Что значит учиться на ошибках. Почему люди не учатся на своих ошибках? Не обращайте внимания на несправедливую критику

Одним из самых главных страхов человека является страх сделать ошибку. Мы все иногда делаем ошибки, но вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, мы боимся их.
Одна из причин этого страха - постоянное соперничество друг с другом, конкуренция. Мы сравниваем себя с другими людьми. Чтобы быть лучше, чем другие, мы стараемся делать как можно меньше ошибок и боимся их. Именно в этом проявляется наше стремление быть совершенством, и именно в это наша самая главная ошибка. Вместо того, чтобы признаться себе, что мы сами ответственны за свои поступки и ошибки, мы начинаем сваливать свою вину на других людей, ищем и находим себе оправдания. В таком случае, получается, что наша жизнь зависит от кого угодно, но только не от нас самих.

Чтобы наша жизнь была в наших руках, нужно научиться чувствовать ответственность за все свои поступки и слова. А главное - научиться признавать себя несовершенным. Каждый человек имеет право на ошибки, запомните это. И каждый человек - несовершенен. Если вы признаете свое право быть несовершенным, то сможете по-другому относиться к своим и чужим ошибкам.

Позвольте себе сделать определенное количество ошибок в день, в зависимости от того, как часто вы совершаете их. Например, вам можно сделать завтра 20 ошибок. Так как вы разрешили себе делать ошибки, вы с большей легкостью сможете признаться себе: "Да, я действительно совершил ошибку". Вы почувствуете необыкновенную легкость на душе от этого признания. Вам не нужно будет придумывать оправдания или сваливать вину на других. Если вы сможете признаться в совершении ошибки себе, то и другим сможете сказать об этом. Между прочим, большинство людей, обвиняя вас, ждут от вас именно оправданий. А если вы скажете, что действительно были неправы, то обвинитель не найдет, что вам сказать. Для него это будет неожиданно. Кроме того, за что вас ругать, если вы сами признали ошибку? Конечно, бывают и исключения, вас могут все равно отругать. Но это уже будет ошибка вашего оппонента, а он тоже имеет право на ее совершение.

Постарайтесь не впасть в крайность, оправдывая свои ошибки тем, что вы не совершенны. Задача перед вами совсем другая. Научившись признавать свои ошибки, вы должны научиться извлекать из них пользу. Осознав свои ошибки, вы можете понять, как нужно изменить свое поведение, чтобы этих ошибок не было.

Постарайтесь действовать, как аналитик. Совершив ошибку, не впадайте в панику, не оправдывайте, но и не вините себя. Спросите себя: Что я могу сделать, чтобы этого не было? Как я могу изменить это к лучшему?

Ответив на первый вопрос, вы найдете причину своей ошибки и в следующий раз уже не будете так делать. Ответив на второй вопрос, вы сможете исправить последствия вашей ошибки.


Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки - лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки - целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong » на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность - способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ - задавать правильные вопросы.

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, ?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки - часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти - дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок - лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

http://www.cosmo.ru/psychology/psychology/pochemu-my-ne-uchimsya-na-oshibkah/

Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других - изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity - ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity - PE), происходит где-то между 100−500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых - более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа - с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же время, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие.

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», - говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз наступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа - в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, - объясняет психолог. - Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций - от беспомощности до гнева».

Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется« негативом, связанным с ошибкой»(error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как« позитивность ошибки»(error positivity — PE), происходит где-то между 100−500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто« отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например, родители не объяснили ребенку, что такое« хорошо» и что такое« плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

« Если же ребенку объяснили про« хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно« спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что-либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности(оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например, если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», — говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках« Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа — в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя« хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, — объясняет психолог. — Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне« нормы», вызывает массу эмоций — от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять« право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки — ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они — бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, — говорит Елена Тельнова. — Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по‑прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь — в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Все они достигли успеха благодаря каким-то качествам, решениям и поступкам, которые все остальные тщательно рассматривают, раскладывают по полочками и растирают и выпаривают в ретортах, чтобы получить свой философский камень — то бишь рецепт универсального успеха. Но тем не менее этот путь не особенно приводит к ожидаемому результату: много из ваших друзей, спящих в обнимку с биографией Джобса, продали в прошлом году свой стартап хотя бы за сто тысяч долларов? У меня — ни одного!

