Руководство требует выполнение обязанностей, не входящих в мои должностные инструкции в связи с производственной необходимостью. Что делать? Что входит в трудовые обязанности сотрудников, а что нет, разъяснит должностная инструкция

Все чаще работодатели заставляют работников без всяких доплат выполнять работу, которая не входит в их функциональные обязанности. Работодатели мотивируют это возросшим объемом работ, кризисом, отсутствием необходимых квалифицированных кадров и любыми другими причинами. Причем отказ расценивается как дисциплинарное нарушение с соответствующими последствиями. О том, может ли работник отказаться от работы, которая не входила в его должностные обязанности на момент трудоустройства, рассказывает адвокат Олег Сухов ( «Юридический центр адвоката Олега Сухова»).

Работодатель не имеет права

Статья 60 Трудового кодекса РФ содержит положение, в соответствии с которым работодатель не имеет права требовать от работника выполнять работу, которая не оговорена в его трудовом договоре. Кроме трудового договора функциональные обязанности должны быть перечислены в должностной инструкции, которую подписывает кандидат при устройстве на работу. Только при наступлении форс-мажорных обстоятельств работника можно обязать выполнять работу, не предусмотренную должностной инструкцией и трудовым договором.

Если аварий, стихийных бедствий и подобных ситуаций на предприятии не случилось, работник вправе отказаться от выполнения «лишней » работы. Отказ от нее никак не может послужить причиной увольнения или дисциплинарного взыскания.

Шансы проучить работодателя есть

Как показывает судебная практика, более ⅔ исков о восстановлении на работе в случае увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей судами удовлетворяется. Следовательно, если вы уверены в своей правоте, то шансы на восстановление справедливости у вас высоки.

Обобщение судебной практики одного из областных судов Центрального федерального округа за 2013 год показало, что из 34 исков о восстановлении на работе при увольнении за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей удовлетворено 27 исков, по двум искам отказано, остальные дела были прекращены в связи с мировыми соглашениями. По другим судебным делам, вытекающим из трудовых отношений, в частности по искам об отмене дисциплинарного взыскания, статистика такова: рассмотрено 97 дел, удовлетворено 68 исков, отказано в удовлетворении в 7 случаях, остальные дела прекращены в связи с мировыми соглашениями. По всем проигранным делам работодатели не могли в суде доказать, что действия, за несовершение которых налагались взыскания, действительно входили в круг обязанностей подвергнутых наказанию.

Как работнику отказаться от выполнения дополнительной «бесплатной » работы?

Можно выбрать один из двух вариантов. В соответствии с первым — просто отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, известив своего непосредственного руководителя в письменной форме. Заявление надо подавать способом, позволяющим зафиксировать его получение (к таким относятся, например, заказное письмо с уведомлением; два экземпляра заявления, на одном из которых делается отметка о принятии; извещение телеграммой с уведомлением). Однако неблагоприятные последствия такого шага могут проявиться во многом: это и невыплата премий, и тотальный контроль рабочего времени, и придирки к выполняемой работе.

Имеется и другой вариант. Согласиться выполнять «чужую » работу, но заранее оговорить размер оплаты. Такое совмещение своей основной работы и дополнительной вполне законно. За него должно быть выплачено денежное вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается по усмотрению работодателя и не может превышать 100 % заработной платы сотрудника, функциональные обязанности которого берет на себя совместитель.

«Подводя итоги, можно сказать: не надо бояться отстаивать свои права ни в суде, ни перед непосредственным руководством. Иначе незаконно возложенные однажды «лишние » обязанности так и придется выполнять постоянно — без согласия и даром», — предупреждает адвокат Олег Сухов.

Почему в школьных конфликтах родитель всегда должен стоять за ребёнка

В каждой школе есть учитель, которого любят все и тот, кого ненавидят тоже все (и не только дети). Это тот, у кого на двадцатой минуте урока изощрённые издевательства над стоящим у доски становятся совсем невыносимыми. На тридцатой минуте ребёнок неизменно получает свою двойку. А потом с ней приходит домой. И там он должен понять - вы всегда с ним и на его стороне. Почему это так важно - рассказывает Ольга Карчевская.

