Лучшие зеркальные фотоаппараты Canon для любителей. Вещи, крайне необходимые советскому фотографу

Что позволяет нам фотокамера - съемку любых событий, фотографии близких людей, интересных случаев и многое-многое другое. Фотокамера позволяет нам зафиксировать незабываемые моменты нашей жизни, которые можно вспомнить гораздо позже, когда мы смотрим на фотографии снова. Таким образом, сегодня фотокамеры стали привычным товаром, но и с более ранних времен они находили достаточно широкое применение. Конечно, проделано огромное количество усовершенствований и самая простая современная фотокамера способна делать то, что не могли делать самые лучшие первые камеры.

Одна из первых фотокамер

История современной камеры довольно интересна, ее предшественником является камера обскура. Камера обскура - не ручная камера как таковая, это была темная камера (в прямом смысле слова), которая состояла из оптическое устройства и особого приспособления для «рисования». Камера обскура использовала объектив или отверстие для проецирования изображения с видимой области на смотровую поверхность. Самая первая камера обскура была достаточно большой, чтобы вместить одного или несколько человек. Эволюция ручной камеры было гораздо более постепенной. Тем не менее, даже портативные камеры прошедших дней не идут ни в какое сравнение с теми компактными камерами, которые широко используются сегодня.

Первые фотографии создавались с использованием пластин из олова и битума. Технологически пластина формировала изображение под воздействием света. Битум менял состояние там, где на него попадал свет и оставался неизменным (не твердел) в неосвещенных областях. Таким образом и появлялось видимое глазу изображение. Первый практический метод фотографирования был изобретен в 1835 году Дагером Луи Жаком. Он был назван «дагерротип» в его честь. Процесс включал в себя покрытие медной пластины серебром, а затем ее обработку парами йода, чтобы сделать ее чувствительной к свету. Тогда изображение формировалось под влиянием активных паров ртути. Немного позже место ртути заняла обычная соль. Но процесс совершенствовался и далее, к примеру Уильям Фокс Тальбот в 1840 году сделал очередной шаг в развитии фотоаппарата. Его аппарат формировал негативное изображение на бумаге, светлые участки были темными, а темные наоборот - светлыми. Конечное изображение проявлялось на другом листе светочувствительной бумаги, которая затем подвергалась воздействию света через негатив.

Первый американский патент на фотографии была отдан Александру Уолкотту и его камере в 1840 году. К 1843 году первая реклама с применением фотографии была сделана в Филадельфии. Панорамная камера была запатентована в Саттоне.

Первый Kodak

Фото и камеры были доведены до широкой общественности Джорджем Истманом где-то около 1885 года. Он назвал свой первый фотоаппарат «Kodak». Это была простая камера-ящик, которая имела фиксированный фокус и одну выдержку. Аппарат имел достаточно материала для ста экспозиций (фотографий) и должен был быть отправленным обратно на завод для переработки, а также перезагрузки камеры, которую будут использовать снова. Камеры стали широко доступны только в девятнадцатом веке, когда Kodak вышел на рынок с серией оконных камер, а также складных камер.

Камера Brownie (домашняя) от Kodak - была первой дешевой камерой, которая способна на полный цикл фотографирования. Она продавалась по цене около доллара. Именно эта камера ввела саму концепцию «снимка». Brownie впервые появился в 1900 году и был доступен для покупки аж до 1960 года.

Что можно назвать революционным моментом в камерах, которые появились на рынке в 1948 году? Первая в мире фотокамера способная делать мгновенные снимки. Polaroid 45, также известная как камера Лэнда после ее изобретения Эдвином Лэндом, была именно таким фотоаппаратом. Камера использовала запатентованные химические процессы для производства готовых позитивных отпечатков с имеющихся негативов всего за одну минуту.

Photo-Pac - это была компания, которая сделала первый одноразовый фотоаппарат в 1949 году. Камера была способна сделать всего 8 фотографий. А первым одноразовым фотоаппаратом для привлечения внимания общественности во всем мире был Photo Pack Matic созданный компанией под названием FEX в 1960 году, а модель Utsurun была сделана в Японии. Из-за широкой популярности одноразовых фотоаппаратов среди масс, все крупные компании, такие как Konica, Fuji, Canon and Nikon начали делать свои собственные модели ориентированные на массовое приозводство.

Впервые 35 миллиметровый размер пленки для фотосъемки был использован и представлен общественности в 1892 году Томасом Эдисоном и Уильямом Диксоном. В 35 мм фотопленке кадры нарезались также на полоски по 35 мм каждый. 35 кинопленку впервые использовали при создании компактных камер Оскара Барнака, но дальнейшие исследования данной технологии было сильно задержано в связи с наступлением Первой мировой войны. Первые 35 мм камеры был поставлены на рынок в 1925 году и были названы Leica 1. Двойные камеры Lens, более известные как камеры внутреннего отражения, впервые появились в девятисотых. Тем не менее, они были слишком громоздки, чтобы стать популярным для широких масс.

Устройство SLR камеры

Single Lens Reflex (SLR) - новый тип камеры. Не смотря на то, что был разработана в 1950 году, он стала очень популярен только в 1970-х годах. Фактически он стал хитом. Камера использовала технологию полуавтоматических движущихся зеркал, что позволяло оператору через видоискатель увидеть именно то, что он собирается сфотографировать. К тому же зеркальные фотокамеры были более компактными по сравнению со старыми камерами, они выглядели аккуратно и очень эффектно. Такие функции, как автоматический фокус и зум сделали процесс фотографирования очень легким. Гораздо лучшие результаты, по сравнению с использованием более ранних моделей, получали как любители, так и профессиональные фотографы.

Позже появилась водонепроницаемая камера, что было очень полезным изобретением, которое стало очень популярным среди широкой общественности. На самом деле Жак-Ив Кусто, известный французский исследователь подводного мира, сделал эти камеры настолько популярными. Но до 1980-х годов эти камеры были громоздкими и использовались профессионалами либо военными. В 1980 году Minolta представила Weathermatic-A, которая была очень небольшой и, на самом деле, имела право назваться первой подводной камерой для масс. С тех пор этот вид камер непрерывно прогрессирует.

Первая настоящая цифровая камера Fuji DS-1P появилась в 1988 году. Она имела 16 Мб встроенной памяти. Тем не менее, она никогда не была выпущена в США. Первые широко доступные цифровые камеры были выпущены в 1991 году компанией Kodak, оин назывались DCS-100. В настоящее время почти у каждого есть возможность использования цифровых камер. Тем не менее, только любители предпочитают использовать компактные цифровые камеры, в то время как профессионалы используют цифровые зеркальные камеры, которые доступны в очень многих вариантах от самых разных производителей. Очевидно, гонка технологий и высокий уровень конкуренции вынуждают компании создавать более качественные модели фотоаппаратов по более низкой цене.

