Общее собрание собственников. Повышение активности собственников как ключевая цель стратегии развития ЖКХ

Утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года. Об этом 27 января сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на форуме «Городское развитие: жилье и ЖКХ».

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года определяет основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли до 2020 года. Ожидаемая сумма инвестиций в ЖКХ превысит 500 млрд руб. ежегодно, сообщает пресс-служба Минстроя России.

Среди ключевых направлений реализации стратегия развития ЖКХ – формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, совершенствование системы отношений между собственниками МКД, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, а также в целом повышение энергетической эффективности отрасли.

«Стратегия – очень важный документ. Для министерства он станет четким планом работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для нас важным сигналом являются слова Дмитрия Анатольевича о том, что наконец-то пришло время, когда мы можем говорить, что ЖКХ начинает меняться», – отметил глава Минстроя России Михаил Мень.
По его словам, реализация стратегии позволит повысить комфортность условий проживания, будет способствовать модернизации объектов ЖКХ, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения.

На форуме также был затронут ряд вопросов, связных с ростом тарифов ЖКХ, продлением сроков бесплатной приватизации жилья и программы «Жилье для российской семьи».
Рост платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года планируется ограничить на уровне не выше инфляции. В этом году повышение, которое состоится 1 июля, составит не более 4 процентов в среднем по стране.

«Было дано обещание, которое я дал от имени правительства и от имени «Единой России» на форуме, я имею в виду решение ограничить рост платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года на уровне не выше инфляции. В этом году повышение, которое состоится 1 июля, составит не более 4% в среднем по нашей стране», – заявил Дмитрий Медведев. Премьер-министр также озвучил инициативу переноса на 1 января 2017 года решения о содержании общего имущества в многоквартирных домах.

По сообщению пресс-службы Минстроя России, поддержку со стороны правительства России нашло предложение министерства защитить накапливаемые средства (взносы на капремонт) от инфляции за счет начисления рыночных банковских процентов, а также запустить систему льготного кредитования услуг по капитальному ремонту.

Также сообщается о принципиальном одобрении продления сроков бесплатной приватизации жилья. «Принято решение продлить еще на один год бесплатную приватизацию жилых помещений — до 1 марта 2017 года. Но при этом есть и другие предложения», — заявил Дмитрий Медведев. По его словам, есть предложения как «общую приватизацию в 2017 году завершить, но сохранить исключения для отдельных категорий граждан, в том числе для детей-сирот», так и продолжить приватизацию вообще без ограничения срока.

В свою очередь Михаил Мень рассказал о продлении программы «Жилье для российской семьи». «Те регионы, которые откладывали принятие решений по вхождению в программу, сегодня активизировались, и им необходимо дополнительное время. Если у нас получится реализовать идею выделения средств на поддержку этой программы в части развития инфраструктуры и соцобъектов, то появится больше регионов, которое станут участниками этой программы», – заявил министр.

Правительство РФ распорядилось утвердить Стратегию развития ЖКХ до 2020 года. Соответствующий проект документа об этом можно найти на сайте Минстроя РФ в разделе “Документы ”. Планируется, что эта Стратегия будет утверждена к 15 сентября текущего года.

Вектор развития

Разработанная Стратегия развития ЖКХ до 2020 года основана на ФЗ №172 от 28.06.2014 года "О стратегическом планировании в РФ” , а также на целевых показателях и задачах, согласно Указу Президента РФ № 600 от 07.05.2012 года "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" . Документ разработан для повышения качества предоставляемых услуг населению и прозрачности деятельности управляющих компаний.

Ключевыми направлениями Стратегии определены:

  • совершенствование деятельности по управлению МКД
  • оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также модернизация лифтового оборудования
  • переселение жильцов из аварийного жилья
  • оказание достойных коммунальных услуг для населения
  • общественный контроль

Предпосылки

Предпосылками для разработки данной Стратегии послужили многочисленные жалобы населения на неоправданно (по их мнению) завышенную стоимость предоставляемых коммунальных услуг в то время, как качество КУ во многих регионах оставляет желать лучшего. В мае текущего года был проведен опрос среди населения по вопросу, насколько справедливой они считают сумму за коммунальные услуги . Оказалось, что несогласны с коммунальными платежами 55% населения. Поэтому и решено было выработать планомерный механизм совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

По мнению авторов проекта, осуществление Стратегии невозможно без достижения прозрачности сведений о деятельности УК. Причем прозрачность информации должна быть максимальной не только для контролирующих органов, но и для потребителей КУ. Именно в данных целях создан сайт ГИС ЖКХ .