У меня есть два самых ярких воспоминания о школе.

Первое - протяженное во времени, но как бы слитое в одно: мой учитель русского и литературы и одновременно моя классная Любовь Федоровна. То, как она ко мне относилась и чем она для меня была. Она считала мой ученический успех своим личным делом и принимала меня близко к сердцу. Я часто бывала у нее дома, где она кормила меня домашней едой, помногу рассказывала о жизни - своей и в целом, ну и заодно готовила меня к бесконечным олимпиадам и всероссийским конкурсам сочинений.

Прошло ужасно много лет, но я до сих пор вспоминаю о ней с теплом, захожу в гости и считаю тоже немного своей мамой. Надо ли говорить, что все эти олимпиады и конкурсы я выигрывала, в университет пошла на филфак (а потом и в литературный институт) а профессией избрала журналистику. Спасибо, Любовь Федоровна.

И второе ярчайшее воспоминание о школе - зубной кабинет. До сих пор помню глаза стоматолога Жанны Юрьевны поверх повязки - иногда они являются мне в кошмарах. Практически каждый день я добровольно брала талончик к школьному зубному (да, у нас был такой), чтобы мне там иголками чистили каналы и удаляли нервы без анестезии. Это было дичайше больно, но я все равно ходила, потому что посещать алгебру и геометрию было намного больнее. Почему? Да просто учительница математики меня, скажем так, не любила.

Каждый раз, когда она ко мне обращалась в своей холодной саркастической манере, я была готова провалиться сквозь землю, цепенела от липкого ужаса и ни черта не соображала

Надо ли говорить, что и на выпускных экзаменах по алгебре и геометрии тройки мне поставили исключительно из жалости, и я до сих пор понимаю в математике примерно ничего.

Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

А хотя нет, эта мысль слишком проста, чтобы от нее не отмахнуться. Поэтому я еще немножко поговорю на эту тему, пока мысль будет погружаться в вас.

В теории привязанности есть очень важная мысль: сначала отношения, потом все остальное. Отношения между ребенком и ответственным за него взрослым или альфа-взрослым, как принято говорить у адептов этой теории, это контейнер, а воспитание в широком смысле слова, в том числе и обучение, - это то, что в этот контейнер гипотетически можно положить. Если контейнер худой - ржавый, дырявый, ненадежный, то может так получиться, что положить в него и сохранить ничего в нем и не выйдет. А если контейнер, скажем, будет выделять в содержимое ядовитые вещества, то дело, сами понимаете, плохо.

Если отношения между учителем и учеником токсичны, то и знания будут отравлены, пользоваться ими ученик не будет. Если у него все нормально с системой самосохранения, то его такими знаниями быстренько вырвет, и дело с концом.

Не в этом ли кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов

А еще в этой теории, развиваемой Гордоном Ньюфелдом, говорится, что взрослый по отношению к ребенку должен быть альфой, то есть ведущим. Разве ребенок добровольно пойдет за тем, кто его не любит? Разве будет ребенок такому взрослому доверять?

Первая школа моего старшего сына была кадетской. Я немного опасалась за военную составляющую - было не очень понятно, чего ждать от мужчин, преподающих военную подготовку. Но настоящих проблем подкинули не они, а хрупкая с виду девушка, вероятно, недавно из педа, классная моего второклассника. Одним не очень прекрасным вечером мой восьмилетний ребёнок вернулся домой, задыхаясь от слез, в натуральной истерике - у него дрожало всё, что вообще может дрожать. Он был очень напуган.

Его классная руководительница на полном серьезе сказала, что она готовит его документы для передачи в детдом, потому что он плохо учится

Я уже не особо помню, что они там делали во втором классе, по-моему, у них еще даже оценок не было. Что там вообще в принципе можно было делать так плохо? Ну вот не понравился он ей чем-то. И она решила отомстить ребенку таким страшным образом. Он ей, разумеется, поверил. Мне пришлось хватать его рыдающего, тащить в школу к директору и вызывать эту придурошную классную на ковер. Сына немедленно перевели в параллельный класс, она извинилась, и вообще каждый раз, когда видела меня там, снова извинялась. Я очень надеюсь, что она ничего подобного больше никогда не делала. Так вот, я совсем не понимаю, чему он мог у нее научиться.

