Курица не птица что значит фраза. О женском самопожертвовании

Курица, пожалуй, столь же распространенная аллегория женщины, . И для нее тоже характерна полярность значений.

В Евангелии от Матфея Христос прямо сравнивает себя с курицей-наседкой, символизирующей небесный покров, и соединяет этот образ с обличением тех, кто отвергает Бога:

"Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями тех, кто послан к нему! Сколько раз мне хотелось собрать весь народ твой вокруг себя, как собирает наседка выводок под крылья, но вы не захотели! И вот "ваш дом оставлен пуст"! Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор, пока не скажете: "Благословен Идущий во имя Господа!"

Курица, наряду с голубем, - библейский символ Бога, воплощающий его "женские" качества: заботу и нежность матери, ее стремление оградить детей от опасности.

Как отмечал философ Георгий Гачев, в русском православии "женские" свойства Христа были перенесены на Богородицу, чей Покров напоминает крылья наседки, чья иконография и гимнография подчеркивают милосердие, всепрощение, нежность и любовь, в то время как русский Христос часто сохраняет ветхозаветные "мужские" черты самодержца-пантократора и сурового судьи. Женский образ русского православия дал импульс для богатой метафизики женственного в искусстве символизма, в софиологии, учении Даниила Андреева, позднее - в синкретичной мистике Богородичного центра.

В массовом религиозном сознании почитание Богородицы даже привело к возникновению "народной троицы": Иисус Христос, Божья Матерь и Николай Угодник. Простонародное обожествление Девы Марии, однако, легко сочеталось с мизогинией - презрением к женщине как таковой.

Церковь создавалась как мужская ритуальная территория, в которой женщина оказывалась маргинальной подчиненной фигурой, а потому искала пути непрямого воздействия на жизнь общины. В результате антифеминных запретов и ограничений в православии сложился теневой женский институт влияния: за спиной архиерея и настоятеля и сегодня нередко маячит женская фигура, которая правит бал в приходе или епархии. Патриарх Тихон будто однажды сказал, что католическую церковь погубит папизм, а православную – бабизм. Под бабизмом понимая тайное влияние женщин.

При патриархе Пимене (Извекове), например, особой властью обладала Надежда Николаевна Дьяченко, которую тогда прозвали Надеждой всея Руси. Сторонники Pussy Riot стали так в шутку называть Надежду Толоконникову, противопоставляя ее нравственный авторитет – власти патриарха. Контраст между двумя Надеждами очевиден: первая воплощала подковерную интригу, имея при этом амбиции пушкинской "старухи", возжелавшей стать владычицей морскою, вторая – открытый прямой протест женщины против церковной дискриминации, за ее право на амвон и критику священноначалия.

Феминистский протест Pussy Riot не нашел понимания в женской церковной среде. Напротив, вызвал гнев и агрессию. Это говорит о том, что прихожанки не только в массе своей смиряются с церковной дискриминацией, но исповедуют ее как "символ веры". А наиболее активные из них довольствуются ролью фавориток, даже не понимая унизительности своего положения. Христианский феминизм неведом Русской православной церкви, в которой мизогиния освящена средневековым богословием и патриархатной традицией. На Западе христианская ветвь феминизма развивается довольно активно, вступая в противоречие с убеждением, что религия и феминизм суть вещи несовместны.

Если в Евангелии курица – символ Христа, то в народном антифеминном языке у женщины "куриные мозги", "куриная голова", она "глупая", "слепая", "мокрая", "общипанная" курица. Еще она может быть "болтливой как сорока", "не матерью, а кукушкой" и пр. Ту же уничижительную функцию выполняют и образы домашних животных: корова ("коровище", "бодливой корове Бог рог не дает", "долог у коровы язык, да не велят говорить", "та бы корова молчала, которая под медведем бывала"), коза ("девки не люди, козы не скотина", "коза в сарафане"), из которых наибольшее презрение выпало свинье ("знай свинья своё стойло", "знай свинья своё порося", "наряди свинью в серьги, а она в навоз" и пр.).

"Мужской" язык анималистики и орнитологии превозносит самцов диких птиц и животных, ассоциируя их с хозяином, лидером, партией и государством: орел, сокол, стерх, медведь, волк, барс и пр. Высмеивая двуглавого орла, люди, не задумываясь, называют его "общипанной курицей" или "курицей-мутантом" в полном согласии с муже-женской иерархией высокого и низкого.

Опрокинутая иерархия

Многие слова Иисуса из Назарета опрокидывают привычную для его времени иерархию ценностей и представлений: он утверждает, что счастливы (блаженны) бедные, а не богатые; страдающие, а не мучающие; устанавливающие мир, а не побеждающие в войне; что врага нужно любить, а не уничтожать; что вору нужно отдать больше, чем он хочет украсть, и т.д.

Его слова и дела можно воспринимать прямо или метафорически, но очевидно, что ими опрокидывается и социальная, и гендерная иерархия:

  • нищий бродяга объявляет себя всемогущим царем и Сыном Божиим;
  • бесправный ребенок оказывается в его глазах важнее взрослого;
  • бедняки и презренные маргиналы (рыбаки, мытари, блудницы, прокаженные и пр.) – более значимыми, чем священноначалие и правители;
  • Он тактичен и милосерден по отношению к женщине, обвиняемой в неверности, в которой можно увидеть аллегорию преступницы ("Кто сам без греха…");
  • среди его учеников и покровителей немало женщин;
  • они оказываются более смелыми и преданными ему, чем мужчины: стоят у креста и приходят на следующий день (без сопровождения мужчин!) к его гробнице, охраняемой воинами (мужчинами, которые могут применить к беззащитным женщинам насилие);
  • Он впервые открывает свое Божественное происхождение самарянке, дважды презираемой – за принадлежность к низшему полу и племени неверных; то, что Он снизошел (опустился?) до разговора с ней у колодца, само по себе вызывает возмущение его учеников;
  • воскреснув, Иисус является сначала женщине - Марии Магдалине, память о которой, по мнению ряда библеистов, была позднее опорочена учениками-мужчинами, которые заклеймили ее блудницей.

А начать нужно было бы с того, что Иисуса рождает простая женщина, за что ее тоже называют блудницей. В нарративе о непорочном зачатии явно заложена провокация: проверка мужчины (Иосифа) и общества на доверие к женщине и ее праву распоряжаться своим телом. Заметим, что в сцене Благовещения, когда ангел говорит Мариам, что та родит Сына Бога, Дева сама дает на это согласие, а не бежит спрашивать разрешения у своего "господина" - мужчины, с которым обручена. Это ее собственное решение, или результат ее собственного общения с небесами. Если же перевести эту сцену на современный язык психологии или философии, то женщина распоряжается своим чревом в согласии с собственным внутренним голосом, глубинным под/сознанием ("Царствие Божие внутри вас") или свободным основанием экзистенции (Эдмунд Вебер).

Рассмотрим истории Богородицы и Марии Магдалины как собирательную притчу о женском "подвиге и наказании" (вне какой-либо претензии на историчность). Обе Марии бросают вызов общественным представлениям, религиозным нормам, поскольку официальной религии предпочитают либо собственное откровение, либо проповедь бродячего проповедника, который, по мнению многих, безумен, а значит - бесноват. Совершив подвиг, который позднее поставит их в ряд самых известных из великих женщин мира, они при жизни получают обвинение в распутстве. Наградой за подвиг оказывается клеймо блудницы. А потому, прежде чем обвинить женщину в беспутстве, представь на ее месте Богородицу. Такова мораль этой символической притчи.

От иерархии – к гетерархии

Опрокидывая социальную, возрастную, гендерную и ценностную иерархии, Иисус не создавал новой вертикали на ее месте. Ни рыбаки, ни дети, ни женщины, ни самаряне не призваны доминировать над богачами, стариками, мужчинами, иудеями. В Евангелии Бог открыт всем, и приближение к нему женщин и бедняков, возвышение детей или самарян, важно как утверждение их равного достоинства перед Богом наряду с теми, кто относится к ним свысока. Так вертикаль превращается в горизонт – горизонтальную линию, соединяющую небо и землю.

Церковь же восстановила иерархическую вертикаль, попранную Христом, поставив мужчину над женщиной, взрослого – над ребенком, священнослужителя – над мирянином, европейца – над евреем, и пр. В качестве обоснования было, в частности, использовано так называемое откровение Псевдо-Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии", которая дала религиозную санкцию социальной вертикали. В Средние века богословами, развивавшими идеи Платона, Аристотеля и Прокла, была разработана Великая цепь бытия (Great Chain of Being), на вершине которой располагался Бог, под ним – девять ангельских чинов, затем лестница людей (от короля – до крестьянина), животных, птиц, морских животных, рыб и минералов.

