Свойства мазута м100 при разных температурах. Большая энциклопедия нефти и газа

Сколько весит 1 куб мазута, вес 1 м3 мазута. Количество килограмм в 1 кубическом метре, количество тонн в 1 кубометре, кг в 1 м3. Объемная плотность мазута удельный вес.

Что мы хотим узнать сегодня узнать? Сколько весит 1 куб мазута, вес 1 м3 мазута? Нет проблем, можно узнать количество килограмм или количество тонн сразу, масса (вес одного кубометра, вес одного куба, вес одного кубического метра, вес 1 м3) указаны в таблице 1. Если кому-то интересно, можно пробежать глазами небольшой текст ниже, прочесть некоторые пояснения. Как измеряется нужное нам количество вещества, материала, жидкости или газа? За исключением тех случаев, когда можно свести расчет нужного количества к подсчету товара, изделий, элементов в штуках (поштучный подсчет), нам проще всего определить нужное количество исходя из объема и веса (массы). В бытовом отношении самой привычной единицей измерения объема для нас является 1 литр. Однако, количество литров, пригодное для бытовых расчетов, не всегда применимый способ определения объема для хозяйственной деятельности. Кроме того, литры в нашей стране так и не стали общепринятой "производственной" и торговой единицей измерения объема. Один кубический метр или в сокращенном варианте - один куб, оказался достаточно удобной и популярной для практического использования единицей объема. Практически все вещества, жидкости, материалы и даже газы мы привыкли измерять в кубометрах. Это действительно удобно. Ведь их стоимость, цены, расценки, нормы расхода, тарифы, договора на поставку почти всегда привязаны к кубическим метрам (кубам), гораздо реже к литрам. Не менее важным для практической деятельности оказывается знание не только объема, но и веса (массы) вещества занимающего этот объем: в данном случае речь идет о том сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический, 1 м3). Знание массы и объема, дают нам довольно полное представление о количестве. Посетители сайта, спрашивая сколько весит 1 куб, часто указывают конкретные единицы массы, в которых им хотелось бы узнать ответ на вопрос. Как мы заметили, чаще всего хотят узнать вес 1 куба (1 кубометра, 1 кубического метра, 1 м3) в килограммах (кг) или в тоннах (тн). По сути, нужны кг/м3 или тн/м3. Это тесно связанные единицы определяющие количество. В принципе возможен довольно простой самостоятельный пересчет веса (массы) из тонн в килограммы и обратно: из килограммов в тонны. Однако, как показала практика, для большинства посетителей сайта более удобным вариантом было бы сразу узнать сколько килограмм весит 1 куб (1 м3) мазута или сколько тонн весит 1 куб (1 м3) мазута , без пересчета килограмм в тонны или обратно - количества тонн в килограммы на один метр кубический (один кубометр, один куб, один м3). Поэтому, в таблице 1 мы указали сколько весит 1 куб (1 кубометр, 1 метр кубический) в килограммах (кг) и в тоннах (тн). Выбирайте тот столбик таблицы, который вам нужен самостоятельно. Кстати, когда мы спрашиваем сколько весит 1 куб (1 м3), мы подразумеваем количество килограмм или количество тонн. Однако, с физической точки зрения нас интересует плотность или удельный вес. Масса единицы объема или количество вещества помещающегося в единице объема - это объемная плотность или удельный вес. В данном случае объемная плотность и удельный вес мазута. Плотность и удельный вес в физике принято измерять не в кг/м3 или в тн/м3, а в граммах на кубический сантиметр: гр/см3. Поэтому в таблице 1 удельный вес и плотность (синонимы) указаны в граммах на кубический сантиметр (гр/см3)

Содержание раздела

Основной вид жидкого топлива, сжигаемого в котельных,  сернистые мазуты. Мазут представляет собой смесь тяжелых остатков прямой перегонки и крекинга (от англ. cracking  расщепление) нефти и является сложной коллоидной системой, способной образовывать в области температуры застывания псевдокристаллическую структуру с пониженной текучестью. Крекинг  процесс разложения нефтяных продуктов в специальных установках при температуре 450-550 °С. По сравнению с нефтью мазут характеризуется повышенной вязкостью и плотностью, содержит значительное количество асфальто-смолистых веществ и большее, чем в исходной нефти, количество серы и ванадия. Асфальт (греческ. asfaltos )  смесь битума с тонкоизмельченными материалами; битумы (лат. bitumen )  общее название твердых, жидких и газообразных природных органических веществ, растворимых в органических растворителях. Соединения, образующие мазут, построены из пяти основных элементов: углерода, водорода, серы, кислорода и азота. Элементарный состав малосернистого мазута практически такой же, как и нефти, из которой он получен. Высокосернистый мазут содержит по сравнению с исходной нефтью пониженное количество водорода и углерода и, как следствие этого, у него пониженная теплота сгорания.

