Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Какие птицы зимуют в г

Нина Ващенко

Подготовили проект:

Ващенко Нина Евгеньевна

Егорова Марина Владимировна

Введение

В связи с проведением Всероссийской акции «Покормите птиц зимой» дети старшей группы № 1 «Капелька» решили организовать проект, в котором и ответили на интересующие их вопросы о птицах.

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняем, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Покормите птиц зимой».

Тип проекта: познавательно-практический, краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы № 1 «Капелька»

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Проблема. Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Узнать о видах кормушек

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования: зимующие птицы нашего города.

Методы исследования, которые ребенок для себя определяет сам:

Подумай сам.

Спроси у другого.

Посмотри в книге, получи информацию по интернету.

Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Дети обратились за помощью к родителям и воспитателям. Оказывается, рядом с ними и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют: воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Им захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом помогали родители. С помощью интернета, на страницах книг были найдены фотографии птиц, дети узнали об особенностях их зимовки. Информацию, которую нашли дети:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например: сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек.

Питание птиц.

Воспитанники вспоминали разновидность зимующих птиц, узнали их рацион, познакомились с различными видами кормушек. Дети очень удивились, когда узнали, что синицы любят сало. Воспитанники подумали, а где они его берут? И вспомнили, что синицы, чтобы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

Подкармливая птиц, дети наблюдали и узнали, что:

Почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.

Синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.

Пшено и просо – любимая еда воробьев.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

Изготовление кормушек.

Практический этап исследования

Вместе с родителями воспитанники смастерили разные кормушки и развесили их на участке детского сада. Каждый воспитанник принес свою кормушку выполненную из разных материалов и разной технике. Дошколята интересовались у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали, когда мы уходили с прогулки. Они очень пугливы и осторожны.

Работа проводимая дети-воспитатели

Наблюдения

Чтение худ. литературы

Трудовая деятельность

Коррекционная работа

Рассматривание репродукций картин

Исследовательская деятельность

Результаты исследования:

1. Дети знают зимующих птиц и могут определить их по внешнему виду.

3. Составили рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Дети привлекли своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь воспитанники вместе следили, что бы в кормушках был корм и наблюдали за ними.

5. Птиц на участке детского сада стало больше.

Вывод: Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Экологический проект

Руководитель проекта : Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 с.Прикумское, Минераловодского района Ставропольского края.

Проект составила: Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов.

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь – апрель

Участники проекта: учащиеся 2 класса «б».

План проведения проекта:

Подготовительный этап

    Составление предварительного плана проведения проекта;

    Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о зимующих птицах;

    Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;

    Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о зимующих птицах.

    Приобретение методической литературы.

Основной этап

мероприятие

сроки

форма

Анкета входная

ноябрь

внеурочная

Исследовательская работа «Зимующие птицы в нашем крае»

ноябрь

внеурочная, родители, дети

3.

Знакомство с зимующими птицами. Игра «Угадай птицу по описанию».

ноябрь

внеурочная

4.

Беседа «Птицы – наши друзья»

декабрь

внеурочная

5.

Изготовление птиц из бумаги (оригами)

урок, внеурочная

6.

Рисуем птиц (урок ИЗО)

декабрь

урок

7.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. (творческие задания)

январь

внеурочная с родителями

8.

Просмотр презентации «Как помочь птицам зимой»

январь

урок внеурочная

9.

Сбор книг о птицах, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.

январь

внеурочная, с родителями

10.

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

февраль

внеурочная

11 .

Подкормка и наблюдение за птицами.

внеурочная

12.

февраль

внеурочная

13.

Проведение дидактических игр «верю-не верю», «Четвертый лишний», «Накорми птиц».

март

урок внеурочная

14.

март

внеурочная

15.

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

март

урок

16.

Изготовление памятки «Как кормить птиц»

апрель

внеурочная

17.

Изготовление кормушек для птиц. Организация птичьей столовой на территории школы.

декабрь

внеурочная с родителями

18.

Участие в акции «Скворечник»

март

внеурочная

19.

Отчетное мероприятие «Покормите птиц зимой»

внеурочная

20.

Итоговая анкета по проекту.

апрель

внеурочная

Заключительный этап.

Готовый продукт проекта:

Оформление отчётов исследования работ. Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков и фотографий зимующих птиц, поделок. Участие в акции «Скворечник».

    Викторина по командам. Награждение;

    Внеклассное отчётное мероприятие - «Покормите птиц зимой!»

