Французские боевые самолеты. Военно-воздушные силы франции

ВВС Франции были созданы в 1910 году и успели активно поучаствовать в Первой мировой войне. Во Второй мировой войне французские ВВС тоже участвовали, но после оккупации страны нацистской Германией разделились на две части, одна из которых оказалась под контролем правительства Виши, а другая отошла "Свободной Франции". Таким образом, лишь в 1943 году ВВС Франции обрели свою современную форму.

Первый этап развития ВВС

Франция была одним из первых в мире государств, которое стало активно развивать военно-воздушные силы и вкладывать существенные ресурсы в новые разработки. Уже к началу Первой мировой войны в ВВС Франции были выделены в отдельный род войск наряду с кавалерией и инженерными войсками.

Научные разработки и богатый опыт в машиностроении позволили французскому правительству нарастить число самолетов с 148 - на момент начала войны до 3608 - к моменту подписания мирного договора. Помимо самолетов, в составе воздушного флота были также дирижабли.

Одновременно с обычными ВВС были созданы флота. Правда, поначалу в их рядах несли службу всего восемь самолетов. Инженерные разработки французов пользовались популярностью на мировом рынке и первые самолеты Российского императорского Воздушного флота были закуплены именно во Франции.

Межвоенный период

Первая мировая война стала уникальным испытанием для экономики и научно-инженерных комплексов всех стран-участниц. Помимо собственно развивались и орудия противовоздушной обороны.

ВВС Франции прошли длинный путь за короткий период Первой мировой войны, а к межвоенному периоду обладали огромным опытом, который нуждался в усвоении и переработке. За все время войны Франция потеряла порядка тридцати процентов своих самолетов, многие из которых пали жертвой противовоздушных систем, активно развивавшихся во время войны.

Кроме того, в 1930-х годах французские специалисты придумали новый способ нанести врагу ощутимый ущерб - забросить в его тыл диверсантов, используя для этого самолеты и парашюты. Парашютный десант будет активно использоваться во Второй мировой войне.

Несмотря на то что в межвоенный период в Европе было затишье, самолеты ВВС Франции активно использовались в качестве превосходящей технической силы в ее колониальных владениях, где повстанцы и борцы за освобождение от колониального гнета не имели ни собственных самолетов, ни противовоздушных пушек, разработкой которых в тот момент активно занимались ведущие военные державы. Франция активно использовала авиацию в Алжире и Индокитае. Бомбардировщики ВВС Франции нанесли огромный ущерб силам повстанцев во всех колониях Республики, но все равно прекратила свое существование после Второй мировой.

После Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны французские власти принялись за восстановление своей авиапромышленности. Стали появляться новые модели самолетов.

В середине шестидесятых годов правительство страны принимает решение уделить большее внимание ядерному сдерживанию. Для этого бомбардировщики ВВС оснащались ракетами, несущими ядерный заряд.

Кроме того, была проведена реорганизация управления относительно новым родом войск. Для этого был создан специальный штаб, Стратегическое авиационное командование и Командование военно-транспортной авиации. С тех пор как Франция присоединилась к НАТО, она вынуждена координировать не только свои оперативные действия с штабом НАТО, но и определять стратегию развития в соответствии с решениями, которые принимает руководство альянса.

Современное состояние ВВС Франции

На вооружении Республики находятся истребители Dassault Mirage 2000, Dassault Rafale, бомбардировщики, два разведывательных самолета и транспортные самолеты Airbus A400M. В 2016 году был подписан контракт на модернизацию транспортных самолетов компании Lockheed, которых на вооружении французских ВВС насчитывается шестнадцать.

Командование ВВС указывает, что в последние годы увеличилось число вылетов по тревоге из-за общей напряженности, которая нарастает в Европе и мире. Для того чтобы пилоты самолетов имели достаточный опыт при действии в горячих точках.

Отдельного упоминания заслуживают находящиеся в подчинении ВМФ. Это совершенно особый вид войск, способный на выполнение различных задач, среди которых нанесение ударов по береговым укреплениям, атака морских судов, выполнение разведки в тылу врага и нанесение ударов по отдаленным тыловым районам с помощью высокоточного оружия. Современный состав ВВС Франции соответствует требованиям, которые выдвигает руководство НАТО. Однако многие виды вооружения, электроники и механизмы спроектированы и произведены в стране.

BBC — один из трех видов Вооруженных сил Франции. За последние два десятилетия в них произошли значительные изменения: численность сократилась, а организационная структура стала более гибкой, лучше приспособленной к локальным конфликтам.

Сейчас ВВС Франции насчитывают более 50 тыс. военнослужащих и гражданских служащих. Они располагают примерно 600 самолетами и вертолетами.

КОМАНДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ

Этот компонент ВВС за последние годы подвергся наименее масштабным изменениям, поскольку возлагаемая на Командование стратегических сил (КСС) задача остается неизменной уже полвека: осуществление ядерного сдерживания.

Для реализации этой задачи командование располагает истребителями-бомбардировщиками — носителями крылатых ракет ASMP-A (дальность пуска до 300 км, мощность ядерной БЧ 150-300 кт). В подчинении КСС находятся две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков: ЕС 02.004 «Лафайет» с самолетами «Мираж» 2000N (авиабаза Истр-ле-Тьюб) и ЕС 01.091 «Гасконь» с «рафалями» (Сен-Дизье-Робинсон). В Истр-ле-Тюбе размещена и группа самолетов-заправщиков KC-135FR-GRV 02.091 «Бретань». Помимо обеспечения ядерного сдерживания, самолеты КСС привлекаются и к участию в других операциях. В частности, «миражи» и «рафали» наносили удары по наземным объектам во время операции «Харматтан» (2011 г., Ливия) с применением высокоточных неядерных боеприпасов.

КОМАНДОВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Объединяет основные силы боевой и транспортной авиации ВВС Франции. Боевая авиация сведена в истребительную авиабригаду. В ее составе имеются эскадрильи, вооруженные самолетами «Мираж» (различных модификаций) и «Рафаль». До недавнего времени эксплуатировались и более старые машины «Мираж» F.1, в частности, в 2013 году несколько таких самолетов участвовало в операции в Мали. Но в настоящее время они сняты с вооружения. Поставки новейших многоцелевых истребителей «Рафаль» продолжаются, они будут постепенно заменять «миражи» ранних выпусков.

Истребительная авиабригада включает 7 эскадрилий истребителей и истребителей-бомбардировщиков: ЕС 01.002 с истребителями «Мираж» 2000-5 F в Люксей-Сен-Совер, ЕС 02.005 с «миражами» 2000В/С в Оранж-Каритэ, ЕС 01.003, 02.003 и 03.003 с истребителями-бомбардировщиками «Мираж» 2000D в Нанси-Оше, ЕС 01.007 и RC 01.030 с истребителями-бомбардировщиками «Рафаль» (базируются, соответственно, в Сен-Дизье-Робинсон и Мон-де-Марсан).

Помимо этого, бригада включает эскадрилью беспилотных самолетов-разведчиков ED01.33 (Коньяк-Шатобернар). Бригаде подчинены также школа истребительной авиации ЕАС 00.314 (Тур) и школа боевого переучивания ЕТО (Казо), укомплектованные реактивными учебно-боевыми самолетами «Альфа Джет».

Авиабригада поддержки включает 6 эскадрилий транспортной авиации: ET 01.061, ЕТ 03.061 и ЕТ 04.061 с самолетами С-160 «Трансалл» (первые две в Орлеан-Бриси, третья — в Эвре-Фовилль), ЕТ 02.062 с С-1 ЗОН «Геркулес» (Орлеан-Бриси), ЕТ 01.062 и ЕТ 03.062 с CN-235 (Крей-Санли). На эскадрилью ЕТ 03.061, помимо транспортных перевозок, возложено также обеспечение действий сил специального назначения. Эскадрилья ЕТЕС 00.065, базирующаяся в Велизи-Виллакубле, занимается перевозкой высокопоставленных лиц, она укомплектована «эрбасами» и «фалконами» различных модификаций, а ЕТМ 01.040 с одномоторными легкими самолетами ТВМ 700 занимается поисково-спасательными и медико-эвакуационными задачами. В ее составе — авиабригада поддержки и несколько вертолетных эскадрилий.

Бригада контроля воздушного пространства включает единственную авиачасть: эскадрилью ДРЛО и Управления EDCA 00.36 с самолетами E-3F «Сентри», базирующуюся в Аворе. Помимо этого, ей подчинены наземные радиолокационные посты, а также 5 батарей ЗРК SAMP/T, прикрывающих ключевые авиабазы на территории Франции.

Охраной авиабаз и осуществлением специальных операций занимается бригада сил безопасности и вмешательства.

Небольшие подразделения ВВС Франции на постоянной основе дислоцируются за пределами метрополии: во Французской Гвиане, Сенегале, островах Новая Каледония, Таити, Реюньон. В основном там размещены транспортные самолеты и вертолеты, лишь в Джибути и ОАЭ на постоянной основе находятся боевые самолеты («Мираж» 2000 и «Рафаль» соответственно).

Самолетный и вертолетный парк ВВС Франции

Многоцелевые истребители:

  • «Рафаль» В/С — 78 (+54 заказано);
  • «Мираж» 2000B/C/5F-66.

