Том числе и атомный крейсер. Самый большой атомный корабль ссср

В связи со значительной сложностью и чрезвычайно высокой стоимостью атомные крейсеры имелись лишь в составе флотов двух сверхдержав - Советского Союза и США. И если, атомные субмарины и авианосцы ни у кого не вызывают сомнений в их боевой эффективности, то с атомными крейсерами все намного сложнее. До сих пор ведутся дискуссии о необходимости ядерных энергетических установок для надводных неавианесущих кораблей.
Атомные подводные лодки стали действительно «подводными», а не «ныряющими» лодками. Применение ядерных энергетических установок позволило субмаринам 90% своего времени в боевом походе находиться в подводном положении. Разумеется, это резко повысило скрытность и защищенность подводных лодок.

С атомными авианосцами сложилась несколько парадоксальная ситуация. Не секрет, что классические ударные авианосцы ВМС США оснащаются стартовыми паровыми катапультами. Применение паровых катапульт позврляет увеличить взлетный вес самолетов (а следовательно и боевой нагрузки) и обеспечивает уверенный взлет в любых погодных условиях (это очень важный момент – например, авиагруппа российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не может выполнять полеты в северных широтах в зимний период из-за обледенения носового трамплина).

Но паровым катапультам требуется огромное количество водяного пара - и это было главным препятствием для разработчиков катапульт. При интенсивных полетах расход водяного пара настолько велик, что авианосец с обычной энергетической установкой резко замедляет ход вплоть до полной остановки. Появление ядерных реакторов и их непременных спутников - мощных паропроизводящих установок – позволило радикально решить проблему. Теперь пару хватало всем – и летчикам, и морякам. Только ядерная энергетическая установка способна обеспечить авианосец необходимым количеством пара. Собственно, именно это стало причиной появления ЯЭУ на авианосцах, а не пресловутая «неограниченная дальность хода».
Первый атомный авианосец «Энтерпрайз» смог обеспечить 160 самолето-вылетов в день, тогда как его неатомные коллеги типов «Форрестолл» и «Китти Хок» - не более 100. Все это говорило о несомненной необходимости ЯЭУ для авианесущих кораблей.

Атомные крейсеры

В годы Второй Мировой, когда морские сражения происходили на огромных пространствах Атлантики и Тихого океана, все американские эсминцы, например, типа «Гиринг» или типа «Форрест Шерман», рассчитывались на океанскую дальность хода 4500 - 5000 морских миль при скорости хода 20 узлов (для примера: советский ракетный крейсер пр. 58 «Грозный», 1960-й год, имел дальность экономического хода 3500 миль). Но, по-прежнему, самой насущной проблемой эскадренных миноносцев была их малая автономность.

Именно поэтому, когда в послевоенные годы встал вопрос о внедрении атомных энергетических установок на надводных кораблях, первыми были рассмотрены проекты атомных эсминцев.
Расчёты показывали, что применение комбинированной котлотурбинной и газотурбинной установки COSAG позволяло получить дальность 6000 миль. Недостатком этого варианта была сложность двигательной установки и необходимость применения сразу двух видов топлива, так как газовая турбина не могла работать на бункерной нефти.

В виду всего вышеперечисленного, в августе 1953 года специалисты ВМС начали разработку проекта атомного эсминца DDN. Однако вскоре выяснился неприятный момент – даже применение самого мощного на тот момент перспективного реактора типа SAR (Submarine Advanced Reactor) не может решить проблему с силовой установкой эсминца. SAR обеспечивал на валу 17 000 л.с., тогда как эсминцу требовалось не менее 60 000 л.с. Для получения необходимой мощности требовалось 4 реактора, суммарным весом 3000 т, что превышало стандартное водоизмещение эсминца типа «Форрест Шерман». Уже в сентябре проект был закрыт.

17 августа 1954 года начальником штаба ВМС США стал адмирал Орли Берк, получивший солидный опыт командования эсминцами во время Второй Мировой. На следующий день после вступления в должность он послал в Бюро кораблестроения запрос о возможности установки ядерного реактора на эсминце, крейсере и авианосце. Ответ по эсминцу был отрицательным. Минимальное полное водоизмещение корабля с атомной энергетической установкой было оценено в 8500 т.

Активным сторонником атомных эсминцев был контр-адмирал Джон Дэниэл, занимавший должность командующего атлантическими миноносными силами. Он посылал Бёрку еженедельные доклады, склоняя его на свою сторону. Его поддерживал легендарный Хайман Д. Риковер, начавший в своем ведомстве разработку лёгкого реактора D1G. И хотя создать реактор для 4000-тонного эсминца не удалось, результатом этих разработок стал реактор D2G, установленный на всех последующих американских атомных фрегатах.

В 1957 году началось параллельное проектирование сразу двух атомных кораблей: эсминца DDN (в корпусе и с вооружением эсминца «Форрест Шерман») и фрегата DLGN (в корпусе и с вооружением эскортного крейсера УРО типа «Леги», водоизмещением 6000 тонн).

Для атомного эсминца была предложена следующая схема энергетической установки: при стандартном водоизмещении 3500 тонн корабль оснащался одним реактором типа SAR, обеспечивающим неограниченную дальность плавания 20-узловым ходом. В режиме полного хода задействовались 6 газовых турбин мощностью 7000 л.с. каждая, обеспечивающих ход в 30 узлов при дальности плавания 1000 миль (подобная схема применяется на современных российских тяжелых атомных крейсерах).

В дальнейшем проект DDN был прекращён как неосуществимый, а проект DLGN лег в основу легкого атомного крейсера «Бейнбридж» (DLGN-25, в дальнейшем - CGN-25).
Стоимость постройки «Бэйнбриджа» оценивалась в 108 млн. долларов, хотя в процессе строительства сумма увеличилась еще в полтора раза, достигнув значения 160 млн. долларов. (для сравнения: стоимость постройки эскортных крейсеров типа «Леги», идентичных «Бэйнбриджу» по размерам, конструкции и вооружению, составляла 49 млн. долларов)


К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9) в американцы приступили в 1955 году. Предполагалось создать эскортный ракетный крейсер для взаимодействия с атомным авианосцем «Энтерпрайз». Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на основе реактора типа S5W, применявшегося на первых атомных подводных лодках. Ввиду постоянного недостатка мощности на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес ЯЭУ оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. В результате крейсер резко увеличился в размерах, а его полное водоизмещение достигло 18 тысяч тонн. Несмотря на мощное вооружение и долгую безаварийную службу, «Лонг Бич» остался единственным кораблем своего типа, «белым слоном» американского флота.

Блатной крейсер

Учитывая запредельные цены проектов и проблемы, с которыми столкнулись американские моряки при создании первых атомных крейсеров, легко понять их реакцию на предложение Конгресса построить еще один крейсер с ЯЭУ. Моряки отшатнулись от этой идеи, как от прокаженной, хотя американское общественное мнение хотело видеть в составе ВМС новые атомные корабли, олицетворявшие в те годы военную мощь флота. В итоге по инициативе Конгресса были выделены средства и 27 мая 1967 года ВМС США получили третий по счету атомный крейсер. Удивительный случай, ведь обычно все происходит с точностью до наоборот – командование военно-морских сил клянчит у конгрессменов деньги под новый проект супероружия.


Атомный крейсер «Тракстан» (CGN-35) технически представлял собой копию легких эскортных крейсеров УРО типа «Белкнап» с однотипными электронными системами и вооружением. «Тракстан», стандартное водоизмещение которого было чуть более 8000 тонн, стал самым маленьким в мире крейсером с ЯЭУ.

