Надежность работы турбины и генератора в значительной мере определяется их вибрационным состоянием.
Повышенная вибрация, возникающая вследствие некачественного изготовления, монтажа, ремонта или некачественной эксплуатации агрегата, является источником всевоз
можных аварийных ситуаций и даже крупных аварий. Необходимо отметить, «что вредные последствия даже умеренных вибраций имеют свойство накапливаться и проявляться в самой различной форме. Это может найти выражение в появлении усталостных трещин в роторе турбины, штоках регулирующих клапанов, чугунных опорах, зубчатых передачах и т. д. Под действием вибрации расстраивается взаимное крепление частей, нарушается жесткая связь статоров и подшипников с фундаментными плитами, увеличивается расцентровка валов.
При повышенной вибрации возникает опасность повреждения лабиринтных уплотнений турбины, водородных уплотнений и системы водяного охлаждения генератора. Значительные колебания вала на масляной пленке могут вызвать возникновение очагов полусухого трения, что увеличивает опасность выплавления подшипников.
Неблагоприятное действие вибрации оказывается также на работе системы регулирования турбины и приборов контроля. Необходимо отметить также отрицательное воздействие вибрации на обслуживающий персонал. Это воздействие определяется как повышенным уровнем шума, так и непосредственным, физиологическим действием вибрации на организм человека.
Все эти обстоятельства предъявляют весьма жесткие требования к нормированию вибраций. Согласно ПТЭ вибрационное состояние турбоагрегата оценивается по следующей шкале:
На турбогенераторах блочных установок мощностью 150 МВт и более вибрация не должна превышать 30 мкм.
Вибрация должна замеряться в трех направлениях: вертикальном, горизонтально-продольном и горизонтально-поперечном. Если вибрация хотя бы одного из подшипников в одном из трех направлений превышает значение «удовлетворительно» для данного типа машин, то вибрационное состояние всего агрегата признается неудовлетворительным, и турбина должна быть выведена в ремонт для устранения вибрации.
Вибрационное состояние агрегата должно определяться при вводе его в эксплуатацию после монтажа, перед выводом агрегата в капитальный ремонт и после капитального ремонта. При отличном и хорошем вибрационном состоянии агрегата периодичность замеров вибрации должна составлять 1 раз в 3 мес. При заметном повышении вибрации подшипников замеры должны производиться по особому графику. Турбоагрегаты с удовлетворительной оценкой вибрации могут быть введены в эксплуатацию только с разрешения главного инженера районного управления (энергокомбината), причем в самое ближайшее время должны быть приняты меры по улучшению вибрационного состояния агрегата.
Для оценки вибрационного состояния турбоагрегата уровень вибрации должен определяться не только на рабочих числах оборотов, но и при прохождении турбиной критического числа оборотов. Исследования показали , что переход системы «ротор - опоры» через критические скорости в процессе пуска и останова агрегата может сопровождаться весьма значительным увеличением амплитуды колебаний. Хотя в данном случае повышенная вибрация действует относительно кратковременно, однако нескольких пусков и остановов машины с недопустимо большими амплитудами колебаний ротора на критических скоростях может оказаться достаточным для приведения в негодность паровых и масляных уплотнений. В худших случаях возникают задевания в проточной части турбины, появляется остаточный прогиб ротора, разрушается баббит вкладышей подшипников, появляются трещины в фундаменте и т. п.
Значительный рост вибрации на критических скоростях вызывается существенной неуравновешенностью ротора по собственным формам динамического прогиба валов. Как показывает практика, и этот небаланс может быть устранен специальными методами балансировки с доведением уровня вибрации подшипников на критических оборотах до величины порядка 30- 50 мкм. Поэтому вибрационное состояние турбоагрегата, проходящего критические скорости с повышенной вибрацией, не может считаться удовлетворительным, если даже на рабочей скорости вращения вибрация подшипников «е превышает нормы.
Существующие допуски нормируют амплитуду колебаний подшипников только в зависимости от скорости вращения роторов, не учитывая частотного состава этих колебаний. Однако многочисленные измерения показывают, что вибрация подшипников, валов и других элементов машины часто косит. несвнусоидальный характер. На колебания основной частоты, равной частоте вращения роторов, накладываются составляющие высших, а иногда и низших частот. В отдельных случаях наблюдаются колебания, близкие к синусоидальным, ио с частотами, отличными от основной .
У агрегатов с частотой вращения 3000 об/мин с основной частотой колебаний 50 Гц чаще всего обнаруживается высокочастотная составляющая 100 Гц, а также имеют место низкочастотные составляющие с частотами, близкими, к низшей критической скорости системы «ротор - опоры» (обычно 17-21 Гц) или к половине рабочей частоты (~25 Гц).
Присутствие существенных по амплитуде высших гармоник свидетельствует о действии на колеблющуюся систему значительных нагрузок, которые могут в несколько раз превышать нагрузки, вызывающие колебания основной частоты. Однако, поскольку вопрос о связи между спектральным составом вибрации и опасностью ее для турбины недостаточно изучен, можно ограничиться лишь указанием на необходимость принятия более жестких допусков на вибрацию в случае значительных высокочастотных составляющих. Что касается низкочастотных колебаний, то вследствие их неустойчивости, способности к внезапному и резкому возрастанию они представляют несомненную опасность для машины. Поэтому, если в колебаниях подшипников и роторов обнаруживаются заметные низкочастотные составляющие, вибрационное состояние турбоагрегата не может быть признано удовлетворительным.
Некоторый учет частотного состава вибрации предусматривают нормы VDI, получившие распространение в европейской практике. Согласно этим нормам в качестве основной характеристики вибрации принимается эквивалентная амплитуда виброскорости, измеренная при рабочей скорости вращения роторов
Если измеряемые колебания разлагаются на гармонические составляющие с угловыми частотами сої, (02, ..., (о„ и соответствующими им амплитудами At, Аг,., .,Ап, то эквивалентная амплитуда внброскоро - сти может быть подсчитана по формуле
Vskb = К"Л^шг, + ЛЧсоЧ + . . . + AinP*„ = = VVh + V», + . . . + Wn, (3-14)
Где Vi, . . ., Vn - амплитудные значения виброскорости каждой из гармонических составляющих.
Для случая измерения биений с максимальными l/макс и минимальными Vrnui значениями виброскоростей
VSKB = К^макс + VW (3-15)"
В табл. 3-7 приводятся нормы допустимой вибрации подшипников турбоагре-
Гатов по данным VDI на основной частоте 50 Гц
В проекте международного стандарта на вибрацию машин предлагается использование в качестве критерия эффективной амплитуды виброскорости
Уэфф = l-"экв (3-16>
Как величины, непосредственно измеряемой электроизмерительными приборами. Уровни
■оценки вибросостояния машин ПО Уэфф соответствуют подобным же уровням, приведенным по Уэкв в нормах VDI. Эти нормы учитывают гармонический состав измеряемой вибрации за счет составляющих, имеющих частоту выше оборотной.
Оценка вибрационного состояния турбоагрегата будет не полной, если не учитывать уровень вибрации его фундамента. Обычно у правильно спроектированного и хорошо выполненного фундамента двойная амплитуда колебаний при хорошо отбалансированном роторе не превышает 10-20 мкм. Заметное отклонение от приведенных значений в сторону увеличения свидетельствует о дефектах фундамента.
При рассмотрении вопросов вибрации современных крупных турбоагрегатов необходимо учитывать то обстоятельство, что колебания подшипников в современных агрегатах все в меньшей степени отражают истинные колебания вала турбины. Это объясняется в первую очередь повышенной массой и жесткостью опор крупных турбоагрегатов. Не последнюю роль в этом явлении играют также демпфирующие свойства масляного клина, существующего между шейкой вала и подшипником.
