Как быстрее адаптироваться на новой работе. Как быстро адаптироваться на новой работе? Выделяют четыре вида адаптации

Продолжительный и трудный этап поиска работы остался позади. Дальше все просто - нужно освоиться на новом месте. Однако для многих такое простое дело оказывается непосильной задачей. Нередко новоиспеченным сотрудникам не удается даже пройти испытательный срок. Надеемся наши советы помогут вам пережить этот период достойно и, что самое главное, с наименьшим стрессом.

Чужой среди своих

Для тех, кто желает влиться в новый коллектив как можно быстрее, написаны сотни советов. Самые распространенные из них сводятся к правилам хорошего тона: здороваться при встрече, улыбаться, быть приветливым и внимательным, общаться с коллегами в неформальной обстановке. Специалисты советуют понаблюдать за стилем поведения своих новых коллег и попробовать адаптироваться к принятому корпоративному стилю. Конечно, не стоит в точности копировать манеру говорить или одеваться, но «соответствовать» в данном случае почти всегда означает «быть на равных».

Ненавязчивое наблюдение за коллегами поможет определить элементарные правила рабочего распорядка: когда и где сотрудники обедают, можно ли на рабочем месте пить чай, где и как часто принято курить, существует ли в компании дресс-код. «Не лишним будет посмотреть на проблему вливания в коллектив и с другой стороны - ведь сам новый сотрудник тоже является для сложившегося коллектива эдакой «темной лошадкой». Поэтому не форсируйте события, и дайте возможность людям присмотреться к себе.

Проведите исследование

Выходя на новую работу, постарайтесь как можно больше узнать о компании, в которую вы поступаете, и ее персонале. Изучите корпоративный сайт, присмотритесь к обстановке в офисе и сотрудникам, продумайте вопросы, которые следует задать на этапе вхождения в должность.

С сайта вы получите информацию о первых лицах компании, узнаете о ее ценностях, положении на рынке. А вот о людях вы знаете пока мало. Здесь первый шаг - разговор с лидерами мнений. Вам повезет, если сразу удастся познакомиться на офисной кухне с нужными людьми. В этом случае у вас будет представление, пусть и не очень объективное, о тех, с кем вам предстоит работать.

Лучше сразу разделить всю полученную информацию на субъективную и объективную. Дальше выделить факты, которые точно окажутся полезными. Например, распорядок дня, совместные походы на ланч, привычка звонить или писать, особенности проведения совещаний и распорядка сотрудников (кого-то можно поймать в почте только ближе к вечеру, а кому-то лучше звонить только утром, перед походом «в поля»). Все это элементарные вещи, но, как правило, именно они дают самый неприятный эффект, если о них не знать.

Продвигайте себя

Подумайте: кто из коллектива будет больше всего с вами взаимодействовать? В чьей помощи вы нуждаетесь больше всего? Кто сможет поддержать вас на первых порах, а в дальнейшем влиться в вашу команду? Исходя из полученной информации, формируем пул мероприятий. Поход в уютную кафешку? В классный ресторан? Мастер-класс по приготовлению бурито? Или бильярд и боулинг? Это начало на пути к формированию лояльности аудитории:).

Покажите свои способности

Не пытайтесь сразу же убедить работодателя, что, наняв вас, он не ошибся. Наметьте несложную задачу или небольшое усовершенствование, реализация которых в ближайшие несколько недель станет относительно легкой победой и принесет успех. Это позволит коллегам убедиться в ваших способностях, а вам - укрепить уверенность в себе.

Вскоре начинаем строить личный бренд: не оттягивая на себя внимание надолго, предоставляем факты о своей полезности. Чем вы можете быть полезны этим людям? Почему им с вами будет интересно работать? Какие их задачи вы сможете решить?

Никогда не отзывайтесь плохо о сотрудниках

Установите доверительные отношения

Самый сложный этап - установление доверительных отношений. Покажите, что вы пришли в новую компанию с открытой душой и без камней за пазухой. Когда люди доверяют, они чаще всего вызывают доверие в ответ.

Хотите стать лидером в своей компании?

В течение первого месяца помолчите. Многие не понимают, что, придя на новую территорию, они должны, прежде всего, ее «осмотреть» и освоиться. Излишняя болтливость и стремление к налаживанию дружеских отношений неизбежно приведет к тому, что вы будете отмечены руководством и, возможно, не с самой лучшей стороны. Такие сотрудники становятся сплетниками и интриганами. Не надо сплетен. Ведь перемывание косточек - занятие недостойное, а уж для нового сотрудника просто недопустимое.

Не разговаривайте на личные темы по мобильному, а тем более по служебному телефону. В крайнем случае выйдите из рабочего помещения, особенно если вы работаете в компании с open-space. Старайтесь никогда не опаздывать, помните, точность - вежливость королей.

Проблемы человека, в первый раз пришедшего на новое место работы, каждому знакомы не понаслышке. Казалось бы, продолжительный и трудный этап поиска работы остался позади, и все, что осталось – это просто освоиться на новом месте. Однако для многих такое простое дело оказывается непосильной задачей, и нередко новоиспеченным сотрудникам не удается даже пройти испытательный срок.