Всего за сто лет история фотокамер обогатилась множеством интересных мелочей и подробностей. То, что когда-то считалось ультрасовременной новинкой для искушенных профессионалов, в настоящее время доступно любому желающему. С течением времени фотоаппараты будут становиться все лучше и лучше. Тем не менее, по настоящему хороших фотографий из общего числа во все времена будет не более одной сотой процента.

> История фототехники

Кратко о истории фототехники

Со временные фотоаппараты достаточно сильно отличаются от тех, которые выпускались три десятилетия назад . А уж насколько сильны отличия от первых фотокамер - не нужно и го ворить . Всё изменилось с приходом цифро вых технологий в конце 90-ых годо в. Нынешние камеры работают со всем не так, как функциониро вали пленочные устройст ва. Со временному фотографу приходится учиты вать множест во но вых факторо в. Но это не по вод забы вать об истории фототехники . Сегодня мы не будем подробно разбирать историю фотоаппарато в. Мы постараемся вспомнить лишь осно вные вехи развития фототехники .

Началось всё с самых простых устройст в, в которых даже не было механических элементов. Первыми фотографами использовалась камера-обскура. Историки до сих пор не уверены в том, когда именно были созданы первые подобные устройст ва. Вполне вероятно, что камера-обскура была известна ещё в период до нашей эры. В те времена, это устройст во использовалось только для показа изображения, так как рисовать красками люди научились намного позднее. А без рисования сохранить картинку было не возможно.


Камера-обскура представляет собой продолговатый ящик, в дальней стороне которого находится отверстие. Внутри ящика размещено зеркало. Свет проходит сквозь круглое отверстие, попадает на зеркало и отражается прямо на фотографа, склонившегося над ящиком. Если подложить очень тонкий лист бумаги, то на него проецируется картинка, которая проходит сквозь отверстие. Остается лишь зарисовать эту картинку на листе бумаги. На это требовалось огромное количество времени. Для съемки пейзажей (если это можно назвать съемкой) первые фотографы возвращались к рисованию в течение нескольких дней.

В будущем камера-обскура неоднократно совершенствовалась. Первое улучшение касалось того самого круглого отверстия. Кто-то из фотографов придумал не оставлять отверстие пустым, а снабдить его стеклом. Так свет стал концентрироваться сильнее, а картинка стала более четкой. Затем для отверстия стали создаваться целые наборы стекол - своеобразные первые объективы.

Началось всё с самых простых устройств, в которых даже не было механических элементов. Первыми фотографами использовалась камера-обскура. Историки до сих пор не уверены в том, когда именно были созданы первые подобные устройства. Вполне вероятно, что камера-обскура была известна ещё в период до нашей эры. В те времена, это устройство использовалось только для показа изображения, так как рисовать красками люди научились намного позднее. А без рисования сохранить картинку было невозможно.

Но больше всего первым фотографам не нравилось то, что для сохранения кадра его требовалось зарисовывать. И тут на помощь пришли химики. В XIX веке было открыто множество химических элементов, которые умеют взаимодействовать со светом. Это позволило вместо листа бумаги вставлять в камеру специальную пластину с нанесенной на нее эмульсией. Так появились полноценные фотоаппараты, которые сохраняют изображение самостоятельно, без участия художника.

Однако у подобных камер оставались несколько недостатков. Во-первых, фотографические пластины весили много. Во-вторых, они были слишком хрупкими, при любом падении пластина разбивалась. В-третьих, для сохранения изображения всё ещё требовалось большое количество времени. Людям приходилось позировать перед камерой полчаса, а иногда и дольше.



Все мы помним компанию Kodak. В своё время она совершила натуральную революцию в мире фотографии. Именно этот производитель призвал фотографов отказаться от стеклянных пластин с эмульсией. Вместо этого начали выпускаться катушки с фотопленкой. Этот материал имел ряд неоспоримых достоинств. Химическая эмульсия уже присутствовала на пленке, тогда как на стеклянную пластину фотографу приходилось наносить её самостоятельно. Да и места такие катушки занимали гораздо меньше. Сначала они представляли собой смотанную в рулон бумагу. Но уже через несколько лет пленка стала создаваться из полимерных материалов, это сделало её более надежной.

Вскоре магазины заполонила 35-миллиметровая фотопленка, именно она стала считаться стандартом. Многие производители фотокамер вновь начали экспериментировать. Но теперь почти все устройства стали работать именно при помощи таких катушек. Фотопленка стала покрываться эмульсией разной степени чувствительности (ISO). Чем выше параметр чувствительности - тем в более темных условиях мог снимать фотограф. Наибольшей популярностью пользовалась дешевая фотопленка с чувствительностью ISO 100. Для более сложных условий съемки приобреталась пленка с параметром ISO 400. Существовали и более светочувствительные экземпляры, но в продаже их найти было крайне сложно.

35-миллиметровый размер фотопленки оказался очень удобным. Создатели фотокамер могли экспериментировать, постепенно уменьшая размеры своих устройств. Так начали появляться компакты, в которых свет попадал на пленку сразу после открытия затвора. имели габариты побольше. Но и регулировок у них было очень много. Среди профессионалов огромной популярностью пользовались зеркальные аппараты с двумя объективами. Изображение с первого объектива попадало на зеркало, после чего показывалось фотографу. А со второго объектива свет попадал уже на пленку. Такие камеры были способны использовать чуть более широкую пленку, за счет чего и качество изображения было лучше. Идеальные аппараты для газет и журналов.


Популярными фотоаппараты стали и на территории СССР. Многие советские люди мечтали о приобретении фотокамеры из серии Leica. Однако немецкий продукт был недоступен подавляющему большинству. Но и без Leica рынок фотоаппаратов в СССР был перенасыщен. Среди молодежи большой популярностью пользовались камеры "Смена". Они имели компактные размеры и минимум настроек. Ну а профессионалы и продвинутые любители снимали при помощи всяческих "Зенитов". Камеры под этой маркой выпускались вплоть до наступления цифровой эры. Сейчас же в продаже можно найти лишь объективы "Зенитар", производимые тем же заводом.

Ближе к концу XX века начались разработки первых цифровых фотокамер. Первые экземпляры таких устройств имели чудовищно большие размеры, а запись кадра осуществлялась на компакт-кассету. Качество таких снимков было ужасным. Но технологии развивались. Вскоре в свободной продаже появились компактные фотоаппараты от японской компании Sony, которые записывали снимки на 3,5-дюймовую дискету.

Нужно отметить, что именно Япония сейчас является страной, производящей цифровую фототехнику. Здесь расположено подавляющее большинство производителей фотокамер. Некоторое время японцев пытался догнать американский Kodak, но попытка оказалась неудачной, она только усугубила положение компании. Сейчас с японцами соперничает только южнокорейская компания Samsung.


Гигантским скачком в развитии фототехники стало создание цифровых зеркальных камер. Их производством сейчас занимаются Nikon, Canon, Sony. Первое время подобные камеры были крайне дорогими. Но сейчас их могут позволить себе практически все желающие. Впрочем, дорогими остаются полнокадровые аппараты. Так называются зеркальные камеры, матрица которых имеет размер кадра 35-миллиметровой фотопленки. Такие фотоаппараты предоставляют наилучшее качество и огромное количество настроек.

