Падение самолета в сирии су 30. Точная причина не установлена, предварительной военные назвали попадание птицы в двигатель

В Сирии потерпел крушение российский истребитель Су-30СМ. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на . По данным ведомства, инцидент произошел утром у аэродрома Хмеймим.

«Около 9.45 мск при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ», — сообщили в министерстве.

«Оба летчика, до последних минут боровшиеся за самолет, по докладу с места, погибли»,

— говорится в сообщении Минобороны. В ведомстве также уточнили, что огневого воздействия по самолету не было. По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание птицы в двигатель.

Су-30СМ — последняя модификация российского многоцелевого тяжелого истребителя Су-30 поколения 4+. Первый полет истребителя состоялся 31 сентября 2012 года. Истребители Су-30СМ использовались во время операции российских вооруженных сил в Сирии.

Пилоты Су-30СМ могут выполнять самые сложные фигуры одиночного и группового пилотажа, такие как «колокол», «кобра», «плоский штопор», «петля Нестерова» в боевом порядке «ромб».

На сегодняшний день истребители Су-30СМ стоят на вооружении около десяти стран мира.

Одной из последних к списку этих стран присоединилась Белоруссия, которая сообщила о решении закупить российские истребители в июне прошлого года.

25 июля 2017 года правительство поручило Министерству обороны рассмотреть возможность закупок истребителей Су-30СМ у . Правительство планирует приобрести партию из 10-12 самолетов для военного ведомства. Как сообщал газете «Коммерсантъ» источник в Минобороны, вопрос о покупке истребителей «действительно сейчас обсуждается, находится на рассмотрении». По данным другого источника, военное ведомство намерено направить полученные средства на производство среднемагистрального авиалайнера МС-21 — «Магистрального самолета XXI века».

В 2016 году Минобороны заключило контракт на поставку 28 машин для ВКС России и восьми штук для ВМФ России до конца 2018 года. 30 октября 2016 года в Иркутске совершил первый полет очередной двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ, предназначенный для Морской авиации ВМФ России и получивший собственное имя «Иркутск».

За все время эксплуатации самолетов Су-30 и его модификаций было зарегистрировано 16 катастроф.

При этом для российской авиации нынешняя катастрофа в Сирии является второй за всю историю. До этого крушение Су-30, пилотируемого российскими летчиками, происходило 19 лет назад, в июне 1999 года. Тогда самолет Су-30МК разбился в демонстрационном полете на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью. Погибших в результате того инцидента не было.

Чаще всего катастрофы с Су-30 происходят у Индии — половина всех крушений самолетов этого типа приходится на эту страну. После последней катастрофы, которая произошла в мае прошлого года, высокопоставленные руководители ВВС Индии заявили, что совместная с Россией программа FGFA по созданию истребителя 5-го поколения не отвечает желаемым требованиям. Один из высших офицеров ВВС Индии добавил, что «индийские ВВС не стремятся продолжать программу FGFA».

Предложенная программа FGFA не соответствует требованиям по малой радиолокационной заметности российско-индийского самолета по сравнению с американским истребителем F-35, объяснил высокопоставленный индийский военный. По его мнению, в этой программе необходимы существенные структурные изменения, которые не могут быть обеспечены с помощью существующих российских прототипов.

В программе FGFA также нет понятия модульного обслуживания двигателя, что делает обслуживание будущего парка истребителей FGFA «дорогим и неприятным», считают индийские специалисты, на которых ссылается американское издание. Другой высокопоставленный представитель ВВС Индии пояснил, что модульное обслуживание двигателя требуется для быстрого и удобного обслуживания самолетов FGFA без предварительного предупреждения предприятия-изготовителя.

Раньше истребители тоже падали из-за птиц, но крайне редко

Российская авиагруппа в Сирии понесла ощутимую потерю: утром 3 мая после взлета с аэродрома Хмеймим . Оба летчика по невыясненной причине не воспользовались катапультой и погибли.

Минобороны назвало в качестве предварительной версии попадание птицы в двигатель самолета. «МК» расспросил экспертов, насколько опасно такое столкновение и можно ли было избежать потери летчиков и самолета.

По информации военного ведомства, огневого воздействия на самолет не было. По нему не пускали ракеты и не стреляли из артиллерийских установок. Выходит, виновата плохая орнитологическая обстановка в районе аэродрома.

