Крейсер варяг новый. Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг

Официальная историческая справка:
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.
Спущен на воду 27 июля 1982 года.

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания.
25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР.
07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.

С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.

Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 - 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.

В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска - Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).
04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.
09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай - Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.
В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.
Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года)
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) - порт Сингапур- порт Джакарта - порт Саттахип - порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005». Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса.
В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1».
В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско.
Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».
Мне уже довелось побывать этим летом на борту аналогичной "Варягу" "Москвы", но тогда все ограничилось простым осмотром корабля, а здесь, на Камчатке, предстоял выход в море и боевые стрельбы.
Итак, вечером 14 сентября на катере мы направились на корабль. "Варяг" в это время получал припасы с судна снабжения - среднего морского танкера "Иркут"


2. Швартуемся.


3. Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота.

4. Спуск гюйса.


5.
Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского.
Корабли сопровождения.
Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив".


6. Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый".


7. Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"


8. Также в учениях участвовали БПК "Адмирал Трибуц", МПК "Кореец", МРК "Мороз".
Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.
К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК "Мороз" выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 "Малахит", которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК "Кореец" отстрелялся ракетой-мишенью "Саман", по которой стрелял "Варяг" ракетой зенитного комплекса С-300Ф "Форт". Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.
Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким).


9.


10.

11.

12.

13.

14. Стрельбу АК-130 и видео работы "Форта" можно посмотреть в сюжете телеканала "Звезда".
Стрельбу командующий Приморской флотилией назвал успешной.
Небольшая экскурсия по кораблю.
Трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход».

15. РЛС МР-123 "Вымпел" управления стрельбой артиллерийской установки АК-630.


16. 30-мм шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Справа - оператор установки.


17.


18. А вот видео с весенних учений, где "Варяг" работал комплексом РЭБ ПК-10 "Смелый" и АК-630.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 "Смерч-2".


19.


20.


21. Под это крышкой располагается корабельный эенитный ракетный комплекс Оса-М.


21. Ракета 9М33 "Осы-М".


22. Это снимает любой фотограф, посетивший крейсер, - силуэты кораблей и самолетов. Наших и вероятного противника.


23. Оптический пеленгатор ПГК-2.


24. Командный пост корабля. Он практически идентичен "Москве", видеоэкскурсию по которому вы можете посмотреть в соответствующей записи.
Боевая информационная система БИУС "Лесоруб-1164".


25.
Системы навигационной безопасности - комплексы "Бал" и "Вайгач".


26. На данном комплексе отображаются электронные карты.


27. Но бумажные расчеты выполняются всегда, на случай выхода электроники из строя в следствие аварии, боевых действий и т.п.


28. Прибор, транслирующий навигационные данные.


29.
Прибор спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-3101.


30. Таблица сигналов.


31. На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков.


32.
На сайте Минобороны есть хорошая виртуальная фотоэкскурсия по крейсеру, там есть и этот пост, очень советую посмотреть http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm .
Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая "сиська" - РЛС "Волна" антенного поста управления стрельбой ЗРК "Форт".


33. Офицерская кают-кампания.


34. Ессно на стене имеется репродукция знаменитого боя прародителя нынешнего "Варяга" с японцами.


35. Памятные знаки, награды.

36. Матросская столовая.


37. На информационном стенде карта предстоящего похода "Варяга".


38. На камбузе.


38. Это был крейсер "Варяг".

Источники:

Советский и российский ракетный крейсер, третий корабль проекта 1164 «Атлант» , флагман Тихоокеанского флота России. Крейсер создан на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в первой половине 1980-х годов.

История создания

Заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара в 1979 году под наименованием «Червона Украина». Спущен на воду в 1983 году. Вступил в строй 16 октября 1989 года.

