В чем отбирать серии фотографий. Как отбирать фотографии

В один момент настает время, когда необходимо составить собственное портфолио. А до этого, закончив очередную съемку, нужно выбрать пару самых лучших снимков из сотни для обработки. И часто случается так, что сделать выбор очень трудно.

Допустим, недавно вам удалось провести прекрасную фотосъемку и нужно приступить к отбору кадров, чтобы выбрать достойнейшие для пост-обработки. Конечно, можно обработать и все, но это будет бессмысленно и весьма трудоемко. Если же это не свадебная фотосъемка, то лучше отобрать несколько однозначно достойных кадра, чем много и всех вперемешку.
Для клиента же вы можете записать на диск все фото, но для окружающих остаться должны лишь лучшие, которые покажут ваш талант и профессионализм.

Критерии для оценки

Резкость
Резкость можно назвать самым первым и важным критерием отбора. Стоит только вам промахнуться с фокусом, и все, снимок можно удалять. Хотя сейчас такие снимки с импровизацией изображений со старых объективов, у которых стекло некачественное, стали в «моде», и есть фото, на которых вообще нет фокуса. Это дело вкуса, но лучше все же, когда присутствует фокус на снимке.
Выбирая между двумя снимками, остановите свой выбор на том, на котором удачный фокус. Иногда, в портретной съемке, лучший вид имеют кадры с «отделением фона». То есть это снимки, созданные при широкой диафрагме и с абсолютно точной фокусировкой на модели или объекте и размытым фоном.

Освещение
Кадры, на которых у вас получилось хорошо обыграть освещение, и нужно выбирать. И уделите особое внимание экстремумам в зонах освещенности. В наилучшем случае не должно находиться в кадре «вылетов», если они не запланированы. К примеру, если вы делали фотосессию в ясную солнечную погоду, а у вашей модели образовались глубокие тени под глазами, то, как бы ни был хорош этот снимок, все же лучше остановить выбор на другом, ведь «вытянуть» такую оплошность весьма нелегко.
Не забывайте о таком связанном с освещением явлении, как шум. Его практически не должно быть на снимке.

Композиция
Композиция является также весьма важной при оценки снимка, так как она влияет на то, насколько правильно ваше фото будет воспринятым. Останавливайтесь на том кадре, где лучшая композиция. Вряд ли кадр, где удачное выражение лица у вашей модели, но «обрезаны» либо руки, либо ноги, либо даже лицо, будет удачным.

Ракурс
При съемке портретов, очень щепетильным моментом является ракурс. Казалось бы, кадры одинаковы, но на первом модель повернула голову на 40 градусов, а на втором — на 43 градуса. Один из них будет иметь более лучший вид. Это может стать определяющим фактором, иногда лучше будет просто дольше повозится с пост-обработкой. Не забывайте тоже обращать на это внимание.

Сюжет
Наиболее сложным критерием является сюжет. Сосредоточьтесь над тем, на каком именно изображении у вас получилось максимально передать свою задумку. Определите, будет ли это для зрителя очевидным и на сколько, все ли из необходимого находиться в кадре, в какой позе модель и какое у нее выражение лица. Лучше в этом вам поможет сторонний наблюдатель.



Попросите о помощи

Оценить свои старания и труд очень сложно. Ваши снимки все для вас очень любимы, но все же необходимо тренироваться критиковать себя жестко. Когда вы можете определить, достаточно ли хорош этот кадр, просто отложите его в папку с названием типа «Как быть?» и вернитесь к нему спустя некоторое время, к примеру, через месяц другой.

Если не удается остановить свой выбор на одном из двух снимков, то попросите кого-то, кому вы доверяете, помочь сделать выбор. А также можно для фильтрации использовать какой-то фотосайт, либо социальные сети. Не удивляйтесь, если люди выберут не те фото, что нравятся вам. Конечно, решать, что выбрать все равно вам.

При выборе портфолио «для работы», если хотите где-то устроится фотографом, за помощью обратитесь к профессионалу, у которого уже есть опыт в таких ситуациях. Еще хорошим вариантом при выборе станет «портфолио ревю». Вы получите отзывы от заслуженных деятелей, профессиональных фотографов, а также получите шанс заявить о себе, так как в крупномасштабном варианте ваше портфолио посетят многие. И будьте готовы к критике.

Правила составления собственного портфолио

Выбирайте наилучшее
Начните составление собственного портфолио как минимум через год после начала вашей работы в роли фотографа.
Подходите к выбору очень ответственно. Лучше в вашем портфолио будет меньше, но хороших кадров, чем большое количество посредственных. Не торопитесь набрать объем, вы еще успеете это сделать, лучше будет качество, чем количество. Станьте для себя наиболее строгим критиком.
Распланируйте отбор кадров в несколько этапах. Первым начните с тех серий, что больше всего по душе вашим зрителям, а также вам. После этого выбирайте по несколько (от 1 до 3) кадров из удачных серий. И собрав их, отберите половину, далее проводите отбор опять, пока не останутся кадры, именно которыми вы гордитесь.

Выберите критерии классификации
Не нужно в одном портфолио перемешивать все жанры. И если у вас нет конкретной специализации, не помещайте все в одно портфолио, лучше сделайте несколько, для каждой специфики отдельно. Цель портфолио – это раскрыть всю вашу разносторонность, но не показать все грани. Не делайте резких контрастов от одного направления снимка сразу к противоположному. Смягчайте переходы и разбейте все фотографии по сюжетам и стилистике.

Вид портфолио
Презентовать портфолио можно в абсолютно разных способах, от фотокниги до страницы в интернете. Все способы хорошие и у них есть свои преимущества и недостатки. Хорошо будет сделать портфолио одновременно в нескольких вариантах исполнения.

Выбор целевой аудитории
Вид портфолио зависит именно от этого пункта. Для подачи его как заявки на работу в любую газету или журнал, ознакомьтесь с тематикой изображений и сделайте выводы касательно того, что может заинтересовать работодателя. Работайте на клиента, поймите, что он хочет увидеть. Для таких случаев очень удобным будет представление портфолио в виде папки.

