракт на поставку 31 самолета-топливозаправщика, созданных на базе Ил-476.
ИТАР-ТАСС

13.05.2014
Как сообщает 12 мая 2014 года информационное агентство «Финмаркет» со ссылкой на «Интерфакс-АВН», ульяновское ЗАО «Авиастар СП» приступило к строительству самолетов-заправщиков Ил-78М2, сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в авиапроме. «В настоящее время на «Авиастар-СП» ведется строительство первого самолета Ил-78М2. Поднять эту машину в воздух планируется в конце следующего года. Провести летные испытания новой машины планируется в начале 2016 года», – сказал собеседник агентства. Он пояснил, что это первый воздушный танкер, созданный на базе внедряемого в серийное производство глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

2018-08-13T17:44:50+00:00

Самолет-заправщик Ил-78.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД , в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
— в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива;
— кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами;
— под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А «Сахалин», усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М . Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

Модификация: Ил-78
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого самолета: 40000
-максимальная взлетная: 190000
Внутренне топливо, л: 82000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Скорость при дозаправке, км/ч: 400-600
Практическая дальность, км: 7300
Дальность действия, км: 3650
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6
Полезная нагрузка: максимальная нагрузка — 65000 кг топлива
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 14800 кг топлива; фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

Ту-95МС готовится к дозаправке от Ил-78.

Дозаправка двух Су-24М от самолета-заправщика Ил-78.

Ил-78 проводит дозаправку двух МиГ-31.

Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ).

Агрегат УПАЗ.

Самолет Ил-78 является советским заправщиком, созданным на базе более старого Ил-76МД, главным предназначением которого является заправка самолетов во время полета. Сама по себе задача по заправке самолетов в воздухе не является легкой, а скорее совсем наоборот. Однако если учесть преимущества такой заправки, то все сложности, риски и расходы становятся очень даже оправданными.

Часто случалось, что Ил-78 принимали за его предшественника Ил-76, на котором проводили проверку УПАЗов. На сегодняшний день самолет сохраняется в Кировоградской летной академии.

Список самый известных модификаций

  • Ил 78 – изначальная, базовая модификация.
  • Ил 78В – разработка возможности дозаправки самолетов западного типа.
  • Ил 78М – усиленное шасси, грузовая кабина не герметичная, добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил 78М 2 – модернизация Ил 78М, проект.
  • Ил 78М 90А – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил 76МД 90А, проект.
  • Ил 78МК – еще одна модернизация Ил 78М, рассчитанная на транспортную конфигурацию, проект.
  • Ил 78МК 90 – проект летательного аппарата на базе Ил 78МК с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил 78МКИ – модификация Ил 78М, которую поставляли по контракту государства индийским ВВС.
  • Ил 78МП – специальное обозначение для четырех самолетов, что были поставлены компанией Укрспецэкспорт в Пакистан по контракту.

Кроме СССР попытки изменения и улучшения Ил-76 проводили в Ираке. Стоит заметить, что еще в 1988 году самолет типа Ил-76МД оснастили приобретенным еще в Советском Союзе подвесным агрегатом заправки (УПАЗ), и крепился он на основной стойке грузолюка, что находилась по центру. Благодаря данной характерной черте створку люка приходилось поднимать в момент взлета и посадки, заправщик этого типа был способен одновременно заправлять только Миг-27 или Су-22М.

Самой важной характеристикой со времен появления летательных аппаратов была дальность их полета, поэтому дозаправка могла бы существенно увеличить эту характеристику. Другим же вариантом было увеличение объема переносимого топлива, и в следствии, увеличение массы самолета. Благодаря использованию технологии дозаправки можно сократить не только взлетную массу аппарата, а и длину взлетно-посадочной полосы.

История развития технологии воздушной заправки

Очевидно, что все преимущества такой заправки имели предельную ясность на самом восходе авиации. Так что первоначальные усилия воплотить задумку в реальность имели место еще до того, как началась Первая мировая война, однако из-за явного технологического несовершенства того времени и реально значительной сложности подобной операции данная технология не получила своей реализации.

Первая заправка на лету представляла собой простое переливание топлива под воздействием силы тяжести из самолета, что летел выше в машину, находящуюся ниже. Такая система была несовершенна, и позже ее начали оснащать специальными насосами, и те уже значительно ускоряли процесс заправки.

Над данной технологией довольно активно трудились немецкие конструкторы еще в то время, когда полным ходом шла война. Они хотели использовать дозаправку, что бы получилось доставить бомбардировщики к берегам США. Но этому не суждено было случиться, так как американцы первые начали масштабное применение воздушной дозаправки.