    Оборудование:

    Фотоаппарат

    Компьютер

    телевизор

    магнитофон

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в школе по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Выводы о проделанной работе:

    Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, не должны быть жаренными, сало – солёным, а ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе изъеденной жучком

    Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это не соленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы,арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало и маргарин, которые можно не только положить в кормушку в виде кусочков, но и намазали ими кору дерева.

    Только заканчивается конкурс, посвященная определению лучшей кормушки. Авторы затейливых конструкций, получив заслуженную порцию славы, забывают о тех, для кого их творения предназначалось. В таком случае кормушка может нанести только вред. Если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки.

    Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. В закрытых кормушках – домиках отверстие для птиц должно быть не меньше 8 см., но не стоит делать его слишком большим, иначе обед синички достанется голубю или вороне. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - нибудь гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.

    Помочь птицам не так уж сложно: организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие зимой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола- огромное удовольствие!

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашей школе проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Учащиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Дети узнают, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В классе проводим различные мероприятия познавательного характера.

Учащиеся рассматривают картинки с птицами, разучивают стихи о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

***

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их -не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

***

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков

***

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

***

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

***

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

***

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын

***

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

***

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

1. Какого цвета ворон и ворона?

2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?

3. Какие птицы особенно любят рябину?

4. Какие птицы остаются у нас на зиму?

5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?

6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?

8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?

9. Какая птица летает в «очках» на носу?

10. Есть ли у скворца своя песня?

11. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Загадки о зимующих птицах.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.

7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

8. Кормушку необходимо регулярно чистить

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дети получают карточки с изображением птиц. Учитель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь : У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Стрекочет на весь лес. (сорока).

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

Анкета.

1. В каком виде работы ты участвовал?

Рисунок птицы;

Доклад о зимующей птице;

Поиск литературного произведения

Написание сочинения;

Изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

2. Что тебе больше всего понравилось делать?

- рисунок птицы;

- доклад о зимующей птице;

- поиск литературного произведения;

- написание сочинения;

- изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

3. Как выполнял задание?

- самостоятельно;

- с помощью родителей;

- с помощью учителя.

4. Чем пользовался?

- справочниками, энциклопедиями;

- компьютером.

5. У твоего дома есть кормушка?

Да -

Нет -

6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?

Сам

Взрослые

7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?

- расширил знания о птицах;

- учился находить и пользоваться дополнительной литературой;

- учился оформлять доклад, сочинение;

- учился выступать перед публикой;

- учился работать в группе

- получил удовольствие.

III этап - заключительный

После таких бесед, викторин, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, изготавливают кормушки. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего класса есть обязанность, приходить и приносить корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Итогом нашего проекта стал праздник «День птиц».

Список использованной литературы:

4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина

5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева

6. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1992 г

7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение,1986г.

8. Сайт:http://www.rbcu.ru/




Актуальность проекта: Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Гипотеза проекта: Если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением. В зимний период бескормицы каждый из нас может помочь птицам решить их проблемы! Значимая для детей проблема: Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?




Задачи проекта Расширять представления о зимующих птицах. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц. Расширять представления воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам Научить детей правильно подкармливать птиц. Учить детей выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.


Пути реализации проекта: Рассматривание познавательной литературы Просмотр презентации Воспитанник: -Имеющий представление о зимующих птицах. -Умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала -Знающий, каким кормом подкармливать птиц. -Умеющий наблюдать, анализировать и делать выводы. Дидактические, подвижные игры Работа с семьей Беседы Наблюдения за птицами




Подготовительный этап Создание необходимых условий для реализации проекта: - обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями. - обоснование, предсказание путей реализации проекта. - подбор познавательной, художественной литературы. - Консультации для родителей «Как помочь птицам пережить зиму», «Поможем зимующим птицам», «Виды кормушек» - изготовление дидактических игр. - оформление стенгазеты «Покормите птиц зимой". - Выставка поделок из пластилина «Птички на ветке»






Основной этап (практическая часть) -исследовательская деятельность на участке (как помочь голодающим птицам?), подведение детей к выводу о создании кормушек для птиц; -конкурс кормушек (совместная деятельность родителей и детей); -оценка кормушек детьми подготовительных групп; -выбор места для кормушек (домашнее задание, узнать кого и чего боятся птицы); -в течение всего проекта ежедневное кормление птиц. -наблюдение, на какие кормушки прилетит больше птиц. -ежедневное заполнение детьми дневника наблюдений; -подведение детей к выводу о том, какими должны быть кормушки; -изучение корма для подкормки птиц, использование разных кормов; -наблюдение за тем, какой корм предпочитают птицы; -подведение детей к выводу о том, каким кормом можно кормить птиц, а каким нельзя.


