Какие вопросы задает семейный психолог. Какие вопросы задает психолог

www.сайт сайт психолога Хажилиной Ирины Ивановны на главную

Что происходит на приеме у психолога

Первая консультация

Может случиться так, что вам понадобится помощь психолога… Прежде чем обратиться за консультацией, желательно узнать о том, что вас ждет в кабинете психотерапевта…Я расскажу о том, как я работаю… Со стороны это выглядит так: два взрослых человека доверительно беседуют. Причем, один –больше говорит (это клиент), другой больше слушает и периодически задает уточняющие вопросы (специалист). Удивлены, ждали волшебства, а не просто беседы? Ваше разочарование напрасно. Консультация разительно отличается от просто разговора…Когда клиент приходит на первую встречу происходит следующее:

Вариант №1. Диагностика состояния или проблемы для последующей терапии.

Применяется психологом, если человек находится в состоянии кризиса, вызванного болезнью, стрессом, семейными неурядицами или другими факторами. Психотерапевт, используя профессиональные навыки, старается найти причины происходящего, наметить план дальнейшей работы целью которой, является помощь клиенту по выходу из кризиса. Для чего подробно анализируется история жизни обратившегося (анамнез) На основании собранных данных подбираются подходящие методы психотерапии, определяется необходимое количество сеансов, назначается время.

Вариант №2. Консультирование по конкретному запросу.

Используется специалистом, если клиент хочет получить подсказку психолога, «взгляд со стороны» на волнующую его проблему. Тогда собирается информация только в рамках заданного вопроса. Совместно ищутся способы лучшего использования собственных ресурсов обратившегося, улучшения качества его жизни. Итогом встречи служит оценка проблемы, анализ ее причин, рекомендации по ее разрешению, получение новых полезных знаний и навыков.Консультирование может быть разовым или включать несколько встреч.

Последующие встречи.

Время приема…Тот же кабинет. Те же лица…Что они делают? Иногда беседуют, иногда совершают определенные психотерапевтические процедуры (упражнения, обращение к детскому опыту, драматизация, др.)… Зачем? С определенными целями! Идет психотерапевтический процесс – получение «опыта изнутри». Для возникновения означенного эффекта специалист использует определенные психотерапевтические методы. В результате происходит поиск ответов пациентом в сопровождении психотерапевта через понимание ситуации (инстайт), проживание (с целью очищения от внутренних переживаний), интериоризацию (присвоение полученного опыта). Данное действо растянуто во времени, происходит в течении целого ряда сеансов. Краткосрочная терапия предполагает 5-10-20 встреч, долгосрочная–20-60 и более… Необходимая частота сессии – не реже 1 раза в неделю…Во время сеансов клиент проходит ряд этапов, которые могут наблюдаться, как по очереди, так и параллельно:

№1 Отреагирование «негативных» эмоций . Большинство людей в силу воспитания и социальных норм общества стремятся держать «плохие» эмоции глубоко внутри. Результат – обратный, из-за невозможности выхода наружу эмоциональный «мусор» накапливается, начиная воздействовать на тело. В результате возникают неврозы, психосоматические расстройства. Психотерапия помогает отреагировать накопленные «негативные» эмоции, позволяя человеку освободиться от тяжкого груза.

№2 Самопознание. Загруженный психологическими проблемами человек оказывается словно в Зазеркалье, откуда не знает выхода. Он пытается найти дорогу, но снова и снова попадает в тупик. За время терапии «страждущий» получает новую информацию о самом себе. Начинает осознавать мотивы собственных поступков, учится различать иррациональные мысли, негативные чувства. Знания о себе позволяют ему осознать ошибки, из-за которых он оказался в сложной ситуации. Дают ответ на вопрос, как сделать так, чтобы получить желаемый результат.

№3 Обучение новому поведению .

У любого взрослого человека существуют определенные стереотипы поведения. Иногда они работают, иногда их применение оказывается неэффективным. Психотерапия дает возможность в безопасной обстановке без особого риска попробовать новые варианты поведения. Если «новое поведение» кажется клиенту удачным, он начинает использовать его в реальной жизни.

Результаты психотерапии

Большинство клиентов интересует вопрос: «в чем секрет успешной психотерапии?» Отвечу, перефразируя известную фразу: « нет методов, есть люди» и их отношение к психотерапевтической работе. Все описанные выше процессы приводят к позитивным изменениям в жизни клиента, при обязательном наличии в начале терапии следующих условий:

1) Желание клиента работать над собой . Порою на прием приходят люди, желающие чудесного избавления от одного взгляда проницательного доктора. Подобное, невозможно. Психотерапия – это процесс, при котором клиенту приходится упорно трудиться. Тогда и только тогда возникает желаемый результат.

2) Совместимость психолога и клиента
Психотерапия – иногда очень эмоциональный процесс, поэтому важно чтобы вы чувствовали поддержку со стороны психотерапевта и могли ему доверять. Если это не так, вам может быть сложно двигаться дальше.

3)Высокий профессионализм и личностные качества специалиста.

К сожалению, свои услуги сейчас предлагают не только профессионалы. Поэтому здесь важно не ошибиться в выборе. Вам, точно, не подойдут: люди, окончившие 3-месячные курсы; лица, не имеющие специального психотерапевтического образования; врачи без специального психотерапевтического образования; экстрасенсы и целители, называющие себя психологами и т.п. Вам подойдут или клинические психологи, получившие высшее психологическое и психотерапевтическое образование; или врачи-психиатры, получившие высшее медицинское образование и обязательную психотерапевтическую подготовку.