Дизайн
Оформление портфолио обязательно должно быть в соответствии со стилистикой ваших работ. Для фона хорошо подойдут спокойные оттенки и тона, иначе фон станет отвлекать внимание зрителя от работ. Комментарии подписывать лучше всего читаемым и понятным шрифтом. Фотографии сопровождайте описывающей информацией. И не забудьте добавить свои контакты.

Я работаю по некогда сложившейся схеме, выработанной мною за годы практики. Выглядит она следующим образом.
После каждой съемки, даже самой короткой, у меня получается большое количество материала - это сырые RAW-файлы, каждый из которых довольно много весит. Открыть их может только специальный просмотрщик.
В этом просмотрщике я первым делом просматриваю всю съемку и удаляю брак. Затем я еще раз внимательно пересматриваю оставшийся материал и уже из него отбираю те 40-70 шт, которые "семейная фотосессия " получают его заказчики.

Затем отобранные фото я прогоняю через Lightroom (специальная программа для потоковой работы с сериями фотографий) и навожу первый марафет - снимки выравниваются по цвету, свету и контрасту, за счёт чего вся серия приобретает более "товарный" и привлекательный вид. Тут же я убираю какие-то огрехи - выравниваю линию горизонта, делаю легкую ретушь лицам, исправляю баланс белого (то есть чтобы цвета были такими, какими мы их видим в реальности).

Некоторые карточки требуют более тщательной обработки, и с ними я иду уже в Adobe Photoshop. С его помощью убираю случайные попавшие в кадр предметы, вторые подбородки, некрасивые морщинки.
Затем все фотографии еще раз дружно проходят через фотошоп для того, чтобы стать более интересными по цвету и более резкими. На этом же этапе происходит конвертация, т.е. превращение равов во всем знакомый джипег (JPEG) и дублирование полноразмерных фотографий их уменьшенными копиями, сжатыми специальным образом без потери качества для быстрого просмотра и выкладывания в се ть.

Полученные фотографии теперь лишь очень отдаленно напоминают те бледные исходники, что лежали передо на мной на этапе отбора.

Почему же я не отдаю клиентам выбирать кадры для обработки самостоятельно? Потому что, во-первых, такой отбор - часть моей работы. И это довольно продолжительная и трудоемкая ее составляющая. Порой, я трачу до 50% всего времени именно на то, чтобы, пробравшись через дубли, найти достойные кадры. То есть мне сознательно не хочется обременять героев моей съемки отсмотром большого количества похожих и малопривлекательных снимков, этого сырого материала, которому еще только предстоит преобразиться.
Во-вторых, я смотрю на них "глазами фотографа" (точнее даже глазами обработчика - глазами фотографа я смотрю еще на этапе съемки), который может сходу представить, выйдет из той или иной фотокарточки конфетка или не выйдет. Без подобного видения конечного результата сложно сделать правильный выбор.

Я понимаю, что любой человек при взгляде на фотографию ищет прежде всего себя, и оценивает то, как получился он. И для многих зачастую это и является критерием хорошего снимка;-) Критически взирая на свою фигуру и лицо, и, повинуясь сиюминутному "это не я!" или "я тут себе не нравлюсь!", вполне достойный и интересный кадр может быть незаслуженно отправлен в корзину. Почему незаслуженно? Потому что, как показывает опыт, отношение нас самих к тому, как мы выглядим на фото, имеет тенденцию меняться. И пять лет спустя вы уже не будете таким волком смотреть на собственный фейс и гнобить себя за прядь волос, которая выбилась совершенно не в том направление, в котором ей это было положено. Пять лет спустя вы вдруг увидите, что были очень даже ничего, а уж через десять вы искренне удивитесь, как можно было не замечать этих стройных ног и этого задорного блеска в глазах, и сосредотачиваться на каких-то недостатках, о которых вы сейчас уже вспоминаете с трудом. И как же здорово, подумаете вы, что фотограф сохранил для нас именно этот кадр, где мы все такие живые и настоящие, и ребенок корчит ту самую свою смешную рожицу.

Конечно, из любого правила существуют исключения, и я сделала его в своем специальном пакете "для маленьких приверед" :), а точнее для тех девушек, которые пришли ко мне "за аватаркой" - небольшой портретной фотосессией с несколькими снимками на выходе. Сюда же входит и бизнес портрет . Поскольку в итоге данной фотосъемки человек получает всего 5-10-15 фотографий, то я даю ему возможность отобрать их самому. В этом случае я заранее перевожу камеру в режим параллельного дублирования кадров и после нашей встречи сразу отсылаю ему все полученные джипеги через файлообменник. И клиент сидит и отыскивает среди -дцатого дубля именно тот, где он нравится себе весь без остатка.

Это условие прописано и является эдаким дополнительным бонусом для тех, кому нужна именно портретная фотосессия (если, конечно, долгий и нудный просмотр сырого материала можно считать бонусом:)).
Но и тут, бывает, что люди доверяются полностью авторскому взгляду и предоставляют мне сделать этот выбор за них.

Надеюсь, теперь стало немного понятнее, почему отбор фотографий - это в большинстве случаев дело рук фотографа, а не клиента.

Ну, и в завершение, немного картинок из серии "до/после":

pavel_kosenko пишет в 23 января, 2013

Статья для начинающих, вступлением для продолжающих и пошаговым рецептом на все случаи жизни.

«Для того, чтобы научиться фотографировать, нужно 10 минут. Для того, чтобы научиться делать отбор, нужно стать личностью.»
(с) Г. Пинхасов

Вступление

Некоторые мои друзья/коллеги критикуют эту цитату, считая ее непонятной, неточной и даже пафосной. Их возражения касаются того, что нельзя научиться фотографировать за 10 минут, а зрелость личности штука весьма условная (можно ли считать личностью 5-летнего ребенка?). Безусловно, такая постановка вопросов имеет право на существование. Более того, именно тем и интересна. Однако дайте мне 5-летнего ребенка и современную камеру, через 10 минут он будет фотографировать. Будет ли он это делать осознанно? Нужно ли это делать осознанно? Каково должно быть соотношение сознательного и бессознательного в процессах съемки и выбора фотографий? Лично мне эти вопросы кажутся глубокими и важными, именно их филосовская постановка близка в приведенной цитате.

