Лучшие мастера черно белой фотографии. Календарь Томека Яновски: январь-июнь

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Черно-белая фотография передалась современным мастерам от мастеров прошлого. Многочисленные образы, сделанные в черно-белом цвете, имеют некоторое величие и многозначительность.

Что дает съемка в черно-белом цвете

Фотография начинала свой путь именно с черно-белого цвета. Для первых поколений фотографов цветная фотография не была доступна. После появления цветной фотографии съемка в ч/б стала данью истокам и творческим ходом. Так как всё началось с черно-белой фотографии, то работы в этом стиле приобретают фундаментальное значение.

Современные фотографы не пренебрегают съемкой в ч/б. Именно черно-белые тона позволяют сосредоточиться на сюжете, не отвлекаясь на игру красок. Черно-белая фотография выглядит более драматично и более эмоционально, чем цветная.
Для многих сюжетов цвета имеют второстепенное значение. Именно в таких случаях стоит снимать в черно-белом цвете.

Зонная система (теория зон Адамса)

Ансел Адамс является одним из родоначальников пейзажной фотографии в ч/б стиле. Его концепция, которая основана на предварительной визуализации, заставляет фотографов развиваться и двигаться вперед. Эта система представляет из себя математическую, научную модель визуализации снимка. Разделение снимка на темные и светлые тона, измерение освещенности и контроль света составляют основу системы Адамса.

Качество света

Фотохудожник должен знать физические свойства света, то, как он взаимодействует с окружающими предметами и то, как он влияет на снимки. Различные свойства света по-разному влияют на снимок. Свет может быть резким и мягким (рассеянным). Резкий свет дает жесткие тени и яркие блики, что создает высокий контраст. Мягкий свет создает мягкие тени и такое же мягкое свечение. Используя эти нюансы в работе со светом, можно играть со светом и тенью.

Экспозиция

Черно-белая фотография - это свет + экспозиция. Экспозиция должна быть выстроена правильно, для того, чтобы детали на снимке сохранились и передали всю задумку фотографа. Из пересвеченных участков не стоит вытягивать детали. Это не приведет ни к чему хорошему. Скорее всего, появится только неприятный серый цвет.

Пост-обработка

Обработка снимков является финальной стадией создания фотографии. Кто-то считает это не обязательным, а кто-то напротив, не может представить готовый снимок без обработки. Каждый понимает обработку по-своему. Кто-то ограничится поднятием контраста и резкости, а кто-то захочет добавить цветной акцент, чтобы подчеркнуть смысловой центр фотографии.


"В фотографии загадочным образом объединяются логика мышления и ничем не сдерживаемое воображение"

Майкл Кенна

Английский фотограф Майкл Кенна (Michael Kenna) знаком широкой зрительской аудитории, прежде всего, монохромными работами в пейзажном жанре. Однако, нельзя сужать его творческий метод до одной лишь ландшафтной съемки. В ней он, безусловно, признанный классик - работы Кенна не спутаешь с другими.

Фотограф много работал и на коммерческих заказах - к нему обращались Maserati, Adidas, Mercedes, Dom Perignon, Audi и другие гиганты рынка. Но его истинная стезя - художественная фотография пейзажей, антропогенных ландшафтов и всего, что нас окружает в повседневности.

Майкл Кенна обладает умением видеть в простоте эстетику и аскетичное очарование, в мрачности промышленных "декораций" - строгость и величие; в обыденных видах природы - непередаваемые никем другим оттенки настроения. Все работы фотографа объединяет общий стиль - они черно-белые, очень камерные, с размером печати 30х30. На них нет места людям - только природа и созданные человеком строения говорят со зрителем на таинственных языках. Автор и его камера "переводят" эти высказывания для нас.

Особенности работ Майкла Кенна

Кенна считает, что изучать фотографию нужно в одиночестве. Этим объясняется принципиально маленький формат его снимков. Того же правила он придерживается и в работе - фотографирует и обрабатывает кадры самостоятельно, иногда приглашая свою единственную ассистентку. Большинство снимков автора сделаны на длинной выдержке - иногда ночная экспозиция занимает до 10 часов. Начиная с середины 80-х годов, он работает с камерами Hasselblad и Holga средних форматов, чем и объясняется "квадратность" большинства его композиций. Чуть ли не единственным исключением из правила стали снимки из детского сада "Моник", для которых фотограф использовал камеру 4х5.

"Эфирный" свет, которым знамениты работы фотографа, Майкл Кенна ловит на рассвете или в сумерки. При этом фотограф не боится зернистости и даже любит ее. Он сам говорит, что яростная борьба с несовершенствами, которой увлечены многие современные авторы, его изумляет. Зерно для Майкла - мазки краски, от которых картина начинает дышать и оживает. У Кенна есть любимое время для работы - ночь и время наступления сумерек. Особенности освещения в эти часы, приемы работы в темноте он постигал сам, накапливая опыт долгие годы.

Труды не пропали зря - стиль и снимки Кенна известны и профессионалам, и широкой аудитории. Его пристрастие к длинным выдержкам помогает делать фантастические снимки, признанные профессионалами и галеристами по всему миру. Работы Майкла Кенна выставляют знаменитые музеи - лондонский Виктория и Альберт, токийский фотографический, Национальная галерея искусств в американском Вашингтоне и парижская Patrimoine photographique. В 2000 году он стал кавалером французского ордена искусств.

Фотограф выпустил больше 20 книг, в которых представлены кадры, сделанные по всему миру - от заснеженных ландшафтов японского острова Хоккайдо до живописных итальянских пейзажей. Зрителей поражает сочетание камерности и внутренней напряженности - особенный, завораживающий стиль работ Майкла Кенна. Характерный творческий почерк фотографа начал формироваться еще в годы своего английского детства.

