Национальный центр issn российской федерации. Что такое issn и isbn? III

Пока я сижу, разглядывая толпы, гид, словно наседка, собирает своих цыплят и объявляет - сначала по-английски, потом по-французски,- что в данный момент они смотрят на базилику Святого Марка. Сделав это объявление, ведет группу во Дворец Дожей. Слышу, как американец спрашивает у жены: «Скажи, милая, а кто такие эти дожи?» И слышу удивительный ответ: «Короли Венеции!»

Я невольно улыбаюсь, вспоминая историю, рассказанную Джеймсом Моррисом об одном домовладельце в лондонской «Маленькой Венеции», что на Риджент-Кэнел. Человек этот повесил на своих воротах объявление: «Beware of the Doge». Какой замечательный, однако, каламбур получился, его следовало бы на многие века сделать девизом Венеции. Страх перед тем, что дож объявит себя королем, пронизывает всю венецианскую историю. Данное обстоятельство объясняет, отчего эта должность связана с ограничением личной свободы - уникальный факт амбициозной истории.

«А кто такие эти дожи?»

Вопрос этот из разряда детских. Как бы я сам ответил на него, если бы был гидом? Возможно, я пошел бы по пути наименьшего сопротивления и сказал: «Это были избранные руководители Венецианской республики, а слово „дож“ означает „дюк“, или герцог». Но если бы мне захотелось, чтобы мои подопечные заинтересовались дворцом и удивительными событиями, имевшими там место, то двумя словами я бы не обошелся. Когда в 1797 году Наполеон положил конец Венецианской республике, к тому времени сменили друг друга сто двадцать дожей, и началось это с 697 года, когда был избран первый дож - Паоло Лючио Анафесто. Римские папы и венецианские дожи - самые древние чиновники мира. Римская курия и венецианская синьория - единственные две организации, что с классических времен не претерпели никаких изменений, потому, наверное, Коллегия кардиналов и Совет Венеции в своих пурпурных облачениях имеют не только внешнее сходство. Возможно, многие особенности венецианской конституции, ее цинизм, впечатление, которое она производит - взрослый среди детей,- и вечный страх перед дожем переворачивают страницы истории к временам Цезаря и Цицерона. Объяснить эти особенности можно тем, что Венеция - единственное государство, которое не удалось завоевать варварам.

Из ста двадцати дожей девять человек отреклись от должности - четверо из них были монахами; двое погибли в бою; троих убили; троих казнили; троих сместили со своего поста; двоих ослепили, а потом и сместили; двоих сослали, причем одного из них сначала ослепили. Можно заключить, что должность эта была небезопасна. Впрочем, все эти трагедии произошли до 1423 года, после чего все дожи, включая последнего, Людовико Манина, умерли в своей постели.

Вы можете задать вопрос: а что же такого замечательного в этой должности, отчего люди - столетие за столетием - соглашались на унизительное ограничение собственной свободы? Выдающиеся граждане Венеции по своей воле становились роскошно одетыми пленниками в собственном дворце. Человеку, которому вручали государство и королевские регалии, не позволяли вести собственную корреспонденцию. В 1275 году дожу запретили иметь земельную собственность вне Венеции; сыновьям его не разрешалось жениться на иностранках без согласия на то Совета. Жене дожа нельзя было заключать контрактов, иметь долги или принимать подарки от купцов, которые те пытались поднести под видом образцов своей продукции. Ограничения эти закреплялись клятвой, которую дож приносил в момент своей коронации, со временем эти ограничения становились все более суровыми. В XV веке дожу запретили разговаривать наедине с послами и иностранными дипломатическими представителями, а на людях он должен был отделываться дежурными фразами. Дож Антонио Гримани, любивший до своего избрания ходить на утиную охоту, обнаружил, что теперь, когда он стал дожем, количество его походов Совет сократил до четырех в год. Андреа Гритти запретили покидать город, а приходящие к нему письма, даже от собственных детей, вскрывать он мог лишь в присутствии членов Совета. Однажды, когда этот патриот принимал участие в заседании Совета и заявил, что сам поведет венецианский флот против турок, ему резко напомнили о положениях, которые он поклялся соблюдать, когда его избирали на должность. В другой раз высказано было противоположное мнение. Когда дож Кристофер Моро возразил против предложенного ПиемII плохо подготовленного похода, ему сказали, что если по своей воле он не пойдет, то его заставят сделать это силой. Микело Стено, заседавшему в собрании, предложили однажды попридержать язык.

Дожа - что совершенно естественно - окружали шпионы. Обо всем, что он делал, Совету докладывали тайные шпионы. Около пятидесяти лет назад во время ремонта в герцогских апартаментах обнаружили лестницу, которая вела к месту прослушивания непосредственно за кроватью дожа. Как только дож умирал, на время междуцарствия Совет избирал троих магистратов, инквизиторов усопшего дожа. Они должны были устроить суд над покойником, оценить каждое совершенное им за жизнь деяние. Обо всех своих открытиях они обязаны были сообщить пяти другим магистратам - «корректорам». Этим чиновникам предписывалось написать новую клятву для следующего дожа и, если понадобится, ужесточить ограничения, учитывая опыт его предшественника.