Новое поколение

Атомный авианосец «Энтерпрайз» напугал весь мир, став головной болью для советских адмиралов. Но, несмотря на отличные боевые качества, он напугал своих создателей непомерной ценой. Еще бы, в движение его приводили 8 ядерных реакторов! Поэтому в 60-е годы американцы предпочли построить свои последние 4 авианосца типа «Китти Хок» с обычной силовой установкой.

И все же, по результатам войны во Вьетнаме, американским морякам пришлось вновь вернуться к авианосцам с ЯЭУ – как мы уже говорили, только мощная атомная паропроизводящая установка может обеспечить катапульты необходимым количеством пара. ВМС США настолько разочаровались в «Китти Хоках», что даже последний корабль серии – «Джон Ф. Кеннеди» планировалось модернизировать, установив на нем ЯЭУ.

22 июня 1968 года был заложен новый авианосец «Честер У. Нимитц», оснащенный 2 ядерными реакторами «Вестингауз» А4W. Головной корабль в серии из 10 многоцелевых авианосцев. Новому кораблю понадобился новый эскорт. Усиливающаяся мощь ВМФ СССР заставила забыть о стоимости кораблей и вновь тема атомных крейсеров стала актуальной.

Первые два атомных крейсера были заложены по проекту «Калифорния» в начале 70-х годов. «Калифорния» (CGN-56) и “Южная Каролина» (CGN-57) оснащались двумя однобалочными пусковыми установками Мк-13 (боекомплект 80 зенитных ракет Stadard-1 Medium Range), новыми морскими пятидюймовыми пушками Мк-45, «коробкой» противолодочного комплекса ASROC и вспомогательными системами, в числе которых были установленные в ходе модернизации 20-мм шестиствольные системы «Фаланкс» и ПКР «Гарпун». Для чего я так долго перечислял системы, входящие в комплекс вооружения крейсеров? Как видите, никаких необычных систем вооружения «Калифорния» не несла, необычно высокой была лишь цена маленького крейсера полным водоизмещением 10 000 тонн.

Следующие 4 крейсера были заложены по усовершенствованному проекту «Вирджиния». Корабль «подрос» в размерах – полное водоизмещение увеличилось до 12 000 тонн. «Вирджинии» получили универсальные пусковые установки Мк-26, предназначенные для запуска новой ЗУР Standard-2 всех модификаций, вплоть до «Extended Range» и ПЛУР ASROC. В дальнейшем, на вертолетной площадке были установлены 2 четырехзарядных контейнера ALB (Armoured Launch Box) для запуска КР «Томагавк». Основной упор при проектировании «Вирджиний» делался на развитие электронных средств, боевой информационно-управляющей системы и повышении живучести кораблей.


В 80-е годы обсуждались проекты модернизации американских атомных крейсеров, но с появлением Иджис-эсминцев типа «Орли Берк», их судьба была окончательно решена - все 9 кораблей с ЯЭУ отправились на слом, причем многие из них не прослужили и половину запланированного срока. По сравнению с перспективным Иджис-эсминцем, они имели на порядок большую стоимость эксплуатации, и никакая модернизация не могла и близко приблизить их возможности к возможностям «Орли Берка».

Причины отказа американцев от использования атомных крейсеров

1. Ядерные энергетические установки имеют колоссальную стоимость, что еще более усугубляется стоимостью ядерного топлива и его дальнейшей утилизации.
2. ЯЭУ по размерам значительно пpевышают обычные ГЭУ. Сосpедоточенные нагpузки и более значительные pазмеpы энеpгетических отсеков тpебуют иного pасположения помещений и существенной перепланировки констpукции коpпуса, что повышает затраты при проектировании корабля. Помимо самого реактора и паропроизводящей установки, ЯЭУ в обязательном порядке требуются несколько контуров со своей биологической защитой, фильтрами и целый завод по опреснению забортной воды. Во-первых, бидистиллят жизненно необходим реактору, во-вторых не имеет смысла увеличивать дальность плавания по топливу, если экипаж имеет ограниченные запасы пресной воды.
3. Обслуживание ЯЭУ тpебует большего количество личного состава, пpичем более высокой квалификации. Это влечет за собой еще большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.
4. Живучесть атомного крейсера значительно меньше аналогичного крейсера с ГЭУ. Поврежденная газовая турбина и поврежденный контур реактора – принципиально разные вещи.
5. Автономность коpабля по запасам топлива - это явно недостаточно. Существует автономность по пpовизии, по запасным частям и матеpиалам и по боекомплекту. По этим статьям атомный надводный корабль пpеимуществ пеpед неатомным не имеет.

Ввиду всего вышесказанного, постройка классических атомных крейсеров не имеет смысла.

Русский путь

Создается впечатление, что советские генералы придавали значение вещам, мягко говоря, странным. Несмотря на очевидные просчеты американцев, наши флотоводцы долго думали, глядя на атомные крейсеры «вероятного противника», и наконец, в 1980 году их мечта сбылась – в состав ВМФ СССР вошел первый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта «Орлан». Всего успели заложить 4 ТАРКРа пр. 1144, каждый из которых нес весь спектр вооружений ВМФ – от гигантских сверхзвуковых ракет с ядерными головными частями до реактивных бомбометов и артиллерийских 130-мм орудий.

Основное предназначение этих кораблей не ясно до сих пор: для противодействия АУГ намного лучше подходят АПЛ пр. 949А. У лодки больший боекомплект (24 П-700 «Гранит» протии 20 у ТАРКРа пр. 1144), выше скрытность и защищенность, а следовательно и вероятность выполнения задачи. А гонять гигантский 26 000-тонный корабль к берегам Сомали, чтобы пострелять из 130-мм пушки по пиратским лодкам… Как говорится, решение найдено. Остается найти задачу.

Заключение

На 2012 год в США запланирована закладка первых атомных крейсеров по проекту CGN(X). Но не стоит обольщаться, американцы не планируют повторять свои былые ошибки. CGN(X) ничем не похож на крейсер. Это плавучий остров, пусковая платформа водоизмещением 25000 тонн, способная годами находиться в удаленном районе Мирового Океана. Главная и единственная задача – противоракетная оборона. Вооружение – 512 противоракет с кинетической боевой частью.

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» - это серия из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК), которые были спроектированы в СССР и построены на Балтийском заводе с 1973 по 1998 годы. Они стали единственными надводными кораблями в составе российского ВМФ, оснащенными ядерной энергетической установкой. 18 Сентябрь 2015, 09:25

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» по натовской кодификации получили обозначение Kirov-class battlecruiser, по названию первого корабля серии крейсера «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»). На Западе их отнесли к линейным крейсерам в силу исключительных размеров и вооружения кораблей. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Юдин Владимир Евгеньевич.

Крейсеры «Киров» не имеют аналогов в мировом кораблестроении. Данные корабли могли эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его подводных лодок. Установленное на кораблях ракетное вооружение позволяло обеспечить с большой долей вероятности поражение крупных надводных ударных группировок противника. Корабли серии были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсера проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельных ракетный комплекс «Гранит».