Ирина Хажилина


К консультациям

Наша психика - очень тонкая область, разобраться в которой, порой, не под силу даже самым психологам и психиатрам. Потому при посещении врачей подобного профиля у многих целиком нормальных клиентов возникает мысль о том, что их воспринимают, как Иначе как, по их мнению, объяснить, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы.

Большинство здоровых психически граждан сталкиваются с посещениями этого врача исключительно в рамках медосмотров в школе, ВУЗе, при приеме на работу или обучении в автошколе. Потому навыков общения с подобными специалистами практически никто не имеет. Более того, в отличие от Запада, где психолог является чуть ли не домашним врачом всей семьи, в нашей стране не многие смогут правильно дать определение различиям между двумя профессиями - психолога и психиатра. После этого неудивительно, что многим общение с врачами этих областей медицины приносит реальный стресс. В частности, ставят в тупик вопросы психиатра на медосмотре.

На самом деле, конечно, оба эти специалиста изучают его психику. Но если психолог занимается дисфункций нервной системы и проблемами внутриличностного характера, то сфера интересов психиатрии лежит уже в выявлении патологий нервной системы, психики, существенных отклонений от нормы и заболеваний, носящих характер наследственных и способных быть угрозой для общества.

При этом, когда нормальный человек слышит вопросы психиатра на комиссии, он прекрасно понимает их абсурдность и скорее недоумевает, давая свой ответ. А секрет прост - именно помогают специалисту выявлять людей с явными нарушениями психики. На первый взгляд такие люди запросто могут затеряться среди вполне здоровых соотечественников, поскольку ведут себя не в пике обострения вполне адекватно. Вот почему психиатр всегда задает очень странные вопросы - он выявляет маркеры психических расстройств у человека.

К примеру, если здорового человека спросить, в чем отличие ворона от письменного стола, он, скорее всего, пожмет плечами и объяснит. Особо образованные вспомнят при этом откуда это сравнение и взято. Но психически больной человек не сможет выстроить логические ассоциации с книгой, откуда взята цитата, не в состоянии он будет также обоснованно разъяснить, в чем отличие этих предметов с точки зрения логики. Так что самое главное, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, это выявление нелогичных и абсурдных ответов, которые будут свидетельствовать о том, что человека следует обследовать более детально.

Теперь, когда вы знаете о маленьком секрете психиатрии, вам не будет столь дискомфортно в кабинете врачей этой специальности. Ведь ответ на вопрос о том, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, прост и понятен. Главное, чтобы они оставались для вас таковыми, и вы могли дать на них простой и логичный ответ. Иначе придется проходить дополнительные обследования, чтобы доказать собственную нормальность и отсутствие психических заболеваний.

Вы решили обратиться за помощью к психологу? Если это первый опыт обращения к специалисту данного профиля, то возможно возникает вопрос - а что там будет, какие вопросы будет задавать психолог, если психолог задаст неприличный или не приятный вопрос, то как отвечать, и вообще о чем спрашивает психолог и какие задает вопросы? Периодически слышала фразы подобного плана: "боюсь идти к психологу, он там вопросы задает разные".

Родители очень «расследуют», когда у них есть проблемы с расстройствами пищевого поведения, курением, употреблением или употреблением наркотиков. Это случаи, когда они стремятся обеспечить безопасность детской территории. Взрослые имеют право задавать вопросы, и ребенок имеет право отказаться от ответа. «Расследование» не должно быть очень прямым, не каждый день у двери или в качестве допроса. Это может быть форма беседы, в которой ребенок может сказать или намекнуть, дать мнение или спросить. Он также включает в себя способность видеть, что делает ваш ребенок, видеть, как он себя чувствует в разных группах, в которых он перемещается, наблюдать, как он ведет себя дома и видеть, что действительно вас беспокоит.

Да, психолог задает вопросы разные. А может и вообще их не задавать, и только внимательно слушать. Какие вопросы будут в отдельном клиентском случае - не знаю, все очень индивидуально.

Если Вас тревожит тема вопросов, то Вы можете заранее оговорить с психологом, что Вас смущает и настараживает. Если у Вас изначально есть перечень тем и вопросов, на которые Вы бы не хотели отвечать, Вы можете обозначить эту область. Все Ваши пожелания будут полезны для самой консультации. Психолог уважает право клиента не отвечать на вопросы.

«Взрослые имеют право задавать вопросы, и ребенок имеет право отказаться отвечать». В подростковом возрасте «расследование» скорее вызвано нашими родительскими страхами и глубокой неопределенностью того, запутали ли мы детей ресурсы, которые им нужны, чтобы знать, что правильно и может выжить.

И еще один конкретный, но общий случай: ссора между детьми в семье. Обычно вещи доходят до родителя в фазе, когда все обвиняют другого в том, что он начал первый, и что он снова уйдет, потому что родители больше его любят? Здесь дело другое, это связующее отношение - между братьями и сестрами, сестрами и сестрами, братьями и братьями. Родитель потеряет много времени, если он начнет «расследовать». Дети будут лгать, потому что их объединяет чувство родительского давления.

Так какие вопросы, возможно , задаст психолог?

Это могут быть вопросы из серии: что Вас тревожит в настоящее время, когда Вы обратили внимание на..., какое ощущение у Вас вызывает то или иное событие, что Вы чувствуете, когда..., что для Вас было бы хорошим результатом в нашей работе.

Или: как Вы просыпаетесь утром, какое у Вас настроение, какое настроение к обеду и вечером, какие чувства Вас сопровождают в течении дня: печаль, тоска, обида, вина, раздражение или жжение за грудиной? Знакомо ли Вам чувство внутреннего напряжения (как натянутая струна)? Обычно вечером Вам становится хуже? Как Вы засыпаете, какое качество сна? Какой аппетит, чувствуете ли Вы вкус еды?