Организация, способная вводить своего правителя в жесткие рамки, была, конечно же, уникальной. На самом деле Венеция была аристократией, предпочитавшей называть себя республикой, а Большой Совет можно считать Палатой лордов. В состав его автоматически включался каждый нобиль по достижении этим человеком возраста двадцати одного года, а имя его заносилось в Золотую книгу. Этот орган избирал сенат, и он - вместе с дожем и шестью тайными советниками - являлся главой правительства. Со временем властные полномочия перешли знаменитому Совету Десяти. Члены его клялись не разглашать секретов. Совету подчинялась «полиция» - сбирро, судебная машина, он же распоряжался и финансовыми средствами тайной полиции. Репутация этого органа, возможно, из-за скорости и секретности, с которой он действовал, была мрачной и драматической. Зарплаты члены Совета Десяти не получали. Избирали их только на двенадцать месяцев, после чего бывшие властители обращались к обычной жизни. Они знали все, что происходило в Венеции, да и не только в ней. Насколько хорошо действовали их тайные осведомители, можно судить хотя бы по тому, что любовные письма королевы Элизабет регулярно прочитывались Совету - не успевали высохнуть чернила! Это Совет Десяти предложил установить повсюду «Пасти льва». Страх, который они намеренно вызывали, ощущался не только в Венеции, но и по всей Европе. Этот орган вполне можно уподобить гестапо фашистской Германии.

Трудно сказать, были ли ужасные истории, которые рассказывали, полной правдой или составляли часть легенды Совета Десяти. Имеются письменные свидетельства о том, что когда Монтескье был в Венеции, то приятель, пожелавший подшутить, сказал, что Десятеро следят за ним. Монтескье немедленно собрал свои вещи и вернулся в Париж! Члены Совета хорошо изучили психологию страха. Иногда какого-то человека хлопали по плечу и говорили: «Их сиятельствам угодно встретиться с вами», однако во Дворце Дожей - там, где принимал Совет Десяти,- этого человека в течение часа выдерживали в приемной, а потом без всякого объяснения отпускали. Говорили, что иногда Совет допрашивал подозреваемого человека в темноте. Впрочем, сказать «допрашивал» было бы не вполне точно. Вызванному связывали руки в запястьях и подвешивали над полом. В таком положении и происходил допрос.

Совет Десяти не церемонился и быстро осуждал на казнь за политическое преступление. Для этого имелись люди, которые неслышной походкой входили к осужденному посреди ночи и в полной тишине его убивали. Ночью 20 апреля 1622 года такой убийца пришел в камеру герцогской тюрьмы, и на следующее утро Венеция увидела тело известного аристократа Антонио Фоскарини, подвешенное за ногу между двумя колоннами Пьяцетты. Его «экзекуция», или убийство, примечательна по множеству причин. Через четыре месяца была доказана его невиновность, и члены Совета Десяти, представ перед Большим Советом, признали свою ошибку и выразили сожаление. Кроме того, в связи с убийством дож и Большой Совет впервые, единственный раз в их истории, публично были поставлены на место, и сделала это англичанка, жившая в Венеции. Это была Алфея, графиня Арундельская, жена первого великого коллекционера английского искусства. Она проживала во дворце Мочениго, где спустя два столетия жил Байрон.

Еще в Лондоне графиня и ее муж были на дружеской ноге с Фоскарини, когда тот был венецианским послом у ЯковаI. В Венеции распустили слух, будто Фоскарини тайно по ночам ходит во дворец Мочениго и встречается там с агентами иностранных государств. Шептались, что в этом замешана и графиня Арундельская, а потому ей было приказано покинуть Венецию в течение трех дней. Естественно, что английский посол встревожился и, зная порядки Венеции, опасался за жизнь графини. Это был милейший сэр Генри Уоттон, позднее он сделался ректором Итона. Он часто ходил рыбачить с ее мужем на Темзу. Обнаружив, что графиня уехала в Падую проведать сыновей, учившихся в тамошнем университете, Уоттон послал гонца сообщить ей, как обстоят дела, и настоятельно просил ее держаться подальше от Венеции. Гонец повстречал графиню по дороге в Венецию, однако, вместо того чтобы прислушаться к совету посла, она помчалась в Венецию и потребовала, чтобы ее приняли дож и Большой Совет.