26 марта 1973 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого головного корабля проекта 1144 - тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»), 27 декабря 1977 года корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 года ТАРК был передан флоту. 31 октября 1984 года в строй вступил второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»). 30 декабря 1988 года флоту был передан третий корабль - ТАРК «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке последнего корабля данной серии - ТАРК «Пётр Великий» (первоначально его хотели назвать «Куйбышев» и «Юрий Андропов»). Строительство корабля пришлось на сложный период в истории страны. Развал СССР привел к тому, что постройка завершилась только в 1996 году, а испытания в 1998 году. Таким образом, корабль был принят в состав флота через 10 лет после закладки.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" в Индийском океане во время перехода во Владивосток


Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Калинин)

На сегодняшний день из всей четверки в строю находится лишь тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», который является самым мощным ударным боевым кораблем не только в составе ВМФ России, но и во всем мире. Первый корабль серии «Адмирал Ушаков» находится в отстое с 1991 года, в 2002 году был выведен из состава флота. Его судьба уже решена - корабль будет утилизирован на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. По оценкам экспертов, утилизация данного ТАРК обойдется приблизительно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной субмарины, так как технологий и опыта утилизации подобных боевых кораблей в России просто нет. С большой долей вероятности такая же судьба постигнет и второй корабль серии - крейсер «Адмирал Лазарев», корабль находится в отстое на Дальнем Востоке с 1999 года. А вот третий крейсер проекта 11442 «Орлан» «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на Севмаше. Он будет возвращен в состав флота на рубеже 2017-2018 годов, ранее назывался 2019 год. При этом, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, срок эксплуатации крейсера после завершения ремонта будет продлен на 35 лет. Предполагается, что отремонтированный ТАРК «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Тихоокеанского флота России, а «Пётр Великий» будет оставаться флагманом российского Северного флота.


ТАРК проекта 11442 "Адмирал Нахимов" на ремонте

Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Списанные на данный момент атомные американские крейсеры УРО типа «Лонг Бич» (17 500 тонн) были в 1,5 раза, а «Вирджиния» (11 500 тонн) в 2,5 раза меньше и обладали гораздо более слабым как качественно, так и количественно вооружением. Это можно было объяснить разными задачами, которые стояли перед кораблями. Если в американском флоте они были лишь эскортом для многоцелевых авианосцев, то в составе советского флота атомные надводные корабли создавались, как самостоятельные боевые единицы, которые смогли бы составить основу океанских боевых сил флота. Разнообразное вооружение ТАРК проекта 1144 сделало эти корабли многоцелевыми, но одновременно усложнило их обслуживание и создало некоторые проблемы с определением их тактико-технической ниши.

История создания крейсеров проекта 1144

В 1961 году в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич», данное событие стало толчком к возобновлению теоретических работ по разработке в Советском Союзе боевого надводного атомного корабля. Но даже без учета американцев, ВМФ СССР, вступающий в те годы в период своего бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, которые бы смогли подолгу действовать в отрыве от береговых баз, решению данной задачи наилучшим образом способствовала атомная энергетическая установка. Уже в 1964 году в СССР снова начались исследования по определению облика первого в стране боевого атомного надводного корабля. Первоначально исследования закончились созданием тактико-технического задания на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой и водоизмещением 8 тысяч тонн.


Тяжелые атомные ракетные крейсеры "Пётр Великий", "Адмирал Ушаков", зима 1996-1997 годов

При проектировании корабля конструкторы исходили из того, что решение главной задачи удастся добиться лишь при обеспечении достаточной боевой устойчивости. Уже тогда ни у кого не вызывало сомнений, что главную опасность для корабля будет представлять авиация, поэтому изначально предусматривалось создание эшелонированной системы ПВО корабля. На первоначальном этапе разработки конструкторы полагали, что совместить все необходимое оборудование и вооружение в одном корпусе будет очень сложно, поэтому рассматривался вариант создания пары из двух атомных надводных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165. Первый корабль должен был нести противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Эти два корабля должны были действовать в составе соединения, прикрывая друг друга от различных угроз, зенитными средствами они были оснащены примерно на равных, что должно было способствовать созданию сильной эшелонированной ПВО. Однако по мере развития проекта было принято решение о том, что рациональнее всего будет не разделять противолодочные и противокорабельные функции, а совместить их в одном крейсере. После этого работы по проектированию атомного крейсера проекта 1165 были прекращены и все усилия разработчиков были перенаселены на ставший универсальным корабль проекта 1144.

По ходу работ возрастающие требования к проекту вели к тому, что корабль получал все большую номенклатуру вооружений и различного оборудования - что, в свою очередь, отражалось в росте водоизмещения. В результате проект первого советского атомного надводного боевого корабля достаточно быстро отошел от узких противолодочных функций, приобретя многоцелевую направленность, а его стандартное водоизмещение перевалило за 20 тысяч тонн. Крейсер должен был нести все самые современные виды боевых и технических средств, которые были созданы в Советском Союзе для боевых надводных кораблей. Данную эволюцию отразила и новая классификация корабля - «тяжелый атомный ракетный крейсер», которая была присвоена в июне 1977 года, уже во время строительства головного корабля серии, который закладывался как «атомный противолодочный крейсер».

В своем окончательном виде технический проект нового атомного надводного корабля был утвержден в 1972 году и получил шифр 1144 «Орлан». Проект первого советского надводного боевого атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Главным конструктором проекта 1144 стал Б. И. Купенский, а от ВМФ СССР главным наблюдающим за проектированием и строительством крейсера с самого начала и до передачи корабля флоту был капитан 2 ранга А. А. Савин.


Головной корабль серии, крейсер проекта 1144 "Киров".

Новый атомоход с самого начала стал любимым детищем С. Г. Горшкова, занимавшего пост главнокомандующего ВМФ СССР. Несмотря на это, проектирование корабля шло трудно и достаточно медленно. Рост водоизмещения крейсера по мере пересмотра и внесения изменений в требования к проекту заставлял конструкторов искать все новые и новые варианты главной энергетической установки корабля - в первую очередь, ее паропроизводящей части. При этом Горшков потребовал разместить на крейсере резервную энергетическую установку, которая работала бы на органическом топливе. Опасения военных тех лет можно было понять: советский и мировой опыт эксплуатации атомоходов в те годы был недостаточно большим, да и в наши дни аварии с выходом из строя реактора время от времени случаются. В то же время надводный боевой корабль, в отличие от субмарины, может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обыкновенного горючего в топках - данным преимуществом было решено воспользоваться в полном объеме. Предполагалось, что резервный котел сможет помочь и в обеспечении стоянки корабля. Недостаточно развитая система базирования крупных боевых кораблей в Советском Союзе длительное время была больным местом для военно-морского флота.

Пока головной корабль серии еще стоял на стапеле, для следующего крейсера уже был создан усовершенствованный проект, получивший индекс 11442. Он предусматривал замену некоторых образцов вооружения и оборудования новейшими на тот момент системами: зенитно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов; ЗРК «Кинжал» вместо ЗРК «Оса-МА», универсальная спаренная 130-мм установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100 на «Кирове», противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», реактивные бомбометы РБУ-12000 вместо РБУ-6000 и т.д. Планировалось, что все последующие за крейсером «Киров» корабли серии будут строиться по улучшенному проекту, однако фактически по причине неготовности к серийному выпуску всех намеченных образцов вооружения, их добавляли на строящиеся корабли по мере окончания разработки. В конечном итоге проекту 11442 мог соответствовать лишь последний корабль - «Пётр Великий», но и он с оговорками, а второй и третий корабли «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения занимали промежуточное положение между первым и последним кораблями серии.