Вообще, когда мы говорим о фотографии, сложно, а порой и невозможно быть объективным. Мы не можем рассказать о том, как надо делать, ибо все делают по-разному. «Как надо делать» вообще не существует, для каждого фотографа ответ на этот вопрос будет индивидуальным. Мне часто приходится наблюдать, как весьма «неправильные» действия (объективно неправильные, например, методы обработки в Adobe Photoshop) приводят к «правильныму» результату. Ибо его определяет не уровень владения техническими средствами, а творческий взгляд фотографа.

Желание алгоритмизировать действия весьма полезно для прикладных задач фотографии и опасно для творческих. Искусство начинается там, где заканчиваются правила, поэтому особенно ценным для творческого роста мне представляется личный опыт. Как собственный, так и тех людей, чьи творения не оставляют нас безразличными.


Как работать с файлами при отборе фотографий

Прежде всего надо понимать, что отбор определяется задачами. Одно дело выбрать фотографии со свадебной съемки, и совсем другое – для фотоальбома, портфолио или выставки. Если говорить о последнем, то на самом деле это бесконечный процесс, так как мы постоянно осмысляем и переосмысляем собственное творчество, многократно возвращаясь к тем или иным съемкам и фотографиям. В репотажной же фотографии важна не столько художественная выразительность того или иного снимка, сколько передача последовательности событий с помощью визуального ряда.

Однако, на мой взгляд, для любой задачи выбора важна некоторая интуитивная составляющая, о которой и пойдет речь. Да, в процессе отбора приходится анализировать съёмку и сравнивать фотографии друг с другом. Но часто нам хочется выбрать ту картинку, которая логически вроде бы по всем параметрам проигрывает альтернативному варианту. Тем не менее, по непонятным причинам нравится, и всё тут! Знакомо вам такое ощущение? Должны ли мы выбирать «неправильную», но производящую впечатление картинку, или лучше выбрать более «правильный» и логически объяснимый вариант?

Безусловно, мы должны учитывать вполне конкретные требования для коммерческих съёмок (в том числе, свадебной и других событийных), требования к фотографиям для пубикации в журналах, на стоках и прочих прикладных задач. Но даже в этих случаях (уж не говоря о творческой фотографии) вполне разумно прислушиваться к собственной интуиции, доверяясь её, пусть порой и иррациональному выбору. Потому что в итоге мы показываем фотографию, которая должна нравиться – зрителю и/или нам самим. А слова «нравится» и «не нравится» с большим трудом поддаются логическому объяснению.

Методика

Рассмотрим какую-нибудь распространённую ситуацию. Например, вы приехали из очередного путешествия и привезли тонну файлов (скажем, 1000), из которых вам надо выбрать некоторое разумное количество (скажем, 30) для публикации в блоге и показа друзьям/родителям.

Кстати, у самых начинающих фотографов такого желания обычно не возникает. Помню, когда-то давно я тоже мучал своих родственников альбомами по 300 отпечатков или слайд-шоу на 500 картинок. Вспоминая зевающие рты и засыпающие глаза, могу вас уверить – за редким исключением (в виде жадной до успехов внуков бабушки, например), куда гораздо более сильный эффект вы произведёте, если покажите не 300, а 30 фотографий, но самых лучших!

Но какие они, самые лучшие, как выбрать? Мой пошаговый рецепт выглядит следующим образом.

1. Скачайте файлы на компьютер

Прежде всего загрузите всю съемку с флешек на компьютер. Банальное действие? Не совсем. Для удобства последующей работы с файлами имеет значение, как именно вы их каталогизируете (как создаете папки и записываете туда файлы). Это особенно актуально при съёмке одновременно несколькими камерами, потому что если файлы с них у вас окажутся в разных папках, поверьте, проще сгореть в аду, чем разобрать такую съемку. В своё время я довольно подробно описал эту задачу, поэтому не буду повторяться, просто дам ссылку на эту заметку:

В качестве сухой выжимки из этой статьи могу привести организацию директорий, которую я рекомендую (но которой вы, конечно же, не обязаны следовать):

То есть, на мой взгляд, самый удобный способ работы с фотографиями, если они разложены по датам съемки (к названию директории можно добавить текстовый префикс для большего удобства, хотя это не обязательно), причем файлы с разных камер лежат рядом друг с другом (отсортированы по времени съёмки). Такой каталогизации очень несложно добиться в автоматическом режиме, как именно – можно прочитать по ссылке выше.

2. Откройте файлы в каталогизаторе.

Казалось бы, еще одно простое действие? Опять-таки, не совсем. Многие начинающие фотографы пытаются просматривать картинки чуть не ли средствами операционной системы. Хотя в общем виде не исключен и такой подход (особенно, если операционная система Mac OS:), но всё же более удобной будет специализированная программа, в которой вы сможете достаточно быстро смотреть картинки (особенно, если это «тяжелые» Raw-файлы) и, самое главное – присваивать им разные метки рейтинга (звёздочки, флажки и т.п.).

Чаще всего в качестве таких программ рассматривают Adobe Lightroom или Adobe Bridge, хотя существует и масса других. На принципы отбора это никак не влияет, поэтому рассмотрим в качестве примера ту, которую использую я – Adobe Bridge.

Итак, перед нами 852 фотографии, которые я сделал за одну съемку на рынке в Самарканде. Задача – выбрать 30-40 для показа друзьям/родственникам или в блоге. Кроме этого, может быть, 2-3 картинки перепадут для творческого портфолио – а может быть и нет, эта задача вторична: ведь мы никогда не знаем заранее, есть ли в съемке работы, которые нам кажутся действительно достойными.

3. Отсмотрите все сделанные фотографии по первому кругу.

Перйдите в режим просмотра фотографий. В Adobe Bridge такой режим вызывается нажатием клавиши «пробел» на любой выбранной фотографии (в нашем случае на первой). Далее листайте файлы друг за другом, можно даже на высокой скорости (например, 3-4 кадра в секунду).