Иногда нам действительно нужно уделить некоторое время, чтобы снять напряжение и дать детям возможность поговорить с нами, но вместе, потому что они являются частью мини-конфликта. Они сыновья и дочери стремления к жизни для себя. Они проходят через вас, но не от вас, и хотя они с вами, они не принадлежат вам.

У каждого человека внутри себя есть семя этого желания - лучше сегодня, чем вчера. Когда речь заходит о наших детях, мы вкладываем много усилий, эмоций и ресурсов, чтобы дать им столько, сколько мы можем. Наши дети нуждаются в нас, чтобы расти и развивать свой потенциал, но они также имеют свой собственный путь, который часто отличается от того, как мы их себе представляем. Одним из обязательных условий для полноценных отношений между родителями и детьми является поиск баланса между нашими потребностями и потребностями наших детей.

Или автобиографические вопросы, например:
- наследственность (были ли в роду: суицид, наркоманы, алкоголики, психически больные или просто странное поведение, с Вашей точки зрения);
- когда впервые с Вами произошло то, что Вас привело к психологу?
- в какой семье Вы родились (в семье студентов и т.д., как познакомились родители);
- как прошел первый год Вашей жизни;
- как Ваша жизнь проходила до школы: ходили ли Вы в садик, были ли травмы и госпитализации, был ли энурез, ходили ли во сне;
- Ваша жизнь в период школьного обучения: отношения с преподавателями, одноклассниками, родителями. Какой характер отношений между мамой и папой был в тот период?
- Ваша жизнь после окончания школы: чем занимались, как выбирали профессию (самостоятельно или родители). Как учились, отношения с преподавателями и однокурсниками?
- рабочие места: как адаптировались в коллективе, как меняли работу, какое отношение к перетрубациям на работе.

Говорят, что это один из секретов партнерства, независимо от того, в каком виде партнерство он имеет. Говоря о партнерстве между родителями и детьми, ситуация несколько отличается, потому что, будучи родителем, мы собираемся взять на себя другие роли для нашего ребенка.

Чтобы строить здоровые и здоровые отношения, важно, чтобы эти отношения строились на взаимном уважении, признании и уважении потребностей обоих. Мне кажется, что это отношение по-прежнему передается из поколения в поколение. И как в хорошей кухне, секрет в балансе ингредиентов, мы не можем просто поставить один продукт и ожидать невероятного результата. Используя приведенное выше сравнение и сравнивая отношения между родителем и ребенком с аюрведическим кухонным рецептом, мы можем сказать, что хороший результат приходит, когда мы готовим три блюда.

Или: когда впервые влюбились (как все начиналось, продолжалось, закончилось), и как переживалось.

Или: есть ли хобби,спорт, увлечения, какие интересы.

Список или может быть бесконечным. Хотелось бы обратить внимание, что если Вас, как клиента, что-то смущает, настараживает, тревожит, напрягает - то Ваша обратная реакция будет полезной как для самой консультации, так и для улучшения взаимопонимания между Вами и психологом, в следствии чего, качество консультации только улучшается.

В Аюрведе каждый человек считается одним из трех типов или тире - Вата, Пита и Кафа. Три кубика различны, и ведические знания рекомендуют разные диеты для каждого типа. Но есть также так называемые трио-продукты и рецепты, которые, добавляя «что-то каждому» и балансируя разницу, хороши для всех трех типов. Точно так же в рецепте полных отношений между родителями и детьми есть что-то для всех, баланс достигается посредством общения, доверия и сочувствия как для ребенка, так и для сочувствия к самому себе.

Ивета Бургаджиева Психолог, ведущий детской деятельности. Одной из характерных черт жизни является то, что она постоянно меняется. Чувства, эмоции, сны изменяются. Изменения не всегда в ожидаемом и ожидаемом направлении. Иногда нам нужно изменить первоначальную концепцию, принять новый образ жизни и связанные с этим проблемы. Развод - это не легкая задача для взрослых, а тем более для детей. Опыт подростка в разделении их родителей напоминает те, которые были во время войны или стихийного бедствия.

С какими вопросами родители чаще всего приходят на приём психолога?

Обычно к детскому психологу родители обращаются по двум причинам: что-то в состоянии или поведении ребенка беспокоит их самих или же педагоги, специалисты, работающие с детьми, направили семью на консультирование, заметив неладное ребенком.

Чаще всего родители обращаются к детским психологам, когда их дети начали чего-то бояться, плохо себя вести, когда поведение детей не устраивает родителей. Например, ребенок агрессивен, пуглив, не уверен в себе, не хочет учиться, не имеет друзей, лжет, крадет, общается с плохой компанией, не слушается родителей. Или же самим родителям хочется лучше понимать своих детей и выстраивать более доверительные близкие отношения. Очень часто родители приходят к психологам, когда в семье или с ребенком случилось что-то не очень хорошее: была какая-то авария, нападение на ребенка или семья переживает утрату родного человека.

Они часто не понимают, что происходит и почему их жизнь меняется так внезапно. Они начинают динамично переживать и беспокоиться, чувствовать себя виноватыми за разъединение. На данный момент, в зависимости от возраста ребенка, можно начинать вести себя как меньше, чем возраст, больной, изолировать или агрессию по отношению к другим. Часто он делает сознательное и не столь сознательное действие, чтобы вернуться к предыдущему состоянию семьи. Чтобы облегчить ребенку этот период, родители хорошо проводят больше времени, делают разные вещи, честно отвечают на вопросы, сохраняя достоинство своего бывшего партнера.

