Интервью с фотохудожником. Интервью с фотографом константином трубниковым

"Какие ваши эмоции и мысли оттого, что немного приоткрыта часть вашей личной, более интимной жизни?"
Не однозначно... Но, считаю, что она пока еще не приоткрыта...

Ля: Если бы тебе был дан шанс прожить давно ушедший в прошлое один день. Что за день бы это был и почему именно он?

Константин Трубников:
Ля, а можно два?... а три?... а… Как ты говоришь: «Может совсем остаться?» …
Если серьезно, Ля, меня сегодня с утра свербела только одна мысль: Кому я и что сделал в прошедшей жизни плохого, кому могу помочь, дабы исправить положение в будущем (словно слетал в прошлое на машине времени и поменял свое реальное). Чтобы моя душа была чиста… В течение дня мои мысли не одиножды возвращались в прошлое – перед глазами пробегали год за годом, отмеряя один этап за другим… И понял – что это за день – ради которого готов отказаться от много – лишь бы побывать там… Детство… Когда я мог беззаботно стучать палкой-хлыстом по луже и смотреть как разлетаются капли воды, а потом обратить внимание как светит солнышко, и под каким углом попадает его лучик, чтобы зацепить кончик листочка… Или на сколько раз больше сейчас прокукукает кукушка нежели в прошлый… А куда откладывает яйца соседский петух и за чем он мучает куриц… Сегодня сосед Васька принес стрижа, нечаянно сбитого удочкой на рыбалке и его жалко (конечно стрижа, ведь Васька еще тот сорванец…) А почему, когда раздавишь камнем лягушку – значит будет дождь – так говорила баба Клава… И почему она обманула…Как хорошо сидеть на теплом песке голой задницей и смотреть на Машку с соседней улицы, которая бегает по воде и искать внешние отличия… Сегодня пойдем собирать щавель – так сказала мама… Но когда я уснул в траве и меня долго не могли найти… Ну почему она так плачет – ведь кот жив и встал на ноги – а дядя Боря говорил что они даже с девятого этажа спрыгивают и ничего не бывает –только чуть-чуть поболеют… Красивые грибы, зато у меня их больше всех… Ну почему она меня так сильно прижимает (мама) ей меня жалко, нет - она меня лю-ю-бит…
Спасибо тебя, Ля… Я действительно там побывал. В детстве… Там так здорово!!!...

Axidy: Говорят "красота спасет мир" - согласны ли вы с этим высказыванием?

Константин Трубников:
С высказыванием полностью согласен. Человек, способный отличить хорошее от плохого – способен увидеть и красивое… Сколько на свете людей столько и мнений относительно этого понятия. У кого-то максимально обостренное восприятие красивого, у кого-то сильно зажатое в сравнении с средне –взятым большинством… Кто-то боготворит «Мадонну», кто-то «Черный квадрат». Очень важно понять какое чувство вкладывает человек, говоря о красоте. Вдохновляющей или разрушающей… Поет соловей – для большинства - прекрасная песня, символ весны…, но находятся те, для кого слышать это мученье и боль… Эйфелева башня – для кого-то это чудо света, а кто-то ее ненавидит, поскольку туристы уже достали и хочется передохнуть… Пока эти соотношения, находясь в максимальном пике разногласий - показывают равновесие – «красота спасет мир»!

Axidy: Нужно ли вообще спасать современный мир?

Константин Трубников:
Думаю, что на этот вопрос ответил предыдущим...

Axidy: Если не красота, то что может спасти его?

Константин Трубников:
Любовь!

Константин Трубников:
Ура-а-а! Я смог ответить на все вопросы "Интервью...!"
Всем огромное спасибо за умные, серьезные и юморные вопросы!!!
Вы, предоставили мне шанс скурпулезно, день за днем, вновь прожить свою жизнь, заглянуть глубже себе в душу, обдумать сделанное и настроиться на свершение новых замыслов. Еще раз, Всем - большое СПАСИБО!

Это банальнейшая история. Я учился в институте, начал заниматься фотографией, и она настолько меня увлекла, что я стал не экономистом, как планировал, а профессиональным фотографом. В 2007 году я принял участие в свадебном фотоконкурсе у нас в Казани и победил в нем, к тому времени я всего год снимал свадьбы. Победа в конкурсе оказалась как нельзя кстати, потому что после этого меня начали активно приглашать свадебные агентства.

Вы помните свою первую свадьбу?

Меня пригласили знакомые. Это была совершенно стандартная свадьба в пригороде Казани, с традиционным выкупом, с поездкой по городу и визитом к Вечному огню. Но она произвела на меня впечатление, так как это было для меня что-то абсолютно новое. Захотелось снимать еще.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Раньше мне нравилось снимать фотосессию на прогулке, а сейчас, наверное, нет какого-то одного любимого момента. Мне нравится утро невесты, когда мы начинаем снимать интересные портреты и одновременно репортаж: завтрак невесты, общение с подругами. Мне очень нравится время после регистрации, потому что молодожены уже расслаблены, они никуда не спешат, и иногда можно за полчаса сделать столько хороших фотографий, сколько до регистрации и за два часа не удастся. Люблю снимать на закате, потому что очень красивый свет, но к сожалению это редко получается. Что еще? Многие фотографы не любят снимать банкет. А мне нравится. Потому что на банкете люди открытые, они танцуют, общаются, улыбаются, возникают веселые ситуации и проявляются эмоции. А если банкет сделан в формате фуршета на улице, это вообще круто.

Самая запомнившаяся свадьба?

Один раз я снимал свадьбу в Стамбуле на берегу Босфорского залива. Организаторы подобрали красивый особняк с большой террасой и видом на море. Гостей было немного, только самые близкие люди, свадьба запомнилась удачной локацией и душевной теплой атмосферой. Раньше меня удивляли масштабные богатые свадьбы, но когда ты снял их много, замечаешь, что все они чем-то похожи друг на друга. На небольших свадьбах больше бывает эмоций, возникает душевная, дружеская атмосфера, и такие свадьбы зачастую снимать интереснее.

Как эволюционировала свадебная фотография за последнее время?

Эволюционировала не только фотография, но и сами свадьбы. Появилась культура организации и проведения свадебного дня, открылось много агентств, которые организуют красивые свадьбы. Сильный скачок был, пожалуй, с 2008 до 2013 года. Вначале все организаторы копировали европейские и американские свадьбы, так в моду у фотографов вошел стиль файнарт, получалось мило, но довольно однотипно - у всех одно и то же. Сейчас, на мой взгляд, от файнарта уже уходят многие. Раньше брали чью-то идею и пытались ее повторить, а сейчас этап копирования прошел, и люди стараются придумать что-то свое, новое, какие-то интересные форматы. Подготовка свадеб стала более индивидуальной, организаторы общаются с парой и предлагают идеи конкретно под каждую историю.

Как вы формируете свое портфолио?

В интернете у меня портфолио практически нет. Новые заказчики видят работы у моих клиентов - в альбомах, соцсетях. Обычно, когда мы первый раз разговариваем с ребятами по телефону, я узнаю, какую они планируют свадьбу, и на встречу приношу фотокниги или серии, похожие по формату на то, что им хотелось бы получить в итоге, чтобы они могли представить, как это будет. Я заметил, что личная рекомендация на 100 процентов лучше работает, чем просто портфолио. Очень часто ко мне обращаются друзья тех, кому уже я снимал свадьбу, или какую-то семейную историю.

Сейчас время цифровых технологий, в то же время, есть ощущение, что фотокниги становятся все более популярными?

Мне кажется, завершенный продукт на свадьбе - это именно фотокнига. Гораздо приятнее взять в руки книгу, чем рассматривать фото на мониторе. В книге фотографии расставлены в нужном порядке, в правильном масштабе, это как если смотришь кино, перед тобой разворачивается история, возникает целостный образ, и точно также в книге, за 5-10 минут можно посмотреть и полностью увидеть всю свадьбу. У меня уже есть клиенты, которые раз в год, а иногда и два раза, заказывают фотокниги о жизни семьи. У некоторых из них уже более 10 книг. А начинается такая библиотека чаще всего именно со свадебной съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Классический стиль, естественные позировки. Мне кажется, свадебная фотография - это прежде всего ремесло. Люди хотят увидеть себя на фото красивыми и счастливыми, хотят выглядеть лучше, чем в обычной жизни. И профессионал должен уметь такие фотографии сделать. А реализация каких-то своих творческих идей, это уже как вишенка на торте. Но прежде всего сам «торт»)

Самое необычное место бракосочетания?