Цели развития сферы управления МКД

Основной упор сделан на профессиональное управление многоквартирными домами. Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, а именно лицензирование деятельности по управлению МКД , которое было введено с 1 мая 2015 года.

Процесс лицензирования УК продолжается по сей день. И если на начальном этапе лицензию удалось получить только 11 тысячам УК, то уже на конец июля эта цифра возросла до 12,9 тысяч компаний. Увидеть все лицензии можно в одноименном реестре в ГИС ЖКХ. Инициаторы проекта считают, что механизм лицензирования позволит освободить рынок ЖКХ от недобросовестных управляющих компаний. А те, кто останутся, будут ответственнее относиться к своей деятельности и качеству предоставляемых услуг.

Также, согласно Стратегии, необходимо сформировать профессиональное сообщество УК, которое бы могло влиять на ситуацию, возникающую в сфере управления МКД. Одновременно будет создан институт профессиональных управляющих, которые встанут на защиту интересов жильцов МКД. После этого должен качественно повыситься уровень информированности собственников помещений МКД об их правах и обязанностях. Для повышения степени активности жильцов введены новые упрощенные (очно-заочные) формы проведения ОСС, общие требования к оформлению протоколов ОСС и решений собственников помещений в МКД.

Среди целей документа также стоит отметить необходимость усовершенствования механизма разделения ответственности УК, включая размеры штрафов, которые налагаются на компании из-за нарушения лицензионных требований . Планируется ввести дополнительные требования к УК в части уставного капитала и материально-технической базы. В планах внедрить простой и понятный механизм выбора и смены УК, чтобы исключить нелегальную процедуру с поддельными документами. Также будет усовершенствована система раскрытия информации и введен механизм оценки удовлетворенности населения уровнем обслуживания и качеством оказываемых услуг в сфере ЖКХ.

Цели развития сферы капитального ремонта общего имущества в МКД

В данной области планируется постепенный перевод капитального ремонта со счетов региональных операторов на специальные счета. ФЗ №176 от 29.06.2015 года внес большие изменения в российский жилищный кодекс касательно корректировки регламента проведения капитального ремонта:

  • изменился порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроками его проведения
  • определен правовой режим функционирования специальных счетов
  • закреплен правовой статус владельца этого счета
  • разграничена деятельность региональных операторов

Следует также отметить, что ветхое и аварийное жилье будет исключено из программы капитального ремонта . То же самое справедливо в отношении МКД, которые будут сноситься или для которых цена капитального ремонта кажется неоправданно высокой. Для таких домов в дальнейшем будут выработаны специальные программы. Регулирование коснется и вопроса лифтового оборудования, которое сейчас регламентировано Техрегламентом Таможенного Союза 011/2011 “Безопасность лифтов” .

В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией региональных программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому МКД, отследить этапы и качество, проконтролировать стоимость, максимальную прозрачность и открытость. На сайте Реформа ЖКХ в разделе “Капитальный ремонт” система цветовой индикации покажет, на какой стадии реализации программы капремонта МКД находится сейчас тот или иной субъект РФ.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года опубликована на официальном сайте Минстроя России. В формате инфографики изложены основные направления развития отрасли, этапы реализации ключевых проектов и целевые показатели эффективности.

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Правительством Российской Федерации, направлена на создание принципиально нового ЖКХ – эффективного, надежного и клиентоориентированного. «Обеспечение качества ЖКХ и формирование комфортной городской среды – наши важнейшие задачи на ближайшие годы, так как требования людей к инфраструктуре растут», - говорит Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

В рамках реализации этих задач Минстрой России ставит задачу к 2018 году в 1,5 раза снизить уровень аварийности, при этом доля бюджетных инвестиций в ЖКХ к 2018 году должна быть снижена до 30%, а остальные 70% должны составлять внебюджетные вложения. Результатом должен стать рост уровня удовлетворенности населения качеством услуг ЖКХ: в 2020 году, по оценкам ведомства, он должен составить не менее 80%.