Эксперты в области авиационной безопасности, с которыми общался «МК», отметили, что версия с попаданием птицы в двигатель самолета имеет право на жизнь, но вряд ли она является единственной. Дело в том, что Су-30СМ имеет два двигателя. И вряд ли оба они «поймали» по птице.

С другой стороны, еще на этапе испытаний авиационные двигатели проверяют на предмет сохранения работоспособности при попадании птицы. Для этого работающие на земле двигатели «обстреливают» куриными тушками. При этом скорость такого снаряда доходит до нескольких сот километров в час. Задача разработчика - добиться устойчивой работы двигателя в аналогичной экстренной ситуации.

Один из экспертов на условиях анонимности сказал, что аварии и тем более катастрофы с самолетами класса Су-27 или Су-30 по вине птиц случались и ранее. Но они крайне редки. Как правило, летчикам удавалось справиться с ситуацией. «Возможно, в данном случае пилотам не хватило времени на то, чтобы перезапустить остановившийся двигатель. Могли наложиться и другие какие-то факторы полета. В любом случае, потребуется анализ переговоров пилотов с диспетчером, а также между собой. Частично эта информация сохраняется на командно-диспетчерском пункте, а также бортовыми самописцами, так называемыми «черными ящиками». Их еще предстоит найти и поднять со дна. Надеюсь, условия позволят это сделать», - сказал специалист.

Он отметил, что за оценку орнитологической обстановки в районе аэродрома отвечает военный синоптик. Он же предлагает способы борьбы с пернатой опасностью. Орнитологическая обстановка, как правило, осложняется в период массовой миграции перелетных птиц.

В свою очередь, в Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» сказали «МК», что подавляющее большинство столкновений самолетов с птицами происходит на этапе выполнения взлета и начального набора высоты, либо на конечных этапах захода на посадку при снижении.

При этом разработана целая методика оценки рисков столкновений самолетов и вертолетов с птицами и степени возможных повреждений. Особо рассматриваются случаи столкновения летательных аппаратов со стаями птиц. Специалисты определили целый набор способов отпугивания и удаления птиц от аэродромов. Птиц отпугивают, воздействуя на органы чувств животных с помощью химических, акустических или визуальных средств. В числе таких средств, например, пропановые пушки или пиропатроны. Они производят звук, похожий на ружейный выстрел.

Используются также пиротехнические ракеты, тем, что громко взрываются или создают напоминающий визг звук, сопровождаемый дымом и сверкающими огнями. Некоторые новые заряды эффективно действуют на расстоянии до 275 м.

Еще одним способом борьбы с пернатыми является применение устройств воспроизведения птичьих криков бедствия и электронных шумовых систем. Так, для отпугивания чаек, ворон и скворцов используются записи их криков, которые транслируются с помощью громкоговорителей.

Наконец, эффективным средством борьба с птицами в районе аэродромов являются ультразвуковые устройства.

Это не первая небоевая потеря российской авиагруппы. В октябре 2017 года при взлете с авиабазы Хмеймим выкатился за пределы возлетно-посадочной полосы фронтовой бомбардировщик Су-24М. Летчики не успели катапультироваться и погибли.

Несла наша авиагруппа и боевые потери. Так, в ноябре 2016 года фронтовой бомбардировщик Су-24М был сбит турецким F-16. Летчик Олег Пешков погиб. 3 февраля 2018 года штурмовик Су-25 был подбит боевиками в сирийском Идлибе с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса. Летчик Роман Филипов успел катапультироваться, но геройски погиб в бою против боевиков, подорвав себя гранатой.

Названа предварительная причина падения российского истребителя Су-30СМ после взлета с авиабазы Хмеймим в Сирии. Издание «Коммерсант» со ссылкой на источник в Минобороны РФ сообщило, что после взлета с авиабазы в одном из двигателей истребителя резко упала тяга. Попытка пилотов спасти самолет не удалась: Су-30СМ начал валиться влево и рухнул в море неподалеку от сирийского города Джабли. У истребителя от удара якобы оторвались левое крыло и хвост. 3 мая в Минобороны заявили, что причиной катастрофы Су-30СМ могла стать птица, попавшая в двигатель, и что самолет не был обстрелян.

Версия с попаданием птицы в воздухозаборник двигателя была обсуждена в экспертном сообществе, причем в критическом ракурсе. Как известно, на Су-30СМ установлены два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что делает истребитель сверхманевренным. В случае отказа одного двигателя Су-СМ может совершить посадку и на оставшемся за счет управления вектором тяги и хвостовым оперением.

