Что такое желтая пресса определение. Спорный вопрос: что такое жёлтая пресса? Желтая» пресса США, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики

Теория современной журналистики под «желтой прессой» понимает более дешевые по стоимости печатные издания, специализирующиеся главным образом на освещении сенсаций, скандалов, слухов. Это газеты, не брезгующие обращать при помощи диктофонов и фотоаппаратов пристальное внимание на личную жизнь в первую очередь известных людей, в том числе и на не самую приятную ее сторону.

Последнее обстоятельство зачастую нивелирует в восприятии читателей разницу между обычной, «желтой» и «бульварной» прессой. В борьбе за тираж и деньги «бульварная» пресса не гнушается даже красивой ложью и грубым искажением фактов. Делает упор не на целостность текста, а на выпячивание эпатажных деталей, даже отдельных слов. «Желтая пресса» подобным не занимается. Но уловить разницу в большинстве случаев способен только специалист, которым обычный читатель, как правило, не является.

Бились два «Нью-Йорка»

О том, кто именно и почему ввел в обиход устойчивое выражение « », точных данных нет. Но основными версиями считаются две. Первая из них экономическая. Заключается она в том, что, решив продавать газеты, кардинально отличающиеся не только содержанием и ценой, но и формой с цветом, издатели выбрали для них более дешевую желтую бумагу. Второй вариант выглядит более скандальным и носит название «Желтый малыш». Так назывался вышедший в 1896 году в США пародийный комикс, посвященный китайско-японской войне.

Изображенный в комиксе грязный и неопрятный желтый малыш, в переводе на английский Yellow Kid, не только очень напоминал , но и был схож с ним по имени. Ведь «японский» и «желтый» звучат одинаково - Yellow. Комикс и стал предметом публичных разногласий между двумя североамериканскими медиамагнатами и издателями крупнейших газет. В спор из-за «Желтого малыша» вступили Джозеф Пулитцер, возглавлявший New York World, и Уильям Рэндольф Херст из New York Journal American.

Секс на первой полосе

Кстати, именно Джозеф Пулитцер, куда больше известный в качестве основателя одноименной премии, и Уильям Херст считаются «родителями» газет с пометкой «желтая пресса». Принадлежащие им издания первыми в мире стали ориентироваться на публикацию материалов, заголовки, фото и тексты которых старались пробуждать в людях незаурядные эмоции. Включая, например, любопытство, юмор, зависть, гнев, тревогу, страх, ненависть. Тем самым это подталкивало следить за продолжением истории и новыми аналогичными материалами, платить деньги за увлекательное чтиво и повышать тираж.

Благодаря Пулитцеру и Херсту, в газетах начали подробно, с многочисленными иллюстрациями освещаться не только какие-то действительно важные для мира, страны и общества события. На первые полосы изданий вышли закрытые прежде для читателей темы секса, криминала, смерти, сенсационных и загадочных слов, событий и явлений. А для журналистов стало вполне обыденным и нормальным добавлять в публикуемые материалы изрядную долю эпатажа, цинизма и вульгарности.

«Желтая» Россия

Газеты и журналы, которые могли бы вызвать одобрение американцев Пулитцера и Херста, в СССР и России появились только после объявления курса на так называемую гласность, свободу слова и ликвидацию цензуры. Точнее, их издание и распространение всего лишь возобновилось. Ведь первая откровенно «желтая» газета существовала в России еще до 1917 года. Она носила название, вполне отвечающее как форме подобной прессы, так и ее содержанию и цене - «Копейка».

Что касается современности, то своеобразным сигналом к началу информационной «желтизны» отечественной журналистики послужила сенсационная для тогда еще социалистической страны Евгения Додолева. В 1986 году он опубликовал в газете «Московский комсомолец» два текста, посвященные столичным проституткам: «Ночные охотницы» и «Белый танец». А спустя еще некоторое время на газетных прилавках и витринах «Союзпечати»стали свободно лежать по-настоящему «желтые» издания - «Экспресс-газета», «Совершенно секретно», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Мегаполис-экспресс» и многие другие.