Истребители-бомбардировщики:

  • «Мираж» 2000D-59;
  • «Мираж» 2000N-25.

Самолеты ДРЛОиУ:

  • E-3F — 4.

Самолеты радиоэлектронной разведки:

  • C-160G — 2.

Самолеты-заправщики:

  • КС-135 -14;
  • А330 MRTT — 0 (+12 заказано).

Транспортные самолеты:

  • С-130Н -14;
  • С-160-39;
  • CN-235-27;
  • А400М — 0 (+50 заказано);
  • А340 — 2;
  • А330-1;
  • А310-3;
  • DHC-6 — 4;
  • ТВМ700- 15;
  • «Фалкон» 7Х — 2;
  • «Фалкон» 900-2;
  • «Фалкон» 50-2.
  • Главное управление Стратегической авиации
  • Главное управление ВВС
  • Оперативно-плановое управление

Главное управление Стратегической авиации

Оперативное управление Стратегической авиации (commandement des Forces aériennes stratégiques/CFAS в терминах ВВС Франции) (в/ч ВВС № 107 «Виллакубле») с подчинением ему всех авиаполков (АП) носителей стратегического ядержного оружия («Мираж 2000» et «Рафаль» с ядерными КР ASMPA), и АП воздушных заправщиков («Боинг» C-135FR , «Боинг» KC-135R). Решение на боевое применение частей Стратегической авиации принимается президентом Республики лично.

Главное управление ВВС

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Dassault Aviation Mirage 2000-5F Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

многоцелевой истребитель

истребитель-бомбардировщик

D Поставлялись с 1993.МФИ.

N Носитель ядерного оружия ASMP. Поставлялся с 1987

Dassault Aviation Rafale B Франция Франция

Франция Франция

учебный истребитель

многоцелевой истребитель

111(120 планируют принять к 2023 году)
Специальные самолёты
Boeing E-3F США США самолёт ДРЛО 4
Boeing C-135FR США США самолёт топливозаправщик 14
Транспортные самолёты
Airbus A310-300 Европейский союз Европейский союз транспортный самолёт 3
Airbus A340-200 Европейский союз Европейский союз

Европейский союз Европейский союз

транспортный самолёт

транспортный самолёт

1 Испания Испания

Испания Испания

транспортный самолёт

транспортный самолёт

8 США США

Франция Франция

транспортный самолёт

транспортный самолёт

5 Франция Франция Германия Германия

Франция Франция Германия Германия

транспортный самолёт

транспортный самолёт

2
Учебные самолёты
Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E Франция Франция Германия Германия учебно-боевой 99
Embraer EMB-312 Бразилия Бразилия учебно-тренировочный 47
Mudry CAP 10B Франция Франция учебно-тренировочный 7
Вертолёты
Aerospatiale SA330 Франция Франция транспортный вертолёт 29
Eurocopter AS332C Франция Франция

Франция Франция

транспортный вертолёт

транспортный вертолёт

3
Eurocopter AS532 Франция Франция транспортный вертолёт 2
Eurocopter AS555 Франция Франция многоцелевой вертолёт 43
Eurocopter EC725 Европейский союз Европейский союз транспортный вертолёт 6

Опознавательные знаки

Эволюция опознавательных знаков

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Порядок нанесения
нет

Знаки различия

Военнослужащие начальствующего офицерского состава

Категории Генералы
Officiers généraux
Старшие офицеры
Officiers supérieurs
Младшие офицеры
Officiers subalternes
Код ВС Франции O-9 O-8 O-7 O-6 O-5 O-4 O-3 O-2 O-1
Код НАТО OF-9 OF-8 OF-7 OF-6 OF-5 OF-4 OF-3 OF-2 OF-1
Знаки
различия
Чин
ВВС
Франции
Général
d’armée
aérienne
Général
de corps
aérien
Général
de division
aérienne
Général
de brigade
aérienne
Colonel Lieutenant-
colonel
Commandant Capitaine Lieutenant Sous-
lieutenant
Aspirant
Русский перевод Генерал
армии
ВВС
Корпусной
генерал
ВВС
Дивизионный
генерал
ВВС
Бригадный
генерал
ВВС
Полковник Подполковник Коммандан Капитан Лейтенант Младший
лейтенант
Кандидат
в
лейтенанты
Звание
ВС РФ
Генерал
армии
Генерал-
полковник
Генерал-
лейтенант
Генерал-
майор
Полковник Подполковник Майор Капитан Старший
лейтенант
Лейтенант Младший
лейтенант