Женщины в Великой цепи бытия располагались ниже мужчин, черная раса – ниже белой, азиаты и цыгане – ниже европейцев, римлян и греков. Каждый из разделов, от ангелов до минералов, представлял строгую иерархию всех известных образцов небесного и земного мира.

Согласно Бахтину, средневековая социальная иерархия опрокидывалась в период карнавала, когда торжествовал дух собственно человеческого равенства и свободного панибратства. Карнавальное развенчание иерархии в этом смысле выполняло высокую христианскую миссию, восстанавливая равное достоинство людей перед Богом.

У слова "иерархия"/"иерархический" (греч. ἱερός "священный" и ἀρχή "правление") до середины XX в. было много синонимов, но ни одного адекватного антонима. "Анархия" (в обыденном, не концептуальном смысле) - антоним не "иерархии", а "порядка", который вертикальная субординация если и обеспечивает, то насилием, неизбежно взрывающим общество изнутри. Научный термин-антоним появился в 1945 г. в работе нейропсихолога и кибернетика У. Маккаллока (Warren McCulloch) "Гетерархия ценностей, обусловленная топологией нервных сетей". Маккаллок взял за основу греческое слово "έτερος" (другой) и видел в гетерархии принцип координации и взаимодействия элементов на основе разнообразных, но равноценных отношений . Этот термин был заимствован социологией, где стал объектом для дискуссии.

Более расхожий антоним – "горизонталь"/"горизонтальный" - приобрел популярность в российском протестном движении 2011-12 гг., которое в противовес путинской диктатуре и вертикали выдвигало идеи анти-вождизма, развития горизонтальных связей, создания гражданского общества снизу и пр. Анти-вождизм был одним из принципов движения Occupy Wall Street и акционизма Pussy Riot. У панк-группы он органично сочетался с политическим анархизмом и карнавальной художественной стратегией.

Евангелие от постмодернизма

Как Иисус Христос шел к простым рыбарям, принимал мытаря и блудницу, возвышал детей и самарян, а страдания больного ставил выше сакрального ритуала, так и постмодернистское общество обратилось к презираемым маргиналам, чтобы утвердить их как равноценных представителей человечества. На смену национальной иерархии как дискриминации народов пришел мультикультурализм, на смену патриархату – феминизм, возникло широкое движение за права национальных и сексуальных меньшинств, детей и пожилых людей, заключенных и инвалидов. Как и в Евангелии, апология маргинала отстаивала его право на достойную жизнь равного среди равных. Это был слом иерархического мышления и переход к гетерархии как сложному взаимодействию равноценных элементов единого социального организма.

В России западную горизонталь восприняли как очередную вертикаль, поскольку в стране по-прежнему доминирует иерархическое сознание. Как утверждает психоаналитик Н.Н.Нарицын :

"Иерархическое мышление – это восприятие мира, при котором человеку чрезвычайно дискомфортно находиться в социумах, не имеющих выраженных лидеров, иерархических лестниц и прочих вещей, которые четко отражают основную максиму: "Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак". Эта максима описывает всю суть иерархического мышления. И человеку с таким мышлением постоянно нужно знать, кто в том или ином социуме по отношению к нему Начальник, а кто – подчиненный (он же Дурак). Тогда он сам будет четко представлять общую картину социума и сумеет так или иначе в нее вписаться".

Бессмертной иллюстрацией иерархического мышления стал рассказ Чехова "Смерть чиновника", в котором "прекрасный экзекутор" с говорящей фамилией Червяков переживает нарушение субординации как личную трагедию и умирает, "млея от ужаса", услышав наконец-то долгожданный крик обчиханного генерала.

Современные червяковы в бизнесе первым делом начинают выяснять, кто будет главным в проекте, а кто подчиненным; в школе и дома унижают детей, потому что "они иначе не понимают"; любое сообщество превращают в трудовой исправительный лагерь, подчиняющийся Хозяину. Было бы честнее и полезнее преподавать детям в школе "Основы иерархической культуры", разъяснять Табель о рангах и законы крепостного права. Это сделало бы школьников гораздо более приспособленными для взрослой жизни.

Российские червяковы от идеологии тоже не в состоянии принять идеи равенства стран, национальностей, языков, возрастов, полов, сексуальных ориентаций, эстетических практик, чего бы то ни было. Они всякую горизонталь превращают в любимую вертикаль власти, а потому в идее гражданских свобод видят либеральный фашизм, в национальной независимости Украины – "бендеровский" фашизм; в феминизме – женский реваншизм; в защите прав ЛГБТКИ – пропаганду и диктат гомосексуализма; в акционизме – "уничтожение искусства"… То есть во всех видят самих себя: пропагандистов, диктаторов, шовинистов, агрессоров. "Гляжу в тебя как в зеркало…".

Субординация национальностей, прописанная в средневековой Цепи бытия, сохраняется в современной России. Формальная реабилитация "проклятых народов" не привела к реальному восстановлению их прав, как и хрущевская реабилитация политзаключенных не сделала их полноправными гражданами после освобождения. Год назад Генконсул РФ в Крыму Владимир Андреев решил не пускать российскую делегацию на премьеру фильма о депортации крымских татар "Хайтарма", потому что в нем замалчивается "тематика предательства", а год спустя в оккупированном Крыму запретили проведение массовых акций поминовения жертв геноцида.

Идеологи антиукраинской кампании (Дугин, Кургинян, Аксючиц и Ко) не только подчеркивали вторичность украинской нации, но и прямо отказывали ей в праве на существование: курица – не птица, украинцы – не нация. Украина, таким образом, в их глазах не только не заграница, но и вовсе не государство. Так пословица, основанная на преувеличении, стала тезисом отрицания целой нации, ее культуры и государственной независимости, что можно определить как идеологическое уничтожение народа, оправдывающее реальную войну против него.

Путин в крымской речи 18 марта 2014 г. заявил, что "миллионы граждан Украины не видят для себя перспектив на родине и вынуждены уезжать за границу на подённые заработки в другие страны. Хочу отметить, ни в какую-то Силиконовую долину, а именно на подённые заработки". Будто масса русских не уезжает на подённые заработки на Запад! Ему было важно унизить украинцев до "нации чернорабочих" и тем самым поставить их в один ряд с приезжими с Кавказа, из Средней Азии, ненависть к которым наши политики преступно раздувают в своих интересах. Оратору и невдомек, что бесчеловечно как его презрение к физической работе, так и очернение целого народа. Вместо того, чтобы воспитывать в гражданах уважение, сострадание к мигрантам и ответственность перед ними, президент разжигает ненависть к ним.

Иерархическое сознание, как правило, непроницаемо для идеи равноценного взаимодействия людей или национальностей, что блокирует возможность диалога. Ты ему о фактах и законах, а он кричит "караул, бендеровцы, фашисты, сектанты, американцы, гейропа, бесы наступают! спасайся, кто может!" Иерархическое мышление катастрофично по своей природе, потому что живет в страхе перед всеми – начальниками свыше и презираемыми, что внизу.

Не потому ли Христос молчит перед Пилатом, что понимает невозможность диалога с иерархическим чином? Жена Пилата, заметим, оказывается более восприимчива к "голосу горизонта", чем ее вельможный муж.

Действенным оказывается не диалог, а провокация: исцеление в субботу, опрокидывание столов в храме, угроза разрушить его и восстановить в три дня. Протестные акции, одним словом.


Зачем курицу украли?

Так в переводе на литературный язык звучит название акции петербургской арт-группы "Война". В оригинале – "Пошто пи*дили Куру?" или "Сказ о том. как Пи*да Войну кормила". Вопрос требует ответа. Конечно, украли не для того, чтобы эту акцию ошибочно приписывали Pussy Riot.

Самый простой ответ заключен в самом вопросе. Высмеивание тотального воровства как нормы жизни. Воруют, крадут, радостно сообщают друг другу, что "спи*дили" бутылку, баррель, бюджет. Художественный прием очень простой – прямая визуализация расхожего матерного глагола и еще более распространенного действия. Воруем – не горюем, а смотреть на себя не хотим? Неча на зеркало пенять, коли на руку нечист.

