Правовое положение администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Чем организация отличается от учреждения

К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества) , учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо), пароходства, аэропорты и др.): связи (телеграфы, почтамты, узлы связи tx др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:

Образования (школы, высшие учебные заведения и др.);

Науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);

Культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

Здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

Социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридически лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

30. Административно-правовое регулирование прохождения и организационное обеспечение государственной службы.

Еще по теме 29 Понятие и виды предприятий, учреждений.:

  1. Ужесточение контроля за деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений
  2. 53. Доходы и расходы предприятия: понятие, сущность, виды.
  3. 21.Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания, управления и особенности прекращения.
  4. 75. Международные расчеты отечественных предприятий и организаций: понятие, основные виды.
  5. 33. Создание и прекращение деятельности предприятий и учреждений.
  6. 4.3. ПОНЯТИЕ ЛЕВЕРИДЖА (РЫЧАГА) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВИДЫ РЫЧАГОВ
  7. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  8. Определение целей государства применительно к каждому предприятию учреждению
  9. § 3. Страхование имущества предприятий, учреждений и организаций
  10. 10.Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
  11. ЧАСТЬ II. Финансы предприятий, организаций, учреждений
  12. Финансовые учреждения: депозитные учреждения и недепозитные учреждения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных субъектов административного права

К числу субъектов административного права относятся предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социальнокультурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от форм собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и видам собственности государственные предприятия подразделяются на федеральные предприятия и предприятия субъектов Федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По характеру (виду) выпускаемой продукции или оказанию услуг, т. е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэрокомпании и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, универсамы, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т. п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях такого вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения так же, как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
1) по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
2) по масштабу и значению своей деятельности (федеральные, субъектов Федерации, местные);
3) по характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
а) образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
б) науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.)
в) культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
г) здравоохранения (больницы, поликлиники);
д) социальной защиты (интернаты и др.).
е) исполняющие уголовные наказания и т. д.
К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы), члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Их наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Органом исполнительной власти государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций является их администрация.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий уставной субъект, имеющий права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие - также товарный знак.

Свою деятельность предприятие проводит в соответствии с Законами «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г., «О собственности» от 07.02.91 г., «О предпринимательстве» от 26.02.91 г., другими законами и законодательными актами Украины, а также на основании устава, утверждаемого собственником имущества с участием трудового коллектива.

Предприятие создается в соответствии с решением собственника имущества или уполномоченного им органа и проходит государственную регистрацию в исполнительном комитете районной, городской, районной в городе рады или районной местной государственной администрации по месту нахождения предприятия. Для этого в исполнительном комитете соответствующей рады подаются заявление, решение учредителя о создании, устав и другие документы, установленные законодательством.

Отказ в государственной регистрации предприятия может возникнуть из-за нарушения установленного Порядка его создания, а также в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. По мотивам нецелесообразности создания предприятия отказ в государственной регистрации не допускается. Если государственная регистрация предприятия не была проведена в установленный срок или в ней отказано по мотивам, которые учредитель предприятия считает необоснованными, он может обратиться в суд.

В уставе предприятия определяются собственник, наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок создания имущества предприятия, условия реорганизации и прекращения деятельности. Отдельными видами деятельности предприятие может заниматься лишь на основании специального разрешения. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, а также порядок получения лицензии установлены в ст. ст. 3 и 4 Закона «0 предпринимательстве».

Теория административного права относит к субъектам государственного управления не предприятие в целом, а лишь его администрацию в соответствии с определенной предприятием структурой управления и установленными штатами.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основании сочетания прав собственника на хозяйственное использование своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Руководитель предприятия нанимается (назначается) собственниками путем составления контракта (договора, соглашения); в котором определяются права, срок найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Украины.

Руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных уставом к компетенции трудового коллектива, других органов управления данного предприятия. Собственник имущества не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность руководителя предприятия. Последний самостоятельно назначает и освобождает от должности заместителей, руководителей и специалистов подразделений аппарата управления и структурных подразделений, а также мастеров и старших мастеров. Руководитель предприятия устанавливает состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов и допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, либо возникновения в связи с этим спорных вопросов предприятие имеет право обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным. Органы исполнительной власти строят свои отношения с предприятием с использованием экономических методов. Им запрещается устанавливать какие-либо виды налогообложения, кроме определенных законами Украины.

Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своего труда, а также статистическую отчетность. Эти данные обязательно предоставляются органам государственного управления в соответствии с требованиями законодательства.

Контроль отдельных сторон деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, контрольно-ревизионная служба, государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью, другие органы в соответствии с законодательством Украины. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов, если они выходят за пределы своих полномочий.

