Политическое будущее: высокое средневековье на новом технологическом уровне.

ЭКСПО 1520

В период со 2 по 5 сентября т.г. ОАО «Транспневматика» принимало участие в V юбилейном Международном железнодорожном салоне техники и технологий ЭКСПО 1520 – единственном в своем роде на пространстве «широкой» колеи. Салон традиционно включает в себя выставку и отраслевую конференцию по проблематике железнодорожного машиностроения.

Мероприятие проводится один раз в два года на территории Экспериментального железнодорожного кольца ОАО «ВНИИЖТ» (городской округ Щербинка, Москва) в целях презентации новейшей железнодорожной техники и технологического оборудования, произведенного российскими и зарубежными предприятиями железнодорожного машиностроения. Аудиторию посетителей салона составляют руководители и специалисты компаний-производителей и потребителей железнодорожной техники из стран «широкой» и «узкой» колеи. В этом году участие в нем приняло порядка 250 компаний из 18 стран мира. Несмотря на сложную политическую обстановку, число зарубежных участников салона возросло: на этот раз на выставке впервые работали отдельные павильоны ряда стран, в частности Швейцарии, Австрии, Китая. Всего же в статической и динамической экспозициях салона было представлено более 100 новинок железнодорожной отрасли.

ОАО «Транспневматика» участвовало в выставке в составе Ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта, представив в своей экспозиции гидродемпферы, систему дискового тормоза для локомотива ЭП 20 производства ООО «ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод», а также основной и вспомогательный безмасляные компрессоры. Еще одна новейшая разработка нашего предприятия – система дискового тормоза для скоростного электропоезда ЭС 2Г «Ласточка» – была презентована на стенде ООО «Уральские локомотивы» (г. В.Пышма). Следует отметить, что опытная тележка немоторного вагона «Ласточки» с установленными на ней тормозными дисками и блоками не просто вызвала немалый интерес посетителей и участников выставки, но и произвела своего рода фурор, став первой в истории российской системой дискового тормоза для скоростного железнодорожного движения. Уникальная система тормозного оборудования изготовлена на высоком технологическом уровне и способна обеспечивать эффективность торможения в различных режимах при соблюдении условий комфорта и безопасности пассажиров. Кроме того, дисковый тормоз гарантирует короткий тормозной путь и имеет увеличенный межремонтный пробег. Новая тормозная система полностью соответствует актуальному сейчас направлению импортозамещения.

По словам присутствовавших на выставке представителей нашего предприятия, тормозные блоки и диски выглядели достойно, на европейском уровне, составив серьезную конкуренцию зарубежным аналогам и вызвав недовольство их производителей. Помимо конкурентов интерес к нашим новым разработкам проявили представители ОАО «Тверской вагоностроительный завод», в планах которого освоение производства поезда «Стриж» и скоростной электрички «Иволга» - аналога «Ласточки», где также предполагается импортозамещение элементов тормозной системы для скоростных пассажирских вагонов, в том числе двухэтажных. А значит, ОАО «Транспневматика» является для тверских вагоностроителей потенциальным поставщиком комплекта дискового тормоза. Работа в этом направлении уже ведется.

Таким образом, представив на выставке свои новые разработки, наше предприятие в очередной раз подтвердило статус одного из лидеров отечественного транспортного машиностроения. Самым же важным моментом V юбилейного салона ЭКСПО 1520 стало заключение между ОАО «МТЗ Трансмаш» и ООО «Уральские локомотивы» договора о разработке и поставке отечественной тормозной системы для скоростных электропоездов. Договор содержит спецификацию на поставку в 2015, 2016 и 2017 г.г. комплектов оборудования, среди которого система дискового тормоза, рукавные соединения и компрессоры производства ОАО «Транспневматика». Все это уже в обозримом будущем открывает для нас новые перспективы взаимовыгодного сотрудничества с ОАО «МТЗ Трансмаш» и ООО «Уральские локомотивы». А значит, предстоит большая, серьезная наукоемкая работа, способная существенно укрепить финансово-экономическое положение ОАО.