Хотя такая просьба казалась немыслимой, требование ее удовлетворили. Усевшись по правую руку от дожа и глядя на собравшийся в огромном зале Большой Совет, графиня, кипя от возмущения, заявила, что Фоскарини ни разу не бывал во дворце Мочениго, а затем потребовала, чтобы ей принесли публичное извинение. Дож, Антонио Приули, разоружил ее мягким ответом. «Ее имя,- сказал он,- ни разу не было упомянуто в деле». Он пообещал, что люди, виновные в распространении клеветнических слухов, будут наказаны. Большой Совет издал резолюцию, в которой была подтверждена полная ее невиновность. Кроме того, Совет проинструктировал венецианского посла в Лондоне принести извинения графу Арундельскому, а если на то будет воля леди Арундельс-кой, то и самому монарху. Они также распорядились на сотню дукатов выдать ей воску и конфет, которые и поднесли графине на пятнадцати подносах. Для того чтобы совсем уже умилостивить английскую графиню, за ней прислали правительственную гондолу, отвезли ее на ежегодный праздник Венчания с морем и устроили в ее честь банкет. В Англию она вернулась с арапчонком и гондолой.

Когда через четыре месяца после смерти Фоскарини получено было неоспоримое доказательство его невиновности, Совет Десяти принес публичное извинение и порекомендовал провести эксгумацию трупа, после чего похоронить невинно осужденного человека со всеми почестями. «Последнее жалкое оправдание»,- прокомментировал это Уоттон.

О любопытном эпилоге этого дела упоминает миссис Трейл в своей книге об итальянском путешествии. Она говорит, что среди обвинений, выдвинутых против Фоскарини, было то, что под покровом ночи он ходил в дом французского посла. «Сорок лет спустя,- продолжает миссис Трейл,- в Париже скончалась старая дама. Прежде чем испустить последний вздох, она созналась, что, проживая в Венеции в качестве компаньонки жены французского посла, тайно принимала влюбленного в нее аристократа, имени которого и сама не знала. Вот так погиб Фоскарини,- комментирует миссис Трейл,- так стал жертвой во имя любви, спасая женскую репутацию».

Совет Десяти правил более тысячи лет, используя в качестве властных рычагов подозрительность и циничный взгляд на человеческую натуру, и это - одна из самых поразительных характеристик Венеции. Многие столетия остальная Европа смотрела на республику в страхе, но и с завистью, как на удивительно стабильное государство. Венеция шла золотым курсом век за веком, и не было у нее ни внутренней междоусобицы, ни династических или религиозных войн. Даже после того, как Васко да Гама нашел дорогу к стране специй, а Колумб открыл Америку, никаких признаков упадка у Венецианской республики отмечено не было. На взгляд стороннего наблюдателя Венеция оставалась такой же динамичной, как всегда. Те, кому выпала честь присутствовать в зале заседаний, видеть облаченных в красные наряды дожа и его советников, чувствовали, что наблюдают сцену из классической истории, как оно и было на самом деле. Они были свидетелями самого длительного торжества аристократии.

В истории найдется немного примеров столь печального завершения былого величия, как это произошло с Венецией в XVIII веке. Торговля пошла хуже, а соответственно, и жизнь вздорожала, хотя стала более зрелищной. Венеция сделалась самым веселым городом Европы. Последний дож, Людови-ко Манин, сдал Венецию молодому человеку двадцати восьми лет, корсиканцу с неопрятными волосами и генеральским шарфом, обхватившим пока еще стройную талию. Под взглядами могущественных предшественников дож оставил зал Совета и вошел в кабинет, где лакей снял с него пышное облачение. Когда с головы его сняли корно, символ венецианского величия, корсиканец сказал, что этот головной убор ему больше не понадобится. Последнее унижение Наполеон приберег напоследок: продал Венецию Австрии...

(отрывок из книги Г. Мортона "Прогулки по Северной Италии") фото: wikipedia.org


***
Посмотрите вы на дожа -
Удивитесь, может, тоже.
На закате видит он:
По волнам гуляет челн,
Ярким золотом горит,
Молодцов к себе манит.
Тот, кто бросится к нему,
Сразу же идет ко дну!
Не стерпел и наш вельможа -
В волны бросился! И что же?
Выплыл старый лоботряс!
Шутка это, но про нас.

***
Такое шутливое стихотворение подарил мне когда-то один из моих добрых поклонников Юрий К*.

Но кто такие дожи, что мы знаем о них? Давайте познакомимся поближе - они стоят того. Заодно вспомним некоторые интересные переломные факты истории и насладимся красотой и неповторимым очарованием аристократки ВЕНЕЦИИ.




The winged lion of St. Mark stands over the Porta della Carta, the main entrance to the Doge"s Palace in Venice

ДОЖ (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель»; того же корня слова «дукс», «дукат», «дука», «дуче») - титул выборного главы Венецианской республики. Институт дожей существовал в общей сложности ровно 1100 лет (697-1797). За эти века сменилось 120 дожей.