Нефтяные мазуты подразделяются на марки в зависимости от значения их условной вязкости, представляющей собой отношение времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при 20 °С. Условная вязкость при температуре t , ° С, обозначается °УВ:

°УВ t = \({\tau }_{t}/{\tau }_{\text{20}}^{{H}_{2}O}\), (2.3.1)

Где \({\tau }_{\text{20}}^{{H}_{2}O}\) водное число вискозиметра. Значение этого отношения выражает число условных градусов. Марка мазута характеризуется максимальным значением его условной вязкости при температуре 50 °С.

При расчете мазутопроводов необходимо знать кинематическую вяз- кость мазута, см 2 /с,

 = 0,0731°УВ  0,0631/°УВ. (2.3.2)

В соответствии с ГОСТ 10585-75 мазут, предназначенный для отопления котлов, относится к категории тяжелых топлив и имеет марки: топочный 100В и топочный 100. На электростанциях и в котельных сжигается в основном мазут марки 100. В пределах марок (табл. 2.3.1) топочные мазуты подразделяются на три сорта в зависимости от содержания в них серы: малосернистые (S p < 0,5%), сернистые (S p = 0,5  2,0 %) и высокосернистые (S p > 2,0%).

Вязкостью мазута определяются способы и длительность наливных и сливных операций, условия транспортировки, эффективность работы форсунок. Вязкость влияет на скорость осаждения механических примесей при транспортировке, подогреве и хранении мазута, а также на полноту отстаивания его от воды. В процессе хранения мазута вязкость его увеличивается. Для стабилизации мазута и облегчения очистки поверхностей нагрева котлов применяются различные жидкие присадки. При понижении температуры ниже 75 °С вязкость мазута резко повышается. Температуру, при которой он загустевает настолько, что при наклоне пробирки с мазутом под углом 45° уровень его остается неподвижным в течение одной минуты, принимают за температуру застывания мазута. Температура застывания  величина довольно условная, она может весьма сильно различаться для одного и того же мазута при различной длительности его хранения. Наряду с вязкостью температура застывания определяет прокачиваемость жидкого топлива. Она влияет на выбор способа слива мазута, системы обогрева мазутопроводов и т.д.

Искусственные битумы получаются при переработке нефти, ископаемых углей и торфа.

Таблица 2.3.1. Технические требования и нормы качества топочных мазутов

Показатель Нормы для марки
100В 100
Вязкость при 80 С условная, не более °УВ 10,0 16,0
Зольность, %, не более 0,05 0,14
Содержание механических примесей, %, не более 0,20 1,5
Содержание воды, %, не более 0,3 1,5
Содержание серы для мазута, %, не более:
малосернистого 0,5 0,5
сернистого 2,0 2,0
высокосернистого 3,5
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже 110 110
Температура застывания мазута, С:
из невысокопарафинистой нефти 25 25
из высокопарафинистой нефти 42 42
Теплота сгорания мазута (низшая) в пересчете
на сухое топливо, Дж/кг, не менее:
малосернистого и сернистого 40 53010 3
высокосернистого 39 00010 3
Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более 1,015 1,015

Плотность мазута указывают при температуре 20 °С, и обычно пользуются относительной плотностью мазута \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) - отношением физической плотности мазута при температуре 20 °С к плотности воды при температуре 4 °С. Для прямогонных мазутов \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) < 1, а для крекинг-мазутов \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) > 1. С повышением плотности мазутов увеличивается и их вязкость.