Очевидно, что многие общественные нравы и нормы совершенно безнравственны. Очевидно, что лидирует среди них воровство, которое давно стало привычным и даже почитаемым ремеслом. Да что ремеслом! Искусством и образом жизни. Потому протестный лозунг "Долой жуликов и воров!" и не стал общенародным, что население в массе не видит в обмане и воровстве ничего плохого. Более того, считает закономерным, что человек использует власть для собственного обогащения. Многие сами поступили бы так же, получи они такую возможность.

А вот женщина, Елена Костылева, разыгравшая любимую российскую забаву "Спи*дить и смыться" под камеру, возмутила многих. Особенно, конечно, Мизулину, которая вместо того, чтобы разбираться с домами и счетами своих коллег, бросилась в бой с уличным протестным театром, даже не выяснив имен актеров. И конечно увидела в акции посягательство на "общественную мораль и нравственность". На ту самую безнравственную мораль или аморальную нравственность, против которых действительно была направлена эта сюжетная визуализация популярного глагола.

Акция проходила под лозунгом "Безбл*дно!", который участники использовали во многих смыслах (честно, гуманно и пр.). Как сказал лидер "Войны" Вор: "Слово `бл*дь` в Древней Руси означало ложь, обман, заблуждение. Блуд, блудный - это человек заблудившийся, потерявший всякие морально-этические ориентиры. Современный обыватель, мечтающий о машине, даче, квартире и разврате – это бл*дь. Жлоб, то есть агрессивный обыватель, например, мент, - тоже бл*дь. И сегодня мужики, населяющие наш мир, даже больше бл*ди, чем женщины!".

Но шутовское обличение воровства – лишь первый поверхностный смысл акции. Как всякий абсурдистский жест, она карнавальна, а значит – амбивалентна. "Безбл*дно" означало и "бесплатно". Группа "Война" прямым действием – кражей - протестовала против денег и "купли-продажи", утверждая, что сами воровали, воруют и будут воровать. Воровство против воровства во имя воровства - против продажности и денег . Таков парадоксальный, но при этом ясный клубок смыслов (второго уровня).

Но и это еще не все. Плуцер-Сарно приводит тексты матерных куплетов, которыми сопровождалась акция, представлявшая, в его интерпретации, потешные похороны курицы, которая после смерти попадала в ад женской утробы. Смерть, могила, ад вагины… Звучит как пародия на инфернальный образ женщины - бездны порока, исчадия ада - который был популярен в средневековой культуре. В современном супермаркете, таким образом, была разыграна потешная мистерия о вавилонской блуднице, чья плоть стала декорацией бездонного ада.

В текстах Сарно можно обнаружить и более сложные смыслы акции, для анализа которых мне, к сожалению, не хватает философского образования.

Современный исследователь перформанса Мария Антонян указала мне на предшественниц Костылевой, которые использовали свое обнаженное тело для переосмысления негативных стереотипов о женских "вратах ада". Кароли Шнееманн (Carolee Schneemann) в 1975 в своем перформансе "Внутренний свиток" (Interior Scroll) вынимала из вагины скролл с текстом, который она разворачивала и зачитывала публике. Тем самым женское тело позиционировалось как источник мудрости - как плоть, рождающая слово и являющая "логосный состав материи" (Яннарас Христос). Христианские аллюзии были очевидны.

В декабре 2013 г. австралийская художница Кейси Дженкинс (Casey Jenkins) представила многодневный перформанс "вагинального вязания" : она каждый день помещала внутрь себя клубок шерсти, из которой вязала на спицах узкое полотно как образ жизни тела во времени. Ей было важно одомашнить женское тело, лишить его коннотации соблазнительного и скандального через погружение в монотонную повседневность привычного.

Но вернемся к курице, которую Фрейд, кстати, считал образом матки. Карнавальная связь акции с женским "телесным низом", смертью и рождением, проклятиями и божбой, осмеянием и утверждением наводят на мысль, что она сознательно создавалась по лекалам Бахтина. Но почему ее приписали Pussy Riot?

Трансфер

В ложной атрибуции авторства "куриной" акции (которую многие продолжают приписывать группе Pussy Riot) мы сталкиваемся с психологическим синдромом переноса (трансфера), когда ранее пережитые чувства и отношения переносятся на другого человека. Классический трансфер происходит на бессознательном уровне: опыт прошлого незаметно для человека становится моделью его взаимоотношений в настоящем. Если трансфер принимает форму психоза, то логические аргументы бессильны. Так произошло с Курицей, возмущение которой перенесли на участников панк-молебна, заведомо отвергая какой-либо разумный анализ обеих акций.

Тренсфер как сознательный прием успешно используется современной пропагандой. Так, патриарх Кирилл перенес большевистский антицерковный террор на Pussy Riot, представив их протест как новую волну гонений на церковь; кремлевские идеологи перенесли опыт Великой отечественной войны на конфликт с Украиной, отождествив Евромайдан с нацистами/фашистами и бандеровцами, а затем перенесли опыт киевского Майдана на донецкий Антимайдан. Во всех этих случаях пропагандистская машина работает как психотропное средство, доводящее людей до состояния навязчивого психоза, в котором они теряют связь с реальностью и способность к рассуждению.

Благодатной почвой для идеологического изменения сознания является иерархический тип личности, который не склонен к мышлению как таковому, а воспринимает мир как данность, как то, что принято в обществе, что велит начальник, показывают по телевизору, пишут в газетах и пр. Власть и ее голос в СМИ для него – высшая инстанция, а он сам располагается где-то посредине "Великой цепи бытия". Очень важно, чтобы именно посредине: между тем, кто выше него, и теми, кто ниже, потому что страшно оказаться в самом низу. Страшно, потому что того, кто на дне, все презирают и могут даже вычеркнуть из рода человеческого. Поэтому иерархический человек всегда ждет от Начальника, что тот укажет ему на очередного Дурака (как фашиста/нациста/развратника/беса и пр.), который займет ступень внизу, и тем самым поднимет обывателя или его страну вверх по лестнице, ведущей вниз.

На лестнице всегда дерутся: кто-то карабкается вверх, раздвигая локтями, кого-то сбросили под улюлюканье вниз. Сначала кажется, что каждый за себя, но вот толпа набрасывается на трех женщин, взлетевших ввысь, и остервенело сталкивает их с лестницы, а еще выше группа смельчаков развернула жовто-блакитний прапор и запела гимн. Разъяренные червяковы скопом рванули наверх, пытались дотянуться до флага, но… лестница зашаталась и рухнула. А прапор по-прежнему развевался в воздухе. Как крылья птицы.

Как же разобрать эту лестницу в головах? Лекарства два, считает Джордж Оруэлл, - настоящее просвещение и деятельное процветание: "В конечном счете, иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве". Еще оно держится на ненависти, которой оказываются заражены и сытые, и образованные. Как ее переплавить в доверие и любовь?

"Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями тех, кто послан к нему!". Украина нам послана как пророк, обличающий нашу привычку к воровству (Крым-то украли, как курицу средь бела дня!), убийству (снайперы, диверсанты, "ополченцы" и пр.), нашу злобу, начальстволюбие и чванство. Как пророк, раскрывающий картину возмездия, – того бумеранга насилия, который каждый день уносит жизни людей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Курица не птица, а баба не человек.
См. БАБА - ЖЕНЩИНА

  • - или пеликан - , в южной России также бабура - род плавающих птиц из семейства веслоногих, у которых и задний палец соединен с остальными плавательной перепонкой...
  • - одна из красивейших птиц Новой Гвинеи и прилегающих островов, которая вместе с родами лофоринов, плащеносцев и некоторых др. образует особое семейство зубоклювых певчих птиц...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ср. И здесь нет приступа - вот, того и гляди, какой-нибудь несчастный роман разыграют, и все на нашу шею... мы и отдувайся после. Даль. П.А. Игривый. 2. См. не было печали, так черти накачали. См. роман...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ошибочно приписывается Максиму Горькому. Из очерка «Парадокс» писателя Владимира Галактионовича Короленко. В его очерке эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Мужская гордыня отказывается признавать очевидное - курица всё-таки птица...

    Словарь народной фразеологии

  • - Монголия далеко и отделена границей, но какая-то родная нам. А о курице давайте не будем...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) исходное знач.; 2) о поездке в социалистические страны, к-рая не считалась до 1990 г. настоящей поездкой за границу...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Ср. И здѣсь нѣтъ приступа - вотъ не знала баба горя, купила баба порося, того и гляди, какой-нибудь несчастный романъ разыграютъ, и все на нашу шею... мы и отдувайся послѣ. Даль. П. А. Игривый. 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. БАБА -...
  • - Курица не птица, а рак не рыба...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Курица не птица, прапор не офицер...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Касатик, касатка - ласка...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Русский человек - добрый человек...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 кликуша пеликан...

