Что дает баланс белого солнце на фотографии. Почему правильная настройка баланса белого на фотоаппарате спасет ваши фотографии? Цветопередача на различных камерах

Как сделать так, что бы на фотографии получились настоящие цвета? Те цвета, которые вы видите в видоискателе камеры? Почему, снимая в яркий солнечный день, цвета на фотографии могут оказаться синевато-холодными? От чего лица людей на фотографии получаются оранжево-желтыми или сине-зелеными?

Ответ на все эти вопросы один — Баланс Белого. Баланс Белого — важнейший инструмент работы фотографа. Если вы поймете, как правильно управлять балансом белого — вы всегда сможете получить именно те цвета на фотографии, которые вы хотите.

В этой статье мы поговорим именно о том, как управлять Балансом Белого, а значит — управлять цветами на вашей фотографии.

Что такое баланс белого?

Спектральный состав света, отраженного от объекта, зависит от цветовой температуры источника освещения. Человеческий мозг может адаптироваться к изменению условий освещения, поэтому человек воспринимает белый цвет независимо от того, где расположены белые объект — в тени, под прямыми солнечными лучами или освещенные лампой накаливания.

Проще говоря, Баланс Белого — это то, как ваша камера «видит» белый цвет, а значит и все остальные цвета на фотографии.

Цифровые камеры, в отличие от пленочных, могут подобным образом адаптироваться в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Этот процесс называется регулировкой «баланса белого». Для получения на снимке естественных цветов нужно установить перед съемкой значение баланса белого, соответствующее источнику освещения.

Для пленочных фотокамер цветовой баланс настраивается правильно подобрано пленкой и использование конверсионных (меняющих цветовую температуру) фильтров.

Идеальный баланс белого

В идеале, фотография должна выглядеть как если все объекты освещались нейтрально-белым светом. Такие условия съемки есть только в фотостудиях, причем там, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как инструмент для создания настроения снимке. Остальные ситуации требуют правдивой передачи цветового баланса.

Управление балансом белого

На цифровых камерах баланс белого настраивается через меню до съемки. Этого достаточно только для съемки в студии, где все источники света с одной цветовой температурой и их свет не отражается от цветных стен. Тогда можно установить точную цветовую температуру в кельвинах.

В остальных случаях баланс белого «пляшет». Особенно сильно это проявляется на репортажной съемке, когда ситуация и условия освещения постоянно меняются.

Если вы снимаете в RAW формате исправить баланс белого очень легко. Для этого в RAW-конвертерах существует настройка баланса белого, где можно указать либо тип освещения, либо автоматический режим.

Если вы будете недовольны результатом, можете воспользоваться пипеткой. Вы можете выставить значение цветовой температуры вручную. Кроме точности цветопередачи, ручная работа с цветовой температурой дает огромные возможности для художественной обработки кадра.

Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае — вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую «Серую карту».

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта — по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути — только во время съемки в студии. В остальных случаях — освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

Итог.

Про Баланс Белого написано множество статей, тонкости настройки ББ подробно разбираются в профессиональной фотолитературе. Но работая с ББ самое главное — запомнить три основные вещи:

  • От настроект ББ зависят все цвета на фотографии.
  • При смене условий съемки, ББ необходимо настраивать заново.
  • Точный ББ можно выставить только по серой карте при неизменных условиях освещения.

Соблюдая эти три простых правила цвета на ваших фотографиях будут именно такие, какие вы захотите. И не пугайтесь настройки ББ — постепенно вы научитесь быстро определять, какие именно настройки надо выставить.

Как Вы считаете, чем отличаются три ниже приведенные фотографии?

Конечно же - балансом белого! Как не трудно заметить, на первой фотографии баланс белого смещен в теплую часть спектра (так называется данное искажение цвета - когда изображение (включая салфетки, которые должны быть белыми!) как будто "желтеет". У второй же фотографии - баланс белого близок к норме. Зато у третей фотографии ББ смещен в холодную - фиолетовую сторону спектра, поэтому и салфетки выглядят уже не совсем белыми, а скорее голубоватыми…

Не углубляясь в дебри терминологии - попробуем дать определение балансу белого. Итак, можно сказать, что баланс белого - это мера корректности цветовых характеристик изображения. Часто, вместо словосочетания "баланс белого цвета" - используют аббревиатуру ББ, мы также можем использовать данную аббревиатуру в тексте этого сайта.

