Два композиционных центра в фотографии. Лучший способ изучения основ композиции

10 советов, которые помогут Вам улучшить композицию своих фотографий. Всякий раз, когда Вы задумываетесь, выясняя, каким образом составить фотографию, Вы можете воспользоваться этими советами, чтобы получить хорошие снимки.

Простыми словами, “правило нечетного” состоит в том, чтобы иметь нечетное число объектов в Ваших фотографиях. Как пример, фотография только одного объекта или группы из трех человек. Эта методика делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу.

Эта фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении.

Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной.

Ограничение фокусировки является простым способом добавить самого фокуса. Это, возможно, нужно не во всех фотографиях, но полезно всякий раз, когда у Вас есть объекты, которые Вы хотите скрыть. Наиболее привычное использование этой методики ориентировано на размытие нежелательного фона. Вы можете уменьшить глубину резкости своих фотографий при использовании большой апертуры (напр. F1.8), приближении изображения, и использование камеры с большой чувствительностью (напр. полный кадр DSLR).

Если бы деревья на заднем плане были в фокусе, это отвлекло бы от темы этой фотографии. Размытый фон подчеркивает фокус на паре.

Размывание фона помогает привлекать внимание к людям.

Хороший способ постановки центра фокусировки состоит в том, чтобы создать максимально простое изображение. Самый удобный способ сделать это - ограничить количество объектов в Вашей фотографии. Вы можете также использовать предыдущий совет, чтобы размыть нежелательные объекты.

Простота этой фотографии ясно дает понять идею. Простая фотография привлекает внимание и заставляет людей смотреть на него дольше.

Центрирование объекта создает баланс фотографии. Центрирование смотрится лучше всего на простых фотографиях с небольшим количеством объектов.

Вы можете улучшить акцент на предмете, сохраняя пространство вокруг объекта свободным.

Скучный объект становится интересным, если сохраняется простота и центрирование.

Это один из самых эффективных и популярных способов композиции фотографии. Вы можете улучшить свои фотографии, используя эту методику. “Правило третей” добавляет интерес фотографии, выравнивая объект съемки по одной из четырех точек воображаемого 3x3 прямоугольника, сделанного на основе Вашего изображения.

Простое изображение стало более интересным, после применения правила третей.

Снимая портреты, Вы можете использовать правило третей, для добавления фокуса глазам. Просто позиционируйте глаз или область между глазами по правилу третей, чтобы создать хороший портрет.

Ведущее пространство - пространство перед объектом. Этот элемент обычно используется совместно правилом третей для создания более интересной фотографии. Оставляя участок пространства перед объектом, зритель будет видеть продолжение действия.

Сноубордер позиционирован по правилу третей с некоторым ведущим пространством перед ним.

Оставление некоторого ведущего пространства перед бегуном заставляет фотографию выглядеть более активной. Это также обращает больше внимания в закат.

Оставление участка пространства позади бегуна заставляет появится эффект завершения бега.

S Кривая - воображаемая полоса в фотографии в форме буквы S. Этот тип полосы заставляет фотографии выглядеть более интересной,заставляя направлять взгляд по заданной траектории.

Пример магистрали с кривой S. Эта фотография простого пейзажа сделана более интересной с помощью кривой S.

Похожая фотография магистрали, но без кривой S является менее динамичной.

Самые ранние примеры кривой S использованы в греческих и римских скульптурах.

У большинства фотографий есть средний и задний планы, и совсем малое место уделено переднему плану. Вы можете улучшить свои пейзажные фотографии включением некоторых объектов переднего плана. Это незаменимая методика для того, чтобы создать ощущение масштаба и заставить зрителя чувствовать, что он или она находится в фотографии.

Скалы в этом пейзаже добавляют фотографии масштаб и ощущение глубины.

Добавление большего количества переднего плана фотографии добавляет ощущение реальности.

Когда Вы думаете, что находитесь достаточно близко к объекту, попытаетесь подойти еще ближе. Заполните большую часть кадра объектом, и Вы получите абсолютно иную композицию. Зачастую более привлекательную.

