Понятие о плане, карте, профиле. Масштабы карт и планов

Допустим, вам нужно объяснить кому-нибудь, как пройти от школы к вашему дому. Вы не станете рисовать окружающие объекты такими, какими они выглядят в природе или на фотографии, а начертите на листе бумаги схему - , обозначив дома квадратиками, улицу или дорогу - извилистой линией, деревья - кружочками и т. д.

Топографические планы используются, как правило, в таких ситуациях, когда требуется подобная схема не слишком большой территории. Они нужны при составлении проектов, при строительстве. Без планов местности невозможна никакая хозяйственная деятельность. В быту полезно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего участка, двора, сада.

Условные знаки

Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. Нельзя читать, не зная букв. «Азбукой» плана являются условные знаки. , обозначающие объекты на плане, называются топографическими. Такие знаки похожи на сами объекты. Каждому природному объекту на плане соответствует определенный цвет: лес - зеленый, река, озеро, болото — голубые. Некоторые объекты, такие как поля, огороды, леса, заросли кустарника, занимают на местности большие площади. Эти участки называют угодьями и обозначают их границы пунктиром.

Каждый план имеет свое название, назначение и особенности. Общепринято классифицировать планы по крупности, расположению и смыслу. В рамках данной статьи затрагивается основное деление — по крупности и расположению.

Пожалуй, стоит идти от общего к частному, поэтому начну я с дальнего плана. Существует он для того, чтобы показать место и время действия, причем, человек в кадре занимает ничтожно мало места или вообще отсутствует. Отличным примером для иллюстрации служат кадры из фильмов о дикой природе.

На общем, или, как его еще называют, ростовом плане , человек занимает практически весь кадр в вертикальной плоскости. Как правило, общий план используют для привязки к месту действия или, говоря другими словами, чтобы акцентировать внимание зрителя на обстановке вокруг героя.

За ними следует средний план , который в свою очередь делиться на первый средний и второй средний . Первый средний план кадрируется в районе пояса и представляет собой, по сути, ту картинку, которую мы видим при разговоре с человеком в реальности,второй же план кадрируется в районе ниже пояса, но выше колен, тем самым, позволяя комфортно наблюдать за действиями героя в кадре на небольшом расстоянии.

Последние два плана — это крупный и детальный . И если в крупный план попадают отражающиеся на лице героя эмоции и чувства, то детальный акцентирует внимание на подробностях.

Хочу заметить, что не стоит придавать слишком сильное значение названиям расположения и крупности планов, так как этипонятия в определенной степени расплывчаты и большинство людей расходятся во мнениях, что именно они обозначают, либо используют другие. Так, например, приведенная в этой статье терминология может применяться в одной видеошколе и быть недопустимой в другой. Кроме того, бывают случаи, когда в таких терминах вообще отпадает какая-либо необходимость, например, если герой, на которого в данный момент времени направлена камера — движется.

Выбирая крупность, стоит избегать кадрирования планов по сочленениям ног(Рис. 1). На рисунке я отрезал область ниже колен. Ноги героя выглядят на нем ампутированными. Чтобы избежать подобного эффекта, можно выполнить кадрирование в середине бедра. А если вам нужен более общий план, то можно перейти к ростовому плану и выполнить кадрирование посередине голени(Рис. 2). Такой план создает ощущение, что герой в чём-тостоит. Аналогичная ситуация происходит с кадрированием по щиколотку — эта область считается наименее удачной для кадрирования, поэтому ее стараются всячески избегать.

Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение.

Чтобы наш зритель не заскучал при просмотре фильма, настоятельно рекомендую менять планы. Однако, прибегая к этому приему, не стоит забывать о некоторых правилах:

  1. Смена кадров должна происходить приблизительно каждые 5 — 10 секунд.
  2. Обычно, переходы на крупный план с новым героем кажутся зрителю слишком резкими и вызывают подсознательный дискомфорт. Чтобы этого не происходило, нового героя вводят в видеоряд постепенно. Начинать следует с общего плана, затем переход на средний, который сменяется крупным. Постепенное приближение плана воспринимается естественнее, чем резкие переходы с дальнего на общий. Допустимы и варианты, когда при приближении к герою пропускается одна ступень, например, переход с дальнего плана на второй средний и т. п.