Что касается качества жилищного фонда, к 2018 году должно быть отремонтировано 100 000 домов, при этом Минстрой России планирует значительно повысить вовлеченность населения в управление своими домами: до 2020 года не менее 30% домов должно перейти на накопление средств на капремонт на спецсчетах.

Первый этап реализации стратегии развития ЖКХ уже продемонстрировал эффективность выбранного вектора развития. Всего за 2,5 года существования ведомства оценка качества ЖКХ потребителями, по данным соцопросов, изменилась с резко негативной на позитивную. «В 2013 году, по данным ВЦИОМ, ЖКХ занимало первую строку в списке главных проблем страны. А сегодня опросы говорят, что в целом к ЖКХ люди относятся позитивно – более 70% опрошенных оценивают ЖКХ на «хорошо» и «отлично». Уверен, что эта динамика – результат планомерной и осознанной работы. Безусловно, проблемы еще остаются, но мы понимаем, как их решать», - прокомментировал замглавы ведомства Андрей Чибис.

Справочно:

В рамках реализации стратегии развития ЖКХ Минстрой России реализует ряд проектов:

Повышение эффективности работы управляющих компаний и формирование конкурентного рынка управления жильем. Благодаря введению лицензирования управляющих компаний рынок значительно очищен от недобросовестных компаний, следующим шагом необходимо сделать сферу управления жильем абсолютно прозрачной. Для этого Минстрой будет дополнительно ужесточать лицензионный контроль, а поэтапное внедрение функционала ГИС ЖКХ повысит прозрачность услуг ЖКХ, и сделает более комфортным общение потребителя с поставщиками услуг.

Модернизация коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций. Оптимальным инструментом привлечения частного бизнеса в отрасль была признана концессия – коммунальные объекты остаются в собственности у государства, но переходят в управление частному оператору.

Действующие концессии показывают рост эффективности коммунальных предприятий – снижается число аварий и претензий потребителей, при этом государство экономит деньги, так как бюджетные дотации замещаются частным капиталом.

Обеспечение качества жилищного фонда. Запущен капремонт – самая масштабная модернизация жилья в истории страны. Благодаря капремонту повышается безопасность и комфорт жизни в многоквартирных домах, снижаются расходы потребителей на жилищно-коммунальные услуги за счет повышения энергоэффективности. Продолжается расселение аварийного жилья - до завершения программы должно быть расселено еще 5,76 млн квадратных метров.

Объединенный Народный Фронт (ОНФ) уже не первый раз демонстрирует притязания на участие в решении самых насущных социальных, экономических и политических вопросов страны. В очередной раз ОНФ выступил ньюсмейкером, раскритиковав программу Минстроя России «Стратегия ЖКХ – 2020».

Преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС, директор Ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий считает, что в настоящих экономических условиях реформировать ЖКХ будет более проблематично, чем в минувшие, более благоприятные годы. Но, как отметил специалист, несмотря на все проблемы, реформа ЖКХ является крайне необходимой для страны: «Реформа нужна, но у людей сегодня снова стало мало денег. Проблема в том, что в жилищной сфере нет рынка, нет рыночных условий, тарифы сильно занижены. Я уже не раз говорил о пользе таких мер, как взносы на капитальный ремонт, но сейчас граждане в сложном положении и вряд ли одобрят такой сбор. Что же касается инвестиций, то, по слухам, некоторые большие предприниматели уже начали инвестировать в коммунальную сферу, но как это будет выстроено и какими будут результаты – пока непонятно».

И вот Минстрою поручили составить комплексную программу развития ЖКХ до 2020 года. Отметим, что ранее, в середине июня 2015 г., Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал подготовленную Минстроем программу «Стратегия ЖКХ – 2020». В частности, представители бизнеса отметили, что документ закладывает избыточный государственный контроль и монополизацию отрасли. РСПП предложил отменить лицензирование управляющих компаний, создать типовую форму договора управления, передать контроль над средствами для капремонта полностью собственникам. Все эти и другие предложения были направлены из РСПП главе правительства Дмитрию Медведеву.

И вот программа стала предметом рассмотрения ОНФ. На площадке ОНФ прошло заседание круглого стола, участники которого обсудили концепцию новой программы. После многочисленных критических замечаний и предложений, которые касались содержания документа, эксперты сошлись во мнении, что Стратегия требует корректировки и дополнения.