История службы

В 1990 году во главе отряда боевых кораблей выполнил задачи боевой службы и межфлотского перехода. С ноября 1990 года в составе Тихоокеанского флота, в 1996 году был переименован в «Варяг». С 1996 года является флагманом Тихоокеанского флота вместо тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В 1997, 2004, 2009 годах посещал порт Инчхон (Республика Корея). В 1999 году посетил порт Шанхай с официальным визитом в честь 50-летия образования КНР. В 2002 году во главе отряда боевых кораблей ТОФ посетил военно-морскую базу Йокосука в связи с 50-летием создания морских сил самообороны Японии. В сентябре - декабре 2005 года во главе отряда боевых кораблей ТОФ выполнил боевую службу в Индийском и Тихом океанах, с заходами в порты Вишахапатнам (Индия), Танджунг-Приок (Индонезия), Саттахип (Таиланд), Чанги (Сингапур), Дананг (Вьетнам). С 2006 по 2008 год проходил ремонт на «Дальзаводе» с заменой ГЭУ. В октябре 2008 года посетил с неофициальным визитом порт Пусан (Республики Корея). В апреле 2009 года посетил с официальным визитом китайский порт Циндао. В июне 2010 посетил с неофициальным визитом американский порт Сан-Франциско. 9 ноября 2010 года прибыл с неофициальным визитом в южнокорейский порт Инчхон. На него была возложена историческая миссия доставки на родину реликвий своего легендарного предшественника - русского крейсера «Варяг», а также обеспечения пребывания в Южной Корее Президента РФ Дмитрия Медведева в период проведения саммита «большой двадцатки» (G20), который состоялся в Сеуле 10-12 ноября 2010 года.

В апреле - мае 2011 года участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Жёлтого моря с заходом в порт Циндао. В сентябре - декабре 2011 года во главе отряда кораблей ТОФ выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония), Апра (остров Гуам, США), Ванкувер (Канада). С 23 по 27 апреля 2012 года совместно с большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Жёлтом море. В начале 2013 года прошёл плановый ремонт на «Дальзаводе».

С 5 по 12 июля принимал участие в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. В период с 13 по 20 июля совместно с эсминцем «Быстрым», большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов» и «Маршал Шапошников», большими десантными кораблями «Николай Вилков» и «Ослябя» принимал участие во внезапной масштабной проверке войск Центрального и Восточного военных округов. В конце августа во главе эскадры кораблей Тихоокеанского флота отправился в Средиземное море, где в ноябре отработал элементы межфлотского взаимодействия совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» . За время похода посетил порты Тринкомали (Шри-Ланка), Салала (Султанат Оман) и Александрия (Египет). В период с 20 по 26 мая 2014 года во главе эскадры из эсминца «Быстрого», большого десантного корабля «Адмирал Невельской» и кораблей снабжения принимал участие в очередных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие - 2014». В ходе учений моряки двух стран отработали совместные действия по обороне кораблей на якорной стоянке, освобождению захваченных пиратами торговых судов, организации совместной ПВО, провели противолодочные и поисково-спасательные операции, ракетные и артиллерийские стрельбы по морским и береговым целям. Стороны впервые выполняли учебно-боевые задачи в составе смешанных отрядов кораблей. Во время учений российская эскадра посетила Шанхай.

С 15 по 19 июля участвовал в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море. Во время учения российские и индийские моряки отработали встречный бой в тёмное время суток, поиск и условное уничтожение подводной лодки, артиллерийские стрельбы по парашютным и морским мишеням, а также помощь терпящему бедствие судну. В сентябре провёл стрельбы в ходе масштабных учений «Восток-2014». В ноябре 2014 года, в преддверии австралийского саммита G20 к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», что вызвало общественный резонанс в Австралии. С 23 октября по 15 декабря 2014 года в составе отряда из большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксира «Фотий Крылов» обеспечивал военно-морское присутствие и демонстрацию флага в юго-западной части Тихого океана.

27 апреля 2015 года завершил доковый ремонт на «Дальзаводе». С 7 по 12 декабря 2015 года принял участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях «Индра 2015». По окончании учений планируется отправить его к побережью Сирии для прикрытия авиации, участвующей в контртеррористической военной операции.