Итак, теперь стало ясно - что если Вы увидели, что фотография немного более желтовата, чем следует, или наоборот - "холодновата", то искать причину этого стоит в некорректных настройках баланса белого!

Почему возникают неточности - в настройках баланса белого цвета? Ответ прост: разные источники света имеют так называемые различные цветовые температуры! Например Солнце дает довольно "теплый" свет, лампа накаливания - тоже. Зато свет флуоресцентных ламп - довольно "холодный"... Наверное, Вы и сами замечали - что, например, одно и то же зеленое платье может выглядеть ярко зеленым в солнечном свете, и чуть ли не синим - в свете натриевых ламп уличного освещения. И если даже человеческим глазам не всегда просто подстроиться под цветовую температуру источника света - так что же говорить о фотоаппаратах? К тому же в кадре может быть несколько источников света различной цветовой температуры, например - солнечный свет из окна и лампы накаливания домашней люстры - в этом случае фотоаппарат вряд ли сможет "угадать" - на какой именно из источников света ориентироваться при подстройке цветов, какое значение ББ установить! В подобных случаях автоматика фотоаппарата не эффективна, и применяется ручная настройка баланса белого цвета.

В первую очередь, на ББ можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее, на примере фотоаппарата Canon 600D – его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей, как 450D, 500D, 550D, 650D.

Как видно на картинке, с помощью данного меню Вы сможете сменить ББ - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Я бы не стал рекомендовать использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета – вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей – вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии – без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому, как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого» , это означает – что три фотографии сделанные подряд – будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) – для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки ББ.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него – по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить – позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. А я бы рекомендовал использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR ), но подробнее о ней – будет написано в другой статье.

На этом на сегодня - все:) Пусть Ваш белый цвет и на фотках - остается белым!

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Нравятся ли вам сочные, яркие цвета на снимках? Когда представлен каждый цвет и каждый оттенок, и все они создают очень реалистичное изображение. Конечно, немаловажную роль играют при этом внешние условия съемки и качество самой аппаратуры, но не только.

А что же главное? – спросите вы меня. Правильно определенный баланс белого, вот и всё! Отсюда встает важный вопрос, как выставить баланс белого? Об этом вы вскоре узнаете.

О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: , .

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1 : По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2 : По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ : по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки ». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.


Вы видели желто-красные фотографии?! Или излишне синие?! Не сомневаюсь, что не только видели, но и вполне имеете подобные фотографии в своем семейном альбоме или на своей страничке во Вконтакте. Многие начинающие фотографы сталкиваются с подобным явлением и при этом совершенно не представляют, насколько легко и просто можно избавиться от подобного оттенка фотографий, как на этапе фотосъемки, так и при последующей обработке?!

Проблема проста. Это всего лишь неправильный баланс белого и вся эта статья будет посвящена его установке и коррекции.

Что такое баланс белого?!

Дабы не усложнять, то можно сказать, что это общая тональность цвета на фотографии, которая определяет насколько теплой или холодной выглядит фотография в своих цветах и оттенках. В частности, можно говорить о том, насколько чистый белый цвет на этой фотографии выглядит белым, желтым или синим.

Вопрос тональности белого цвета на снимке является крайне важным для понимания сути баланса белого, поскольку смещение белого цвета в желтый или синий оттенок позволяет судить о правильности баланса белого в целом. Образно говоря, при правильной цветопередаче белый цвет должен быть белым, но никак не желтым или синим. Соответственно, задача фотографа сводиться к обеспечению правильной цветопередачи на фотографии, посредством правильной установки баланса белого.

Как настроить баланс белого?!

Существует ряд способов, при помощи которых можно добиться его правильной передачи, и, что самое важное, все эти способы можно применять еще на этапе фотосъемки, что существенно экономит время при последующей обработке фотографий, поскольку исключается необходимость кропотливой корректировки баланса белого.

Автоматический баланс белого

Прежде, чем начать рассказывать про способы выставления баланса белого, необходимо сказать пару слов про автоматический баланс белого, что есть в вашем фотоаппарате.

У автоматического баланса белого есть один существенный недостаток: фотоаппарат его постоянно подстраивает, как только вы снимете крышку с объектива. И это плохо тем, что на фотографиях из одной серии может оказаться совершенно разный баланс белого. То есть, если вы фотографируете на солнце, то у вас будет баланс белого, смещенный в желтый спектр. Но, стоит вам зайти в тень и баланс белого у вас сместится в сторону синего цвета.

Чем это плохо?!