Не стоит думать, что, будучи квалифицированным работником и имея солидный опыт работы, новый сотрудник надежно застрахован от неудач – «засады» могут ожидать его в самых неожиданных местах. Каковы же истинные причины столь скорого расставания с новым работодателем? Чего ждут от сотрудника на новом месте работы? Как найти правильный стиль поведения, который позволит действительно эффективно работать на новом месте? Ответы на эти и другие вопросы мы выясняли у специалистов.

Кто владеет информацией – владеет спокойствием

Специалисты отмечают, что немаловажную роль в скорости адаптации человека к новому месту работы играют личные качества. «Активный и уверенный в себе человек с высокой мотивацией достижения лучше и быстрее справится с тревогой и неудобствами, нежели обладатель заниженной самооценки, воспринимающий любое замечание в свой адрес как смертный приговор». По ее словам, волнение сотрудника обусловлено в первую очередь большими объемами незнакомой информации и возникающими в связи с этим чувствами неизвестности, неопределенности, нестабильности.

Не всегда то, что рассказывает работодатель при трудоустройстве, совпадает с тем, что ожидает нового сотрудника на практике

Чтобы по возможности избежать этой неизвестности, специалисты советуют заранее узнать о компании как можно больше: изучить сайт компании, просмотреть информацию о ней в Интернете, задать интересующие вопросы на собеседовании. «Важно разобраться, какие цели ставит перед собой данная вакансия, поскольку не всегда то, что рассказывает работодатель при трудоустройстве, является четким описанием того, что ожидает нового сотрудника на практике. Важно понимать в целом менталитет компании, правила общего распорядка. Если в компании принято засиживаться на работе до 10 вечера, а новый сотрудник будет уходить в 18:00, он должен быть хотя бы морально готов к тому, что его, скорее всего, не поймут», - отметила консультант по подбору персонала рекрутинговой компании HRC Talents Наталья Воскобойникова.

Проверка испытанием

Практика показывает, что нового сотрудника волнуют два основных вопроса: насколько успешно он сможет справляться со своими основными обязанностями и как его примут в незнакомом коллективе. Не отрицая важности межличностных отношений, специалисты отмечают, что выполнение сотрудником профессиональных обязанностей все же является приоритетным – ведь, собственно, для этого его и нанимают.

Наблюдение за коллегами поможет адаптироваться к корпоративной культуре и определить элементарные правила рабочего распорядка

Практически все работодатели, за редким исключением, назначают для новых сотрудников испытательный срок. Но далеко не все четко прописывают, каковы критерии успешности прохождения «испытания». Если соискатель не слишком приукрасил свои возможности на этапе собеседования и достаточно хорошо представляет себе фронт грядущих работ, можно говорить о том, что основа для будущего успеха уже заложена. «За время испытательного срока сотруднику следует ознакомиться со стандартами, технологиями и методиками работы в компании», - советует Воскобойникова. Для того, чтобы чувствовать себя еще увереннее, не лишним будет еще раз уточнить, по каким критериям будет оцениваться проделанная работа, что будет считаться достаточно хорошим результатом.

На рынке труда немало специалистов, которые раз за разом ищут работу, не проходя испытательный срок. По мнению Натальи Стегниенко, директора кадрового центра «Моя работа», таких специалистов около 50%: «Их можно легко выделить уже на этапа резюме. Если человек за год поменял 3-5 мест работы, можно с большой долей вероятности говорить, что он не справлялся со своими обязанностями и не проходил

По словам Стегниенко, в основном это касается специалистов по продажам. «Как правило, на период испытательного срока им дается ставка, а после окончания они должны выполнять определенный план продаж. Если человек с этим планом не справляется, компания с ними расстается». Интересно, что мало кто из соискателей-летунов озвучивает настоящие причины своего ухода, поэтому оправдания звучат самые загадочные: «Компания не хотела развиваться», «Мне не давали возможности работать», «Не были предоставлены полномочия».

Чужой среди своих

Для тех, кто желает влиться в новый коллектив как можно быстрее, написаны сотни советов. Самые распространенные из них сводятся к правилам хорошего тона: здороваться при встрече, улыбаться, быть приветливым и внимательным, общаться с коллегами в неформальной обстановке. Специалисты советуют понаблюдать за стилем поведения своих новых коллег и попробовать адаптироваться к принятому корпоративному стилю. Конечно, не стоит в точности копировать манеру говорить или одеваться, но «соответствовать» в данном случае почти всегда означает «быть на равных».