Такова вкратце была история развития фототехники. На самом деле это лишь малая часть истории. Мы не коснулись темы конкретных камер, не упомянули о различных аксессуарах (даже фотовспышки раньше были не такими, какими их мы видим сейчас) и многом другом. Ждите продолжения этой темы в ближайшее время.

Современные цифровые фотоаппараты есть у всех. Но раньше (30 лет тому назад) позволить себе фотоаппарат могли только весьма состоятельные люди. И сей девайс тогда считался признаком роскоши. Владельцы цифровых камер были вынуждены носить с собой большие жесткие диски аккумуляторы, для которых отдельно были созданы специальные рюкзаки. Со временем девайсы стали уменьшаться и с тех пор сильно изменились.

Кстати, самый первый фотоаппарат выглядел так (см.фото ниже). В нем не было матрицы или пленки. Изображение отпечатывалось на металлической плитке, и увидеть его можно было после дальнейшей обработки.

Со дня изобретения самого первого фотоаппарата прошло 100 лет. Затем появились первые цифровые фотокамеры. Матрицы, известные и широко используемые во всех цифровых фотоаппаратах сегодня, изобрели в конце 60 годов.

Самый первый и полноценный цифровой фотоаппарат – это Dycam Model 1 . Также его называют Logitech FotoMan FM-1 . Чуть-чуть позже, в 1981 году, компания Sony создала камеру MAVICA. В этой камере кадры записывались на 3.5-дюймовые дискеты, и тогда это было последним словом техники. Сейчас уже и компьютеров таких почти нет, которые бы «съедал» дискеты.

Dycam Model 1 (самый первый цифровой фотоаппарат) стоил приблизительно 1000 долларов. На то время это были очень большие деньги. Даже сегодня 1000 долларов для фотоаппарата это весьма большая цена, и за эти деньги можно купить вполне себе хорошую зеркалку. Впрочем, сегодня дорогие камеры могут стоить 40-50 тысяч долларов. Возможности Dycam Model 1 были унылыми: там использовалась матрица с разрешением 376х240 пикселов, был всего 1 Мб памяти и простой объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

В средине восьмидесятых годов примеру компании Sony последовали известные бренды Canon и Nikon, а также ныне малоизвестная компания Asahi. Так на свет появились электронные видео- и фотокамеры. Это были аналоговые камеры, стоили они дорого и имели разрешение 0.3-0.5 Мп.

Несмотря на то, что появились первые девайсы в начале 80-х годов, их широкое производство выпадает именно на первую половину 90-х. Но даже и эти фотоаппараты были унылыми и не предоставляли фотографу широких возможностей. Проблема заключалась в том, что подойти к производству цифровых камер было сложно. На то время неплохо развивались аналоговые фотоаппараты и их наработки не подходили для реализации идей цифровых камер. В результате был провал за провалом. Один из примеров – это «зеркалка» Kodak DCS-100 стоимостью 25 тысяч долларов. В ней был реализован принцип механического копирования (без понятия, что это значит). Даже если отбросить огромную цену, камера была неудобной – нужно было носить сумки для блока питания и жесткого диска. При этом качество снимка было плохим.


Единственный элемент, который мог остаться от пленочного фотоаппарата и использоваться в цифровом – это объектив. Его принцип работы не поменялся вообще.

Была еще одна проблема – носить цифровой информации. Фотоаппараты нуждались в емких и небольших цифровых носителях, и в 1994 году фирма SanDisc реализовала стандарт CompactFlash. Он используется и сегодня, хотя является несколько модифицированным. Это был достаточно большой шаг в практике развития фототехники. В результате появились цифровые фотоаппараты, которые были и компактными и действительно доступными по цене. К тому же, в них использовались более-менее хорошие матрицы с нормальным разрешением.

Сегодня есть, как минимум, 8 фирм фотоаппаратов, которые конкурируют между собой. Есть также и другие мелкие бренды по сравнению с этими гигантами. Ранее такой жесткой конкуренции не было – между собой соревновались:

  • Pentax ;
  • Kodak ;
  • Canon ;
  • Olympus ;
  • Pentax ;
  • Nikon ;
  • Minolta .

Немного позже в борьбу вступили Sony, Casio и Fuji . Эти компании, кстати, продолжают создавать камеры и сегодня (возможно, кроме фирмы Minolta ).

Из всех этих брендов лидером являлся Kodak. Именно эта компания лидировала в области технических достижений в фототехнике. Чего только стоит модель DC-20 , выпущенная в 1995 году. Она стала по-настоящему компактной и удобной цифровой камерой. Она весила 120 грамм и была размером, как обычная колода карт. Стоимостью всего 200 долларов она считалась «бюджетным вариантом» и активно пользовалась спросом. Разрешение используемой матрицы составляло 0.18 Мп, что позволяло получать снимки с максимальным разрешением 493×373.

Еще позже Кодак представила на рынке модель . Тут впервые был использован варио-объектив с системой фокусировки. Теперь владельцу не нужно было вручную настраивать резкость кадра. Также была доступна функция выбора сжатия изображения (хорошее, лучшее, максимальное). За счет максимального сжатия освобождалось место на карте памяти, и вместо стандартных 22 снимков можно помещаться уже 99 кадров.


Впрочем, другие компании тоже не стояли на месте. В 1997 году компанией FujiFilm была представлена камера с матрицей разрешением более одного мегапикселя. Однако на тот момент компьютеры мало у кого были, и пользователи не могли полноценно оценить все преимущества от перехода на новый стандарт. К тому же, расчеты показали, что для получения отличного снимка в формате 10×15 см разрешение матрицы должно составлять приблизительно 2.1 Мп.

Следовательно, в 1998 году фирма Сони создала матрицу ICX 224 с разрешением 2 Мп. Модели с применением этой матрицы стали первыми цифровыми фотоаппаратами, пользующимися большой популярностью и более подобными современным девайсам. Тогда и началось их серийное производство.

Самая лучшая модель прошлого века – это Olympus D-200L . Они делала резкие и точные кадры, также имела оптический видоискатель и жидкокристаллический дисплей. Ну, а дальше понеслось…

Со временем стали появляться матрицы с разрешением 3-5 Мп. Дальше был застой в плане роста разрешения, т.к. его увеличение не давало улучшений в качестве картинки. Хотя качество картинки и улучшение цветопередачи совершенствовалось.

Первые зеркальные цифровые фотоаппараты

Простые цифровые мыльницы действительно завоевали рынок и внимание покупателей. Но вот профессиональные фотографы не стремились переходить на цифровые камеры. Производители до 2011 года занимались только компактными камерами, а профессиональный рынок не тревожили. Но так не могло продолжаться вечно.

В 2001 году компания Minolta создана камеру с матрицей разрешением 6 Мп. Это была первая и весьма серьезная заявка на победу и занятие ключевой доли в этой нише. Эта камера обладала вполне себе внушающими характеристиками, что сразу заметили профессиональные фотографы. Чуть позже присоединились Canon и Nikon и даже Pentax.