Военнослужащие рядового и унтер-офицерского состава

Категории Прапорщики
Sous-officiers
Сержанты
Sergents
Солдаты
Soldats et caporals
Код ВС Франции O-9 O-8 O-7 O-6 O-5 O-4 O-3 O-2 O-1
Код НАТО OR-9 OR-8 OR-7 OR-6 OR-5 OR-4 OR-3 OR-2 OR-1
Знаки
различия
-
Чин
ВВС
Франции
Major Adjudant-
chef
Adjudant Sergent-
chef
Sergent - Caporal-
chef
Caporal Aviateur
de 1ère
classe
Aviateur
de 2ème
classe
Русский перевод Майор Старший
аджюдан
Аджюдан Старший
сержант
Сержант - Старший
капрал
Капрал Летчик
1-го
класса
Летчик
2-го
класса
Звание
ВС РФ
- Старший
прапорщик
Прапорщик Старший
сержант
Сержант - - - Ефрейтор Рядовой

Напишите отзыв о статье "Военно-воздушные силы Франции"

Примечания

Непризнанные и частично признанные государства

Отрывок, характеризующий Военно-воздушные силы Франции

Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

Истребитель Dassault Rafale C из состава полка 2/30 "Normandie-Nemen" ВВС Франции, октябрь 2016 года (с) A. Jeuland / ВВС Франции

12 октября 2016 года во французском Сенате состоялись слушания, в которых принял участие главнокомандующий ВВС Франции генерал Андрэ Ланата (André Lanat). В своем выступлении, а также ответах на вопросы депутатов, он сообщил интересные подробности о состоянии ВВС Франции и перспективах их развития.

Так, по его словам, четыре французских истребителя Dassault Mirage 2000, несущие дежурство в Литве, весьма активно применяются. Однажды имел место случай, когда в течение одних суток они шесть раз поднимались на перехват российских самолетов. В самой Франции в 2015 году самолеты поднимались по тревоге 73 раза, а на начало октября 2016 года таких случаев было уже 79. Четыре из шести истребителей Dassault Rafale, несущиех дежурство в ПВО Франции, перехватывали российские стратегические бомбардировщики в конце сентября и сопровождали их в течение часа.

Генерал также сообщил, что продолжается развертывание истребителей Dassault Rafale для несения ядерного оружия. Менее чем через год запланирован ввод на боевое дежурство второй эскадрильи самолетов в этой модификации, соответственно, истребители Mirage 2000N будут выведены из эксплуатации в сентябре 2018 года.

Говоря о боевых операциях, генерал Ланата отметил, что в 2016 году ВВС Франции применяются в различных операциях по типу, географии и интенсивности. В боевых операциях применяется 20 самолетов против 12, указанных в «Белой книге», имеется четыре передовых базы вместо одной, от трех до четырех театров военных действий вместо одного. Именно поэтому вместе с начальником генерального штаба французской армии, ВВС добиваются увеличения военного бюджета страны до уровня в 2% ВВП.

Говоря об основных событиях 2016 года, было сообщено, что в текущем году ВВС заказали два легких разведывательных самолета, поставка которых ожидается в 2018 году [имеются в виду два самолета Beechcraft King Air 350, которые должны быть оснащены специальным оборудованием группой Thales - bmpd]. Они должны дополнить БЛА General Atomics MQ-9 Reaper. Летом 2016 года был подписан контракт на модернизацию 15 военно-транспортных самолетов Lockheed C-130H Hercules, причем восемь из них смогут конвертироваться в самолеты для сил специальных операций. ВВС получит эти самолеты в 2019-2025 гг. Эти меры дополнит закупка четырех самолетов Lockheed C-130J (интересно, что генерал сообщил, что о подобном размышляет и Германия). Также принято решение о модернизации 55 истребителей Dassault Mirage 2000, получение первых самолетов запланировано на 2020 год. Также заказаны управляемые авиабомбы калибра 250 кг и контейнеры целеуказания. До конца 2016 года также должен быть получен комплект БЛА Reaper а количестве трех единиц и двух наземных пунктов управления. Третий комплект БЛА был заказан в этом году, и ожидается заказ четвертого комплекта до конца 2016 года.

Продолжаются поставки военно-транспортного самолета Airbus A400M. В этом году принято два самолета, до конца года ожидается еще один. Эти поставки доведут общее число самолетов данного типа до 11 единиц. Также до конца года ожидается доработка Airbus шести первых самолетов первого этапа по бюллетеням производителя.

На 1000 часов по сравнению с 2015 годом увеличился плановый налет в ВВС Франции (рост на 1%). При этом за счет внутренней оптимизации общий налет для истребителей удалось поднять с 46000 часов до 48000 часов. Вырос налет летчиков-истребителей – до 168 часов в год на летчика, по сравнению с 159 часов, предусмотренных в бюджете. Годовой налет на один самолет Rafale вырос с 250 до 275 часов. На 2017 год налет летчика-истребителя запланирован на уровне 164 часа, вертолетчика – 191 час, и 267 часов для экипажей военно-транспортной авиации.