Исследовательская деятельность на участке (как помочь голодающим птицам), подведение детей к выводу о создании кормушек для птиц; Посыпали корм на дорожку Но его затоптали Посыпали корм на снег возле кустиков Но корм замело снегом Дети пришли к выводу, что нужно сделать кормушки!

















Птички прилетали на все кормушки, но больше всего их видели на кормушке Марины Марина Андрей Ваня



















Заключительный этап Подведение итогов реализации проекта: -Итоговое интегрированное занятие, презентация проекта для детей (обобщение опыта, подведение итогов, анализ результативности работы); -Изготовление памяток для детей средней группы (запрещающие знаки, какой корм можно птицам); -Совместное с родителями изготовление запрещающих знаков для территории детского сада; -Обработка и оформление результатов проекта.

Ольга Садовникова
Проект «Покормите птиц зимой»

О проекте :

Тип проекта : информационно – творческий, практический

Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель

Срок реализации проекта : среднесрочный

Формы работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Цель :

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .

Задачи :

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц .

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4. Научить детей правильно их подкармливать

Актуальность проекта :

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : декабрь – январь

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

II этап – основной (практический)

III этап – заключительный

I этап - подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Перспективное планирование проекта .

Разработка и накопление методических

материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Подкормка и наблюдение за птицами

Выставка детских работ

Заключительный этап подразумевает получение конкретного результата :

Выставка кормушек «Птичья столовая» .

Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

Подкормка птиц в течении зимнего периода

Домашние задание родителям

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в

книгах и журналах.

Игровая деятельность

Дидактические игры :

«Один - много» , «Назови ласково» , «Четвертый лишний» , " «Чей хвост?» , «Кто что ест» , «Узнай по голосу» , «Что едят птицы » .

Н/и «Домино» (птицы ) ,«Разрезные картинки» ,

Сюжетно - ролевые игры : «Птичий двор» , «Воробушки» , «Снегири» .

Познавательная исследовательская деятельность

Тема : «Зимующие птицы »

Цели : рассказать детям о зимующих птицах , объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам .

Беседы : «Как живут наши пернатые друзья зимой » , «Кто

заботится о птицах », «Пользу или вред приносят птицы , «Меню птиц » , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой .

Решение проблемной ситуации :

«Что может произойти, если не подкармливать птиц

зимой ».

Наблюдение за птицами зимой :

Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.

Труд : изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц .

Речевое развитие

Чтение рассказов : И. Тургенева «Воробей» , М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма,

Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона» . Сухомлинского «О чм плачет синичка» , просмотр мультфильма «Высокая горка» , просмотр

презентаций : "Зимующие птицы ", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах ; обсуждение пословиц, поговорок,

отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Художественное творчество

Рисование : «Синички»

Цель : развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования –ладошками.

Аппликация : «Снегирь»

Цель : учить передавать особенности строения, окраски снегиря.

Лепка : «Птички прилетели на кормушку»

Цель : Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время .

Результаты реализации проекта .

Расширен кругозор детей о зимующих птицах .

Улучшилась предметно – развивающая среда : иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах , загадками, презентациями о зимующих птицах .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное

участие в оказании помощи птицам в трудных зимних

условиях.

Дети узнали много нового и закрепили знания, полученные ранее :

1). про зимующих птиц : воробей, голубь, синица, дятел, сорока, ворона, галка, снегирь и др.

2). чем питаются и какую пользу приносят людям. Питаются : насекомыми, различным зерном, мелкими грызунами и т. д. Полезны тем, что круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей.

3). где живут птицы ? (Высоко на деревьях, в гнздах и дуплах) .

4). как кричать некоторые из птиц : воробьи – чирикают, синицы – свистят, голуби – воркуют, вороны – каркают.

Приложение :

Дидактическая игра "Один - много"

ВОРОНА -. - ВОРОБЕЙ -.

СНЕГИРЬ -. - ГОЛУБЬ -.

СИНИЦА -. - СОРОКА -.

Дидактическая игра "Назови ласково".

ВОРОБЕЙ -. - СНЕГИРЬ -.

ГАЛКА -. - СИНИЦА -.

Пальчиковые игры :

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки

«Покормите птичек »

Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки тереть подушечки пальцев друг о друга

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, «режущие» движения одной ладони по другой Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой

Ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

Мы во двор пришли

Бабу снежную

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

катались,

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

большого.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя

ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Выучить с детьми наизусть :

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Вс равно ты будешь мой. (дятел)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)



Поделиться