Результат: в 2003 году появился девайс Canon EOS 300D , и он может считать первым доступным широкому потребителю зеркальным фотоаппаратом со сменным объективом. Способствовало продвижению этой камеры еще и то, что в нее можно было «вкрутить» объектив от пленочного фотоаппарата.

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека — это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы, или же просто встроенные в мобильные телефоны. Теперь не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за химикатами и фотобумагой…. Мы делаем тысячи снимков, делясь отснятыми кадрами в блогах или просто отправляя по электронной почте. А ведь еще совсем недавно это было далеко не так…

В советское время многие увлекались фотографией, но тогда все было немного иначе. Помните как мы запечатлевали наши самые памятные моменты на фотоаппарат, закрывались в ванной, включая красную лампочку, чтобы проявить пленку, а затем делали фотографии, развешивая их тут же сушиться…

Для кого то это было сложно, но для гурманов этого дела – это было наслаждением. Для тех, кто не хотел со всем этим возиться, существовали фотостудии, куда можно было отдать на проявку пленку и там же напечатать фотографии.

Каждая фотография была очень ценной для советского человека — ведь на этих снимках была запечатлена наша с вами память. Во многих домашних альбомах до сих пор хранятся эти дорогие сердцу и памяти снимки.

В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в те времена, должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата — различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты.

Сначала пленку нужно было проявить, осуществить промежуточную промывку, зафиксировать, промыть окончательно и высушить.
После этого печатались сами фотографии — с помощью фотоувеличителя проецировалось изображение на экспонируемую фотобумагу.

Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные — при специальном зеленом. Стадии обработки фотобумаги для снимков аналогичны стадиям обработки фотопленки. В самом конце проявленные фотоснимки аккуратно вешались на просушку в той же комнате.

Некоторые модели популярных советских фотоаппаратов

Я выделил лишь те, с которыми мне довелось поработать…

Любитель 166 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, ориентированный на фотолюбителей. Корпус аппарата пластмассовый. Оправы объективов, шахта видоискателя и механизмы — металлические. Построен на базе камеры «Любитель-2». Выпускался в разных модификациях с 1976 по 1990 годы.

Москва-2 — советский дальномерный фотоаппарат из семейства «Москва». Производился с 1947 года по 1956 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего выпущено 197640 штук.

Прототипом послужил немецкий фотоаппарат Zeiss Super Ikonta C. Фотоаппарат складной, объектив соединен с камерой кожаным мехом, выдвигается на системе рычагов автоматически при открытии передней крышки. Корпус металлический с откидной задней крышкой. Объектив «Индустар-23».

Москва-5 — дальнейшее усовершенствование второго варианта «Москвы-2». Имеет более прочный и жёсткий корпус, установлен объектив большей светосилы с более коротким фокусным расстоянием. Это была последняя серийная модель в семействе шкальных и дальномерных аппаратов «Москва». Производился с 1956 года по 1960 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего было выпущено 216457 штук.

Фотокор №1 (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

Смена-8 (мой первый) !, 8М — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 г. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 (по 1995 год включительно).

«Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Смена-35 — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1990 года. Камера представляла собой рестайлинговую версию «Смена-8М» в новом корпусе с центральным синхроконтактом. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Этюд — простейший среднеформатный фотоаппарат, выпускавшийся в СССР объединением БелОМО. Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.

Ломо-135 — шкальный фотоаппарат производства ЛОМО. С 1975 года было выпущено 85 902 экземпляров. Модель с маркировкой «М» отличалась лишь символикой. Последних было произведено 89 500 экземпляров. Объектив «Индустар-73» (2,8/40). Фокусировка по шкале расстояний.

Ломо-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

Сокол-2 — редкий дальномерный пленочный фотоаппарат, выпускавшийся в начале 80-х. Объектив «Индустар-702 F=50 мм 1:2,8. Фотоаппарат работал в двух режимах: ручной и автомат. Автоматика учитывает все установленные фильтры и насадки.

Вилия, Вилия-авто — советские шкальные фотоаппараты. Выпускались в 1973—1985 гг., производство БелОМО. Усовершенствованные варианты выпускались под названиями «Силуэт-Электро» (1976 — 1981 гг.) и «Орион-ЕЕ» (1978-1983 гг.) (первоначальные названия «Вилия-электро» и «Вилия-ЕЕ» соответственно).

Объектив «Триплет-69-3» 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка по шкале расстояний (символов). Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Четырехлепестковая диафрагма расположена вне оптического блока объектива, позади затвора.

«Вилия-авто» — базовая модель, «Вилия» — упрощённая модель без экспоавтоматики и экспонометра.

Зоркий-4. Советский фотоаппарат из семейства дальномерных фотографических аппаратов «Зоркий». Выпускался Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области в 1956—1973 гг. Представляет собой усовершенствованный фотоаппарат «Зоркий-3С». Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715677 шт.

«Зоркий-4» продавался в комплекте с одним из двух объективов — «Юпитер-8» 2/50 (более дорогой вариант) или «Индустар-50» 3.5/50. Есть сведения, что небольшое количество аппаратов было укомплектовано объективом «Юпитер-17» 2/50. Допускает использование сменных объективов.

На основе «Зоркого-4» также были выпущены фотоаппараты:

«Мир» — более дешёвый аппарат, отличавшийся от базовой модели упрощённой конструкцией: автоматические выдержки только от 1/500 до 1/30 с, механизм длительных выдержек отсутствует. Вероятно, для «Миров» использовались затворы, изготовленные для «Зорких-4», но забракованные из-за нечёткой отработки выдержки 1/1000 с. Объективы — «Индустар-50», реже «Юпитер-8» или «Индустар-26М» 2,8/50. В 1959—1961 гг. выпущено 156229 шт.;

«Зоркий-4К» с курковым механизмом взвода и несъёмной приёмной катушкой. Объективы — «Индустар-50» или «Юпитер-8». В 1972—1978 и 1980 гг. выпущено 524646 шт.

Различные фоторегистраторы для использования в научной и военной аппаратуре. Снабжались специальным узлом крепления к оптическому каналу соответствующего прибора. Не имели ненужных в этом случае видоискателя, дальномера, башмака для вспышки. Иностранные коллекционеры называют подобные камеры «Labo»

Киев-4, 4а. Дальномерные камеры «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов Contax II и III. Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов Contax были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon.

Первые партии фотоаппаратов «Киев-2» и «Киев-3» фактически представляли собой перемаркированные аппараты Contax. От своего прототипа камеры «Киев» унаследовали очень сложную конструкцию механизмов выдержек, фокусировки и дальномера. Камеры Киев-4 и Киев 4-а отличались наличием и отсутствием встроенного экспонометра и выпускались с 1958 по 1985 гг.

Киев-60 ТТЛ – зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6 см системы ТТЛ был предназначен для любительских съемок и выпускался с 1984 г.. Фотоаппарат рассчитан на применение катушечной не перфорированной фотопленки шириной 60 мм (тип 120). При использовании этой пленки получается 12 кадров

ФЭД-1 или просто ФЭД! — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 г.