Мне очень запомнилась свадьба, во время которой, молодожены прилетели к месту регистрации на гидроплане. Мы сделали фотосессии и с места взлета, и с места посадки. Через Казань проходит речка Казанка, а в центре города на берегу расположен отель «Ривьера», и вот у этого отеля гидроплан сел на воду, и после этого регистрация прошла прямо на пирсе. А однажды я снимал пару на площади возле кремля. Это самое баянное в Казани место. Проблема этой площади в том, что там всегда толпа людей. А мы сделали кадр, я уже не помню - то ли перед дождем, то ли сразу после дождя, когда площадь опустела, и это хорошо знакомое всем место выглядело очень необычно.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно встречаться. Выберите сначала 5-10 фотографов, чьи фото вам нравятся, затем позвоните по телефону, пообщайтесь, выберите трех фотографов, и встречайтесь лично. Смотрите, с кем из них вам интересно и комфортно. Дело в том, что сейчас уже большинство свадебных фотографов снимают хорошо, но в то же время, человек может быть крутым профессионалом, но если вам с ним не комфортно, то фотографии не получатся. Потому что в процессе съемки очень важна взаимосвязь фотографа и людей, которых он снимает. Без этого ничего не получится.

Вы сами недавно женились, этот опыт был вам полезен, как свадебному фотографу?

Для свадебного фотографа действительно важно пережить свою собственную свадьбу. Потому что, оказавшись «по ту сторону камеры» ты начинаешь понимать чувства женихов и невест. Я, например, как и все люди, люблю хорошие фотографии, но сам фотографироваться не люблю. Сам процесс, когда меня фотографируют, для меня очень тяжелый, и в день свадьбы я почувствовал, насколько жениху не хочется позировать, гораздо интереснее просто весело проводить время, общаться с людьми. И вот таких моментов, которые я прочувствовал изнутри, их много. Поэтому сейчас я стараюсь не напрягать молодоженов, чтобы им было комфортно, чтобы они получали удовольствие от того, что происходит. Если я вижу например, что ребята устали, мы пойдем с ними куда-нибудь погуляем, если некомфортная погода, я не буду мучить их на улице. Со временем более «человекоориентированным» становишься. И своя свадьба помогает прийти к этому. Постановочных фотографий я теперь делаю немного, в основном репортаж. Но в этом случае важно, чтобы день был организован интересно, потому что, если ты снимаешь репортаж, нужно чтобы было что снимать.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Пойдем в студию или в какой-то новый отель, в те места, где можно комфортно провести съемку. Но если ребята молодые и заводные, и регистрация уже прошла, можно и в ливень пофотографировать. =) Однажды после регистрации прошел дождь, мы снимали практически при штормовом ветре, и получилась интересные кадры с зонтиком. Ребята были веселые, открытые, было классно. Но ситуации разные, и если человек неуверенно себя чувствует в дождь, зачем его туда тащить? На самом деле в дождь снимать не всегда интересно, мне больше нравится время, когда дождь только закончился и выходит солнце. Вот это - идеальное время для фотографии, все отражается, оживают краски, на фоне темного неба появляется яркий свет. У меня было несколько таких съемок.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

У меня есть любимый оператор. Это Эммануэль Любецки. Он часто снимает с очень близкого расстояния на широкий угол. Иногда я сам пытаюсь так снимать свадьбы. Не всем бывает комфортно, когда так близко снимаешь, крупные портреты - буквально сантиметров с 30, но результат того стоит, возникает ощущение присутствия, ощущение, что ты сам находишься рядом с происходящим. Есть очень интересные работы мастеров старшего поколения, например фильм 1964 года Михаила Калатозова “Я - Куба”, я его советую посмотреть всем коллегам фотографам и операторам.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я уже пять лет снимаю на камеры Fujifilm. Три года назад я стал амбассадором Fujifilm, официальным X фотографом и с тех пор снимаю только на беззеркалки. У меня две камеры: Х-Т2 и Pro-2. На первой обычно установлен объектив 56 мм, а на второй - 23 мм. Любимый объектив - Fujifilm XF 56/1.2, у него просто волшебная картинка, получаются объемные портреты, а за счет того, что диафрагма 1.2, можно снимать практически в темноте. А Fujifilm XF 23/1.4 - это объектив с комфортным фокусным расстоянием, на которое можно и репортаж снять, и портреты, и детали. В путешествия я беру еще объективы Fujifilm XF 55-200 мм, это очень удобный компактный зум-телевик, и Fujifilm XF10-24 мм - сверхширокоугольный объектив со стабилизатором, я на него не только фото, но и видео снимаю.

А как вы стали амбассадором Fujifilm?

Я снимал и выкладывал в соцсетях фото с хештегом #FujifilmRu, и меня заметили. А накануне этого года мою фотографию отобрали для календаря «Fujifilm calendar World Landscapes by X-photographers», который ежегодно выпускает Fujifilm. Там всего семь фотографий в нем, и одна из них моя. Я ее сделал в Армении, когда мы организовывали фототур для нашей школы фотографии в 2015 году.

Расскажите, как вы открыли «Фотошколу Самойлова».

Все началось с фотокроссов - это такие соревнования для фотографов, нужно за установленный отрезок времени выполнить задание, при этом, кто наберет больше баллов, тот выигрывает. Я сначала сам участвовал в таких фотокроссах, и даже победил в одном всероссийском. Потом мы их проводили у себя в Казани. И вот в 2008 году в таком фотокроссе неожиданно набралось более 300 участников. Фотография тогда еще была не так популярна, и учиться фотоделу было негде. И люди начали массово просить - научите фотографировать. Мы с друзьями собрали первую группу, и что знаем, то и рассказали, людям понравилось. Сейчас у нас идет обучение с нуля, когда человек только купил фотоаппарат, мы в максимально короткое время даем базовые нужные знания, а потом можно перейти на профильные курсы - свадебная, студийная, портретная фотография. У нас сейчас есть необычный интересный проект - это годовой закрытый клуб фотографов, обучение идет круглый год. Там есть и офлайн часть, и онлайн. Человек в течение года находится в общении с разными фотографами, проходит лекции, выполняет домашние задания. Когда ты каждый месяц что-то новое узнаешь, тебе хочется снимать, применять это на практике. И за год получаешь большой рывок вперед. Этот формат я считаю очень удачно у нас получается и для учеников дает максимальный результат.

Я бы советовал обязательно провести репетицию выездной регистрации. Потому что у тех, кто проводит свадьбу без репетиции, бывает очень много заминок. Кто-то слишком быстро прошел, кто-то слишком медленно, не так встали, не так повернулись. За день до регистрации лучше отрепетировать это все, и вам гораздо проще и спокойнее будет в день свадьбы. Папа невесты, как правило, очень волнуется и может встать так, что спиной закроет картинку и операторам, и фотографам, и гостям. Поэтому лучше все это отрепетировать, чтобы понимать, насколько быстро идти, где остановиться, чтобы получились хорошие снимки, и в день свадьбы не париться по этому поводу.

Вы сталкивались с ситуациями, когда что-то пошло не так?

Это довольно часто на свадьбах происходит. Однажды за три минуты до регистрации оказалось, что жених забыл дома кольца. Родители бросились за ними, регистрацию на полчаса отложили, но невесте ничего не сказали, чтобы она не расстраивалась. Она так и не узнала настоящую причину задержки. В другой раз, это было в 2007 году, мы снимали в парке, и тогда было модно фотографировать невесту в прыжке. Невеста у нас подпрыгнула… и в этот момент у нее слетело кольцо. Перед свадьбой она очень хотела похудеть, старалась изо всех сил, и в итоге, кольцо ей стало велико, поэтому, собственно и слетело. Все гости бросились искать кольцо в траве, буквально вырывали траву руками из газона) Это продолжалось минут 20, пока мой ассистент не нашел кольцо. Вобщем, мы там хорошо «скосили» газон)

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Я даже иногда снимаю cам момент предложения. В Казани есть очень хорошее агентство «GetLoud». Они придумали вместе с женихом интересный концепт. Он пригласил невесту в парк, на прогулку, и в какой-то момент неожиданно зазвучал рояль в кустах. Затем они подошли к месту, где под деревьями был накрыт стол, для невесты это был абсолютный сюрприз - романтический ужин в парке. Во время ужина зазвучала скрипка, и жених сделал предложение. А я снимал этот исторический момент издалека, на телевик, чтобы мое присутствие не было заметно. А уже после того, как он сделал предложение, я подошел поближе, и мы сделали небольшую фотосессию. Еще одно необычное предложение, которое мне запомнилось, жених организовал тоже на природе, но к площадке пришлось лететь на вертолетах. Жених выбрал место на горе с очень красивым видом на Волгу, в 140 километрах от Казани. На одном вертолете мы заблаговременно вылетели с декораторами, чтобы украсить площадку. Жених пригласил невесту на пикник, сказал, что знает классное место, и они уже после нас туда тоже на вертолете прилетели. Кольцо он спрятал в книгу, там была сделана специальная прорезь, чтобы сразу его не было заметно. Невеста получила книгу в подарок, открыла ее и увидела кольцо. Очень романтичное и необычное предложение, на мой взгляд. Единственное, я не смогу показать фото этих эпизодов, потому что так мы договорились с ребятами. Для них это очень личные моменты.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Теперь в блоге будет новая рубрика - интервью, в которой будут публиковаться беседы с различными интересными фотографами. И сегодня я хотел бы рассказать о замечательном фотографе Владимире Зотове . Я уже писал о нем - он поделился секретом - как снять портрет с огоньками . Итак, поехали - само интервью:

Привет, Владимир, меня зовут - Антон. Расскажи, пожалуйста, немного о себе.