Положение видеокамер во время съемки. Сила отождествления.

Большинство сцен между двумя людьми, обычно это диалоги, снимаются видеокамерами, расположенными симметрично относительно друг друга под небольшим углом за спинами героев. Такой план называется — «план через плечо». В идеальном варианте — при видеосъемках, для реализации этой схемы используют четыре видеокамеры: две на уровне плеча каждого героя и две чуть позади — за спиной. Такое расположение видеокамер называется восьмеркой, либо — внутренним и внешним реверсом.

Стандартный шаблон монтажа взаимодействия двух героев — нарезка внешних планов. Когда нужно углубиться в действие, мы укрупняем план и переходим к нарезке внутренних планов. Когда требуется ослабить контакт зрителей с героями, можно снова вернуться к внешним планам.

Все это не так актуально для полупрофессиональной или любительской съемки, так как позволить себе сразу четыре видеокамеры может не каждый. Как правило, столь сложными и дорогостоящими схемами занимается профессиональная съемочная группа. Однако приемы такой съемки рекомендуется иметь в виду и любителям.

Можно свободно использовать планы разной крупности для каждого героя. Тут стоит отметить следующий момент — зритель отождествляет себя с тем героем, план которого в данный момент крупнее. Поэтому, ели вы хотите акцентировать внимание на ком-то, просто меняйте планы с общего на крупный. Только не забывайте про правила переходов с плана на план, о которых я писал выше.

Другим способом управления силой отождествления зрителя с героем, является изменение расстояние видеокамеры от линии общения двух героев. Чем ближе камера находится к линии общения, тем сильнее мы вовлекаем зрителя в происходящее между героями, будь то сцена венчания в храме или обычный диалог на улице. Для еще большей персонализации камеру можно придвинуть вплотную к линии взгляда(Рис. 3).

Чтобы избежать мини скачков, в случае, когда на «съемочной площадке» присутствует несколько операторов, снимающих одного и того же героя или сцену(подобную ситуацию можно частенько встретить на свадебных торжествах), крупность подаваемых планов, при переходах после монтажа, должна ощутимо отличаться. Хорошей приемом, при этом, является использование разных углов съемки, которые должны быть не меньше 20 градусов, а при идеальном раскладе — 45 градусов.

    Дверная коробка - составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью, для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.

    Порог - нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.

    Притвор - небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.

    Наличники - специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали, могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.

71. Что показывается на разрезе здания?

Разрезом называют изображение здания, мысленно рассеченного вертикальной плоскостью. Если мысленно рассечь здание вертикальной секущей и удалить его переднюю часть, а оставшуюся часть здания спроецировать прямоугольно на фронтальную плоскость проекций (параллельно секущей плоскости), то полученное на ней изображение и будет разрезом этого здания. Разрезы делают по наиболее важным в конструктивном или архитектурном отношении частям здания, по лестничной клетке, оконным и дверным проемам. Разрез здания называют поперечным, когда вертикальная секущая плоскость перпендикулярна продольным стенам здания. Разрез здания называют продольным, когда вертикальная секущая плоскость параллельна продольным

стенам здания. Направление секущей плоскости для разреза обозначают на плане первого

этажа разомкнутой линией со стрелками на концах, показывающей направление проецирования и взгляда наблюдателя. Как правило, направление взгляда на плане указывают либо сверху вниз, либо слева направо.

72. Что называется планом здания?

План здания – это изображение разреза здания, рассеченного мнимой горизонтальной плоскостью, проходящей на определенном уровне. План здания дает представление о его форме, взаимном расположении отдельных помещений. Мнимую секущую плоскость разреза располагают в пределах дверных и оконных проемов. Поэтому на плане здания показывают оконные и дверные проемы, стены и перегородки, встроенные шкафы, сантехническое оборудование и т.п.