Светлейшая Республика Венеция, Республика Святого Марка (венец. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год государство-республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей. Краткая историческая справка

По легенде, первым венецианским дожем считается Паоло Лучио Анафесто. (Паолуччио Анафесто, (?-717)
Традиционно датой начала его правления считается 697 год, когда в Ираклее/Гераклее, по призыву патриарха города Градо, состоялось собрание жителей Венецианской лагуны, чтобы положить конец противоречиям и борьбе интересов кланов и скоординировать сопротивление против лангобардов и славян.

На этом собрании, вместо двенадцати трибунов, общим верховным главою был избран Павл Анафесто, на всю его жизнь. Вскоре после избрания верховный глава заключил мирный договор с королем лонгобардов Лиутпрандом, и правил до 717 года. А впоследствии эта должность получила название - дож.
Однако всё, что известно из достоверных источников, это то, что некий Паулиций (вероятно экзарх Равенны Павл) отвечал за оборону венецианской границы возле Ираклеи.

Первое же документально подтверждённое избрание дожа венецианцами произошло гораздо позже. В те времена независимость выборов правителя без одобрения византийского императора была весьма сомнительна.


В 726 году, после того как византийский император Лев III издает иконоборческого эдикт - закон, запрещающий поклонение изображениям святых, возмущенные венецианцы избирают дожем местного жителя-невизантийца.

Им становится Орсеоло (Орсо Ипато (? - 742) - 3-й венецианский дож). После разрешения конфликта, который тянулся несколько лет, он покорился экзарху и получил от императора Льва III титул hypatos - консул. Впоследствии это слово стало фамилией рода Ипато. Император утверждает его в должности дожа. В 737 году Орсо Ипато был убит согражданами в своем дворце, и должность дожа была упразднена на пять лет, но затем вновь восстановлена в связи с необходимостью иметь сильного военного вождя для обороны города.

Так избрание Орсеоло дало начало традиции, которая продержалась более 1000 лет. Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.
До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции и часто получали этот пост по наследству.


Венецианская республика, искусно пользуясь своим выгодным и безопасным положением между Византийской и Франкской империей, развила своё благосостояние и стала богатым и могущественным торговым городом. Её флоты победоносно сражались против норманнов и сарацинов в Нижней Италии, равно как и против славян на восточном берегу Адриатики. К островам в лагунах восточной Адриатики была присоединена Истрия, а прибрежные города Далмации в 997 году добровольно поставили себя под венецианское покровительство.



Витторе Карпаччо. Чудо с реликвией (1494)

Политику присоединения к Республике Святого Марка восточных земель, которая продлилась более 500 лет, начал Дож Пьетро II Орсеоло (961-1009) - 26-й венецианский дож (с 991 года).

Он распространил влияние Венеции на хорватов и славян Неретвы, освободил венецианцев от 50-летней практики дани славянским пиратам. Начал расширение территории Венецианской республики, разорив пиратские базы на островах Ластово и Корчула, захватил их и покорил город Дубровник.

Победа в морском сражении с пиратами у города Задар в 1000 году, и получение контроля над всем Адриатическим морем были пышно отмечены «Праздником обручения Венеции с Адриатическим морем». Это положило начало многовековой церемониальной обязанности дожа, который каждый год в день Вознесения выходил в Адриатику на государственном корабле-галере «Бучинторо» (или Букентавр) и бросал в море золотое кольцо.




Каналетто (1697–1768) "Бучинторо" около Дворца дожей


Гварди Франческо (1712-1793) "Бучинторо" у набережной Св.Елены

«Bucintoro» использовалась лишь во время официальных церемоний. Это судно имело две палубы, было декорировано орнаментом, приводилось в движение 42 веслами. За время существования Венецианской республики имя «Bucintoro» носили несколько галер. Последняя из них была разобрана в 1824 г.

Пьетро II Орсеоло был не только успешным правителем, но и главой большого семейства.
У него было 11 детей. По некоторым данным, одна из дочерей Пьетро стала женой сына хорватского короля Светослава Суроньи, а один из сыновей был женат на дочери византийского императора Романа III Аргира. Другой - Оттоне - был женат на сестре венгерского короля Иштвана I, он же стал преемником Пьетро на посту дожа. Сын Оттоне - Пётр - позже стал королём Венгрии.
Вот такая семья!

С XI до XVIII века Венеция - самостоятельная республика с аристократическим устройством.
Будучи владычицей Адриатического моря, Венеция пользовалась полной независимостью, но ещё долгое время сохраняла формальную политическую связь с Византийской империей.


Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. Власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру.


Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года существовала должность вице-дожа. С того же времени и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Приготовьтесь проследидь цепочку!

Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять.
Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек.
Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей.
После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати.
И наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления.


Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами
«Это ваш дож, если это вас устраивает».

После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.



Гварди Франческо (1712-1793) Коронация дожа на Лестнице гигантов во Дворце дожей. Венеция

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров.


Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.



Дворец дожей

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Во время Крестовых походов Венеция, несмотря на конкуренцию других итальянских республик (Пизы и Генуи), распространила свои торговые связи на весь Ближний и Средний Восток.