27.05.2011 15:25:32

Вопрос спорный. Для кого–то актуальны статьи из итернета, кто–то испытывает оргазм, читая последние страницы.

Лично меня интересуют письма читателей. Газеты серьезные уделяют этому много места. Дешёвые - те в погоне за сенсациями. Открывая, к примеру, газету «2000», я, в первую очередь, читаю вкладыш «Свобода слова» и переписку читателей.

Как говорится, каждому свое. В том числе и право серьёзного читателя искать свою газету.

Почему пишут люди? Кто–то может съязвить: вот я, мол, полный неудачник по жизни, зато меня печатают в газетах. А кто–то вспомнит вечное: «Делай что должно, и пусть будь что будет». Такие мысли навеял последний номер газеты (№45). Опять с интересом прочитал статью Юрия Муромского «Будем посмотреть». Хотя и не всегда разделяю позицию автора, уважаю его гражданскую активность. Понравилась заметка Фёдора (так подписана статья) «Почему они крысятничают». Вызывает уважение толерантная попытка разобраться в происходящем Татьяны Серёжкиной (статья «Территория лжи»). Жаль, мало печатает газета статьи наших донбасских авторов. Что, нет умных мыслей?

Я думаю, подписчики газеты больше оценят искренний крик души, нежели раскопки в трусах у знаменитостей–однодневок. Такого добра - хоть завались а обычной макулатуре.

Но больше всего зацепило четверостишие из статьи «Х–фактор». О людях, которые должны прийти на смену прогнившей власти:

«Вони прийдуть.
Вони вже йдуть.
Я чую їх кроки.
Хоча, можливо, це лише гупає моє серце».

Вот этим интересны мне письма читателей. Они не зарабатывают на своих статьях, не надеются протиснуться во власть, не манипулируют чужим сознанием. Человек просто стремится высказать всё, что наболело у него на душе. Бескорыстно. Что, удивительно?

Опять же - каждому своё. Помните, как Христос гнал торгующих их храма?

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» - сказано в Новом Завете. Не зря на Руси испокон веков уважали блаженных - дурачков, по нашим меркам.

Считаю, что для общества, погрязшего в полном «пофигизме» и получающего сполна то, что оно заслужило, подобные письма - есть слабая надежда на спасение. Не извращенцы, ковыряющиеся в испражнениях, способны вывести это общество из тупика, а подвижники.

Ибо «по плодам их узнаете их».

Вячеслав ЕРМОЛАЕВ , г.Шахтёрск

От редактора

Я благодарен нашему читателю Вячеславу Ермолаеву за поднятую им актуальную тему.

Он пишет, что его приятель, «весьма эрудированный человек» о газетах отзывается пренебрежительно: «желтая пресса». В связи с тем, что мне, к сожалению, такой термин приходилось слышать не один раз, и, как правило, от людей, только лишь именно «весьма» эрудированных (которые знают на 100 слов больше, чем остальные), выскажусь на эту тему, и, возможно, резко. Потому что такие люди, плюющие через губу, на поверку оказываются, как правило, исповедующими в жизни своей именно «желтую мораль», которая выражается и неправомерно высокой степени субъективностью, и своим личным поведением.

А вообще–то, слово эрудиция происходит от латинского eruditio - ученость, познания, и обозначает глубокие всесторонние познания, широкую осведомленность.

Как в шутку грубо говорят, эрудированный человек должен отличать Баха от Фейербаха, Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, кобеля от суки, а суку от порядочной женщины.

А для того, чтобы отличать «желтую прессу» от массовой прессы, даже не нужно иметь глубокие всесторонние познания. Тем не менее, многие люди, все–таки, не очень разбираются в значении этого термина.

Что же это такое - «жёлтая пресса»?

«Большая советская энциклопедия» так трактует значение термина «Жёлтая печать»: «Жёлтая печать» - наиболее реакционная, продажная буржуазная печать, которая в погоне за сенсацией публикует вымышленные сообщения, скандальную хронику, компрометирующие «факты» из личной жизни известных людей и т.п.