Говоря о перспективах 2017 года, генерал отметил, что в следующем году запланировано финансирование модернизации 45 Mirage 2000, заказ 15 подвесных контейнеров целеуказания Talios. ВВС до конца 2017 года должны получить первый самолет C-130J (еще один – в 2018 году, а два с возможностью дозаправки вертолетов в воздухе – в 2019 году). С завода должны прийти и три А400М, а еще один – в 2018 году. Далее запланирована пауза в поставках до 2021 года. При этом в 2017 году ВВС получат только один Rafale, а в 2018 году – еще три истребителя в качестве компенсации поставок в Египет. Для обеспечения задач, указанных Программой вооружения, ВВС должны получить 28 Rafale четвертого транша, за которым нужен новый заказ для компенсации списания истребителей Mirage 2000D. То есть всего для ВВС будет поставлено 185 истребителей Rafale.

Для того, чтобы к 2025 году иметь в боевом составе ВВС 225 тактических боевых самолетов, как то прописано в Программе вооружения, нужно сохранить 55 модернизированных Mirage 2000, получить 28 Rafale четвертого транша, а также заказать пятый транш cамолетов Rafale на замену Mirage 2000D.

Генерал также подтвердил, что пока остается нерешенным вопрос с обслуживанием двигателей ТР-400 самолетов А400М, которые требуется обслуживать каждые 80 часов. ВВС также рассматривают вопрос о замене самолетов ДРЛО и управления Е-3F, хотя никакой замены для них не предусмотрено до 2030 года.

Интерес представляют и цифры по содержанию французских самолетов в Литве. Французский контингент ВВС там представлен 105 военнослужащими и четырьмя самолетами Mirage 2000-5, а стоимость содержания достигает 10 млн евро. По словам генерала, с 31 августа французские самолеты совершили 16 вылетов по тревоге, хотя предыдущая смена имела всего четыре вылета.

Отвечая на вопрос о сотрудничестве с Россией, генерал ответил, что на его уровне контактов с ВКС нет. Взаимодействие с Россией ведется на политическом и дипломатическом уровне, при помощи коалиционных структур, которые действуют на Ближнем Востоке.

- Сколько нужно французов, чтобы защитить Париж?
- Никто не знает, им это ни разу не удавалось.


Французы воюют неважно, но хорошо воюет французская техника. Боевые самолеты «Дассо авиасьон» отличает одна важнейшая особенность: каждая из выпущенных моделей обладает поразительной победоносной историей!

Когда советские и американские производители авиатехники были вынуждены «продвигать» свой товар, используя громкие лозунги, политические рычаги, а то и вовсе поставлять союзникам раритетную технику в виде «братской помощи» и заведомо невозвратных кредитов, французские самолеты без лишних слов покупали десятки стран на всех континентах Земли.

Репутация не нуждалось в дифирамбах и стендах авиасалонов. По количеству выигранных войн и одержанных воздушных побед самолеты фирмы «Дассо» не имели конкурентов на протяжении всей второй половины ХХ века. Кто бы ни садился за штурвал «Мистэров», «Миражей» и «Ураганов» - победа была у него в кармане.

Реальная выгода оказалась дороже всех политических соображений: французы вооружали всех, кто был готов платить. «Миражи» покупали и просоветски настроенная Ливия, и проамериканская Австралия, и нейтральная Швейцария, и далекая Бразилия. И, конечно же, неспокойный Израиль - именно пилоты Хель-Авир сделали оглушительную рекламу французским самолетам.

5 июня 1967 года за три часа боевых действий израильская авиация разгромила 19 аэродромов и вывела из строя свыше 300 арабских самолетов. Те из немногих, кто успел подняться в воздух, были вновь сброшены с небес на землю - Дассо Мистэр IV, Мираж-IIICJ и MD-450 «Ураган» захватили абсолютное господство в воздухе.

Главным героем, несомненно, стал легендарный «Мираж». Истребитель с треугольным крылом, ставший символом возрождения Франции из упадка и позора прошедшей мировой войны.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Советские военные советники рекомендовали использовать следующую тактику: молниеносный удар из выгодной позиции и немедленный выход из боя на форсаже, используя лучшую тяговооруженность МиГ-21. В противном случае «производитель ответственности не несет»: Мираж-IIICJ мало уступал в маневренности МиГу, при этом имел мощнейшее пушечное вооружение (2х30 мм встроенные пушки DEFA против одной 23 мм ГШ-23). Меньшая тяговооруженность и ограничение по допустимой перегрузке (6,7g против 8,5g у МиГ-21) компенсировались грамотной тактикой, опытом и лучшей подготовкой пилотов ВВС Израиля.