При плотности мазута значительно ниже плотности воды мазут отстаи-вается быстро  за 100  200 ч. При \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) = 0,98  1,01 время отстоя мазута значительно превышает 200 ч. При \({\rho }_{4}^{\text{20}}\)1,05 мазут располагается в резервуарах ниже воды и отстой его становится практически невозможным. Повышенная плотность и высокая вязкость крекинг-остатков затрудняют отстой их от воды, так что вода находится в крекинг-остатках в виде отдельных слоев (линз). При температуре, отличающейся от 20 о С, относительная плотность мазута может быть определена по формуле

\({\rho }_{4}^{t}\) = \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) , (2.3.3)

где t - температура мазута, °С;  - коэффициент объемного расширения мазута при отклонении его температуры на 1 °С от температуры 20 ° С, зависящий от плотности топлива:

 = (0,0025  0,002) \({\rho }_{4}^{\text{20}}\). (2.3.4)

Температура вспышки и температура воспламенения мазута характеризуют пожарную опасность при его хранении. Температурой вспышки называют наинизшую температуру, при которой нагретый в определенных условиях мазут выделяет такое количество паров, что их смесь с воздухом при атмосферном давлении вспыхивает при поднесении к ней пламени. При этом сам мазут еще не загорается. Температурой воспламенения называется температура мазута, при которой при поднесении к мазуту пламени вслед за вспышкой паров загорается сам мазут и горит в течение не менее 5 с. Температура вспышки мазута существенно ниже температуры воспламенения, составляющей в среднем 500 - 600 °С. Для прямогонных мазутов, не содержащих парафинов, температура вспышки составляет 135 - 235 °С. Для парафинистых мазутов она близка к 60 °С, а для высоковязких крекинг-остатков составляет 185 - 240 °С.

При использовании мазута с низкой температурой вспышки эксплуатация мазутного хозяйства требует особого внимания, потому что при подогреве мазута до температуры, близкой к температуре вспышки, возрастает пожарная опасность, ухудшаются условия труда вследствие выделения вредных паров. При высокой температуре вспышки мазута особых затруднений в эксплуатации мазутного хозяйства не возникает, но даже высоковязкий крекинг-мазут в открытых баках не рекомендуется нагревать выше 95 ° С.

Вода и механические примеси - балласт в мазуте. Из-за них снижается теплота сгорания мазута, усложняется эксплуатация мазутного хозяйства, ухудшается КПД котельной установки. Содержание воды в мазутах колеблется от 0,5 - 1 до 3 - 5%, а в обводненных мазутах может быть и больше. Механические примеси в мазуте составляют 0,1 - 2%. Присутствие воды в сернистом мазуте ведет к коррозии мазутопроводов, арматуры, низкотемпературных поверхностей нагрева котлов.

Для нормальной эксплуатации важно отсутствие волокнистых и абразивных механических примесей, вызывающих быстрый износ и засорение фильтров, форсунок, арматуры.

Зола в мазуте представлена главным образом солями, которые попа- дают в нефть с буровыми водами либо растворены в самой нефти. Основные компоненты золы мазута - ванадий, никель, в меньшем количестве - натрий, кальций, магний, алюминий, железо.

Топочный мазут не стабилен по своему составу. При его хранении в резервуарах появляются осадки, и количество их пропорционально содержанию в мазуте смол, асфальтенов, продуктов окисления кокса. Стабильность мазута связана также с его эмульгируемостью - способностью образовывать водомазутные эмульсии. Активными стабилизаторами эмульсий являются асфальтены, а в крекинг-мазутах  и смолы. Их избыток способствует интенсивному образованию весьма устойчивых эмульсий. Мазут, не содержащий водных эмульсий, более стабилен при хранении и менее склонен к выделению осадков.

При расчете поверхности нагрева мазутных подогревателей и определении расхода теплоты на разогрев необходимо знать теплофизические свойства мазутов - удельную теплоемкость и теплопроводность. Удельная теплоемкость мазута с р, кДж/(кг К), в зависимости от температуры может быть определена по приближенной формуле [ 5 ]

с р = 2,0 ((t +273)/323) 0,58 (2.3.5)

либо по формуле

где t  температура мазута, o C. Более точно удельная теплоемкость мазута определяется экспериментально.

Теплопроводность мазутов при стандартных условиях (атмосферном давлении и температуре 20° С) в зависимости от их плотности находится в пределах 0,16  0,12 Вт/(м К). С увеличением температуры теплопроводность снижается по линейному закону. При этом теплопроводность высоковязких крекинг-остатков выше, чем маловязких и мазутов прямой перегонки.