    Словарь синонимов

"Курица не птица, а баба не человек." в книгах

Курица, не птица

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Курица, не птица

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Курица, не птица Знаменитому археоптериксу (греч. «древнекрыл») исполнилось 145 млн лет. Это было удивительное позднеюрское существо размером с сороку. Его перья напоминали птичьи. Но скелет был зубастый и когтистый, как у небольшого двуногого динозавра. Археоптерикс мог

Курица – не птица, а очень вкусная птица!

Из книги Диетические тайны Мадридского двора автора Герасимова Наталья

Глава III КУРИЦА БЕЗ СОУСА - НЕ ПТИЦА

Из книги Магия соусов и пряностей автора Колосова Светлана

Курица – все-таки птица. Еврейская

Из книги На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга автора Люкимсон Петр Ефимович

Курица – не птица, двухгодичник – не офицер

Из книги Кто в армии служил... автора Цай Владимир Александрович

Курица – не птица, двухгодичник – не офицер Двухгодичниками называли молодых людей, окончивших вуз с военной кафедрой и призванных в армию на два года офицерами. В начале 70-х годов служили очень и очень многие. Можно сказать, большинство. Причины выдвигались самые разные,

Человек-птица

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Человек-птица Нью-Йорке Впервые его увидели в Соединенных Штатах приблизительно в 1877 году. Речь шла о странном крылатом создании с человеческим обликом. Видевшие это существо подумали, что это большая птица, но когда в полете оьа опустилась на несколько метров, все были в

Черная курица – синяя птица

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Черная курица – синяя птица Сказка «Черная курица, или Подземные жители» – совершенно особая, знаковая, как «Русалочка» или «Маленький принц». По ней можно проверять людей. Ибо если человек помнит эту сказку – это человек нашего круга – круга Доброты, Помощи и

Курица - не птица. Генерал - не офицер?

Из книги СверхНОВАЯ правда Виктора Суворова автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

Курица - не птица. Генерал - не офицер? В августе 2006 г. Шестопалом было получено предписание Главного управления кадров допустить меня к делам нескольких офицеров, включая двух генералов. И если необходимость ознакамливать меня с делами среднего начальствующего

«Баба-птица»

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

«Баба-птица» В это самое время на петербургской сцене появился новый актер, изрядно испортивший кровь великой княгине. Это был голштинский камергер Брокдорф, принятый Петром Федоровичем очень ласково. Когда-то его прогнали от себя Брюмер и Берхгольц, считая плутом, но

Курица – не птица. А петух?..

Из книги 5 великих тайн мужчины и женщины автора

Курица – не птица. А петух?.. Начнем разбираться с нашим первым «парадоксом». Утверждение о том, что мы – мужчины и женщины – друг от друга отличаемся, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. Но понимаем ли мы это по-настоящему? Не является ли это наше «понимание» лишь

Курица - не птица. А петух?..

Из книги Пять великих тайн мужчины и женщины автора Курпатов Андрей Владимирович

Курица - не птица. А петух?.. Начнем разбираться с нашим первым «парадоксом». Утверждение о том, что мы - мужчины и женщины - друг от друга отличаемся, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. Но понимаем ли мы это по-настоящему? Не является ли это наше «понимание» лишь

«Курица не птица - Украина не заграница»

Из книги Машина порядка автора Святенков Павел

«Курица не птица - Украина не заграница» «Украинский вопрос» в российской политике имеет сравнительно недолгую историю. Создание независимого Украинского государства не было воспринято всерьез ни политической элитой, ни гражданами двух стран. «Курица не птица -

Курица – не птица…

Из книги Русские идут! Заметки путешественника автора Подгородецкий Петр Иванович

Курица – не птица… Любой уважающий себя житель царской России тут же дополнил бы эту поговорку традиционным окончанием: «…а Польша – не заграница». Но последние лет девяносто наш (а теперь уже почти и не наш) западный сосед отходил от СССР, а потом и РФ, все дальше и

Александр Проханов __ КУРИЦА - НЕ ПТИЦА, СТЕПАШИН - НЕ ПИНОЧЕТ

Из книги Газета Завтра 286 (21 1999) автора Завтра Газета

Александр Проханов __ КУРИЦА - НЕ ПТИЦА, СТЕПАШИН - НЕ ПИНОЧЕТ Его фамилия - не Пиночет, и не Столыпин, и не Бисмарк, и не князь Горчаков, и не де Голь, и не леди Тэтчер. Его фамилия - Степашин. А это почти Рушайло. А там недалеко и Гусинский. И прилетевший на огонек

Курица не птица, а баба не человек.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Курица не птица, а баба не человек." в других словарях:

    Курица - не птица, Болгария (Венгрия / Монголия / ГДР / Польша / Румыния / Чехословакия) не заграница - (от посл. Курица не птица, баба не человек о чем л. ненастоящем, несерьёзном) 1) исходное знач.; 2) о поездке в социалистические страны, к рая не считалась до 1990 г. настоящей поездкой за границу … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Волос глуп везде растет. Женские умы что татарские сумы (переметны). Баба, что глиняный горшок: вынь из печи, он пуще шипит. Собака умней бабы: на хозяина не лает (о брани). Добрая кума живет и без ума. Бабьи хоромы недолго живут (стоят). Бабьи… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Толковый словарь Даля

    Жен. замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова. У бабы волос долог, да ум короток. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Бабьи умы разоряют домы. Пусти бабу в рай, а она … Толковый словарь Даля

    КУРИЦА, ы, мн. куры, кур, курам и (обл. и прост.) курицы, иц, ам, жен. 1. мн. Одомашненный вид птиц отряда куриных, с кожным выростом на голове (гребнем) и под клювом (серёжками). Мясные, яйценоские (яичные), декоративные, бойцовские породы кур.… … Толковый словарь Ожегова

    КУРИЦА - символ кропотливого труда. Образ «клюющей по зернышку курицы» подразумевал тщательную работу, которая в конечном итоге должна привести к достижению результата. С другой стороны, курица аллегория нерасторопности. Она как женский символ непременно… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    КУРИЦА - Домашняя птица, которую разводят для получения яиц и мяса. Самка петуха*. Самая распространенная птица в русских крестьянских (см. крестьянин*) хозяйствах. Слово курица произошло от древнерусского куръ, что означало ‘петух’. В России чаще… … Лингвострановедческий словарь

    КУРИНЫЕ МОЗГИ

    ПТИЧЬИ МОЗГИ - что у кого, чьими, с чьими, чьи Ограниченный, недалёкий, слабый ум. Имеется в виду, что у лица или группы лиц (Х) незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень. Преимущественно о женщинах. Говорится с иронией или с… … Фразеологический словарь русского языка

    ЦЫПЛЯЧЬИ МОЗГИ - что у кого, чьими, с чьими, чьи Ограниченный, недалёкий, слабый ум. Имеется в виду, что у лица или группы лиц (Х) незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень. Преимущественно о женщинах. Говорится с иронией или с… … Фразеологический словарь русского языка

Добрый день. Перейду сразу к делу: меня задолбало «единственное предназначение женщины». Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдёт о том, что женщина без детей или бесплодная женщина - не женщина вообще, а рожать надо каждой, и чем раньше, тем лучше (часики-то тикают).

Женщина в первую очередь человек, так же, как и мужчина. В моём понимании людям нужно сначала реализовываться как личностям. Но тут приходят они и утверждают, что женщины, видимо, не личности. Женщинам нужно рожать и сидеть дома. Чем больше рожаешь - тем лучше. Такие аспекты, как «а что эта женщина может дать ребёнку?» (как воспитание и моральные ценности, так и деньги), не учитываются вообще.

А я вам ещё больше скажу, у женщин (как и мужчин, заметьте) может быть гораздо больше предназначений! Помогать людям и животным, строить корабли, делать открытия, заниматься политикой и т. д. Что это за средневековое мнение? Причём в Европе такого не наблюдается: здесь считается дурным тоном рожать в 18. Люди сначала идут получать образование, зарабатывать хоть какие деньги, чтобы можно было снимать отдельную квартиру, а не ютиться с родителями. Люди набираются знаний и опыта и только потом занимаются планированием семьи. Да, в 30 лет. А что в этом такого? Медицина на уровне, ребёнок вырастет полноценным. А что в России? В России женщина рассматривается исключительно как приложение к матке.