Близость к объекту и заполнение кадра волчьей головой придают больше акцента волку и создают больше драматизма. На обеих фотографиях один и тот же волк, но истории, которые он рассказывает, являются совершенно разными.

Вот творческий способ добавить передний план к Вашим фотографиям! Используйте элементы вокруг Вас, чтобы создать изображение, обрамленное объектами. Эта методика - отличный способ добавить привлекательности фотографии и создать изображение, отделенное от остальных.

Эта фотография использует силуэт, чтобы создать обрамление вокруг Тадж Махала.

Рамка не должна выделяться или иметь конкретную форму. Она может быть естественной как два дерева на этом снимке.

Для того, чтобы не упустить удачный снимок, нужно научиться не только быстро обращаться с фотоаппаратом, но и заранее видеть и представлять будущий кадр. Фотограф должен быстро оценивать обстановку и решать, какая компоновка кадра будет наиболее удачна в конкретной ситуации. Чтобы научиться быстро компоновать кадр, нужно освоить принципы быстрой оценки обстановки.

Когда вы учитесь, вам приходится много думать о композиции, прорабатывать все детали, но со временем это всё будет выполняться автоматически. Эти действия перейдут в подсознание и вам больше не придется тратить на эту работу столько времени и сил. Всё будет получаться само собой, но для того, чтобы достигнуть такого результата, нужно упорно тренироваться.

Пример №1

Разберем ход мыслей фотографа при съемке цветов и уток.

  1. Цветы красивые. Они должны быть на переднем плане в фотографии. Если погода ветреная, то подойдет ежим приоритета выдержки.
  2. Если присесть, то на фоне окажутся утки. Их цвет кардинально отличается от расцветки цветов. Если сделать фон размытым, появятся интересные цветовые пятна.
  3. В воде плавает какой-то мусор. Он не должен попасть в кадр.
  4. Камера настроена, приседаем, зумируем, фокусируемся.... и... Вот наш кадр:

  1. Темноватые цветы занимают половину снимка и находятся справа. Желтое пятно от утки очень яркое, но благодаря небольшому размеру оно не сильно отвлекает на себя внимание. Кадр получился сбалансирован.
  2. Кадр скомпонован по правилам золотого сечения. Фон размыт не сильно. Силуэт утки узнаваем.

Пример №2

  1. Здание выглядит мрачновато при солнце, которое спряталось за тучи. У стен интересная структура. С этим можно что-то сделать.
  2. Использоваться будут замысловатые изгибы стен, так как именно они привлекают внимание.
  3. Если присесть и снять стены с низкой точки, они будут на фоне неба. Это должно выглядеть не плохо.

Вот, что получилось:

  1. Изгиб стены справа и наклон стены слева ведут взгляд зрителя к центру кадра.
  2. Текстура обеих стен также ведет взгляд зрителя к центру. На фоне неба кирпич смотрится отлично.
  3. Нижняя левая часть образует точку входа, что соответствует правилу Золотого сечения.
  4. Правая стена своим изгибом также находится в точке золотого сечения.

Пример №3

  1. В глаза сразу бросается небо.
  2. Стекла создают зеркальную поверхность. Это можно использовать.
  3. Зеленая трава позволит создать рамку и придать снимку контрастность.
  4. Осталось подойти к зданию и найти наилучшую позицию для снимка.

И вот, что получилось:

  1. Отражение облаков заставило поработать с компенсацией экспозиции.
  2. Вертикальная стойка здания расположилась в правой трети кадра.
  3. В левой трети снимка много облаков, которые привлекают внимание.
  4. Отражение добавляет дополнительный акцент на облаках. Смотрится красиво.

Понимание композиции - это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.

Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.

Шаг 1 - Не пытайтесь быть совершенным

Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильные и привлекательные изображения.

Шаг 2 - Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Шаг 3 - Правило третей

Одно из простейших правил композиции - это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.

Шаг 4 - Композиция в пейзаже

Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр. О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.

Шаг 5 - Линии

Линии в изображении - один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно - иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.

Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.

Шаг 6 - Формы

Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.

Шаг 7 - Контраст

Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.