Ракетный крейсер «Червона Украина» выходит на испытания, 1988-1989 годы.

– Третий корабль проекта 1164 – ракетный крейсер «Червона Украина» заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе «Имени 61-го коммунара». По ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны Краснознаменного Черноморского флота корабль назван в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Спущен на воду 27 июля 1982 года.

Скорость хода – до 34 узлов. Дальность плавания – 9 тыс. миль (17,5 тыс. км, или почти полэкватора). Экипаж – 416 человек. Вместо штатных ПКР «Базальт» ракетный крейсер несет на борту 16 противокорабельных ракет 3М-70 «Вулкан», ракетный комплекс «Форт», спаренную 130-миллиметровую артустановку, два зенитных ракетных комплекса «Оса» (80 ракет), шесть шестиствольных 30-миллиметровых автоматов, два пятитрубных торпедных аппарата, два реактивных бомбомета, гидроакустическую станцию «Платина» с буксируемым устройством, вертолет Ка-27.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2″.

Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 года в связи с постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации ВМС США .Комплекс ПКР «Вулкан» (П-1000) поступил на вооружение в 1987 году. Противокорабельная крылатая ракет 3М-70 имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты, имела увеличенную до 700 км дальность.

Ракета комплекса «Вулкан» разительно отличается от своей предшественницы за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов

Аналогичная замена ПКР «Базальт» на ПКР «Вулкан» предполагалась и для предыдущих кораблей проекта, что впоследствии и было произведено на крейсере «Москва» во время его модернизации, а также с 2011 года идет процесс модернизации «Маршала Устинова». Перезарядка комплекса «Вулкан» производится только на базах кораблей, так как представляетсобой довольно трудоемкую операцию. Серийное производство ракет 3М-70 велось на ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Если говорить коротко, то ПКРК П-1000 «Вулкан» — это сильно усовершенствованный «Базальт». Комплекс «Базальт» был модернизирован и принят на вооружение 13.10.1987, но уже под названием «Вулкан», откуда следует, что РКР пр. 1164 вооружены «Вулканом» и только «Вулканом» .

Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета. По неизвестным причинам (экономического, политического, технического или производственного характера) ПКРК «Вулкан» был установлен на крейсера 1164-го проекта в усечённом виде — без замены стеклопластиковых пусковых установок СМ-248 на новые из жаропрочных сплавов, позволяющие использовать ракеты 3М70 со стартово-разгонными РДТТ новой конструкции.

Ракетный крейсер «Варяг» имеет жаропрочные пусковые установки. Но учитывая, что ПКР с мощными стартовиками пока/ещё не производятся, по прежнему применяются, то п о этой причине, РКР «Маршал Устинов» имеет на вооружении ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт». В связи с вышеизложенным. остается предполагать, что дальность действия ПКРК «Вулкан» на сегодняшний день либо такая же, как у «Базальта» (550 км), либо (по некоторым данным) на 150 км больше за счёт уменьшения массы ракеты.

Фактически на ракетных крейсерах пр. 1164 применяется ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт»

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович. С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. 25 декабря 1989 года принят в состав ВМФ СССР. 07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.

Ракетный крейсер «Червона Украина» в период перехода на ТОФ, 1990 год. Автор Муратов В.Н.

С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.
С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг. Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 — 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска — Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября). 04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.

В связи с переделом флота после распада СССР, 09 февраля 1996 года ракетный крейсер “Червона Украина” приказом Главнокомандующего ВМФ, знаменитого ельцинского «реформатора», адмирала Флота Феликса Громова переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг” . Ракетный крейсер стал последним достойным приемником славного имени легендарного крейсера «Варяг» времен русско-японской войны 1905г. Причем одноимённый авианесущий крейсер проекта 1143.5 « Варяг», который так никогда и не заступил на боевую службу российского флота, в это время ещё не был продан на металлолом и не принадлежал Таиланду.