Живу в Нижнем Новгороде. Это такой большой и красивый город на Волге. Закончил лучший в мире университет - Иностранных языков, но по специальности не работал, потому что увлекся "рисованием" в разных графических редакторах двух - и трехмерных. Около четырех лет назад купил свой первый чудо-фотоаппарат. Как сейчас помню - Samsung L73 :))) (это ведь не сочтут рекламой?) Ну, и как-то так вышло, что фотография стала втискиваться в список моих увлечений и встала примерно в один ряд даже с футболом. :)

Ну вот, ты немного опередил мой следующий вопрос - как ты пришел к фотографии?

Когда у меня появился интерес к фотографии, я первым делом зарегистрировался на одном известном фоторесурсе, чтоб посмотреть, какие фотографии бывают. Насмотрелся, начитался литературы о композиции и экспозиции, вовлек в это дело любимую супругу (чтоб она не ругалась, что я где-то пропадаю, а пропадала вместе со мной) и начал пытаться повторять увиденные и понравившиеся фотографии.

Через какое-то время к нам примкнул мой хороший друг и мы решили купить первую "зеркалку". Это была "Сонька". Ну, а дальше пошло-поехало: объективы, штативы, арендованное помещение, фонари, стрип-боксы, какие-то проекты. Море практики и общение на фоторесурсах давали очень заметные "лэвэл-апы"... И вскоре из хобби фотография переросла в работу. Чему я очень рад.

Я знаю, что сейчас ты работаешь в студии. Что используешь для студийной съемки? Как пришла в голову мысль открыть студию?

Да, я работаю в студии дизайна и фотографии "100%ART". (Пользуясь случаем прорекламирую родную студию). Кстати, благодаря современным чудо-технологиям можно даже совершить экскурсию по всей студии (кроме кабинета, в нем куча секретных документов и посмотреть фото - и видеопортфолио на нашем сайте . У нас в городе огромное количество фотостудий и идея открытия новой заключалась в том, чтобы она была единственной студией в городе с возможностью аквасъемки. На сегодняшний день так оно и есть.

Пока я единственный фотограф в студии, но за полтора года мы уже смогли немалого добиться, обзавестись прекрасной техникой, завоевать доверие многих клиентов (тьфу-тьфу-тьфу) и планируем расширяться и открывать новые проекты.

Насчет оборудования, на которое снимаю - после той самой мыльницы от Самсунга я перешел на ультразум от Олимпуса. Интересный, конечно, но не серьезный. :) Потом началась эпоха Sony alpha - a100 > a200 > a350... Через несколько звеньев я все же перепрыгнул и теперь у меня один из флагманов линейки - великий и ужасный a850 . Правда, это мой домашний фотоаппарат и поэтому набор объективов к нему достаточно скромный, так как каких-то особо сложных задач ему решать не приходится. Полтинник f1,4; 28-75 f2,8; 75-300 f3,5-5,6; 105 2,8. "Элек" (у Сони это называется Z-серия) среди них нет .

Иногда снимаю на пленку. Почему и для чего - это вопрос долгий, скажу только, что у меня Зенит и Olympus OM1. Еще на работе лежит очень интересная Yashica, но возможности поснимать на нее пока не предоставилось. На работе я пользуюсь системами Canon и Hasselblad . Рабочая лошадка, конечно, 5D Mk II . И его более современный младший брат 7D . Здесь уже парк объективов более серьезный. Все с "красными полосками", так как если хочется качественных картинок, то в первую очередь - это качественные объективы. Перечислять не буду, но фокусные расстояния от 16ти до 200 покрыты полностью. Любимый, пожалуй, "беленький" 70-200 f2.8 2USM очень цепкий и быстрый.

Не очень надежные и качественные моноблоки одной известной марки были вытеснены двумя генераторами Broncolor Verso A4



Внушительный "парк объективов", как ты говоришь. Ты упомянул среди студийного оборудования хассельблейд, (кто-то покупает себе mazda6, а кто-то вот такие фотоаппараты) я всегда мечтал на него поснимать, расскажи свои впечатления от работы с ним.


Да, есть такой. Hasselblad H4D-60 , если быть точным. Это студийное оборудование, если можно так про него говорить. Что тут скажешь.. Он прекрасен. Хотя, когда он попал ко мне в руки, я первым делом убедился, что это - просто фотоаппарат. И к нему тоже должны прилагаться более-менее прямые руки... К сожалению. :))

Если тезисно, то он:
+ обладает очень большим и светлым видоискателем
+ необычным и интересным "кадровым окном"
+ прекрасной детализацией
+ очень качественной оптикой, после которой "эльки" кажутся "мылом".
+ очень полезной функцией "true phoсus"...
но
- тяжелый и не слишком эргономичный
- мееедленный автофокус... Вальяжный такой. :)
- скорострельность около полутора кадров в секунду всего
- очень обманчивый дисплей - нормально смотреть снимки можно только на подключенном компьютере...

Если резюмировать, то он, конечно, не для свадебных репортажей, но для таких вот высокодетализированных сюжетов просто не заменим.

И потом фотографии, полученные с него, можно распечатать до таких вот размеров

Да и вообще, я его люблю. Он как будто из сказки или из прошлого:) И мне еще сто лет с ним работать, чтобы использовать весь его потенциал.


Мне нравятся твои работы, чувствуется, что снято с настроением. Откуда ты берешь вдохновение?



В каких жанрах снимаешь?


Преимущественно, это жанр фэшн и бьюти. Очень люблю снимать портреты интересных людей. Еще больше люблю "сказочные" фотографии, которые переносят в какое-то другое место и время...

Cчитаешь ли, что у тебя есть свой стиль?

Я пару раз думал о том, что у любого фотографа, наверное, должен быть свой стиль, а я как дурак до сих пор не знаю, есть ли он у меня... Но потом я что-то замотался и забыл, что надо об этом думать. Иногда мне пишут, что нравится мой стиль. Видимо, есть какой-то.

Как ты думаешь, стоит делиться своими наработками и секретами съемки с другими фотографами?


Уверен, что стоит! И всегда это делаю, когда меня кто-то спрашивает. Я тоже несколько раз обращался за советом или с каким-нибудь дурацким вопросом к уважаемым мной фотографам и всегда получал исчерпывающий ответ. Да и вообще я воспитан на том, что людям нужно помогать.


Всем фотографам надо брать с тебя пример =) Насколько сильно обрабатываешь фотографии, какие редакторы используешь?


Все зависит только от задумки и исходника. Не всегда в силу разных причин удается снять так, как надо снять и некоторые вещи остаются на откуп фотошопу. Так как я часто снимаю на пленку, то иногда и цифровые фотографии стараюсь обработать в пленочном духе. Говорят, что цифру под пленку не замаскировать, конечно... Но иногда, вроде, получается.


В любом случае, я всегда стараюсь максимально скрыть участие обработки в снимке и поэтому трачу больше времени на съемке обычно, добиваясь того или иного эффекта. Слава Богу, у меня в студии есть две прекрасные помощницы, которые прекрасно владеют графическими редакторами. Без них я бы не справлялся. В наборе редакторов ничего необычного: Lightroom 3 и Photoshop 5 для кэнона и сони; Phocus и Photoshop 5 для Хасселя. Конечно, все лицензионное.

Да, у меня иногда на обработку фотографии уходит больше времени, чем на съемку. Какие свои фотографии ты считаешь самыми удачными и любимыми?


Как сказала Имоген Каннингем: "Какая фотография моя любимая? Та, которую я сделаю завтра!" Я запомнил это изречение потому, что оно очень мне понятно.


Кто такой профессиональный фотограф, как ты считаешь?


Профессиональный фотограф - это тот, кто раз за разом выполняет свою работу. Просто берет на себя ответственность и снимает как надо. Иногда даже лучше, чем было надо. И даже если он ошибается, никто кроме него этого не понимает. Я несколько раз ассистировал другим фотографам (хорошим и не очень) на съемках и я точно знаю, что пока ты сам не возьмешь камеру в руки, тебе кажется, что все очень просто.


