Портрет и психология: Как снять удачный кадр. Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет

Равшана Куркова, актриса
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Первая проблема - начать разговор. Про что говорить, когда Вы ничего не знаете о человеке? Всё очень просто! Поговорите с ним о том, как он доехал. Ведь пока только это Вас объединяет! Потом узнайте, как тяжело было вырваться днем с работы на съемку и как ему это удалось. Затем уже можно уточнить, почему он приехал без детей … или без собаки. У любого человека должно быть или первое, или второе. Но это для начала. Для первого, так сказать, знакомства. А вот, что делать дальше - читайте по порядку в этой статье.

1 Проявляйте искренний интерес

Мы снимаем не моделей, а людей. И хотим при этом, чтобы они получились на фотографиях не объектами и не вешалками для рекламы. Наша задача - показать зрителю этих людей такими, какими их увидели именно мы - искренними в каждом выражении их чувств. Люди, как правило, замкнуты, живут своей жизнью и не привыкли впускать в нее посторонних. За невидимую границу попадают лишь те, кто искренне интересуется нами и тем, чем мы занимаемся - ведь это всегда приятно. Именно этот подход и помогает фотографу расположить модель к себе. Ведь человек хорошо выглядит на фотографии только тогда, когда он расслаблен и готов что-то отдавать. Если он относится к съемке, как к проходному моменту в своей жизни - зашел, как в метро, бросил монетку и пошел дальше - вряд ли получится хороший, глубокий портрет.

Итак, искренне беседуйте с человеком на съемке, проявляйте искренний интерес.

Мария Миронова, актриса
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Меня часто спрашивают, о чем говорить с незнакомым человеком? Есть общие темы, на которые можно заговорить. Первый вопрос может быть таким: «Как добрались? Что-то Вы долго». Затем говорите про то, что объединяет всех людей на свете: дети, работа, отпуск. У всех есть дети, все работают и хотят в отпуск. Если нет детей - есть собака. Это для начала. Потом надо нащупать, какие темы интересны собеседнику и разговаривать в поле его интересов. Тут важно быть образованным человеком и не задавать глупых поверхностных вопросов - этим Вы себя сразу скомпрометируете. С таксистом поговорите о дорогах и пробках, с режиссером - об искусстве, с менеджером - про маржу, с блоггером - про то, как все вокруг задолбало. К Вам может приехать человек, который как и Вы покорил Килиманджаро или просто тоже загорал в Турции. Есть темы, которые никого не обижают.

2 Щедро улыбайтесь

Люди тянутся к весельчакам и оптимистам! Это правило. Поэтому улыбаться нужно обязательно и делать это стоит искренне. Считается, что весельчаки заряжают нас хорошим настроением. Хорошее настроение, которое вы передаете модели, позволит вам вместе с ней двигаться к общей цели - хорошему портрету. Ваша модель должна чувствовать, что вам интересно то, чем она с вами делится. Что это вызывает у вас позитивную реакцию. Улыбка поддерживает человека, с которым вы общаетесь.

Марина Голуб, актриса
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Марина долго добиралась ко мне на съемку, приехала немного расстроенная, вся в своих мыслях и заботах. А у нас раз и получился вот такой хороший портрет. Портрет «Светлая грусть». Дальше еще интереснее. Дома у Марины фотографию увидела Ксения Собчак, и сказала, «Какой хороший фотограв!». Позже, уже у меня в студии на съемке Ксения вспомнила этот и этот портрет Марины и свои первые впечатления от него. Это помогло нам быстро найти общий язык на съемке и снять отличные фотографии.

3 Научитесь внимательно слушать

Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг - это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам - возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.

Виктор Мизиано, куратор
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Вы же знаете куратора, лектора и искусствоведа Виктора Мизиано? Когда он только начинает говорить – все вокруг замолкают, все слушают. Ему даже не нужно задавать вопросы – он сам их задаст и сам же даст исчерпывающие ответы. С Виктором так просто быть хорошим слушателем!