Технический уровень производства во многом определяет успешность деятельности большинства коммерческих организаций. В условиях развития международной конкуренции, особенно в высокотехнологичных отраслях, следует говорить даже о научно-техническом уровне. Все показатели технического уровня производства принято делить на три группы, отражающие:

  • 1) уровень применяемых орудий труда (производственного оборудования);
  • 2) прогрессивность применяемых технологий;
  • 3) качественные характеристики выпускаемой продукции.

Однако на любом предприятии анализ технического уровня производства целесообразно начинать с оценки наличия и состояния основного оборудования. В ходе проведения анализа определяется общее количество оборудования, количество оборудования по видам, мощности и другим техническим параметрам, количество оборудования, пригодного к эксплуатации. Исходными данными для проведения анализа могут служить техническая документация, инвентаризационные карточки, акты технического осмотра.

Результаты анализа для наглядности представлены в табл. 5.1.

В ходе дальнейшего анализа целесообразно определить возрастной состав оборудования и сопоставить его с показателями аналогичных предприятий и со среднеотраслевыми показателями. Для характеристики технического состояния основных фондов и выводов об интенсивности их замены па более современные определяют также процент износа основных фондов и процент его обновления. При этом важен и качественный анализ, позволяющий оценить не только физический, но и моральный износ оборудования, связанный с возможностями использования более производительных и экономичных его образцов.

Для характеристики технического уровня производства рассчитывают и анализируют такие показатели, как:

Фондовооруженность производства (отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпуска продукции);

Таблица 5.1. Наличие и состояние основного оборудования

  • фондовооруженность труда (отношение стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности рабочих, занятых на производстве в наибольшую смену);
  • техническая вооруженность труда (отношение стоимости машин и оборудования к среднесписочной численности рабочих, занятых на производстве в наибольшую смену);
  • энерговооруженность труда (отношение общей мощности машин и оборудования в киловаттах к среднесписочной численности рабочих, занятых на производстве в наибольшую смену, или к количеству человеко-часов, отработанных всеми рабочими);
  • коэффициент механизации производства (отношение объема продукции, произведенной с помощью машин и механизмов, к общему объему производства продукции);
  • коэффициент механизации или автоматизации труда (отношение количества рабочих, занятых на механизированных или автоматизированных работах, к общему количеству рабочих);
  • коэффициент автоматизации производственных процессов (отношение стоимости автоматизированного оборудования к общей стоимости всего производственного оборудования);
  • и т.п.

Конкретный набор показателей и их отраслевые модификации, используемые для анализа технического уровня производства, зависят от специфики исследуемых предприятий. Подобные коэффициенты целесообразно рассчитывать не только по предприятию в целом, но и по отдельным видам производств, цехам, участкам, технологическим процессам. Сравнение коэффициентов характеризует динамику процессов механизации производства, сравнение плановых и отчетных показателей позволяет оценить степень выполнения плана технического развития. В ходе дальнейшего анализа выясняют причины выявленных отклонений фактических данных от плановых, других отрицательных тенденций и разрабатывают меры для повышения технического уровня производства.

Для оценки результативности технического развития полезно сопоставлять динамику показателей механизации, автоматизации, технической вооруженности, энерговооруженности и фондовооруженности с динамикой показателей производительности труда рабочих и всего персонала. Важно измерить влияние роста технического уровня производства на показатели эффективности хозяйственной деятельности. Так, воздействие фондовооруженности труда па производительность труда можно выявить путем использования следующей факторной модели:

П = Фр-У-Ф,

где П - среднегодовая выработка одного рабочего основного производства, определяемая как отношение объема продукции в стоимостном выражении к среднесписочной численности рабочих основного производства; Фр - фондовооруженность труда рабочих основного производства; У - удельный вес рабочих основного производства, занятых в наибольшей смене, в общей среднесписочной численности рабочих основного производства; Ф - фондоотдача, определяемая как отношение объема продукции в стоимостном выражении к стоимости основных производственных фондов.

При помощи такой модели можно проводить анализ динамики и выполнение плана но производительности труда в зависимости от изменений фондовооруженности труда и эффективности использования основных производственных фондов.