73. Выбор оптимальных параметров расположения точки зрения в перспективных проекциях.

Чтобы изображение в перспективе хорошо смотрелось, надо учитывать естественный угол зрения человека, поэтому относительное расположение объекта, картины и точки зрения не может быть произвольным. При выборе точки зрения рекомен­дуется придерживаться следующих положений:

Главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картин­ной плоскости и делить картину при­мерно пополам или находиться в средней трети картины. Картиной на­зывается то. что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету;

Угол между основанием картины и сооружением должен составлять 20 е …40°;

зритель должен находиться на та­ком расстоянии от предмета, чтобы предмет был включен в конус ясного зрения или был бы в поле ясного зрения. Для этого угол между край­ними лучами зрения должен быть в пределах 28°.. .37°;

В том случае, когда у соору­же­ния вертикальные разме­ры больше гори­зон­таль­ных, зрите­лю следует отойти на полторы-две высоты от сооруже­ния для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказал­ся в допускаемых границах;

По расположению картин­ной пло­скости относительно объек­та перспек­тивы могут быть двух видов: цен­тральная фронтальная перспектива применяется для построения интерье­ров, т. е. перспективы внутреннего вида помещений; угловая перспектива применяется при изображении отдельных объек­тов, в этом случае картинная пло­скость располагается под углом к объекту.

По расстоянию точки зрения от предмета перспективы могут быть разделены на перспективы с острым, резким ракурсом и перспективы с ту­пым, пологим ракурсом. Ракурсом называется поло­же­ние изображаемо­го предмета относительно картинной плос­кос­ти, при котором получается резкое укорочение удаленных от перед­него плана частей.

При выборе точки зрения необхо­димым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наи­лучшее. Намечая точки стояния, мыс­ленно представить, как будет выглядеть здание.



План

сущ. , м. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? пла́на , чему? пла́ну , (вижу) что? пла́н , чем? пла́ном , о чём? о пла́не ; мн. что? пла́ны , (нет) чего? пла́нов , чему? пла́нам , (вижу) что? пла́ны , чем? пла́нами , о чём? о пла́нах

1. Планом называется графическое изображение объектов, которые расположены внутри какого-либо сооружения, в границах какой-либо местности и т. п.

Точный план. | План города, здания. | План квартиры, школы. | План подземных коммуникаций. | Уменьшенный план. | Масштаб плана. | Отобразить что-либо на плане. | Начертить план. | Снимать план.

2. Планом называется последовательный перечень чьих-либо целесообразных действий, которые заранее распределены кем-либо в соответствии с временными отрезками, сроками исполнения и т. п.

Детальный, конкретный план. | Перспективный, стратегический план. | Оперативный, тактический, текущий план. | Производственный, финансовый план. | План выхода из кризиса. | Принять, отвергнуть чей-либо план.

Программа

3. Вашими планами вы называете предполагаемые вами перспективы развития, хода чего-либо.

Далёкие, грандиозные, дерзкие планы. | Творческие, научные планы. | Посвятить кого-либо в свои планы. | Совместные планы с кем-либо. | Строить планы на будущее. | Разгадать чьи-либо планы. | Реализовывать свои планы. | Крушение чьих-либо планов.

Замысел, намерение

4. Бизнес-планом называется краткое описание предполагаемых действий и финансовых расчётов предпринимателя, которые направлены на достижения конкретной коммерческой цели.

Разделы бизнес-плана. | Составлять бизнес-план. | Расчёты наглядно демонстрируют эффективность бизнес-плана.

5. Планом называют последовательность изложения какой-либо информации.

Чёткий план. | План урока, выступления, диссертации. | План переговоров. | Перед каждой встречей я стараюсь подготовить план беседы.

6. В кино, фотографии планом называют ряд изображаемых объектов, которые расположены ближе (дальше) по отношению к зрителю в соответствии с композиционным замыслом автора.

Левый, правый план. | Что-либо размещается на переднем плане. | Дать лицо актёра крупным планом. | В кадре на заднем плане видна река.