Могущество республики достигло высшей степени при правлении дожа Энрико Дандоло (итал. Enrico Dandolo, 1107 или 1108 - май 1205) - 41-го венецианского дожа.
Происходил он из влиятельной венецианской семьи и до шестидесятилетнего возраста оставался в тени своих родственников, выполняя посольские миссии в Константинополь.
Известно, что Дандоло ослеп до того, как стал дожем. Есть две версии: первая говорит о том, что его ослепили византийцы во время посольской миссии в 1171 году, другая - что слепота явилась следствием удара по голове, полученного между 1176 и 1192 годом.
Тем не менее, в 1192 году Энрико Дандоло становится дожем.

Наибольшую историческую известность принёс дожу Четвертый крестовый поход .
При содействии французских крестоносцев 13 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен. В том же году была основана Латинская империя со столицей в Константинополе. Венеция получила во владение три восьмых территории Византийской империи, остров Крит и укрепила свое экономическое положение.



Эжен Делакруа "Взятие Константинополя крестоносцами",1840

В мае 1205 года Энрико Дандоло заболел и скончался в возрасте 97 лет. Дожа похоронили в Константинополе в Софийском соборе. Гробница Дандоло сохранилась до наших времен.

Венеция не смогла помешать падению в 1261 году Латинской империи, а византийские императоры после того предоставили генуэзцам очень широкие права в Константинополе, и венецианцы были оттеснены на задний план. Кроме того, с 1256 года началась продолжительная война между Венецией и Генуей, которая велась с переменным успехом. Но несмотря на перипетии, республика процветала.


В конце XV столетия Венецианская республика была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и среди её населения научное и художественное образование было распространено более, чем в среде всех других европейских наций.
Торговля и промышленность процветали. Интересно отметить, что уже в 1536 году венецианские купцы использовали такой современный знак @ , в те времена это была мера веса и называлась "амфора".



Простой народ Венеции неслыханно богател, так как налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора.


Но затем наступили перемены, которых никакое благоразумие предотвратить не могло.

В 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Османы мало-помалу отняли у венецианцев владения, принадлежавшие им в Архипелаге и Морее, равно как Албанию и Негропонт (Эвбею)...

А в 1498 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась выгод ост-индской торговли.


Итак, в VI веке Венеция являлась группой островов, которые обживали первые поселенцы, в XI веке она уже Серениссима (Светлейшая) - «королева Адриатики», контролирующая торговлю между Востоком и Западом.
К XIII веку Венеция недолго управляла Византией.
В 1508 году, чтобы победить Венецию, вынуждены были объединиться короли Франции, Испании и Священной Римской империи.
И только в 1797 году Наполеон завершил непрерывную 1376-летнюю историю венецианской независимости. Наступил закат...


В XVIII веке Венеция уже не была такой могущественной, как в прежние времена, но все еще обладала значительным капиталом и влиянием.
Кроме того, она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Последний век государства отмечен культурным расцветом Венеции. Здесь творят композиторы Николо Порпора и Доменико Скарлатти, пишут картины Джамбаттиста Тьеполо и Франческо Гварди, на подмостках театров ставятся пьесы Карло Гольдони и Карло Гоцци.

В 1789 году титул дожа принял Лодовико Манин (итал. Ludovico Manin;1726-1802), 120-й и последний дож Венецианской республики. Впервые был избран дожем человек, не принадлежащий к знатной венецианской семье. Его предки были из области Фриули и более 200 лет назад заплатили 100,000 дукатов, для того чтобы быть записанными в "Золотую книгу" - реестр венецианской знати.
Но благородства Манину было не занимать.



Венеция старалась сохранить нейтралитет в Первой Итальянской кампании Наполеона.

Однако захват республики австрийско-французскими войсками был вопросом времени. Два события ускорили ее судьбу.

Первое из них - уничтожение французской колонии в Вероне, после того как город был захвачен венецианскими крестьянами в апреле 1797 года. Событие получило название «Веронская Пасха».

Второе - нападение на французское судно, которое шло в венецианских водах под охраной австрийских военных кораблей. Форт острова Лидо обстрелял корабль, капитан был убит.

1 мая 1797 года Наполеон объявил войну Венеции, а 9 мая дал указания заменить органы власти новым муниципальным советом, набранным из буржуазии, и впустить в город французскую армию.

Венецианская республика не смогла оказать какого-либо сопротивления.
Когда многие из членов Совета уже сбежали из урезанного до территории города и лагуны венецианского государства, Манин всё же провёл последнее заседание, пытаясь сгладить противоречия, возникшие в обществе под давлением Наполеона.

На Большой совет, в который входили 1169 членов, 12 мая явилось только 619 членов, которые приняли решение выполнить любую волю Наполеона.