А сколько из-за этого дурацкого давления общества и вбивания в голову «единственного истинного предназначения женщины» несчастных детей, растущих в детдомах (материнский инстинкт не проснулся), детей, которые не могут позволить себе образование, детей без будущего, без настоящего, растущих в нищете и с нелюбящими, пьющими и избивающими их родителями…

Предвижу аргумент, что дети заботятся о родителях в старости. Ребёнок - не гарантия безоблачного заката жизни! Ребёнок может уехать на другой континент, может сам быть больным, может не иметь денег и времени, т. к. он эти деньги зарабатывает 24 часа в сутки (мы помним, что у него не было возможности получить образование и он работает на заводе, а ещё у него уже 5 детей и 8 внуков, которые тоже живут в нищете, и ему нужно их обеспечить), думаете, ему будет до вас?

Ну и наконец перейдём ко мне. Мне ещё не так много лет, я живу за границей (слава богам), но в силу обстоятельств мне приходится поддерживать контакт со странной моего рождения. А ещё я замужем. И даже на расстоянии в 3000 км мне становится уже дурно от этих «предназначений женщины», «а когда уже детки» и т. п. Да я же ещё даже не женщина! Девушка я. Хочу учится, путешествовать, жить. Тратить деньги на себя, на саморазвитие и образование. Хватит советовать!

Может, для вас всех это большой секрет, но женщины умеют обращаться со своей вагиной. Так что если женщина захочет - она забеременеет. А в случае болезни или бесплодия такое спрашивать вообще неэтично.

В общем, идите лесом, рожайте и плодитесь. А я пойду книжку почитаю и сексом с мужем займусь. С презервативом.

8 Марта в России празднуют с помощью открыток и поздравительных речей, которые мужчины посвящают женщинам. В противовес слащавым пожеланиям социолог Марина Юсупова, которая несколько лет изучала российских мужчин, делится с The Village частью своего исследования, в которой мужчины признаются, что на самом деле думают о женщинах, об их интеллекте, предназначении в мире, феминизме и домашнем насилии. Само исследование, стало основой докторской диссертации, которая скоро выйдет в виде книги.

Несколько лет назад для своей докторской диссертации я собрала 40 жизненных историй российских мужчин, живущих в России и Великобритании. Цель работы заключалась в том, чтобы понять, как мужчины разных поколений, профессий, с разным уровнем образования и семейного статуса понимают мужественность и проживают ее в своем жизненном опыте. Помимо вопросов о личной жизненной истории, я напрямую спрашивала своих информантов, считают ли они себя мужчиной и, если считают, почему.

Чтобы объяснить, что такое мужчина, люди тем или иным способом должны опереться на некоторую систему координат. Мужчинность, например, может объясняться через социальные практики (зарабатывание денег), индивидуальные качества (порядочность), положительные архетипы (успешный предприниматель), отрицательные архетипы (предатель родины), ролевые модели (Владимир Путин) и так далее. В процессе анализа интервью я постепенно перешла от изучения индивидуальных биографий к изучению смысловых систем координат, на которые опирались респонденты. Другими словами, я не анализирую отдельных людей, а только те культурные ресурсы, образы, отсылки, модели, которые они использовали для того, чтобы объяснить мне, что такое мужчина, и показать, что они таковыми являются. Этот подход оказался очень плодотворным, так как показал, что мужчины, которые инвестированы в создание, казалось бы, очень разных маскулинностей, зачастую опираются на одни и те же системы координат.

Марина: Скажи, пожалуйста, что для тебя значит выражение «настоящий мужчина»?

Ну, настоящий мужчина, я считаю, что это в первую очередь человек универсальный, вот, который, ну, как это говорят, и в воду войдет, и коня на ходу остановит.

Марина: Так это же про женщину!

С.: Ну, в принципе, к мужчине тоже подходит.

Исследование показало, что рассуждения о женщинах - это точка опоры для практически любой попытки определить, что такое мужчина. Женщина или женственность - это главная негативная точка отсчета мужчины и мужественности. Когда мои информанты рассуждали о женщинах, они преподносили это как свое личное мнение, свой личный опыт, умозаключения, наблюдения и так далее. Однако тот факт, что и тинейджеры, и пенсионеры, и доктора наук, и водители маршрутных такси в моих материалах часто транслируют один и тот же нарратив о женском предназначении, говорит о том, что мы имеем дело не с отдельно взятыми мнениями отдельно взятых людей, а с широкими культурными установками.

Так как я собирала жизненные истории (а не просто интервью о маскулинности), зачастую было хорошо видно, что некоторые суждения о женщинах и мужчинах не имели никакого отношения к реальной жизни отдельно взятого респондента. Например, сама история жизни могла указывать на то, что и мать, и сестра респондента работали всю свою жизнь, а его жена занимала более высокооплачиваемую позицию, но на прямые вопросы о мужчинах и женщинах он отвечал, что мужчина - добытчик, а женщина - хранительница очага. Эта и подобные ей установки так сильно укоренены в культуре, что, когда они приходят в противоречие с реальностью, именно реальность оказывается в проигрыше. Люди часто отрицают или игнорируют реальность в пользу подобных идеологических канонов.

Марина: Как вы думаете, где сложнее быть женщиной: в России или в Англии?

Филипп (37 лет, программист, Великобритания): Мне кажется, и там и там сложно женщинам. Такая судьба у вас.

Мои материалы демонстрируют и другого типа противоречия. Воспевание женщин, рассказы о глубоком к ним уважении практически всегда соседствуют со снисходительным изображением женщин как существ, живущих по каким-то иным законам. Существ милых, но не вполне полноценных. Даже самые прогрессивные и образованные респонденты, мужчины, осуждающие дискриминацию женщин, использовали выражения «женская логика», «женский мозг» и ссылались на неадекватность женщин во время менструального цикла. Только два участника исследования были последовательны в своих суждениях о женщинах как о полноценных людях (один в России и один в Великобритании). Остальные 38 интервью были либо последовательно уничижительными по отношению к женщинам, либо противоречивыми.

Мы рождаемся и живем в дискурсах про то, что мужчины - сильные и рациональные лидеры, а женщины - слабые, эмоциональные и не способны к интеллектуальной или управленческой работе. Эффект обильного повторения создает в нас ощущение, что подобные суждения и оценки являются истинными. Как следствие, они часто воспроизводятся с очень умным лицом как доказанный и хорошо известный науке факт. Однако единственный известный науке факт в том, что подобные разговоры сильно вредят женщинам, их самооценке и представлениям о самих себе. Эти разговоры буквальным образом уничтожают настоящее и будущее женщин всех поколений. Их веру в себя, их человеческое достоинство и возможность полноценно реализовать свои таланты.

Если вы действительно хотите сделать женщинам приятное 8 Марта, не вовлекайтесь в эти разговоры и одерните тех, кто это делает.

Здесь я публикую то, что мужчины, которых я интервьюировала для данного проекта, сказали о женщинах. Все интервью проходили один на один и были записаны на диктофон. Все последующие цитаты - это прямая дословная речь респондентов. Это не репрезентативная выборка моих материалов, а слова, которые мужчины не постеснялись сказать мне, глядя в лицо.

О женском интеллекте

Женщины

Мужчины

Общее количество выпустившихся бакалавров, магистров и специалистов в 2015 году

Руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций на начало 2015/2016 учебного года

Персонал государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования на начало 2015/2016 учебного года

Профессорско-преподавательский состав

Заведующие кафедрами

Деканы факультетов

Борис (51 год, музейный работник, Великобритания): Есть женщины, которые, мне кажется, не хотят быть женщинами или стесняются, или у них какие-то комплексы и они пытаются равняться с мужчинами в областях, где им не стоит этого делать. Я в своей жизни встречал несколько женщин, которые по своему интеллектуальному потенциалу ну просто зашкаливали. Большинство знакомых мужчин они могли просто за пояс заткнуть. Но таких мало. Такая женщина, конечно, может оставаться женщиной, но она почти всегда превращается в «синий чулок». Она где-то там в своей области крутится, но удачна ли у нее личная жизнь? Чаще всего, я думаю, нет. Скорее всего, она будет одинокая волчица. Настоящая женщина - она другая... Она не должна стремиться соперничать с мужчиной. Чувство соперничества - это чисто мужская черта. У женщин не должно быть этого. Я могу ошибаться, конечно. Кто их, женщин, поймет...