В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. «Варяг» объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
В 1997г. крейсере «Варяг» участвовал в учебном походе в Корею и Японию. Впервые на флоте в качестве члена команды был священнослужитель. Им стал Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 года выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень — списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым надводным кораблем КТОФ.

Ракетный крейсер «Варяг». Выполнение ракетной стрельбы комплексом «Вулкан». Автор фотографии В. Аньков, Муратов В.Н.

В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай — Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
В мае 2001 года крейсер посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 2002 года ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского флота взамен тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Лазарев». С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе.

В 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз Главнокомандующего ВМФ.

Ракетный крейсер «Варяг» отправляется в поход в Южную Корею, 3 февраля 2004 года. Автор фотографии Саяпин Владимир

С 10 по 15 февраля 2004 года кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея. В апреле 2004 года в ходе командно-штабных учений КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.

В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе отряда боевых кораблей (БПК «Адмирал Пантелеев», БПК «Адмирал Трибуц», танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) — порт Сингапур- порт Джакарта — порт Саттахип — порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005″. Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами. В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.

В 2006 году флагмана ТОФ – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» поставлен для планового ремонта в стены Дальзавода. В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса. В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт. Ремонт планировали произвести быстро. Но в связи с отсутствием на кризисном Дальзаводе (как, впрочем, и на всех предприятиях ВПК РФ) квалифицированных судостроителей быстрый плановый ремонт растянулся почти на два года. В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».

После ремонта и восстановления ходовой части ракетный крейсер «Варяг» под командованием гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко принял участие в ходовых испытаниях. Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности.

Командир отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матрос Николай Иванов, призванный на флот из Свердловской области осенью 2006 года заявил, что « …он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль, наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы «.

Командир гвардейского ракетного корабля «Варяг» (2008г.) гвардии капитан 1 ранга ЭДУАРД МОСКАЛЕНКО: «Нынешний ремонт – первый за всю 18-летнюю жизнь ракетного крейсера. Заводчане провели плановую замену всех двигателей, камбузного оборудования, бытовых систем – душевых, гальюнов. Если измерять такой ремонт денежными капиталовложениями, то обошелся он государству примерно в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на дальзаводчан, но свою лепту в восстановление «Варяга» внесли и десятки других оборонных предприятий России. Могу сказать одно: с честью выполнена огромная работа, и теперь наш «Варяг» технически в отличной форме, что показали его ходовые испытания в море. Этим ремонтом кораблю продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать. Причем практически без ограничения мореплавания. Мы даже в период столь продолжительного ремонта старались держать полный штат корабля, чтобы личный состав в условиях стоянки в доке поддерживал свои заведования в нормальном состоянии, изучал функциональные обязанности по специальности. С сокращенным экипажем всего не сделаешь: хозяйство-то обширное!Во время первых выходов в море моряки отработали вахты, все элементы швартовки. Так что скоро крейсер займет свое привычное место флагманского корабля. И ни одно важное событие на флоте – будь-то военный парад или крупномасштабное учение в океане – без него не обойдется».

Во время одного из выходов с завода на акваторию залива Петра Великого «Варяг», как в лучшие былые годы, развил максимальную крейсерскую скорость — 32,5 узла. Военные моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти считанные дни зарядились позитивным настроем. Ведь до ходовых испытаний целый призыв матросов и старшин вынужден был обучаться морской науке только на тренажерах да во время корабельных тренировок по специальности. По словам командира отделения операторов группы управления зенитно-ракетного дивизиона гвардии матроса Николая Иванова, призванного на флот из Свердловской области осенью 2006 года, он совсем по-другому почувствовал себя, едва корабль наконец вышел из завода в море. Захотелось сполна хлебнуть морской романтики, появились мысли о заключении контракта после завершения срочной службы.