В мероприятии приняли участие директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Николай Николаев, член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев, член комитета Госдумы по энергетике, эксперт ОНФ Валерий Гальченко, представитель регионального штаба ОНФ в Брянской области, руководитель общественной организации «Наш дом» Светлана Калинина и многие другие.

Основная претензия активистов ОНФ связана с тем, что программа Минстроя «Стратегия ЖКХ – 2020» не проработана детально – в итоге документ более похож на отчет о работе ведомства, нежели на концептуальное видение дальнейшего развития системы жилищно-коммунального хозяйства. Так, Николай Николаев отмечает: «ОНФ постоянно обращается к теме ЖКХ, потому что она волнует граждан и отражена в майских указах Президента. Мы внимательно следим за ходом ее реализации и предложили министерству провести встречу, для того чтобы оно учло взгляд граждан на формирование такого важного дела». Он считает, что проблема Стратегии, подобно проблеме большей части госпрограмм, направленных на повышение уровня благополучия граждан, заключается в том, что она была разработана без учета общих трендов развития страны. По его словам, важно прописать основы реализации стратегии ЖКХ: «Я бы хотел обратить внимание на тот факт, что в соответствии с законом о стратегическом планировании любой этап должен базироваться на анализе предыдущего этапа. И нужно понимать, что, когда наступит 2020 год, мы будем говорить о стратегии до 2025 года, и тогда будем вынуждены базироваться на том документе, который рассматриваем сейчас. Именно база будет определять дальнейшее развитие. Стратегия развития ЖКХ до 2020 года не решает поставленных перед отраслью задач. Она является сводной презентацией позиций Минстроя по различным вопросам, в которой отражены реализация программ капремонта, расселения аварийного жилья и даже похоронного дела. Но нет четкой цели, не определена общая политика развития ЖКХ, нет понимания того, к чему мы должны идти, по какой модели будут развиваться жилищное строительство и другие вопросы. Сегодня в стране реализуется большое количество разнонаправленных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья. Но, к сожалению, Минстрой пока не смог увязать концептуально их исполнение. Пока мы видим: ведомство реализует каждую программу отдельно, и нет общей концепции».

Гальченко отметил, что нельзя зацикливаться на коммунальной сфере – необходимо пересечение разных отраслей: «Нельзя разрабатывать стратегию ЖКХ, узко глядя только на эту сферу. Слишком большое влияние на жилищно-коммунальное хозяйство оказывают примыкающие отрасли. Одним из примеров является электроэнергетика».

В свою очередь, Фадеев назвал документ рабочим, но при этом заметил, что, если еще хотя бы пять лет будут составляться только такие программы, а не реальные стратегии, то это станет серьезной проблемой развития всей страны.

Резюмируя замечания экспертов, Николаев подчеркнул, что необходимо в едином документе сформулировать те вопросы, которые участникам круглого стола как представителям различных общественных групп хотелось бы отразить в программе развития сферы ЖКХ: «Это темы общественного контроля – ТСЖ и другие локальные вопросы. Мы соберем в письменном виде все прозвучавшие предложения и замечания к Стратегии. Они будут объединены, и мы направим их в Минстрой. Нам важно, чтобы эти замечания были учтены. Не хотелось бы, чтобы после всех обсуждений завтра мы получили уже принятую правительством Стратегию в прежнем виде».

В информационной справке ОНФ для руководства страны отмечено:

Проект не отражает способы решения многих задач, стоящих перед профильным ведомством в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

В части соблюдения требований норм ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» текущий вариант Стратегии Минстроя не имеет увязки по сформулированным целям развития и предложенным к решению для их достижения задачам;

Из текущего варианта Стратегии следует, что у Минстроя нет понимания, что необходимо делать для привлечения частных инвестиций на привлекательные для инвестиций объекты коммунального хозяйства. Его предложения ограничиваются фразой «консолидация активов таких предприятий».