Предприятие обязано: охранять окружающую среду от загрязнения и других пагубных воздействий; возмещать соответствующей Раде убытки, причиненные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей среды; соблюдать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья своих работников, населения и потребителей продукции; в случаях, предусмотренных законодательством, предприятие обязано платить штрафы.

Предприятие принимает участие на добровольной договорной основе в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, которая проводится государственными органами или органами местного самоуправления. Оно обязано создавать за счет своих средств, по решению органов местного самоуправления, специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью и организовывать их профессиональную подготовку.

Рада имеет право привлечь предприятия к непрофильным работам в случае стихийного бедствия, а также на основании Указа Президента Украины, в связи с чрезвычайными ситуациями.

Ликвидация и реорганизация предприятий проводится по решению собственника, а в случаях, предусмотренных Законом «О предприятиях в Украине», по решению собственника и при участии трудового коллектива или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, либо по решению суда или арбитражного суда. Условия ликвидации и реорганизации предприятия закреплены в ст. 34 вышеназванного закона.

Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра Украины.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, создаваемой собственником или уполномоченным им органом, а в случаях банкротства предприятия - хозяйственным судом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Предприятия могут объединяться в ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны и другие объединения по отраслевым, территориальным и другим принципам. Они действуют на основании договора или устава, утвержденного их собственниками или учредителями. При этом предприятия сохраняют права юридического лица. Объединения являются юридическими лицами и регистрируются в том же порядке, что ми предприятия.


Вместе с тем деятельности предприятий часто сопут­ствует выполнение отдельных функций, характерных для учреж­дений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характер­ную для предприятий (например, в научно-исследовательских уч­реждениях часто функционируют экспериментальные и другие за­воды, различные производственные подразделения). В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113)

Чем организация отличается от учреждения

В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать этим целям.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично -ст.

120 ГК РФ. а Организация — может быть как коммерческой, т.е. с полученим прибыли. как юр.лицо (Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде — ст. 48 ГК РФ, В этом случае «образовательное учреждение» может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др.

Учреждение функционирует на основе устава.

В нем должны содержаться сведения о наименовании и месте нахождения учреждения, предмете и целях деятельности, порядке управления, источниках формирования имущества и др.

Собственник учреждения обязан финансировать учреждение полностью или частично.

Поскольку органам государственной власти запрещено вести деятельность, приносящую доход, то финансирование таких учреждений должно полностью осуществляться за счет соответствующего бюджета.

Учреждение (организация) это

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А.

А. Корнеева». «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Чем отличается организация от предприятия: практический аспект

Давайте для расширения кругозора пройдёмся ещё.

Итак, субъекты экономической деятельности могут принимать различные организационные формы (технические предприятия, общество с ограниченной ответственностью) и действуют в строго определённом секторе. Тогда как объединения присутствуют везде, где есть хотя бы два человека.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели?

По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Разница между учреждением и организацией

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным.

Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Основные понятия:

организация; администрация; предприятие; учреждение; государственное предприятие; акционерное общество; производственный кооператив; потребительская кооперация; фонд; общественное объединение; политическая пария; благотворительная деятельность; религиозное объединение.

Государственные и негосударственные предприятия и учреждения

Участниками (сторонами) административных правоотношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органом управления организации является администрация. Ею может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный исполнительный орган (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначенный орган, либо которому коллектив работников делегировал права по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри своей организации в пределах предоставленных ей полномочий, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. Иначе говоря, администрация организации может быть только участником внешних административных правоотношений. В отличие от органа исполнительной власти администрация организации не является субъектом внешнего управления, так как не обладает для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.

Вопросы деятельности, полномочий организаций в разных аспектах являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, трудового и др. Административно-правовой статус организаций определяется, прежде всего, их организационно-правовыми формами, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, целями их деятельности, а также соотношением с органами исполнительной власти.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (частные, общественные объединения). Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть республиканские и местные - районного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться в организационно-правовых формах таких как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды предприятий по отраслям: промышленные - заводы, фабрики, шахты, рудники и др.; сельскохозяйственные - кооперативы, артели, товарищества и др.; транспортные - железные дороги, аэропорты и др.; связи - почтамты, телефонные станции и др.; жилищно-коммунальные - жилищно-эксплуатационные конторы; строительные, торговые и другие предприятия.

Подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в зависимости от цели их деятельности. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных, унитарных предприятий; некоммерческие - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предприятия могут создаваться государственными органами, или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества, или органами, уполномоченными на то собственниками имущества.

Учредительным документом предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В соответствии с ГК предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако законодательство предусматривает особые правила для государственных предприятий. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия - это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственное предприятие, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые предприятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях - по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы.

Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом.

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Руководитель предприятия без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание его несостоятельным (банкротом).

ГК РБ предусматривает, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления.

В целом, для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных республиканскими законами.



Поделиться