Верные далмацинские солдаты стреляли в воздух, покидая город, и Совет, напуганный выстрелами, отрекся от власти в пользу буржуазного муниципалитета, а дож Лoдовико Манин объявил об отречении от престола; только один член выступил против этого.
Несмотря на отсутствие кворума, Республика Сан-Марко 512 голосами «за» и 20 «против» прекратила существование.

Манин снял царственный головной убор корно и сказал слуге: "Убери, это мне больше не понадобится". В народе же пошла в ход злая поговорка: "Если дож из Фриули - республика мертва".

15 мая 1797 года французские войска вошли в Венецию. И Наполеон упразднил титул дожа.
Капитуляция Венеции стала не только полной, но и унизительной. Новой властью было составлено раболепное послание Наполеону, в котором его благодарили за свободу Венеции.

Слова «Мир тебе, Марк, евангелист мой» (лат.«Pax tibi, Marce, Evangelista meus») начертанные на развороте книги в лапах льва на фасаде собора Святого Марка были изменены на «Права человека и гражданина».

Оккупационные войска разграбили Венецию.
Царственные знаки дожа и все львы Св. Марка были уничтожены.
Квадрига и сокровищница Св. Марка были отправлены в Париж.
Церкви и монастыри разорены мародёрами.

Золотая Книга публично сожжена...


The Winged Lion of Saint Mark


Квадрига собора святого Марка из позолоченной бронзы

хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Вывезена и установлена на арке площади Каррузель в Париже. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 года.




Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516) «Мадонна со святыми и музицирующими ангелами»

Картина крупнейшего художника венецианской школы, заложившего основы искусства Высокого Возрождения в Венеции, находится сейчас в алтаре венецианской церкви святого Захарии. Наполеон был заворожен этой картиной и в 1797 году увез её с собой в Париж, где она хранилась 20 лет.




Площадь Сан-Марко Наполеон в свое время назвал "гостиной Европы"

Французское правление было недолгим. Венеция попала в зависимость от Австрии. Затем значительная часть территории континентальной Венеции отошла к Австрии и к Цизальпинской республике (будущему Итальянскому королевству), а Ионические острова – к Франции.
Впервые, за более чем тысячелетнюю историю, республика перестала быть независимым государством, превратившись в провинцию.

Многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась...




Русский писатель и искусствовед Павел Муратов (1881-1950), автор трёхтомника «Образы Италии» (1911-12), писал:
«Венеция была тогда второй столицей Европы. Она делила с Парижем поровну всех знаменитостей сцены, искусства и любви, всех знатных путешественников, всех необыкновенных людей, всех авантюристов, всех любопытных, всех тонких ценителей жизни и всех её изобразителей.
Но у Венеции было то преимущество, что в ней не было резонёров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников».

«В венецианской живописи много любви к праздничной и красивой внешности жизни, к дорогому убранству, богатым тканям, пирам, процессиям, восточным нарядам, чернокожим слугам и златоволосым женщинам. Карпаччио и Джентиле Беллини изображали все это в XV веке, Тициан, Бонифацио и Паоло Веронезе - в XVI, Тьеполо - в XVIII.
Но наряду с этими художниками здесь были и другие: Джорджоне, Тинторетто и Джованни Беллини».
Венецианские художники , Венецианская школа живописи

«Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце - только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте. Прежняя Венеция жива лишь в дошедших до нас произведениях ее художников...»


Венеция - родина Казановы и Марко Поло, Монтеверди и Вивальди...
каналов, гондол, потрясающей архитектуры, живописи, карнавалов и венецианской маски, - теперь туристическая «мекка», город влюбленных сердец!


























Светлая память тебе, дож, величественный призрак прошедших времен!


История возведения Дворца дожей в Венеции своими корнями уходит к началу IX века. За годы своего существования здание неоднократно разрушали и восстанавливали, оно пережило несколько пожаров, перестраивалось и пополнялось новыми элементами.

Первые постройки на площади Сан-Марко датируются 810 годом. Изначально сооружение было задумано и строилось как резиденция главы Венецианской республики, дожа. Должность эта была выборной; ее, как правило, занимали богатые и знатные горожане, которые имели власть, деньги, влияние. В большинстве случаев титул предоставлялся пожизненно.

В средние века Венецианская республика находилась в подчинении у Византии, поэтому дожи были, по сути, представителями императора. Человек, получивший титул городского главы, обладал солидной властью, участвовал в управлении государством, принимал военные, политические и церковные решения. Со временем влияние дожа уменьшилось, его роль свелась к представительским задачам и участию в церемониях. Роскошная резиденция в разные времена приобретала различные функции, но значимости своей в жизни города не теряла никогда.

Первое здание Дворца дожей было крепостью со смотровыми башнями, со всех сторон его окружала вода. Строение просуществовало более полутора веков и было сожжено в 976 году при восстании против дожа П. Кандиани IV, которое подняла знать. В последующие века резиденция была вновь отстроена, однако и новое здание погибло в огне при пожаре 1106 года.