«Большой Энциклопедический словарь»: «Желтая пресса» - низкопробные периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения, дезинформацию».

Давайте же чуть более подробно остановимся на раскрытии значения термина «жёлтая пресса» - чтобы наши читатели всегда могли дать четкий и правильный ответ всем тем «весьма эрудированным людям», которые, не разбираясь в сути дела, вешают налево и направо ярлыки.

«Жёлтая пресса» - обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на выдумках, слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещении табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно–практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости за счет увеличения продаж тиража.

Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия, сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории занимают господствующее место на полосах «желтых» газет.

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика её взаимодействия с аудиторией - на что обратил внимание и В.Ермолаев.

Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности.

Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально–бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией.

«Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.

Проведя экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучив тексты этого вида печати главный редактор «Комсомольской правды» в Воронеже», кандидат наук Евгений Сазонов в статье «Феномен «желтой прессы» выделил наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения, сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

Во–первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого–натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны - порнографической. «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.

Во–вторых, «желтая» пресса не ограничивает глубину проникновения в частную жизнь людей, оказавшихся в центре общественного внимания, этическими границами.

В–третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во–первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению , но всегда - к сопереживанию. Кроме того, сенсационность «желтой» прессы часто является ложной, сообщения об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности, обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью».

Искусственные сенсации - своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие - недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность - с другой.

Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из–за этого человек не получает полного, завершенного знания.

Избыточность - усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Третья типологическая черта «желтой» прессы - тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые страницы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из–за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь на одной странице самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования.

Яркими примерами тематического эклектизма сегодня являются, к примеру, такие газеты, как та же «Комсомольская правда», которая - обращаю внимание - занимает первое место по количеству читателей по России (35 млн тираж за 2008 год).

Как видим, ни по одному из трех основных характеристик наша газета не подпадает под определение термина «жёлтая пресса»: у нас нет эпатирующего освещения табуированной тематики, у нас нет ложной, искуственной сенсационности, и нет тематического эклектизма - в газете соблюдается иерархия рубрик и тем в зависимости от информационной ценности.

А вообще на территории СССР первые представители «желтого» направления появились в 90–е годы XX века - таблоид «Экспресс–газета» и еженедельник «Мегаполис Экспресс», которые, наряду со «Спид–Инфо», стали эталоном бульварной прессы в 90–е годы. Из российских газет - это «Жизнь», «Жёлтая газета», «Твой день», «Тайны звезд». В 2009 году российская Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара–Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия», которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет. По своему оформлению и позиционированию качественной газетой является «Коммерсантъ», но в значительной степени свое существование он начал со скандальной сенсации, когда в 1991 году был опубликован псевдорепортаж о презентации компании ВИD, на которой якобы «напился Иосиф Кобзон», при этом самого певца в тот день не было в стране.

Если брать газеты, издающиеся в Донецкой области, то типичными образцами «жёлтой прессы» можно, например, назвать издания «Ёж», «7Я», «Публика». Но что, опять–таки, характерно - только одна мариупольская газета «7Я» (которая в этом году перешагнула рубеж 200 тысяч тиража, и продолжает стремительно расти дальше) превысила тиражи, наверное, всех «старых» (издающихся со времен СССР) газет Донецкой области, вместе взятых. Даже «КП», «Факты», «АиФ», «Труд», «МК», «ВД», и многие другие газеты в Донецкой области сегодня имеют разовые тиражи от трех до максимум девяти тысяч (хотя «гордо» обозначают в исходных данных десятки и даже сотни тысяч тиражей).

И скажите, какая из названных (а так же неназванных) газет имеет право называться сегодня абсолютно и сугубо серьезной аналитической газетой? Из украинских газет разве что «Зеркало недели» - одна–единственная. И всё. Но и там есть рубрики «культура» и «здоровье», статьи из которых тоже иногда можно трактовать так или иначе. Кто–то может назвать партийные издания - но и там ведь присутствует элемент «желтизны», а именно «однобокость».