Родители приходят по направлению психологов и педагогов из образовательных учреждений, когда те жалуются на поведение ребенка или видят его сложности в отношениях со сверстниками, в образовательном процессе. Также врачи разных практик часто направляют родителей с детьми к психологу, когда видят, что проблемы со здоровьем ребенка имеют психологическую основу. Это могут быть различные психосоматические и невротические проявления: головные боли, тики и много всего другого. Или, когда ребенок по медицинским показателям здоров, а имеются боли неясного происхождения.

Опыт детей в разном возрасте. У новорожденных детей в возрасте до шести месяцев, если они остаются в родительском опекуне после развода, не ожидается никаких видимых изменений в поведении или ответах на вновь создаваемую ситуацию. Дети в возрасте от шести месяцев до двух лет могут эмоционально реагировать на отсутствие родителя. От трех до шести лет их трудно разлучить, потому что они часто считают себя ответственными за то, что с ними происходит, и считают, что если они будут более послушными, они снова смогут воссоединить своих родителей.

Каким видят дети детского психолога? Можно ли его назвать другом, наставником или своеобразным врачом? (как они его воспринимают)

Впечатление о психологе у ребенка складывается из того, что рассказывают ему родители о психологах, из того, сталкивался ли он с психологами в детском саду или в школе, что он услышал от сверстников, что видел по телевизору. Я всегда спрашиваю у маленьких клиентов на первой консультации, что они знают о психологах, чем ни занимаются, и по ходу беседы корректирую эти представления. Говорю о том, что психолог - это не врач, что у меня нет уколов, что моя задача - помочь разобраться в трудностях с чувствами и в отношениях. Если родители привели своего ребенка как свою проблему, которую нужно исправить, то необходимо некоторое время на установление доверия с малышом и особенно с подростком. Поэтому восприятие детьми психолога изначально разнится, и потом еще меняется в ходе психологической работы. Когда складывается хороший рабочий альянс с родителями и с ребенком, то психолог становится человеком, которому можно доверить свое самое сложное переживание или свою историю, например, что на самом деле уже давно-давно думаешь, что никто тебя не любит, что боишься драться, даже если ты мальчик и все тебя обижают, или что скучаешь по папе, который был плохим, и родители развелись, а теперь о нем нельзя вспоминать, или что режешь себе руки или смотришь гей-порно. Появляются отношения доверия и привязанности. Дети часто приносят свои рисунки, поделки в знак симпатии, и со временем они понимают, что психолог - это не друг, это специалист, который помогает ребенку разобраться в очень важном, но он не придет в гости или на день рождения, хотя этого некоторым ребятам очень и хотелось бы. Мы говорим об этих желаниях, находим то ценное, что есть в наших отношениях в рамках психологической работы, радуемся тому, что мы можем делать, и грустим о том, чего не можем. Это часть нашей жизни и работы - переживать ограничения.

Родительское разделение может вызвать депрессивные заболевания среди детей в возрасте от шести до девяти лет. Они часто отвлекаются, испытывают слабость и беспомощность, становясь более тревожными и нервными. В школе можно ухудшить ваш успех и дисциплину. В некоторых случаях существует сильная липкость родителям, оставшимся позади, а также агрессивное поведение в отношении покинутой семьи. Также можно занять позицию, приспосабливая родителей друг к другу. Девятилетние девочки иногда дистанцируются от взрослых и начинают искать поддержки и понимания в дружеском кругу.

Современный темп жизни диктует свои правила. Меняются ли требования родителей к своим детям со временем?

Да, меняются. Это одна из основных проблем невротизации современных детей, да и людей в целом. Очень сильно выросли требования к успешности детей и взрослых. Сейчас недостаточно знать алфавит перед школой, хорошо бы уметь читать, изучать 1-2 языка, заниматься хотя бы одним видом спорта профессионально. Иногда даже то, что ребенок не лучший в классе, приводит родителей в истерику, недостаточно быть отличником, нужно быть лучшим во всем. Дети в 11-12 лет серьёзно переживают о своем будущем, какую профессию выбрать, смогут ли они хорошо зарабатывать, завести семью, будут ли они востребованы… Такие тревоги в семье часто приводят к невротическим состояниям, к отказу детей заниматься чем-либо вообще в подростковом возрасте. В таких случаях мы работаем на снижение завышенных требований родителей к своим детям, на развитие отношений, контакта, эмпатии между ними, на преодоление страха неудач у ребенка. Это требует работы с идеями и установками родителей, с их представлениями о себе, с их переживанием самоценности.

Мальчики, со своей стороны, теряют уверенность в себе, что делает для них важный контакт с отцом. В одиннадцать шестьдесят лет была приверженность матери и гнев к отцу. Из-за их ревности мальчики вряд ли приняли нового партнера для матери. Девочки могут начать обвинять ее в том, что она потеряла свою женственность, поэтому отец выбрал молодого и красивого собеседника.

Наиболее распространенные опасения у детей во время развода. В раннем возрасте дети боятся, что они виновны во всем. Они считают, что их плохое поведение вызвало разлуку. Если родители не обращают внимания на ребенка, возможно, он закрывается внутри себя и чувствует себя совершенно ненужным. Подростки могут испугаться изменений в своей жизни - изменения окружающей среды, изменения класса или школы, дома или расставания с домашним животным. После расставания с одним родителем подростки начинают бояться потерять другого.

Но в целом можно отметить тенденцию на огромную тревогу и страх будущего у детей и подростков: страх не смочь зарабатывать себе на жизнь, не получить образование, жить в коробках вместе с бомжами, страх не завести семью, нежелание иметь детей в будущем из-за страха не справиться с их воспитанием.

К акое влияние оказывают на жизнь ребёнка Интернет? “Взрослые” гаджеты - друзья или враги гармоничного развития?

Они могут стать более тревожными по поводу собственной безопасности и безопасности. Также появляется страх, что ребенок больше не сможет свободно общаться с друзьями и родственниками, будь то со стороны одного или другого родителя. Какие родители должны делать и как разговаривать с детьми о разводе.