Описание конструкции крейсеров проекта 1144

Все крейсеры проекта 1144 «Орлан» обладали корпусом с удлиненным (более чем на 2/3 от общей длины) полубаком. Корпус с помощью водонепроницаемых переборок делится на 16 главных отсеков. На всем протяжении корпуса ТАРК идут 5 палуб. В носовой части корабля под бульбовым обтекателем находится неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». В корме корабля находится подпалубный ангар, который рассчитан на постоянное базирование 3-х вертолетов Ка-27, а также помещения для хранения запасов топлива и подъемник, предназначенный для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Здесь же в кормовой части корабля имеется отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Развитые надстройки тяжелого крейсера выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Основная часть вооружения корабля сосредоточена на корме и в носовой части.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий"

От получения боевых повреждений крейсеры проекта 1144 защищает противоторпедная защита, двойное дно на всем протяжении корпуса, а также локальное бронирование жизненно важных частей ТАРК. Как таковой, на крейсерах проекта 1144 «Орлан» поясной брони нет - бронезущита находится в глубине корпуса - однако вдоль ватерлинии от носа корабля до его кормы был проложен утолщенный пояс обшивки высотой 3,5 метра (из них 2,5 метра выше ватерлинии и 1 метр ниже ватерлинии), играющий важную роль в конструктивной защите крейсера.

ТАРК проекта 1144 «Орлан» стали первыми после Второй мировой войны боевыми кораблями, в проекте которых было заложено достаточно развитое бронирование. Так машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм (ниже ватерлинии - 70 мм) и со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили и помещения боевого информационного поста корабля и главного командного пункта, которые находятся внутри его корпуса на уровне ватерлинии: они прикрыты 100-мм боковыми стенками с 75-мм крышей и траверзами. Помимо этого, в корме крейсера броня имеется по бортам (70-мм) и на крыше (50-мм) вертолетного ангара, а также вокруг хранилища боезапаса и авиационного топлива. Локальное бронирование есть и над румпельными отделениями.

Атомная энергетическая установка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и базируется на ледокольных реакторох типа ОК-900, обладает значительными отличиями от них. Основное - в топливных сборках, в которых находится уран с высокой степенью обогащения (примерно 70 %). Срок работы такой активной зоны до следующей перезарядки составляет 10-11 лет. Установленные на крейсере реакторы двухконтурные, на тепловых нейтронах, водо-водяные. В качестве теплоносителя и замедлителя в них используется бидистиллят - вода высокой чистоты, которая циркулирует через активную зону реакторов под большим давлением (примерно 200 атмосфер), обеспечивая кипение второго контура, который в итоге и идет в турбины в виде пара.


Особое внимание разработчики уделили возможности использования двухвальной энергетической установки крейсера, мощность на каждом валу которой составляет 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ располагалась в 3-х отсеках и включала в свой состав 2 атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, 2 турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека), а также 2 резервных автоматизированных котла КВГ-2, смонтированных в турбинных отделениях. При функционировании лишь резервной энергетической установки - без использования атомных реакторов - крейсера проекта 1144 «Орлан» в состоянии развивать скорость хода 17 узлов, запасов топлива хватит чтобы пройти на этой скорости 1300 морских миль. Использование атомных реакторов обеспечивает крейсеру скорость полного хода 31 узел и неограниченную дальность плавания. Установленная на кораблях данного проекта энергетическая установка была бы в состоянии обеспечивать теплом и электричеством город, население которого составляло бы 100-150 тысяч жителей. А продуманные обводы корпуса и большое водоизмещение обеспечивают ТАРК проекта 1144 «Орлан» отличную мореходность, что особенно важно для боевых кораблей океанской зоны.

Экипаж ТАРК проекта 1144/11442 состоит из 759 человек (в том числе 120 офицеров). Для размещения экипажа на борту корабля имеется 1600 помещений, в том числе 140 одно- и двухместных кают, которые предназначены для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухуровневый медицинский блок (амбулаторная, операционная, лазареты-изоляторы, рентгеновский кабинет, зубоврачебный кабинет, аптека), спортзал с тренажерами, 3 кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов, а также салон для отдыха и даже своя собственная кабельная телестудия.

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» - сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет - 10 метров, диаметр - 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.


Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

Основу зенитно-ракетного вооружения крейсеров проекта 1144 «Орлан» составлял ракетный комплекс С-300Ф (Форт), который на крутящихся барабанах размещался под палубой. Полный боекомплект комплекса состоял из 96 зенитных ракет. На единственном корабле серии «Петре Великом» (вместо одного комплекса С-300Ф) появился уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», который был произведен в одном экземпляре. Каждый такой комплекс в состоянии одновременно обстреливать до 6 маневрирующих малоразмерных целей (сопровождать до 12 целей) и наводить на них одновременно 12 ракет в условиях постановки противником активных и пассивных помех. По причине конструктивных особенностей ракет комплекса С-300ФМ боекомплект «Петра Великого» сократился на 2 ЗУР. Таким образом, ТАРК «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 и одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е, полный боекомплект состоит из 94 ракет. «Форт-М» создавался на базе армейского комплекса ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Данный комплекс в отличие от предшественника - зенитного комплекса «Форт», в состоянии поражать цели на расстоянии до 120 км и успешно бороться с ПКР противника на высотах до 10 метров. Расширения зоны поражения комплекса удалось достичь за счет улучшения чувствительности приемных каналов и энергетических характеристик передатчика.

Вторым эшелоном ПВО крейсера является ЗРК «Кинжал», который был включен в проект 11442, но в действительности появился лишь на последнем корабле серии. Основная задача данного комплекса - это поражение воздушных целей, которые прорвались сквозь первую линию ПВО крейсера (ЗРК «Форт»). Основой «Кинжала» являются твердотопливные, одноступенчатые, телеуправляемые ракеты 9М330, которые унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Ракеты взлетают вертикально с неработающим двигателем под действием катапульты. Перезарядка ракет автоматическая, интервал пуска составляет 3 секунды. Дальность обнаружения целей в автоматическом режиме - 45 км, количество одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд. ЗРК «Кинжал» работает в автономном режиме (без участия личного состава). По спецификации на борту каждого крейсера проекта 11442 должно было находиться 128 таких ЗУР в 16х8 установках.

Третьим рубежом ПВО является ЗРАК «Кортик», представляющий собой комплекс ближней обороны. Он призван заменить обыкновенные 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630. ЗРАК «Кортик» в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах в состоянии обеспечить полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Каждая установка состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов АО-18, суммарная скорострельность которых составляет 10 000 выстрелов в минуту и двух блоков по 4 двухступенчатых ракеты 9М311. Данные ракеты обладают осколочно-стержневой БЧ и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении каждой установки находится 32 таких ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты 9М311 унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и в состоянии бороться с ПКР, управляемыми бомбами, вертолетами и самолетами противника. Дельность действия ракетной части ЗРАК «Кортик» составляет 1,5-8 км, дострел из 30-мм артиллерийских установок ведется на дистанции 1500-50 метров. Высота поражаемых воздушных целей - 5-4000 метров. Всего на каждом из трех крейсеров проекта 11442 должно было находиться по 6 таких комплексов, боезапас которых состоял из 192 ракет и 36 000 снарядов.

Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 было представлено комплексом «Метель», который в проекте 11442 был заменен на более современный противолодочный комплекс «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопад» не нуждается в отдельной ПУ - ракето-торпеды комплекса заряжаются в стандартные торпедные аппараты. Ракета модели 83РН (или 84РН с ядерной БЧ), подобно обыкновенной торпеде, выстреливается из торпедного аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. Затем, по достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель и ракето-торпеда взлетает из-под воды и уже по воздуху доставляет боевую часть в район нахождения цели - до 60 километров от корабля-носителя - после чего БЧ отделяется. В качестве боевой части может использоваться УМГТ-1 - 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Дальность хода торпеды УМГТ-1, которая может устанавливаться на ракето-торпедах - 8 км, скорость движения - 41 узел, глубина - 500 метров. В боекомплекте крейсера до 30 таких ракета-торпед.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Атомный Ракетный Крейсер "Акула" - Документальный Фильм

    Тяжёлый Атомный Ракетный Крейсер "Адмирал Нахимов" Вернется в состав ВМФ через 3-4 года

    Russian Navy: Kirov-Class Battlecruiser - Pyotr Velikiy

    Петя долбит!

    Самые большие корабли российского флота

    Субтитры

Предпосылки к созданию атомных ракетных крейсеров

В начале 1950-х годов военных и конструкторов ведущих стран охватила «ядерная» эйфория. Несмотря на скромные удельные характеристики тогдашних ЯЭУ, ядерные реакторы планировались к установке на самолёты , локомотивы и даже автомобили . Естественно первыми кандидатами на звание «атомных» стали военные корабли. В 1955 году вошла в строй первая в мире атомная ПЛ «Наутилус» . Однако если целесообразность установки ЯЭУ на ПЛ была вполне очевидной, то выгоды подобной энергетики для надводных кораблей представлялись не столь однозначными. В 1950-х - начале 1960-х годов в США развернулась открытая дискуссия о применении атомных надводных кораблей. Сторонники ядерной энергетики, которых возглавлял «отец атомного флота» адмирал Хайман Г. Риковер , выдвигали следующие аргументы в пользу ЯЭУ:

  • Очень большая автономность по дальности плавания;
  • Способность практически неограниченно длительного поддержания высокой скорости без влияния на pесурс главных механизмов;
  • Отсутствие pазвитых газоходов, упрощающее внутреннее pасположение и аpхитектуру надстройки.

Противники атомного флота в свою очередь указывали на следующие проблемные моменты:

  • Чрезвычайно большая стоимость, что неизбежно приведёт к сокращению численности флота;
  • Возможности более традиционных энергетических установок ещё не исчерпаны;
  • Пресловутая высокая автономность кораблей с ЯЭУ достигается только по дальности плавания, но отнюдь не по боезапасу, провианту и прочим видам снабжения.

Следует заметить, что в США не проводилось открытых дискуссий по совершенно очевидной проблеме - боевой живучести атомных кораблей.

Несколько странным… явилось отсутствие (во всяком слу­чае, в открытой прессе) дебатов по пово­ду боевой живучести атомных НК. Воп­рос этот, действительно, лежит на поверх­ности: что же будет с атомным кораблем при даже незначительном поражении, ска­жем, систем 1-го контура? Для кого опас­неё станет корабль - для противника или для своего экипажа?

Первое поколение атомных ракетных крейсеров

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach ) в США приступили в 1955 году . Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз» . Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США . Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность - 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC . Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм противолодочных торпед . «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно - и как Fleet escort и как Missile cruiser .

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge ), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги» , чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» - 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию - 2 спаренные 76-мм установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны .

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в 1961 году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:

1. Фактоp увеличения дальности плавания на максимальных скоростях для HК имеет существенно большее значение, чем для ПЛ. АЭУ такое увеличение может обеспечить pадикальным образом.

2. HК с АЭУ действительно имеют более высокую стоимость, чем таковые с обычными ГЭУ (в 1,3-1,5 pаза). Тем не менее, конкретные цифры pасчетов нельзя считать точными. Hаиболее надежные данные - по содержанию и pемонту, самые неопределенные - по эксплуатации (нет опыта), по новому вооружению, содержанию и подготовке личного состава.

3. АЭУ по весу и габаритам превышает обычные ГЭУ. Сосредоточенные нагрузки и более значительные pазмеры энергетических отсеков требуют иного общего pасположения помещений и существенного изменения конструкции корпуса. Существующие АППУ ограничивают эффективную мощность ГЭУ, что в сочетании с ГТЗА на пониженных паpаметрах пара при прочих pавных условиях понижают максимальную скорость атомных HК по сравнению с обычными.

4. АЭУ требует большее количество обслуживающего личного состава, причем значительно более высокой квалификации. Это влечет за собой ещё большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.

5. Автономность корабля по запасам топлива - это ещё не все. Существует автономность по провизии, по запасным частям и материалам (масла, смазки и т. п.), по боезапасу. По этим статьям атомный HК преимуществ перед неатомным не имеет.

В 1955-56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами , а также ЗРК ближнего действия М-1. Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале 1957 года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Предполагаемые ТТХ были следующими: водоизмещение 15-16 тысяч тонн, скорость - 32 узла, вооружение включало ПКРК П-40 или П-6, ЗРК М-1 и М-3, кроме того, устанавливались две 76-мм артустановки АК-726 и два РБУ-2500 . Планировалось построить до 7 кораблей этого проекта.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того, вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте 1959 года .

Второе поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсера США

После некоторой паузы американские ВМС возобновили строительство атомных крейсеров. Это было связано как с накопленным опытом, так и с закладкой первого атомного авианосца типа «Нимиц». В 1970 году были заложены два корабля типа «Калифорния» . Их основное вооружение вновь оказалось зенитным - 2 ПУ ЗРК «Тартар» . Имелся также стандартный набор противолодочных средств, а артиллерия усилилась за счёт установки двух автоматизированных орудий калибра 127 мм . Энергетическая установка была значительно улучшена и появилась возможность брать на борт вертолёт, но лишь на посадочную площадку. Водоизмещение крейсеров этого типа превысило 10 000 тонн . Предполагалось построить 5 крейсеров типа «Калифорния», но от дальнейшего развития проекта отказались в пользу крейсеров типа «Вирджиния».

Крейсера типа «Вирджиния» были усовершенствованным типом атомных крейсеров. В отличие от типа «Калифорния» на них установили ПУ для более дальнобойных ракет «Терьер», а также ангар для вертолёта. В перегруз можно было взять две винтокрылых машины. Крейсера вступили в строй в период между 1976 и 1980 годами.

В 1980-х годах крейсера типа «Калифорния» и «Вирджиния» прошли серьёзную модернизацию. Устаревшие зенитные ракеты были заменены на «Стандарт SM-2ER» , ближнюю обороны обеспечивали 20-мм. зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс». Крейсера получили также и ударное оружие - КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун» , превратившись таким образом в многоцелевые корабли. Следует заметить, что по возможностям ПВО они даже после модернизации серьёзно уступали крейсерам типа «Тикондерога» , оснащённым системой «Иджис» . Все они были списаны во второй половине 1990-годов.

В 1970-х годах в США велись проектные работы над атомным крейсером нового поколения CSGN (Cruiser strike, guided missile, nuclear ). При водоизмещении близком к «Лонг Бич» этот корабль должен был нести ПУ для перспективных крылатых ракет SLCM , впоследствии принятую на вооружение как «Томагавк» (Tomahawk ), ПУ ПКР «Гарпун», зенитную систему «Иджис», а также 203-мм. артустановку и вертолёты. До строительства дело не дошло - американский флот предпочёл строить относительно недорогие, но многочисленные «Тикондерога» с газотурбинной ЭУ.