Нужно всего лишь вот так и вот так сделать. Но люди, которые никогда сами не отвечали за результат съемки, не могут понять, как это на самом деле непросто, и принимают хороший результат как должное. Вот профессиональный фотограф это и есть тот фотограф, работа которого воспринимается как должное.


Можешь ли ты назвать себя профессиональным фотографом?


Назвать - запросто:) Но решать, так ли это на самом деле - не мне.

Сейчас все больше и больше людей увлекается фотографией. Можно легко купить зеркалку начального уровня и сказать - все, я фотограф! (что я и сделал)) Как результат - пересыщение фотографического рынка. Как это тебя коснулось? Как ты относишься к конкуренции?


Конкуренция меня пока сильно не беспокоила. Я думаю, что в свадебной фотографии, например, это серьезная тема, но в той области, где я работаю - заказчиков хватает на то, чтобы не скучать. Главное, вкладывать в каждый проект все силы и знания, чтобы не разочаровывать клиентов, тогда они никуда не денутся. По крайней мере, пока их не станет меньше, чем фотографов. :)


Хотя, нельзя не отметить, что частенько не очень умелые фотографы прибегают к демпингу (занижению цен), чтобы привлечь клиентов, и в результате выдают не слишком качественные снимки... А иногда и вовсе откровенный хлам, чего уж тут говорить... Но я не могу сказать, что меня это печалит. Недавно слышал где-то такую подходящую фразу: "Чем больше, таких как они, тем ценнее такие как я." Пафосно? :) Может быть, немного

Есть ли у тебя кумиры в фотографии?


Нет. Но есть много фотографов, наблюдать за которыми мне интересно. Благо, многие из них регулярно обновляют свой ЖЖ. Если нужны имена, то назову некоторых: Олег Титяев , Игорь Сахаров , Руслан Лобанов , Александр Жадан ...


Из перечисленных тобой знаю только Титяева Олега и Игоря Сахарова, буду расширять вой кругозор))Чем увлекаешься еще кроме фотографии?


Футболом. Играю в чемпионате города по мини-футболу. Ну, пожалуй, добавлю трехмерную графику к этому не очень длинному списку моих увлечений.


Что ты можешь посоветовать начинающим фотографов и нашим читателям?


Посещать "живые" фоторесурсы. Побольше слушать и спрашивать, и поменьше говорить и критиковать других. Побольше критиковать себя. И снимать-снимать-снимать... Да, и ещё... Не вляпывайтесь сразу в ХДР ! :))) Придет время и вы сами поймете, когда вам это понадобится.


Как правило, всех начинающих фотографов волнует вопрос - насколько качество фотографий зависит от техники? Надо ли сразу брать дорогой фотоаппарат и к нему кучу объективов?


Качество, несомненно, зависит от техники. Но сама по себе техника ничего не решает. Избитая фраза "Фотографирует не фотоаппарат - фотографирует фотограф" и старинный анекдот про "дорогие кастрюли" очень верны. Разумеется, лучше сразу обзавестись всем самым дорогим и уже на этом оборудовании начать учиться снимать. Но не многие могут себе это позволить. Хотя, нужно заметить, что сейчас уже очень неплохие фотоаппараты достаточно доступны и жаловаться, что "на фотик за 15 тыщ ничего хорошего не снять" - это глупость. Если ты не можешь снять на такой, то топовые фотоаппараты еще больше тебя расстроят - там больше кнопочек. :)


Все зависит от того, для каких целей ты приобрел себе фотоаппарат. Среднестатистический kit (базовый объектив идущий в комплектации с фотоаппаратом) довольно хорошо работает на диафрагме 8 . Но если у тебя только kit на руках, то, понятное дело, ты многого не сможешь. А то, чего ты не можешь - то очень хочется обычно. :) Отсюда и появляется непреодолимое желание покупать все новые и новые объективы и прочие примочки. Я в свое время решал эту проблему старенькими неавтофокусными объективами. Да и до сих пор Minolta Celtik 135mm f2.8 за полторы тысячи рублей пользуется большим спросом среди меня в домашних съемках.))

Так что обойтись без серьезных вложений на первых порах вполне реально. А потом уже станет понятно, какие именно объективы нужны для нормальной работы. А если говорить об осветительном оборудовании, то тут вообще нужна масса времени и большой опыт, чтобы понять в чем разница по качеству света между дорогими и дешевыми "светильниками". Другое дело, что дорогие удобнее и надежнее...


Я также на первых порах решал проблему недостатка хороших объективов - снимал на советский юпитер 37a и гелиос)) А как рисует юпитер мне нравится и сейчас.

Какую литературу посоветовал бы почитать и сайты посмотреть? Я "нашел" тебя на сайте 500px.com так что рекомендую всем этот сайт, на нем много замечательных фотографов и великолепных фотографий!


Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я читал все время какие-то выдержки, статьи, обзоры, блоги. Но как-то разрозненно. Моей настольной книгой про фотографиии является только "Портрет" из серии "Лучшие фотографы мира" . Иногда беру ее, чтоб пропитаться крутостью, которой веет от этих людей и их работ и рассказов.


У нас получилось даже не интервью, а целая беседа =) Спасибо тебе, за потраченное время и интересные ответы!

Тебе спасибо за внимание к моей скромной персоне! Надеюсь, читателям было так же интересно, как и мне. Ну, и как я уже говорил – если у кого-то есть какие-то вопросы или предложения – пишите на This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it или можете написать мне в

Вы помните свою первую свадьбу?

Cамо собой. Существует парадокс: чтобы выйти на свадебный рынок, у вас должно быть портфолио, но, чтобы наработать портфолио, необходимо выйти на свадебный рынок. Поэтому единственный выход - снимать свадьбы приятелей. Также было и у меня, знакомая пара доверила фотографировать их торжество. В тот день я годился только на роль наблюдателя. Потому что понятия не имел, как проходит свадебная процедура. И конечно стеснялся привлекать к себе излишнее внимание. Сейчас, уже имея солидный опыт свадебной съемки, считаю, что, если фотограф профессионал, он обязан дирижировать свадьбой. Иначе ничего путного не получится. Сегодня я держу под контролем все этапы свадебного дня, и только на банкете передаю бразды правления ведущему. Потому что, несу ответственность за происходящее. Как говорится - торт съедят, цветы завянут, платье повесят в шкаф, и единственное, что останется от свадьбы - снятые кадры. И ваши воспоминания сохранятся только благодаря фотографиям, потому что память человеческая, увы, ненадежна. Люди старшего поколения, помнят, что раньше в загсе имелся лишь штатный фотограф, который заученно делал десяток дежурных снимков, среди которых - обязательный групповой кадр на лестнице. И в итоге в семейных архивах сейчас можно встретить одинаковые выцветшие карточки с обменом кольцами и росписью. Но кто теперь вспомнит, как наша мама - тогда еще невеста, готовилась к этому важному дню? Что висело на стенах ее коммуналки или общежития? «Победа» или «Волга» с отцом, а тогда - женихом, везла молодых в загс? А может они ехали на трамвае? Или шли пешком? Как они отмечали регистрацию? Что стояло на столе? Какие подарки им дарили, и кто из гостей играл на гитаре или баяне? Но теперь уже не взглянешь в лица ушедших бабушек и дедушек. Не вспомнишь соседей, которые вышли на улицу встретить молодых. Все это кануло в небытие… А вот цифровая фотография не экономит каждый кадр, как это делалось на пленке, что позволяет протоколировать мельчайшие подробности. И будущие поколения теперь увидят, во что наряжались их родители, как они друг друга обнимали, и как у них лучились глаза. Они смогут рассмотреть, как выглядели улицы и добродушно посмеяться, как забавно отплясывали гости в ресторане. Я уверен, что вот эта визуальная культура играет важную роль в воспитании ребенка. Дети должны зримо представлять себе прошлое. Тогда у них будет будущее. И пусть это звучит слегка пафосно, но свадебная фотография - не формальность - пришел, щелкнул, получил гонорар. Это часть истории семьи. И свадебный фотограф вставляет туда собственный кусочек мозаики.

Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась. Вы помните основные этапы эволюции?