Больше всего вопросов вызывает система нумерации (или, скорее, отсутствие понятной нам системы) камер «ФЭД» первых годов выпуска. На данный момент общепринятой версией в кругу коллекционеров является та, что «хромовые», «цинковые», «никелированные» и т. д. «ФЭД»ы имели разные линии нумерации.

Выпускался с 1934 года до середины 50-х, когда ему на смену пришёл «ФЭД-2». Под названием «ФЭД» (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры.

Общеизвестно, что «ФЭД» являлся копией Leica II, выпускавшейся харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: B (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500.

Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка.

Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом «ФЭД» (позднее «Индустар-10», «Индустар-22») 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39.

ФЭД-2. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1955 по 1970 г. Комплектовался просветлённым объективом «Индустар-26М» 2,8/50; затвор имел выдержки B, 25, 50, 100, 250, 500.

Выдержку можно было установить только после взвода затвора (в 1956 году переработана головка выдержек, в результате чего стало возможным устанавливать выдержки до взвода затвор), головка выдержек вращающаяся.

Видоискатель совмещён в одном поле зрения с дальномером базой 67 мм и увеличением 0.75х. В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки.

Для зарядки камеры открывалась задняя стенка. Применялись как стандартные одноцилиндровые кассеты, так и двухцилиндровые, которые при закрывании замка задней крышки корпуса открывались и образовывали широкую щель, что существенно уменьшало возможность повреждения поверхности плёнки при её продвижении. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956).

В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, с 1957 года комплетовался объективом «Индустар-26м», с 1963 года — «Индустар-61л/д» 2,8/52 с лантановой оптикой («ФЭД-2л»). С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием «ФЭД-2» было выпущено 1632600 штук.

ФЭД-3. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 г. По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Мог комплектоваться также объективом «Индустар 61 2,8/52».

База дальномера уменьшена до 41 мм, увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. Варианты выпуска отличались формой окна видоискателя, наличием головки взвода или рычажным взводом, и надписью «ФЭД-3». С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка.

Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).

ФЭД-4 производился с 1964 по 1980 г. Основное отличие данной модели от ФЭД-3 — наличие селенового экспонометра. Выпускалось несколько типов фотоаппаратов, отличавшихся особенностями оформления. Экспортный вариант фотокамеры носил название Revue-4.

ФЭД-5В производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. Камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками.

Наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. Фотоаппарат является полностью механическим. Замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. Окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

ФЭД-Микрон производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1978 по 1986 г. Всего было выпущено около 35 тыс. штук.

Фотоаппарат был предназначен для любительской и профессиональной съёмки на стандартную чёрно-белую и цветную фотоплёнку типа 135 с форматом кадра 24×36 мм. Несъёмный объектив «Индустар-81» обеспечивал пределы фокусировки от 1 м до бесконечности.

Чайка (72 кадра:) («Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3») — серия советских шкальных полуформатных фотоаппаратов.
Названы в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).

Выпускались в 1965—1974 годах на Белорусском оптико-механическом объединении (БелОМО) Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова.

Объектив — «Индустар-69» 2,8/28. Начиная с модели «Чайка-2» объектив — съёмный, присоединительная резьба — М39×1, как у дальномерных ФЭД и «Зоркий», но рабочий отрезок другой (27,5 мм), поэтому объективы от дальномерных камер к «Чайкам» (и наоборот) не подходят.

Зенит-4 — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным затвором, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год. Базовая модель семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», «Зенит-6» и «Зенит-11» (первый под этим индексом, несерийный). Первый серийный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром.

Зенит-6 — от «Зенита-4» отличался только комплектацией: продавался с объективом «Рубин-1Ц» с переменным фокусным расстоянием (впервые в СССР). В 1964—1968 годах выпущено 8 930 шт.

В кинокомедии Э. Рязанова «Зигзаг удачи» «Зенит-6» — мечта главного героя, фотографа Орешникова. Он разглядывает в витрине магазина фотоаппарат с ценником — 400 руб.

Зени́т-Е — самый массовый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО).

Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3334540 шт.) — мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.

Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух объективов: «Гелиос-44-2» (фокусное расстояние 58 мм, относительное отверстие 1:2) или «Индустар-50-2» 3.5/50.

Розничная цена «Зенита-Е» в 1980г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 руб.,с олимпийской символикой 110руб., с объективом «Индустар-50-2» — 77 руб.

Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными (это относилось и к другим моделям, производившимся на двух предприятиях).

За пределами СССР «Зенит-Е» продавался как под оригинальным наименованием (в латинском написании — «Zenit-E»), так и под марками «Revueflex-E» (Германия), «Phokina», «Photokina-XE» (Франция), «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE» (США), «Meprozenit-E» (Япония), «Diramic-RF100» (Канада).

Зенит-ЕТ — модернизация фотоаппарата «Зенит-Е», имел невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования. Вилейский завод БелОМО выпускал эту модель во многих вариантах, в том числе с приводом нажимной диафрагмы, без экспонометра и т. п. Выпускался — КМЗ — 1981—1988 годы, 61099 шт., и Вилейский завод — с 1982 до середины 90-х годов, около 3 млн штук.

Зенит-11 — однообъективный зеркальный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей.

Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из объективов: Гелиос-44М, МС Гелиос-44М, Гелиос-44М-4, МС Гелиос-44М-4. Всего выпущено 1 481 022 экземпляров. Представляет собой усовершенствованный аппарат «Зенит-Е» (добавлен механизм нажимной диафрагмы, невращающаяся головка выдержек, горячий башмак для вспышки, фокусировочный экран с микрорастром, внесены другие мелкие изменения).

Вещи, крайне необходимые советскому фотографу

Бачок для обработки 35-мм фотопленки карболитовый

Кадрирующая рамка

Кассета для фотопленки

Фотопленки

Позитивная фотопленка

Лампа для фотовспышки

Набор химикатов для обработки цветных фотобумаг

Объектив Юпитер-21

Обьектив Индустар-50

Ослабитель, 1983 год

Проявитель, 1988 год

Фиксаж, 1985 год

Резак для обрезки фотографий

Реле времени для фотопечати Силуэт, 1985г.

Фотореле ТРВ-1

Тросик к фотоаппапаратам для плавного спуска кнопки

Фотовалик. Применялся для разглаживания мокрых фото на глянцеватель

Фотобумага

Фотовспышка NORMA1

Фотовспышка Электроника

Фотоувеличитель Ленинград 4

Фотоувеличитель Таврия

Фотоэкспонометры

Устанавливается нелепо, хотя свои функции выполняет на Ура!

ЛОМО с дальномером от ФЭДа

Видоискатель с дальномером

Ну и немного об экспонометрах: изначально не планировал их собирать, но в последний момент передумал! Итак появились следующие экспонометры:

Ленинград-2

и Ленинград 6

Ну и напоследок Калькулятор Выдержек для фотопечати

Краткий обзор советских фотоаппаратов, выпущенных советской промышленностью до 1955 года. Приведены обзоры и технические характеристики каждой фотокамеры, а также области применения.