Согласно экспериментальным данным на крупных агрегатах амплитуда вибрации концов валов может превосходить в 10-15 раз амплитуду колебаний подшипника, причем эти колебания могут быть смещены между собой по фазе. Наблюдались также случаи, когда вылет одной или нескольких рабочих лопаток не приводил к заметному увеличению вибрации подшипников, тогда как колебания вала существенно возрастали. Это показывает, что для ряда турбоагрегатов вибрация подшипников не являтся надежным критерием безопасности, и необходимо для этих агрегатов в каждом отдельном случае экспериментально устанавливать связь между колебаниями валов и подшипников турбины. Переход к большим единичным мощностям турбоагрегатов повышает требования к их вибрационной надежности, вследствие чего устранение значительных вибраций и определение причины их появления являются задачами первостепенной важности.
К основным причинам, вызывающим возникновение вибраций агрегата, можно отнести следующие:
А) динамическая неуравновешенность роторов;
Б) нарушение центровки роторов;
В) ослабление жесткости системы;
Г) работа в области резонансных чисел оборотов;
Д) потеря устойчивости вала на масляной пленке;
Е) появление возмущающих сил электромагнитного происхождения.
Возникновение динамической неуравновешенности роторов может быть вызвано двумя причинами:
1) перераспределением масс по окружности ротора или приложением к ротору новых неуравновешенных масс;
2) смещением главной центральной оси инерции ротора относительно оси его вращения.
В обоих случаях возникает неуравновешенная центробежная сила, пропорциональная квадрату числа оборотов, вызывающая вибрацию агрегата оборотной частоты.
Причинами возникновения неуравновешенности роторов турбин и генераторов могут быть обрыв лопаток и бандажей, разрушение дисков, некачественная балансировка при перелопачивании роторов, перемот - іка роторов генераторов, неравномерный износ лопаток, .неравномерный занос солями лопаточного аппарата и т. д.
Смещение оси инерции ротора относительно оси вращения может возникнуть из-за ослабления "посадки деталей на валу или прогиба вала. Прогиб ротора при сборке может возникнуть в результате перекоса шпонок относительно ШПОНОЧНЫХ пазов, некачественно выполненной насадки дисков и т. д. В процессе эксплуатации прогиб ротора - может "вызываться тепловой разбалан - сировкой, термической нестабильностью металла, ротора, задеваниями в проточной части, а также неправильными режимами пуска - и останова турбин, вызывающими прогиб ротора.
Рассмотренные выше явления приводят к появлению первичного прогиба, являющегося следствием первичной неуравновешенности ротора. Появление первичного прогиба вызывает вторичную неуравновешенность, возникающую вследствие отклонения оси инерции от оси вращения при динамическом прогибе ротора. Эта вторичная неуравновешенность трудно поддается определению из-за сложности измерения динамического прогиба по длине роторов в эксплуатационных условиях, однако приближенные расчеты показывают, что она может в несколько раз превышать первичную неуравновешенность ротора.
Динамический прогиб на критических скоростях достигает, как правило; максимальных значений, что приводит к значительному росту суммарной неуравновешенности и как следствие к усилению вибрации подшипников. Преобладающее влияние динамического прогиба на вибрацию наблнрдается главным образом у роторов современных генераторов средней и большой мощности, работающих вблизи второй критической скорости. Вследствие этого критерием оценки уравновешенности роторов генераторов является амплитуда вибрации подшипников и вала на рабочей и критической скоростях вращения.
Одной из причин повышения вибрации агрегата может явиться рас - центровка "роторов. Влияние расцен - тровки на вибрацию турбин существенно зависит от степени уравновешенности роторов и носит различный характер в зависимости от типа соединительных муфт. При жестких или полужестких муфтах сболчива - ние муфты восстанавливает нормальную центровку роторов. При этом возникает перераспределение нагрузки на подшипники от веса соединенных роторов. Не являясь непосредственным источником динамических сил, возбуждающих колебания, такое перераспределение статической нагрузки изменяет параметры системы «ротор - опоры». Так, например, полная разгрузка одной промежуточной опоры увеличивает пролет вала между опорами и изменяет его критическое число оборотов, что в свою очередь может привести к приближению одной из критических скоростей к рабочей скорости вращения агрегата. Если в результате перераспределения статической нагрузки одна из опор окажется частично разгруженной, то это может способствовать возбуждению низкочастотных колебаний, вызванных неустойчивостью вала на масляной лленке при малых радиальных нагрузках на подшипник. Гибкие соединительные муфты могут компенсировать значительную расцентровку валов (до 0,3 мм) без возникновения заметной вибрации. Однако в случае загрязнения масла, отложений шлама и наличия наклепа на рабочих поверхностях подвижных элементов муфты происходит резкое увеличение коэффициента трения между этими элементами, что может привести к частичному или полному заклиниванию муфты. В этом случае соединенные роторы начинают работать со смещением центра тяжести относительно оси вращения, что является причиной возникновения вибрации.
В процессе эксплуатации расцен - тровки роторов или перераспределение нагрузки на подшипники возможны вследствие нарушения правильного теплового расширения цилиндров турбины. Это явление связано с заклиниванием корпусов подшипников или цилиндров на шпонках, упором в дистанционные болты, односторонним нагревом или охлаждением цилиндра и т. д.
Наряду с неравномерным обогревом цилиндров вибрация может возникнуть также вследствие неравномерного прогрева фундамента машины. Такие явления наблюдались при эксплуатации турбин 300 МВт, у которых разность вертикальных тепловых расширений колонн фундамента достигала 2 мм.
Причиной, вызывающей неравномерный прогрев фундамента, может быть близкое расположение паропроводов, клапанов, и подогревателей, имеющих недостаточную или поврежденную изоляцию. Характерным признаком возникновения рас - центровки агрегата по этой причине является постепенное нарастание вибраций в течение нескольких дней с момента пуска, поскольку, как показали наблюдения, нагрев фундамента длится несколько суток (у турбин К-300-240 до 7 суток). Для устранения вибраций, вызываемых этим явлением, необходимо тщательно изолировать находящиеся в непосредственной близости от фундамента высокотемпературные узлы и детали с установкой в наиболее обогреваемых местах водяных экранов, а также проверить и, если потребуется, провести дополнительную балансировку роторов.
Еще одной причиной возникновения вибрации при эксплуатации крупных агрегатов является просадка выхлопных патрубков турбины со "встроенными в них подшипниками при наборе вакуума и от веса находящейся в водяных камерах конденсатора циркуляционной воды. Для турбин мощностью 100- 300 МВт просадка опор под действием вакуума оценивается величиной порядка 0,1-0,15 мм. Эту причину можно обнаружить, замеряя уровень вибрации при изменении вакуума на турбине. При этом наибольшее изменение вибраций наблюдается на подшипниках ЧНД.
На рис. 3-17 приводится зависимость поперечных колебаний заднего подшипника ЦНД от вакуума для турбины ВК-100-2. Хотя виброграмма, представленная на графике, отражает целый ряд причин, вызывающих вибрацию, в том числе и тепловую расцентровку за счет ухудшения вакуума, однако влияние
Изменения вакуума прослеживается довольно четко. Подобное влияние вакуума можно в значительной мере устранить путем установки ротора низкого давления с некоторым завышением относительно остальных валов при центровке агрегата.
При постоянной величине небаланса или расцентровки ротора увеличение амплитуды колебаний может явиться следствием уменьшения статической жесткости системы.
При эксплуатации турбоагрегата ослабление жесткости может "быть вызвано следующими причинами:
А) ослаблением взаимного крепления составных частей опоры ротора: вкладышей, корпусов подшипников, фундаментных рам, ригелей фундамента;
Б) отрывом стула подшипника от фундаментной плиты («опрокидывание» стула подшипника);
В) нарушением связи между стулом подшипника и опирающимся на него цилиндром турбины;
Г) нарушением связи между цилиндром турбины и его опорами на фундаменте;
Д) появлением трещин у несущих элементов фундамента.