Как я уже сказал - раньше все было унифицировано. В загсах служили штатные фотографы и посторонние туда не допускались. Но потом времена изменились, и молодожены стали сами выбирать мастера. Что, собственно, и привело к буму свадебной фотографии, которая стала одним, если не единственным, направлением фотобизнеса, где можно было гарантировано зарабатывать. Если говорить о внутренних жанрах, то поначалу была популярна «свадебная фотожурналистика». Это подчеркнуто репортажная съемка, когда композиция и гармоничность кадра приносилась в жертву скорости реакции. Однако, как сказал один мудрый человек: «если фотограф в течение дня не сделал хотя бы один кадр, который молодожены смогут повесить на стену, то его позвали зря». И всем быстро наскучили эпатажные кадры, на которых ловко «поймана» в кадр резвая невеста, снятая сквозь ноги пляшущего жениха. Этому жанру пришел на смену новый - свадебное «арт-фото». А самый быстрый способ добиться квази-художественности - использовать необычную оптику. Появился спрос на объективы, дающие намеренно расфокусированное изображение - тилт-шифт объективы и «ленсбэби». Потом ситуация стабилизировалась. И тренд сегодняшнего дня - классика. Но вот ее то, как раз, снимать труднее всего.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Судя по форумам и общению с коллегами, многие фотографы любят снимать то, что не требует усилий, например, сборы, когда невесте делают мейк, надевают платье, а фотограф просто это фиксирует. Я же предпочитаю «прогулку», когда молодожены одни и полностью сконцентрированы на результате. Прогулка - единственный момент в течение свадебного дня, когда фотограф может режиссировать съемку.

Как избежать того, чтобы прогулки выглядели шаблонно?

Для начала не стоит замыкаться на одних и тех же местах. В Петербурге есть не только Медный всадник и Стрелка. Важно выяснить у жениха с невестой - что именно они хотят? Любят природу? Тогда поедем в живописные парки. Архитектуру? Значит будем выбирать памятники зодчества. Воду? Спустимся к Неве или Фонтанке. Если кто-то мечтает сняться на фоне парусника - в Петербурге и это не проблема. При этом, я предпочитаю разделить прогулку на две части. Одну часть сделать «классической», вторую - «личной». Можно и по-другому: одна часть «статичная», другая - «динамичная». В «классической» мы используем красивые места. «Личная» часть - это любимые кафе, памятные парадные, места знакомства или первого свидания. «Статичную» часть можно отснять в студии или интерьерах. А в «динамичной» я попрошу молодых что-то делать: играть в футбол или волейбол, кататься на лодках. Или же пойдем в тренажерный зал и будем готовить еду на арендованной кухне. Все зависит от личной истории каждой пары.

Расскажите о таких «личных» историях

Интересных сюжетов вспоминается много. Например, одна пара, они были страстными болельщиками «Зенита», поэтому арендовали целый стадион, где жених с невестой самозабвенно играли в футбол. Другой жених - альпинист, и я предложил метнуться на скалодром. В этом году снимал креативную пару, в которой будущий муж играл в рок-группе. Поэтому мы отправились на репетиционную точку, где жених с невестой отжигали на ударной установке. Считаю такой алгоритм съемки прогулки оптимальным. Потому что в итоге у молодоженов будут и классические кадры, которые можно послать бабушке, и живые, над которыми можно прикалываться и выставлять в соцсетях. И потом, годы спустя, ребятам будет, что вспомнить, их фотосессия окажется неповторимой, потому что у других пар будут иные сюжеты.

Самая запомнившаяся свадьба?

Если говорить об эмоциональных ощущениях, то я всегда провожу съемку весело и непринужденно. Поэтому каждую свадьбу вспоминаю с удовольствием. Тем более, судьба иногда преподносит такие повороты сюжета, что и не снились киносценаристам. Расскажу один такой случай. В прошлом году намечалась съемка свадьбы с весьма спокойной программой. Общий план таков. Молодые встречаются у загса. Туда же приезжают гости. После церемонии все направляются пешком в Таврический сад на короткий пикник. А потом в ресторан на банкет. Но жизнь привнесла в размеренный сюжет неожиданную динамику. Все началось с того, что невеста прожгла платье, когда его гладила. Пришлось срочно мчаться в прокат, подбирать новый наряд. На следующий день - мы стоим с невестой у загса, ждем жениха - а его нет! Он едет с родителями, и попадает в ужасную пробку. В итоге жених выскакивает из машины, садится на метро, и приезжает. Но родители машину бросить не могут, потому что там все для пикника. Поэтому регистрацию откладывают минут на 40. Затем родители приезжают, в загсе церемония проходит хорошо, все радостные выходят на улицу. Но пока шла церемония, машину… эвакуировали, потому что в спешке ее оставили в каком-то неположенном месте. Одного из гостей срочно посылают за шампанским и закуской в магазин. Но когда свадебная процессия приходит в парк… начинается дождь. Причем не просто дождь, а какой-то тропический муссон! У жениха с невестой нет ни зонтов, ни дождевиков, все осталось в машине. В этот момент невеста понимает, что терять уже ничего, и… идет танцевать под дождем! А у нас с ассистентом были плащи, защита для камер, и мы делаем совершенно уникальные, романтичные, очень эмоциональные кадры, на которых жених с невестой танцуют под дождем. И это еще не все! Впереди - банкет, а жених с невестой мокрые до нитки! Что сделали ребята? Они сняли одежду и завернулись в скатерти, которые были в ресторане, и у них получились такие римские тоги. Большую часть банкета они провели в этих тогах - принимали поздравления, танцевали свадебный танец. Вот так традиционная свадьба превратилась в сплошной драйв. И я сказал жениху с невестой - вы понимаете, что сейчас у вас родилась семейная легенда? Ваши дети будут смотреть на свадебные фото и скажут - смотрите какие у нас были прикольные родители, какая у них была необычная свадьба!

Что присуще вашей свадебной съемке?

Во-первых, я тщательно подхожу к планированию. Фотограф - это единственный свидетель всего свадебного дня. Поэтому, когда знаешь все возможные грабли, на которые можно наступить, твой долг - дать советы новобрачным, скорректировать тайминг, сделать так, чтобы день был тщательно продуман. Это залог хорошего настроения и комфортной работы. Во-вторых, я всегда использую дополнительную технику. Интересный кадр почти невозможно сделать одним фотоаппаратом, необходимо работать с дополнительным оборудованием. Иначе фотограф превратиться в обычного «щелкунчика», нажимающего на кнопку. Он не сможет создавать кадр, который задумал, а будет вынужден идти на компромисс, подстраиваться под погоду и доступный свет. Мой коллега - петербуржский фотограф Александр Медведев однажды метко заметил: «Сейчас фотограф вынужден конкурировать со смартфоном». Ведь теперь стали выпускать телефоны с хорошей матрицей и приличной оптикой. И теперь сносный снимок может сделать каждый. И профессиональный фотограф заведомо находится в менее выигрышной ситуации, чем гость со смартфоном. В том смысле, что на человека со смартфоном никто не обращает внимания, и он может между делом снять живые, непосредственные кадры. И жених с невестой могут задуматься - а зачем приглашать фотографа, если мы сами легко сможем делать куда более живые кадры на смартфон? Единственный выход сегодня - не конкурировать со смартфоном. Снимать так, как не могут снять приятели с телефоном. Мне нравится, когда мои кадры молодожены рассматривают с «открытым ртом». Значит я смог удивить. Достичь вау-эффекта.

То есть профессионалам все-таки конкуренция со стороны смартфона не грозит?

Нет не грозит. При условии, что фотограф умеет делать такую картинку, которую не получит никто, снующий рядом со смартфоном. Например, часто приходится снимать в пасмурные дни, это скучно, картинка получается плоской и неинтересной. Значит надо с собой брать вспышки, синхронизаторы, генераторы. Да это лишние хлопоты, но зато на выходе получаем результат, который недоступен любителю.

То, что, вы психолог по образованию, помогает в работе?

Наверное, какую-то роль играет. Но не столько образование, сколько практическая психология. А это подразумевает искренний интерес к людям. Я с вниманием отношусь к каждой паре. Ведь если ты не стремишься поближе узнать людей, как ты сможешь их фотографировать? Когда же знакомишься с людьми, то узнаешь, что им нравится, какова история их отношений, выясняешь какое у них хобби. И после этого уже можешь оперировать полученными знаниями и создавать индивидуальный сценарий съемки. Поэтому я никогда не фотографирую тех, с кем заранее не встречался и не разговаривал. Это принципиально. Умение фотографа не в том, чтобы выучить какую выдержку и диафрагму выставить. Современные камеры справляются с этим и без нас. Главное, фотограф должен находить общий язык с людьми. Если он этого не умеет, ему стоит поменять профессию. Как говорил знаменитый фотограф Валерий Плотников, который стоял у истоков отечественной фэшн-фотографии: «на съемочной площадке должно царить хорошее настроение». Я всегда делаю так, чтобы молодожены не стеснялись, а чувствовали себя естественно. Мне доводилось работать с чрезвычайно замкнутыми людьми, чуть ли не аутистами. И высшей похвалой для было, когда после съемки они признавались, что не заметили, как прошел их свадебный день и благодарили за то, что мне удалось создать для них непринужденную и комфортную атмосферу.

Как вы формируете свое портфолио?