Все это дало закономерный результат: 30 июля 1970 года в ходе знаменитого боя над Синайской пустыней израильские истребители сбили пять МиГов под управлением советских пилотов, без потерь со своей стороны.


Мираж IIIСJ 101-ой эскадрильи ВВС Израиля с отметками о 13 одержанных воздушных победах


Сейчас это становится очевидным - конструкторам «Дассо авиасьон» удалось создать наиболее сбалансированный истребитель 2-го поколения. В отличие от французов, янки поторопились сделать ставку на воздушный бой на дальних дистанциях с применением ракетного - и проиграли. Уровень технологий 60-х годов оказался недостаточным для воплощения такой идеи в реальность. Тяжелым «Фантомам» приходилось нелегко в «собачьих свалках», где зачастую победителем становился легкий маневренный МиГ. В то же время советский подход к созданию истребителя 2-го поколения также не может считаться рациональным: примитивный радиолокационный прицел РП-21 (позже - РЛС Сапфир) и всего две УР малой дальности - этого было явно недостаточно.

В отличие от легкого стремительного МиГа, «заточенного» для схваток на коротких дистанциях с использованием пушечного вооружения, французский истребитель оснащался эффективной системой ракетного оружия:

Радиолокационной станцией Томпсон-CTF «Сирано» с инструментальной дальностью действия 50 км (у радара РП-22 «Сапфир» - 30 км, при этом реальная дальность у обоих была раза в 2 меньше). Помимо обнаружения воздушных целей, РЛС «Сирано» имела режим «воздух-поверхность»: оповещение о препятствиях, превышающих заданную высоту и обнаружение радиоконтрастных объектов на поверхности земли;

Мираж-III стал одним из первых истребителей в мире, получивших индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Система под обозначением CSF97 позволила уменьшить информационную нагрузку на пилота, которому теперь не приходилось периодически отрываться от слежения за воздушной обстановкой и переводить взгляд на приборную панель. Упростилось пилотирование истребителя, повысилась его эффективность в воздушном бою и при атаке наземных целей;

Три ракеты класса «воздух-воздух» помимо двух стандартных «Сайдуиндеров» с ИК ГСН, на центральном подфюзеляжном узле подвешивалась «Матра» R.511 (или R.530) с полуактивной радиолокационной ГСН и мощной стержневой БЧ массой 30 кг.

Из других французских сюрпризов в стандартный комплект «Миража» входил ракетный ускоритель многократного включения SEPR 841 (или 844), использовавший в качестве окислителя азотную кислоту (вторым компонентом служил обычный керосин). 80 секунд сплошного огня! Практический потолок «Миража» лежал выше 22 000 м, динамический достигал 29 000 метров.


Dassault Mirage IIIS военно-воздушных сил Швейцарии


Задачи многоцелевого истребителя не ограничивались перехватом воздушных целей. В течение получаса пятеро техников могли превратить «Мираж» в штурмовик или бомбардировщик, установив подвесной пушечный контейнер, дополнительный 340 л топливный бак (вместо ракетного укорителя), бомбы на подфюзеляжном пилоне и блоки НАР на подкрыльевых точках подвески.

Яркая победоносная история, высокие летные характеристики, совершенное БРЭО, широкая номенклатура боеприпасов, комплекты быстросъемного оборудования (вычислители, ПТБ, аппаратура для аэрофотосъемки) - все это способствовало бешеному успеху «Миражей» у зарубежных заказчиков. Некоторые самолеты по желанию заказчика могли оснащаться системой дозаправки в полете. Имелись специальные разведывательные модификации с индексом «R», в том числе наиболее совершенная модификация для ВВС Франции - Мираж-IIIRD с радаром бокового обзора. На базе стандартной конструкции была создана сверхзвуковая «вертикалка» Мираж-IIIV (впрочем, не нашедшая успеха у заказчиков).

Немаловажным был экономический фактор: Мираж-III был в два раза дешевле американского «Фантома» (≈1 млн. долл. против 2,4 млн. долл. в ценах 1965 года). Еще он был проще в эксплуатации и менее требователен к качеству аэродромов (давление в шинах колес шасси составляло всего 5,6 - 9,5 кг/кв. см).

Французы специально позаботились о «братьях наших меньших». Для тех, кому не хватало ни ума, ни таланта даже для обслуживания простого, как табуретка, Мираж-III, была создана его более упрощенная версия «Мираж-5».