7. Если кто-либо, к примеру, предпочитает находиться на первом плане , то это означает, что этот человек усиленно обращает внимание других людей на свои действия, своё поведение и т. п.

Он не любит быть на первом плане.

8. Если что-либо, к примеру, отходит на второй план , то это означает, что-либо перестаёт ощущаться кем-либо как важное, значительное и т. п.

9. Если о чём-либо говорят в каком-либо плане , то это означает, что какой-либо вопрос обсуждается кем-либо с какой-либо определённой точки зрения.

Рассматривать какой-либо вопрос в политическом плане. | В практическом плане это неосуществимо. | Рассуждать о проблеме в житейском плане.

пла́новый прил.

Плановое задание.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "план" в других словарях:

    план - план, а … Русский орфографический словарь

    план - план/ … Морфемно-орфографический словарь

    ПЛАН, плана, муж. (лат. planum плоскость). 1. Чертеж, изображающий на плоскости, обычно в крупном масштабе, какой нибудь предмет, какое нибудь сооружение, какую нибудь местность методом прямой горизонтальной проекции. План здания. План города.… … Толковый словарь Ушакова

    Слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость … Википедия

    1. ПЛАН, а; м. [от лат. planum плоскость] 1. Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т.п. с сохранением их реальных пропорций. П. здания. П. города. П. школы. П. космического корабля. Сильно уменьшенный п.… … Энциклопедический словарь

    1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. Помимо крыла, как и самолёт, имеет фюзеляж, шасси и хвостовое оперение. В свободном полёте движется со снижением (планирует) по наклонной… … Энциклопедия техники

    - (лат. planum, от planus ровный, гладкий). 1) чертеж, изображение предмета на бумаге в малом виде. 2) в живописи: расстояние предметов одного от другого. 3) фигурально: общее распределение какой либо работы, соображения, намерения, проект; план… … Словарь иностранных слов русского языка

    Образ действий, порядок, расписание, распределение, роспись, смета, проект, схема, тактика, маршрут, церемониал, чин. Канва для сочинения.. Ср. . См. намерение выставить на первый план, иметь планы, планы, стоять на первом плане, строить планы … Словарь синонимов

    - (от лат. planum плоскость) 1) чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10000 и крупнее) часть земной поверхности (топографический план).2) Горизонтальный разрез или вид сверху какого либо сооружения или предмета (см.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Масштабная программа по перевооружению германского военно морского флота, принятая незадолго до начала Второй мировой войны. Содержание 1 Предыстория 2 План «Z» 3 Реализация … Википедия

На вопрос что называют планом местности? заданный автором Ёофья Винникова лучший ответ это


Отличие плана от карты:
на плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на картах же изображены гораздо большие территории и в более мелком масштабе. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты объекты отбирают в зависимости от их содержания и назначения. При вычерчивании планов не учитывается кривизна земной поверхности. На планах направление север-юг показывают стрелкой. На картах направление север-юг определяют меридианы, на направление запад - восток - параллели.

Ответ от Евровидение [новичек]
изображение небольшого участка с верха


Ответ от Иван Клочихин [новичек]
повар


Ответ от сложносочиненный [новичек]
План местности - простейший вид карты, это чертеж небольшого (порядка 0,5 км) участка местности в крупном масштабе в условных знаках.
План напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но предметы здесь показываются условными знаками и сопровождаются надписями. В отличие от карты на план наносятся все объекты (для карты отбираются самые существенные) , изображаются значительно меньшие территории, для которых искажения за счет кривизны поверхности настолько малы, что могут не учитываться. На планах нет градусной сетки, а направлением на север считается направление вверх.
План- это чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе и в условных знаках, построенный без учета кривизны земной поверхности.
Отличие плана от карты:
на плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на картах же изображены гораздо большие территории и в более мелком масштабе. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты объекты отбирают в зависимости от их содержания и назначения. При вычерчивании планов не учитывается кривизна земной поверхности. На планах направление север-юг показывают стрелкой. На картах направление север-юг определяют меридианы, на направление запад - восток - параллели.



Поделиться