Одним из самых значимых событий 2008 года для «варяжцев» стало 9 февраля, когда они отметили сразу две памятные даты: 104-ю годовщину героического сражения и гибели крейсера «Варяг» в Русско-японской войне и день подъема гвардейского флага.104 года назад, 9 февраля 1904 года, прадедушка флагмана ТОФ – крейсер «Варяг» императорского флота – после жестокого сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо был затоплен его командой. Так что ввод в строй нового «Варяга» именно к этой знаменательной дате в его истории – главная задача для всего экипажа.

В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1″. В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности. В октябре 2008 года гвардейский РКР «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде. По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.

Заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота (2008г.) контр-адмирал АНДРЕЙ ВОЙТОВИЧ: «Для всех нас, военных моряков-тихоокеанцев, возвращение гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в боевой строй – событие исключительно важное и по-человечески радостное. Еще бы! Сразу заметно возрастает мощь флота. Не случайно по классификации НАТО этот класс российских боевых кораблей прозвали убийцами авианосцев. Наш «Варяг» вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать крупные надводные и наземные цели на значительном удалении. Кроме того, в его арсенале – реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Уверен, флагманский корабль еще не раз напомнит о себе участием в крупномасштабных учениях и дальних походах. Сегодня со страниц центральных газет чаще звучит имя гвардейского ракетного крейсера «Москва» с Черноморского флота, который на днях громко заявил о себе в Атлантике. Уверен: скоро в центре внимания будет тихоокеанский «Варяг».

Ракетный крейсер «Варяг» на 33 причале бухты Золотой Рог перед выходом в Китай для участия в военно-морском параде в Жёлтом море в честь 60-летия ВМС НОАК, 13 апреля 2009 года. Автор фотографии Муратов В.Н.

В апреле 2009 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС Народно-освободительной армии Китая.

Ракетный крейсер «Варяг» в Циндао во время мероприятий в честь 60-летия ВМС НОАК, 20 апреля 2009 года

В октябре – декабре 2009 года ГРК «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин. По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.

Ракетный крейсер «Варяг». Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000

В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско. Президент России Дмитрий Медведев посетил 23 июня ракетный крейсер «Варяг», который в эти дни находится в Сан-Франциско с неофициальным дружеским визитом. Глава государства поднялся на борт флагмана Тихоокеанского флота перед тем, как отправиться в Кремниевую долину.

Контр-адмирал Владимир Касатонов доложил президенту и главнокомандующему Вооруженными силами РФ Д. Медведеву о задачах, которые выполнили российские моряки во время дальнего похода, и мероприятиях, в которых они приняли участие в Сан-Франциско. Президент осмотрел ракетный крейсер и пообщался с командой

ГРК «Варяг», 2010 год

В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».

Стрельба ракетой зенитного комплекса С-300Ф «Форт» по ракете-мишени «Саман», сентябрь 2011г. Фотографии сделаны Вадимом Савицким

Ракета 9М33 «Осы-М» после старта. ГРК «Варяг», сентябрь 2011г.

В апреле-мае 2011г. ГРК «Варяг» участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Желтого моря с заходом в порт Циндао.

В сентябре - декабре 2011г. во главе отряда кораблей ТОФ «Варяг» выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония) — здесь приняли участие в совместном учении с морскими силами самообороны Японии по поиску и спасению терпящего бедствие корабля, Апра (остров Гуам, США) – здесь приняли участие в российско-американских антитеррористических учениях «Тихоокеанский орел-2011″, а далее, неофициальный визит в Ванкувер (Канада).

С 23 по 27 апреля 2012г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения ГРК «Варяг» принял участие в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Желтом море.

Группа военных кораблей во главе с флагманским кораблем Тихоокеанского флота ВМС РФ гвардейским ракетным крейсером «Варяг» прибыла в Китай для участия в китайско-российских совместных военно-морских учений «Морское взаимодействие-2012″

В начале 2013г. он прошел плановый ремонт на «Дальзаводе». С 5 по 12 июля 2013г. участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. Далее крейсер возглавит постоянное оперативное соединение ВМФ в Средиземном море, сменив ракетный крейсер ЧФ РКР «Москва». 07 сентября 2013г. принял участия в праздновании 100-летия ВМС Австралии в Сиднее.

