Кому подчиняется уполномоченный по правам человека. История. Главные требования к кандидатам на должность омбудсмена

Статья 155
В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее – Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации") Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный по правам человека) назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных статьями 11 и 13 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Предложенные кандидатуры должны соответствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041-7 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ

Классический омбудсмен действует в правительстве для получения и расследования жалоб. Неприводимые минимальные характеристики, такие как Омбудсмен, должны быть. Каждая из этих характеристик обеспечивается рядом существенных положений, содержащихся в законах, создающих такие омбудсмены. Эта статья описывает положения, объясняет их последствия и предлагает, почему они необходимы классическому омбудсмену.

Канцелярия омбудсмена создается в Конституции или законе юрисдикции, чтобы установить его постоянство. Омбудсмены, созданные в соответствии с Конституцией юрисдикции, с большей вероятностью будут постоянными, поскольку процесс внесения поправок в конституцию часто задействован и предназначен для предотвращения частых поправок. Некоторые конституции уполномочивают законодательный орган принять закон, чтобы усилить полномочия и обязанности Омбудсмена.

Статья 156
Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного по правам человека устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству(в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Омбудсмен может также создаваться исключительно по закону. В некоторых положениях требуется, чтобы постановление или поправка принимались большинством в две трети или более, либо из членов, участвующих, либо всех членов законодательного органа, для принятия и изменения. Другие положения просто требуют принятия или изменения большинством присутствующих членов.

Чем сложнее изменить правовую основу для офиса омбудсмена, тем более вероятно, что офис будет постоянно установлен. Постоянство создает стабильность для офиса и авторитет среди общественности. Омбудсмен может свободно критиковать, не опасаясь, что офис будет отменен или излишне ограничен.

Статья 157
1. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.
2. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.
3. Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения ею соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.
4. После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, приносит присягу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года N 3093-III ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3901).
5. Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги, приведенный в статье 9 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам человека, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее принесения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Омбудсмен выступает в качестве должностного лица законодательного органа или от имени законодательного органа и не зависит от организаций, которые рассматривает Омбудсмен. Омбудсмен входит в состав законодательного органа для достижения функциональной и политической независимости от организаций или агентств, омбудсмена которых рассматриваются. Жалобы, которые не являются независимыми от агентства, в котором они получают жалобы, могут не действовать беспристрастно, а действовать для защиты организации.

Главные требования к кандидатам на должность омбудсмена

Омбудсмены независимы, поэтому они могут быть беспристрастными. Их выводы и решения основаны на анализе и анализе фактов и законов. Они должны быть независимыми и избегать даже появления интересов организаций, которые они расследуют, если заявители должны доверять результатам своих расследований.

Статья 158
1. Решение Государственной Думы по вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека оформляется постановлением палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).
2. В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.
3. Вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.
4. Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Омбудсмен также свободен от функционального контроля со стороны законодательного органа. Законодательный контроль осуществляется вместо этого путем назначения, повторного назначения и удаления. Строгий отбор и другие ограничения, предусмотренные законом, гарантируют, что омбудсмен не требует дальнейшего контроля. Офис не должен служить повестке дня законодательных или правительственных лидеров. Эта независимость создает доверие к должности среди людей, особенно тех, кто жалуется.

Омбудсмен назначается или подтверждается предпочтительно высшим большинством законодательного органа или организации, отличной от той, которую рассматривает Омбудсмен, в процессе, направленном на предотвращение политических назначений. Назначение или подтверждение высшего большинства гарантирует, что кандидат является тем, кто имеет широкое уважение среди разных политических партий и даже сторон, которые выступают против друг друга или правительства. Назначение или подтверждение законодательным органом или организацией, кроме тех, которые были рассмотрены Омбудсменом, гарантирует, что Омбудсмен не зависит от тех учреждений, которые находятся под юрисдикцией этой организации.

> Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченным может быть назначен только гражданин РФ. Законом установлен также возрастной ценз - не моложе 35 лет.

Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности. Хаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / СПС «Гарант» 2010 г.

Сотрудники по рассмотрению жалоб, не зависящие от проверяемого агентства, подвергаются давлению, которое снижает доверие к Омбудсмену. Лучшие процедуры назначения омбудсменов рассчитаны на то, чтобы дать одного кандидата, в широком смысле одобренного политическими партиями, представляющими собой большинство большинства законодательного органа. Успешно проведен ряд различных процессов. Иногда этот процесс является неофициальной консультацией среди таких групп; в других случаях процесс формально структурирован таким образом, что комитет по выдвижению кандидатов в законодательный орган представляет одно имя в орган для назначения.

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмана готовится делегацией по делам парламентских омбудсманов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

Успешным результатом является назначение омбудсмена широко уважаемого человека, которого видят различные политические группы как справедливые и беспристрастные. Омбудсмен имеет фиксированный, длительный срок полномочий и может быть повторно назначен. Длительный срок службы, по крайней мере, на год больше, чем срок полномочий членов законодательного органа с более длительным сроком, снимает омбудсмена с политических ветров момента. Возможность переназначения смягчает любую тенденцию омбудсмена делать заявления, которые выходят за рамки фактов и законов, открытых в расследованиях.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в ГД. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против (ст.7 Закона).

Устранение Омбудсмена является причиной и большинством назначающего лица. Процесс удаления часто обращается к процессу назначения. Омбудсмены подлежат удалению по определенным причинам. Это гарантирует, что они не будут удалены по политическим причинам или потому, что результаты расследований оскорбили тех, кто находится в политической власти в законодательном органе. Требование того, чтобы такое же супер-большинство удалялось по назначению, гарантирует, что причины для удаления так же широко признаны и действительны, как и для назначения.