Как формировался стиль: биографические штрихи к портрету пейзажиста

Майкл родился в 1953 году на северо-западе Англии, в семье ирландского рабочего. У него было пять братьев и сестер. Как и полагалось по строгим католическим обычаям, а семья их придерживалась, до 17 лет Майкл посещал духовную семинарию, собираясь принять сан священника. Однако, поклонникам его творчества повезло: Кенна отказался от этой мысли и решил поступить в художественную школу. Это он и сделал в 18 лет, несмотря на протесты родных.

В Школе искусств Банбери молодой автор получил первое полноценное обучение, хотя еще и до поступления достиг успехов в живописи. Но именно в этом заведении Майкл начал знакомиться с фотоискусством. В дальнейшем он стал развивать "коммерческую жилу", уехав в Лондон и поступив в Колледж печатного дела для изучения графического дизайна. Окончив учебу, он в 1977 году переехал в Сан-Франциско и впервые увидел США.

В Америке Майкл продолжал заниматься пейзажным направлением, параллельно работая для прессы, студий звукозаписи, театров и перенимая опыт у коллег. Он показывал свои работы в галереях, где встретил знаменитую Рут Бернхард, которая сделала перспективного автора своим ассистентом. Именно она познакомила Майкла со своими способами фотопечати, обработки, проявки пленок. Бернхард показала молодому фотографу, как, жонглируя негативами, можно отыскать массу возможностей для творчества. Во многом уникальным художественным почерком Кенна обязан Рут.

После переезда в Калифорнию Майкл стал много путешествовать и объездил самые отдаленные уголки мира. Результат не заставил себя ждать - уже через два года в Вашингтоне была организована его первая за пределами Великобритании персональная выставка. На экспозиции Майкл представил снимки итальянских городов. В дальнейшем он работал на острове Пасхи, в Швейцарии, Чехии, в России и многих других странах.

Сегодня фотограф живет в Сиэтле и продолжает совершенствовать уникальную методику съемки. Сам процесс фотографирования подчас занимает совсем немного времени. Самым важным этапом Кенна считает лабораторную обработку пленки, благодаря которой и "проявляются" нюансы, отличающие снимки Майкла Кенна от остальных. Фотограф помногу правит работы, экспериментирует со снимками, используя фильтры, выделяя светом участки фото и приглушая тон на других.

С плодами творчества могут знакомиться все желающие - только в октябре 2017 года у Кенна проходит восемь выставок в нескольких итальянских и американских городах, а также в Стамбуле и Токио. Он не отказывает журналистам в интервью, подписывает для поклонников книги и по прежнему открыт миру и его красоте.

Говоря о таком направлении в фотоискусстве, как пейзаж, нельзя не вспомнить о легендарном мастере Анселе Адамсе, прославившемся на весь мир своими черно-белыми работами. Его снимки полны жизни и величия и даже сегодня, в век цифровой фотографии, вполне могут конкурировать с изображениями, наполненными буйством красок. Адамс снимал не только пейзажи, у него есть много работ в других жанрах, но именно портреты природы принесли творцу всемирную узнаваемость.Будущий фотограф родился в Калифорнии в начале прошлого века, 20 февраля 1902 года, в семье промышленника. Родители с детства прививали сыну любовь к природе, что в дальнейшем отразилось в его творчестве.Когда мальчику было четыре года, он пострадал во время землетрясения: сильно ударился головой и сломал нос. В последствии травма зажила, но нос остался искривленным. В детстве Ансел часто болел, но был очень активным и любознательным ребенком. Любимым занятием юного исследователя было созерцание неба в телескоп.После поступления в школу у мальчика обнаружилась дислексия, из-за чего ему сложно было учиться в коллективе сверстников. Родители приняли решение перевести сына на домашнее образование. В привычной обстановке Ансел не только стал быстрее постигать науки, но и освоил игру на фортепиано, причем на высоком уровне.Он думал связать свою жизнь с музыкой, но публичные выступления давались ему тяжело в связи с природной стеснительностью. А после получения в подарок от отца фотокамеры, юноша всерьез увлекся фотографией.Ансел снимал все, что его окружало, но любимым местом для творчества стал Национальный парк. В 1917 году парень начал работать в фотолаборатории, где у него оставалось достаточно времени для штудирования литературы по фотоискусству. Спустя два года он вступил в клуб Сьерра и стал активным участником движения за охрану окружающей среды.В клубе он также получил базовые знания о туризме и скалолазании. Эти знания оказались полезными во время съемки дикой природы. Работы Адамса публиковались в бюллетене клуба.Вплоть до 30-х годов Ансел Адамс колебался над тем, что ему ближе: музыка или фотография. Благодаря Альберту Бендеру он создал портфолио, которое получило массу лестных отзывов. Этот факт, а также знакомство со снимками Пола Странда перевесили чашу весов в пользу фотографии.В 1932 году фотограф учреждает Группу f/64 - сообщество фотографов, своеобразный клуб по интересам. А спустя год отправляется в Нью-Йорк, где знакомится с собственником нескольких художественных галерей А. Стиглицем, высоко оценившим его талант и организовавшем для Адамса персональную выставку. Собственно, это событие можно считать началом эпохи всемирной популярности Ансела Адамса.В дальнейшем мастер создал первый в США факультет фотографического искусства, стал учредителем издания Aperture, получил массу премий и наград, включая Президентскую медаль свободы.Выйдя на пенсию, творец посвятил себя защите природы. Мастера с уникальным художественным вкусом не стало 22 апреля 1984 года. Но его работы живы по сей день!



Поделиться