"Смена"

Малоформатные фотоаппараты марки "Смена" выпускались четырех моделей: "Смена", "Смена-2", "Смена-3" и "Смена-4". Формат - 24 Х 36 мм.

Из числа советских малоформатных фотоаппаратов аппараты "Смена" были наиболее просты, недороги и доступны юным фотолюбителям. Рассчитаны на начинающих фотолюбителей, пригодны для разнообразных любительских съемок, но неприемлемы для репродуцирования и съемки мелких объектов.

Все модели "Смены" имели равные технические характеристики, различаясь лишь в деталях. Фотокамера "Смена" оснащалась счетчиком кадров и шкалой глубины резкости, "Смена-2" дополнительно оснащалась автоспуском и синхроконтактом, "Смена-3" и "Смена-4" соответственно аналогичны моделям "Смена" и "Смена-2" и отличались от них тем, что вращающаяся головка транспортирующего механизма заменена рычагом.

Некоторым неудобством являлась необходимость при съемке с достаточной точностью определять на глаз расстояние до снимаемого объекта, поэтому при покупке аппаратов "Смена" рекомендовалось приобрести выпускаемый для них дальномер.

В аппаратах марки "Смена" счетчик кадров механически связан с механизмом перевода пленки. Аппарат заряжался двумя кассетами, и пленка по мере съемок поступает из одной кассеты в другую, поэтому обратной перемотки пленки не требовался. При желании экспонированная часть пленки могла быть отрезана на свету.

"Юность"

Назначение фотоаппарата "Юность" - восполнить пробел в группе малоформатных камер, в которой отсутствовала хорошо оснащенная и недорогая массовая малоформатная камера (24 Х 36 мм). Перевод пленки осуществлялся с помощью рычага.

"Зоркий"

Серия малоформатных фотоаппаратов "Зоркий" насчитывала девять моделей. Все модели относились к изделиям высокого класса точности и рассчитывались на опытных фотолюбителей, фоторепортеров. Различные модели "Зоркий" имели разное техническое оснащение, но одинаковый формат 24 Х 36 мм.

Фотоаппарат "3оркий-С" имел те же технические характеристики, что и "3оркий", кроме того, снабжался двухцилиндровыми кассетами, синхроконтактом и синхрорегулятором. "Зоркий-2С" отличался от "3оркий-2" наличием синхроконтакта и синхрорегулятора.

Фотоаппарат "Зоркий-3М" имел те же характеристики, что и "Зоркий-3", но отличался от последнего тем, что все обозначения скорости действия затвора у него нанесены на основной регулятор, расположенный на верхней стенке корпуса.

Фотоаппарат "Зоркий-4" аналогичен "Зоркий-3С", кроме того, снабжался автоспуском и диоптрийным устройством.

Дополнительное оснащение: диоптрийное устройство в видоискателе, компенсирующее недостатки зрения в пределах от -3 до +3 диоптрии, дополнительный регулятор затвора на передней стенке корпуса. Все скорости затвора нанесены на основной регулятор, расположенный на верхней стенке корпуса.

"Мир"

Фотоаппарат "Мир" - удешевленная модель камеры "Зоркий-4". Эксплуатационные характеристики и назначение аппарата "Мир" аналогичны фотокамере "Зоркий".

Дополнительное оснащение: диоптрийное устройство в видоискателе, компенсирующее недостатки зрения в пределах от -3 до +3 диоптрии, синхроконтакт.

"ФЭД"

Малоформатные фотоаппараты марки "ФЭД" выпускались двух моделей под одним и тем же названием "ФЭД-2" и с одинаковыми техническими характеристиками, но одна из моделей без автоспуска, другая его имела. Формат - 24 х 36 мм.

Эксплуатационные характеристики и назначение фотокамер "ФЭД" те же, что и аппаратов марки "Зоркий".

Корпус металлический жесткой конструкции у "ФЭД" и такой же, но со съемной задней стенкой у "ФЭД-2".

Дополнительное оснащение: механизм перевода пленки сблокирован с затвором и счетчиком кадров у "ФЭД" и диоптрийное устройство в видоискателе, компенсирующее недостатки зрения в пределах 2 диоптрии у "ФЭД-2".

"Заря"

Фотоаппарат "Заря" - упрощенная и удешевленная модель камеры "ФЭД". Эксплуатационные характеристики, аппарата "Заря" сходны с характеристиками фотокамеры "Смена", но технические параметры фотокамеры "Заря" значительно выше.

Дополнительное оснащение: синхроконтакт, механизм перемотки пленки объединен с затвором и счетчиком кадров.

"Киев"

Малоформатные фотоаппараты марки "Киев" (формат 24 Х 36 мм) выпускались двух моделей: "Киев-4" и "Киев-4А". "Киев-4" отличался наличием фотоэлектрического экспонометра.

Фотоаппараты "Киев-4" и "Киев-4А" - модернизированные модели выпускавшихся ранее "Киев-11А" и "Киев-111А". Модернизация заключалась в видоизменении некоторых деталей, благодаря чему удалось несколько уменьшить габариты камер и сделать их более удобными в применении.

Эксплуатационные характеристики и назначение фотоаппаратов марки "Киев" те же, что и аппаратов марки "Зоркий".

Дополнительное оснащение: 11А - блокировка, синхроконтакт; 4А - плюс таблица запоминания; 111А, 4 - плюс фотоэлектрический экспонометр.

"Зенит-С"

Малоформатный фотоаппарат "Зенит-С" (формат 24 Х 36 мм) относится к группе однообъективных зеркальных фотокамер с оборачивающей оптической системой (пентапризма с крышей), что позволяло видеть изображение на матовом стекле в вертикальной плоскости и прямым во всех направлениях и фотографировать с уровня глаз.

Фотоаппарат "Зенит-С" более универсален, чем другие малоформатные аппараты, и при наличии удлинительных колец пригоден для репродукционных работ и макросъемки. В соединении с микроскопом удобен и для микросъемки.

"Зенит" в основном предназначен для людей, использующих фотографию в научных и исследовательских целях, но удобен и для широкой любительской и репортерской практики.

В течение некоторого периода фотокамеры марки "Зенит" выпускались двух моделей: "Зенит" и "Зенит-С". Более совершенная модель - "Зенит-С", снабжалась синхроконтактом и цельнометаллическими разъемными кассетами.

"Старт"

Малоформатный фотоаппарат "Старт" по устройству относился к числу зеркальных фотокамер с обращающей изображение оптической системой (пентапризмой с крышей). От других фотокамер подобной конструкции и, в частности, от камеры "Зенит" фотокамера "Старт" отличалась целым рядом конструктивных усовершенствований. Дополнительно к матовому стеклу и увеличительной лупе в изделии устанавливалось клиновое устройство для более точной наводки на резкость, имелся автоспуск, синхроконтакт.