Атомные ракетные крейсера СССР

в 1960-х годах главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными ПЛ вероятного противника. Это привело к появлению невиданного ранее класса - больших противолодочных кораблей (БПК), чьей задачей стала ПЛО в морской и океанской зоне. Первенцем этих программ стал БПК проекта 61, считавшийся вполне удачным кораблём. На его концептуальной базе в 1962 году и начал создаваться проект 1144 атомного БПК. В соответствии с веяниями времени водоизмещение корабля поначалу ограничивалось 8000 тонн . Основным вооружением нового БПК должен был стать перспективный Универсальный ракетный комплекс (УРК), способный поражать все типы целей - воздушные, надводные и подводные. Дополнять его должны были артустановки калибра 57-76 мм, РБУ, торпедные аппараты и беспилотный вертолёт.

Фактически УРК остался на бумаге, беспилотный вертолёт также не был создан и в ТТЗ 1969 года состав вооружения был определён из противолодочного ракетного комплекса «Метель», ЗРК С-300Ф, ПУ ПКР «Малахит» . Ещё один крейсер, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», был зачислен в списки Советского ВМФ , но не закладывался и 4 октября г. снят со строительства на Балтийском заводе .

С конца 1960-х годов параллельно с атомным БПК разрабатывался и атомный крейсер проекта 1165. Его основным вооружением предполагалось сделать ПКР «Гранит» (36-48 ракет в боекомплекте) и ЗРК С-300Ф . Ввиду того, что БПК 1144 постепенно приобретал черты многоцелевого корабля, в 1971 году было принято решение об объединении двух проектов .

Нет особого смысла подробно описывать столь недавнюю историю: еще на памяти живущих, в конце 1970-х — начале 1980-х произошел рост напряженности в отношениях между СССР и США. Америка грозила новым поколением стратегических ядерных ракет, системой ПРО космического базирования, и СССР, приняв вызов, в последний раз напряг железные мышцы своего оборонпрома.

Атолл Кваджалейн — скопище из сотни коралловых островов в 3900 км к югу от Гонолулу — был для нашей разведки вожделенной целью. Это место, на тысячи километров удаленное от любой цивилизации, американские военные использовали и для управления ядерными испытаниями на Маршалловых островах, и для тестирования систем ПРО, и как полигон, по которому уже в 1980-х велись стрельбы новейшими МБР MX Peacekeeper (стартовали они с базы Vandenberg в Калифорнии).

ССВ-33 «Урал», проект 1941 «Титан». Водоизмещение: 32 780/36 500 т // Длина: 265 м // Ширина: 30 м // Высота: 70 м // Осадка: 7.5 м // Бронирование: нет // ЯЭУ: типа ОК-900, 2x171 МВт // Мощность двигателей: 66 500 л.с. // Скорость хода: 21.6 узла (40 км/ч) // Автономность плавания: 180 суток // Экипаж: 930 человек // Артиллерия: 76-мм АУ АК-176 (2); 12-мм спаренные пулеметные установки «Утес-М» (4) // Зенитная артиллерия: 30-мм АК-630 (4) // Ракетное вооружение: ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313) // Авиационная группа: вертолет Ка-32.

«Урал» для «Коралла»

Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к американским берегам и к тестовым площадкам на атоллах, в начале 1970-х советское руководство решило снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки. Ну а поскольку ни единой базы ВМФ ни в Северной Америке, ни на островах Океании у СССР не было, платформа эта должна была обладать высокой степенью автономности и, соответственно, большим запасом хода. Отсюда естественно следовал вывод: кораблю быть атомным.

Работы над многоцелевым информационно-разведывательным комплексом морского базирования «Коралл» начались в 1975 году. Головным предприятием по теме стал ЦНПО «Вымпел» — предприятие в системе Минрадиопрома. Главным конструктором проекта назначили известного специалиста в области РЛС Михаила Архарова. «Архаровцам» предстояло создать аппаратуру наблюдения, которая могла бы отслеживать ракетные пуски и фиксировать максимум информации, включая тип ракеты-носителя, дальность стрельбы, координаты старта, вес и количество боевых частей, излучаемую передатчиками телеметрическую информацию и даже, по некоторым сведениям, химический состав ракетного топлива. Кроме того, оборудование будущего океанского разведчика предназначалось для обнаружения различных воздушных, надводных и подводных целей, перехвата каналов связи, а также для слежения за объектами на околоземной орбите. В состав «Коралла» входила, в частности, многоканальная корабельная РЛС «Атолл» сантиметрового диапазона и оптико-электронный комплекс «Лебедь», который мог вести наблюдение в видимом и ИК-диапазоне. Есть сведения, что для камеры оптического наблюдения применялось зеркало диаметром 1,5 м.


Радиоэлектронщики поработали на славу, создав комплекс с огромным количеством функций, на базе новейших достижений советской вычислительной техники (в частности, ЭВМ типа «Эльбрус»). Но… они создавали его, что называется, на берегу, и найти общий язык с судостроителями оказалось непросто.

Безразмерные запросы

Старт проекту 1941 (эти цифры потом будут не раз вспоминать в связи с несчастной судьбой корабля) был дан в 1974 году: тогда к проектированию атомохода для «Коралла» приступило ленинградское ЦКБ «Айсберг», известное, в частности, разработкой советских атомных ледоколов. Первым главным конструктором корабля, который позже будет назван ССВ-33 «Урал», стал Александр Василевский. В 1978 году Василевский ушел из жизни, и его сменил Владимир Тарасов. Представители ЦКБ «Айсберг» вспоминают, что первоначально Михаил Архаров затребовал для своей аппаратуры корабль длиной 400 м. Это примерно на 70 м длиннее американского атомного авианосца класса Nimitz и на 58 м короче самого длинного в истории судна — супертанкера Seawise Giant. Опыта строительства таких монстров, тем более военного назначения, у отечественной промышленности не было, и корабелы стали отвоевывать у «радистов» длину. Сговорились на 265 м, но и это была колоссальная цифра. Когда уже спущенный на воду «Урал» потребовалось поместить в Кронштадтский док, выяснилось, что батопорт дока за ним попросту не закроется. И тогда был сделан новый батопорт, слегка выгнутой формы, чтобы создать для «Урала» дополнительное пространство.

Начни все сначала

«Сложность рабочего проектирования заключалась в том, — вспоминает руководитель службы стандартизации ОАО «ЦКБ «Айсберг» А. Г. Амосов. — что основной радиоэлектронный комплекс «Коралл», для которого создавался корабль проекта 1941, разрабатывался Минрадиопромом одновременно и параллельно с ним. При этом разработчики комплекса не всегда осознавали проблемы, связанные с существенными переделками в рабочем проекте, и их возможное негативное влияние на мореходные и иные качества уже спроектированного корабля. Изменения в системе «Коралл» шли нескончаемым потоком, при этом они зачастую касались не только документации. Нередко приходилось переделывать конструкции, уже воплощенные в металле и прошедшие этап закрытия построечных документов. Это крайне негативно сказывалось на взаимоотношениях проектантов с заводом-строителем. Тем не менее, надо отдать должное корабелам за то, что ни конструктивный, ни архитектурный облик заказа от этих изменений не пострадал».

Стальной муравейник

«Урал» был заложен на стапеле «А» Балтийского завода в 1981 году. Спуск на воду состоялся в 1983-м, но еще три года шла достройка, а физический пуск атомной энергетической установки произошел в 1987 году. И лишь 30 декабря 1988 года был подписан акт о передаче корабля ВМФ СССР.