Шаг 8 - Формирование кадра

Эффективное формирование кадра - основа сильной композиции. Естественное желание - поместить главную точку фокуса точно по центру, но это чаще всего выглядит странно и оторвано от окружения. Попробуйте расположить ее ближе к одной из сторон или к углу, чтобы посмотреть, сможете ли вы создать контекст и взаимосвязи. Стоит заметить, правда, что часто портреты выглядят наиболее ярко, когда объект расположен по центру. Так что вам стоит поэкспериментировать, не принимайте одно единственное решение о компоновке кадра и не останавливайтесь на нем, исследуйте все ваши возможности.

Шаг 9 - Негативное пространство

Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.

Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.

Шаг 10 - Угол

Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете. Чаще всего самый простой способ - снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.

Шаг 11 - Слои

Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план - самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.

Шаг 12 - Симметрия и узоры

Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.

Шаг 13 - Кадрирование

В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.

Шаг 14 - Практика, практика и еще раз практика

Итак, мы изучили ряд композиционных принципов, которые могут действительно помочь вам на вашем пути создания более сильных и увлекательных изображений. Как только у вас появится возможность, попрактикуйтесь в использовании этих предложений. Что бы вы ни снимали: пейзажи, портреты, макро, - всегда есть пространство для экспериментов по совершенствованию вашей композиции, шанс сделать ваш кадр хоть немного, но более ярким.

Только, пожалуйста, запомните, что не бывает простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.

Почему нам, зрителям, одни фильмы нравятся, а просмотр других навевает тоску? У каждого есть свои любимчики – кинокартины, смотреть которые мы готовы в десятый раз подряд. Что влияет на нашу привязанность?

Каждый кадр в фильме играет большую роль. От того, насколько картинка на экране идеальна, зависит впечатление о фильме в целом. Профессионально снятое кино легко отличить от посредственного: если сделать стоп-кадр, то картинка будет похожа на произведение искусства, ну или на хорошую фотографию.

Как добиться такого эффекта? Все просто. Необходимо знать правила построения кадра. Над композицией (расположение объектов в кадре) работают много людей. Во главе стоит главный оператор, его мастерство – залог успеха для любого фильма.

Грамотный оператор знает секреты, которые помогают ему правильно выстроить интересную картинку.

А вы хотите узнать самые важные композиционные приемы? Тогда, поехали!

Правило третей

Пожалуй, наиболее используемый прием в кинематографе. Он простой, но в то же время работает на все 100%.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Мы сразу обращаем внимание на глаза героини, чего и добивался оператор.

Как ? Делим экран условно на три части по горизонтали и вертикали. Пересечения разделяющих линий и будут теми самыми областями, куда нужно располагать значимые объекты в кадре. Картинка выглядит динамично и привлекает внимание зрителей.


Кадр из фильма «Марсианин». Линия горизонта проходит по верхней трети, что делает поверхность Марса более выразительной.

В случае с горизонтом возможны два варианта его расположения: на первой трети (усилить внимание на земле) или второй (акцент на небо).

Фокус

Еще один часто встречающийся случай, когда оператор хочет выделить конкретный объект – он делает его в фокусе. Все, что вокруг, наоборот – размывается, тем самым делая упор на изображение в фокусе.

Свет

«Свет! Камера! Мотор!». На любой съемочной площадке свет – жизненно необходимый атрибут. Без него никак нельзя. Возможности света безграничны. Грамотно применяя их в кадре, легко добиться нужного эффекта.

Посмотрите, как мастерски подошел оператор фильма «Великий Гэтсби» к постановке кадра. Мы видим сразу два приема: фокус и свет, который подсвечивает лицо героя, тем самым направляя внимание зрителей в нужное место.

Оператору «Марсианина» блестяще удалось применить «фишку» со светом. На подсознательном уровне мы сразу обращаем свой взгляд на освещенное место, которое выделяется на общем затемненном фоне. Кроме того, глаза героини указывают нам куда смотреть.

Насыщенность


Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Внешний облик героини явно выбивается из общей картинки. Свет, что падает на нее справа, еще больше делает акцент на ее яркости.