Указанные явления могут возникнуть в (результате недоброкачественного монтажа или сборки после ремонта, а также в процессе эксплуатации из-за нарушения нормальных тепловых расширений турбины. Отрыв стула подшипника от фундаментной плиты также вызывается конструктивными дефектами соединения его с цилиндром турбины. Уменьшение жесткости опор может вызвать, кроме того, изменение собственной частоты колебаний системы «ротор-опоры» с приближением ее к резонансу. Вибрация, возникающая в результате ослабления жесткости опор, имеет, как правило, синусоидальную форму и оборотную частоту. Иногда наблюдаются высокочастотные наложения, искажающие синусоидальность колебаний, что связано с появлением микроударов в трещинах или местах соединений конструктивных элементов. Отличительной особенностью этой вибрации является ее зависимость от теплового состояния турбины.
Надежность работы турбоагрегата во многом зависит от близости критических частот вращения системы «ротор-опоры» к номинальной частоте вращения. В случае работы ротора в области критических частот даже незначительная неуравновешенность может привести к существенному повышению уровня вибрации. Для предотвращения подобных явлений всеми заводами-изготовителями производится тщательный расчет роторов турбин и генераторов по всем собственным формам колебаний вала.
Однако выполнение расчетов весьма затрудняется из-за недостатка исходных данных о влиянии упругости масляной пленки, податливости опор и т. л. Вследствие этого действительная критическая частота вращения турбоагрегата, определяемая экспериментальным путем, иногда оказывается в значительном несоответствии с расчетной. Это приводит к тому, что на ряде турбоагрегатов рабочая частота вращения находится в области второй критической частоты, что существенно увеличивает уровень вибрации на рабочих частотах. В первую очередь это относится к генераторам, имеющим весьма большой вес ротора, приходящийся на единицу длины вала. У этих агрегатов уже расчетная вторая критическая частота находится вблизи рабочей частоты, и, если учесть, что неточность исходных данных влияет в первую очередь на высшие критические частоты вала, можно прийти к выводу, что попадание в резонанс на рабочих частотах у этих машин весьма вероятно.
Как показывает эксперимент, для ряда генераторов отстройка действительной второй критической частоты от рабочей не превышает 4-8% (ТВ2-150-2, ТВФ-200-2, ТГВ-200), что нельзя считать удовлетворительным.
У некоторых генераторов, а также у большинства турбии вторая критическая частота лежит выше рабочих частот вращения. В этом случае существует опасность постепенного снижения резонаисиой частоты системы за счет уменьшения жесткости опор в процессе длительной эксплуатации турбоагрегата. Этому процессу в значительной мере способствует повышенный уровень вибрации турбоагрегата.
Рассматривая вопрос о влиянии критических частот на работу агрегата, необходимо отметить, что с переходом в крупных агрегатах на применение жестких муфт и ограниченного числа опор возрастает влияние жесткой связи между валами на критическую частоту вращения всего валопровода. Хотя критические частоты валопровода и в этом случае определяются в основном резонансными колебаниями отдельных валов, жесткая связь между роторами и отсутствие промежуточных опор вызывают дополнительные резоиаисы. При этом наблюдается заметное повышение критических частот валопровода относительно резонансов несвязанных роторов. Все эти обстоятельства должны быть учтены при отстройке вала от резонансной частоты вращения. По данным ряда наладочных организаций, минимально допустимая отстройка вала от резонансной частоты вращения при второй резонансной частоте должна быть не менее 10%.
Из всех причин, возбуждающих колебания турбоагрегата, наименее изученной и наиболее опасной считается низкочастотная вибрация, обусловленная потерей устойчивости вала на масляной пленке. Эти колебания относятся к разряду автоколебаний и вызываются гидродинамическими силами, возникающими
В масляном клине. подшипников, вследствие чего этот тип вибрации получил название «масляной» вибрации.
Этот вид вибрации еще недостаточно изучен, и четких представлений о причине ее возникновения нет. Эксперименты показывают, что она ие связана с механической неуравновешенностью ротора, а зависит в основном от динамических характеристик масляного слоя, описывающих его упругие и демпфирующие свойства, а также от расположения оси вала относительно расточки вкладыша. Как известно, у неподвижного ротора центр цапфы располагается под центром расточки вкладыша О і со статическим эксцентриситетом бо (рис. 3-18,а). При вращении вала между цапфой и вкладышем образуется масляный слой, на котором вал всплывает в направлении вращения. С увеличением скорости вращения центр цапфы перемещается по дуге О-Оь являющейся линией подвижного равновесия цапфы, и эксцентриситет б уменьшается. Теория и эксперименты показывают, что в случае значительного всплываиия вала, когда 6^0,7бо, вал теряет устойчивость и начинает перемещаться относительно своего равновесного положения на линии подвижного равновесия О0-0\. Эта перемещения происходят по замкнутой траектории и носят название прецессии вала.
Угловая скорость этой прецессии, т. е. частота колебаний цапфы, близка к половинной частоте вращения или к первой критической скорости вала. Обычно эта частота лежит между критическими скоростями системы «ротор - опоры» в направлении ее осей максимальной и минимальной жесткости.
Прецессия может быть трех видов: затухающая, установившаяся и нарастающая (рис. 3-18,6). Первый вид прецессии (колебания в точке О") ие может считаться опасным, поскольку затухающий процесс колебаний приводит центр цапфы при любом начальном отклонении снова на кривую устойчивого равновесия О-Оі. Второй вид пре - цесии (колебания в точке О") соответствует установившимся малым колебаниям цапфы вокруг положения устойчивого равновесия. Возникновение таких колебаний свидетельствует о достижении границы устойчивости, переход через которук» приводит к возбуждению нарастающей прецессии (колебания в точке О""). Нарастающая прецессия вызывает интенсивные колебания цапфы, амплитуда которых может достигнуть разрушительной величины. Колебания вала, передаваясь через масляный слой, в свою очередь возбуждают значительную низкочастотную вибрацию подшипника.
Длительный опыт эксплуатации, а также результаты эксперимента показывают, что возбуждение низкочастотных колебаний зависит в основном от температуры масла, окружной скорости шейки вала и удельного давления на подшипник. Уменьшение удельного давления на подшипник, а также увеличение вязкости масла и окружной скорости действуют благоприятно на возникновение и развитие низкочастотной вибрации.
Уменьшение удельного давления на подшипник в процессе эксплуатации может "быть вызвано:
А) износом баббита нижней половины вкладыша и увеличением вследствие этого площади опоры вала;
Б) уменьшением нагрузки от ротора на подшипник из-за неправильной центровки роторов, дефектов соединительных муфт или неправильного теплового расширения цилиндров;
В) неправильной очередностью1 открытия регулирующих клапанов* вследствие чего возникает паровое усилие, отжимающее ротор вверх и разгружающее тем самым подшипник от веса ротора.
Одной из распространенных причин, вызывающих «масляную» вибрацию в крупных агрегатах, является заниженная температура масла на входе в подшипник. Испытания, проведенные на ряде машин, выявили вполне определенную зависимость амплитуды низкочастотной
составляющей колебаний подшипников от температуры масла.
На рис. 3-19 представлен график зависимости амплитуды колебаний подшипников генератора ТГВ-200 от температуры масла. Как видно из графика, увеличение температуры масла с 43 д<э 53°С, что соответствует изменению его вязкости примерно в 1,5 раза, снижает уровень низкочастотной вибрации в 5-6 раз. Проблема борьбы с низкочастотной вибрацией особенно остро возникла в связи с освоением турбоагрегатов большой мощности, где высокая окружная скорость цапфы создает благоприятные условия для возникновения этого типа автоколебаний. Для решения этой проблемы в последнее время в конструкцию опорных подшипников крупных машин вносится ряд конструктивных изменений. Одним из мероприятий является уменьшение относительной длины подшипника для увеличения удельного давления на масляный клин. Вторым, весьма эффективным, мероприятием является замена цилиндрической расточки вкладышей подшипника овальной («лимонной») расточкой (рис. 3-20). При такой расточке верхний зазор в подшипнике делается примерно в 2 раза меньше бокового.