Согласно ст.8 Закона назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД тайным голосованием.

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено законом - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Омбудсмен имеет высокую фиксированную зарплату. Омбудсмены расследуют и выносят рекомендации высшим должностным лицам правительства. Они выплачиваются на уровне, соответствующем этой ответственности. Оплату часто приравнивают к судьям, судьям верховных судов или главам министерств или государственных учреждений. Заработная плата фиксируется таким образом, что плата за омбудсмена не может быть уменьшена, пока лицо находится на своем посту, предотвращая наказание омбудсмена, чьи сообщения могут быть политически трудными или непопулярными.

Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввиду того, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, закон устанавливает специальную процедуру включения кандидатур на пост Уполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Зарплата Омбудсмена может быть снижена только в случае сокращения заработной платы всех государственных служащих. Неадекватно финансируемый офис не сможет выполнять функции, требуемые законом, и, следовательно, не будет иметь подлинной независимости. Омбудсмен имеет право назначать и увольнять сотрудников.

Информация об изменениях

Омбудсмен - это институт, чаще всего возглавляемый одним лицом или иногда советом, назначаемым или утверждаемым законодательным органом. Омбудсмен имеет право делегировать ответственность перед персоналом. Омбудсмен должен быть уверен в них. Омбудсмен имеет право назначать и увольнять сотрудников для обеспечения того, чтобы у персонала была полная уверенность омбудсмена и чтобы Омбудсмен нести исключительную ответственность за управление этим офисом.

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсманы приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в комментируемой статье, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний ГД сразу же после назначения Уполномоченного на должность (ст.9 Закона).

Законодательные органы не назначают или не подтверждают персонал, поскольку это будет политизировать офис. В некоторых странах, где государственные служащие назначаются комиссией по государственной службе, Омбудсмен непосредственно участвует в процессе отбора комиссии. В странах, где персонал откомандирован из других агентств, выбор того, кого принять или вернуться на службу в первоначальное агентство, является единственным омбудсменом.

Кто-то всегда способен осуществлять все полномочия омбудсмена. Офис, не имеющий полномочий для осуществления полномочий омбудсмена, парализован. Омбудсмены обладают полномочиями и именуют депутатов или действующих омбудсменов, которые всегда могут пользоваться полномочиями офиса, в то время как омбудсмен находится за пределами страны, болен или не может служить или когда должность вакантна. Поддержание служебной функции, когда офис вакантируется, побуждает законодательные органы к скорейшему назначению полностью подтвержденного преемника.

В ст.10 закреплено положение, согласно которому, деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Полномочия Уполномоченного не прекращаются с роспуском Государственной Думы, а также с истечением ее полномочий.

Кого надо принимать на должности уполномоченных по правам?

Омбудсмену предоставляется иммунитет от ответственности и уголовного преследования за действия, совершаемые в соответствии с законом. Омбудсмен является привлекательной целью для людей, подвергшихся критике или служения. Омбудсмен не защищен от ответственности за действия, совершаемые в соответствии с законом. Иммунитет также позволяет Омбудсмену концентрировать ресурсы на получении и расследовании жалоб, а не на защите исков. Омбудсмен не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия, совершаемые в соответствии с законом.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмана повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.

В статье 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

Это защищает офис от другой возможной формы политического контроля. Действия омбудсмена не могут рассматриваться в суде, кроме как для определения юрисдикции омбудсмена. Поскольку никто не получает ничего по праву от омбудсмена, и поскольку омбудсмен не может выдать обязательный приказ агентству, судебный надзор будет служить главным образом для преследования и отсрочки омбудсмена. Одна из целей создания такого офиса заключается в том, чтобы предложить альтернативу судебным разбирательствам, хотя истцы могут позже обратиться в суд.

Однако, когда юрисдикция находится под вопросом, судебное рассмотрение является целесообразным, если никакая другая резолюция не может быть найдена. Омбудсмен может обратиться в суды с просьбой обеспечить полномочия, предоставленные этим законом. Действия омбудсмена дают Омбудсмену определенные полномочия, такие как право вызывать или предъявлять свидетельские показания или документы, которые иногда не могут быть удостоены ведомствами, находящимися под юрисдикцией Омбудсмена. Судебные разбирательства являются необходимым вариантом для омбудсмена для обеспечения соблюдения этих полномочий.

Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации (СФ), находится на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

Омбудсмены имеют право нанимать независимых юристов для обеспечения соблюдения своих полномочий в соответствии с законом, поэтому им не нужно использовать адвоката для других агентств, которые могут иметь конфликт интересов. Квалификации для подачи налагаются и предназначены для того, чтобы выбрать омбудсмена, широко уважаемого среди различных политических групп, как беспристрастного и справедливого.

Квалификации, перечисленные в акте, как правило, являются минимальными, необходимыми для омбудсмена. Другие квалификации также включены и предназначены для того, чтобы выбрать кого-то, кто рассматривается среди многих политических и заинтересованных групп как беспристрастный и справедливый.

Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в чч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмана и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмана. Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета. Это выражается в том, что без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

Следует отметить, что законодатель распространяя неприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному документы.

Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информации Государственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден (ст.12 Закона). В статье 13 Закона предусмотрен ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности: во-первых, если он нарушил требования ст. 11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой; во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд.

Закон предусматривает, Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности. Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.

Согласно статье 14 Закона Уполномоченный может быть досрочно освобожден от своей должности в том случае, если он продолжает, находясь на своем посту, осуществлять деятельность несовместимую с его статусом, либо вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении. В этой ситуации Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 Закона «Об Уполномоченном по правам человека».

уполномоченный право человек омбудсмен



Поделиться