Окуляр с крышеобразной пентапризмой снимался и мог быть заменен шахтным устройством, более удобным при репродукционных работах, макро- и микросъемке и т. п. Вместо вращающейся заводной головки камера снабжалась рычагом.

Камера заряжалась двумя кассетами и снабжалась ножом, что позволяло в любой момент отрезать экспонированный участок пленки и вместе с кассетой вынуть его из фотокамеры на свету. Имея при этом запасную пустую кассету, можно вложить ее в фотокамеру и продолжать съемку. Вместе с тем аппарат обладал устройством для обратной перемотки пленки в подающую кассету и мог работать с одной кассетой.

В фотокамере "Старт" устранен существенный недостаток, свойственный обычным однообъективным зеркальным камерам и состоящий в том, что при задиафрагмированном объективе перед съемкой освещенность матового стекла сильно падает и визирование становится очень затруднительным. Для устранения этого оправа объектива снабжалась спусковым устройством, позволяющим вести наблюдение за изображением объекта при наибольшем отверстии диафрагмы до самого момента съемки. При нажатии на кнопку спускового устройства отверстие диафрагмы автоматически уменьшается до заранее заданной величины и только после этого затвор приходит в действие.

Назначение и эксплуатационные характеристики те же, что и у "Зенит-С".

"Ленинград"

Главное конструктивное отличие малоформатной фотокамеры "Ленинград" от всех других малоформатных камер заключается в заводном пружинном механизме, автоматически перемещающим пленку и заводящим затвор после каждой съемки. Разовый завод этого механизма рассчитан на 10 кадров. Наличие этого механизма позволяет вести съемку с небольшими интервалами (порядка 1/3 секунды), что имело особо важное значение в фоторепортажной практике.

"Ленинград" снабжался синхроконтактом, автоспуском, диоптрийным устройством, компенсирующим недостатки зрения. Предназначался для фоторепортеров.

"Любитель-2"

Фотоаппарат "Любитель-2" - недорогой, пленочный, формата 6 Х 6 см. Относился к группе двухобъективных зеркальных фотокамер, хотя и не вполне отвечал требованиям камер этого типа. В аппарате "Любитель-3" вместо матового стекла устанавливалась двояковыпуклая линза, у которой заматирован только небольшой кружок (диаметром 12 мм) в центре. Наводка на резкость, производилась только в пределах этого кружка, что несколько затрудняло фокусирование. Для уточнения наводки над матовым кружком внутри светозащитной шахты устанавливалась откидная лупа с трехкратным увеличением.

Фотоаппарат "Любитель-2" отличался от ранее выпускавшейся модели "Любитель" наличием синхроконтакта и автоспуска.

Фотоаппараты "Любитель" и "Любитель-2" предназначались для широкого круга фотолюбителей, в особенности для начинающих, пригодны для разнообразных любительских съемок и при умелом применении давали весьма резкие негативы, позволяющие вести печать с многократным увеличением.

Конструктивные особенности допускали применение их в увеличительных приставках. Для съемки мелких объектов и репродуцирования не приспособлены.

В боковой стенке корпуса аппарата имелось углубление для хранения светофильтров.

"Эстафета"

Фотоаппарат "Эстафета" - упрощенный, пленочный, недорогой, формата 6 Х 6 см, рассчитанный преимущественно на юных фотолюбителей. Снабжался автоспуском, синхроконтактом и шкалой световых значений. Утопленный в корпус тубус объектива выбрасывается под действием пружины при нажиме на кнопку замка.

Фотоаппарат "Эстафета" пригоден для разнообразных любительских съемок, но не приспособлен для репродукции и съемки мелких объектов крупным планом.

"Юнкор"

Фотоаппарат "Юнкор" - предельно упрощенный, дешевый, пленочный, полуигрушечного типа, формата 6 х 6 см.

Прост по конструкции и в обращении и в основном предназначен для начинающих фотолюбителей пионеров и школьников. Прилагаемая к аппарату переходная рамка позволяет фотографировать на формат 4,5 Х 6 см.

"Москва"

Фотоаппараты марки "Москва" относятся к группе пленочных фотоаппаратов формата 6 Х 9 см. Выпускались две модели: "Москва-4" и "Москва-5".

Аппараты марки "Москва" отлично оснащены и рассчитаны как на фотолюбителей, так и на фоторепортеров. Аппараты снабжались складным мехом. При открывании камеры объективная стойка с объективом под действием пружины выкидываются из корпуса, а при закрывании убираются в корпус. Перевод пленки объединен с затвором, что исключает возможность повторной съемки на одном и том же кадре пленки.

"Москва-4" и "Москва-5" снабжались дополнительной кадровой рамкой, позволяющей вести съемку в формате 6 Х 6 см. Соответственно в видоискателях также имелись дополнительные ограничительные рамки.

Модели 4 и 5 различались между собой по техническим данным объективов и в деталях конструкции.

Аппараты марки "Москва" давали достаточно крупные негативы, что позволяло обходиться без фотоувеличителя.

Дополнительное оснащение: затвор сблокирован с механизмом подачи пленки.

"Искра"

"Искра" - складная, пленочная фотокамера формата 6 Х 6 см восполнила пробел в ассортименте советских фотоаппаратов, в котором долгое время отсутствовала хорошо оснащенная камера указанного формата. Некоторые фотокорреспонденты были вынуждены пользоваться фотоаппаратом "Любитель", который по своим техническим данным не отвечает требованиям фоторепортажа.

Фотокамера "Искра" представляла собой пленочный фотоаппарат более высокого класса, чем "Любитель-2", и предназначалась для серьезных фотолюбителей и фоторепортеров. Оснащалась блокирующим устройством, исключающим возможность повторной съемки на одном и том же кадре пленки, дальномером, автоспуском, синхроконтактом, счетчиком кадров и шкалой световых значений. При нажиме на кнопку замка передняя стенка корпуса откидывалась под действием пружины и объективная стойка с объективом выбрасывалась из корпуса.

"Салют"

"Салют" относился к группе однообъективных пленочных зеркальных камер. Формат - 6 Х 6 см.

Объектив снабжался устройством, автоматически уменьшающим отверстие диафрагмы в момент съемки до заранее заданной величины. Одновременно со взводом затвора пленка в кассете автоматически перемешается на один кадр, а счетчик указывает число сделанных снимков.

Аппарат имел специальные кассеты (адаптеры) для катушечных пленок и допускает смену пленок и кассет на свету.

Блокировочное устройства исключает возможность съемки при закрытой заслонке кассеты и тем самым предупреждает как пропуск кадров, так и двукратную съемку, на одном кадре пленки.

"Салют" - сложная и дорогая фотокамера, рассчитанная на фоторепортеров.

"ФК-13Х18" и "ФК-18Х24"

Аппараты марки "ФК" являлись павильонными - пластиночными и предназначались в основном для небольших портретных фотоателье. Конструктивно камеры идентичны.