4 Дайте людям почувствовать их значимость

Фотограф как художник должен внимательно слушать человека, которого снимает, искренне радоваться его успехам. Он может при этом быть с ним не согласен, но главное в ситуации съемки - внушить человеку уверенность. Чтобы человек почувствовал, что в своей жизни и в своих поступках он прав. Чтобы он ощущал - в том, как он мыслит и как чувствует, у него есть «коллеги и друзья». Все хотят признания и поддержки, все хотят быть оцененными по достоинству. И если мы будем хвалить человека в его поступках, мы дадим ему это признание. Пусть человек расскажет, каким прекрасным он был в детстве. Он будет говорить об этом увлеченно и это поможет вам сделать хороший портрет!

Патта Бурчуладзе, оперный певец
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

5 Любите людей

Если вы не любите людей, у вас вообще не получится хорошего портрета. Ведь невозможно работать с тем, что тебе не нравится, и достигать при этом удовлетворительного результата. Если вы хотите работать с людьми, ими нужно всесторонне интересоваться: узнавать, что произошло в жизни одной модели, в жизни другой. Именно в этом и состоит сущность человека - в его жизни и поступках. Именно этим люди и отличаются друг от друга. И именно это является содержанием хорошего портрета.

Анастасия Волочкова, балерина
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Обратите внимание на первые и последние кадры Вашей съемки - они могут быть самыми хорошими. Вначале модель еще не начала фотографи-роваться, а в конце уже закончила. На этих кадрах она может выглядеть очень естественно. Скажите, например: «Сейчас я сделаю несколько тестовых кадров, мне нужно настроить свет». Делайте, а сами снимайте. Может тоже получиться очень естественно. Этот кадр с Анастасией был последним на трех отснятых пленках.

Есть такие фотографы, которым люди мешают снимать – это фотографы-пейзажисты. Люди им всегда мешают снимать пейзажи и все портят. Хотя с другой стороны, я знаю много хороших людей, которые людей не любят. Но легко могут их полюбить выборочно при необходимости на два-три часа. А как же все-таки полюбить, если уж совсем не за что? Очень просто. В мультфильме про Поросенка Фунтика Вам все рассказали – у них могут быть хорошие дети, или усы.

Так как я являюсь большим поклонником портретной съемки, однажды мою голову посетила навязчивая идея - сделать портреты своих друзей. Не долго думая, я подготовил все необходимое оборудование, продумал единый стиль для всех фотопортретов и приступил к работе. О том, как проходили съемки, для чего мне это было нужно, и что получилось в итоге, излагаю ниже.

Что я хотел показать

Признаюсь к величайшему своему стыду, я не собирался изобретать что-то особенное. Идея была прозаическая и отнюдь не новая. Я просто решил сделать приятный сюрприз близким людям, качественно выполнив их портреты. Пожалуй, первоначально я думал именно о создании . Второй момент - это сильное желание увидеть всех и просто с каждым пообщаться по душам. Ведь, часто такое бывает, постоянно встречаешься с человеком, но обстановка не та, чтобы можно было вести задушевные беседы. Так и получается, что толком и не знаешь людей, с которыми знаком не один год.

Техника съемки портрета

Мы собирались тет-а-тет, располагались друг напротив друга в комнате, обставленной осветительным оборудованием, и пили чай. В руках у меня был фотоаппарат, которым я время от времени старался ненавязчиво пользоваться. Оппонент садился перед белым фоном. В моем распоряжении тогда было три моноблока Raylab - один 600 и два по 300 Дж. Самый мощный из них с установленным софтбоксом выступал в качестве рисующего источника света, а два других я использовал для создания контрового света с обеих сторон от модели. Дальнейшую пост-обработку я выполнил с применением композитинга , о котором я упоминал в статье - . В общем, это то единственное, что сохранилось от первоначальной идеи, однако суть фотографий кардинально изменилась в процессе съемок…

С чем я столкнулся во время съемок

Иногда это было легко и непринужденно. В другой раз фотосъемка проходила не совсем так, как я планировал. Но одно я точно могу сказать - все обернулось иначе, чем я ожидал, когда задумал весь этот «фотопроект». Да и друзья мои, прошедшие через эту фотосъемку, порой были удивлены результатом. Так случалось, что всякий раз беседы приобретали глубокий психологический оттенок, и собеседник открывался, возможно, больше, чем ему, или ей, этого хотелось. И я непроизвольно делал тоже.