И еще. А как сегодня можно назвать телевидение, подающее, как правило, одностороннюю информацию, выгодную, обычно, только власть имущим?

Возвращаясь именно к «желтой прессе» и её месту в обществе. Ярким представителем немецкоязычной жёлтой прессы является самая тиражная газета (то есть, самая читаемая) Германии, немецкая ежедневная иллюстрированная «бульварная» газета–таблоид «Bild». Ежедневно её читают около 12 миллионов человек. Издательство этой газеты - медиа–концерн Axel Springer AG (основан в 1946 году) - владеет 170 газетами и журналами в 33 странах мира, количество сотрудников - 9,7 тысячи человек, годовой оборот около 2,4 миллиарда евро.

Если лет 30 назад даже взять в руки эту «газетёнку» для политика было равносильно падению рейтинга, а то и политическому самоубийству, то теперь редко кто из политической элиты стыдится признаться в том, что он читает эту газету: будь это сам канцлер, его министры, боссы концернов, менеджеры ведущих компаний.

Так, Эдмунд Штойбер, германский политик, бывший председатель партии ХСС и премьер–министр Баварии, признался однажды, что «Бильд» («жёлтая газета) всегда у него на столе как пособие по политике, потому что «Bild» определяет повестку дня Германии».

Вот некоторые постулаты этой феноменальной газеты:
- просто о сложном,
- дать по возможности совет в каждой житейской ситуации,
- помочь в борьбе с бюрократами,
- покритиковать власть на всех уровнях.

Неоспоримое достоинство «Бильд» и ее команды: находить темы и проблемы, которые потом обсуждаются по всей стране.

Немецкая интеллигенция может посмеиваться над кричащими заголовками Bild («Ротвейлер загрыз маленького пуделя», «Верона показывает трусики») и над полуобнаженными красотками на первой полосе. Но сегодня ни один здравомыслящий политик не упустит возможности быть упомянутым в благожелательном тоне на страницах Bild - «газеты с картинками».

«Никто не оспаривает влияния «Bild», - говорила пресс–секретарь канцлера Германии Шрёдера Бела Анда (Bela Anda), некогда сама репортер «Bild».

«Bild» - это мегабренд. В Германии газету знают все», - говорит Вольфганг Бок. «Если вы поступите неправильно, «Bild» нанесет удар», - говорит Маркус Седер, председатель комиссии по СМИ в ХСС.

Поэтому давайте уже будем отходить от советской практики приклеивания ярлыков и штампов, и смотреть на мир, окружающий нас, в том числе и на газеты, не через призму давних идеологических стереотипов, и мнимого «чистоплюйства» и чванливости, а как на реальность, которая есть сегодня и сейчас.

Газет «Правда» и «Труд», в том виде, в каком они были в советское время - уже давно нет. Как и нет на теле– и киноэкранах сегодня советских фильмов на производственную тематику. Но мы продолжаем смотреть фильмы о вечных человеческих ценностях - о любви, простых человеческих отношениях, радостях и слабостях: «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Любовь и голуби», «Гараж», «Кавказская пленница», «Операция Ы» и т.д.

Наша газета рассчитана на все слои населения, на всех читателей. Многие из них вообще не приемлют политику, а другие без неё не могут, одним обязательно нужны новости о футболе и боксе, а других спорт не интересует, кому–то очень нравится рубрика «Сад», а кто–то огорода не имеет, многие хотят почитать о здоровье и психологии, кто–то - об истории нашей страны или исторических фактах и личностях мировой истории. И даже в одной семье присутствуют разные вкусы и потребности. Поэтому мы и стараемся давать наиболее широкого круга информацию. Но при этом не переходим границ общечеловеческой морали, у нас нет смакования насилия, порнографии и прочих неприглядных явлений нашей жизни - хотя это самый простой способ резко увеличить тираж и заработать денег.

И большое спасибо всем тем читателям газеты, которые эту газету приняли, которые считают ее интересной, «глубоко содержательной» и, более того, лучшей газетой в Украине на сегодняшний день. И таких людей всё больше и больше. Хотя у нас есть еще над чем работать, и мы будем стараться становиться всё лучше и лучше.