Любой кадр, который остановил ваше внимание хотя бы на 1 секунду, отмечайте звездечкой *. В Adobe Bridge это делается комбинацией клавиш «CMD + 1» («CTRL +1», если вы используете операционную систему Windows).

Цель первого просмотра – отметить те фотографии, которые хоть сколько-либо зацепили ваше внимание. Любое сомнение «а может ли этот кадр быть интересным или нет» на этом этапе мы трактуем в пользу того, чтобы поставить звездочку. Забегая вперед, можно сказать, что далеко не все эти кадры войдут в ваш список "The best". Но сейчас нам важно сделать первичный отсев, сформировать базу для дальнейшего выбора (но уже не среди 800, а скажем, 50 картинок).

Обратите внимание, что в этот список имеет смысл включать также дубли одного и того же сюжета. Скажем, вы сделали 20 таких дублей. Большая часть вам не нравится, но 3-4 вызывают сомнения. Не сомневайтесь, отмечайте их звездочкой *. Потом выберете лучший, при следующих отсмотрах.

По окончании первого отсмотра вы можете вывести на экран только те картинки, которые выбрали, то есть с одной * звездочкой.

В нашем случае получилось 43 фотографии. Если мы уберем из них дубли (то есть среди дублей выберем лучшие варианты), то это уже вполне основа для демонстрации фотографий друзьям, родственникам или в блоге.

Если же мы хотим сделать более качественную выборку, то двигаемся дальше.

4. Отсмотрите фотографии по второму кругу.

Теперь мы уже будем отсматривать только те, которые у нас отмечены одной звездочкой. То есть, в нашем примере – среди 43 фотографий. Принцип отсмотра точно такой же – выбираем только те, на которых взгляд останавливается дольше обычного, и отмечаем такие фотографии уже двумя звездочками **. В Adobe Bridge это делается комбинацией клавиш «CMD + 2» («CTRL +2», если вы используете операционную систему Windows).

Но на этот раз движемся медленнее, т.к. теперь у нас значительно меньше картинок для осмысления. Сомнения также трактуем в пользу того, чтобы поставить метку, но относимся к этому процессу чуть более придирчиво. Иногда имеет смысл несколько раз полистать вперед/назад соседние картинки, чтобы убедиться в своих интуитивных ощущениях или принять взвешенное решение (если это требуется в качестве исходных требований).

Если в каких-то картинках вы уверены на 100%, можете сразу поставить им три *** звездочки. В Adobe Bridge это делается комбинацией клавиш «CMD + 3» («CTRL +3», если вы используете операционную систему Windows).

Теперь, по окончании второго отсмотра, можно вывести на экран только те картинки, которые выбрали, то есть с двумя ** и более звездочками.

В нашем случае осталось всего 13 фотографий. Это может служить основой уже, скажем, не просто для отчета о путешествиях, а о визуальном впечатлении о каком-то месте или событии, небольшой серии фотографий и т.п.

Но еще полезнее такая подборка для попытки сделать окончательный жесткий выбор. Жесткий, потому что, увы и ах, из всех наших «шедевров» в таком подходе придется выбрать только «самые-самые шедевры»! И бескомпромиссно зарубить все «шедевры», которые на самом деле до оных не дотягивают, хотя и очень нам нравятся.

4. Отсмотрите фотографии по третьему кругу.

Чтобы произвести выбор «шедевров из шедевров» (надеюсь, вы понимаете стёб и соответствующие кавычки), придется при просмотре каждой из оставшихся фотографий задаться буквально таким вопросом: шедевр или нет?

На этом этапе со всем прискорбием придется отмести всё, что не тянет на шедевр в соответствии с нашей личной внутренней планкой.

В моём случае осталось всего 3 картинки.

Которые, как мне показалось, уже не стыдно показать в своём портфолио. После соответствующей (впрочем, минимальной) обработки они стали выглядеть так:

Вообще говоря, при выборе не обязательно ограничиваться лишь только тремя звёздочками ***. Под разные задачи можно использовать четыре **** и даже пять *****. Или наоборот, одну * или две **. Кроме этого, можно использовать разноцветные флажки и другие способы выбора файлов, которые есть в вашем распоряжении. Но практика показывает, что чаще всего достаточно выбора в пределах трех *** звездочек.

Послесловие

1. Конечно, в этой статье приведён лишь один из возможных подходов к отбору фотографий. В общем виде подходов может быть бесконечное множество, и они будут различаться в зависимости от конкретных задач, которые ставит каждый конкретный фотограф в каждом конкретном случае. Однако вначале статьи я позволил себе весьма пафосную формулировку «рецепт на все случаи жизни», настало время дать соответствующие пояснения.

Что же такого универсального я предлагаю в качестве решения? Независимо от вашего стиля съемки, тех задач, которые перед вами стоят, и которые вы сами перед собой ставите? На самом деле, я уже говорил об этом вначале статьи: я предлагаю прислушиваться к тому, что подсказывает сердце, к собственным чувствам и интуиции. Даже, если ваши задачи целиком прикладные, попробуйте, имея в виду требования, отдаться во власть ощущений.

2. Существует и весьма используется на практике несколько другой метод отбора фотографий. Когда вы отсматриваете картинки не в большом размере последовательно друг за другом, а листаете список миниатюр, останавливая своё внимание лишь на тех, которые вас заинтересовали. Такие картинки вы увеличиваете на полный экран и принимаете решение, выставлять ли им очередную метку или нет. В остальном подход точно такой же, как описан выше. Возможно, имеет смысл попробовать оба метода и выбрать тот, который вам позволяет сделать более правильный отбор. Лично я пользуюсь и тем и другим, по настроению и в зависимости от кол-ва файлов в съёмке.

3. Вы должны понимать, что вместе с вашим творческим ростом растет и ваша внутренняя планка. Тот выбор, который вы сделали 3 месяца назад, скорее всего (и с высокой степенью вероятности) не будет совпадать с вашим сегодняшним выбором. Поэтому иногда имеет смысл возвращаться к архиву и пересматривать фотографии. Только не все, иначе вы в этом погрязнете. Но какие-то особенные съёмки – вполне может быть.