Вязкость . Кактехническая характеристика вязкость является важнейшим показателем качества мазута и положена в основу маркировки мазута. В соответствии с ГОСТ мазуты разделяются на легкие, средние и тяжелые топлива. К легким относятся флотские мазуты (Ф5 и Ф12), а средние и тяжелые мазуты являются топочными. Топочные мазуты в зависимости от их вязкости и других характеристик разделяются на марки: с государственным Знаком качества 40 В и 100 В и топочные 40 и 100. Мазуты марок 100 В и 100 являются тяжелыми.

Вязкость мазутов выражают в единицах кинематической вязкости (в сантистоксах – сСт) или в градусах условной вязкости (°ВУ), которая определяется как отношение времени истечения из вискозиметра Энглера типа ВУ 200 мл испытуемого нефтяного топлива (мазута) при стандартной температуре (для тяжелых мазутов – 80 °С) ко времени истечения 200 мл дистиллированной воды при температуре 20 °С.

Значение этого отношения выражают числом условных градусов.

Для нормального транспорта по трубопроводам и тонкого распыливания мазута в механических форсунках необходимо поддерживать его вязкость на уровне 2-3,5 °ВУ.

Вязкость мазута сильно зависит от температуры. Изменение вязкости мазутов с температурой определяется присутствием в них углеводородов парафинового ряда. Для транспорта мазута по трубопроводам и нормальной работы мазутных насосов его температура должна поддерживаться около 60-70 °С.

Реологические свойства. При невысокой температуре (10 – 25 °С) сильно вязкий мазут обладает свойством налипать на стенки емкостей, труб, аппаратуры и прочно удерживаться на них тем большим слоем, чем ниже температура. Это явление определяется реологическим свойством мазута, т.е. способностью перестройки структуры углеводородных молекул с температурой. При нагреве мазута до 70 °С и выше он не налипает на стенки.

Плотность. Обычно пользуются относительной плотностью мазутов (плотностью по отношению к плотности воды при температуре 20 °С). Она составляет 20 = 0,99 ÷ 1,06. С повышением температуры относительная плотность мазутов уменьшается и может быть определена по формуле:

,

где t , 20 – относительная плотность мазута при определяемой температуре и температуре 20 °С.

-коэффициент объемного расширения топлива при нагреве на 1 °С; для мазута = (5,1 ÷ 5,3) 10 -4 .

Зольность. При переработке нефти содержащиеся в ней минеральные примеси концентрируются в основном в тяжелых фракциях, главным образом в мазуте. Золовой остаток после сжигания мазута невелик и составляет на сухую массу не более 0,1 %. Особенностью золы мазута является наличие в ней ванадия, содержание которого может достигать 50 % и более.

Влажность. Содержание воды в мазуте не превосходит норм, предусмотренных ГОСТ, и обычно составляет 1 – 3 %. Значительное его обводнение (до 10 – 15 %) может происходить в процессе разогрева мазута перед сливом из цистерн за счет конденсации пара низкого давления. Влага в небольшом количестве способствует распылу мазута и улучшает характеристики воспламенения. При повышенном содержании влаги растет опасность коррозионных процессов в конвективных поверхностях нагрева и увеличиваются потери теплоты с продуктами сгорания.

Сернистость. Нефть и твердое топливо содержат серу в виде сложных серосодержащих соединений. При переработке нефти подавляющая часть сернистых соединений (70 – 90 %) концентрируется в высококипящих фракциях, составляющих основную часть мазута. В процессе сжигания мазута и твердого топлива сера окисляется до SO 2 и небольшая ее часть при избытке кислорода в зоне горения образует полный окисел SO 3 , создающий коррозионную среду для низкотемпературных поверхностей нагрева. Количество серы в мазуте (S P = 0,5 ÷ 3,5 %) находится на уровне твердого топлива, но коррозионная опасность газовой среды после сжигания мазута в несколько раз выше. Это определяется тем, что твердое топливо содержит в золе компоненты, обладающие способностью нейтрализации кислых сред.

Мазут всех марок по содержанию серы делят: на малосернистый – содержание серы не более 0,5 %; сернистый – 0,6 ÷ 1,0 %; высокосернистый – 1,1 ÷ 3,5 %.