Еще в Советском Союзе проводились опыты воздушной заправки с использованием переделанного самолета-разведчика Р-5, однако исследование так и не продвинулось достаточно далеко. Стремительное развитие технологи началось в период холодной войны, когда главной и приоритетной ударной мощью одной из противостоящих сторон могли стать стратегические носители ядерного оружия. Такие летательные аппараты вели непрерывное дежурство, и были вынуждены долгое время пребывать в воздухе, патрулируя конкретные регионы.

Именно для таких аппаратов активно применялась заправка на лету, так как главный советский стратегический бомбардировщик Ту-4 долететь до берегов США без дозаправки по дороге не мог. К тому времени как в СССР уже были разработаны несколько самолетов-заправщиков, к середине 70-х годов они уже утратили свою новизну, так что новый самолет был просто необходим, чем и занялись в Авиационном комплексе имени Илюшина. Нужно сказать, что специалисты из данного бюро уже имели в своем запасе некоторые наработки на эту тему, так как еще в 1968 году они вели разработку так называемого «летающего танкера», однако заказчик отклонил этот проект из-за неудовлетворенности техническими характеристиками.

Если раньше данным вопросом занимались хоть и интенсивно, но недостаточно, то вначале 80-х нужда в таком самолете-заправщике стала довольно остро. У ВВС СССР имелись в ангарах Ту-95МС, МиГ-31, а так же Су-24М, которые могли заправляться в полете. К тому же предполагался выпуск еще одного бомбардировщика – Ту-160, и кроме его еще несколько новейших самолетов 4-го поколения – Су-27 и МиГ-29. Своеобразными «клиентами» последнего заправщика норовили оформиться несколько тысяч летательных аппаратов.

По стечению обстоятельств в этот момент и появляется на свет совершенно новая версия не так давно разработанного транспортного летательного аппарата Ил-76 – Ил-76МД, у коего максимальный взлетный вес был значительно больше его предшественника; это разрешило ему повысить объемы горючего, что должны были передавать во время процесса заправки. Новый самолет получил отдельный индекс Ил-78 и уже в 1983 году один из первых таких аппаратов взлетел в небо. К тому же благополучная разработка и выпуск нового заправщика повлиял выход нового универсального подвесного агрегата заправки; этот прибор прекрасно устанавливался на разнообразные виды машин.

Описание нового заправщика

Как уже известно, основу Ил-76 положили в то, что мы сейчас знаем как Ил-78, взлетный вес которого составлял 190 тонн. Фюзеляж самолета вмещал в себя два цилиндрообразных резервуара, вместительность каждого из них составляла 14 тонн. Кроме того самолет имел в оснащении пожарную систему безопасности.

Новый самолет-заправщик умел взаимодействовать не только с самолетами, принадлежащими дальней авиации, но так же и с самолетами из фронтовой авиации, а так же самолетами ПВО. Все это не представлялось бы возможным, если не установка на борт заправщика трех УПАЗ-1, одно такое устройство находилось в носу, а два остальных по одному на каждое крыло. Сам УПАЗ выглядел как специальный контейнер с встроенным турбонасосом и сматываемым в барабан длинным, 28-метровым шлангом.

Самолет так имел возможность работы своеобразным танкером с целью транспортировки горячего. Разгрузка топлива на земле совершалась в отсутствии УПАЗов. Благодаря своим техническим особенностям самолет мог перевозить около 65 тонн горючего на дистанцию в 1000 километров.

Несмотря на то, что его делали изначально как заправщик, данный тип самолета так же использовали в качестве транспортного, хоть и бывало это крайне редко. Емкости для горючего были съемными, и располагались внутри фюзеляжа. Грузовым оборудованием так же был обеспечен и салон.

Дозаправка в воздухе / Фото: photo.qip.ru

Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива благодаря двум дополнительным бакам. Об этом сообщил 26 октября журналистам гендиректор предприятия " " Сергей Дементьев.

С.Дементьев уточнил, что каждый из дополнительных топливных баков может нести по 50 тонн топлива. Заправка возможна двумя способами - с хвостовой части и со стороны двух крыльев самолета.


Сергей Дементьев / Фото: aviastar-sp.ru

Одновременно в воздухе может производиться заправка трех лайнеров.При этом ранее сообщалось, что на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов, сообщает ТАСС.

Техническая справка

(по кодификации НАТО: Midas ) — самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

Фото: Пресс-служба МО РФ

Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.

Модификации:

  • Ил-78 - Базовая модификация
  • Ил-78В (проект) - Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
  • Ил-78М - Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ - (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МК (проект) - (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
  • Ил-78МП - Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 по май 2012 годов.
  • Ил-78М-90 (проект) - Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

Фото: Пресс-служба МО РФ


Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 50.50
Длина самолета, м 46.59
Высота самолета, м 14.76
Площадь крыла, м2 300.0
Масса, кг пустого самолета - 40000
Масса, кг максимальная взлетная - 190000
Внутренне топливо, л 82000
Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 6
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки - 14800 кг топлива Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива


Поделиться