Каждый кадр должен излучать энергию. Нужно, чтобы фотографии чем-то удивляли зрителя, отличались друг от друга. Важно выбрать не просто красивые кадры, но сделать так, чтобы они гармонично сочетались между собой. Потому что, если вы отберете для портфолио много привлекательных картинок, но они будут похожи как близнецы-братья, никто смотреть их не станет. Необходимо, чтобы кадры были разноплановыми. А для этого нужно не повторяться.

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Можно привести много примеров. Потому что ко мне тянуться необычные пары. Видимо они интуитивно чувствуют, что я уважительно и с интересом отнесусь к их внутреннему миру. Но тут нужно оговориться. «Место бракосочетание» у всех одно - загс или дворец. Ну или загородный ресторан, если это выездная регистрация. Поэтому скорее правомерно говорить о необычных местах для прогулки. Или нестандартной стилистике свадьбы. У меня, например, была одна пара, которых я в шутку прозвал «готы». Хотя они, конечно, никакие не готы, а любители рока, фаны группы «Король и Шут». Они даже познакомились на их концерте. Так вот у них вся свадьба была построена на любви к року. У невесты на платье черный пояс с бантом, на пальцах кольца, украшения - трайбл. Даже на банкете у них играли живой рок. И вот, когда мы планировали прогулку, выяснилось, что на родине невесты до сих пор в чести такая свадебная традиция: жених должен перенести невесту на руках через семь мостов. А в Питере, сами понимаете, найти семь мостов не проблема, и я предложил сделать это концепцией прогулки. Вышло стильно. Необычность локаций и действия хорошо зарифмовалась со стилистикой свадьбы.

В Питере, наверное, многие на крыши рвутся, за красивыми видами?

Часто молодожены действительно восклицают - ой, здорово бы залезть на крышу! Я объясняю, что это не так здорово, как кажется на первый взгляд. Ведь если речь идет об аутентичной крыше, то придется лезть через чердак, продираться сквозь паутину, и потом балансировать на крохотном свободном пятачке. Вряд ли разумно проделывать это в свадебном платье. Но, благо, существует немало фотостудий и ресторанов, у которых есть выход на крышу. Туда и едем.

Предложение - момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?

Тут вспоминается много забавных историй. Например, один молодой человек, собирался сделать предложение на праздновании годовщины знакомства. Для этого снял номер в загородном коттедже, набил в рюкзак цветочные лепестки и спрятал внутрь футляр с кольцом. И попросил друга приехать и снять предложение это на камеру. И вот, время уже к вечеру, а приятеля все нет. Оказывается, у него сломалась машина. Не беда, думает жених, обойдемся и без видоса, сейчас мы с избранницей пойдем на нашу любимую полянку и там-то я и вручу кольцо. Ну не откладывать же предложение! И вот они идут по тропинке, а у девушки, которая весь день надеялась, что ее ожидает какой-то сюрприз, начинает стремительно портиться настроение. Еще бы. Через полчаса уже пора ехать домой, а так ничего и не произошло. И маловероятно, что произойдет в оставшиеся минуты. И не в силах совладать с эмоциями, она начинает плакать навзрыд. Теперь посмотрим на это глазами жениха: они гуляют с любимой, за спиной рюкзак с лепестками роз и кольцом, осталось десяток шагов до поляны, где он скоро опустится на колено и сделает предложение, а тут вдруг его избранница захлебывается от слез. Причем, непонятно почему? Он с испугом начинает допытываться в чем дело. Чем он ее обидел? Но она, естественно, молчит, как партизан. Не может же сознаться, что рассчитывала на нечто большее. Так проходит полчаса. Она молча рыдает. Он ее утешает. Но потом, разумеется, наступил хэппи-энд. Другой пример. Невеста жила на девятом этаже. Жених нанял скрипача, подогнал машину с вышкой к окну невесты, условился, чтобы близкие подвели ее к окну. И ничего не подозревающая девушка вдруг видит своего избранника с букетом роз и скрипачом, будто бы парящих в воздухе… Уверен, что такое предложение запомнится на всю жизнь.

На что следует обратить особенное внимание при подготовке свадьбы?

Два ключевых момента: фотосъемка и банкет. Для банкета главное, найти достойного ведущего. Что, честно говоря, происходит редко. Многие надеются, что если арендовать дорогой ресторан, то успех обеспечен. Это заблуждение. Потому что с хорошим ведущим будет классно и в недорогом кафе, а с плохим - уныло и в самом пафосном ресторане. То же касается и фотографии. Можно выбрать не самое дорогое платье, но, если у вас работает профессиональный фотограф, невеста в нем будет выглядеть, как с обложки журнала. А можно снять супердорогой номер в отеле, заказать наряды от топовых дизайнеров, но в исполнении плохого фотографа это будет выглядеть дешево и вульгарно. Если вы не готовы заплатить профессионалу, то лучше попросить снимать кого-то из гостей. Потому что разницы между «работой» дешевого фотографа и любителя нет вообще.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Когда вы осознали, что вам нужен профессиональный фотограф, дальше нужно посмотреть портфолио, и оценить его разнообразие. Чем меньше похожих кадров, тем лучше. Потому что это доказывает, что человек умеет работать в самых разных условиях. Второй момент - личная встреча. Потому что вам предстоит целый день общаться с этим человеком. Если говорить о технической стороне, то отмечу две вещи. Первое, свадьбу обязательно нужно снимать вдвоем - с помощником или ассистентом. Одному не под силу справиться со всей необходимой техникой, кто же будет держать софтбокс или лайт-диск? Кроме этого, съемка интереснее, когда каждый из фотографов снимает свой сектор торжества. Например, один - молодоженов, а второй - гостей. Особенно это важно в какие-то ключевые, эмоциональные моменты. Поэтому, если фотограф работает один, не стоит его кандидатуру рассматривать всерьез. Второй момент, на который следует обратить внимание - сколько у него камер. Потому что любой фотоаппарат может подвести. И тогда вся съемка будет безвозвратно загублена. А повторить свадебный день невозможно. Поэтому запасная камера у фотографа обязательна. И третье: профессиональный фотограф всегда использует камеру с двумя слотами для флеш-карт. Потому что карты памяти глючат гораздо чаще, чем камеры. И это тоже зона риска.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Если проводить параллели с фотографией, то уместнее говорить об интересных операторских работах. Знаете, в кинематографе есть такое понятие, как «закрытый» и «открытый» кадр. Закрытый кадр самодостаточен, а открытый имеет продолжение в следующем кадре. Современный кинематограф построен преимущественно на открытых кадрах. Как, впрочем, и репортажная фотография. Мне же нравятся закрытые кадры, которые, напоминают живопись. За это я ценю классику Голливуда, где кадры выверены по цвету, свету и композиции. Прекрасна работа в фильме Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» операторов Франца Планера и Филиппа Х.Лэптропа. Замечателен Кристофер Дойл работавший с Вонгом Кар-Ваем и Чжаном Имоу. Из отечественных мастеров неповторим Георгий Рерберг, снимавший «Зеркало» Тарковского или оператор Эйзенштейна - Андрей Москвин. Всегда профессиональны работы Павла Лебешева. Весьма самобытен Александр Антипенко в «Мольбе» Тенгиза Абуладзе. Из наших относительно молодых операторов можно упомянуть Максима Осадчего. Из западных - Эммануэля Любецки.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Почему буду делать? Я делаю) Последние два года я часто снимаю под дождем, потому что в Петербурге побиты все рекорды по числу дождливых дней. Для съемки в дождливую погоду есть три варианта. Первый - используем портики, галереи, колоннады, например, у Исаакиевского собора, или у Казанского. Второй вариант, он очень моден сейчас - аренда студий. И третий вариант - интерьерная съемка во дворцах или особняках. В Петербурге их много. Лучше, разумеется, обо всем договориться заранее. Но даже если этого не произошло, из любой ситуации всегда можно найти выход. Например, один раз съемка планировалась в Петергофе, и молодожены отнеслись к моему вопросу о дожде с легкомыслием, и пошутили - «Все будет хорошо, ведь мы заказали хорошую погоду!» Но с утра уже стало ясно, что “заказ” не сработал, и такой погоды не предвидится. И тогда мы с моим постоянным вторым фотографом Анной Го прямо из автомобиля, по дороге в Петродворец, стали искать студию, созваниваться. Слава богу, студия в Петергофе нашлась, и, к счастью, она была свободна. А вот в другой раз, в декабрьском Кронштадте, когда с утра зарядил дождь со снегом, никаких студий обнаружить не удалось. Но мы не растерялись и нашли кафе с симпатичным интерьером, куда хозяева согласились нас пустить. Конечно, у нас было с собой профессиональное световое оборудование. Если же у фотографа в такой ситуации только накамерная вспышка, результат будет плачевен.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Если ты любитель или дилетант, то придаешь много значения выбору камеры и оптики. Это происходит от неуверенности в собственных силах, когда хочешь «спрятаться» за рисунок дорогого объектива или полнокадровую матрицу. Когда же работаешь профессионально, в корне меняется отношение к выбору техники. Спрашиваешь себя: а что изменится, если куплю новую модель камеры? Я смогу сделать что-то такое, чего не мог раньше? Мои кадры станут лучше? Заказчики готовы будут заплатить дороже за мой труд? Чаще всего честный ответ будет - «нет». Я не стану снимать лучше, а клиенты не заметят разницы. Поэтому, зачастую, ежегодная покупка новой камеры - это либо желание поюзать новую игрушку, либо словить завистливые взгляды коллег к загсе, а стало быть, лишь средство повысить на пару минут собственный социальный статус. Я снимаю на две камеры: Canon 1DsIII и Nikon D3. Мой второй фотограф работает на Canon 1DIV. Это надежные профессиональные репортерские аппараты. Они меня вполне устраивают. Скажем, Canon 1DsIII снимают такие корифеи мировой фотографии, как Себастьян Сальгадо и Патрик Демаршелье. И их не смущает, что эти камеры не последнего поколения. Так почему же это должно волновать меня? Кстати, однажды Демаршелье приехал в Петербург, снимать русский балет для журнала Vogue. Он планировал взять 1DsIII в прокате, но в прокате такой камеры не обнаружилось, и мне посчастливилось одолжить маэстро свой фотоаппарат. Так что моей камерой снимал сам Патрик Демаршелье и мне приятно думать, что она энергетически заряжена) Если говорить про объективы, когда я только начинал снимать свадьбы, то от усердия, на первую лавстори взял штук пятнадцать объективов. Таскал их, высунув язык, и в какой-то момент осознал, что не столько снимаю, сколько раздумываю - какой же объектив выбрать, чтобы оправдать его присутствие на съемке. Не зря же брал с собой - хоть один кадр на него, но нужно сделать. А сегодня перед каждой съемкой я тщательно обдумываю, какая оптика мне понадобятся. И, чаще всего, осознаю, что достаточно двух-трех.