Психологический портрет

Все, с кем я провел эти замечательные часы за чашкой чая, уходили домой в слегка ошеломленном состоянии. Вышло так, что никто и не предполагал, что обыкновенная съемка портрета выльется в нечто большее. В итоге мной были сделаны эти эмоциональные и психологические портреты личности, оставшиеся в памяти каждого участника надолго. Я невероятно счастлив, что по воле случая помог мне раскрыть и лучше понять так давно знакомых мне людей. Мне кажется, во время тех съемок каждый открыл что-то для себя. То, что не оставило никого равнодушным.

Аня пришла 28 мая 2012 Вася - 5 мая 2012 Марина - 25 апреля 2012
Леша - 27 апреля 2012 Дима - 23 апреля 2012 Паша - 22 апреля 2012
Денис - 22 апреля 2012 Света - 21 апреля 2012 Катя - 19 апреля 2012

Испокон веков людям хотелось получить свои парадные портреты , на которых они были бы изображены красивыми и представительными.

И неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно были похожи на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь потом на улице - не узнаешь!

За подобное удовольствие люди платили большие деньги, а портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные затраты со стороны заказчика. Словом, до изобретения фотографии портрет был привилегией исключительно очень состоятельных людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как в действительности выглядел, скажем, Наполеон. Художники-портретисты , как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя, дабы угодить ему. Такая же ситуация была и с фотографией в период ее изобретения. Фотограф создавал образ снимаемого, и этому образу верили. Взять хотя бы портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове... Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать определенный имидж человека. Соответственно, интерпретироваться портреты могут по-разному. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, жестоким, дружелюбным.

К одному фотографу-портретисту как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Он попросил снять его более взрослым, с улыбкой доброго человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии , и получился некий героический мачо. Однако этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно.

Фотосессия психолога началась сразу по окончании рабочего дня. На съемку он явился усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы все побыстрее было отснято. А портретист хотела честно отработать свои деньги. Между ними завязался разговор. Фотограф усадила психолога, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя, и, как бы между делом, нажимала на кнопку. Через час работа была закончена. Заказчик выглядел отдохнувшим, его глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил психолог. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжил он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Позже, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что фотограф говорила ему в тот или иной момент, и почему у него получились такие добрые глаза.

Когда мы снимаем портрет, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж все зависит от того, какая перед вами стоит задача. Чаще всего хочется получить психологический портрет , поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что можно назвать душой.

Бывает, что на съемке, как фотограф только направит объектив на человека, тот выдает заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна знаменитостям, которые привык к частым фотосессиям в глянцевых журналах . Они всегда готов к дежурной сияющей улыбке, чтобы было видно все 32 зуба. В итоге получается технически безупречная фотография - при условии, что снимающий умеет работать со светом, - но совершенно неинтересная и пустая с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек в твоем присутствии вел себя естественно, как в кругу друзей. Увы, большинство людей при виде объектива напрягается. Поэтому ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит веселым и раскованным, в кадре другого у него серьезный, напряженный вид. В третьем случае он может показаться пафосным, гламурным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект , и снимок рассматривается как набор символов, элементов.

Даже у очень успешного в коммерческом плане фотографа должна быть причина, по которой он снимает людей, а не натюрморты . И очень многие портретисты хотят добиться схожести человека и фотографии. Той схожести, когда человек, глядя в зеркало, видит себя красивым, живым и расслабленным.

Таким образом, становится очевидным, что портрет - психологическое выражение не только модели , но и фотографа. Встреча фотограф и модель на съемочной площадке перетекает в сотрудничество. И о том, какие бывают фотографы - злые, добрые, жесткие, мягкие - можно судить по их фотографиям.

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов. Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся. Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese».

Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным. Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.

Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их. В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.

Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия, В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.

При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо. Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь.

Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.



Поделиться