Это приводит к возникновению еще одного масляного клина, образующегося на верхней половине вкладыша. Верхний масляный клин хорошо демпфирует возникшие колебания и, кроме того, увеличивает давление на цапфу, устраняя первопричину возникновения «масляной» вибрации. Дальнейшим развитием этой следует считать создание подшипников с разрезным верхним вкладышем, где удается создать не один, а несколько масляных клиньев.
Особую группу причин, вызывающих вибрацию турбоагрегата, составляют возмущающие электромагнитные силы. Эти силы являются следствием нарушения электромагнитной симметрии генератора и существенно зависят от электрической нагрузки. На холостом ходу турбогенератора при снятом возбуждении эти силы отсутствуют, что позволяет легко отличить их от возбуждающих сил, вызванных механическими причинами.
Нарушение электромагнитной симметрии генератора может быть выз"вано:
А) витковыми замыканиями в роторе;
Б) неравномерностью воздушного зазора между статором и бочкой ротора;
В) периодическим изменением силы магнитного притяжения между вращающимся ротором и статором, обусловленным конечным числом ПОЛЮСОВ."
Витковые замыкания в роторе генератора являются наиболее распространенным источником колеба-
Ний, идущих от генератора. Практика показывает, что многие генераторы работают с витковыми замыканиями в обмотке ротора. Наличие короткозамкнутых витков искажает распределение общего магнитного потока ротора, что приводит к появлению несимметричных сил притяжения ротора к статору. Эти силы всегда направлены вдоль оси полюсов и по своему характеру идентичны силам от механической "неуравновешенности ротора. Односторонняя электромагнитная сила притяжения вызывает синусоидальные колебания ротора и подшипников с оборотной частотой. Вторым следствием витковых замыканий в обмотке ротора является несимметричный нагрев ротора по сечению, что Может вызвать его тепловой прогиб и возбудить вибрацию чисто механического характера.
Неконцентричное расположение бочки ротора в расточке статора также приводит к появлению периодической силы, вызывающей колебания ротора и статора. Эта сила в отличие от предыдущей имеет двойную оборотную частоту. Основными причинами появления неравномерного воздушного зазора являются естественный прогиб ротора под действием собственного веса и смещение его в процессе центровки с ротором турбины. При работе генератора ротор всплывает на масляной пленке, и, кроме того, зазор может меняться вследствие вибрации ротора из-за механической неуравновешенности.
Все эти причины устранить нельзя, однако практика показывает, что в нормальных условиях эти вибрации имеют малую амплитуду и опасности не представляют. Если же активная сталь сердечника запрессована неудовлетворительно или конструкция корпуса статора не обладает достаточной жесткостью, может возникнуть значительная вибрация статора. По данным испытаний турбогенератора ТВ2-100-2 в отдельных случаях на корпусе статора и торцевых щитах наблюдались синусоидальные колебания с частотой 100 Гц и двойной амплитудой 100- 150 мкм.
Ускорения, а следовательно, инерционные силы, действующие на элементы статора при наличии подобных высокочастотных колебаний, весьма велики, и это может привести к усталостному разрушению крепящих деталей, сварных швов, трубок газоохладителей и т. п. Вибрация статора еще более усиливается, если в обмотке ротора имеются ко- роткозамкнутые витки.
Рассматривая вопросы, связанные с колебаниями статоров генераторов, нельзя не отметить еще один источник возбуждения колебаний - неравномерность сил взаимного притяжения ротора и статора по окруж - . ности.
Для двухполюсных генераторов сила взаимодействия между ротором и статором изменяется по окружности на ±33%. ореднего значения, причем максимальная сила взаимодействия превышает минимальную в 2 раза. С увеличением числа полюсов неравномерность силы притяжения ротора и статора уменьшается. Так, для четырехполюсной машины эта неравномерность по отношению к средней величине составляет ±6,7%, а для восьмиполюсной - менее ±2%.
Для большинства современных турбогенераторов с рабочей частотой вращения 3000 об/мин рассматриваемая возбуждающая сила имеет двойную оборотную частоту. Повышенная вибрация статора (с частотой 100 Гц) передается через фундамент подшипникам генератора, накладываясь на колебания основной оборотной частоты.
Определение причин, вызывающих вибрацию современного турбоагрегата, - задача весьма сложная. Эта работа обычно выполняется научно-исследовательскими, наладочными и ремонтными организациями, имеющими квалифицированный персонал и всю необходимую аппаратуру.
Для анализа источников повышенной вибрации снимаются характеристики: скоростные, режимные, контурные.
Скоростная характеристика (рис. 3-21) представляет собой зависимость амплитуды и фазы вибрации или отдельных ее составляющих от частоты вращения ротора. Из полигармонических колебаний обязательно выделяются основная гармоника оборотной частоты и низкочастотные составляющие. По скоростной характеристике определяют вид неуравновешенности ротора и формы вынужденных колебаний при различных частотах вращения. При помощи скоростных характеристик выявляются также нелинейные источники возбуждения повышенной вибрации.
Режимные характеристики представляют собой зависимость вибрации от режима работы машины: тепловой и электрической нагрузки, теплового состояния турбины, вакуума, температуры масла и т д. Некоторые из этих характеристик приведены на рис. 3-ІІ7 и 3-19. Подобные характеристики позволяют определить раздельное влияние каждого из режимных факторов иа вибрацию машины.
Контурные характеристики (рис. 3-22) показывают изменение вибрации по контуру исследуемого элемента, что позволяет оценить ослабление жесткости вибрирующей системы. При помощи контурных характеристик обнаруживается ослабление крепления подшипников к фундаментной плите или плиты к фундаменту. По виду характеристики могут быть выявлены такие дефекты, как глубокие трещины в элементах опоры и фундамента. В программу исследований входит также контроль ряда узлов и элементов машины, являющихся обычным источником возбуждения колебаний. Проверке подвергаются центровка роторов, состояние соединительных муфт, шеек роторов и подшипников. Если вибрационные характеристики указывают на значительную неуравновешенность ротора, вал проверяется индикатором иа прогиб, после чего производится балансировка роторов. В тех случаях, когда исследованиями выявлена заметная зависимость вибрации от тока возбуждения или температуры ротора генератора, производится контроль обмотки ротора на отсутствие витковых замыканий.
120 80 40 О 40 ВО 120 2Д, мкм 2А, мкм
I I.1___ 1-1_______ 1111 I L-l I "
240 W0 80 О 80 /80 240 f, грав <р, град
Рнс. 3-22. Контурная вибрационная характеристика (стрелками указаны места замеров).
2А - двойная амплитуда колебаний; ф - угол сдвига фаз.
Отметим, что для определения причин вибрации первостепенную роль играет постоянный эксплуатационный контроль за вибрацией подшипников и других узлов агрегата. Постоянный контроль позволяет учесть целый ряд режимных факторов, непосредственно влияющих на величину вибрации, а также проследить динамику нарастания вибраций в процессе эксплуатации в течение межремонтного периода.
В заключение следует сказать, что поскольку уровень вибрации является важнейшим объективным показателем эксплуатационной надежности , нормы допустимой вибрации постоянно пересматриваются в сторону уменьшения амплитуды колебаний.
Снижение низкочастотной вибрации
Низкочастотная вибрация (НЧ) – это вибрация с частотой, равной половине частоты вращения, т.е. w Вб =w ВР / 2. Основными источниками низкочастотной вибрации являются подшипники скольжения при нарушении в них гидродинамического процесса смазки в масляном клине из-за резкого изменения нагрузок в машине либо изменения температуры масла, или из-за увеличения внутренних конструктивных зазоров в подшипниках.
При этом цапфа ротора в подшипнике смещается от центра вращения на величину эксцентриситета, вокруг которого ротор получает дополнительное вращение с частотой, равной половине основной частоты вращения ротора.
Это дополнительное вращение называется прецессией с частой вращения W, которая и является причиной низкочастотной вибрации:
|
т.е. w Вб = w ВР / 2.
Например. Если частота вращения w ВР = 314 Гц, 3000 об/мин, то частота вибрации равна
w Вб = 157 Гц, 1500 об/мин.