С начала XII века ведет отсчет новая страница истории Палаццо Дукале. Венецианская республика существенно расширила свои зоны влияния, в число ее владений вошли Ионические острова , Крит , Кипр и другие земли. Обладая мощным флотом, она могла надежно защищать главную резиденцию государства, поэтому Дворец дожей уже строили не как крепость с охранительными рвами, а как величественное изысканное здание, наполненное роскошью и богатством.

То сооружение, которым каждый год приезжают любоваться тысячи туристов, было возведено в промежутке между 1309 и 1424 годами. Палаццо Дукале построен в готическом стиле, историки предполагают, что мастерами, приложившими руку к созданию архитектурного шедевра, были Пьетро Базейо, Филиппо Календарио и Энрико.

В здании, кроме правителя, располагались различные государственные структуры. Законодательный орган представлял Большой Совет, исполнительная и судебная службы средневековой Венеции именовались Советом Сорока. В стенах Дворца дожей располагалась и тайная полиция города, так называемый Совет Десяти.

Непоправимый ущерб шедевру зодчества причинил пожар 1577 года: существенно пострадало южное крыло, были безвозвратно утрачены работы Джорджоне. Последующая реконструкция практически полностью восстановила первый архитектурный проект, к росписи внутренних помещений привлекались такие мастера, как Тинторетто и Веронезе.

Центром политической жизни Палаццо Дукале оставался до конца XVIII века. Сегодня Дворец дожей в Венеции является известным памятником венецианской архитектуры, внутри расположен музей.


Дворец дожей на фоне Венеции

Архитектура и стиль

Продолжительное строительство и последующие многочисленные реконструкции обогатили здание разными стилистическими решениями. Узнаваемый фасад Дворца дожей – силуэт перевернутого корабля, вид на который открывается со стороны лагуны, – сделал сооружение одним из символов Венеции .

Первый этаж Палаццо Дукале представлен роскошной арочной галереей, где даже в самый безжалостный полуденный зной гостей ожидает прохладная тень. На втором этаже расположены ажурные балконы. Отделка этой части здания ощутила свежее дыхание Ренессанса, поэтому здесь превалируют мягкие округлые формы, вытесняя и заменяя строгую аскезу готики. Торжественность и нарядность монументальному сооружению придает белый мрамор, которым облицован фасад – огромный Дворец дожей не выглядит массивной глыбой, скорее, он напоминает изысканный кружевной платок, оброненный на старинную мостовую.


Во внутренний двор Палаццо Дукале ведут несколько порталов. Пройдя их, можно полюбоваться на искусно отделанные арочные галереи, которые составляют несколько этажей дворца. Попасть сюда можно через одну из достопримечательностей музея – «Бумажную дверь» или «Порта дела Карта» – высокую стрельчатую арку, украшенную барельефами и скульптурами. Варианты происхождения названия ворот разнятся, например, утверждают, что Бумажными их прозвали из-за близости архива и рабочих помещений писчих. Другая версия гласит, что на них с целью ознакомления горожан вывешивались тексты указов и распоряжений.

В центре двора сохранились два старинных бронзовых колодца, которые в прошлые века служили источником живительной влаги для всего города. Вода в них была настолько вкусной, что каждый день сюда со всего города собирались торговцы, которые затем колесили с полными бочками по венецианским улочкам до самого вечера.


В наружном оформлении Дворца дожей внимательный турист увидит множество барельефов и скульптур, изображающих львов и книги – это главные символы города на воде, атрибуты Святого Марка, покровителя Венеции . По стене вдоль галереи хищники изваяны с пастями, распахнутыми в оскале, и это не просто художественное решение. Открытые львиные рты служили своеобразными почтовыми ящиками: сюда можно было бросить донос, который затем поступал в тайную канцелярию.


Северное крыло венецианского Дворца дожей, в котором располагались непосредственно апартаменты венецианских правителей, украшено скульптурным изображениями выдающихся философов и статуями архангелов. Величественные готические фигуры символизируют торговлю, войну и мир.

На второй этаж ведет лестница Гигантов – массивная конструкция, вырубленная из каррарского мрамора. В верхней ее части установлены огромные статуи покровителей войны и моря: римских богов Марса и Нептуна. Именно на величественных каменных ступенях происходили наиболее торжественные и значимые для города события: коронация дожа, прием важных гостей.

Внутренние помещения дворца могли посещать только члены совета, подымаясь по Золотой лестнице. Разрешение на вход было записано в особой книге, ее хранили рядом, в помещении под ступенями.

Залы Дворца дожей

Венеции изнутри еще более интересен, чем снаружи: он имеет большое количество залов, которые поражают не только роскошными интерьерами, но и обилием художественных и исторических достопримечательностей. Всего в здании три этажа и отдельный уровень с лоджиями.