Это хорошо для взрослых, чтобы договориться о том, как изменится повседневная жизнь ребенка, где и с кем он будет продолжать жить, и как он может поддерживать контакт с другим родителем. Возможно, вам захочется подумать о том, как они будут разговаривать с ребенком, о возникающих вопросах, реакциях на ожидание. Искренне, благими намерениями, точными и ясными, в зависимости от возраста ребенка, ему может быть рассказано, что произойдет в будущем. Ребенок любит обоих родителей, и в этот момент ему нужны доказательства того, что он уходит, а не потому, что он прекратил любить его, но из-за недоразумений со своим партнером.

Современные технологии и способы передачи информации, коммуникации входят в жизнь семьи так, что каждая семья самостоятельно принимает решение о том, будет ли их ребенок пользоваться мобильной связью, планшетом, ПК, смотреть телевизор. Когда гаджеты становятся целым миром ребенка, он ждет любой возможности нырнуть в игру, в сериальчик - они враги. Сейчас все больше детей уходит от напряжения реального мира, от тревоги в мир виртуальный. Постоянная занятость учебой и кружками провидит к дефициту общения, свободного взаимодействия со сверстниками, к неумению себя занять, к желанию, чтобы кто-то развлекал, а по сути к все большей изоляции, к погружению в вирутальные миры. Это грустно, когда мальчик 10 лет пытается ухаживать за девочкой, как герой дешевого сериала. Его модель отношений взята из придуманного мира. Естественно, что он переживает огромное разочарование при столкновении с реальностью и очень злится, ведь он все делал «правильно». Конечно, сложности в женско-мужских отношениях - это всегда столкновение фантазий, привычных способов и реальности, но увлечение выдуманными моделями при дефиците обычного общения приводит к еще большей травматизации.

Важно объяснить это и как это можно увидеть с родственниками и друзьями покидающего родителя. Хорошо говорить с ними, что им нужна их поддержка и любовь. На этом этапе у пожилых людей обычно бушуют сильные эмоции. Ребенок не должен быть калекой. Скорее всего, он испытывает подобную палитру чувств. Родители могут поддержать его в этот момент, показывая понимание его чувств и уверяя его, что боль со временем начнет ослабевать. Важно иметь пространство, чтобы иметь возможность открыто говорить о своих чувствах к другому родителю, будь то положительные или отрицательные.

Каким образом родители (а также педагоги) могут создать психологически безопасное пространство для детей, исключая гиперопёку и запретительную позицию?

Прежде всего безопасность появляется при наличии хороших границ возможного и невозможного поведения со стороны взрослых и детей, при уважении к физическим границам и личности каждого человека в этом пространстве. Если папа бьет маму, травму получает не только мама, но и все члены семьи за счет эмаптии и идентификации, кто с жертвой, кто с агрессором. У ребенка должны быть четкие правила, по которым он живет, а также - предсказуемость, последовательность поведения значимых взрослых. Ничто так не расшатывает психику ребенка, как отсутствие режима дня, невнятность требований взрослых, вседозволенность, распущенность, повышенная требовательность, чрезмерная строгость, отсутствие наказаний или спутанность ролей в семье/в детском коллективе, постоянные конфликты. Безопасное пространство - это четкие внешние границы и свобода внутри них. Психологическая работа - это пример модели безопасного психологического пространства: есть четкий временной промежуток длительности консультации, есть кабинет, есть психолог, есть оплата, есть то, что нельзя делать во время психологической работы, например, ломать мебель, бить психолога или других людей. При этом внутри сессии много свободы и спонтанного творчества, которое возникает во взаимодействии, основывается на договоре. Семья или детский коллектив могут быть организованы таким безопасным образом для ребенка. Чем старше ребёнок, тем больше необходимо уделять времени и внимания договору с ним, это позволяет появляться его собственному видению, способствует развитию его чувствительности к себе, его самости, которая поможет ему отделиться от родителей, искать подходящее ему место в жизни. Поэтому сопровождать ребенка в его жизни - это двигаться от безопасности к свободе. Взрослым необходимо в этом процессе быть гибкими, чувствительными к быстро меняющимся нуждам детей, не забывая о том, что они сами задают образец модели поведения и образа жизни.

Самые запретные темы в общении родителей и детей?

Самые сложные темы для родителей и детей - это то, о чем трудно говорить самим взрослым. Это чаще всего «стыдные темы» сексуальные отношения, тема половой идентичности ребенка, иногда тема денег сложна для обсуждения. Все виды зависимостей у членов семьи сопровождаются замалчиванием, искажением реальности. Темы, где родители остро ранены, хронически травмированы: конфликтные отношения с родственниками; тема горя, утраты во многих семьях табуирована, так же, как и тема практически любых болезненных переживаний (начнем ворошить, станет еще хуже) также недоступны или мало доступны для обсуждения с детьми. Это приводит к появлению больших зон умолчания, напряжения, роста фоновой тревоги и возникновению невротических проявлений у детей, нарушению сна, психосоматических проявлений, ухудшению учебы, ретраваматизации ребенка или застреванию в негативе.

Время, проведенное с ребенком в это время, неоценимо. Важно не оставаться изолированным. Хорошо отдать место его вопросам, поскольку иногда фантазии более страшны, чем худшая реальность. Открытые и честные разговоры дают ему душевное спокойствие и создают отношения доверия. Если в этот момент человеку трудно овладеть своими эмоциями, бродить по многим вопросам, сталкиваться с новыми вызовами, неплохо обратиться за помощью к родственникам и родственникам, которые не так эмоционально вовлечены в ситуацию и могут позаботиться о них для ребенка.