Анатолий Герасимчук

Джозеф Пулитцер, один из многочисленных эмигрантов, которые помогали в строительстве новой Америки в период после Гражданской войны. Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности.

Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке. Этот ее цветовой атрибут первоначально имел буквальное значение, ибо желтый цвет явился действительно первым цветом на страницах черно-белой газеты. Кстати, «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах.

Сам термин «желтая журналистика» обязан своим происхождением одному из новшеств, введенному Пулитцером. Начиная с 1889 года на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу «желтый парень». Этот «желтый парень», появляясь в газете «Нью-Йорк уорлд» из номера в номер, забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками.

Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World») и Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .

Желтая пресса (США)= бульварная(Франция)= таблоид(Англия)

Признаки: аршинные заголовки, провокационные материалы, резкие нападки на личность.

Желтая пресса в Европе всегда была антироссийской.

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

«Массовые» издания. Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

«Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Стиль изложения при внешней его пестроте также был примитивным.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

Широко использовались иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New YorkWorld» и «New York Journal» – «желтый парень» – стал символом этих и подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, за улучшение санитарного состояния городских кварталов и пр., сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Публикуя огромный массив коммерческой рекламы, «желтая» пресса оказала существенное влияние на формирование потребительски ориентированного общества.

Датский журналист X. Кавлинг, с восторгом воспринявший американский «новый журнализм» образца 1880–1890-х гг. и желавший распространить этот стиль в Дании, писал: «Газеты делаются не эстетами и не политиками, а журналистами, они написаны для низших классов, чтобы помочь им, информировать их и бороться против коррупции ради них... Репортеры и интервью – в центре внимания здешней прессы... Это идеальная журналистика». Однако, если учитывать всю совокупность характеристик «желтой» прессы, подобная ее оценка выглядит более чем лестной. Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

«Качественная» пресса. Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в средство массовой информации, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета –«Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов.

Политические и деловые круги США нуждались в осведомленном, влиятельном органе прессы наподобие английской «The Times», который освещал бы не только вопросы экономики и финансов, но и вооружал элитного читателя достаточно полной и объективной информацией о состоянии дел в сфере внутренней и внешней политики, общественной и культурной жизни – информацией, необходимой для ориентации в непрерывно меняющейся обстановке и для принятия обоснованных управленческих решений. Честолюбивый провинциальный издатель А. Окс, выявивший эту потребность, в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене.

В программном заявлении, опубликованном в «New York Times», Окс заявил, что газета будет предлагать все достойные опубликования новости и излагать их в беспристрастной манере «невзирая на партии, секты или интересы каких-либо групп...» Одним из фундаментальных принципов издания было провозглашено четкое разделение новостей и их комментирования.

Газета должна была превратиться в своего рода энциклопедию новостей, сообщающую обо всех значимых (с точки зрения редакции) событиях, вооружающую солидного читателя объективными фактами и документами. Окс нацеливал сотрудников редакции на сбор такой информации, которая игнорировалась другими изданиями, но была способна привлечь к газете внимание представителей деловых кругов, государственной администрации, верхушки интеллигенции. Стремление выпускать «энциклопедию новостей» обусловило появление объемной, весьма содержательной газеты, которая не опасалась оттолкнуть от себя аудиторию обилием цифр, документов, статистических данных. В огромной массе сведений, помещенных в многостраничном номере «New York Times», был способен ориентироваться лишь образованный, хорошо подготовленный читатель – представитель элиты.

Газета завоевала репутацию хорошо информированного, респектабельного органа информации, посвященного в хитросплетения политических и экономических проблем. К мнениям и оценкам, высказываемым в редакционных статьях и других публикациях «New York Times», были вынуждены прислушиваться американские и зарубежные политики, представители деловых кругов. Оценивая общественно-политическую роль этой газеты, американский исследователь и критик прессы Н. Хомски назвал ее нью-йоркской «Правдой».