04 ноября 2013г. выполняет боевую задачу в Средиземном море, и заходит с дружественным визитом в Египет, порт Александрия.

В период с 20 по 26 мая 2014г. ГРК «Варяг» принимал участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие — 2014». В ходе учений российская эскадра посетила Шанхай.

С 15 по 19 июля 2014г. корабль принял участие в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море.

В сентябре 2014г. принял участие в масштабных учениях «Восток-2014».

В ноябре 2014г., в преддверии австралийского саммита «G20» к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», для обеспечения безопасности президента РФ В.В. Путина.

Бортовые номера ГРК «Варяг»: 119(1989), 031(09.1990), 011(1994)

На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков

Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая РЛС «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт»

Матросская столовая

Офицерская кают-кампания на ГРК «Варяг»

Приготовление хлеба

Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор б/н от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор б/н от 08 февраля 2011 года).

ГРК «Варяг» во Владивостоке, вид от памятника Муравьёву-Амурскому

Для России Дальний Восток в силу своей удаленности от центральных районов страны всегда был регионом особых интересов. Начиная с того момента, когда на берегах Амура и в Приморье стали появляться поселения и города, Россия вынуждена была держать здесь военные корабли. Символом российской военно-морской мощи на Тихом океане по праву считаются военные корабли, носящие гордое имя «Варяг». Сегодня это имя носит мощнейший гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а почти 100 лет назад, это имя было написано на борту другого военного судна. Бронепалубный крейсер I ранга Российского Императорского флота «Варяг» стал символом несгибаемого мужества русских моряков, которые своим подвигом вписали название корабля в славную историю Российского военно-морского флота.

Американская родословная русского крейсера — героя

Создание военного флота на восточных окраинах огромной империи было делом трудным и затратным, однако, в силу геополитического положения России, обязательным. Особенно это стало актуально на рубеже веков. Именно в период конца XIX — начала XX века обострились политические противоречия в Тихоокеанском регионе. Япония, выйдя из добровольной изоляции, стремилась занять свое место в мировой политике, Китай, раздираемый внутренними противоречиями, представлял собой огромный неосвоенный рынок. Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Германия также заявляли свои экономические и политические права на территории в этой части света. Россия, имея непосредственный выход в Тихий океан, никак не могла оставаться в стороне от решения спорных политических моментов, назревших на Дальнем Востоке. Военно-политическое противостояние оставалось вопросом времени. Тем более что Япония, подстегиваемая западными политиками и финансируемая западным капиталом, открыто перешла к вооруженной конфронтации. Сначала жертвой японских милитаристов стал Китай, позже пришла очередь Российской Империи ощутить на себе все прелести крупного военного конфликта и тяжесть современной морской войны.

В таких условиях основной вооруженной силой России на Дальнем Востоке являлся Императорский военный флот. С конца XIX века в российских высших эшелонах власти среди военной верхушки прослеживалась стойкая тенденция к усилению военно-морского присутствия Империи в этом взрывоопасном регионе. Были созданы постоянные отряды военных судов, базирующиеся на порт Владивосток. Для нужд флота на Тихом океане стали строиться новые мощные корабли, броненосцы, крейсера, миноносцы и канонерские лодки. Отечественные верфи были под завязку загружены заказами от военно-морского ведомства. Активно участвовали в постройке новых кораблей иностранные компании. Верфи Германии, Франции, Великобритании и США строили для России бронепалубные крейсера и эскадренные броненосцы.