Когда мы переводились в другую школу, в четвертый класс, его новая классная, впервые увидев Тимофея на линейке 1 сентября, вместо чего-то вроде «приятно познакомиться» или «добро пожаловать в наш класс» (по-моему, она даже не поздоровалась с ним в ответ), сразу сказала: «волосы постричь, сережку из уха снять». Эта школа уже не была кадетской - обычная московская школа, в уставе которой таких требований к внешнему виду учащихся не было. Просто лично ей такой неформальный вид не понравился.

Тимофей ее требования выполнить отказался, после нескольких моих бесед с завучем и директором школы от нас отстали, но осадочек у Ольги Алексеевны остался. И она стала его буквально травить. Посадила на заднюю парту. Занижала оценки. Но хуже всего было, когда Тим вернулся из Питера с гастролей своего театра - они показывали там спектакли в детдомах. Он принес ей диплом, в котором было зафиксировано его участие в этих гастролях. Она равнодушно посмотрела на диплом и сказала: «Ну и что. Кривляться любой может, знаний-то в голове у тебя от этого не прибавилось».

Это был второй раз, когда сын пришел домой в слезах. Я сходила побеседовать с этой Ольгой Алексеевной. Попыталась поговорить с ней даже не как с учительницей, а как мать с матерью - у нее дети такого же возраста. Она мне сказала потухшим взглядом: «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности, мне за это не платят». Я не знаю, профессиональное ли это выгорание или она изначально шла в эту профессию по расчету (не по любви то есть), но в любом случае это печально. И, опять же, чему мой сын может у нее научиться? Это вообще не вопрос.

К большому сожалению, такая ситуация, когда учитель не считает любовь к детям необходимой для себя профессиональной компетенцией - скорее типична. Это и есть, пожалуй, главная черта российского образования. Это и есть, пожалуй, все, что нам нужно о нем знать.

И что с этим делать - мне лично совсем непонятно. То, что мне понятно, то, что для меня ясно, как белый день - это моя решимость в любой конфронтации между школой и моим ребенком всегда быть на стороне ребенка. Если там его не считают нужным любить, то кто должен это делать, если не я? Мне вообще до лампочки, сколько двоек и троек он нахватал в четверти. Мне важно, чувствует ли он себя достаточно хорошим, потому что любим. Наши с ним отношения не зависят от его оценок. Это не значит, что мне все равно, как он учится. Я стараюсь делать все, что могу, чтобы он захотел учиться лучше. Но я не допущу, чтобы он боялся сообщить мне об очередной двойке за контрольную из страха, что лишится моей любви и моего уважения. Я его гарант в этом. Это неприкосновенно.

Я не могу повлиять на то, насколько учителя в школах задействуют сердце наравне с мозгом. Но я могу сохранять наши с ним отношения так, чтобы он не сомневался ни в них, ни в себе.

Порой всего одна оговорка может существенно исопртить ваш имидж. Мы предлагаем список фраз, о которых сотруднику следует забыть навечно.

«Это не входит в мои обязанности»

В глазах начальника идеальный сотрудник - человек, готовый работать по любому распоряжению. Вы можете думать все что хотите, но высказывать боссу прямо свое раздражение и пренебрежение к делам отдела - не самый лучший выбор. Услышав данную фразу из ваших уст, начальник задумается: а не слишком ли дерзит мой подчиненный? Своими словами вы создадите образ нелояльного сотрудника, готового трудиться только от забора до обеда.

Это, конечно, не значит, что руководство должно сесть вам на шею и требовать исполнения сверхобязанностей совершенно бесплатно. Для начала проанализируйте ситуацию: является ли задание начальника исключением или же он постоянно пытается повесить на вас дополнительную работу? В любой компании случаются авралы, и ваше презрительное отношение к переработкам выйдет вам боком, если остальные сотрудники, трудясь за двоих, не позволяют себе столь откровенных высказываний.