На Балтийском заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. И правда, корабль не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. Организация монтажных работ внутри этих лабиринтов представляла собой непростую управленческую проблему. Говорят, что лишь тогдашний директор Балтийского завода Виктор Шершнев свободно ориентировался внутри строившегося корабля.

Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.


Атомные приключения

Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическую установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа. Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации — Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала — ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала».


Другая история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьмитонный узел при морской качке было невероятно тяжело. После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось.

Политика и менеджмент

Все инциденты, происходившие во время строительства и испытаний корабля, легко объясняются «болезнями роста». «Урал» был уникальным творением, не имевшим аналогов или прототипов. Наверняка при строительстве его систершипа проблем было бы меньше. На Балтийском заводе «Урал» имел номер заказа 810. Был и заказ 811 — на второй большой разведывательный корабль, предназначенный, видимо, для дежурства в водах Атлантики. Они могли бы работать на пару — например, наблюдая в непрерывном режиме вращающиеся вокруг Земли спутники. Для заказа 811 была собрана лишь одна секция, но этим все и закончилось: наступило время, когда и уже построенному «Уралу» дел практически не нашлось.

В строю и не в строю

Дальнейшая судьба «Урала» неплохо известна по появившимся в последние годы публикациям. После принятия на вооружение, корабль совершил двухмесячный переход к месту дислокации на Дальнем Востоке — в Фокино (Приморский край), да так навсегда там и остался. Инфраструктуры (хотя бы в виде причальной стенки) для океанского гиганта не нашлось, и его держали фактически на рейде, без энергетического обеспечения с берега (вода, пар, электричество). Корабль постепенно вырабатывал ресурс своих энергоустановок и деградировал: происходили аварии, последствия которых не устранялись. В 1992 году были заглушены ядерные реакторы. Страна была больше не готова эксплуатировать и поддерживать в боевом состояния гигантов «холодной войны». И дело не только в деньгах и политической воле: собрать в поход корабль с таким колоссальным экипажем, часть которого должны составлять высококвалифицированные специалисты, оказалось уже неподъемной управленческой задачей.

С 2010 года «Урал» утилизируют. Что-то пойдет на металлолом, однако некоторые узлы (в виду того, что корабль почти не ходил в море) имеют еще приличный невыработанный ресурс. В частности, «Атомфлот», базирующийся в Мурманске, очень интересуется трубными системами парогенераторной установки (парогенератор «Урала» ПГ-28 аналогичен парогенераторам, используемым в ледоколах типа «Арктика»).

Возможно, через несколько лет со стапелей Балтийского завода сойдет атомный ледокол нового поколения: двухосадочное (с возможностью захода в относительно мелкие устья рек) судно мощностью 60 МВт. Но это если у знаменитого питерского предприятия, строившего некогда ледоколы, тяжелые атомные крейсеры и «Урал», все пойдет по плану. Сейчас завод переживает не самый легкий период, связанный с весьма типичным для нашей страны «конфликтом хозяйствующих субъектов». А на заводском стапеле «А», с которого сошел когда-то «Урал», заложен «Мистраль». Остается надеяться, что у этого орудия французской колониальной политики судьба сложится более счастливо, чем у атомного монстра, так и не увидевшего тихоокеанских атоллов.

О том, что российский флот может рассмотреть возможность строительства крупных кораблей только с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). «Лента.ру» вспоминает историю атомных надводных кораблей в отечественном и американском флотах.

С разбегу приступить

Если не считать подлодки, которым ядерные реакторы придали принципиально новые тактические и оперативные возможности, то первый в мире атомоход был гражданским: советский ледокол «Ленин» (1959). Американцы спустили на воду торговый корабль «Саванна», ФРГ - «Отто Ган» (оба в 1964-м). Японцы 25 лет строили свой «Муцу», сдали его в 1990-м, а в 1995-м уже списали, так ни разу и не использовав по коммерческому назначению. Примерно в это же время (1988) СССР построил в Крыму атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть».

Остальные надводные корабли были военными, если не считать атомных ледоколов - особый, пространственно-географически обусловленный тип судна. Проектирование боевых кораблей с атомной энергетикой по обе стороны океана началось практически одновременно (1955-1956).

В США атомный авианосец «Энтерпрайз» (1961) водоизмещением около 95 тысяч тонн предполагалось сделать головным в серии из шести единиц. Но распухание сметы и желание накопить опыт эксплуатации атомных кораблей остановили серийную постройку на 10 лет, и «Большой Э» остался в одиночестве.

Корабль отличался многоэшелонной силовой установкой из восьми реакторов типа A2W, позаимствованных с минимальными изменениями из лодочных проектов. Впоследствии американцы больше не увлекались такими экспериментами по дублированию и рассредоточению нагрузки в корпусе в силу их дороговизны. Да и технологии совершенствовались.

Американские адмиралы мыслили тогда категориями соединений атомных кораблей основных классов, что привело к постройке ракетных кораблей «Лонг Бич» (он-то и стал первым боевым атомным кораблем в мире, опередив на полтора месяца «Энтерпрайз») и «Бэйнбридж» (1962). Кроме того, тут же проявился прагматичный подход к проектированию: Bainbridge представлял собой не более, чем атомный вариант котлотурбинного корабля типа «Лехи».

Классификация ракетных кораблей в терминах начала XX века - дело вообще малоперспективное. В результате единицы, строившиеся то как фрегаты, то как эсминцы, все равно превратились в крейсера. Образовавшаяся троица составила так называемое 1-е оперативное соединение (Task Force 1), которое в 1964 году совершило кругосветное плавание. Следующий атомный «фрегат» («Тракстан») был построен в 1967 году, при проектировании также применялась унификация с кораблями типа «Белкнап».

Браться или нет?

Еще до закладки в США были сформулированы как плюсы, так и минусы атомных боевых кораблей. Особо отмечалось, что все сложности эксплуатации, включая стоимость, теоретически не просчитываются, однако определенные выводы можно сделать и до строительства.

Основной (и действующий до сих пор) аргумент за атомные авианосцы - паровые катапульты. Атомные паропроизводящие установки позволяли решить проблему с мощностью этого оборудования на полном ходу, что считалось критичным. Кроме того, на атомном авианосце возникало дополнительное место для хранения авиатоплива и авиационных средств поражения.

Также упоминались «неограниченная» дальность плавания, возможность поддержания максимальной скорости произвольное время и общее упрощение конструкции надстройки и экономия места за счет отказа от дымовых труб. В 1963 году адмирал Хайман Риковер, «крестный отец» американских флотских ЯЭУ, заявил, что все корабли водоизмещением свыше 8-10 тысяч тонн нужно строить только в атомном исполнении.

Минусом ЯЭУ была, во-первых, стоимость - корабль выходил на 30-50 процентов дороже своего функционального аналога с обычной силовой установкой, что по финансовым причинам сокращало количество боевых единиц на флоте. Кроме того, ЯЭУ габаритнее, а это требовало увеличения основных размерений кораблей.

Важный аспект - структура автономности. Если по топливу она кратно повышалась, то по провизии, расходным материалам, боекомплекту (что особенно существенно) и, если можно так выразиться, «по экипажу» (усталости личного состава) - нет. Значит, в скоротечных боевых операциях атомный корабль преимуществами не обладает (за исключением авианосца).

Экипаж атомного корабля разрастался. Скажем, на «Бэйнбридже» было 450 человек против 377 на «Лехи», на «Тракстане» - 490 человек против 388 на «Белкнапе». В 1961 году в докладе Конгрессу отмечалось, что в связи с технической сложностью атомного корабля увеличивается доля офицерского состава в экипаже, а это лишние расходы на подготовку и содержание квалифицированных кадров.