Гордостью Императорского флота мог стать строившийся в США «Варяг», бронепалубные крейсер I ранга, готовившийся для ведения крейсерской войны на Тихом океане. Действительно корабль по своим техническим характеристикам, по обводам корпуса и элегантности палубных надстроек считался на то время одним из самых современных военных судов. Однако реальность оказалась далеко не такой радужной, как планировалось. В ходе строительства корабля были допущены целый ряд технических нарушений, которые оказались в дальнейшем неизлечимыми болезнями военного корабля. Вместо быстрого и мощного военного корабля, Российский флот получил корабль-картинку, который на деле оказался далеко не той боеспособной единицей, на которую рассчитывало российское военно-морское командование.

Главная болячка нового русского крейсера заключалась в недостаточном эксплуатационном ресурсе его машин. Паровые котлы системы Никлосса не могли развить достаточную для быстрого хода тягу. В конструкции корабля имелись и другие технические недостатки, которые уже проявились в ходе ходовых испытаний. Стоял вопрос о возврате корабля американцам для последующих исправлений, однако назревавший военный конфликт с Японией, заставил изменить решение Заказчика. Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1900 году был передан Российскому Императорскому флоту и через год на нем был поднят военно-морской флаг.

Что представлял собой крейсер «Варяг»

Военно-морская концепция, на основе которой Россия строила свой флот на Тихом океане, заключалась в следующем. Главной силой Империи на Дальнем Востоке должна была стать 1-я Тихоокеанская эскадра, базирующаяся на арендованный у Китая Порт Артур. По количеству крупных военных судов и по качеству вооружения, российский флот на Тихом океане должен был не уступать флоту Императорской Японии. В состав эскадры входили новейшие эскадренный броненосцы и крейсера.

Для крейсеров, подобных классу крейсера «Варяг» отводилась роль рейдеров, которые должны были действовать на морских коммуникациях противника. Этому способствовала высокая скорость хода, большая дальность плавания и мощное вооружение. Однако такая концепция оказалась недостаточно проработанной. Русские крейсера, строившиеся для подобных целей, выходили очень дорогими и громоздкими. «Варяг» имел водоизмещение 7000 тонн. Для каперских операций вполне подходили вооруженные пароходы, а не дорогостоящие бронепалубные крейсера. К тому же, в ходе военных действий во время русско-японской войны российским крейсерам пришлось участвовать в эскадренных сражениях. Боевое участие кораблей этого класса в несвойственных для них боевых столкновениях показало слабость артиллерийского вооружения и недостаточную броневую защиту.

При таком большом водоизмещении корабль имел 152-мм орудия главного калибра. Несмотря на то, что количество орудий главного калибра было доведено до 12 шт., корабль был не приспособлен для морского боя с равноценными и превосходящими силами. Этому способствовали и слабость основного бронирования. Палуба и траверзы были защищена всего 38мм. броней. Защиту машинного отделения и артиллерийских погребов, по мнению конструкторов, должны были обеспечить угольные ямы. Артиллерийские орудия не имели броневых щитов, что ставило под сомнение боевую эффективность артиллерии корабля.

Тем более что во время эксплуатации крейсера выявился значительный перерасход угля. Для дальних морских походов корабль становился слишком прожорливым. Имея длинный список недостатков, крейсер стал первым русским военным кораблем, которому пришлось первому принять участие в боевых действиях. Злую штуку с крейсером сыграла и его дислокация накануне войны. Для крейсера была определена роль стационера в корейском нейтральном порту Чемульпо. «Варяг» должен был представлять интересы Российского Императорского Флота в Корее и в других нейтральных портах Тихого океана. Гибель крейсера «Варяг» во время боя у корейского порта Чемульпо 27 января 1904 года стала не только славной страницей в истории российского флота, но и показала ошибочность концепции развития крейсеров в России начала XX века.

Корабль вынужден был вступить в эскадренный бой с превосходящим противником. В результате боя российский крейсер получил серьезные повреждения материальной части и большую убыль в людях. Практически вся артиллерия корабля была уничтожена, к тому же крейсер имел повреждения двигательной установки, неспособной дать крейсеру высокую скорость. Не имея возможностей для сопротивления и в целях сохранения жизней членов команды корабля, командование крейсера приняло решение затопить судно.