Ненавязчивое наблюдение за коллегами поможет определить элементарные правила рабочего распорядка: когда и где сотрудники обедают, можно ли на рабочем месте пить чай, где и как часто принято курить, существует ли в компании дресс-код. «Не лишним будет посмотреть на проблему вливания в коллектив и с другой стороны – ведь сам новый сотрудник тоже является для сложившегося коллектива эдакой «темной лошадкой». Поэтому не форсируйте события, и дайте возможность людям присмотреться к себе. Не следует прямо с порога говорить о том, что вы любите, «чтобы окна были закрыты, а кондиционер включен на 18 градусов». Хотя бы в первое время воздержитесь от ностальгических воспоминаний о прошлом месте работы и от мелких замечаний коллегам вроде «говорите потише», - советует Марина Деркач. Одним словом, будьте терпеливы, ведь многие из возникших неудобств – временные.

Наталья Мичковская


Переход на новую работу вызывает двоякие чувства. С одной стороны, это энтузиазм: впереди интересные задачи, новый коллектив и заманчивые перспективы. С другой стороны, это стресс и сомнения: справлюсь ли я со своими обязанностями, насколько гармонично впишусь в коллектив, удастся ли наладить отношения с руководством? Статус новичка требует недюжинных дипломатических способностей, терпения и умения принимать взвешенные решения. Вознаграждением служит расширение профессиональных горизонтов и новые возможности для карьерного роста.

Трудности адаптации

При поступлении на новую работу полезно осознать необходимость адаптации. Имеет смысл запастись терпением и дать себе установку: не делать поспешных выводов. Многие новички, столкнувшись с первыми трудностями, теряют желание бороться. Проходит месяц, другой - и новоиспеченный сотрудник находит подходящий предлог, чтобы уйти из компании. Такая манера поведения совершенно не оправдана. На любом месте работы в первое время возникают сложности. В большинстве случаев имеет смысл подождать еще немного, приложив усилия для преодоления трудностей - и ситуация приходит в норму.

На время адаптации обычно приходится забыть о комфорте. Нужно быть готовой к ненормированному рабочему дню, «плавающему» перерыву или его отсутствию, к тому, что придется приспосабливаться, смотреть, слушать и вникать. Все эти нюансы полезно учитывать уже в тот момент, когда вы задумываетесь о поиске новой работы. Если вы психологически не готовы к трудностям адаптации - возможно, для перемен сейчас не самое лучшее время.

Работа над ошибками

Пусть профессионального становления у каждого человека свой, а вот многие ошибки, которые совершают новоиспеченные сотрудники, типичны:


  • Случается так, что на собеседовании сотруднику обещают массу перспектив. Реальная ситуация оказывается менее радужной: и возможностей для продвижения меньше, и бонусы не такие существенные. У многих специалистов мотивация в этом случае падает, они начинают выполнять обязанности, спустя рукава. А отсюда и до увольнения рукой подать.
Совет : заняв должность, в любом случае проявляйте добросовестность. Если условия работы вас не устраивают, обсуждайте их с руководством или ищите другую работу.

  • Сотрудник еще до окончания испытательного срока поднимает вопрос о повышении зарплаты. Работодатель едва ли отнесется благосклонно к такому повороту событий.
Совет : Настройтесь на то, что в течение испытательного срока вам нужно показать себя с лучшей стороны. Это приоритетная задача. Создавать для себя более выгодные условия имеет смысл позже, когда работодатель поймет, что действительно заинтересован в вашей персоне.

  • Новички часто проявляют либо чрезмерную уверенность в себе, либо ее недостаток. В первом случае сотрудник пытается совершить переворот местного масштаба: критикует существующие методы работы и предлагает свои. Противоположная ситуация - когда новичок нервничает и боится проявить инициативу.
Совет : найдите золотую середину. Прежде чем критиковать существующие порядки, покажите, что имеете право о них судить. Но не бойтесь выражать свое мнение; главное, чтобы оно было обоснованным.

  • Как правило, каждому новичку выделяют «куратора» - опытного специалиста, который вводит нового сотрудника в курс дела. Если в организации отсутствует система адаптации, то куратора приходится искать самостоятельно - просто присмотритесь к людям и интуитивно выберите того, кто, как вам кажется, не откажет в помощи. Когда вы начнете показывать первые успехи, поблагодарите вашего наставника и вообще всех, кто оказывал вам поддержку.

  • Каждому новичку здравый смысл подсказывает, что нужно не только справиться с обязанностями, но и вписаться в коллектив. Здесь очень важны мелочи. Например, в комнате есть общий стол, на котором стоят чайно-кофейные принадлежности. Все сотрудники пьют чай в пакетиках, а вы ставите на стол пачку дорогого, элитного чая. Скорее всего, это будет воспринято как снобизм. В первое время постарайтесь не выделяться своими привычками на фоне старожилов.

  • Новичку часто достается не самое удобное место в комнате и не самый лучший компьютер. Если чувствуете, что вас пытаются потеснить, скажите об этом прямо, но без агрессии, лучше в шутливой форме. Один из самых неразумных вариантов поведения - пожаловаться на происки коллег руководству.
Не ругайте себя за ошибки - на испытательном сроке они неизбежны хотя бы потому, что вы еще не вошли в курс дела. Признавайте недочеты и демонстрируйте искреннее стремление повысить эффективность своей работы в обозримом будущем.

Поделиться