РЛС «Сирано» заменили примитивной станцией «Аида», тотальному упрощению подверглись другие узлы самолета. Большая часть «Миражей-5» поставлялась вообще без радара - на освободившееся место под носовым обтекателем перекочевали блоки радиоэлектронной аппаратуры из закабинного отсека, где в свою очередь разместился дополнительный топливный бак. Внутренний запас топлива увеличился на 32%, трудоемкость техобслуживания сократилась до смешных 15 чел.-ч на 1 час полета. В результате получилось дешевое и сердитое средство для жестоких региональных «разборок». Под стать были и его покупатели - Заир, Колумбия, Габон, Ливия, Венесуэла, Пакистан…

Впрочем, Мираж-5 создавался не для стран третьего мира. Изначально интерес к данной машине проявили ВВС Израиля, которым требовался неприхотливый ударный самолет для действий в светлое время суток, в условиях безоблачного неба Палестины. После введенного в 1968 г. эмбарго Израиль с помощью агентов «Моссада» выкрал техническую документацию на «Мираж-5» и наладил его нелицензионное производство под обозначением IAI Nesher. В конце 70-х израильские машины прошли капремонт и были проданы в Аргентину, сменив имя на Dagger. За свою долгую карьеру «Нешеры»/«Даггеры» еще успели покуражиться на Фолклендах, разбомбив с десяток кораблей британской эскадры!


Даггер (Нешер, Мираж 5) ВВС Аргентины. В носовой части заметен черный силуэт атакованного корабля

Первый предсерийный Мираж-IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958 года. Серийное производство продолжалось 29 лет - с 1960-го по 1989 гг. Различные варианты истребителя стояли на вооружении 20 стран мира. Лицензионная сборка «Миражей» велась в Австралии и Швейцарии, нелицензионная - в Израиле (IAI Nesher и IAI Kfir).

Мираж-III был лучшим достижением «Дассо авиасьон». Но далеко не единственным шедевром французов!

Охотники за кораблями

Бывает, что поражение в войне стоит настоящей победы. За одного битого двух небитых дают - именно это продемонстрировали события в Южной Атлантике, когда аргентинская боевая авиация едва не разгромила флот англичан.

Фолклендский конфликт (1982 г.) стал новым триумфом французского оружия. И пусть на этот раз победа досталась противнику, но как красиво проиграли! Все мировые телеканалы обошли кадры горящего эсминца «Шеффилд» и обугленной громады вертолетоносца «Атлантик Конвейор».

У аргентинцев было всего пять исправных Dassault-Breguet Super Étendard и к ним - пять противокорабельных ракет «Экзосет». Пять выстрелов. Три попадания. Два трофея. Потери с аргентинской стороны отсутствовали.

Легко представить, как могли развиваться события, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этендаров» и 24 ракеты AM.39 «Экзосет»! Британская эскадра полегла бы в полном составе на просторах Атлантики.

За всеобщей истерией вокруг гибели «Шеффилда» никто не обратил внимания, что попавшая в цель ракета не взорвалась. Впрочем, надежность взрывателей всегда оставалась больной темой для разработчиков боеприпасов. Фолклендские события вновь подняли до высот потускневший статус французского авиапрома: заказы на ПКР «Экзосет» посыпались, как из рога изобилия.


"Дассо-Бреге Супер Этендар" ВМС Аргентины


Не меньший интерес представлял сам носитель - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик «Супер Этендар» («этендар» с французского - «боевое знамя»). Первый в мире специализированный носитель противокорабельных ракет среди самолетов тактической авиации. Мощный радар «Агава», сверхзвуковая скорость, система дозаправки в полете, наземное и авианосное базирование - козырей было предостаточно.

Истребители-бомбардировщики данного типа до сих пор стоят на вооружении военно-морских сил Франции и Аргентины. Французские «Супер Этендары» периодически действуют с палубы авианосца «Шарль де Голль»; последний раз они ходили в бой в 2011 г., во время операции НАТО против Ливии.

Увы, «Боевое знамя» не снискало особого успеха на международном рынке вооружений. Помимо вышеупомянутой Аргентины, замечательный истребитель-бомбардировщик заинтересовал только Саддама Хусейна - в вначале 80-х гг. ВВС Ирака взяли в лизинг пять французских «Супер Этендаров».

Причина слабого экспорта «Супер Этендаров» никак не связана с недостатками в его конструкции. Специализированный палубный ракетоносец был неплох. Но французская фирма «Дассо» могла предложить клиентам и кое-что поинтереснее.

Проверенный киллер

Гул авиационных моторов, хлещущая кровь, хрустящий на зубах песок и стрельба до посинения - война стала его родным домом.