Большинство фотографов отдают предпочтение какой-то одной системе, вы снимаете на камеры разных систем, почему?

Так я нахожусь вне споров: какая система лучше! Это, разумеется, шутка. Истинная причина в том, что у каждой системы есть свои интересные объективы. И они не пересекаются. Например, у Сanon, на мой взгляд, нет интересного широкоугольника, а у Nikon есть - Nikkor 14-24mm f/2.8G ED AF-S. Он прекрасен. Зато у Сanon имеется отличный полтинник - Canon EF 50/1.2 L, а у Nikon нет вообще автофокусных объективов с такой светосилой. Кроме того, камеры Nikon имеют специфический рабочий отрезок, и на них трудно поставить стороннюю оптику. А на Сanon это элементарно делается, и через переходники можно ставить мануальные объективы с уникальным рисунком. И поэтому я не отдаю предпочтение какой-то одной системе, использую сильные стороны каждой марки и получаю оптимальное сочетание. ##Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снимать национальные свадьбы в разных частях земного шара. Было бы интересно снять монгольскую свадьбу в пустыне с верблюдами, а потом бразильскую свадьбу на карнавале. Было бы здорово одну церемонию снять в морозной Норвегии, а следующую - в знойной Мексике. Это позволило бы не замыкаться в рамках одного города или культуры одной страны, а играть на контрастах.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Всегда трудно выбрать только одного любимого писателя, фильм, или блюдо. Или кадр) Поэтому мне легче говорить о серии кадров. В этом случае я бы выделил две лавстори. К каждой из них мы тщательно готовились: подбирали костюмы, грим и локации. Одна сделана в фольклорном стиле - в русских костюмах, в декорациях деревянного зодчества.

Джои Лоуренс, более известный под своим профессиональным именем, Joey L. - это канадский коммерческий фотограф, режиссер и писатель из Бруклина, Нью-Йорк.

PetaPixel : Могли бы вы рассказать о себе и о том, как начали карьеру фотографа?

Joey L: В средней школе все мои друзья играли в группах. Я никогда не мог петь или играть и вместо этого стал фотографом, когда мне было 16 лет. Я помогал ребятам создавать информационные материалы и веб-сайты, экспериментируя по пути, и учась всему, чему только мог о технической стороне фотографии.

Когда я стал профессионально заниматься фотографией, я начал зарабатывать свои первые деньги. До этого у меня никогда не было "нормальной" работы, которая позволяла бы накопить на собственное дело. Таким образом, я использовал любые дополнительные средства, чтобы отправиться в путешествие по разным странам, и это сформировало личную сторону моего портфолио.

Жажда путешествий исходила от того, что в молодости у меня не было возможности поехать куда-нибудь за пределы Канады. Меня всегда гипнотизировали и привлекали иностранные места и культуры, о которых я читал в книгах или в Интернете, но я никогда не мог туда поехать. Тогда, вдруг, у меня появилась такая возможность и меня до сих пор притягивают самые отдаленные уголки мира. Мои личные фотографии всегда были очень важны для меня, поэтому людей они привлекают в первую очередь.

PP: Какой была ваша первая камера, и какое оборудование вы используете сейчас?

JL: Моим первым фотоаппаратом был Olympus D-600L. Это была просто прелесть с 1,4 мегапикселями ярости.

Сейчас снаружи у меня хорошая камера, но внутри у нас отношения любовь/ненависть. Я использую цифровой задник Phase One P65, который монтирую на Mamiya 645DF. К сожалению, конкуренции в среднеформатных камерах очень мало и Phase One не сильно утруждается делать более инновационные продукты. Например, на момент написания статьи, все цифровые задники среднего формата дают слабое качество в условиях низкой освещенности. С того момента, как вышла моя P65+ были некоторые достижения, но они все еще далеки от совершенства. Иногда камера выдает ошибки, которых я никогда прежде не видел, и даже эксперты отмахиваются со своим "выньте батарейки, а затем положите их обратно"

Но камера работает прекрасно, если использовать ее в определенной ситуации. Качество и разрешение достойны уважения. Видите ли, я очень любил Phase One до недавнего времени, но теперь могу сказать вам правду. Есть некоторые ужасные стороны этой системы, но это все, что у нас есть на данный момент. Я высказываю свое мнение о камере с надеждой, что это побудит их сделать лучший продукт. Я делаю это, потому что я люблю и ненавижу тебя, Phase One.

Я также надеюсь, что Canon или Nikon сделают конкурентную модель, но это небольшой рынок.

PP: Как бы вы описали ваши фотографии для тех, кто никогда их не видел?

JL: Как "стилизованные экологические портреты".

В моей личной работе, я люблю стилизовать "древние" предметы с намеком на современный вкус. Например, некоторые видят племя из Эфиопии и ошибочно полагают, что это древний образ жизни, сохранившийся неизменным. Правда в том, что эти племена нормально живут в 21 веке и много моих фотографий из этой местности в Африке рассказывают о современных влияниях на их повседневную жизнь.

Всегда трудно найти баланс между стилизованным фото и просто безвкусием. У фотографа есть только оно чувство для создания фото: визуальное. Таким образом, мы полностью зависим от изобразительных предметов, рассказывая историю.

Я уже говорил об этом в других статьях - мои любимые фотографы обычно делают две вещи: 1) они раскрывают что-нибудь об объекте, и 2) они также раскрывают что- то о фотографе. Мне нравится, когда видение фотографа настолько сильное и сплоченное, что даже его личный контакт слегка просматривается в изображении, и выходит за рамки обычного фото.

PP: В какой момент вы поняли, что фотография является тем, чем вы хотели бы заниматься?

JL: Я помню, как еще ребенком смотрел короткометражный фильм о том, как создавали «Парк Юрского периода». Он вышел в 1993 году, так что мне было около четырех лет. С этого момента я понял, что хочу снимать кино и стать фотографом. Это до сих пор одна из моих любимых картин.

PP: Что вы думаете о формальном образовании в фотографии? Вы за или против?

JL: У меня никогда не было формального образования в фотографии, но я не против в любом случае. Вы должны знать себя и свою обучаемость для того, чтобы принять такое решение.

Что касается меня, я никогда особо не любил школу, хотя у меня были хорошие учителя. Оглядываясь назад, я знаю, что многие молодые люди не уверены в том, чем хотят заниматься по жизни, и мне в этом случае очень повезло, так как я знал, чего хочу. Это, конечно, сформировало мой путь и повлияло на решение не получать формальное образование.

Я работал как профессиональный фотограф в последнем году обучения в школе, и я чувствовал, что домашние задания сдерживали меня и отвлекали от професионального роста. Если бы я учился фотографии позже в колледже или университете, то уверен, что чувствовал бы то же самое. Я учился лучше экспериментируя в этой области.