Новая «качественная» газета не была чужда новшеств. Так, стремление обеспечить фактическую точность публикуемых сообщений заставило редакцию завести развитую, систематически организованную службу документации –своего рода прообраз современного банка данных, откуда журналисты могли оперативно получить необходимый им справочный материал и документы (например, биографические сведения о политиках и бизнесменах, экономическую и политическую статистику, тематические подборки газетных вырезок и фотоиллюстраций). Впоследствии наличие этой службы помогло редакции неоднократно опережать конкурентов в оперативности и полноте информирования. И в наши дни «New York Times» продолжает быть газетой, подготовленной к сверхоперативному отражению мировых событий. К примеру, служба документации редакции имеет заранее заготовленные некрологи на всех крупнейших политиков и выдающихся людей современного мира с обстоятельным перечислением основных этапов их биографии и свершений. В случае смерти такого человека подготовка некролога к опубликованию занимает считанные минуты.

Газета «New York Times» располагала (и располагает сейчас) хорошо организованной рекламной службой, которая превратила это издание в высокодоходное предприятие. В последние десятилетия, когда «New York Times» стала доминирующим изданием среди ежедневных газет мегаполиса Нью-Йорка, ее содержание и методы подачи информации претерпели трансформацию. Чтобы сохранить сегодня свое монопольное положение на многообразном и чрезвычайно богатом нью-йоркском рынке газетной рекламы, она обязана сочетать в своей деятельности признаки «качественного» и «массового» издания.

38. Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. (на примере США и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».

На стыке XIX-XX веков и в канун Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки переживали бурный промышленный рост. По объему выпускаемой промышленной и сельскохозяйственной продукции США обогнали все остальные страны. Это быстрое развитие сопровождалось усилением концентрации промышленности и централизации банковского капитала, что неизбежно вело к усилению внешнеполитической и экономической экспансии, стремлению к переделу уже поделенного «старыми хищниками» мира. Именно президент Теодор Рузвельт стал воплощением устремлений американского империализма.

Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является моноподиетическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции.

В США, например, первые моно-полистические

газетные объединения – так называемые цепи – появились в начале ХХ в. Их

появление связано с именами Херста и Скриппса-Говарда. Эти издатели стремились

установить контроль над возможно большим числом газет, а также захватить

производство бумаги. Комиссия по вопросам свободы печати в своем докладе Конгрессу

США в 1947 г. отмечала постоянное уменьшение количества газет с 1909 г., несмотря на

рост населения. Более половины принадлежала крупным концернам. Во второй

половине ХХ в. этот процесс углубился. В большинстве стран развернулась так

называемая «комплексная» монополизация СМИ, вопреки антитрестовскому

законодательству, когда крупные газетные концерны становятся владельцами радио- и

телестанций.

В 1920-е годы лорд Нортклифф контролировал крупнейшие и влиятельные британские газеты Times, Daily Mail, WeeklyDispatch, Evening News, его брат лорд Ротемир владел газетами Daily Mirror, Sunday Pictorial, Daily Record, Sunday Mail. Общий тираж этих изданий превышал 6 млн. экз.

Историю «прогрессивного» десятилетия американской журналистики нередко определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Считают, что сам этот термин впервые употребил в своей речи 14 апреля 1906 года. Теодор Рузвельт, хотя еще раньше, а именно 10 февраля того же года, это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс».

Резкие статьи о трестах, финансовой элите, недоброкачественных продуктах и злоупотреблениях железнодорожных компаний появлялись в ежедневных газетах и массовых журналах, таких как «Макклюрс» и «Колльерс». «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, ставивших своей задачей привлечь внимание американского общества к различного рода злоупотреблениям и коррупции во всех сферах общественной жизни США и ратовавших за проведение ряда демократических реформ».

Это своеобразное течение в американской журналистике, которое было направлено против принявшей огромные масштабы в Америке эпидемии коррупции, взяточничества и разложения в среде богатых и власть имущих, не вылилось ни в движение, ни в создание какой-либо организации. Участников этой оппозиции (интеллигенцию, представителей мелкой и средней буржуазии) объединяла, пожалуй, лишь вера в возможность «исправления дурных нравов» и демократических реформ в условиях позднего капитализма.