Это плохо тем, что пакетная обработка подобных фотографий будет невозможна. Фактически, вам придется настраивать баланс белого для каждого снимка индивидуально. Разумеется, дорогие фотоаппараты корректно подстраивают ББ при фотосъемке, но и риск, как известно, дело благородное.

Дабы избежать подобного поведения автоматического баланса белого (AWB), используйте какой-нибудь встроенный параметр баланса белого, что есть в вашем фотоаппарате: "День", "Солнечно", "Облачно" и им подобные. Обратите внимание, я перечислил настройки баланса белого, что дают красно-желтый оттенок фотографиям и этому есть свое объяснение:

Если вы не знаете, какой баланс белого вам использовать, то используйте ББ теплых красно-желтых тонов. Психологи обнаружили, что подобная теплая тональность цвета нравится значительно большему количеству зрителей, нежели холодная синяя тональность.

При использовании автоматического баланса белого следует помнить, что вопрос точности его передачи остается открытым и, если вы желаете устанавливать ББ точно, то следующие способы подходят гораздо лучше автоматического.

Настройка баланса белого по серой карте

Пожалуй, это наиболее точный способ установки баланса белого. Все, что вам нужно, это купить саму карту серого. К слову сказать, ее можно приобрести комплектом, вместе с белой и черной картой, что позволяет выставить баланс белого, в случае его программной корректировки, сразу по трем точкам: белой, серой и черной.

Итак, как использовать карту серого?!

Легко и просто. Перед тем, как вы будете производить фотосъемку, вам нужно сделать один кадр, где ваша модель держит в руках карту серого или расположить карту серого рядом с снимаемым объектом. При последующей обработке вы сможете использовать этот кадр для точной настройки баланса белого, после чего вы сможете применить эту настройку ББ ко всей серии фотографий. Это первый способ использования.

Второй заключается в том, что вы максимально близко, так, чтобы заполнило большую площадь кадра, фотографируете карту серого. После чего, в настройках фотоаппарата вы выбираете "пользовательский" баланс белого и в качестве источника ББ устанавливаете кадр с картой серого. Этот способ установки пользовательского баланса белого целиком и полностью описывается в инструкции вашего фотоаппарата.

У этого способа есть один существенный недостаток: не рекомендуется изменять условия фотосъемки после установки ББ по карте серого. То есть, если вы установили ББ по кадру с серой картой, снятой в тени, то фотосъемка на солнце с этой же настройкой даст совершенно иной оттенок фотографии.

Дабы этого избежать, снимайте новый кадр с картой серого, как только что-то изменяется в условиях освещения сцены или вы изменяете саму сцену.

Как настроить баланс белого по белому листу

По своему исполнению, этот способ полностью аналогичен серой карте. Разница в том, что вместо серой карты вы используете обычный чистый лист обычной белой бумаги А4 формата.

Прелесть этого способа в том, что он бесплатен. Минус же заключается в следующем: Обычная бумага не является чисто белой. Она всегда обладает желтым или синим оттенком, что не может не сказаться на устанавливаемом балансе белого. Баланс белого, устанавливаемый по белому листу, будет лишь относительно точным, но вполне приемлимым.

Ситуация с балансом белого, устанавливаемым по белому листу, усугубляется тем, что белый лист отражает все оттенки тех цветов, что есть вокруг вас, и это не может не сказываться на точности его установки. Более точным способом будет пресловутая карта серого, поскольку серый цвет меньше отражает все посторонние цвета и, стало быть, фотоаппарат сможет корректней произвести замер ББ и его корректировку.

Также, баланс белого можно настраивать и по той белой карте, что входит в один комплект вместе с картой серого и черного цвета. Этот комплект можно купить на AliExpress за небольшие деньги. Методика же настройки полностью аналогична серой карте.

Резюмируя:

Все эти способы настройки баланса белого являются наиболее точными и позволяют сэкономить большое количество времени при последующей обработки. Суть всех способов сводится к размещению в пробном кадре какого-либо эталонного цвета, и этот кадр сохраняется в настройках фотоаппарата, как пользовательский баланс белого, на который и опирается фотокамера при последующей фотосъемке, как на точное значение баланса белого.

Следующие способы исправления баланса белого относятся уже к непосредственной обработки фотографий. Это выставление баланса белого в фотошопе, лайтруме или модуле Camera Raw.

Как исправить баланс белого в Camera Raw?!