Имели большое растяжение меха и в любительской практике могли использоваться для репродукционных работ. В аппаратах применялись как фотопластинки, так и плоские форматные пленки. Для широкой любительской практики непригодны.

"Спутник"

Фотоаппарат "Спутник" - специальная стереоскопическая пленочная фотокамера формата 6 Х 13 см. Камера снабжалась двумя объективами и двумя синхронно действующими затворами.

Конструктивно фотоаппарат "Спутник" аналогичен двухобъективной зеркальной фотокамере, поэтому, кроме двух рабочих объективов, аппарат снабжался третьим, установочным объективом.

Аппарат снабжался автоспуском, синхроконтактом, установочной трехкратной лупой для контроля резкости изображения и предназнался для любителей стереоскопической фотографии. Однако любой из негативов стереопары может быть напечатан отдельно и использован как обычный снимок. Возможно было производить съемку каждым объективом в отдельности.

Наличие в комплекте поставки копировальной рамки и стереоскопа избавляло фотолюбителя от необходимости приобретать эти принадлежности отдельно.

"ФТ-2"

Фотоаппарат "ФТ-2" - специальная панорамная фотокамера.

Камера "ФТ-2" заряжалась 35-миллимегровой перфорированной кинопленкой. На каждой пленке длиной 1,6 метра умещается 12 панорамных снимков. Аппарат снабжался счетчиком кадров и уровнем и давал панорамные снимки с углом изображения 120 градусов по горизонтали. Камера заряжалась двумя кассетами, и по мере съемок пленка перематывалась из подающей кассеты в приемную.

Предназначался только для панорамной съемки и для широкой любительской практики непригоден.

Формат: 24 Х 110 мм.

"Момент"

Фотоаппарат "Момент" - складная фотокамера, специально предназначенная для быстрого получения фотоснимков на месте съемки без применения лабораторной обработки фотоматериала.

"Момент" удобен на экскурсиях" в экспедициях и путешествиях.

Существенными недостатками изделия являются: малая светосила объектива, что ограничивает круг применения, невозможность увеличения снимков обычным путем, т. е. непосредственно с негатива; невозможность применения при низкой температуре. На открытом воздухе можно пользоваться только летом.

Съемочным материалом служит специальный комплект "Момент", состоящий из двух лент негативной и позитивной, смонтированных на общем ракорде. В каждом комплекте 8 кадров формата 8 Х 10,5 см.

"Киев-Вега"

Фотоаппарат "Киев-Вега" относился к разряду карманных фотокамер. Наружные габариты - 83 Х 43,5 Х 24,5 мм. Вес с зарядом пленки - 180 гр. Рассчитан на 16-мнллиметровую пленку формата - 10х 14 мм. Снабжался синхроконтактом и счетчиком кадров.

Аппарат "Киев-Вега" чисто любительский, для серьезных фотографических занятий непригоден. Однако исключительно компактен, совершенно необременителен и очень удобен в путешествиях и экскурсиях.

Модель Основной объектив Сменная оптика Навод-
ка на
рез-
кость
Затвор Скорости действия, сек Видоискатель
Смена Т-22 - Ш 3Т-5 (1) 1/10-1/200, В ПО
Юность Т-32 - ШД (1) 1/8-1/250, В ПО
Зоркий
(2, С, 2С)
Индустар-22 Юлитep-12 ШД (2) 1/25-1/500, В 4 Т
Индустар-66 Юпитер-9
Юпитер-8 Юпитер-11
Юпитер-17
3оркий
(З, ЗС, ЗМ, 4)
Юпитер-8 Юпитер-12 ШД (2) 1/25-1/1000, В 4 Т 5
Юпитер-9
Юпитер-11
Зоркий-5 Индустар-50 Юпитep-12 ШД (2) 1/25-1/500, В Т
Индустар-26 Юпитер-9
Юпитер-8 Юпитер-11
Мир Индустар-26М Юпитер-12 ШД (2) 1/30-1/500, В Т 5
Индустар-50 Юпитер-9
Юпитер-11
ФЭД Индустар-10 ШД (2) 1/25-1/500, В Т
ФЭД-2 Индустар-26М Юпитер-12 ШД (2) 1/25-1/500, В Т 5
Юпитер-9
Юпитер-11
Заря Индустар-26М для "Зоркий" Ш (2) 1/30-1/500, В Т
Киев Юпитер-8 Юпитер-12 ШД (2) 1/2-1/1250, В 4 Т 5
Юпитер-9
Юпитер-11
Зенит-С Индустар-22 Юпитер-9/З В 1 Ш (2) 1/25-1/500, В 4 ОС
Индустар-50 Юпитер-11/3
Гелиос-44 Гелиос-40
Таир-3
МТО-500
MTO-1000
Мир-1
Старт Гелиос-44 Гелиос-40 В 1 КШ (2) 1-1/1000, В 4 ОС
Мир-1
Юпитер-11
Таир-З
Ленинград Юпитер-8 Юпитep-12 ШД (2) 1-1/1000, В 4 Т 5
Юпитер-9
Юпитер-11
Любитель-2 Т-22 МШ 3Т-5 1/10-1/200, В ЗР и РМ
Эстафета Т-35 Ш (1) 1/8-1/250, В ПО
Юнкор типа перископ - (3) 1/60, В Т
Москва (2, 4) Индустар-23 Д Момент 1-1/250, В Т
Москва-5 Индустар-24 Д Момент 1-1/250, В Т
Искра Индустар-58 РШД (1) 1-1/500, В ПО 5
Салют Индустар-29 Индустар-56 В 2 (2) 1/2-1/1500, В -
Мир-3
ФК-13Х18 Индустар-51 возможно С - - -
ФК-18х24 Индустар-13 возможно С - - -
Спутник Т-22 М 3Т-5 1/10-1/200, В ЗР и РМ
ФТ-2 Индустар-50 - (3) 1/100-1/400 РМ
Момент Т-26 Ш 3 (1) 1/10-1/200, В ЗР и РМ
Киев-Вега Индустар-М - (4) 1/30-1/200 РМ

Условные обозначения:

  • Ш - наводка на резкость по шкале расстояний;
  • Д - наводка на резкость с помощью оптического дальномера;
  • В - визуальная;
  • К - при помощи клинового устройства;
  • Р - рычажная;
  • М - поматовому кружку;
  • С - по матовому стеклу путем перемещения задней доски корпуса с помощью кремальеры;
  • В - выдержка от руки;
  • ПО - прямой оптический;
  • Т - телескопический;
  • ОС - оптическая система;
  • ЗР - зеркальный;
  • РМ - рамочный

Затворы (цифры в скобках):

  • 1 - центральный заводной;
  • 2 - торно-щелевой;
  • 3 - обтюраторный;
  • 4 - щелевой.

Примечания:

  • 1 - по матированной плоскости плоско-выпуклой линзы;
  • 2 - по матовому стеклу;
  • 3 - путем перемещения объективной стойки с помощью рычага;
  • 4 - возможность оставить затвор открытым на длительное время;
  • 5 - объединенный в одном окуляре с дальномером;


Поделиться