4. В связи с предыдущим пунктом вытекает такой вопрос – в какой момент делать отбор? Нужно ли дать съемке отлежаться или наоборот, приступать к отсмотру сразу же, пока свежи впечатления? Лично я много раз пробовал оба подхода, и могу сказать, что работает и тот и другой. В этом вопросе, опять-таки, я бы посоветовал обратиться к интуиции и ощущениям. Если вас распирает изнутри и сразу после съемки хочется сделать выбор – не сдерживайте себя! Или наоборот, если вы привыкли разбирать сразу, но вдруг у вас нет настроения и рука не поднимается открыть компьютер – плюньте на такую съёмку! Лучше отсмотрите её потом, когда будет настроение.

А вот от чего я действительно советую воздержаться, так это от принятия решения о публикации фотографии поздно вечером на уставшую голову (в интернете, конечно). Ведь это тоже вопрос выбора – публиковать или нет? Достойна картинка того, чтобы быть продемонстрированной широкой аудитории или нет? Если вдруг у вас встает такой вопрос, лучше ложитесь спать – это именно тот случай, когда утро вечера мудреннее!

P.S. Мне бы очень не хотелось, чтобы у читателей сложилось ложное впечатление, что задача отбора фотографий сводится к расстановке звёздочек в Bridge. Конечно, нет! Это глубинная тема в фотографии, связанная с осмыслением того, что каждый из нас вообще говоря снимает и зачем.

В достаточно явном виде на это указывает Вступление к статье. Далее, в её основном теле я привел чисто технологическую методику работы с файлами, предполагая, что это лишь начало разговора, которое может быть полезно начинающим (к тому же об этом просили ребята из "30 day photo"). При этом я постарался сопроводить описание конкретных действий рассуждениями, указывающие на их филосовскую неоднозначность и на то, что это лишь самый-самый верхний пласт проблематики.

Возможно, это не прозвучало в должной степени явственно, поэтому я решил дополнить статью этим постскриптумом. Мне очень бы не хотелось дескридитиривать одну из глубочайших и сложнейших тем в фотографии (к тому же плохо освещенную в литературе) сведением разговора лишь только к расстановке звёздочек и каталогизации. Конечно, это совсем не так. Тема настолько сложна и многогранна, что даже для её частичного раскрытия скорее всего разным авторам потребуется написать не одну сотню статей, не один десяток книг и разработать не одну учебную программу по развитию творческого мышления. При этом разговор будет идти не о том, КАК отмечать файлы, а о том, ПОЧЕМУ мы делаем тот или иной выбор. Надеюсь, в обозримом будущем по этой теме будут появляться достойные материалы!

Все самое интересное у нас!

«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов

Как быстро обработать большое количество фотографий. May 28th, 2012


Долгожданные отпуск закончился, впечатления и эмоции от увиденного переполняют. Сотни, а то и тысячи фотографий отснято, которые хочется, как можно быстрее, показать друзьям.

Тем, кого не особо заботит качество фотографий, кто не размещает их в интернет или не ведет свой блог - проще.Скопировал с карточки файлы, выкинул плохие - все готово, можно показывать.

В данном посте я хочу поделится своими методами пакетной обработке изображений, к которым я пришел за долгое время работы с фотографиями.

Сразу внесу ясность.
Я не претендую на уникальность данной обработки фотографий и, думаю, многие делают также. Данный метод не считаю самым лучшим или самым быстрым. Просто мне так удобно и для себя считаю это оптимальным. Знаю точно, что это значительно быстрее, чем открывать файлы по отдельности и редактировать индивидуально.

Мои шаги обработки:

  1. Импорт изображений.
  2. Отбор лучших кадров.
  3. Регулирование баланса белого и экспозиции.
  4. Кадрирование, исправление горизонта.
  5. Устранение неровности освещения.
  6. Добавление резкости для фотографий, размещаемых в интернете.
  7. Экспортирование в TIFF- формат для архивного хранения.

Свои фотографии я классифицирую следующим образом:

  • Фотографии для себя (сюда входят изображения личного характера, которые я не выкладываю на сайт или в блог, семейные фото, кофейные посиделки т.д.)
  • Фотографии, которые я выкладываю в блог, продаю или печатаю под заказ.

Я стараюсь очень тщательно подходить к отбору фотографий и постобработке. Программное обеспечение, которое я использую это - Adobe LightRoom и Adobe Photoshop .

Теперь детально.

1. Импортирование всех фотографий в RAW-формате в LightRoom. Перед импортом файлов, я создаю название под-коллекции. Если у вас много фотографий рекомендую в начале года создавать папку с текущим годом, а в ней создавать под-коллекции, что бы проще было искать в будущем.

2. Удаление всего лишнего. Как заметил sergeydolya , хороший фотограф не тот, кто много снимает, а тот, кто много удаляет. Под нож попадает все, что можно удалить. Из нескольких одинаковых сюжетов, я отбираю самый лучший, с точки зрения композиции и света. Нерезкие кадры сразу удаляются, никто не увидеть потрясающего сюжета, кроме вас, в таком кадре, если он не сделан специально! Удаляю, неинтересные кадры или бессюжетные, которые на момент съемки казались хорошими.

3. К лассификация фотографий. Фотографии для себя и фотографии, которые я выкладываю в блог, продаю или печатаю под заказ. В LightRoom я сразу выделяю их разными цветами, что бы было проще с ними дальнейшем работать.

4. Использование preset-ов. Для большинства фотографий я использую следующие параметры:
Clarity +50 (Добавление четкости)
Vibrance +25 (Усиление второстепенных цветов)
Sharpening (Увеличение резкости)
Amount 40; Radius 0,8; Detail 50; Masking 0

Noise Reduction (Увеличение шумоподавления)
Luminance 65


Эти параметры я сохраняю в preset.

Применяю данный preset для одного файл, выделяю все остальные файлы и нажимаю «Синхронизировать». Теперь все фалы имеют изменения по этим параметрам. Если условия съемки некоторых кадров отличаются от общей массы фотографий, я их редактирую индивидуально.