Мозги у баб другие совсем. Но, вот, знаешь, пренебрежения к женскому сознанию во мне нету. Хотя, знаешь, в чем дело там? Вот классификация баб: бывает баба-баба, бывает баба-человек. Вот баба-человек - это моя первая бывшая, например. У нее сознание мужского типа, то есть оно интеллектуальное. Там есть аналитика, есть эрудиция и все что угодно есть, но в любом случае вот этот интеллект женский - это жалкое подобие [интеллекта] мужского. Потому что мужское сознание, оно интеллектуальное в любом случае. А баба-баба к этому не стремится, она просто и так все знает. И ей не нужно рассуждать. Вот, знаешь, кстати говоря, вот Иван Бунин отмечал как одну из основных женских черт способность к недуманию. Вот ей не надо думать. Мужику надо, а женщине не надо. Вот она живет, не испытывая какой-то мучительной необходимости осознавать, что происходит, анализировать, сравнивать факты, делать выбор. Ей это не нужно.

О женском предназначении

Я считаю, что у женщины основная задача - привести потомство. Больше у женщин никаких задач нету в этой жизни.

Виктор (45 лет, доцент ВУЗа, Россия): Все это социальное равенство, феминизм и остальное прочее, они сыграли очень злую шутку с женщинами. Они, дуры, забыли, зачем они нужны. [Они нужны, чтобы] рожать. Ну, они забыли, понимаешь, им кажется, что нужно получать удовольствие от жизни, чего-то достигать. Чисто МУЖСКИЕ черты они себе начали присваивать. Ты думаешь, они стали более счастливыми от этого? Как бы не так! Скорее наоборот. Это противоестественно. Знаешь, у меня такое ощущение, что женщина, она должна ПРИНАДЛЕЖАТЬ. В этом ее счастье - быть чьей-то. А вот этот социальный вектор современный - быть независимой, быть самодостаточной - вот это вообще ругательное слово для женщины, по-моему. Самодостаточные женщины - это кошмар.

Рожать и растить детей - никакого удовольствия в этом нет, кроме доброты там, радости и тепла. Какое-то там удовольствие другое, когда это тельце хватает тебя ручонками за нос или за волосы. Вот ты это можешь назвать удовольствием вот именно в МУЖСКОМ понимании? Ничего подобного. Вот НИЧЕГО ПОДОБНОГО! А в женском, я думаю, да. [Для женщины] это и приятно, и удовольствие в этом есть какое-то, мужчине непонятное... Мужская модель удовольствия - это агрессия и захватничество. Я захватил, я получил.

О роли женщин в истории

Как говорила моя учительница по биологии: «Природа экспериментирует прежде всего на мужчинах». За женщинами идет репродуктивная функция, и здесь у нее должно быть все прагматично, стабильно, четко, чтобы было хорошее, здоровое потомство. А мужчины склонны к адвентуре, к новым открытиям. Отсюда и гении - в основном это только мужчины. Я думаю, ты с этим не будешь спорить. Если бы женщины обладали теми же чертами, характерами и способностями, что и мужчины, тогда бы женщины доминировали над мужиками, а не наоборот. Что-то я не видел, чтобы женщины поднимали революции, восстания, чтобы за женщиной шли народы и чтобы женщины создавали такую идеологию, за которую бы люди бились насмерть. Что-то я такого не видел. Здесь, опять же, это естественное положение вещей, потому что я беру копье и иду убивать хищника, а ты этого сделать не можешь.

Да, немножко жизнь-то за 5 тысяч лет-то видоизменилась. Ну, при всем при этом сейчас до сих пор у нас считают, что мужчина - это добытчик. Только сейчас мы пашем на работе. Ты просто не злись, когда я об этом говорю. На самом деле, представь себе, если бы женщины обладали более сильными качествами, ярко выраженными, то не было бы никакой дискриминации тогда. А то: «Вот мы какие, нас не пускали в университет, мы не могли вот учиться, мы только вот еда, готовка, и никакого вам ни образования и ничего совершенно». Да ну, е-мое! Перебили бы нас всех к чертовой матери, если поработители такие здесь!

О насилии над женщинами

«По данным МВД, в России 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. В 2013 году от преступных посягательств погибли более 9 тысяч женщин, более 11 тысяч женщин получили тяжкий вред здоровью. В 2014 году более 25 % зафиксированных в стране убийств были совершены в семье, и тогда же зарегистрировано почти 42 тысячи преступлений в отношении членов семьи. За шесть месяцев 2015 года уже зафиксировано около 2 тысяч убийств и более 5 тысяч фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью», - это фрагмент из выступления доктора политических наук, главного научного сотрудника Института социологии РАН, члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Светланы Айвазовой на недавней встрече СПЧ с президентом Путиным. Источник: «Новая газета »

Сергей (32 года, водитель, Россия): Есть женщины, которые говорят: «Если мой любимый мужчина меня ударит хоть раз, я собираю чемоданы и ухожу». А кто-то ждет этого. Ну типа, мужчина, который за провинность не ударяет, вот это и есть мужчина-тряпка, ненастоящий мужик. То есть я заслужила - бей мне в лицо. Ну, они не говорят. Они этого ждут. В открытую они не скажут, это ведь то же самое, что, если девушке понравился парень и она ждет, когда он её поцелует. Но она же не скажет: «Ну, целуй меня скорее!» Нет. Если он ее не поцелует: «Ну, вот, застенчивый какой-то, неуверенный». Ну я вот слышал, там девушка рассказывает: «Я пришла домой выпимшая, там не вовремя, просрочила там три часа или чо. Ой, я так летала, так летала по квартире». Ну и она как бы с каким-то придыханием говорила то, что вот, ее наказали, то, что так делать нельзя.

Виталий (29 лет, фотограф, музыкант, Россия): Я никогда их [женщин] не бил. Они меня любили всегда за это. Но в порывах пьянки я отшвыривал пару раз так, что летели только одни сандалии. Чтобы от меня отвалили, все просто, понимаешь? Я обладаю умом, понимаешь. Я могу женщину тремя словами на место посадить. Вообще сказать, кто она, что она и вообще, извините меня, вы все у меня на шее сидите, а не я у вас. Встали отсюда и вышли вон! Все, до свидания. Вопросы все закончены. Каждый свое место должен знать. Не надо никому по шее бить, без слов должно было понятно, что на эту тему лучше не разговаривать. Если ты что-то будешь делать не то, могут возникнуть проблемы. А женщины своими мужчинами многие повелевают. Он превращается в тряпку. «Принеси мне то, подай мне это, я сказала, к маме». ***. Я на рыбалку еду. Когда ты уже десять раз к маме ездил, то уже на 11-й раз ты должен сказать: «Мне *** [надоело] к твоей маме ездить. Она у тебя ******** [ненормальная]. И ты ******** [ненормальная]». Все. Вопросы? А бить, что ее бить-то, когда она слабая? Это даже не в прикол. Бить надо, когда азарт какой-то есть, выбьешь ты из него дурь или не выбьешь. А бабу чо бить? Никогда этим не пользовался, силой мужской. Бабу я всегда на место словами поставить смогу. Она какая бы ни была из себя красавица, но есть три слова «у тебя ноги кривые», и она будет стоять два дня перед зеркалом и в тишине говорить: «Вот *** [урод]. Ну, где же кривые-то, а?» Все уязвимы очень легко. И без рукоприкладства можно вывернуть, поставить на место. Я вот живу всю жизнь со своими женщинами, нет никаких проблем.

Нет, женщину, конечно, ты не ударишь, ни свою, ни чужую. Но раньше я своей, когда всех проводил, мог не только по роже всечь, я по роже не бил. Я просто снимал ремень кожаный и просто по жопе ее так хлестал, что она аж синела. И я от нее ушел, от такой женщины, которая, короче, перед моими глазами моему другу моего дома сказала: «Привет, пока, короче, пошел на хрен». Она не оказала, понимаешь, внимания моему гостю, который являлся моим братом, которого я знал с самого рождения. Мы с ним такие истории прошли в жизни, что ты у меня можешь быть заменима другой женой, а он у меня останется всегда, на кого я, ***, свое плечо опираю.

Виктор (45 лет, доцент ВУЗа, Россия): Это ужасная цена, сомнительное благополучие просто-напросто прицепиться к мужику. Женщина должна быть чьей-то, ничья женщина - несчастная женщина. Вот за то, чтобы быть ЧЬЕЙ-ТО, она этому козлу должна подчиняться. А он не бог весть какой, он может даже страшный козел. Ну, он просто не очень интересный, какой-то, ну, такой - никакой. Вот именно ему никакому ты такая особенная должна подчиняться, потому что если ты не будешь подчиняться, то получишь по морде и уйдешь. Ну, может, не получишь, но все равно уйдешь. Ну, скандалы будут. Такая цена, на самом деле. Тут может быть речь не идет о прямой расплате личностью. Речь идет о терпении, о необходимости находить компромисс. Вот он на самом деле тебя недостоин, но, если ты не будешь искать с ним компромисс, ты останешься ничья. Вот такая расплата.