Если же вы чувствуете, что начальство пытается завалить вас работой из принципа «он самый крайний», обсудите возникшую ситуацию. Скажите руководителю, что на собеседовании вы обговаривали совершенно иные обязанности. Подчас руководитель просто выбирает из команды тихого и безропотного сотрудника, который будет терпеть незаконные действия. Если же начальник объявляет вам ультиматум («На твое место всегда найдутся желающие»), подумайте: а стоит ли вообще продолжать работать в этой компании?

Вздох

Пожалуй, худшего ответа не придумаешь. Особую агрессию такая реакция вызовет у деятельного начальника. Жалобы и нытье лучше оставить для другого места. Любому человеку приятно, когда его слова вызывают энтузиазм или по крайней мере хоть какой-то связный ответ. Редко какому руководителю захочется терпеть унылые лица подчиненных, равнодушных к его призывам.

«Я пришла возглавить отдел в компанию с долгой, еще советской историей, - рассказывает главный бухгалтер Ирина Зайцева. - В подчинении моем трудились четыре женщины, все старше меня. Я раньше работала в молодом, дружном, громком коллективе. Здесь же царила до предела сонная атмосфера. Я пыталась завести подчиненных своей энергичностью, но поначалу в ответ на любое мое предложение или задание слышала только ахи и охи. Выглядело со стороны это так, что они делают мне большое одолжение. А ведь это была их прямая обязанность! В конце концов мне это все надоело, и я поговорила с ними откровенно. Сказала, чего от них хочу и что мне очень тяжело работать, когда меня отказываются поддерживать. Надо сказать, исправились они мало, но хотя бы вздыхать стали меньше, так что все мы на правильном пути».

«Это нереально»

Какому руководителю захочется иметь под рукой подчиненного, который не может справиться с его заданием? Быть может, поручение босса действительно практически невыполнимо, но отвечать столь категоричес-ки не стоит ни в коем случае.

Сначала, напротив, выразите свою готовность помочь («Да, я сделаю все, что в моих силах»), затем уточните необходимые подробности («Какие сроки для этого требуются? Дадите ли вы мне помощника?»), похвалите начальника («Мне кажется, это очень интересная идея») и только потом аккуратно укажите на те проблемы, которые могут возникнуть при выполнении этого задания. Важно, чтобы ваши аргументы основывались на фактах и были очевидны руководителю. Неплохо было бы предложить альтернативное решение, главное - заставить начальника принять его самостоятельно.

«Это так просто»

Такой ответ свидетельствует об излишней самоуверенности и даже наглости подчиненного. Мудрый руководитель будет озадачен, тем более если, по его мнению, задача отнюдь не является легкой. Это палка о двух концах. Если вы говорите «Это будет просто сделать», а сами мучаетесь, стараетесь, но не показываете собственных усилий, то уверенное в ваших способностях начальство со временем начнет загружать вас дополнительной работой или заданиями, на порядок сложнее уже выполненных. В другом случае вы просто распишетесь в собственной некомпетентности.

Хвалить себя тоже нужно уметь. И здесь лучше не обещать боссу неосуществимого, а демонстрировать уже полученные вами результаты. Ну, а если начальник сам ставит перед вами вопрос «Справитесь ли вы с моим заданием? Не тяжело ли оно для вас?», не обманывайте ни руководство, ни самого себя. Скажите правду: «Я постараюсь сделать все, что вы просите, и, если вдруг возникнут какие-то проблемы, обязательно вам сообщу».

«За такую зарплату я этого делать не буду »

Еще один ответ нелояльного и ленивого сотрудника. Работнику может казаться, что его труд оплачивается несправедливо, что не всегда соответствует действительности. Не стоит относиться к трудновыполнимым заданиям исключительно негативно: это хороший шанс показать свои способности и доказать начальству, что вы профессионально выросли. Впоследствии, имея на руках все нужные доводы, вы сможете обговорить с начальником возможности повышения своей заработной платы. Если вас что-то не устраивает, объясните претензии начальнику, только сделайте это в более корректной форме.