На военных авиафорумах профессиональные пилоты предположили, что причиной катастрофы стал эффект неожиданности: «резкое пропадание тяги на одном двигателе, второй прет и происходит разворачивающий момент. Учесть, что взлет был с тангажем под 35-40 градусов, крыло со стороны работающего двигателя становится на прямой поток и происходит заброс Су, после чего начинается вращение».

Российский военкор Семен Пегов со ссылкой на очевидцев катастрофы сообщил, что «двигатель Су-30 заглох через 40 секунд после взлета на высоте порядка 200 метров. Перед тем как удариться о воду, истребитель перевернулся в воздухе как минимум 3 раза и затем упал в воду левым боком хвостом вниз». В принципе сообщение Пегова работает на гипотезу о мгновенном отказе одного из двигателей и внезапном возникновении «разнотяга», что и привело к быстрому вращению самолета и его падению в море.

В данном случае критичным является именно эффект неожиданности. Для сравнения можно привести пример катастрофы в феврале 2012 года самолета Су-30МК2 (экипаж: подполковник В. Кирилин и капитан А. Горшков) во время полета по плану приемо-сдаточных испытаний Комсомольского авиазавода под Хабаровском. При взлете начался пожар в правом двигателе, но мгновенного отказа двигателя и системы управления не было. Когда стало ясно, что самолет не спасти, экипаж получил команду на катапультирование. Самолет упал в горной местности, командир экипажа получил перелом ребер во время катапультирования. Если бы не отказ системы управления, было бы возможно продолжить полет на одном двигателе.

Высокая живучесть истребителей «Сухого» при отказе одного из двигателей подтвердилась во время резонансной катастрофы во Франции 12 июня 1999 года. На открытии авиасалона в Ле Бурже во время выполнении комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МК (В. Аверьянов - летчик-испытатель и В. Шендрик – штурман) сорвался в штопор и задел хвостом землю. В одном из двигателей начался пожар - разорвались трубопроводы, и в гидросистему отклонения вектора тяги прекратилась подача топлива. Используя второй двигатель, который также начал гореть, самолет набрал высоту в 60 м, после чего летчики катапультировались. Оба пилота не получили никаких травм.

Возвращаясь к недавней авиакатастрофе Су-30СМ в Сирии, отметим, что в ряде российских СМИ версия попавшей в двигатель птицы была поставлена под сомнение. В эфире радио «Говорит Москва» мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов заявил, что одна птица не могла стать причиной крушения российского истребителя Су-30СМ и чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц.

«Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация?.. На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», - отметил Красноперов.

По версии этого эксперта самолету могло что-то помешать при взлете.

На самом деле, вероятность попадания в воздухозаборники взлетающего с авиабазы Хмеймим самолета сразу целой стаи птиц достаточно высока. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть соответствующие видеоролики, размещенные в YouTube в большом количестве.

Кстати, этот факт проиллюстрировала британская газета «Экспресс», сопроводив свое сообщение о гибели Су-30СМ в Сирии видеороликом, на котором взлет и посадку российских истребителей на авиабазе Хмеймим сопровождает эскорт огромных птичьих стай.

Представляется довольно странным, что на авиабазе Хмеймим не применяют распространенный и недорогой способ отпугивания птиц - трансляцию из репродукторов криков пернатых хищников. Тем более, что боевики террористической организации ИГИЛ* заявили, что будут использовать дрессированных птиц для атак на самолеты ВКС РФ, назвав это «пернатым джихадом».

Вне зоны внимания российских СМИ остался странный факт, что если фамилия командира самолета объявлена (это майор Альберт Давидян), то о личности второго члена экипажа ничего не сообщается. На авиафорумах было высказано предположение, что им мог быть некий высокопоставленный военный, которому решили показать театр военных действий с высоты птичьего полета.

Нельзя не отметить специфику взлета самолетов с аэродромов, расположенных вблизи морского побережья. Во время взлета на самолет действует дополнительная подъемная сила от нагретого воздуха над взлетно-посадочной полосой. А когда самолет подлетает к берегу моря, эта подъемная сила исчезает, так как воздух над морем более прохладный. Если не учитывать это, то самолет может резко просесть по высоте. А если при этом совершается вираж (или вращение, как в данном случае), то последствия могут быть непредсказуемыми.

Как бы то ни было, все точки над «i» может поставить официальное расследование. Однако не исключено, что его результаты не будут объявлены общественности.