Поэтому часто к детскому психологу родители приходят с желанием передать ему это трудную для них работу - говорить с ребенком о тяжелом для семьи.

Очень часто психологическая работа с трудными переживаниями детей и их родителей способствует уменьшению напряжения, травматизации членов семьи, большему контакту, свободе и легкости проявлений. Все можно пережить, если можно об этом говорить, если есть кому плакать. Как известно, детское горе и боль, в том числе душевная, для большинства людей менее выносимы, чем собственные, поэтому взрослые могут останавливать процессы горевания и переживания негативных событий детьми, что приводит к их застреванию в травме. Если работа идет не с одним ребёнком, а со всей семьей, то родители и дети получают навык экологичного обращения с чувствами, возможность переживать их самому и выдерживать чужие.

Время разделения также является временем разделения. Это хорошо для домашнего животного, чтобы остаться с ребенком. Ему понадобится компаньон рядом с ним, кто-то обнимается, находит утешение, без чувства гнева и обвинения. Для ребенка важно поддерживать связь с его кругом дружбы, а также посещать его любимые места и мероприятия. Дополнительные изменения и вкладки сделают это ненужным.

Хорошо иметь кого-то, с кем они могут свободно говорить о своем опыте; Они имеют право любить обоих родителей и поддерживать связь с ними; Они имеют право не выбирать одну из них; Они не обязаны выступать в качестве «посредников» и передавать сообщения от одного к другому; Хорошо не участвовать в спорах взрослых; Они могут спросить. Они имеют право знать, что будет; Не стыдно просить о помощи; Ребенок разведенных родителей не является «диагнозом»; Родители разводятся друг с другом, а не с ребенком.

  • Развод - это не их вина; Они имеют право злиться, протестовать.
  • Нехорошо сохранять свои чувства.
Дорогие родители, каждый месяц в течение учебного года мы пытались предоставить вам полезные статьи, связанные с психологическим развитием ваших детей, преодолевая трудности в их росте и общении.

Встречались ли на практике случаи радикального неприятия родителями ребёнка?

Да, такие случаи бывали. В данных ситуациях помощь была необходима родителям, поскольку они проецировали на детей собственный опыт непринятия и отвержения.

Меняются поколения - меняются детско-родительские отношения. Можно ли сказать, что сейчас дети относятся к родителям более доверительно?

В целом в обществе есть тренд на сокращение дистанции между родителями и детьми. Взрослые стали более психологизированы, они чаще интересуются, чем живут их дети, а это вызывает у детей доверие к родителям. Этому сближению способствует и сужение круга общения детей со сверстниками, большая замкнутость в пределах квартиры, дома. Но снова хочу отметить большое разнообразие в типах семейных отношениях . Если семейная система достаточно здорова, взрослые справляются со своими родительскими задачами, внешняя среда благоприятна, окружение поддерживающее, детям безопасно доверять родителям, то эти люди к нам не обращаются.

Самый “вредный” совет для родителей, которые хотят сохранить доверительные отношения с дочкой или сыном .

Это будет не один совет, а несколько.

Во-первых, необходимо ребенка ругать за все, что он вам рассказал о себе. Объяснять ему, что он плохой, что стыдно так поступать, думать, жить. Что есть другие хорошие дети, не то, что он. Что сами родители и другие родственники такими не были. Что он сам во всем виноват и пусть справляется, как хочет.

Во-вторых, нужно рассказать всем родственникам, друзьям и учителям о, чем поделился по секрету ваш ребенок.

В-третьих, нужно говорить своим детям одно, завтра что-то другое, а делать третье; лучше забывать о своих обещаниях, обманывать их, все равно они маленькие и ничего не поймут.

Ваши дети вырастут подозрительными замкнутыми одинокими. Они не будут обращаться за помощью ни к вам, ни к другим людям, они вам не будут доверять ни при каких условиях.

Как мама, и как психолог я могу сказать, что современная школа - это источник тревоги огромного стресса у многих детей и их родителей. Образовательный процесс во многих школах устроен так, что дети вынуждены запоминать огромное количество информации, чтобы воспроизвести ее на ОГЭ и ЕГЭ. Учителя вынуждены натаскивать детей на сдачу экзаменов, они загружены бумажной работой, дети находятся в хроническом предэкзаменационном стрессе, иногда начиная со 1-2 класса. Возможность научить аналитически и творчески мыслить, расшить кругозор детям, передать гуманистические ценности, - все это сейчас встречается довольно редко в нашей системе образования, к сожалению, этому слишком мало места в конвейерном обучении. И у детей мало возможности увидеть в педагогах ярких авторитетных людей, какими они, по моим воспоминаниям, были для школьников раньше.

Поэтому про авторитет учителя можно говорить, имея ввиду конкретную школу и конкретную семью. Уважение к другим людям и к учителям, в частности, ребенок усваивает в семье. Особенно важно, я всегда говорю об этом своим клиенткам, мамам детей, учащимся плохо в начальной школе, что если вы не уважаете учительницу, то ваш ребенок не сможет хорошо у нее учиться. Ваше, даже не озвучиваемое к ней пренебрежение усвоит и первоклашка. Поэтому важен хороший контакт родителей с учителями, взаимное уважение.

Ведущая роль школы в образовании детей остается прежней, но ближе к старшей школе важными становятся репетиторы. Обучение в школе все более становится механической передачей информации.

Предстоящий визит к психологу, как и все новое и незнакомое, может вызывать беспокойство. Знание того, как работает психолог, какие вопросы он может задавать, избавит от опасений и неуверенности при обращении за помощью.