Резня в Западной Сахаре, гражданская война в Анголе, эквадоро-перуанский конфликт Альто-Сенепа, чадо-ливийская война, восьмилетнее ирано-иракское побоище, война в Персидском заливе, боевые столкновения греческих и турецких ВВС над Эгейским морем, и вновь - Ливия, где в ходе гражданской войны «Миражи F1» применялись уже обеими сторонами.

Таким был очередной шедевр фирмы «Дассо», вобравший в себя богатейший опыт французского авиастроения. Старый «Мираж-III» возродился в новом облике: классическая компоновка, новая модификация проверенного ТРД Atar-09C, современная версия радара «Сирано» (IV, IVM или IVMR) с новыми функциями и увеличенной дальностью обнаружения. Цифровое БРЭО, новое высокоточное оружие и большая тяговооруженность. Боевой радиус увеличился вдвое. Время дежурства в воздухе возросло втрое!

«Мираж F1» был принят на вооружение ВВС в 14 странах мира. К концу ХХ века многоцелевые истребители-бомбардировщики этого типа были постепенно вытеснены более современными «Миражами-2000», тем не менее, военно-воздушные силы пяти государств по-прежнему продолжают эксплуатацию этого легендарного воздушного киллера с руками по локоть в крови.

Одним из наиболее сильных эпизодов в боевой карьере «Миража F1» связан с событиями «танкерной войны» в Персидском заливе: 17 мая 1987 года одиночный истребитель-бомбардировщик ВВС Ирака расстрелял американский боевой корабль USS Stark.

Фрегат потерял 37 человек своего экипажа, общий ущерб от атаки составил 142 млн. долл. Иракский «Мираж» смог беспрепятственно уйти от возмездия, скрывшись от перехватчиков F-15 в воздушном пространстве своей страны. Vive la France!

В гламуре высоких технологий

За окном ХХI век. Фирма «Дассо» продолжает удивлять мир своими достижениями.

Французы не торопятся вступать в гонку на создание лучшего истребителя «пятого поколения». Вместо этого они без лишних разговоров довели до совершенства конструкцию многоцелевого истребителя «Рафаль» и выиграли «тендер века» на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.

Доподлинно не известно, является ли «Рафаль» самым изящным среди всех современных истребителей. Споры на этот счет ведутся уже ни один год. Но одно известно точно: французский истребитель-бомбардировщик является одним из самых высокотехнологичных серийных самолетов поколения 4+ (плюсы можно ставить до бесконечности).

Перед нами очередная реинкарнация Миража-III - классическая французская «бесхвостка» с ПГО, выгодно объединяющая в себе высокие летных характеристики и современнейшее БРЭО.

Радар Thales RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система голосового управления самолетом и встроенная оптоэлектронная прицельная система Optronique Secteur Frontal (OSF) - немногие из конкурентов «Рафаля» могут похвастаться таким оборудованием. Далее - «джентльменский набор» любого современного истребителя, выполненный на самом высоком технологическом уровне: система предупреждения об угрозах SPECTRA, сопряженная со станцией постановки активных помех; защищенные каналы обмена данными, подвесные прицельные контейнеры «Дамокл», контейнеры с разведывательным оборудованием AREOS и любое другое быстросъемное оборудование по желанию заказчика. 14 узлов подвески, масса боевой нагрузки до 9,5 тонны!

Широчайшая номенклатура вооружений: «Рафаль» способен нести и применять практически любое высокоточное оружие, созданное по обеим сторонам океана. Бомбы с лазерным наведением типа «Пэйвуэй», крылатые ракеты Storm Shadow, семейство высокоточных боеприпасов AASM, УР «воздух-воздух» MICA и Meteor, ПКР «Экзосет» - все, вплоть до ракет с ядерной БЧ ASMP-A. Не забыто пушечное вооружение - на истребителе штатно установлена 30 мм пушка с боезапасом 125 снарядов.

Молодой самолет успел приобрести солидный боевой опыт, которому позавидует любой из его ровесников: командировки в Афганские горы, бомбардировки Ливии, стрельба по чернокожим парням в африканских джунглях (операция «Сервал», Мали, 2013 г.).

Дала о себе знать прекрасная родословная: год назад в Интернет просочилось видео учебного боя «Рафаля» и (о ужас!) F-22 «Рэптор». На кадрах заметно, как француз уверенно висит на хвосте «Рэптора», результат 4:1 в пользу «Рафаля».

Старое правило по-прежнему в силе: «Увидел «Мираж», не становись в вираж!»

P. S. Фирма «Дассо» получила название в честь одного из лидеров французского Сопротивления, Поля Блока - брата основателя фирмы Марселя Блока. Его подпольная кличка была Char d"Assault (с фр. «танк»).



Поделиться