Пурпурный зал – одно из первых мест, которое посещают экскурсии. В нем ожидали приема у дожа прокуроры и чиновники. Все они носили темно-красные одеяния, свидетельствовавшие о высоком положении в обществе. Богатая отделка стен и потолка барельефами и скульптурными композициями привлекает внимание всех гостей, однако тут, как и во всех последующих помещениях, запрещено фотографировать.

Наиболее значимым по размерам и оформлению считается зал Большого Совета. Площадь его составляет 1350 квадратных метров при высоте потолков в 15 метров, находится он в южном крыле Дворца дожей. Это одно из самых больших в мире помещений, которое не имеет внутренних перекрытий или колонн поддержки.

Зал украшает монументальное полотно кисти Тинторетто. Картина под названием «Рай» отличается впечатляющими габаритами: 22 метра в длину и 7 метров в ширину. На потолке можно увидеть шедевр изобразительного искусства «Триумф Венеции». Это овальное полотно, написанное Паоло Веронезе, шикарно смотрится в обрамлении тяжелых позолоченных узоров. Возле восточной стены сохранился пьедестал, где установлены трон дожа и кресла шести именитых членов Совета. В этом же зале собраны портреты всех правителей города на воде, исключение составляет Марино Фальеро – дож, которого казнили за измену. Вместо картины с его изображением на стене разместили черный свиток с именем и указанием вины правителя.





Полюбоваться во всей красе символом Венеции можно в зале Гримани и в зале Львов – крылатый хищник с книгой в скульптурных и живописных воплощениях смотрит на гостей буквально со всех поверхностей. Поклонникам географических редкостей придется по душе комната Карт. В ней на всеобщее обозрение представлены древние рукописные морские документы и два огромных глобуса, датированных XVII веком. Особый интерес представляют копии карт Марко Поло, а также древние топографические зарисовки Тартарии (земель, расположенных от Каспия до побережья Тихого океана).

Венеции может по праву гордиться обширной коллекцией мастеров изобразительного искусства, здесь собраны работы известнейших художников мира. Полотна Иеронима Босха экспонируются в зале Магистрата, здесь же представлены шедевры и других голландских живописцев. В зале Коллегий висят панно Веронезе и работы Тинторетто, фрески Тициана украшают зал Философов.

Кроме величественных апартаментов, где заседали правящие чины, в Палаццо Дукале находятся две тюрьмы. Эти помещения, как и пыточный зал, эшафот и зал инквизиции, относятся к секретным. Стандартная экскурсия не включает в себя осмотр этих достопримечательностей, чтобы увидеть средневековые камеры для заключенных, залы Совета Трех и Совета Десяти, необходимо приобрести отдельный билет.



Одна из тюрем располагается на чердаке здания, во времена правления дожей она носила название Пьомби. Вторая находится в подвалах, расположенных ниже уровня воды, именуется она Поцци или Колодцы. Свинцовая крыша очень сильно нагревалась в полуденный зной, поэтому в камерах Пьомби было невыносимо жарко, зимой, напротив, помещение не отапливалось. Полуподвальная Поцци из-за близкого к воде расположения славилась холодом и промозглой сыростью. Постоянный избыток влаги создавал нечеловеческие условия содержания, но и этим ужасы секретных помещений Дворца дожей не ограничиваются – к заключенным активно применялись пытки. Среди узников были известные люди, например, в верхней тюрьме держали Джордано Бруно. Также здесь под следствием находился известный повеса и любимец женщин, Джакомо Казанова, которому позже удалось сбежать.

Экскурсии во Дворец дожей


Музей работает круглогодично, исключение составляют два праздничных дня: Рождество и Новый год. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) экскурсионное время сокращено, показы осуществляются с 8:30 до 17:30. Летом (с 1 апреля по 31 октября) Дворец дожей открывает свои двери с 8:30 до 19:00. Посетителей перестают пускать за час до закрытия музея.

Добраться к Палаццо Дукале можно специальным водным транспортом (Vaporetti). От вокзала Санта Лючиа или Piazzale Roma ходят маршруты за номерами 1, 5.1, 4.1 (сойти можно на остановках Vallaresso, San Zaccaria) и 2 (остановка Giardinetti). Стоимость билетов в музей варьируется от 16 до 20 евро, для детей 6-14 лет цена составляет 8 евро, малыши до 6 лет могут войти бесплатно. Детальную информацию по экскурсиям предоставляет официальный сайт музея palazzoducale.visitmuve.it .

О приобретении билетов стоит позаботиться заранее, поскольку высокий спрос, особенно в туристический сезон, может помешать увидеть все чудеса венецианского Дворца дожей. В большинство экскурсий включена общая обзорная, которая состоит из осмотра достопримечательностей в основных залах. Если есть желание увидеть секретные помещения, то им посвящен отдельный маршрут, который длится 75 минут. Без предварительного приобретения билетов попасть туда достаточно сложно, таких экскурсий проводится не более 3 в день.



Поделиться