5. Кадр ирование, исправление горизонта. Если на фотографии немного завален горизонт или требуются кадрирование, я это делаю на данном этапе.

6. Очень часто, кадр неравномерно освещен из-за особенностей освещения в данный момент. В LightRoom есть очень удобный инструмент, для исправления этого явления.

Если вы не размещаете свои фотографии в сети, на данном этапе можно экспортировать все свои фотографии в JPG -формат для архивного хранения или дальнейшей печати.

Если вы добавляете фотографии на сайт или куда-либо в сети и хотите сделать их резкими, рекомендую их экспортировать в JPG-формат, с разрешением 900х600 пикселей. Этого разрешения вполне хватит для просмотра в интернете с хорошим качеством.

Для повышения резкости я использую Adobe Photoshop c установленным Action от pavel_kosenko .Почитать, как он работает и скачать его можно от сюда .

Для быстрого экспорта фотографий из LightRoom, я сохранил несколько preset-ов:

  • Размер 900х600, JPG-формат с авторской подписью.
  • Максимальный размер,TIFF-формат, для архивного хранения.

Все! Моя обработка фотографий закончена. TIFF-файлы я записываю на DVD болванку, подписываю ее и кладу в папку с архивом фотографий. JPG- файлы я заливаю на photobucket.com и от туда использую для размещения на сайте или в своем блоге.

Спасибо, что прочитали мой пост.

Рано или поздно все мы сталкиваемся с проблемой составления собственного портфолио. Но еще до этого, после каждой съемки, нам приходится выбирать из сотни кадров пять или десять лучших снимков, которые стоили бы обработки и представили бы результат нашей работы в наилучшем свете. Порой очень сложно понять, что стоит выбрать, поэтому в данной статье я хотела бы обратить ваше внимание на критерии для оценки ваших работ, которые помогут определиться с выбором, способы отбора, а также дать пару советов относительно составления собственного портфолио.

Итак, вы провели замечательную съемку и в прекрасном расположении духа приступаете к фильтрации кадров, чтобы сделать выборку для итоговой обработки. Обработать все двести-триста штук слишком трудозатратно, да и в принципе, в этом нет смысла. Если мы говорим не о свадебной съемке, я склонна придерживаться мнения, что лучше показать заказчику или зрителю пять действительно хороших кадров, чем пятьсот средненьких вперемешку с плохими.

Конечно, вы можете записать клиенту на диск все кадры, для архива, но для всего остального мира должна остаться только маленькая выборка, которая презентует все ваши возможности и таланты в качестве фотографа. Как же оценить, какой именно кадр достоин этой выборки, а какой нет?

Критерии для оценки

Резкость

Пожалуй, это первый, основной и самый простой критерий для оценки удачности кадра. Промахнулись мимо зоны фокуса - всё, на выброс. Конечно, сейчас, можно сказать, пошла мода в фотографическом мире на имитацию картинок со старых объективов с некачественным стеклом, и я видела портреты, на которых фокуса нет вообще и нигде. Разумеется, это личное дело каждого, но я считаю, что фокус должен быть хотя бы на маленьком участке кадра (на предполагаемом сюжетом участке, конечно, но тем не менее). Пусть он будет только на одном глазе, но будет.

Итак, между двумя кадрами при прочих равных стоит выбирать тот, на котором вам удалось сфокусироваться там, где вы хотели, и так, как вы хотели. Порой в случае тех же портретов гораздо лучше смотрятся кадры с так называемым «отделением от фона», т.е. снятые на широкой диафрагме с точной фокусировкой на объекте, когда фон (и иногда передняя часть кадра) получается полностью размытым.


Особенно много сложностей с фокусом у меня возникает при использовании объектива Lensbaby. Половина кадров сразу удаляется, остаются лишь те, где мне удалось навестись на резкость подобающим образом.

Освещение

Всегда выбирайте кадры, на которых вам удалось красиво обыграть освещение. Особенное внимание обращайте на экстремумы в зонах освещенности - самые светлые и самые темные зоны. В идеале в кадре не должно быть очевидных «вылетов», если это не предусмотрено художественной задумкой. Например, вы снимаете в солнечную погоду, и под глазами у модели образуются глубокие темные тени. Даже если во всем остальном кадр идеален, «вытянуть» эту оплошность будет крайне проблематично, и при прочих равных стоит выбрать тот кадр, где вы попросили модель иначе повернуть голову, чтобы избежать этих самых теней.

Другой пример - пейзаж, снятый в разное время суток и при разной облачности. Когда небо ясное, и вы снимаете против солнца, с большой вероятностью оно будет не эстетично выбелено. Работать над таким кадром, на мой взгляд, стоит только в том случае, когда вам удалось запечатлеть поистине уникальный сюжет или у вас нет возможности побывать там снова. Ну, или если вы снимали «вилку» для HDR. Итак, отметаем кадры с неудачным светом. А также помним о связанном со светом явлением - шуме. В общем случае, чем меньше шума на кадре, тем лучше. Особенно сильно он проявляется как раз в самых темных участках кадра.



Яркий пример зашумленного кадра. Мне понравился свет и композиция, поэтому я все же «вытянула» его и выложила в галерею, но в портфолио такой кадр я включить не смогу.

Композиция

Еще один важный критерий для оценки качества снимка - удачность композиции. На данном ресурсе представлен ряд статей на эту тему, с которыми вы при желании можете ознакомиться. В процессе выбора при прочих равных стоит остановиться на кадре с лучшей композицией, поскольку этот фактор влияет на правильное восприятие снимка. Если вы смогли поймать потрясающее выражение лица у вашей модели, но при этом «обрезали» ей руки, ноги и половину лица, вряд ли данный кадр можно считать удачным. Хотя, возможно, я вновь не в тренде, и подобные снимки сейчас на пике моды.

В данной серии есть еще один очень похожий кадр, но с чуть иным ракурсом, и я там умудрилась откромсать модели часть левой руки. Поэтому если я буду выбирать из них один - остановлюсь на этом.