«Я работал в компании, где переработки считались абсолютно обычным явлением, - рассказывает IT-специалист Евгений Добронравов. - Не скажу, что меня постоянно нагружали, но несколько раз мне приходилось задерживаться и даже брать работу на выходные. Такой уж у меня характер - не могу отказать. Иногда абсолютно безвозмездно помогал коллегам. Видимо, моя исполнительность понравилась начальству: уходя в отпуск, босс оставил меня за главного, а когда через полгода освободилось его место, должность руководителя предложили мне».

Конечно, это вам решать, достаточно ли вам платят за ваши трудозатраты или нет. Но если вы дорожите этим конкретным местом работы, то придется восстанавливать справедливость менее прямолинейными и более дипломатичными способами.

Карьерный совет дня

Выбирайте выражения

Не спешите огрызаться и махать должностной инструкцией, если босс взваливает на вас работу, не входящую в круг ваших обязанностей. Объясните свою готовность всегда прийти на помощь в экстренных случаях, дав шефу понять, что сесть вам на шею ему не удастся.

The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз узнали, как лучше поступить, если начальник просит вас сделать не вашу работу, и что про это говорится в Трудовом кодексе.

Как реагировать на предложение?

Ольга Позднякова

директор по персоналу департамента розничных продаж ТД «Аскона»

Вероятные действия зависят от того, что и почему вас просят сделать. Если вы не знаете, как реагировать, ответьте на следующие вопросы.

Чья это работа?

Коллеги, который в отпуске или на больничном. Тогда поступаем, исходя из принятой корпоративной культуры: если сегодня за него работаете вы, а завтра в ваш отпуск так же подменят вас - приступайте к выполнению задач. Если вас заменять не будут или в компании принято за совмещение доплачивать - обязательно уточните у шефа, как это будет вознаграждаться.

Это работа самого шефа, новая задача, которую до этого никто не выполнял. В таком случае стоит выяснить, разовое это задание или расширение должностных обязанностей. Разовое задание, особенно развивающее, нужно выполнить. В современных компаниях сначала появляются задачи, потом под них берут специалиста. Поэтому из-за разовой задачи поднимать шум не имеет смысла, даже если эта задача вам не нравится.

Если речь идет о новых обязанностях, то имеет смысл обговорить оплату и дополнительные привилегии. То же нужно сделать, если у новых задач нет определенного срока, то есть вас просят временно их выполнять. Помните, нет ничего более постоянного, чем временное, - оговаривайте оплату.

Это задача нижестоящего сотрудника. Если это ваш подчиненный, не успевающий или не справляющийся с задачей - делать нужно. Вы отвечаете за результат команды. Однако если речь идет о совершенно чужих, неинтересных обязанностях, то надо выяснить, почему вас просят это сделать. Если это часть корпоративной культуры, то выбор простой: вы либо принимаете это и выполняете работу, потому что так принято, либо покидаете компанию.

Зачем ее нужно выполнять?

Этот вопрос часто помогает при возникновении таких ситуаций. Проясните для себя цель, которую преследует руководитель. Нередко он преследует неочевидные цели, давая задание, например, хочет, чтобы сотрудник получил опыт проектной работы. Или у него есть потребность, чтобы вы сработались с определенными людьми. Иногда управленцы так готовят себе замов.

Почему вы?

Итак, мы выяснили, что эти обязанности не ваши, не интересны, не развивают и за них доплаты не будет. Сразу возмущаться не стоит: выясните, почему для выполнения этой работы выбрали вас.

Бывает, что задача неприятная, не имеет к вам отношения, и вы не хотите ее выполнять. Но вероятные последствия могут быть катастрофическими. В таком случае выполнить задачу надо. Как и поговорить с шефом после завершения работы о том, что вам не хотелось бы повторения подобных ситуаций.

Обсудите с начальником тот факт, что вы перегружены. Торгуйтесь. Просите расставить приоритеты в вашей работе.