Вопросы вызывала и живучесть атомных кораблей, в том числе опасность для экипажей радиационных аварий, возникающих при разрушении первых контуров или активных зон реакторов, а также сложности с ремонтом таких кораблей, дотянувших-таки до базы.

Наш ответ Риковеру

Как уже было сказано, концептуальное проектирование надводного боевого корабля с ЯЭУ в СССР началось одновременно с США: не позднее 1956 года. Это был, возможно, самый многострадальный флотский проект. В конечном итоге только в 1973 году был заложен головной тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (проект 1144 «Орлан»).

С советским океанским атомоходом чего только ни делали в процессе проектирования - из-за не вполне четкого понимания поставленных задач. Его дважды разбирали на две ветки проектов (ударный ракетный крейсер и атомный противолодочный крейсер), снова собирали, совмещая функции. В результате образовалось многоцелевое чудовище, увешанное почти всеми доступными типами вооружений, состав которых менялся по мере неспешной проектной работы (иногда радикальнейшим образом).

Затянутость проектирования, однако, оказалась на руку в атомной части. Реакторная установка КН-3 для крейсеров была разработана на основе установки ОК-900, созданной уже в середине 1960-х для атомных ледоколов второго поколения (типа «Арктика», проект 10520) и для переоснащения атомного ледокола «Ленин» после инцидентов с его реактором в 1965-1967 годах.

Головной корабль формально сдали как всегда «под елочку», в декабре 1980 года. К этому моменту, для сравнения, американцы успели вернуться к постройке атомных кораблей следующего поколения. С 1969 года велось серийное строительство авианосцев типа «Нимитц», а с 1974-го по 1980-й ВМС США в дополнение к трем имевшимся получили еще шесть атомных ракетных крейсеров: два типа «Калифорния» и четыре типа «Вирджиния».

Проект 1144 дал флоту с 1980 по 1998 год четыре корабля (к сожалению, с неоднородным составом вооружения и радиотехнического оборудования). Их эксплуатация столкнулась с рядом проблем, в частности с неготовностью системы базирования, что снижало их ресурс. Сейчас боеспособен только один из них - «Петр Великий». «Адмирал Нахимов» поставлен на модернизацию, головной «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») из-за аварийного состояния ходовой не был в море с 1992 года и готовится к утилизации, а судьба «Адмирала Лазарева» по-прежнему не решена.

Пятая единица советского флота с ЯЭУ - разведывательный корабль ССВ-33 «Урал», введенный в строй в 1989 году. Огромный (свыше 36 тысяч тонн полного водоизмещения), с двумя реакторными установками того же типа ОК-900 и техническим комплексом «Коралл», он предназначался для комплексной разведки, в том числе для слежения за пусками баллистических ракет. Корабль, перейдя на Тихий океан, столкнулся с теми же проблемами неготовности системы базирования. Уже в 1992 году на нем окончательно заглушили реакторы и поставили в отстой, превратив в плавказарму офицерского состава (ССВ с той поры расшифровывали как «специальный спальный вагон»). В 2010 году была запланирована утилизация корабля, однако тендер так и не был завершен и в настоящее время объявлен снова. Сложность утилизации вызвана большими размерами корабля, превышающими возможности российских верфей.

Шестым должен был стать атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» (заложен в 1988 году в Николаеве), но его прекратили строить в середине 1991-го на ранней стадии готовности, а в 1992-м разобрали на металл.

Вслед за СССР

Американцы, выдав крупную серию атомных крейсеров в 1970-е, попали в ловушку. Как только эта серия была закончена, флот начал получать газотурбинные корабли системы Aegis: крейсера типа «Тикондерога», а потом «эсминцы» типа «Арли Берк» (по сути, те же «Тикондероги», только удешевленные). Это уже были корабли следующего поколения, оснащенные вертикальными пусковыми установками и новыми радиоэлектронными системами.

Соответственно, возникла дилемма. С одной стороны, атомоходам еще жить да жить, но переоснащать их необходимо. Это сложно и дорого, значит, надо совмещать с капремонтом. Кое-как дотянули до 1990-х годов. Но тут закончилась холодная война, и Белый дом принялся резать военные расходы.

Сокращать было что: годовая эксплуатация атомного крейсера типа «Вирджиния» в тех ценах обходилась более чем в 40 миллионов долларов. Для сравнения: у «Берка» - вдвое ниже, у «Тикондероги» - ниже на треть. При этом, напомним, боевые возможности атомных крейсеров уступали неатомным из-за устаревшего вооружения и радиоэлектроники.

Сочетание этих факторов, дополненное заново всплывшими соображениями, изложенными скептиками еще на рубеже 50-х и 60-х, было разрешено простым списанием, стартовавшим в 1995 году. К 1999-му в составе ВМС США не осталось ни одного атомного надводного корабля, кроме авианосцев, что до сих пор вызывает на американских форумах глухое ворчание про Клинтона, порезавшего «такие великолепные корабли», причем, «несомненно, в угоду красным».

В новом ритме

Плохая новость: разрядка 1990-х годов закончена, мир вступил в новый период обострения международной обстановки. Она же - хорошая новость для атомного кораблестроения.

Бесконечная мечта российского флота об атомном авианосце - чтобы «как у людей» - пока остается чем-то вроде классического сюжета о постройке каменного моста с сидящими на нем купцами, продающими крестьянству разный полезный товар. Однако понемногу возникают и рациональные идеи.

Ведущиеся с весны 2016 года разговоры о попытках продать Индии в качестве атомного авианосца проект 23000Э «Шторм», разработанный в Крыловском центре, имеют в виду не только отработку технических решений и технологическую подготовку производства за чужой счет (как это было с системами Су-30СМ, «Панцирь-С» или сторожевыми кораблями проекта 11356). Тут играют роль и особенности реакторных установок нового поколения, в проектировании которых Россия если и не мировой лидер, то уж во всяком случае занимает весьма и весьма достойную позицию.

В июне 2016 года на Балтийском заводе спустили на воду головной атомный ледокол проекта 22220 (типа ЛК-60Я), который должен прийти на смену сразу двум типам атомоходов: линейным типа «Арктика» и мелкосидящим типа «Таймыр». Двухосадочный универсальный корабль, принимающий до 9000 тонн балласта, оснащен новой реакторной установкой РИТМ-200.

Одна из ее многочисленных особенностей, помимо интегральной компоновки и высокого уровня естественной циркуляции теплоносителя, - сравнительно низкий уровень обогащения топлива по урану-235. Если установкам типа ОК-900, КН-3 и КЛТ-40, эксплуатировавшимся ВМФ и гражданскими организациями, требовался уровень обогащения от 30 до 90 процентов (у американцев до 93-95 процентов), то РИТМ-200 использует металлокерамическое топливо с обогащением не выше 20 процентов. Это выводит установку из-под действия режимов, ограничивающих распространение ядерных оружейных материалов и технологий, следовательно, возникают экспортные перспективы.

Эту же установку (в исходном или измененном варианте) планируется использовать и на российских атомных кораблях нового поколения, когда (и если) они появятся. Авианосец пока сохраняет статус «варенья на завтра» (в ГПВ-2020 его нет, в следующей ГПВ расходы на него точно станут одной из первых позиций для «оптимизации»), а вот универсальные корабли океанской зоны проекта «Лидер» (зачем-то названные эсминцами) вполне могут строиться в атомном исполнении.



Поделиться