Совершенно неважно, какой вы используете модуль Camera Raw: в виде отдельной ли программы или встроенного в Photoshop модуля. Во всех случаях Camera Raw предоставляет вам три инструмента, с помощью которых вы сможете скорректировать баланс белого.

Как вы можете наблюдать по прикрепленной фотографии это некоторое количество встроенных настроек баланса белого. Вы вольны выбрать любой из приведенных, и Camera Raw скорректирует баланс белого в соответствии с вашим выбором. Я не буду расписывать описание каждого значения и предложу вам запустить Camera Raw и посмотреть воздействие каждой из этих настроек на ваш снимок.

Если не соблюсти условие "эталона истинного белого цвета", назовем это так, то установливаемый по пипетке баланс белого не будет корректным. Вы можете получить визуально приемлимый результат, но он не будет достаточно точным.

Совсем иное дело, если вы сделаете эталонный кадр с белой картой, про которую я рассказывал чуть выше. В этом случае пипетка белого работает идеально, желательно лишь проконтролировать, чтобы на белую карту не попадали посторонние цветные отражения от окружающих вас объектов и предметов.

Следующий способ настройки баланса белого это использование двух слайдеров "Temperature" и "Tint" (Температура и Оттенок). Суть сводится к тому, что верхним слайдером вы устанавливаете нужный вам оттенок цвета на фотографии, нижним же добиваетесь нужного тона или избавляетесь от ненужных вам иных оттенков иного цвета, смещая тональность снимка в сторону соответствующего спектра.

Этот способ коррекции баланса белого является наиболее употребительным у фотографов, поскольку позволяет достичь наилучших результатов при полном контроле содержимого снимка. Фактически, вы настраиваете баланс белого на глазок, руководствуясь собственными ощущениями от того, как вы запомнили сцену во время фотосъемки, а также собственным чувством художественного вкуса и меры. И это прекрасно.

Из своего опыта могу сказать, что покупка карты серого постоянно откладывается по независящим от меня причинам, но этого способа ручной настройки баланса белого мне вполне хватает.

Как настроить баланс белого в Лайтрум?

Lightroom обладает абсолютно таким же инструментом, как и Camera Raw. И все то, что я рассказывал выше про установку баланса белого в Camera Raw, целиком и полностью применимо и к Лайтруму.

На приведенном скриншоте вы можете наблюдать раскрывающийся список встроенных настроек ББ, слайдеры ручной установки баланса белого и пипетку белого, как в модуле Camera Raw.

Как выставить баланс белого в фотошопе?

В фотошопе баланс белого легко и просто можно установить через такой инструмент, как "Curves", или "Кривые" в русской версии фотошопа. Обратите все ваше внимание на приведенный скриншот.


Я несколько сымитировал момент обработки фотографии для удобства понимания. Суть заключается в следующем:

  • Вы фотографируете кадр, располагая в нем карту белого, серого и черного цвета в произвольном месте. В данном случае, я их расположил с правой стороны.
  • В фотошопе вы вызываете инструмент "Curves" (CTRL+M) и кликаете его пипетками белого, серого и черного по карте соответствующего цвета, после чего фотошоп откорректирует баланс белого в соответствии с полученными значениями.
  • Затем, через значок шестеренки, вы сохраняете полученную кривую в виде пресета.

Теперь можно открыть нормальный кадр, снятый без карточек баланса белого, и применить этот пресет на нем. В итоге, вы получите фотографию с откорректированным балансом белого и его пресет, который нужно применить на всех фотографиях этой серии.

Обратили внимание насколько сложный процесс?

Посему, если вы снимаете в формате RAW, то для установки баланса белого удобнее использовать RAW-конвертеры, а не сам фотошоп.

Однако, как установить баланс белого в фотошопе, если нет эталонного цвета в виде карты серого или комплекта карт?! И в этом случае, вы можете использовать пипетки белого, серого и черного цвета инструмента "Кривые". Скорректировать ББ можно следующим образом:

Пипеткой соответствующего цвета вы кликаете по фотографии на том участке, где находится, по вашему мнению, чистый цвет. То есть, пипеткой белого вы кликаете в участок белого цвета, пипеткой серого в серый и черной в черный. Результат может быть совершенно непредсказуемым, поскольку, белый может оказаться не совсем белым, серый будет содержать зеленый оттенок, а черный цвет, который вы выберете в качестве эталона, окажется глубоким темно-синим. В итоге подобной коррекции "на глазок", баланс белого может оказаться совершенно невообразимым, что и делает подобный способ установки баланса белого слабо применимым или применимым с определенными оговорками.