Наталья Жарова

директор по персоналу логистической компании V.I.G.Trans

Допустим, сотрудник работает в компании давно, отлично выполняет свои обязанности, все процессы налажены, результаты и статистики растут, все отлично. Он знает, в какой момент реагировать, с кем общаться, кому отправить необходимую информацию. Это тот самый винтик в общей системе, который не дает сбоев. И вот этот идеальный сотрудник получил очередной план, где указан ряд задач, которые ранее делал его коллега или сам руководитель. Вся система рушится, и идеальной картинки в работе больше нет.

В этот самый момент сотруднику необходимо понять, в связи с чем его обязанности увеличиваются, и реагировать по ситуации. На самом деле вариантов может быть несколько:

1) Его хотят повысить и проверяют, насколько он готов к работе в нестандартной ситуации.

2) Ему хотят увеличить функционал, потому что со своим он справляется безупречно, и видят в нем ответственного и исполнительного работника.

3) Сотрудник не справляется со своей работой, и его проверяют на профессиональную пригодность в другой области.

Как должен реагировать сотрудник: сразу же после получения новой задачи вступить в диалог с руководителем и выяснить, с чем связаны новые обязанности. Лучше узнать все сразу, а не молчать и тихо злиться на весь мир.

Законно ли это?

Кристина Лапшина

С точки зрения трудового законодательства в нормальных трудовых условиях работник должен выполнять только те функции, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции. Требования работодателя о выполнении чужой работы незаконны. Трудовой кодекс четко регламентирует, что требование заниматься дополнительной работой, не прописанной в трудовом договоре или должностной инструкции, это злоупотребление правами работодателя.

Ваша должность указана в трудовом договоре - это обязательное требование. А весь функционал должен быть прописан в должностной инструкции, с которой работника должны ознакомить при приеме на работу. Советую обязательно снять копию инструкции, чтобы в случае спора она у вас была на руках.

К сожалению, у многих работодателей сейчас нет должностных инструкций. В этом случае сотрудник может сам подготовить проект инструкции и предложить ее начальнику.

Нужно знать, что если работник не хочет работать «за себя и того парня» и нет оснований для обязательных переработок (устранение ЧС, например), то он и не должен, даже если ему угрожают увольнением. Такое основание для расторжения трудового договора будет незаконным.

Напишите письмо своему работодателю с отказом от исполнения дополнительной работы и отправьте его заказным письмом с уведомлением. Это может помочь в случае судебного разбирательства с работодателем.

Но в случае, если вы все же готовы выполнять чужую работу, вы имеете полное право потребовать за нее доплату, оформив это либо дополнительным соглашением к трудовому договору, либо оформлением внутреннего совмещения должностей.

Максимилиан Гришин

юрист фирмы «Ильяшев и партнеры»

Трудовой кодекс полностью запрещает работодателю заставлять работника делать то, что не прописано в его трудовом договоре. Здесь есть только два исключения. В случае катастрофы (пожара, землетрясения и так далее) работника можно без его согласия перевести на работы по устранению последствий сроком до одного месяца. Также в чрезвычайных обстоятельствах можно перебросить сотрудника на другой фронт в случае простоя. Во всех остальных ситуациях для выполнения чужой работы требуется согласие работника и/или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с ним.

В идеале все условия работы - обязанности, оплата, сроки - должны быть прописаны в трудовом договоре. Или же он должен содержать отсылку к какому-то документу, где все это описывается. Договор без таких подробностей вообще не считается заключенным. Но на практике работодатель далеко не всегда выполняет эти требования. Например, он может вместо трудового договора заключить с работником договор возмездного оказания услуг. Он зачастую очень похож на трудовой, но как раз все эти защищающие работника подробности в нем отсутствуют. Если сотрудника, оказывающего возмездные услуги, заставят в итоге делать совсем не то, о чем он на словах договаривался с работодателем, оспорить это будет практически невозможно при наличии подписанного договора, в котором оговорен «резиновый» объем и перечень работ. Именно поэтому нужно очень внимательно читать документы, которые подписываешь при приеме на работу.

Если работодатель заставляет сотрудника делать то, что не входит в его обязанности, разрешить эту ситуацию без конфликта очень сложно. Тут надо либо договариваться и просить дополнительную оплату, либо, к несчастью, увольняться. Новый работодатель должен с пониманием отнестись к такой причине смены работы.



Поделиться