Для снижения НЧ - вибрации следует:
* оптимизировать статические и динамические нагрузки на все подшипники скольжения роторов, не допуская резких изменений нагрузок в машине;
* не допускать изменений температур масла в системе смазки машины ниже нормированных значений;
* величины внутренних зазоров в подшипниках скольжения поддерживать нормативными;
* в случае появления низкочастотной вибрации даже при соблюдении пунктов 1, 2, 3 применять на конкретном подшипнике «лимонную» расточку внутреннего диаметра, при которой боковые зазоры Х
Б выполняются увеличенными вдвое от величины верхнего зазора Х
В, т.е. Х
Б = 2Х
в. Например, если
Х
В = 0.002d
, то Х
Б = 0,004d
(d
– диаметр цапфы подшипника).
Снижение высокочастотной вибрации (ВЧ)
Высокочастотная вибрация ВЧ – это вибрация с частотой, вдвое превышающей частоту вращения, т.е.
w Вб = 2w ВР.
ВЧ возникает из-за нарушения поперечной жесткости в сечениях ротора, что приводит к неравенству осевых моментов инерции J X ¹ J Y , вызывающее двойное возмущение за один оборот ротора.
Например. Если частота вращения w ВР = 314 Гц (¦ = 50 Гц), то частота вибрации будет w Вб = 628Гц, (¦ = 100 Гц).
Например, в электроэнергетике часто источником высокочастотной вибрации являются роторы электрических машин, изготовленные с нарушением концентричности наружного диаметра или при ремонте их с заменой секций электрообмоток. В этом случае для выравнивания поперечной жесткости и снижения высокочастотной вибрации на бочке ротора в соответствующих сечениях выполняют фальшпазы.
5.4.2. Методы зашиты от вибрации на путях ее распространения
Применяются как для снижения вибрации самого оборудования, так и для снижения гигиенической вибрации на опорных поверхностных машинах.
Согласно ГОСТ 26568-85 методы защиты от вибрации на путях распространения подразделяются на:
* вибродемпфирование;
* виброгашение;
* виброизоляцию;
* организационные мероприятия и средства индивидуальной защиты от вибрации.
Вибродемпфирование
Снижение вибрации происходит за счет перевода колебательной энергии в тепловую при помощи увеличения активного сопротивления системы m, в основном за счет. увеличения внешнего и внутреннего трения h (5.5).
На стадии проектирования метод реализуется при выборе материалов, из которых изготавливаются детали ротора и статора. Коэффициенты внутреннего трения (внутренних потерь) h конструкционных материалов чугуна и стали имеют низкие значения, изменяются в диапазоне: h = 0,001-0,01 для СтЗ...Ст40, Cr10...Cr45.
Эти материалы виброактивны и практически не снижают вибрацию. Применение легированных материалов с высоким коэффициентом h = 0,02 – 0,1 с использованием марганца Мn, хрома Сr, никеля Ni, титана Ti, кобальта Со, а также полимерных материалов приводит к погашению колебательной энергии этими материалами и снижению вибрации оборудования. На стадии эксплуатации применяются листовые или мастичные материалы на резиновой основе для покрытия ими наружных поверхностей машин, такие как лента «Изол» , антивибрит, мастика ВД-17 , батил-каучук.
Надежность покрытия и эффективность работы этих материалов зависит от качества обработки наружных поверхностей оборудования перед покрытием. Хорошими вибродемпфированными свойствами обладает гальванопокрытие
(h = 0,01) и различные смазки (h = 0,02 – 0,04). Эффективность вибродемпфирования достигается на всех режимах работы, но особенно в резонансной области при равенстве нулю реактивного сопротивления колебательной системы.
Виброгашение
Снижение вибрации осуществляется за счет увеличения реактивного сопротивления системы
В дорезонансной области эффект достигается за счет увеличения жесткости колебательной системы К , например корпуса машины, путем выбора соответствующей конфигурации корпуса (сферическая форма обладает максимальной жесткостью) или введением дополнительных ребер жесткости.
В зарезонансной области виброгашение реализуется увеличением массы колебательной системы, как правило за счет увеличения массы фундамента машины М . Выбор массы фундамента производится по формуле:
|
где М – масса фундамента машины, кг; т – масса самой машины, кг; f ф – собственная частота фундамента, Гц; f p – рабочая (вынужденная) частота машины, Гц.
Анализ формулы (5.8.) показывает:
если ¦ ф / ¦ р = l – резонанс на фундаменте. Недопустимый режим работы, М ³ ¥ ;
если f ф / f р = 1,41 – тяжелый режим работы фундамента, M = 40m .
если f
ф / f
р = 3...4 – оптимальная область работы фундамента, при f
ф /f
р = 3,
М
³ 5 т
, при f
ф / f
р = 4, M
³ 2.7 m
;
В теплоэнергетике для снижения вибрации паровых турбин могут применяться динамические виброгасители в виде вертикальных удлиненных шпилек, устанавливаемые на противоположенных разъемах машин. Некоторое уменьшение вибрации достигается за счет противофазного колебательного процесса шпилек при работе турбины. Эффект зависит от правильного выбора масс виброгасящих шпилек с соответствующими частотами собственных колебаний.
Виброизоляция
|
где k – жесткость виброизолятора (резины, пружины), Н/м; m – масса машины, кг.
Если, например, станок стоит на пружинных виброизоляторах, то жесткость колебательной системы принимается равной жесткости пружин.
Анализ формулы (5.9.) показывает:
если f р / f о = 1 – наступает резонанс. К п = ¥ . Применение виброизоляции бессмысленно;
если f р / f о = 1,41, К п = 1. Эффект от применения виброизоляции отсутствует;
если f
р / f
о = 3..4, К
п = 1/8 .. 1/15, оптимальная область применения виброизоляции. При этом, если К
п < 1/15, наступит потеря устойчивости из-за того, что низкое значение К
п достигается при малой жесткости виброизолятора. Если
К
п > 1/8, то виброизоляторы будут иметь большие габариты и металлоемкость. Если коэффициент передачи известен, то можно определить снижение вибрации на фундаменте машины, дБ.
|
"...- низкочастотные вибрации (с преобладанием максимальных уровней в октавных полосах частот 1 - 4 Гц для общих вибраций, 8 - 16 Гц - для локальных вибраций);..."
Источник:
"СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8 физические факторы окружающей природной среды. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 40)
- - Защитная арматура для гашения вибрации провода и молниезащитного троса Смотреть все термины ГОСТ 17613-80. АРМАТУРА ЛИНЕЙНАЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Источник: ГОСТ 17613-80. АРМАТУРА ЛИНЕЙНАЯ...
Словарь ГОСТированной лексики
- - механические колебания двигателя или отдельных его узлов и деталей...
Энциклопедия техники
- - "...Ускорение: составляющая ускорения вдоль измерительной оси, определенной соответствующим стандартом на методы оценки общей или локальной вибрации..." Источник: " ГОСТ ИСО 8041-2006. Межгосударственный стандарт...
Официальная терминология
- - "...- высокочастотные вибрации..." Источник: "СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8 физические факторы окружающей природной среды...
Официальная терминология
- - "...3.2...
Официальная терминология
- - "...3.3. - одночисловая характеристика вибрации, определяемая как результат энергетического суммирования уровней вибрации в октавных полосах частот с учетом октавных поправок..." Источник: "СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4...
Официальная терминология
- - ".....
Официальная терминология
- - "...- среднечастотные вибрации;..." Источник: "СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8 физические факторы окружающей природной среды...
Официальная терминология
"Низкочастотные вибрации" в книгах
Вибрации
Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай КонстантиновичВибрации Д-р Фредерика Бленкнер (Кливленд) произвела интересную работу, наблюдая значение вибраций в областях искусства, науки, всего связанного с космическим творчеством. О значении ритма и вибраций говорилось немало, но все эти аксиомы оставались в пределах досужих
Принцип вибрации
Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак КристоферПринцип вибрации Принцип вибрации утверждает: «Ничто не остается в покое; все движется; все вибрирует». Даже если нечто кажется нам статичным, на деле это не так. Герметические философы знали это еще тысячи лет назад, но наука лишь недавно догнала их. До открытия атомов
Всё есть вибрации
Из книги Жизнь как она есть, или Счастье без компромиссов автора Аваков Михаил Г.Всё есть вибрации Тот, в ком отсутствует внутренний диалог, испытывает потребность заполнить образовавшуюся пустоту. Посмотрите на молодых людей: они нуждаются в постоянном допинге, которым для них является «музыка». Почему сейчас таких масштабов достиг шоу-бизнес?