Температура застывания. Согласно ГОСТ за температуру застывания принимают температуру нефтепродукта, при которой он загустевает настолько, что в пробирке при ее наклоне под углом 45 °С остается неподвижным в течение 1 мин. Высокой температурой застывания (25-35 °С) характеризуются высокосернистые мазуты с большим содержанием парафинов (марок М-100 и М-100 В). Температура застывания оказывает непосредственное влияние на выбор технологической схемы хранения мазута и его транспорта.

Температура вспышки. За температуру вспышки принимают температуру, при которой пары мазута в смеси с воздухом вспыхивают при контакте с открытым пламенем. Мазут, сжигаемый на электрических станциях, имеет температуру вспышки 90 – 140 °С, у парафинистых мазутов она может снизиться до 60 °С, у сырой нефти составляет 20-40 °С. Во избежание пожара температура подогрева мазута в открытых системах должна быть ниже температуры вспышки и не выше 95 °С во избежание вскипания влаги, находящейся в толще мазута.

Мазутом называют особый материл, получаемый из продуктов нефтеперароботки или являющийся остатком ее выгонки. В состав этого вида топлива входят в основном смолы, имеющие молекулярную массу 500-3000 г/моль, а также углеводороды с массой от 400 до 100 г/моль. Это могут быть карбен, асфальтен, карбоид, а также разного рода органические соединения.

Виды топочного мазута

В настоящее время в промышленности используются в основном такие типы этого материала:

    крекинговый;

    прямогонный;

    флотский;

    топочный.

Последняя разновидность является очень популярной. Как уже можно судить по названию, используется она в основном для отопления помещений.

Виды топочного мазута и область его применения

Сама эта разновидность подразделяется еще на две большие группы:

    Собственно топочный мазут.

    Дизельное топливо.

Мазуты первой группы по своей природе являются тяжелой формой нефти. Чаще все такой материал применяется в старых котельных разного рода сельхозпредприятий. Иногда его используют и коммерческие предприятия для отопления офисов или отделов. обычно приобретают для обогрева частных или даже многоэтажных домов в разных (в основном отдаленных) регионах России, например, на Северном Урале, в Заполярье и т. д. От сугубо топочного мазута (красного дизеля) он отличается большей степенью очистки и легкостью.

Оправдано использование этого материала в качестве обычно в тех случаях, когда в той местности, где расположено жилое здание или производственный цех, нет магистрали газопровода. Стоит мазут очень недорого, однако его сжигание сильно загрязняет окружающую среду. К тому же такой вид топлива из-за его горючести довольно-таки сложно хранить, и обходится это зачастую недешево.

Основные характеристики

При выборе такого материала, как топочный мазут, для котельной, обычно обращают внимание на такие показатели, как:

    вязкость материала;

    его уровень плотности;

    температура вспышки;

    процентное содержание серы;

    температура застывания.

Вязкость топочного мазута

По этому показателю различают две основные разновидности материала. Топочный мазут 40 и 40В считается средневязкими, 100 и 100В — тяжелым. Легкие материалы для отопления разного рода помещений не используются. Применяют их в основном только на флоте в качестве дизельного топлива и маркируют как Ф5 и Ф12.

Выражают вязкость мазута чаще всего в градусах (° ВУ). Определяется этот параметр вискозиметром Энглера. При этом учитывается время прохождения мазута через тарированное отверстие при определенной температуре. Для топочного мазута 40 последний параметр составляет 80 градусов, для материала марки М100 — 100 гр. Изменение вязкости мазута при разных температурах объясняется прежде всего наличием в нем ряда.

Плотность

Этот параметр характеризует такое важное свойство материала, как способность отстаивания от воды. Последняя может попадать в топочный мазут при его подогреве с использованием сухого пара или при его транспортировке на старых судах.

Для отбора воды из материала используются специальные установки, повышающие его плотность. Каким же должен быть этот показатель для той или иной марки такого материала, как мазут топочный? ГОСТом предусмотрены стандартные нормативы для каждой из них (при температуре 20 о С). Узнать конкретный показатель для каждой марки можно из представленной ниже таблицы.

Плотность мазута топочного, таким образом, это один из важнейших параметров, на который при покупке этого материала обращать внимание следует обязательно. Иначе можно приобрести не слишком качественный продукт.