Российская авиагруппа в Сирии понесла ощутимую потерю: утром 3 мая после взлета с аэродрома Хмеймим упал в море один из самых надежных российских военных самолетов Су-30СМ. Оба летчика по невыясненной причине не воспользовались катапультой и погибли.

Минобороны назвало в качестве предварительной версии попадание птицы в двигатель самолета. Мы расспросили экспертов, насколько опасно такое столкновение и можно ли было избежать потери летчиков и самолета.

По информации военного ведомства, огневого воздействия на самолет не было. По нему не пускали и не стреляли из артиллерийских установок. Выходит, виновата плохая орнитологическая обстановка в районе аэродрома.

Эксперты в области авиационной безопасности отметили, что версия с попаданием птицы в двигатель самолета имеет право на жизнь, но вряд ли она является единственной. Дело в том, что Су-30СМ имеет два двигателя. И вряд ли оба они «поймали» по птице.

С другой стороны, еще на этапе испытаний авиационные двигатели проверяют на предмет сохранения работоспособности при попадании птицы. Для этого работающие на земле двигатели «обстреливают» куриными тушками. При этом скорость такого снаряда доходит до нескольких сот километров в час. Задача разработчика - добиться устойчивой работы двигателя в аналогичной экстренной ситуации.

Один из экспертов на условиях анонимности сказал, что аварии и тем более катастрофы с самолетами класса Су-27 или Су-30 по вине птиц случались и ранее. Но они крайне редки. Как правило, летчикам удавалось справиться с ситуацией. «Возможно, в данном случае пилотам не хватило времени на то, чтобы перезапустить остановившийся двигатель. Могли наложиться и другие какие-то факторы полета. В любом случае, потребуется анализ переговоров пилотов с диспетчером, а также между собой. Частично эта информация сохраняется на командно-диспетчерском пункте, а также бортовыми самописцами, так называемыми «черными ящиками». Их еще предстоит найти и поднять со дна. Надеюсь, условия позволят это сделать», - сказал специалист.

Он отметил, что за оценку орнитологической обстановки в районе аэродрома отвечает военный синоптик. Он же предлагает способы борьбы с пернатой опасностью. Орнитологическая обстановка, как правило, осложняется в период массовой миграции перелетных птиц.

В свою очередь, в Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» сказали, что подавляющее большинство столкновений самолетов с птицами происходит на этапе выполнения взлета и начального набора высоты, либо на конечных этапах захода на посадку при снижении.

При этом разработана целая методика оценки рисков столкновений самолетов и вертолетов с птицами и степени возможных повреждений. Особо рассматриваются случаи столкновения летательных аппаратов со стаями птиц. Специалисты определили целый набор способов отпугивания и удаления птиц от аэродромов. Птиц отпугивают, воздействуя на органы чувств животных с помощью химических, акустических или визуальных средств. В числе таких средств, например, пропановые пушки или пиропатроны. Они производят звук, похожий на ружейный выстрел.

Используются также пиротехнические ракеты, тем, что громко взрываются или создают напоминающий визг звук, сопровождаемый дымом и сверкающими огнями. Некоторые новые заряды эффективно действуют на расстоянии до 275 м.

Еще одним способом борьбы с пернатыми является применение устройств воспроизведения птичьих криков бедствия и электронных шумовых систем. Так, для отпугивания чаек, ворон и скворцов используются записи их криков, которые транслируются с помощью громкоговорителей.

Наконец, эффективным средством борьба с птицами в районе аэродромов являются ультразвуковые устройства.

Одна птица не могла стать причиной крушения российского истребителя Су-30СМ, который 3 мая разбился в Сирии. Такое мнение, в свою очередь, высказал майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов в беседе с корреспондентом радиостанции «Говорит Москва».

По словам эксперта, чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц.

«Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация?.. На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», - заявил Красноперов, отметив, что истребителю могло что-то помешать при взлете.

Он также подчеркнул, что пилоты могли катапультироваться. «На этом типе самолета катапульта такая стоит, что можно катапультироваться при нулевой скорости, фактически с земли, когда самолет на стоянке стоит. Там настолько надежная катапульта стоит, что не одного летчика спасла уже», - пояснил Красноперов.

Сергей Вальченко

Истребителей существенно меньше - 4 машины. Этот класс самолетов представляет тяжелый многоцелевой истребитель с изменяемым вектором тяги . Он начал поступать в войска в 2012 году.