Существует очень много информации в Интернете и есть доступ к студиям других фотографов, поэтому деньги за обучение лучше использовать иначе. Это работает только для людей, у которых независимый стиль обучения. Многие предпочитают классную комнату. У меня есть друзья, которые учились в школе фотографии и это большая часть их успеха. Они наладили много контактов с которыми работают до сих пор и проще узнали те вещи, которые я узнавал намного сложнее.

PP: Сколько стран вы уже посетили? Какие у вас цели в путешествии?

JL: Я был во многих странах мира, но я ценю повторные поездки больше, чем просто скольжение по континенту. Я предпочитаю сосредоточиться на одной конкретной области или группе людей в пределах страны. Я был в Эфиопии (5 раз), Индии (4 раза), Индонезии (два раза) и во многих других странах. Для стиля, в котором я работаю не подходят быстрые поездки. Это занимает очень много времени.

Это важно потому, что я фотографирую людей. Наиболее важные вещи делаются до того, как начинаешь снимать. Сама съемка занимает наименьше времени. До этого я пытаюсь понять культуру, место, и свет. Например, вы можете заметить большую разницу в том, как выглядят люди на портретах с моей первой поездки по Эфиопии и с последней. На последних снимках им более комфортно, они принимают более активное участие в съемке, и больше доверяют мне при создании их образа. Мы намного лучше понимаем друг друга.

PP: Как у вас получается завязать контакт с портретируемыми людьми? Что вы узнали об этом за многие годы?

JL: Мой процесс заключается в следующем: я еду в новое место и встречаю группу людей которых хочу сфотографировать. Я хорошо исследую их культуру задолго до приезда, и знаю некоторые ключевые элементы, с которыми редко пересекается обычный иностранец. Это может быть информация от антрополога, который работал в этой области, переводчика или гида, с которыми я познакомился до поездки. Зачастую я изучаю религиозные убеждения или конкретные события в истории этой культуры.

Я могу не снимать в течение нескольких часов, дней или даже недель. Я просто наблюдаю, но в то же время даю понять, что я фотограф и что намерен делать снимки позже. Я пытаюсь ознакомиться с местным языком и обычаями, чтобы показать дружелюбие и укрепить связь. Если мне предложат остаться, то я живу с ними, но никогда не пытаюсь делать вид, что я являюсь "частью племени". Я по-прежнему аутсайдер, который пришел почтительно понаблюдать. Я путешествую чтобы понять, как другие люди интерпретируют мир и уважаю различия.

Я объясняю людям, что мои работы могут сообщить миру об их??образе жизни, и почему это хорошо. Если они не понимают, почему фотография важна, то я объясняю, что это способ рассказывать истории в моей культуре.

Если местные люди расспрашивают меня о месте, где я живу, и хотят посмотреть фото моей семьи, то это говорит о взаимной заинтересованности. Это, как правило, момент, когда я могу приступить к фотосъемке. С этой точки зрения, это сотрудничество, потому что они действительно хотят предстать перед камерой теми, кем являются.

Когда/если я возвращаюсь в один прекрасный день, я приношу им распечатанные снимки. На этом этапе самая сложная часть позади и люди будут открыты для вас все больше с каждой минутой, которую вы посвятите проекту.

PP: Можете кратко рассказать нам о вашем новом проекте «Люди Дельты»?

JL: Я ездил в Эфиопию, в долину реки Омо на протяжении четырех лет. То, что начиналось как небольшое увлечение племенами, проживающими в области, в настоящее время превратилась в многочисленные личные фото-поездки и приключения.

До этого момента целью моих путешествий была в основном фотосъемка. Но сейчас, когда у я лучше понимаю эту местность и людей, я чувствую, что пришло время начать съемки фильма.

(Примечание редактора: Вы можете узнать больше об этом проекте и финансово поддержать его на сайте Kickstarter.)



PP: Есть ли у вас какие-нибудь фишки для обеспечения безопасности вашей команды и снаряжения при выезде за границу?

JL: Что касается сохранности техники, я всегда рекомендую делать так, чтобы ваша камера выглядела как можно менее дорогой. Вы можете положить ее вместе с какими-то пленками и коробками в старый ящик или сумку, которые не кричат «Эй, у меня тут куча дорогих штучек».

Я чрезвычайно параноидален по отношению к жестким дискам с моими фотографиями. Я знаю, что самое ценное у меня с собой это не камера, а сделанные снимки. Технику можно заменить, фотографии - нет. Обычно у меня с собой 2-4 внешних накопителя. В путешествиях один со мной все время, а другие находятся в безопасных местах или я на полпути отправляю их по почте домой.

Что касается поддержания безопасности команды, то все сводится к исследованиям перед поездкой. Интернет это невероятный ресурс, в котором вы можете найти различные статьи из первых рук, а также отчеты других путешественников и журналистов, которые уже побывали в этих местах.

PP:Каковы ваши основные источники дохода, и сколько людей работает с вами?

JL: Моим глав ным источником дохода является коммерческая фотография. Хотя ее меньше по количеству, чем редакционных заданий, тут требуется гораздо больше подготовки и времени из-за сложности выполнения. Мне очень повезло иметь постоянных клиентов, с которыми я люблю сотрудничать, например, History Channel, National Geographic Channel, Pennzoil, FX, Nickelodeon и др.

Вторым источником являются выставки моих работ в галереях. Хотя они представлены лишь в нескольких заведениях, (надеемся расширить их количество в будущем), они дают неплохую прибыль и я стараюсь представлять новые работы как можно чаще.

Как ни странно, еще одним источником дохода являются мои учебники для других фотографов, которые охватывают методы из моих фотосессий. Они очень важны для меня, так как я провожу много времени за личными работами.

PP: Что является самым сложным в ведении фото-бизнеса, и вы можете посоветовали в этом отношении?

JL: Самое сложное в ведении собственного бизнеса это фокусироваться на одном деле, понимая что количество часов в сутках ограничено (иногда я работаю до 4 утра). Все время, посвященное проекту должно быть стратегическим потому, что если бизнес не удается, то и я тоже.

Я обнаружил, что, когда посвящаю себя одной задаче, то часто отвлекаюсь на новые проекты и идеи, которые встречаются по пути. За эти годы я научился выбирать проект и придерживаться его до конца, но признаю, что постоянно хочется прыгнуть с корабля, когда работаю под напряжением.

Раньше я сжигал себя, хватаясь абсолютно за все, что попадалось под руку. Если появляются хорошие проекты, но мне просто не хватает на них времени, я обнаружил, что люди на самом деле уважают их еще больше, если я вежливо отказазываюсь и объясняю, что у меня друние приоритеты. Работа может пострадать, если я не могу выполнять ее с полной отдачей.

Я почувствовал определенную свободу в последнее время, когда сумел отказываться от проектов, которые мне не по душе. Например, я люблю ретуширование и делаю это с 99% моих фотографий, но я всегда боялся делать это с кожей и волосами в коммерческой фотографии. Я по-прежнему тонирую и изображения и корректирую цвет, но после того, кок начал передавать ретуширование своему другу, у меня освободилось много свободного времени.

Я сделал то же самое с такими заданиями, как бухгалтерский учет, обслуживание клиентов в моем магазине по учебникам, контроль продаж печати и т.д. Хотя это стоит денег, эти процессы происходят в фоновом режиме и освобождают время, чтобы посвятить внимание наиболее необходимым вещам.

PP: Чем бы вы занимались, если вам пришлось бы отказаться от фотографии и кино?

JL: Я бы перестал быть таким бездельником и начал бы изучать антропологию. Мне нравится идея возможности интерпретировать то, что я ценю в фотографии с академической точки зрения.

PP: Что бы вы посоветовали начинающему фотографу, желающему следовать по вашим стопам?

JL: Иметь четкое видение очень важно при реализации любой карьеры, особенно если речь идет о фотографии. Очень легко объединить всех коммерческих фотографов в одну категорию. Мы все используем камеры, но места и клиенты с которыми мы работаем, а также наши фотографии очень разные. Вы не идете к отоларингологу, чтобы лечить глаза. Таким же образом, фотографы, которые снимают еко-портреты часто отличаются от тех, которые снимают архитектуру.

Вы должны специализироваться в самом начале, и быть действительно хорошим в одном, а не посредственным во многом. Тогда люди в этой области будут узнавать стиль работы, за который в один прекрасный день будут платить. Я бы начал с выбора темы, которая является важной для вас, которая будет побуждать в вас страсть в трудные времена.

Это не значит, что такой стиль будет единственным видом работы, которую вы будете делать, но он станет стартовой площадкой для признания ваших работ и поможет создать уникальную идентичность в целом море фотографов.

Оригинал статьи на сайте



Поделиться