Температура вспышки

Это свойство мазута определяется в открытом тигле, помещенном в железную чашку с песком. Замеряют температуру вспышки специальным термометром во время возгорания его паров, смешанных с окружающим воздухом, при поднесении к ним открытого огня. Колебаться этот параметр у разных видов мазутов может в пределах 90-170 о С. Для топочного материала М100, по стандарту, должна составлять 110 о С. Для М40 — 90 о С. То есть последний при хранении может считаться более безопасным. При выполнении такой операции, как разогрев мазута, по нормативам положено придерживаться температуры, которая на 10 градусов ниже t вспышки.

Зольность мазута

Этот параметр также является важной характеристикой топлива. Повышение зольности мазута ведет к снижению его теплоотдачи при сгорании. В результате:

    повышается расход топлива, необходимого для сжигания;

    увеличивается степень загрязнения окружающей среды.

Температура застывания

Этот показатель напрямую зависит от вязкости. Определяется температура застывания мазута просто. Материл наливают в пробирку и наклоняют последнюю на 45 градусов. Далее смотрят, при какой минимальной температуре его уровень будет оставаться стабильным в течение одной минуты.

Какой должна быть t застывания такого материала, как мазут топочный? ГОСТ предписывает следующее:

    Для материала марки М40 этот показатель должен составлять 10 о С.

    Для мазута других марок температура может повышаться до 36 о С.

Определяется этот показатель в основном степенью содержания в материале парафина. Чем выше температура застывания мазута, тем сложнее транспортировать его по трубопроводам.

По этому показателю также различают несколько видов мазутов. Сернистость материала зависит в первую очередь от того, какая нефть была использована для его изготовления. Диапазон содержания упомянутого вещества в мазуте составляет 0.5-3.5 %. Больше всего серы входит в состав материала марки М100. Эта примесь считается вредной, поскольку увеличивает металлических частей котлов. К тому же использование мазута с высоким содержанием серы способствует очень сильному загрязнению атмосферы. Снизить процент содержания этого вещества в топливе можно путем его гидрирования или пропускания через сорбенты. Иногда мазут просто разбавляют другим, более чистым.

Стоимость

На настоящий момент мазут считается одним из самых экономичных видов топлива. В этом плане он значительно превосходит даже дешевый природный газ. Марка — это то, что в первую очередь определяет стоимость такого материала, как мазут топочный. Цена на материал М40 обычно не превышает 9-13 тыс. рублей за тонну. Стоимость наиболее популярного топочного мазута М100 составляет обычно 6-10 тыс. рублей за тонну (в зависимости от поставщика). При покупке этого вида топлива, помимо всего прочего, следует обращать внимание и на то, включен ли в его цену НДС.

Итак, характеристики топочного мазута были рассмотрены нами во всех подробностях. Таким образом, при покупке этого недорогого материала в первую очередь следует обращать внимание на такие показатели, как вязкость, плотность и температура вспышки. Также следует узнать, какое количество серы содержится в мазуте, и какова степень его зольности.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ.

МАЗУТ

Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» (Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП»), Всероссийским теплотехническим научно-исследовательским институтом (АООТ «ВТИ»)

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Молдова

Молдовастандарт

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21 сентября 1999 г. № 298-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10585-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2001 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 10585-75

ГОСТ 10585-99

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

3 Марки

3.1 В зависимости от назначения, содержания серы и зольности устанавливаются следующие марки мазута:

Флотский Ф5 видов:

II- ОКП 02 5213 0100

IV- ОКП 02 5213 0102

Флотский Ф12- ОКП 02 5213 0101

Топочный 40(ОКП 02 5211 0100) видов:

малозольныйзольный

I ОКП 02 5211 0105ОКП 02 5211 0101

II ОКП 02 5211 0106ОКП 02 5211 0102

III ОКП 02 5211 0109ОКП 02 5211 0113

IV ОКП 02 5211 0107ОКП 02 5211 0103

V ОКП 02 5211 0111ОКП 02 5211 0114

VI ОКП 02 5211 0112ОКП 02 5211 0115

VII ОКП 02 5211 0108ОКП 02 5211 0104

Топочный 100(ОКП 02 5211 0200) видов:

малозольныйзольный

I ОКП 02 5211 0205ОКП 02 5211 0201

II ОКП 02 5211 0206ОКП 02 5211 0202

III ОКП 02 5211 0209ОКП 02 5211 0213

IV ОКП 02 5211 0207ОКП 02 5211 0203

V ОКП 02 52110211ОКП 02 5211 0214

VI ОКП 02 5211 0212ОКП 02 5211 0215

VII ОКП 02 5211 0208ОКП 02 5211 0204

3.2 В обозначение мазута должна входить марка и дополнительно:

для флотского мазута Ф5 - классификация по сере;

для топочных мазутов - классификация по сере, зольности и температуре застывания.