В дальнейшем уже в ходе других столкновений на море, русские бронепалубные крейсера также вынуждены были выполнять несвойственные им функции, участвуя в эскадренных морских баталиях. Россия в русско-японскую войну потеряла весь свой океанский флот. Задачи, которые возлагались на бронепалубные крейсера, оказались неуместными в ходе конфликта. Слабо защищенные и недостаточно вооруженные быстроходные русские крейсера были не готовы к изменившейся тактической и стратегической обстановке на море.

Продолжение славных традиций

Спустя 85 лет со дня гибели российского «Варяга» у корейского порта Чемульпо, советский Тихоокеанский флот пополнился мощным современным кораблем. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», введенный в состав флота в октябре 1989 года, продолжает сегодня оставаться флагманом Тихоокеанского флота, гордо неся на борту славное и легендарное название.

Ракетный крейсер представляет собой военный корабль проекта 1164 «Атлант», строившийся на Николаевском судостроительном заводе им. 61 комиссаров. Мощные корабли должны были стать промежуточным звеном между более крупными тяжелыми крейсерами типа «Киров» с ядерной силовой установкой и ракетными эсминцами проекта 956 типа «Сарыч». Благодаря мощному противокорабельному вооружению советские крейсера проекта 1164 должны были стать адекватным ответом американским авианосным группам, господствовавшим на океанских просторах.

Первоначально предполагалась постройка 10 кораблей этого класса, однако в дальнейшем решено было ограничиться шестью единицами. Новые корабли должны были усилить корабельные группировки Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. В реальности постройка судов ограничилась всего 4-мя судами. Три из них «Слава», «Маршал Устинов» и «Варяг» были построены и сданы флоту. Четвертый корабль «Украина» так и остался стоять у заводской стенки Николаевского судостроительного завода, продолжая недостроенным ржаветь и в наши дни.

Ракетный крейсер «Слава» стал в дальнейшем флагманом Черноморского флота, получив новое имя «Москва». Его меньший собрат крейсер «Маршал Устинов» продолжает служить на Северном флоте. Третий корабль, которому первоначально хотели дать название «Червона Украина», под именем «Варяг» был отправлен служить на Тихий океан.

Как и славный предшественник, новый корабль также тяжело строился и долго вводился в эксплуатацию. Заложенный в 1983 году, корабль только спустя 6 лет был принят в состав Военно-Морского Флота СССР. Еще на стадии строительства в конструкции корабля была внесена масса технических исправлений и добавлений, в результате которых корабль существенно отличается от головного корабля проекта 1164.

Новый флагман Тихоокеанского флота имел следующие параметры:

  • водоизмещение более 11 тыс. тонн;
  • мощность силовой установки составляла 13 тыс. л/с;
  • дальность плавания корабля составляла свыше 7 тыс. морских миль;
  • максимальная скорость хода 32 узла.

Как видно из приведенных данных, новый «Варяг» также имеет высокие скоростные данные и большую дальность хода. Как и его предшественник, ГРКР крейсер проекта 1164 «Варяг» имеет мощное корабельное вооружение. Противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан» представляет собой грозную и сокрушающую силу. Ракеты класса «поверхность-поверхность» способны поразить любое современное военное судно, включая такие гиганты, как американские атомные авианосцы типа «Нимиц». Таких подарочков на борту советского, а теперь российского крейсера, имеется 16 штук. Такая огневая мощь способна рассеять любое корабельное соединение иностранного флота.

На сегодняшний день, когда на улице 21 век, крейсер продолжает оставаться в составе флота. Сегодня этот корабль постоянно находится в море, участвуя в тактических учениях и представляя военно-морской флаг России за рубежом. Новости, которые подаются в СМИ, свидетельствуют о том, что корабль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Плановый ремонт корабля планируется провести в период до 2020 года, однако эта дата стоит под вопросом, ввиду отсутствия четкого определения места подобных кораблей в новой морской стратегии развития современного флота.



Поделиться