В документе приводятся соответствующие примеры:

В разделе III «Основные приоритеты, цели и задачи госполитики в сфере ЖКХ» авторы Стратегии, отступая от программно-целевого принципа, применяемого в системе государственного и муниципального управления, не сформулировали систему целей, детализирующих общую цель развития сферы ЖКХ до 2020 г. В этой связи не представляется возможным объективно оценить влияние сформулированных в проекте Стратегии задач на достижение стратегической цели развития ЖКХ;

Предложенные в разделе IV «Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям ЖКХ» действия являются констатацией проделанной Минстроем за прошедшие 1,5 года работы по исправлению ситуации в данной сфере. По мнению авторов Стратегии, для полноценного развития рассматриваемой отрасли достаточно уже реализованных Минстроем мер;

Подраздел «Управление многоквартирными домами» содержит значительное количество информации о принятой нормативно-правовой базе, количестве управляющих организаций, прошедших процедуру лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возможностях по освобождению рынка от недобросовестных управляющих организаций. При этом результаты, отражающие рост качества управления многоквартирным фондом, не приводятся;

Подраздел, посвященный вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в основном состоит из исчерпывающего описания уже проделанной органами исполнительной власти работы с указанием ее количественных характеристик и целый ряд других примеров.

Минстрой вполне спокойно отнесся к критике. Заместитель министра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис сообщил, что ведомство готово отреагировать на критические замечания в адрес проекта Стратегии: «Стратегия развития ЖКХ – это конкретные меры, направленные на решение самых болезненных проблем, копившихся в отрасли десятилетиями. Это четкий план действий до 2020 г., который по инициативе Минстроя реализуется в рамках решений Президента и Правительства нашей страны. Мы внимательно относимся к предложениям экспертов, включая критические замечания, и благодарны им за это. В настоящее время проект Стратегии развития ЖКХ проходит процедуры обсуждения и согласования, и все конструктивные предложения мы постараемся учесть». Минстрой пообещал учесть конкретные конструктивные предложения экспертов, в т.ч. в рамках последующей актуализации документа. Чибис заявил: «Понимаем, что всегда будут споры и дискуссии вокруг темы ЖКХ, но простые люди устали от споров и бесконечных рассуждений». Замминистра добавил, что в августе 2015 г. будет представлена концепция реформирования региональных государственных жилищных инспекций (ГЖИ). Главным нововведением станет сокращение сроков рассмотрения заявки и возможность ее подачи в режиме он-лайн. «Мы озвучим концепцию реформирования к 1 августа», – сказал он.

По его словам, главное нововведение заключается в запуске системы оперативного реагирования на обращения граждан. Согласно концепции на обработку обращений граждан в ГЖИ будет отведено максимум четверо суток. Кроме сокращения сроков, будет введен контроль качества исполнения. Подавать заявки и отслеживать их исполнение можно будет как через call-центр, так и в режиме он-лайн.

Однако этот оптимизм не выглядит таким уж оправданным. Светлана Калинина отметила немаловажный факт на заседании круглого стола: «Мы понимаем, что в ближайшие годы мы не готовы использовать собственника для реализации той стратегии, которая показана. У нас нет специалистов, которые будут решать проблемы энергосбережения. Нет и грамотных теплотехников в энергоуправляющих компаниях, нет нужного количества профессионалов в административных структурах, которые будут писать стратегию по регионам и муниципальным образованиям. Также отсутствует полный анализ ситуации в ЖКХ, нет полного технического анализа жилого фонда, нет единого мнения, как прошло лицензирование управляющих компаний. В начале Стратегии хотелось бы видеть аналитику того, что мы имеем».

Отметим, что ОНФ не одинок в своей оценке Стратегии Минстроя. Первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева согласна с мнением экспертов ОНФ, что проект «Стратегия развития ЖКХ-2020» содержит значительные недоработки. По ее словам, назвать документ Стратегией можно с большой натяжкой. Скорее, это отчет о текущей работе Минстроя и о ближайших планах ведомства: «Горизонт планирования де-факто отсутствует, в документе нет прогнозирования, программно ориентированного подхода к социально-экономическому развитию. Его положения не корреспондируются с международным опытом, а целевые показатели не имеют четких алгоритмов достижения и слабо связаны с поставленными целями и задачами». Она добавила, что цели Стратегии также вызывают большие вопросы. Николаева советует чиновникам «переписать Стратегию заново и задать в ней четкую систематизацию».

В свою очередь Чибис отметил, что для максимального учета конструктивных предложений в течение недели профильное ведомство готово рассмотреть все поступившие от ОНФ материалы и при необходимости еще раз собраться на площадке Объединенного народного фронта для обсуждения проекта Стратегии и актуализации документа.



Поделиться