Машина уникальная. В равной степени она может быть и бомбардировщиком, и перехватчиком, и самолетом сопровождения, и истребителем с уникальными пилотажными характеристиками, решающим задачу завоевания господства в воздухе.

Казалось бы, истребителю в российской авиагруппе, откомандированной в Сирию, делать нечего. Поскольку сражаться в небе не с кем из-за отсутствия у террористов авиации. Однако существуют правила стратегии ВВС, согласно которым оставлять ударные самолеты без прикрытия с воздуха нельзя ни при каких обстоятельствах. Но в Сирии ситуация не столь проста. Никто игиловцам, конечно, не даст в руки F-16. Однако в результате трений между западным альянсом и российскими военными могут быть всякие неожиданности. Вдруг Турция или Саудовская Аравия заявят, что не могут более наблюдать, как «русские мясники» уничтожают «мирную оппозицию», а то даже и гражданских суннитов и поднимут в воздух эскадрилью истребителей.

При более внимательном изучении «биографии» самолета можно обнаружить, что он является родным братом Су-30МКИ (если не близнецом), который начал поступать в войска в середине нулевых годов. Но не в российские, а в ВВС Индии. Аббревиатура МКИ означает модернизированный коммерческий для Индии. Сложилась прискорбная ситуация, когда лучший истребитель наш авиапром делал не для нас, а на продажу. Это было вызвано отсутствием финансирования на закупки серьезной техники для отечественной армии.

Су-30СМ в Латакии

Ситуация переменилась. Министерство обороны РФ в начале десятилетия сделало заказ на закупку шестидесяти Су-30СМ, которые являются модернизацией МКИ с целью приведения самолета к российским авиационным стандартам. Машины уже поступают в части. Считается, что самолет относится к поколению 4+. Однако с этим можно поспорить. Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, уникальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшению видимости самолета к «четверке» можно приписать и второй плюсик. Тем более, что по имеющимся сведениям, Су-30СМ в воздушном бою более эффективен, чем истребитель пятого поколения , о чем чуть позже.

У Су-30СМ много достоинств. Он отличается от своих ровесников, как российских, так и иностранных, тем, что одинаково эффективно может наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Это в первую очередь обеспечивает использование РЛС Н011 «Барс». Станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча. То есть быстродействие у нее, условно говоря, мгновенное.

Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.

«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех.

РЛС «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец - 150 км, железнодорожный мост - 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.

Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. При этом сопла способны поворачиваться на угол в 15 градусов вверх и вниз относительно нейтрального положения. Оси поворота сопел расположены под углом 32 градуса друг к другу, что позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него. Интересно решена кинетика поворота сопел при помощи топливной, а не гидравлической системы.

Су-30СМ - тяжелый истребитель . Но его вполне можно назвать средним бомбардировщиком - он, как и фронтовой бомбардировщик Су-34, способен брать на 12 пилонов 8 тонн бомб и ракет. И арсенал работы по наземным целям точно такой же. Управляемые ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность - 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания - 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ - до 317 кг у Х-29. Х-59М имеет более солидную дальность в 115 км.

Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность полета КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность - от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

Ну а обычное вооружение - широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

Есть несколько «профильных» ракет для борьбы с авиацией противника - это управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности.

Лучший в своем поколении

Нашлись и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» - это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО.

Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной.

Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet.

Основные ЛТХ Су -30 СМ , F-15 C/D Eagle и F-16C Block 50

Длина: 21,94 м - 19,05 м - 15,03 м

Высота: 6,37 м - 5,63 м - 5,09 м

Размах крыла: 14,7 м - 13,05 м - 9,45 м

Площадь крыла: 62 кв.м. - 56,6 кв.м. - 27,87 кв.м.

Нормальная взлетная масса: 24 900 кг - 20 240 кг - 12 800 кг

Максимальная взлетная масса: 34 500 кг - 30 840 кг - 21 770 кг

Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс - 2×6510 кгс - н/д

Тяга на форсаже: 2×12 800 кгс - 2×10 650 кгс - 1×13 100 кгс

Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч - 2655 км/ч - 2115 км/ч

Практический потолок: 19 800 м - 18 300 м - 15 200 м

Практическая дальность: 3000 км - 1900 км - 1200 км

Скороподъемность: 13 800 м/мин - 15 200 м/мин - 16 500 м/мин

Экипаж: 2 - 1 - 1

Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка - одна шестиствольная 20-мм пушка - одна шестиствольная 20-мм пушка

Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг - 10 700 кг - 8000 кг

*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.



Поделиться