Ракурс

В случае с портретом есть еще один деликатный момент. Все вот, кажется, идеально, но на одном кадре голова модели повернута на 45 градусов, а на другом - на 47. И один из ракурсов, как ни странно, выглядит гораздо лучше. Порой в данном случае для меня, например, это является определяющим фактором - я лучше подольше повожусь в редакторе с проработкой теней и подавлением шумов, поиграю с выкадровкой, но зато модель моя будет раскрасавица (раскрасавец?). Разумеется, когда кадр выглядит так, будто его снимали на мыльницу десятилетней давности на ISO 1600 в темном баре среди толпы пьяных людей, данное правило не работает. Просто на это тоже стоит обращать внимание при выборе кадров из серии, если фотографии в целом идентичны, но отличаются какой-то несущественной деталью. Вроде ракурса.

Сюжет

Самый сложный и, скажем так, тонкий критерий для оценки кадра. Подумайте, на каком кадре вам удалось в максимальной степени передать задумку вашей съемки, идею, сюжет. Вам нужно понять, насколько очевидно будет все это для зрителя: все ли необходимые предметы попали в кадр, что выражает поза модели, о чем говорит выражение ее лица - если мы говорим о портрете. Для этого вам может потребоваться попросить о помощи стороннего наблюдателя, со временем вы станете понимать это сами, опираясь на отзывы о ваших предыдущих работах.

Этот кадр - часть фотосерии. И, полагаю, глядя на него, вы легко сможете понять, о чем она, сколько человек принимало в ней участие и какова стилистика остальных кадров.

Попросите о помощи

Оценивать собственную работу всегда сложно. Я вообще свои кадры раньше воспринимала как детей: любила всех и сразу, и удаление какого-то из них с жесткого диска воспринималось мною как преступление против совести. В любом случае, лучше тренироваться жестко себя критиковать. Кадр вроде неплох, но что-то в нем не так - попробуйте не браться за него сейчас. Положите в папку с говорящим названием типа «Быть или не быть?» и пересмотрите через месяц. А лучше через два. Вполне вероятно, что папка будет удалена целиком, когда эмоциональный фон отойдет на второй план.

Когда поймете, что никак не можете определиться между двумя кадрами, попросите нескольких человек, мнению которых вы доверяете, помочь вам выбрать. Также очень хорошо в качестве фильтра использовать возможности какого-либо специализированного фотосайта - я использую для этого gallery.ru, а еще социальные сети. Часто бывает так, что при выкладывании серии снимков большинство людей оценивают совсем не те кадры, которые нравятся мне. И тут уже вам необходимо будет решать: соглашаться с мнением большинства или нет, а это во многом зависит от цели, которую вы преследуете, производя отбор снимков. Если вы собираете портфолио в интернете и хотите, чтобы оно было популярным - определенно, стоит прислушаться.

Если же вы собираете портфолио «для работы», намереваясь устроиться фотографом в какой-либо журнал или модельное агентство, это не совсем репрезентативная выборка. В такой ситуации лучше всего будет обратиться за помощью к профессионалу, имеющему подобный опыт, и попросить помочь вам отобрать кадры. Отличный вариант отработки портфолио - так называемые «портфолио ревю». Они проводятся в разных форматах, и суть их заключается в том, что вы можете показать свои работы заслуженным деятелям фотографического сообщества и получить их отзывы.

В крупномасштабном варианте портфолио ревю могут посещать также иные деятели культуры типа организаторов выставок, критиков, владельцев галерей и редакторов журналов. Это неплохой шанс заявить о себе в фотосообществе, но начинать следует с более мелких мероприятий. Например, многие фотографы, проводящие мастер-классы, устраивают на них портфолио ревю, так что вы можете выбрать того, чьи работы вам по душе, и отправиться к нему. Только приготовьтесь адекватно воспринимать критику, порой довольно жесткую, ведь в этом вся суть затеи - учиться и становиться лучше.


Международное портфолио ревю в Москве для российских фотографов, Portfolio Review Russia, 2011 год.

Правила составления собственного портфолио

Выбирайте только самое лучшее

Мне знакомо это ощущение: когда вы только начинаете фотографировать, и что-то начинает получаться, хочется срочно заняться составлением собственного портфолио, распечатать красивую и толстую книжку и начать ее всем показывать. Я не могу точно сказать, после какого периода стоит начинать составлять портфолио, поскольку все учатся и набираются опыта с разной скоростью. Но не раньше, чем через год после начала съемок.

Вы должны подходить к подбору кадров для портфолио со всей ответственностью. Пусть лучше будет пять хороших кадров, чем пятьдесят не очень хороших. Не спешите набрать объем: берите не количеством, а качеством. Туда должны попасть не просто хорошие кадры, а лучшие, лучшие из лучших. Будьте самым строгим критиком для себя, используйте те критерии и советы, которые были описаны в данной статье выше.

Отбор фотографий лучше производить в несколько этапов. Для начала выберите серии, которые и вы, и ваши зрители считаете удачными. Затем по 1-3 кадра из каждой удачной серии. Соберите все отобранные кадры в одном месте и отфильтруйте половину. Проводите фильтрацию до тех пор, пока не поймете, что остались только те кадры, которыми вы действительно гордитесь.

Выберите критерий классификации

Не стоит смешивать в одном портфолио фотографии разных жанров, особенно если речь идет о фотокниге. Если вы не имеете определенной специализации и фотографируете и пейзажи, и репортажи, и портреты, и натюрморты - сформируйте отдельное портфолио для каждого направления вашей работы. В противном случае, пытаясь охватить все возможные аудитории, вы не зацепите ни одну.

Я бы не советовала включать в общее портфолио фотосерии. Вы можете выложить серии в отдельные папки, или же, если они небольшие, разместить их на одной странице фотокниги в виде тизера. Дело в том, что они отвлекают внимание. Если вы считаете, что в серии есть какие-то особо удачные кадры, которые будут смотреться даже вне контекста остальной части серии - вы можете их использовать.


Этот кадр - часть большой серии, но, на мой взгляд, он достаточно хорош, чтобы использовать его отдельно.