Вибрации и лучи
Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена ИвановнаВибрации и лучи 23.04.38 Вы спрашиваете: «Какими вибрациями можно отвратить сильный припадок боли?» Вибрациями, посылаемыми Учителями, которые еще не известны науке. Приведенный в 380-м и 422-м [параграфах] случай относится к моему переживанию. Во сне я видела состояние своего
Новые вибрации
Из книги Последние времена автора Кэрролл ЛиНовые вибрации Для учителей: Сейчас вы должны понимать, что отныне будете встречаться с людьми, имеющими статус "выпускников" или "дипломников" (находящимися в процессе перехода). Какими вы их "увидите"? Каков будет их инкарнационный цвет или аурический узор? Вы привыкли к
Результаты вибрации
Из книги Реальность астрального плана автора Ледбитер Чарлз УэбстерРезультаты вибрации Если мы возьмём современную книгу по физике, то найдём в ней обычно даваемую таблицу октав колебаний; и нас не может не поразить тот факт, что лишь незначительная их часть вообще воздействует на наши чувства. А поскольку вся информация о внешнем мире,
Вибрации
автора Радуга МихаилВибрации AlexПроснулся и ощутил, что нахожусь в фазовом состоянии. Первым делом решил выкатиться из ощущаемого тела. И в тот же миг ощутил сильные вибрации по всему телу. Будто разряды электричества, начинающиеся с головы и угасающие в ногах. По ощущению времени вибрации
Вибрации
Из книги Выход из тела для ленивых автора Радуга МихаилВибрации СметанаВо сне пришло осознание, и я оказалась сидящей на краю кровати, рукой касаясь своего тела. В голове слышались голоса и всплывала вся прочитанная мной информация о фазе. По телу волной шли сильные вибрации. Они были настолько сильными, что, казалось, это
Вибрации
Из книги Выход из тела для ленивых автора Радуга МихаилВибрации HroniKДнем, после обеда, прилег вздремнуть и почти сразу почувствовал мощные вибрации. Я ощущал их и раньше, они немного пугали меня. В этот раз я впервые открыл глаза при вибрациях и увидел свою комнату. Она вся светилась тусклым оранжевым светом. Я оглядел комнату
Вибрации
Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга МихаилСтавка на низкочастотные запросы
Из книги Раскрутка: секреты эффективного продвижения сайтов автора Евдокимов Николай СеменовичСтавка на низкочастотные запросы Главным козырем в продвижении интернет-магазина будут низкочастотные запросы. Дело в том, что высокочастотники требуют больших расходов, к тому же нередко бьют из пушки по воробьям. Не всегда тот, кто ищет «паркет», хочет его купить. С
2.3.1. Вибрации
Из книги Внетелесный опыт автора Аарон2.3.1. Вибрации Вы этого достигнете, рано или поздно. Это ощущается, как будто электричество идёт через ваше тело. Сначала это пугает большинство людей. Далее, это становится подобно неосознанному страху, как будто вы увидели ползущую змею. Вы просто хотите убить её, и не
5 Вибрации
Из книги Ментальная химия: Наука исполнения желаний автора Энел Чарльз5 Вибрации Прежде чем будет создана какая-либо среда, будь то гармоничная или не очень, необходимо совершить целый ряд определенных действий. В свою очередь, каждому такому действию предшествует мысль - сознательная или бессознательная. А поскольку мысли являются
Вибрации
Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга МихаилВибрации Часто фазе сопутствует необычное ощущение, которое невозможно забыть и можно удачно применять для самого входа в фазу, углубления и удержания ее. Наиболее точно его можно описать как прохождение сквозь все тело сильного тока, не причиняющего боли. При этом
Приложение 4. Нормы допустимого уровня локальной вибрации и суммарное время воздействиялокальной вибрации ручных машин за смену
Из книги Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к провер автора Красник Валентин ВикторовичПриложение 4. Нормы допустимого уровня локальной вибрации и суммарное время воздействиялокальной вибрации ручных машин за смену Нормы допустимого уровня локальной вибрации и суммарное время воздействия локальной вибрации ручных машин за смену Примечание. Допустимое
К.т.н. М.А. Биялт, начальник участка вибрационной диагностики и наладки, ООО «КВАРЦ Групп», г. Омск;
к.т.н. А.В. Кистойчев, доцент,
А.В. Балеевских, студент,
Е.Ф. Ковальчук, студент, ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Гибкие муфты обычно используют для передачи небольших по величине крутящих моментов. Ранее они устанавливались в турбинах единичной мощностью до 100 МВт. В современных же мощных турбоагрегатах гибкие муфты уже не применяются из-за возникающих больших сопротивлений при передаче значительных крутящих моментов. Однако в небольших приводных агрегатах и различных вспомогательных механизмах (насосы, нагнетатели, компрессоры) они находят широкое применение благодаря своим свойствам:
1. Способность смягчать толчки и удары.
2. Упругие муфты могут служить средством защиты от резонансных крутильных колебаний, возникающих в механизме вследствие неравномерности вращения.
3. Упругие муфты допускают сравнительно большие смещения осей соединяемых валов. При этом, за счет деформации упругих элементов, валы и опоры нагружаются сравнительно малыми силами и моментами.
Вместе с тем, гибким муфтам присущи следующие недостатки: сложность (невозможность) точной подгонки ее рабочих элементов для равномерной передачи ими крутящего момента; повышенный вследствие этого износ элементов муфты в эксплуатации. Нарушения в работе гибкой муфты могут стать причиной появления зависимости вибрации агрегата от нагрузки (величины крутящего момента), разрушения элементов муфты или даже ее заклинивания.
В статье нами на основании собственного опыта, а также опыта наших коллег, был рассмотрен еще один аспект вибрационного поведения агрегата, имеющего в составе валопровода гибкую муфту - это склонность таких агрегатов к низкочастотной вибрации при наличии дефектов гибкой муфты. В данной работе хотелось бы подойти к обозначенной проблеме несколько с другой стороны и рассмотреть низкочастотную вибрацию как диагностический признак развитого дефекта гибкой муфты. О необходимости этого красноречивее всего говорит следующий пример.
В статье , пожалуй, впервые было отмечено, что неправильная работа гибкой муфты может приводить к возникновению низкочастотных колебаний. К такому выводу автор приходит после длительных комплексных испытаний агрегата ПТ-50-90/16, вышедшего из капитального ремонта, которые включали в себя исследования зависимости вибрации:
1. от величины расхода пара в производственный отбор при постоянной электрической нагрузке;
2. от электрической нагрузки в конденсационном режиме;
3. от электрической нагрузки при постоянном расходе пара в отбор;
4. от расхода свежего пара;
5. от температуры масла, поступающего на подшипники.
В ходе испытаний была выявлена зависимость величины низкочастотной вибрации от мощности, вырабатываемой ЦВД . После нормализации работы муфты низкочастотная вибрация исчезла.
Рассмотренный случай хорошо иллюстрирует, что отсутствие четких диагностических признаков того или иного дефекта ведет к увеличению времени и затрат на вибрационную наладку агрегата. По этой причине одним из направлений научной деятельности специалистов УрФУ является разработка и уточнение диагностических признаков наиболее характерных дефектов валопроводов . Диагностические признаки нарушения работы гибких муфт, которые проявляются в вибрационном сигнале, достаточно хорошо известны:
■ рост оборотной вибрации;
■ появление «нагрузочного вектора» (табл.);
■ возникновение в спектрах вибрации опорных подшипников ряда высокочастотных гармоник (рис. 1 и 2).