Совершенно нормально, если вы беспокоитесь и не можете сразу раскрыться перед незнакомым человеком, рассказав о своей трудности. Чтобы настроиться на разговор, нужно помнить, что этот человек является квалифицированным специалистом в своем деле, и его цель – вместе с вами исследовать те вопросы и трудности, с которыми вы обратились.

1. Выделите конкретную трудность

    Важно понять и сформулировать конкретную задачу, которую необходимо решить.Любая работа эффективна тогда, когда у нее есть понятная цель, и работа с психологом – не исключение.Психолог поможет вам, задавая проясняющие вопросы и делясь своим видением вашей ситуации.

Описание трудности может выражаться и общими словами: «все плохо», «нет радости в жизни», «у меня апатия» и тому подобными. Психолог в ходе беседы поможет прояснить, с чем связано это состояние, найти его причины и проработать их.

Оксана Баркова , врач-психотерапевт, гештальт-психолог:

«На консультацию пришла женщина 32 лет, зовут Вероника, не замужем, успешная в карьере. Жалобы были связаны с тем, что как-то плохо, ничего не хочется, полное равнодушие, нет радости, просыпалась с трудом, весь день как на автопилоте, вялость и заторможенность. Хотелось, чтобы стало лучше, полегче, чтобы появилась радость, как раньше.

Вероника рассказывает, даже больше повествует ровным, бесцветным голосом, как будто говорит о каком-то другом человеке, а не о себе, вздыхает, смотрит куда-то в сторону, сидит на краешке дивана. В кабинете стоит тягостное чувство, как будто жизнь закончилась.

Я задаю вопросы, чтобы прояснить, когда началось, с чем она связывает своё состояние и нежелание жить. Выходим на травмирующие ситуации, глубоко спрятанные, подавленные переживания и мысли. Первую встречу Вероника закончила с чувством облегчения и надежды. Через три месяца совместной работы Вероника более ясно осознавала свои желания и потребности, понимала, с чем связаны подъемы и спады настроения, могла лучше регулировать своё настроение. Удалось проработать боль, печаль, грусть, которые «грузом» лежали на сердце, что освободило значительное количество энергии для радости и новых интересов. Продолжаем работать, так как появились новые цели и задачи в жизни, которые хочется достичь».

2. Подготовьте небольшой план речи

    Говорить откровенно о своих проблемах может быть непросто.Будет лучше, если вы заранее запишете в блокнот небольшой план своей речи и возьмете его с собой. Это поможет сосредоточиться и не упустить важные моменты.Обычно встреча с психологом длится 50 минут – учитывайте этот момент, продумывая план.

3. Помните, что все конфиденциально

    Залогом успешной терапии и решения сложной ситуации является искренность и честность.Отправляясь на прием к психологу, важно знать, что психологи не имеют права разглашать конфиденциальную информацию , полученную от своего клиента.Откровенность и возможность обсуждать разные темы является важной частью психотерапии.Вы имеете право говорить только о том, о чём считаете необходимым, а также имеете право молчать о том, что считает полезным скрыть.

Первая встреча обычно начинается с вопросов, которые психолог задает, чтобы узнать чего ожидает клиент от встречи и с каким запросом он пришёл.

4. Во время беседы примите удобное положение

    После ряда вопросов психолог попросит рассказать о том, что Вас волнует.Нужно занять удобную позу на стуле или кресле. Если же вам удобнее стоять или ходить, скажите об этом психологу.Перед началом консультации желательно выключить телефон, чтобы он вас не отвлекал.

5. Доверяйте своим эмоциям

    В кабинете психолога можно говорить обо всем, что есть на душе, или что приходит на ум во время сеанса.Обращайте внимание на свои чувства и ощущения в теле, говорите психологу о них. Очень важно бывает озвучить свои чувства, возникшие «прямо сейчас».Переживания, страхи, чувство стыда, гнева, слезы и иные эмоции, которыми вы будете делиться со своим психологом, могут стать важными для прояснения происходящего с вами или в отношениях с другими людьми.

Что делать, если я не могу спокойно говорить о своей ситуации, эмоции захлестывают? Стоит ли идти на консультацию?

Правда ли ты психолог?

С одной стороны, это произошло случайно, а с другой стороны – ничего случайного нет. Знаете, одно время я даже стал скрывать свое психологическое образование и получил дополнительное образование в сфере менеджмента. Это было связано с тем, что я не занимался психологической практикой и работал в качестве директора по персоналу. Начав свое обучение в гештальт институте в достаточно юном возрасте (к моменту окончания, мне было 23-24 года), я многое для себя получил в плане клиентского опыта (потому что ), но в качестве терапевта я себя не видел. Мне нравилось вести группы в качестве тренера, но индивидуальной практикой я предпочел не заниматься. Поэтому, когда ко мне кто-то обращался за консультацией, я с чистой совестью перенаправлял человека к коллеге. Свои психологические и психотерапевтические знания предпочитал реализовывать в сфере менеджмента и консалтинга, проводя различные бизнес-тренинги.

А как становятся психологом?

Однажды на глаза попалось исследование, проводившееся среди выпускников психологических факультетов на Западе. Оказалось, что порядка 70-80% выпускников потом не работают по специальности. Мне кажется, что наша статистика может выглядеть куда печальнее. Почему? Ну потому что ВУЗы не ставят себе целью готовить психотерапевтов и практических психологов. У нас неплохая академическая подготовка, но даже среди преподавателей были единицы специалистов с частной практикой. на несколько порядков опережает нашу, об этом я уже писал ранее. Я же попал в психологию достаточно случайно, из-за тяги к гуманитарным наукам, потому что с точными и естественными науками у меня не так сложилось. Благо, я достаточно рано понял, что по окончании ВУЗа мне не стать специалистом, поэтому предпочел получить дополнительное образование в рамках подготовки гештальт терапевтов. Нужно отметить, что это решение серьезным образом повлияло на всю мою дальнейшую жизнь. Я доволен, отвечая на следующий вопрос.