Из своего опыта могу заметить, что лучше всего работает пипетка черного, благодаря наличию участков глубоких теней на любой фотографии. Небольшой оффтоп: Когда я готовил эту статью, то какое-то время изучал посторонние ресурсы, что делились откровениями с начинающими фотографами, и наткнулся на "замечательный" совет по установке баланса белого.


В общем, очередной "гуру" советовал использовать инструменты автоматической подстройки цвета, тона и контраста, которые показаны на приведенном скриншоте. Так вот, подобная автоматическая коррекция совершит бОльшую ошибку, нежели установка баланса белого "на глазок" при помощи инструмента "Кривые". Никогда не используйте этот способ, хотя бы потому, что вы не контролируете то, как он выполняется. Вообще, все, что касается цветокоррекции и цветообработки фотографий крайне желательно контролировать на каждом шаге исполнения целиком и полностью.

За сим позвольте откланяться.

Знакома такая картина, когда фотография выглядит неестественно и цвета на картинке сильно искажены? О чём это говорит? Это говорит о том, что регулировка баланса белого в фотоаппарате не произведена и цифровой автоматический замер баланса допустил ошибку, он не правильно определил цветовую составляющую кадра и исказил цветовые настройки.


Если в программе фотошоп или в любом другом графическом редакторе выбрать условно белую область, которая нашим глазом в привычной среде воспринимается как область белого цвета (у синички Лазоревки - это "щёки"), то можно будет заметить, что цветовая составляющая по трём каналам цвета RGB будет иметь одинаковые значения - R:218, G:218, B:218 (у фотографии с правильным балансом белого). На нижней же фотографии эти значения будут заметно отличаться R:162, G:186, B:237 (фотография с неправильным балансом белого, с явным преобладанием синего цвета).



Если таких белых фрагментов будет много в кадре, то процессор фотоаппарата сможет опираясь на эти участки самостоятельно, в автоматическом режиме определить баланс и правильно передать цвета, а если таких белых фрагментов в кадре мало или их вовсе нет, то процессор начинается "путаться" и передаёт оттенки красок ошибочные. Всё это, конечно же условно, процесс измерений в фотоаппарате гораздо сложнее и процессору фотоапапата в этом можно помочь.

Как это исправить и выставить правильный баланс белого?

Теоретически таких способов два:
1) до съёмки научить фотоаппарат понимать баланс белого;
2) после съёмки обрабатывать изображение в графическом редакторе.

Многие считают, что обработка фотографий в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотоаппарате до начала самой съёмки, особенно если снимать не в JPEG, а в RAW(NEF). Для RAW(NEF) можно согласиться только при некоторых условиях:

1) снимать нужно именно в RAW(NEF), а не в JPEG;
2) на снимках должны содержаться опорные фрагменты условно белого (как щёки у синицы);
3) количество фотографий для обработки не должно превышать 20-50 шт., т.к. это довольно монотонное и нудное занятие.

Если вы не умеете работать с RAW(NEF), если на снимках вдруг не окажется фрагментов белого, если объём фотографий очень большой, то обработка в графическом редакторе превратится в муки и отнимет уйму времени, а в некоторых случаях из JPEG вытащить правильный баланс белого будет крайне затруднительно или почти невозможно.

Настраиваем фотоаппарат до начала съёмки

Во всех инструкциях пишут (да и сами фотографы рекомендуют) проводить настройку баланса с белым листом бумаги. Многих новичков это приводит в замешательство, особенно в тех случаях, когда съёмка происходит вне дома/офиса. Где этот лист бумаги взять и как его с собой носить? Забываем про белый лист бумаги!

Берём обычный продуктовый пакет из магазина. Пакет должен быть белый, полупрозрачный на столько, чтобы пропускать через себя часть света и не должен содержать цветных примесей. Если стенки пакета имеют такую прозрачность, которая позволяет отчётливо прочесть надпись на ремешке фотоаппарата, то таких пакетов понадобится два, чтобы сквозь слои двойного пакета читать надпись было затруднительно. Далее, на объективе переключатель AF-MF временно ставим в положение "MF" и одеваем пакет на объектив так, чтобы передняя линза объектива была полностью закрыта пакетом и на этом месте на пакете не было ни надписей, ни рисунков. Затем наводим фотоаппарат в ту сторону где расположен наш объект съёмки и делаем один снимок. Возвращаем переключатель на объективе в режим "AF" и переходим в меню фотоаппарата.