Как показывает опыт наладки т/а ПТ-60-130 , данные диагностические признаки могут довольно ярко проявляться в вибрационном поведении агрегата, однако низкочастотная вибрация при этом может отсутствовать или ее уровень может оставаться незначительным. Срыв агрегата в низкочастотную вибрацию происходит после некоторой наработки, если не были своевременно предприняты меры по нормализации работы гибкой муфты. Это правило лучше всего прослеживается на примере нашего опыта диагностики и наладки компрессорной установки К-1700 мощностью 10 МВт .
Таблица. Результаты измерений вибрации на передних подшипниках турбоагрегата ПТ-60-130 при наличии дефекта гибкой муфты.
Длительное время агрегат работал без особых замечаний, но в дальнейшем на рабочем режиме работы периодически стали возникать самовозбуждающиеся низкочастотные колебания ротора электродвигателя, что однозначно указывало на потерю устойчивости.
При пуске агрегата и нагружении уровни вибрации скачкообразно возрастали (за счет амплитуды НЧВ), но общий уровень вибрации не превышал уровня срабатывания защит. Обычно в таких случаях агрегат останавливали и запускали вновь, до тех пор, пока НЧВ не возникала (иногда для этого требовалось несколько пусков). На определенном этапе такой эксплуатации возникла технологическая необходимость не отключать компрессор даже при возникшей НЧВ. В таком режиме (с уровнями вибрации до 10,0 мм/c) агрегат проработал почти 10 суток и после этого был выведен в ремонт. При ревизии подшипников электродвигателя было обнаружено разрушение баббита в виде сколов на нижних и верхних половинах вкладышей обоих подшипников, в связи с чем подшипники были заменены.
Таким образом, изложенные выше случаи, на наш взгляд, позволяют утверждать, что наличие в спектре вибрации опор агрегатов, имеющих в составе валопровода гибкую муфту, следов НЧВ, а тем более их срыв в НЧВ, может указывать на появление значительных отклонений в работе гибкой муфты. Данные отклонения могут быть не только результатом развития дефектов самой муфты, но и следствием воздействия внешних факторов (нарушения в тепловых расширениях, режимные расцентровки). Данное утверждение может быть легко подтверждено и приведенным в объяснением роли гибкой муфты в механизме возникновения НЧВ.
Как известно, надежная работа гибких муфт даже при отсутствии расцентровки в значительной степени зависит от равномерности передачи крутящего момента по окружности. Неравномерность тангенциальных зазоров между передаточными элементами и зубцами полумуфт, износ и деформации передаточных элементов, разношаговость зубцов на полумуфтах или «коронке», пригары, некачественная смазка и многие другие причины приводят к неравномерной передаче крутящего момента по окружности муфты, что визуально подтверждалось и в рассмотренных выше случаях.
В результате неравномерности передачи крутящего момента в плоскости муфты возникает поперечная сила, равная равнодействующей сил, передаваемых передаточными элементами, схематично изображенная на рис. 3.
Сила, которая может быть условно названа «поводковой», подобна силе от дисбаланса и вызывает повышенную оборотную вибрацию. Такая сила по мере ее возникновения и увеличения «разматывает» ротор в расточках подшипников и увеличивает прецессию. Изменение крутящего момента, а значит и передаваемой мощности, приводит к изменению указанной силы, что и отражается ростом оборотной вибрации при увеличении нагрузки, т.е. появлением «нагрузочного» вектора. И самое главное - при резком нагружении или разгрузке агрегата эта сила является той самой дестабилизирующей силой, которая, смещая шейки ротора в расточках вкладышей подшипников, может привести к возникновению прецессионного движения с угловой скоростью, равной половине угловой скорости ротора, т.е. к срыву в НЧВ. Причем, чем более развит дефект гибкой муфты, тем выше значение «поводковой» силы, а значит и выше склонность агрегата к срыву в НЧВ. Это точно соответствует классическому механизму появления циркуляционной силы в расточке подшипника, который обычно используется для объяснения данного процесса.
Выводы
Анализ многочисленных случаев возникновения НЧВ на турбоагрегатах, имеющих гибкую муфту в составе валопровода, а также других роторных машин (компрессоров, нагнетателей, насосов и пр.), показывает, что причина срыва, в большинстве случаев, заключается в неудовлетворительной работе именно гибкой муфты. Т.о. при прочих усугубляющих факторах, а именно близости собственной частоты ротора к половине от оборотной частоты (25 Гц), увеличенных зазорах в подшипниках и т.д., агрегаты с гибкими муфтами следует рассматривать склонными к срыву в НЧВ (естественно при ухудшении условий работы гибкой муфты) и уделять особое внимание к ревизии данного узла в процессе ремонта.
На основе обобщения опыта диагностики и вибрационной наладки роторных машин рассмотрены особенности срыва в НЧВ агрегатов, имеющих в своей конструкции гибкую муфту, а также предложен механизм потери устойчивости и показана определяющая роль в этом механизме появления отклонений в работе муфты.
Предложено рассматривать появление НЧВ на опорах роторных машин как диагностический признак появления значительных отклонений в работе гибкой соединительной муфты.
Литература
1. Биялт М.А. Роль гибких муфт в возникновении низкочастотной вибрации / М.А. Биялт, А.В. Кистойчев, Е.А.Зонов, Е.В. Урьев // Тяжелое машиностроение. 2012. № 2. С. 40-48.
2. Трунини Е.С. Автоколебания ротора высокого давления // Электрические станции. 1964. № 3. С. 80-81.
3. Кистойчев А. В. О диагностических признаках наличия жидкости в центральной расточке роторов // А. В. Кистойчев, Е.В. Урьев, М.А. Биялт/Электрические станции. 2012. № 6. С. 57-62.
4. Kistoychev A., Uriev E. Diagnostic of Transversal NonCircular Crack in Turbomachine Rotors // 12th International Scientific and Engineering Conference «HERVIC0N-2008». Poland, Kielce-Przemysl, 2008. P. 56-62.
5. Биялт М.А. Роль гибких муфт в возникновении низкочастотной вибрации / М.А. Биялт, А.В. Кистойчев, Е.А.Зо- нов, Е.В. Урьев// Тяжелое машиностроение. 2012. № 2. С. 40-48.
Вибрация.
Неблагоприятные воздействия вибрации на организм человека
Определение вибрации:
Вибрация - это физический фактор, действие которого определяется передачей человеку механической энергии от источника колебаний; основными характеристиками вибрации являются амплитуда смещения, скорость и ускорение.
Основные виды вибрации:
Общепринятым является деление вибраций на общие и местные.
Общая вибрация - это колебание всего тела, передающееся с рабочего места.
Локальная вибрация (местная вибрация) - это приложение колебаний только к ограниченному участку поверхности организма.
На производстве распространены оба вида вибрации: локальная - через руки (чаще всего при работе с ручными машинами), общая (по всему телу) - при положении сидя или стоя на рабочем месте (у машины и технологического оборудования). Все виды вибрации, действующие на производстве, объединяются термином «производственная вибрация».
Вибрация автомобилей, средств транспорта и самоходной техники, рабочих мест водителей имеет преимущественно низкочастотный характер, отличается высокими уровнями интенсивности в октавах 1-8 Гц. Вибрация автомобиля и автомобильной техники зависит от скорости передвижения, типа сиденья, амортизирующих систем, степени изношенности машины и покрытия дорог.
Вибрация рабочих мест технологического оборудования имеет средне- и высокочастотный характер спектров с максимумом интенсивности в октавах 20-63 Гц.
Ручные машины, особенно ударного, ударно-поворотного и ударно-вращательного действия, получили широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства (строительстве, машиностроении, авиации, лесной и горнорудной промышленности). Изучение условий труда работающих на этих машинах показало, что выполнение многообразных трудовых операций сопровождается наряду с воздействием вибрации значительным физическим напряжением. Рабочие удерживают в руках машины весом до 15 кг, прикладывая при этом дополнительные усилия нажима на рукоятку инструмента в 10-40 кг. Неудобные рабочие позы, различные усилия нажима на инструмент создают значительное статическое напряжение мышц плеча и плечевого пояса, что усугубляет неблагоприятное воздействие вибрации.