Примеры обозначения:

Флотский мазут Ф12;

Флотский мазут Ф5, II вида;

Топочный мазут 100, IV вида, малозольный, с температурой застывания 25°С.

3.3 Мазут марки Ф5 получают из продуктов прямой перегонки нефти с добавлением до 22% керосино-газойлевых фракций каталитического или термического крекинга.

3.4 Разрешается добавлять в мазуты депрессорную присадку, допущенную к применению в установленном порядке. При поставке флотского мазута Ф5 ВМФ в паспорте указывают наличие депрессорной присадки.

4 Технические требования

4.1 Мазут должен изготовляться по технологии, утвержденной в установленном порядке.

4.2 Мазут марок Ф5 и Ф12 для Военно-Морского Флота России изготовляют по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при выработке образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

или кинематическая, м 2 /с (сСт)

36,2 × 10 -6 (36,2)

89 × 10 -6 (89)

По ГОСТ 33

2 Вязкость при 80°С, не более:

условная, градусы ВУ

или

кинематическая, м 2 /с (сСт)

59,0 × 10 -6 (59,0)

По ГОСТ 33 или по приложению А ,

3 Вязкость при 100°С, не более:

условная, градусы ВУ

или

кинематическая, м 2 /с (сСт)

50,0 × 10 -6 (50,0)

По ГОСТ 33

4 Динамическая вязкость при 0°С, Па-с, не более

0,1 × 27

5 Зольность, %, не более, для мазута: малозольного

0,04

0,05

Зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

6 Массовая доля механических примесей, %, не более

0,10

0,12

7 Массовая доля воды, %, не более

9 Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:

10 Коксуемость, %, не более

Отсутствие

По 7.2

12 Температура вспышки, °С, не ниже:

в закрытом тигле

в открытом тигле

13 Температура застывания, °С, не выше

для мазута из высокопарафинистых нефтей

14 Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:

I, II, III и IV

41454

41454

40740

40530

V, VI и VII

39900

39900

15 Плотность при 20°С, кг/м 3 , не более

Не нормируется. Определение обязательно

Примечания:

1 Исключен.

2 Мазута марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность мазута, в соответствии с и .

5.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м 3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005 .

ПДК в воздухе рабочей зоны определяется хроматографическим или другим метрологически аттестованным методом. Для контроля концентрации паров углеводородов в воздухе рабочей зоны допускается использовать универсальный газовый анализатор УГ-2 или другой прибор аналогичного назначения.

Охрана атмосферы воздуха - по ГОСТ 17.2.3.02 .

5.3 Мазут раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.

Длительный контакт с мазутом увеличивает степень риска заболевания органов дыхания у человека.

5.4 Мазут не обладает способностью образовывать токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов при температуре окружающей среды.

При работе с мазутом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

5.8 Помещения, в которых проводят работы с мазутом, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021 .

В местах возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местные вытяжные устройства.

В помещениях для хранения мазута не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

5.9 При разливе мазута необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором или моющим средством, затем промыть горячей водой и протереть сухой ветошью.

При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием.

5.10 Оборудование, используемое в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением данного продукта, должно быть герметичным.

При производстве, хранении и применении мазута не допускается попадание мазута в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы.

5.11 При работе с мазутом применяют средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.103 , ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112, а также по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров мазута, превышающей ПДК, применяют противогазы марок А, БКФ, шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.

5.12 При попадании мазута на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом или моющим средством; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы, мази и пасты - по ГОСТ 12.4.068.

5.13 Все работающие с мазутом должны проходить периодические медицинские осмотры в порядке, установленном органами здравоохранения.

6 Правила приемки

6.1 Мазут принимают партиями. Партией считают любое количество мазута, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого паспортом.

Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать: наименование и марку продукции; сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес; нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 , и настоящим стандартом; фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний; дату отбора проб; номер партии (резервуара, из которого отобрана данная проба); дату изготовления; дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в мазуте присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

наименование продукции и ее целевое назначение;

информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

номер партии продукции, поставленной для реализации;



Поделиться