В меню фотоаппарата находим и выбираем опцию "Ручной ББ" (Ручной Баланс Белого), в качестве эталонного белого снимка выбираем наш последний кадр с пакетом и нажимает подтверждение "SET". Затем в Меню находим опцию "Баланс Белого" и меняем "Авто" на "Ручной" как показано на рисунке.


Убираем пакет в карман и делаем снимки ровно до тех пор пока не изменится освещение того места, где вы проводите съёмку, к примеру Солнце зашло за тучи, вместо ламп накаливания включили люминесцентные лампы, с солнечной полянки вы зашли в густую лесную чащу и т.д. В этом случае повторяете всю процедуру заново:

1) объектив -> "MF";
2) одели пакет на объектив;
3) направили камеру на объект, сняли кадр;
4) убрали пакет и объектив обратно "AF";
5) в Меню -> "Ручной ББ";
6) выбрали последний кадр с пакетом;
7) в Меню проверяем -> "Баланс Белого", "Авто" -> "Ручной".

Теперь можно снимать как в RAW(NEF), так и в JPG, процессор будет иметь у себя в памяти опорный, эталонный снимок белого пакета в качестве образца и будет уже его применять в своих вычислениях, заменяя белые щёки синицы белым пакетом.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

Если у вас что-то не получилось или вы забыли включить ручной баланс в фотоаппарате, то ситуацию всегда можно исправить если вы снимаете в RAW(NEF). Достаточно открыть файл RAW(NEF) в режиме редактирования, выбрать опцию White Balance Tool (I), комбинация клавиш Ctrl + I, появится инструмент в виде пипетки, ею остаётся ткнуть в область щёки синицы, в ту самую область, которую наш глаз в реальной жизни воспринимает как область белого. Как только вы это проделаете вся фотография сразу же изменит свой цвет, а значения RGB станут равны между собой - R:218, G:218, B:218. В моём случае это значение 218, у вас может быть 224 или 188 или любое другое, главное, чтобы все значения RGB были одинаковые - R:224, G:224, B:224 или R:188, G:188, B:188.

Что делать если на фотографии нет белых объектов?

Если на фото нет ни одного объекта, который бы содержал условно белый цвет, тогда нужно искать фрагменты всего спектра серого, то, что в реальной жизни наш глаз воспринимает как чистый серый, без примесей других цветов - это может быть, и асфальт, и бетон, и камни, если мы говорим о пейзаже и в кадре нет человека. Если речь идёт о портретах людей и на одежде нет ни одного участка белой или серой ткани, то в крайнем случае можно использовать фрагмент белой области глазного яблока. Если и это не помогло, наша модель прилетела с другой планеты и у неё глаза жёлтые, то переходим к плану "Б".

План "Б" потребует от вас базовых знаний, что такое цветовая температура и какие бывают значения в условиях фотосъёмки с типовым освещением или близким к типовому. Ниже представлена таблица с описанием освещения и цветовой температура в Кельвинах. Значения из таблицы дадут вам на первых порах числовые ориентиры, по которым можно корректировать значение параметра "Temperature" и изменять баланс белого, близкий к условиям на момент съёмки. От 5000К до 6000К - цветовая температура для типичной уличной съёмки, от 2200К до 2800К - съёмки посиделок на кухне при свете ламп накаливания, от 3500К до 4500К - съёмки в офисе, где горят люминесцентные лампы светильников армстронг и т.д. Выбирая одно из табличных значений под тип освещения вы сможете цветовой баланс привести к наиболее естественному, к тем цветам, которые наш глаз воспринимал в окружающей среде на момент съёмки.

Что делать если я снимаю в JPEG?

Ну, что тут скажешь? Остаётся только позавидовать, у вас всё ещё впереди! Предстоит очень увлекательный путь освоения трудов Дена Маруглиса, я бы сказал Библий по фотошопу: "PHOTOSHOP для профессионалов" и "Photoshop LAB Color". Объём информации этих трудов не представляется возможным отразить в рамках данной статьи, мало того для освоения этих методик у вас должен быть профессиональный откалиброванный монитор от 24" с матрицей не хуже IPS и свободное время для учёбы от 1 до 6 месяцев.

В любом случае - выбирать вам между обычным пакетом из магазина и освоением целой науки под названием "Цветовые пространство ", хотя можно не заморачиваться и оставить всё как есть, синичке всё равно какого цвета её щёки на ваших фото:)



Поделиться