Портфолио имеет своей целью показать всю разносторонность вашего таланта в определенной области, но стремясь осветить все грани, все же помните, что оно представляет собой нечто цельное. Не стоит помещать на одну страницу фотографию маленькой девочки с ромашками, а на следующую - что-то готически-ужасное. Думаю, такие контрасты смутят практически любого зрителя.

Постарайтесь смягчить переходы, и, может, не очевидно, но все же разбить кадры по стилистике и сюжетам. Тем не менее, не стоит также показывать слишком похожие кадры, это не имеет смысла: если вы умеете снимать девочек с ромашками, это еще не значит, что вы способны снимать мальчиков с машинками. А если вы умеете работать с естественным светом, совершенно не факт, что вы имели дело со студийным. Итак, покажите все, что умеете, но классифицируйте.


Как пример неудачного сочетания - думаю, на соседних страницах фотокниги данный переход будет слишком контрастным.

Вид портфолио

Вы можете презентовать свое портфолио множеством способов: создав свою собственную страничку в интернете, используя возможности специализированных фотосайтов, распечатав фотокнигу, сделав большую папку и вложив в нее отдельные отпечатки и т.д.


Еще один вариант вида портфолио - специальная коробка. Почему бы и нет?

Говоря о фотосайтах, можно отметить интересную вещь: чем сложнее процесс закачки, тем лучшее портфолио у вас получится, как в случае с 500px.com - данный ресурс не предполагает потоковой закачки и изначально был создан для того, чтобы выбрать лучшее из существующего в мире современной фотографии. Изначально на сайте существовала довольно-таки жесткая модерация, и попасть туда считалось вообще ужасно престижным, сейчас процесс упростился. Загружать фотографии может каждый, но все же не потоком, а определенное количество фотографий в месяц, если вы не покупаете платный аккаунт.

Впрочем, в каком-то смысле модерация осталась - в плане составления регулярных подборок лучших кадров с сайта, публикуемых в социальных сетях. К слову, на том же 500px существуют готовые (но не бесплатные) инструменты для составления портфолио, если вам не хочется заниматься разработкой своего сайта с нуля.

Каждый способ размещения информации имеет свои преимущества, и лучше всего будет иметь свое портфолио сразу в нескольких вариантах: например, на сайте, на диске и в виде фотокниги или папки с распечатками. К слову о распечатках - я настоятельно советую вам их сделать, потому что при просмотре кадра на компьютере слишком многое зависит от калибровки монитора смотрящего, когда же вы приносите отпечатки - вы имеете возможность показать их именно так, как сами того хотите, в том числе без цветовых искажений. Говоря о сайте - желательно, чтобы это была не ссылка на ресурсы типа социальных сетей.

Выбор целевой аудитории

Это действительно важный пункт, от которого зависит вид вашего портфолио, состав снимков и выбор носителя. Если вы просто делаете архив для личного пользования и показа друзьям - это одно. Но если вы собираете портфолио для подачи заявки на работу в какой-либо журнал - вам нужно ознакомиться с тематикой фотографий, присутствующих в нем на данный момент, и попытаться понять, что вы можете предложить именно им, чем можете их заинтересовать.

Это уже больше маркетинг, нежели фотография: поймите, кто ваш клиент, и работайте на него. Если смотреть на проблему в этом ключе, то вариант с папкой с отпечатками может быть наиболее удобным - вы просто вынимаете из нее все лишнее, и оставляете лишь то, что хотите показать тому или иному человеку.

Дизайн

Важно, чтобы оформление портфолио в любом его виде соответствовало стилистике ваших работ. Т.е. если вы снимаете в основном барышень рокерского облика на фоне развалин - фон с узором «hello kitty» вряд ли будет уместен. Лучше всего выбирать для фона нейтральные спокойные тона, чтобы не отвлекать внимание непосредственно от работ. Также для подписей и комментариев должен быть выбран читаемый шрифт, без изысков, поскольку основная их задача - донести до зрителя информацию. Все остальное остается на ваше усмотрение.

Порядок фотографий в портфолио

При составлении портфолио вы заинтересованы в том, чтобы его посмотрели целиком и оценили ваше искусство. Исходя из этого, располагать кадры в хронологическом порядке - не самое удачное решение. Ваше мастерство со временем растет, а если зритель увидит на первой же странице слабый кадр, у него не будет никакой мотивации переходить к следующему. Если же все лучшие кадры вы разместите в первой части презентации или книги - под конец портфолио эффект будет нивелирован. Поэтому считается, что самые лучшие фотографии следует размещать в начале и в конце. Также в зависимости от объема портфолио имеет смысл разместить их в промежутках, чтобы ту же книгу, например, все же досмотрели до конца.

Контакты и описания

Не забудьте тем или иным образом прикрепить к портфолио свои контакты. Будет довольно обидно, если кто-то увидит ваши работы, всячески восхитится и не сможет связаться с вами, чтобы дать вам ведро денег.

Кроме того, неплохо будет сопроводить каждую фотографию небольшим описанием, включающим дату съемки, место и по желанию - используемое оборудование, если вы хотите сделать на этом акцент. Также, если какие-либо из ваших фотографий занимали призовые места в конкурсах или публиковались - не забудьте указать это в подписи к кадру.

Заключение

Итак, как это ни прискорбно, «просто нажимать на маленькую черную кнопочку» и получать удовольствие от процесса - всего лишь половина дела. По сути, тщательный отбор фотографий и правильная их презентация зрителю являются чуть ли не самыми важными аспектами в процессе формирования вашего имиджа как профессионала. Вы можете сделать тысячу снимков, девятьсот пятьдесят из которых будут плохими, а оставшиеся пятьдесят - хорошими, и показать лишь пять самых лучших из этих пятидесяти - и люди будут оценивать вас именно по этим снимкам. И правильно сделают, потому что именно портфолио помогает понять вашу верхнюю планку на текущий момент: то, на что вы действительно способны.

В качестве тренировки предлагаю каждому разместить в комментариях по одному самому лучшему кадру за все время работы в данной области, в любом жанре и с любым сюжетом!

И еще: если у вас есть вопросы, не стесняйтесь их задавать и указывать темы, на которые вам было бы интересно почитать статьи - мы работаем для вас!



Поделиться