Весь парадокс ситуации заключается в том, что, следя за успешными людьми, никто особо не обращает внимание на неудачников и их ошибки — а секрет кроется именно здесь! В статистике есть такое определение «Ошибка выжившего» — когда статистики ищут закономерности в одной группе, так называемых «выживших», забывая о другой — не менее важной, группе «погибших».

Чтобы доказать свое утверждение, приведу знаменитый исторический пример. Во время Второй мировой войны в США было создано специальное ведомство, которое, помимо прочего, занималось проблемой безопасности бомбардировщиков — их было настолько легко сбить, что в лучшем случае половина возвращалась обратно. Изучая вернувшиеся бомбардировщики, военные решили, что надо укрепить броней места, прошитые пулями — крылья, носовую часть и прочие.

Но тут в дело вмешался математик, изучил проблему и объяснил, что нужно искать места, где уцелевшие бомбардировщики не были повреждены — именно это самые уязвимые места, ведь самолеты вернулись обратно только потому, что туда не попали! Ими оказались бензобак и кабина пилота — которые закрыть броней было гораздо проще, нежели крылья. Таким образом, этот вывод математика — даже не инженера! — спас жизни множества пилотов, и этот принцип используется в военной технике до сих пор.

Точно так же в жизни мы видим только вершину айсберга — только тех, кто добился успеха, стараясь не обращать внимание на неудачников, опасаясь заразиться их неудачами. Хотя пословица гласит, что умные люди учатся на чужих ошибках, в научной литературе публикуются результаты только успешных экспериментов, а если бы был каталог неуспешных, ученые могли бы снова и снова не повторять ошибок предшественников.

И вот признаюсь, я решила рискнуть и составить список ошибок, которые приводят людей к жизненному краху, не только профессиональному, но и личному — на примере моих знакомых и их историй из жизни.

1. Ориентироваться на чужое мнение, даже самых близких людей, а не на собственные желания. По-моему, это классический пример — хотел быть художником, но родители сказали, лучше быть юристом, денежнее и престижнее. В результате человечество имеет еще одного посредственного и печального юриста, вместо того чтобы иметь хорошего и счастливого художника.

2. Пытаться быть всегда хорошим. Вытекает из предыдущего пункта. Вежливость — это замечательно, но тот же популярный Стив Джобс был редким хамлом. Победителей не судят!

3. Тратить время на неинтересную работу. К сожалению, жизнь слишком коротка, чтобы каждый день с ненавистью тащиться туда, где тебе не нравится — даже если за это хорошо платят.

4. Ставить перед собой нереальные цели. В последнее время я замечаю, как люди выбиваются из сил, стараясь выплатить ипотеку за квартиру в двести-триста квадратных метров, теряя на этом здоровье и жизненные силы — лишь бы не стать хуже других. Это касается многих вещей; об этом уже миллионы раз говорилось, что деньги и вещи еще никого не сделали счастливее, но тем не менее пятые Айфоны по-прежнему лидируют в списке желаний.

5. Не отстаивать собственные интересы, считая их второстепенными. Семейные психологи говорят, что все проблемы в семье происходят оттого, что один член семьи позволяет себе лишнее, а другой молчит и терпит.

6. Брать на себя лишние обязательства — особенно за родственников и подросших детей. Разумеется, у этой ошибки есть психологическая подоплека — стремление к контролю, которое в результате разрушает жизнь и того, кто контролирует, и тех, кто привык к постоянной неусыпной заботе.

7. Давать людям третий шанс. Второй шанс еще можно дать — но уже с некоторыми ограничениями. Но в третий раз прощать изменившего или запившего мужа — это уже непростительная ошибка!

8. Делать гадости людям. Я не особенно верю в карму и в высшие силы, но замечаю, что люди, которые обманывали других, совершали подлости и предавали, рано или поздно оказываются в одиночестве. Благодаря тем, кто не совершает предыдущую ошибку и не дает им второй/третий шанс.

9. Винить в своих неудачах других. Подлые партнеры, мужики-козлы, невнимательные работодатели и неблагодарные дети — вот кто виноват в том, что жизнь рванула под откос.

10. Думать, что кто-то придет и решит все твои проблемы. Типичная ошибка девушек, ждущих принца — проблемы накапливаются, принц не приходит, либо приходит и приносит с собой массу других проблем.

Разумеется, этот список далеко не полный — зато каждый из нас может его дополнить и расширить, и возможно, это позволит нарастить броню и подстелить соломку именно в том самом месте!



Поделиться