О женских обязанностях

Женщины проводят более четырех часов в день, выполняя неоплачиваемую домашнюю работу. Для мужчин эта цифра существенно ниже: 1 час 30 минут. Это общемировые цифры. Региональные, национальные и социально-экономические различия внутри стран очень велики. Тем не менее общая тенденция заключается в том, что женщины работают больше часов в день, чем мужчины, однако уровень их дохода существенно ниже.

«Благодаря выполняемой ими непропорционально высокой доле работ по уходу у женщин остается меньше времени, чем у мужчин, для другой деятельности, в том числе для оплачиваемого труда и образования, а также меньше свободного времени, которым они могут пользоваться по своему усмотрению».

Я считаю, что женщине вообще сложнее жить, чем мужчине. Если мужчина посмотрит внимательно, сколько вещей должна сделать женщина за день, он сойдет с ума. Ну а женщине это нормально. Они это делают каждый день. То есть они обязаны все это выполнять и следовать каким-то правилам, от которых любой мужчина бы, наверное, повесился.

Женщина работает, она должна смотреть за детьми, она должна как-то уделять внимание им, должна уделять внимание мужу. Плюс еще она должна смотреть за собой, потому что женщина не может так просто, как мужчина, там утром надел штаны и пошел грязный, немытый, небритый. Я даже не знаю, как женщине хватает на все это времени. Не все это понимают. Это приходит с возрастом. Пока ты молодой мужчина, тебе кажется, что это нормально, так оно и должно быть, все это легко, что просто вот такая женщина родилась, она такая и должна быть, все это само собой. То есть мужчина не думает об этом на самом деле никогда.

В мужском кругу это считается как бы автоматическая обязанность женщины. Мужчине это типа необязательно. Это не его работа. То есть ему достаточно, что он пошел на работу, принес деньги в семью - и на этом все. Почти все мужчины так думают.

Антон (42 года, охранник, Россия): Про женщин у меня все однотипно. Мне главное, чтобы была хозяйка. Все. Чтобы не я там все делал, а чтобы женщина делала. Пришел - тебе наготовлено, чисто, аккуратно в доме, поглажено. Гладить не люблю сам.

Павел (66 лет, предприниматель, отставной военный, Россия): Один мой знакомый, ему 73 года, у него умерла жена. Это страшное дело одному мужику в таком возрасте доживать свой век. Женщине проще значительно. Другой пример. Ей - 51 год, ему - 53. Он умирает. Достаточная семья была. Он полковник тоже. По даче соседи они, служили вместе мы с ним. Он в Москве деньги хорошие зарабатывал, где-то получал 400 тысяч в месяц в Москве, ну, жили нормально. И он умирает. Ну, понятно, это горе, о чем говорить. Вот годовщину смерти отмечали, уже чувствую, что она как-то приспособилась к этой жизни. Да, такого достатка нет, но она приспособилась. Она берет эту дачу, которую они вместе строили, сдает в аренду на всякие мероприятия, пашет там, убирает все, стирает, что надо, все делает. То есть человек приспособился, она уже живет самодостаточно. Мужчина этого бы не сделал никогда. Это я могу смело заявить. Он бы или запил, или загулял, я не знаю, че там, или просто от тоски подох. Это я просто по себе сужу. Поэтому я сказал жене, пусть Он [Бог] меня сначала приберет, а потом уже тебя.

Да, ты обязан помогать жене своей. Все, что надо, я делаю, допустим. Посуду помыть не отказываюсь, полы, если надо, помою и постирать могу. Гладить - нет, и шить там - нет. Современные [мужчины] тоже не думаю. Тогда пусть он женщиной становится, если ему это нравится. Мужчины, ну, пусть женщинами станут.

О женщинах в политике

М.: Скажи, пожалуйста, кто для тебя является образцом женственности?

Юрий (34 года, работник фармацевтической компании, Великобритания): Ну, такого образца [женственности] нет у меня. Вот если ты мне скажешь - сравни «А» и «Б», я скажу, кто для меня является более женственной, и смогу обосновать почему.

М.: Ну, хорошо. Ксения Собчак и Валентина Матвиенко.

Ю.: Задача на анализ. Надо разбить на составляющие. Допустим, во-первых, нужно их уравнять в шансах. Валентина Матвиенко - человек более пожилой, чем Ксения Собчак. Я не знаю, насколько она была привлекательная в юности, но сейчас она, по физиологическим своим свойствам, естественно, менее привлекательна, чем Ксения Собчак, хотя бы из-за того, что она старше. То есть этот фактор я опущу только для того, чтобы дать им равные шансы. Я думаю, что Валентина Матвиенко, в понимании социума, будет в данном случае более женственной, как бы странно это ни звучало. Почему? Потому что она придерживается традиционных взглядов, которые направлены на воспроизводство общества, детей и семьи.

Ксения Собчак больше занимается политикой. Странно звучит, но она занимается политикой БОЛЬШЕ, чем Валентина Матвиенко, хотя Валентина Матвиенко является председателем Совета Федерации. Но она, будучи председателем Совета Федерации, отстаивает традиционные, семейные российские ценности. Ксения Собчак - человек протеста. Соответственно, ей приходится применять МУЖСКИЕ методики завоевания интереса к собственной персоне. Как, например, вызов, дерзкий выпад, «идти на рожон».

Если мы возьмем женщину и согласимся с тем, что ее функция в семье, в социуме - воспроизводство потомства и его охрана, женщина не будет, вот исходя из данной функции, идти на какие-то острые конфликтные ситуации. Потому что это может повлиять на ее собственное потомство, на безопасность ее собственной семьи. Соответственно, Ксения Собчак, если она идет на обострение политической ситуации, на какие-то дерзкие выпады, она идет против вот этой женской функции. То есть делаем вывод, что она менее женственна. Но я удивлен, конечно, собственным выводом. Если бы меня спросили, и мне нужно было в течение секунды ответить, я, конечно, сказал бы, что Собчак более женственная, чем Матвиенко. Но, если подумать, ответ - Матвиенко.

О женщинах-руководителях

Степан (37 лет, финансист, Великобритания): Самое сложное [в том, чтобы быть мужчиной в современном мире] - не уступать сильным женщинам, которые пытаются заменить мужчин. Они сейчас затейкивали овер в бизнесе (от английского выражения take over - прийти на смену, взять верх) . Мы уже скоро превратимся, я не знаю, в кого. Ну, главное что? Надо оставаться брэдуинерром (breadwinner - кормилец, добытчик) , я считаю, вот, точкой опоры в семье.

Я очень не люблю брутальных женщин, женщин, которые, как их называют, бизнесвумен... Не люблю женщин меркантильных, не люблю женщин, которые пытаются все просчитывать, деловых женщин очень не люблю, вот. Для меня женщина должна быть нежной, чувственной, чувствительной, хорошей матерью, хорошей женой... Женщина должна быть, наверное, не самостоятельна от мужчины, а зависеть от него. Ну и соответственно, подпитывать его своими эмоциями. Быть его ангелом-хранителем. Вот это ее основная функция, я считаю.

Деловые женщины больше похожи на мужчин, с которыми мне приходится делать там в своем бизнесе. Мне совершенно не хочется выстраивать с женщинами никаких деловых отношений... Я имею в виду бизнесвумен, женщин, которые самостоятельно занимаются бизнесом, являются владельцами и генеральными директорами фирм. Естественно, я не имею в виду женщин, которые работают на производстве, в финансах, в банках и так далее. Это не есть, как это сказать, образ жизни женщины, это ее профессия. Поэтому я нормально разговариваю с руководителем департамента снабжения в какой-нибудь там корпорации, например. Я просто разговариваю с человеком, который, так сказать, находится на каком-то на своем месте. Но работать с женщиной, которая делает свой самостоятельный бизнес, пытаясь построить какую-то строительную или торговую структуру, я считаю, что лучше не надо.

Это несоответствие облика внешнего, несоответствие женской функциональности и того, как я хотел бы видеть женщину. Это очень резкий диссонанс. Женщина, которая кричит в трубку о каких-то штрафных санкциях из-за невыполненных контрактов, распекает своих подчиненных или формирует контракт, расставляет там какие-то пункты, по которым можно добиться преимущества, это уже не совсем женщина. Это уже относится к более жестким видам деятельности.