Среди прогрессивистов выделялись «макрекеры», активно разоблачавшие несправедливости этого мира. Хотя Теодор Рузвельт в своей борьбе против монополий и опирался на новую агрессивную журналистику, но он считал, что в своих выступлениях журналисты идут дальше положенного, выгребая слишком много грязи и навоза. Об этом он открыто заявил в своей «речи не для печати», произнесенной в 1906 году в Газетном клубе в Вашингтоне.

В целом «макрекерство», по Гарри Стейну, имеет следующие характеристики:

§ делает явной скрытую ситуацию;

§ показывает перспективы развития ситуации;

§ контролирует ситуацию;

§ указывает основное направление действий;

§ подстрекает ответ аудитории;

Для лучших произведений «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными – и это связывалось не только с подготовкой к возможному отстаиванию своей правоты в суде в ответ на обвинения в клевете. Макрейкеры стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике, подчеркнуто дистанцируясь от беспринципной практики «желтого журнализма».

Относится, прежде всего, к оформлению.

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World » Пулитцера и «New York Journal American » Херста из-за комикса «Жёлтый малыш » (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril ), которую он и пародировал - жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

Видео по теме

История развития

Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим - ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка», которая позиционировала себя как издание для низших слоев населения - об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своем прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году , когда в «Московском комсомольце » вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет - тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы - это было в новинку, это было свежо и интересно.

Первые представители направления появились в 1990-е годы - таблоид «Экспресс-газета », «СПИД-Инфо », еженедельник «Мегаполис-экспресс ».

Современные жёлтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают, «Мегаполис-экспресс », являющийся пионером скандальной прессы, уступил своё место «Комсомольской правде » (тираж 35 млн) и другим типичным изданиям («Твой день » - бывш. «Жизнь») . Отмечен рост роли рекламы в жёлтой прессе .

Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда » :

Типологические черты и используемые методы

Евгений Сазонов выделяет следующие особенности жёлтой прессы:

  1. Эпатирующее освещение табуированной тематики;
  2. Сенсационность;
  3. Тематический эклектизм;
  4. Доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки, связанные не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией, которая более интересна, чем само содержание текста.
  2. Заголовки, представляющие собой один из нескольких тезисов публикации. От содержательных заголовков качественной прессы бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории, а привлекают внимание какой-либо деталью. Слова и словосочетания, используемые в заголовках, крайне часто повторяются и опираются на желание людей стать свидетелем некоторого необычного события, либо носителем уникальной информации (которая часто преподносится как информация для избранных). Наиболее яркими примерами словесного однообразия является использование слова «шок», описание подведённых итогов каких-либо событий из жизни общества и его отдельных представителей («названы», «рассказал», «объяснила»), стремление придать сенсационность («раскрыт секрет»), отсылка к якобы уже имеющейся реакции общества («Россия потрясена»).
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют:

  1. Промежуточные издания , которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых»;
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «жёлтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно жёлтые издания . Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности .
  4. Полупорнографические и порнографические издания [ ] , для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов и уклон в сторону освещения девиантных половых отношений.

Мнения

См. также

Примечания

Литература

  • Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. - 2013. - № 2 . - С. 7-15 . - ISSN 2223-151X .
  • Auxier, George W. (March 1940), "Middle Western Newspapers and the Spanish American War, 1895–1898 ", Mississippi Valley Historical Review Т. 26 (4): 523, DOI 10.2307/1896320
  • Campbell, W. Joseph (2005), The Spanish-American War: American Wars and the Media in Primary Documents , Greenwood Press
  • Campbell, W. Joseph (2001), Yellow Journalism: Puncturing the Myths, Defining the Legacies , Praeger
  • Emory, Edwin & Emory, Michael (1984), The Press and America (4th ed.), Prentice Hall (англ.) русск.
  • Kaplan, Richard L. "Yellow Journalism" in Wolfgang Donsbach, ed. The international encyclopedia of communication (2008)


Поделиться