Как еще можно привлечь внимание? Сделать объект ярким, выделяющимся на фоне всего остального в кадре. Подсознательно мы реагируем на яркие, красочные цвета.

Симметрия

Грамотно применяя симметрию, можно добиться потрясающих результатов. Такое явление не встречается в природе, поэтому симметрия в кадре так притягательна для нашего взора. Однако с таким приемом следует быть осторожным. Слишком много подобных кадров отвлекают от повествования.

Диагональ и перспектива

Человек воспринимает шкалу времени особым образом: по левую сторону – прошлое, а справа – будущее. Следует помнить об этом, и выстраивать кадр по диагонали.


Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Лестница идеально показывает пример использования диагоналей в кадре.

Что такое перспектива? Для наглядности, представьте два параллельных рельса, которые сходятся в одной точке горизонта.

Наличие перспективы в кадре придает необходимые объем и глубину. Картинка смотрится гораздо интереснее.

Различные планы

Наверняка вы слышали о планах в кадре. Передний, средний и дальний. В зависимости от того, на что следует обратить внимание зрителей, используется каждый из них.

Существует еще один вариант, который совмещает в себе сразу несколько планов. Такая композиция смотрится гораздо интереснее, а картинка перестает быть плоской.

Вот вы и узнали о «фишках», которые делают наши любимые фильмы такими крутыми. Удивительный мир кинематографа еще чуточку приоткрыл свою завесу. Стало понятно, как режиссеры и операторы добиваются идеальной композиции в кадре.

А теперь, вперед смотреть любимые фильмы и считать приемчики! 🙂

Композиция - это правильное расположение и сочетание всех элементов кадра (фото или видео, особого значения не имеет), их совокупность, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма. Одно из основных правил композиции - это правило золотого сечения и третей. Мысленно разделите кадр на три равные части по горизонтали и вертикали, и представьте эту сетку.

Что такое Золотое сечение?

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Более подробно читаем на http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_сечение

Что такое правило третей?

Правило третей - это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. При определении зрительных центров кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант дает деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон. Более подробно читаем на http://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_третей

Каждая линия, проходящая по экрану, делит его на две части. Причем одна из частей по площади больше другой ровно в два раза. Две вертикальные и две горизонтальные линии, четыре точки пересечения. Хотите, чтобы ваши кадры не вызывали у зрителя отторжения на уровне психологии (неважно, что там в них изображено)? Старайтесь располагать основные элементы кадра на пересечении невидимых линий, не забывая о взглядах и движениях.

При съемке морских пейзажей линия горизонта обычно располагается так, что делит кадр в соотношении 1:2, то есть две трети кадра должно занимать море или небо. Не рекомендуется располагать линию горизонта посередине кадра - это отвлечет зрителя от основного объекта съемки.

Умение вписать главные объекты в "золотое сечение" - одно из искусств, которым необходимо овладеть видеооператору. Обращаю внимание, что для тренировки в выстраивании "Золотого сечения" не обязательно постоянно глядеть в видоискатель камеры, тренироваться можно всегда и везде, просто представляя, как бы вы скадрировали те картины, что видите перед собой каждый день в быту. Мысленно накидывая сеточку "Золотого сечения" на любую сцену, вы получите неплохую тренировку.

Любую, даже хорошо сделанною съёмку можно испортить неправильной композицией. Композиция - это не только умение грамотно расположить объекты в кадре, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего оператор находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.

В процессе съемок вы часто будете сталкиваться с ситуацией, когда (по самым разным причинам) главный объект начинает выходить из кадра. Вот он нарушил пропорции золотого сечения, вот уже у самого края... Что делать? Если вы снимаете футбольный матч - тогда ответ очевиден, старайтесь вести мяч и группу игроков вокруг него и дальше, обычно соревнования снимаются для того, чтобы зритель мог точно знать, кто, на какой секунде, какой ногой… и т.д. Если за кадром произойдет что-то важное (а много ли надо времени, чтобы забить гол?) - разумеется, ценность вашей съемки сразу и резко снизится. Но мы вроде толкуем о художественной съемке? Тогда задумайтесь: сцена, в которой герой подбегает к границе кадра, затем зритель видит судорожное движение видеооператора с целью не дать ему "сбежать"... Мое (и не только мое) мнение - сцена, пригодная к любованию, уже закончилась, причем в тот момент, когда герой пересек границу не кадра, а еще только разрушил его композицию. Что делать? Вот именно в момент разрушения композиции? Если нельзя плавно, ненавязчиво для зрителя, подстроить кадр - то у Вас два выхода.

