Оспаривание нормативных правовых актов

Под нормативно-правовым актом понимается изданный в установленном прядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом.

Не для всех снова христианство имеет какие-то моральные ценности. Поэтому у врача как «спасателя человеческой жизни» трудная задача выполнить из-за его обязанностей, а также из-за специфики его профессии. Во-вторых, когда консенсус не может быть достигнут, следуйте за мной в соответствии со своей совестью и медицинскими знаниями. Письмо закона также очень важно, но часто оно нравственно, но не всегда, потому что некоторые вещи, с человеческой точки зрения, не могут быть согласованы.

В заключение следует сказать, что представленная мне проблема очень трудно решить, и можно сказать, что она невозможна. Многие вопросы остаются без ответа, многие проблемы без правового регулирования. Не всегда можно привести все события жизни человеческого всеобъемлющего правового регулирования. В такие моменты конкретный человек, кажется, «хозяин своей судьбы и судьбы других людей».

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый акт. Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и дела об оспаривании актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

По общему правилу граждане вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение имеет место в случае, когда граждане вправе обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).

Исходя из этого заявления граждан оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием не должны приниматься к производству судов.

Если опубликованный в установленном прядке нормативный правовой акт органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица нарушает права и свободы гарантированные Конституцией РВ, законами и другими нормативно-правовыми актами, гражданин, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратится в суд о признании его противоречащим закону полностью или в части. Такое заявление подается по подсудности установленной ГПК по месту нахождения органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.

Подсудность определяется по уровню органа (должностного лица) издавшего оспариваемый акт. Так если его издал орган (ведомство, должностное лицо) федерального значения, заявление подается в Верховный суд РФ. Если областного (окружного, краевого, республиканского) - в соответствующий суд субъекта Федерации.

Если районного значения - в районный суд.

Заявление должно содержать помимо прочего, наименование органа (должностного лица) принявшего акт, наименование акта, дату его принятия, указание на то какие права и свободы нарушаются этим актом или его частью.

По общему правилу граждане и организации вправе обращаться в суд за оспариванием нормативного правового акта лишь в том случае, если этот акт затрагивает права и свободы заявителя. В противном случае суд откажет в приеме такого заявления.

В последнее время чиновники очень своеобразно приспособились к имеющемуся законодательству. Они издают и применяют акт имеющий нормативно-правовой характер, но не публикуют его в установленном порядке. А суды не принимают заявления на их оспаривание потому, что они не опубликованы, следовательно это не нормативно-правовой акт.

В таких случаях надо обжаловать как незаконные действия органа должностного лица, принявшего и применяющего этот акт.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Кроме того, они должны быть в обязательном порядке (кроме актов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер) официально опубликованы.

При нарушении хотя бы одного из этих двух требований (государственной регистрации и официального опубликования) акт не признается вступившим в силу, а это, в свою очередь, означает, что такой акт не может служить источником для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе договорных, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров. Из этого следует, что и договорное условие, содержащее отсылку к такого рода акту, признается недействительным. Однако в случае, когда определенная норма соответствующего акта воспроизведена в договорах со ссылкой или без ссылки на него, такое условие сохраняет силу и может быть признано действительным, если оно не противоречило действовавшим при заключении договора и обязательным для сторон правовым актам.

По состоянию на 22 февраля 1996 г. всего Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 1036 ведомственных нормативных актов. Среди них немало актов, которые имеют прямое отношение к договорам. Примером могут служить Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г., Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров и о предоставлении права на создание товарных знаков, утвержденные 26 сентября 1995 г. Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства строительства РФ от 11 августа 1995 г., и др.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минстроя РФ от 11.08.1995 №17-94 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Приказа Госстроя РФ от 19.02.1999 №36 «О правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

ГК весьма четко определяет как саму вертикальную иерархию нормативных актов, так и гарантии ее осуществления. Прежде всего имеется в виду п. 5 ст. 3 Кодекса, установивший: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Гарантии, о которых идет речь, закреплены в ст. 12 ГК. Речь идет о том, что одним из способов защиты гражданских прав признается неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Следует учесть также ст. 13 ГК, которая допускает в случаях, предусмотренных законом, признание судом недействительными наряду с ненормативными также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Общее указание на этот счет содержится в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8. Имеется в виду, что основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного, а в случаях, указанных в законе, и нормативного акта служат в равной мере как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение его изданием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица, которые обратились в суд. При этом в указанном постановлении особо предусмотрена возможность заявлять свои требования наряду с российскими также для иностранных граждан и юридических лиц (если иное не предусмотрено законом).

Смотрите также

Заключение.
Мы видим что правовая база у нас есть.Законы выполняются и работают.Многое доработано,многое предстоит доработать.Остается надеяться что в конце концов мы справимся с теми трудностями которы...

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от на...

Административные санкции за налоговые правонарушения.
Исследуя в совокупности все установленные данные, должностное лицо налогового органа, принимая решение по административному делу, решает вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение, на...



Поделиться