Обращаются ли к психологам люди?

Еще в 00-03 годах участниками были люди так или иначе связанные с психологией, или обучающиеся в различных программах. На сегодняшний день картина отличается, и в группах можно встретить людей совершенно разных профессий и возрастов (от бухгалтера и начальника отдела продаж, до военного и студента лингвистического факультета, от 18 до 55 лет). Такая же картина и в индивидуальной психотерапии. Это не может не радовать.

Почему люди обращаются к психологам?

Есть несколько причин. Во-первых, сама профессия появилась на наших широтах не так давно (кстати, в 95 году на факультет психологии был всего 2й набор). Поэтому, вокруг профессии начинает формироваться информационное поле, и люди начинают больше узнавать о том, как это работает и помогает. Во-вторых, уровень жизни людей заметно подрос (не берем во внимание различные экономические неурядицы в стране). История развития психологических услуг на Западе говорит о том, что психотерапия – это услуга из разряда «люксовых». Т.е. без психотерапии можно прожить, и она не является жизненно необходимой. Обычно, на нее решаются люди в случаях острой необходимостикризисных ситуациях, когда «допекло»), или люди, которые занимаются саморазвитием, и готовы вкладывать свои финансовые и временные ресурсы в самосовершенствование. В-третьих, людей волную вопросы психологии, отношений, поэтому они ищут информацию, и, иногда, их приводит любопытство, желание получить новый опыт.

Кто обращается к психологам?

Существует миф, согласно которому, к психологам ходят неуверенные в себе люди, внушаемые женщины, или того хуже – психически нездоровые люди. Конечно, процентов 70-80% – это женщины, но только потому, что они более эмоционально открыты и в отношениях делают первыми шаги, чтобы их сохранить, в отличии от мужчин, которые являются сторонниками радикальных мер. Мне приходилось встречать разных людей, с разным социальным статусом, материальным благополучием и возрастом. Среди них были как состоявшиеся женщины 40-50 лет, так и юные студентки, приходят отчаявшиеся жены, у которых спиваются мужья и рушится семья, так и успешные дамы, которые просто живут в свое удовольствие. Я встречал крупных бизнесменов, чьи имена достаточно известны в определенных кругах, и за которыми приходили их друзья, наблюдая поразительные перемены в их жизни. В последнее время много мужчин появилось из IT-сферы, что мне кажется определенной тенденцией, и просто менеджеров различного звена.

Помогает ли психотерапия?

Ну а как вы сами думаете? С какой радости все эти люди тратят свое время и деньги? Я лично был свидетелем множество раз, и имел удовольствие наблюдать, как на протяжении нескольких лет у людей менялась их жизнь в лучшую для них сторону. Поверьте мне на слово – это прекрасно!

Почему есть негативные отзывы о психологах?

Психотерапия – это услуга. И как в любой сфере, мы не застрахованы от некачественной услуги. Оставим этот на совести тех специалистов, к которым обращались за помощью люди. Однако здесь я хочу защитить свои коллег и объяснить несколько нюансов, которые связаны чисто с психологическими услугами.

Во-первых , по поводу я уже писал ранее. Поэтому не стоит ждать качественной услуги от выпускника психологического факультета, который не получил дополнительной серьезной подготовки в рамках какой либо психотерапевтической школы (будь то гешталь, психоанализ, НЛП и пр). Максимум на что в таком случае можно рассчитывать – это хорошая и грамотная консультация по какому-то конкретному вопросу. О глобальных изменениях в жизни здесь речи не идет. Здесь схема простая: вы готовите конкретный вопрос психологу и получаете обстоятельный ответ. На этом все заканчивается!

Во-вторых , ожидания и представления самих клиентов в отношении психотерапии и психолога. Почему-то многие считают, что за одну-две консультации можно помочь разобраться во всех тех бедах, которые наворотил человек за свою жизнь. Для того, чтобы действительно поменять жизнь или улучшить качество своей жизни, необходимо время. Сколько? Отвечаю честно – не знаю! Своих клиентов я предупреждаю, что если мы начинаем работать, они минимум должны настроиться на 10 встреч, по окончании которых, мы сможем определить тот временной интервал, который необходим для решения его проблемы.

В-третьих , практика показывает, что запрос, с которым обращается человек, и та реальная проблема, которая существует у него, сильно разнятся. Реальные проблемы, как правило, имеют более глубокие корни, нежели симптом, с которым обращается человек.

В-четвертых , для того, чтобы отследить устойчивые изменения в жизни человека также требуется время, чтобы в конечном счете не случился рецидив, который лишит всякой веры на изменения.

Ну и в-пятых , , ни на что не похожий, это отношения клиента с терапевтом. Это не похоже ни на дружбу, ни на близкие отношения, это нечто большее и ценнее, как мне кажется. А любые отношения требуют времени для своего развития. Потому что, если не будет искренних и доверительных отношений, то можно забыть о психотерапии. Опять же, как любые отношения имеют свои кризисы, так и в терапии может появиться очередной кризис, когда у клиента возникнет желание прервать психотерапию под любым, даже благовидным, предлогом. Но может так случится, что именно это место в терапии будет самым продуктивным и важным в жизни клиента, потому что оно один в один повторяет историю его жизни, и именно в этом месте находится корень основных проблем. Это очень непросто. В таких случаях помогает договоренность, что если все же появляется желание клиента покинуть терапию, то он волен это сделать в любой момент, единственное, что он должен сообщить об этом заранее своему терапевту и посвятить еще 2-3 встречи для проработки этого вопроса и завершению терапевтических отношений.



Поделиться