    снять следующий план, где герои опять вписаны в сечение. Причем следующий кадр должен будет "подхватывать" объект именно на том моменте, как он начал своими движениями "ломать" красоту предыдущего. Возможно, следующий план надо будет сделать не неподвижным (а то опять человек промелькнет в кадре, и лови его в третий раз), а сразу задать некоторое панорамирование камеры, чтобы любоваться хорошим кадром подольше. Кадр, который вы хотите пристыковать к предыдущему, кроме того, что должен быть эстетически красивым, должен соответствовать еще нескольким условиям, о которых ниже. Но если коротко - он должен отличаться от предыдущего, но так, чтобы отличие не било по глазам слишком сильно. Читайте дальше, и все станет понятно;

    дать главным действующим лицам выйти из кадра. Не стоит постоянно сопровождать камерой все движения героев или важных предметов. Пусть временами герои выходят из кадра. Причем, сцена должна обрываться не на том моменте, когда одной ногой человек уже там, за кадром. Только после того, как объект исчезнет с экрана полностью, давайте следующий кадр.

При репортажной съемке, когда нет железно установленного порядка съемок, и вы не можете потребовать переиграть сцену, вам постоянно придется думать, как скомпенсировать неожиданное, не предусмотренное вами изменение композиции кадра. При постановочных съемках, разумеется, просто надо будет переиграть сцену, а при отсутствии такой возможности? Если вы не просто видеооператор, а видеограф - т.е. человек, полностью делающий законченный видео-продукт, то постоянный поиск решений в этой области будет постоянно сопутствовать вам на вашем творческом пути. Выпустить объект из поля зрения, сопровождать его или срочно искать следующий кадр - именно на вас лежит выбор.

Более подробно изучаем матчасть на http://www.ixbt.com

Правило трех

Это не «Правило третей», а немного другой приём, который можно назвать как «правило трех» или «магия чисел». Когда присутствие третьего объекта в кадре добавляет ему привлекательности.

В кадре где две водоплавающие птички - снимок, скажем, не очень хорошо смотрится. Вроде бы и присутствует некое равновесие, но что-то не так. «Добавим» на снимок еще одну птичку. Вот… согласитесь уже другой вид! Присутствие третьего объекта на снимке добавляет ему привлекательности.

Кстати, «магия чисел» действует не только на количество самих объектов, но и на их свойства – ради эксперимента попробуйте использовать три доминирующих цвета, три зрительных области кадра, три линии.

Возможно, этот приём как-то связан с тем, что композиция должна быть сбалансирована, уравновешена, чтобы приятно смотреться. Не знаю, но факт есть факт – «правило трех» работает в большинстве случаев!

Правило Диагонали

Сюжет кадра располагается по линии диагонали.

Пример на верхнем рис. - Делим нижний край кадра пополам на две части. Каждую из этих двух частей делим еще на три части. Точно так же поступаем и с правым краем кадра. Проводим диагональ и линию, которая на рисунке показана красным цветом. Объекты должны располагаться по этой пунктирной диагонали. Особо важные части сюжета должны располагаться по красной линии.

На нижнем рисунке , показан момент восхождения группы экскурсантов на крутой берег реки. Построение кадра по диагонали в этом случае создает впечатление движения людей.

Другие варианты построения кадра, вы можете легко найти в интернете. Ну а ниже, я предлагаю вам посмотреть видеоролики для более полного понимания этой темы. Рекомендую иностранный урок - киношкола, методы обрамления. Есть примеры из кинофильмов и правило диагонали также показано. Видеоуроки лучше смотреть по порядку, сверху вниз.

Небольшая подборка видеоматериалов уроков на тему « Композиция кадра: Золотое сечение и правило третей».



Поделиться