Если начальник женщина - это очень тяжело. Если она молодая и ты молодой - есть шанс как-то сблизиться, но последствия могут быть отрицательными, оттого что ты сблизился. Если захотелось расстаться, то придется уволиться с этой работы. Но есть шанс нормально пожить какой-то момент. Цинично, конечно, но это так.

О женской сексуальности

Все женщины делятся на восемь типов. Первые - это античные, то есть Венеры с руками, ну, в общем, и умницы, и все остальное. Вторые - это как с обложки журналов. Там, допустим, журналы были в Советском Союзе «Работница», «Крестьянка» и все иностранные. Дамы, которых печатают на первой обложке. Третьи - это всерьез и надолго. Это для каждого мужчины его жена, так сказать, то есть она его устраивает по всем вопросам. Четвертые - СТАЛ БЫ. Вот как мужчина смотрит на женщину - стал бы. Пятые - для счета. Шестое - с голодухи. Седьмое - на безрыбье и рак рыба. И восьмое - это не приведи господи.

Станислав (54 года, менеджер в строительной компании, Россия): Женщины - это объект влечения. Мне нравится разное, все нравится: длинные ноги, короткие ноги, длинные волосы, короткие волосы, губы, зубы, все... Женщина как объект обожания - это первое, конечно, и потом уже все остальное. Это мать, когда ты уже только в семье можешь все это дело видеть, осознавать и сохранять.

О снисхождении к женщинам

Василий (65 лет, врач, Россия): В общем-то, женщины бывают иногда гораздо более сильными, чем мужчины. Но меня воспитывали в семье так, что женщина - существо слабое, которой нужно уступать и не говорить, что она глупая или какая-то. Женщина - это женщина. Я считаю, что глава семьи должен быть мужчина.

Александр (36 лет, волонтер в городском центре, Великобритания): Женщина - это такое прекрасное создание, которое способно на абсолютно неадекватные действия, которые почему-то, если ты считаешь себя мужчиной, никак не могут в тебе долго вызывать раздражение. Ты просто этому умиляешься, как своему ребенку. То есть к женщине нельзя подходить с мерками, с которыми ты подходишь к мужчине. Это однозначно. То, что мужчине ты никогда в жизни не простишь, женщине это часто как-то легко прощается.

О том, как завоевывать женщин

Олег (36 лет, татуировщик, Россия): Все девки меня любили. Если я выходил во двор, они все от меня пищали, плакали, страдали. Ну а я мог их обмануть. «Ты такая суперская девчонка». А потом, короче, договориться с пацанами из другого квартала, как будто мы с ней вышли погулять за мороженым, и они там, раз, до меня докопались, ******* [достали] и мою девчонку там попытались оскорбить. И я такой герой с ними подрался. Они мне по роже надавали. Кровь там, все дела. Ах! Ох! Туда-сюда.

И потом она уже ночью спит и помнит своего рыцаря, который, не побоялся вступиться за ее честь... Я их всех обманывал. Всех их ****, короче. Потому что понимал, что не могу определиться, кого я могу любить и за что, потому что мне этого никто не объяснял. И мне казалось, что ты, да, достойна, волнения моего касаться, но в остальном ты просто дура. Понимаю, что я интерес в твоей красоте нашел, а в мыслях увидел глупость.

Эта жестокость к женскому очень сильно у меня выражалась. Только после того, как я отсидел шесть лет, понял, что такое женщина, потому что за шесть лет я не видел ни одной женщины. Я думаю, это меня господь наказал. Я как монах вышел с этого тюремного подвала на свет божий.

О женском самопожертвовании

Георгий (52 года, бизнесмен, Россия): У Джека Лондона есть такой рассказ, там описывается, как журналист попадает в плен к индейцам и им управляет там шотландец по имени Снасс, и у него есть дочка. Я ее имя даже запомнил, Лабискви (ссылается на рассказ «Тайна женской души») . Там такой душещипательный рассказ, драматический. Ты не читала? Ну, вот, почитай. Смысл рассказа в том, что этот журналист решил бежать из плена, хотя его там особо-то не обижали, и за ним увязалась вот эта девушка, дочка этого шотландца. Она его любила. У них было очень мало еды, они съедали в день по кусочку, за ними шла погоня, они убегали. И когда у них кончилась еда, она достала из кармана мешочек с едой. Оказывается, она ничего не ела, она все складывала в мешочек, и, значит, этот мешочек отдала ему, чтобы он мог бежать. Последний день остался, последний переход, он достигал уже цивилизации, то есть места, где уже индейцы его не могли достать. И она умерла у него на руках. Это пример потрясающей самопожертвенности я привожу. Наверное, в женщине это должно быть. Даже не по отношению к мужчине, а по отношению к детям. Если мужчина своих детей задирать может и относиться к ним как-то не очень правильно, то женщина безусловно должна быть самопожертвенной и защищать детей при любых обстоятельствах. Это ее функция. Она должна быть в ней заложена изначально.

О том, что женщина - это друг человека

Алексей (28 лет, безработный, Россия): Женщина - это, естественно, мать, в первую очередь. Хранительница очага, естественно. Но самое главное - это помощник. Это самый главный помощник, который только может быть у мужчины. То есть это в первую очередь друг. Если женщина, твоя женщина, допустим, тебе не друг и не помогает тебе, ну, я бы лично, не смог бы с такой. Мне внешность вообще не главное в женщине. Хотя это тоже немаловажный фактор, и сексуальные желания какие-то они возникают на фоне внешности, конечно.

Артем (22 года, выпускник университета, Россия): Быть женщиной - это быть таким замком стабильности для своего мужчины, одаривать его лаской, заботой, и тебе все это вернется обратно совершенно точно с коэффициентом 1,5, если не 2. Быть ласковой, хорошей, внимательной, красивой - самое главное. Самое главное - быть красивой и вдохновлять, вдохновлять и еще раз вдохновлять. Это потрясающе, когда девушка, женщина может вдохновить мужчину. Это самый лучший союз.

Сергей (32 года, водитель, Россия): Настоящая женщина - это та женщина, которая, отметя все социальные и материальные вопросы, ведет себя так, что для нее ее мужчина - самый единственный, самый любимый, самый лучший, даже с учетом того, что, может быть, это не так. Может быть, ее что-то в нем бесит, что-то ей хотелось бы, чтобы было не так, но она делает так, что он этого не чувствует.

Илья (40 лет, дизайнер, Россия): Быть женщиной? Ну, наверно, в первую очередь это доброта. Вот говорят, что все великие мужчины, они великие и большие только потому, что у них такие жены. То есть должна быть какая-то очень сильная духовная поддержка [от женщины].

О русских традициях и добром сексизме

По данным о глобальной распространенности насилия, опубликованным ВОЗ, каждая третья женщина (35 %) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица.

В большинстве случаев это насилие со стороны интимного партнера. Во всем мире 30 % женщин, состоящих в отношениях, сообщают о том, что они подвергались какой-либо форме физического или сексуального насилия со стороны своего партнера в течение жизни.

До 38 % убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами мужского пола.

Согласно Всемирному банку данных (World Bank Data), для женщин в возрасте 15–44 лет риск изнасилования и домашнего насилия превышает риск раковых заболеваний, автомобильных аварий, войны и малярии.

Организация объединенных наций

7 из 10 женщин в мире в какой-то момент своей жизни испытывают физическое и/или сексуальное насилие.

603 миллиона женщин живут в странах, где насилие в семье до сих пор не считается преступлением.

1 из 4 женщин в мире испытывает физическое или сексуальное насилие во время беременности.

ВЛАДИМИР (23 ГОДА, МАГИСТРАНТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ): [В феминистках] просто что-то не то. Что-то у них, ну нормальный мужик им не попался, можно сказать так. Может, их обидели мужчины. Может, еще что-то. Они теперь хотят за права женщин. Да ради бога! Кто вас ущемляет? Делайте. Может, такой сексизм во мне присутствует, но он очень добрый. Лучше отдавайте свою энергию детям, чем отдавать ее работе.

Я старовер, я прямо сгусток такой, срез старорусской традиции. Я считаю, что раньше было правильнее. Я понимаю, что будущее за равенством, но мне больше импонирует такой образ жизни. Женщина может такие же функции исполнять, как и мужчина, но я этого не придерживаюсь. Я считаю, что феминизм и все вот эти остальные течения, они, конечно, хорошо, но патриархат, умеренный патриархат - это правильное развитие общества, правильное развитие человечества.



Поделиться