Влияние общей вибрации на организм человека:
Исследования особенностей механического эффекта общей вибрации показали следующее. Тело человека благодаря наличию мягких тканей, костей, суставов, внутренних органов представляет собой сложную колебательную систему, механическая реакция которой зависит от параметров вибрационного воздействия. При частоте менее 2 Гц тело отвечает на общую вибрацию как жесткая масса. На более высоких частотах тело реагирует как колебательная система с одной или несколькими степенями свободы, что проявляется в резонансном усилении колебаний на отдельных частотах. Для сидящего человека резонанс находится на частотах 4-6 Гц, в положении стоя обнаружены 2 резонансных пика: в 5 и 12 Гц. Собственная частота колебаний таза и спины - 5 Гц, а системы грудь-живот - 3 Гц.
При длительном воздействии общей вибрации возможны механические повреждения тканей, органов и различных систем организма (особенно при возникновении резонанса собственных колебаний тела и внешних воздействий). Вот почему механическое воздействие вибрацией часто ведет к возникновению многообразных патологических реакций у водителей грузовых машин, трактористов, летчиков и т. д.
Влияние локальной вибрации на организм человека:
При исследовании особенностей механического эффекта воздействия локальной вибрации на организм человека было установлено, что вибрация, приложенная к любому участку, генерируется по всему телу. Зона распространения при воздействии низкой частоты вибрации больше, так как поглощение колебательной энергии при ней в структурах тела меньше. При систематическом вибрационном воздействии низкочастотных колебаний в первую очередь поражаются мышцы, и тем сильнее, чем большего мышечного напряжения требует работа с инструментом.
У рабочих, длительное время использующих ручные машины, возникают, разнообразные изменения в мышцах плечевого пояса, рук и кистей. Связано это как с непосредственной травматизацией мышц, так и с нарушениями регуляции вследствие поражений ЦНС. Под влиянием локальной вибрации возникают также костно-суставные изменения, особенно в локтевых и лучезапястных суставах, в мелких суставах кистей. Костно-суставные деформации происходят из-за нарушения дисперсности тканевых коллоидов, в результате чего кость теряет способность связывать соли кальция.
Действие вибрации на нервную систему вызывает нарушение равновесия нервных процессов в сторону преобладания возбуждения, а затем - торможения. Корковые отделы головного мозга чутко реагируют на вибрацию. Особенно чувствительными к действию локальной вибрации являются отделы симпатической нервной системы, регулирующие тонус периферических сосудов.
Обследования рабочих различных профессиональных групп: обрубщиков, клепальщиков, шлифовщиков, бурильщиков - позволили установить, что спазм капилляров чаще бывает при вибрациях с частотой свыше 35 Гц, а при меньших частотах у капилляров обычно наступает атоническое состояние. У больных, подвергавшихся воздействию локальной вибрации, в первую очередь наблюдаются изменения на реограммах пальцев и кисти, а вследствие общего воздействия вибрации - на реограммах стоп и на реоэнцефалограммах. У многих больных наблюдали изменения ЭКГ, частоты пульса, артериального давления, показателей мозгового кровообращения.
Действие вибрации на вестибулярный аппарат приводит к возникновению разнообразных вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций. Воздействие на зрение, особенно на резонансных частотах 20-40 и 60-90 Гц, увеличивает амплитуду колебаний глазного яблока и ухудшает остроту зрения, снижает цветовую чувствительность, суживает границы поля зрения.
Вибрационная болезнь:
Некоторые клиницисты выделяют самостоятельную нозологическую форму - вибрационную болезнь - и находят у нее 4 стадии:
1) начальная стадия вибрационной болезни, она протекает без выраженных симптомов. Нерезко выраженные боли и парастезии в руках возникают периодически. При объективном осмотре обнаруживается сниженная чувствительность кончиков пальцев;
2) умеренно выраженная стадия вибрационной болезни, при ней чувство онемения приобретает большую стойкость, снижение чувствительности распространяется на все пальцы и даже на предплечья, выражен гипергидроз и цианоз кистей рук;
3) выраженная стадия вибрационной болезни, когда значительно белеют пальцы рук, кисти обычно холодные и влажные, пальцы отечные, снижается чувствительность кистей, сильнее выражены изменения в мышцах;
4) стадия генерализованных расстройств; она встречается редко и лишь у рабочих с большим стажем. Сосудистые расстройства распространяются не только на руки, но и ноги, спазмы могут захватывать сердечные и мозговые сосуды. Эта стадия вибрационной болезни относится к малообратимым состояниям с заметным снижением работоспособности.
7 основных синдромов вибрационной болезни:
1) ангиодистонический синдром: отражает начальную фазу вибрационной болезни;
2) ангиоспастический синдром: наблюдается преимущественно при воздействиях вибраций высокой частоты и имеющий тенденцию к генерализации при выраженном заболевании;
3) синдром вегетативного полиневрита с преимущественной локализацией на руках: обычно возникает вследствие низкочастотной вибрации, может сопровождаться болевыми симптомами;
4) синдром вегетомиофасцита: выявляется при воздействии низкочастотной вибрации, характеризуется наличием дистрофических изменений в мышцах;
5) синдром поражения периферических нервов и мышц (невриты, плекситы, шейный радикулит): широко распространен, особенно при низкочастотной вибрации;
6) синдром вестибулопатии;
7) диэнцефальный синдром.
Влияние вибрации на женский организм:
Длительное воздействие вибрации на организм женщин способствует возникновению существенных сдвигов со стороны женской половой сферы. Нарушение менструальной функции было отмечено у трактористок, водителей автобусов и трамваев, проводниц железнодорожного транспорта. Вибрационное воздействие создает опасность недонашивания беременности, увеличения числа самопроизвольных выкидышей. Под влиянием низкочастотной вибрации у женщин развиваются выраженные изменения кровообращения органов малого таза с развитием застойных явлений.
Защита от производственной вибрации:
Основным путем борьбы с вредным влиянием производственной вибрации следует считать конструирование более совершенного оборудования с дистанционным управлением, замену ударных и вращательных процессов другими технологическими операциями (например, клепка может заменяться сваркой). В горнорудной промышленности на смену ручным отбойным молоткам и перфораторам должны прийти машины с дистанционным управлением (угольные комбайны, перфораторы на колонках и т. д.). У бетонщиков также возможно формование бетонной смеси без ручного труда. Защита водителя от вредного воздействия вибрации может быть достигнута путем совершенствования амортизации рабочего места (сиденья).
Обеспечение защиты от вибрации оператора ручных машин является сложной комплексной проблемой. Прежде всего необходимо добиваться снижения виброактивности в источнике за счет тщательной балансировки движущихся частей, совершенствования формы силовой диаграммы у машин ударного действия, оптимизации структуры ударной мощности и т. д. Важно произвести виброизоляцию рукояток и других мест контакта машины с руками оператора, оптимизацию рабочих параметров машин с целью уменьшения резонансных состояний, уменьшение теплопроводности места контакта с виброисточником. Среди средств индивидуальной защиты наибольшее распространение получили виброгасящие рукавицы с ладонной накладкой из эластичного материала, виброгасящая обувь с упругой подошвой или стелькой.
Медицинская профилактика неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека:
Медицинская профилактика вибрационной болезни, а также общего неблагоприятного воздействия вибрации на здоровье человека заключается в недопущении к работам людей с синдромом Рейно, заболеваниями центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, половой сферы.
С целью профилактики вибрационной болезни, а также сохранения высокой работоспособности человека рекомендуются водные процедуры, массаж, производственная гимнастика, ультрафиолетовое облучение, витаминизация. При выявлении начальных признаков заболевания рекомендуется амбулаторное и санаторно-курортное лечение. При своевременном лечении и рациональном трудоустройстве прогноз вибрационной болезни благоприятен.