Технологический уровень производства - один из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности, влияющий на объем, качество и себестоимость производимой продукции, на формирование парка оборудования, комплектование кадров, применение новых материалов. В процессе совершенствования технологии производства решаются две основные задачи: повышение качества выпускаемой продукции и оптимизация использования применяемых при ее выпуске ресурсов. В связи с этим уровень технологии производства может рассматриваться с двух позиций - технической и экономической.

В ходе анализа технологического уровня производства следует анализировать технологические процессы как по предприятию в целом, так и по отдельным производствам и группам изделий. Одним из важнейших показателей технологического уровня производства является удельный вес продукции, изготовленной по прогрессивной технологии в общем объеме продукции. Данный показатель может исчисляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Его исчисление целесообразно проводить в разрезе отдельных технологических этапов производства. Разумеется, здесь очень важны надежные и профессиональные оценки самой степени инновационное™ и прогрессивности применяемых технологий.

Результатом совершенствования технологии производства является снижение трудоемкости, материалоемкости и технологической себестоимости продукции, что также должно выявляться при анализе.

Качественные характеристики выпускаемой продукции также входят в сферу анализа технического уровня производства. Однако во избежание дублирования учебного материала мы лишь отметим, что вопросы анализа качества продукции и потерь от брака рассмотрены в параграфе 4.4 данного учебника.

Организация и управление производством представляют собой комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности производственной деятельности предприятия на основе наиболее рационального использования имеющихся в его распоряжении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также выявления возможностей совершенствования самой системы управления производством и снижения связанных с этим постоянных издержек.

Повышение уровня организации и управления производством достигается последовательным внедрением в практику работы предприятия повой техники, прогрессивных технологий, форм и методов организации производства и труда. Анализ уровня организации производства и управления предприятием предполагает не только оценку достигнутого уровня, но и аналитическое обоснование разработки мероприятий по его повышению.

Самостоятельными направлениями анализа организационно-управленческого уровня производства являются анализ типа производства, анализ продолжительности и структуры производственного цикла, анализ концентрации, специализации и производственной кооперации, анализ организации производственных процессов и их ресурсного обеспечения, анализ организации труда и обслуживания рабочих мест, анализ культуры производства. Для оценки организационного уровня традиционно используется специальная система показателей, включающая в себя коэффициент непрерывности производства, коэффициент поточности, коэффициент специализации, коэффициент ритмичности, коэффициент серийности и т.п.

Особо важное значение имеет анализ эффективности системы управления предприятием. Он требует оценки рациональности построения структуры управления и бизнес-модели компании, распределения сфер ответственности, обязанностей и полномочий. Поскольку анализ оперирует количественными характеристиками изучаемых явлений, то и здесь необходимо использование специальных показателей. Так, для оценки уровня управления одним из обобщающих показателей может служить коэффициент эффективности управления, исчисляемый как отношение расходов на управление предприятием к выручке от продаж продукции, товаров, работ и услуг (либо как отношение объема продаж к среднесписочной численности работников аппарата управления).

Для оценки эффективности управления производственным предприятием необходимо анализировать то, какое соотношение экстенсивных и интенсивных факторов использует руководство для его развития. Как известно, экстенсивный путь развития предполагает рост производства за счет абсолютного увеличения размеров привлекаемых ресурсов. Интенсивный способ развития ориентирован на повышение результативности производства на основе научно-технических инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов. В современных условиях именно степень интенсификации производства во многом характеризует успешность руководства коммерческими организациями.

В условиях рыночных отношений объективными индикаторами эффективности управления бизнесом могут также служить характеристики его финансовой результативности и финансовой устойчивости, риск банкротства, динамика курсовой стоимости акций и рост стоимости компании.

Завершают анализ общей оценкой уровня управления и разработкой мероприятий по его повышению, по рационализации управленческих расходов.

В ходе анализа следует иметь в виду, что технико-организационный уровень предприятия во многом зависит от того, на какой оно находится стадии жизненного цикла своего развития. Поэтому характеристика такой стадии тоже должна входить в сферу анализа. Ведь оценки технического, технологического и организационно-управленческого уровней предприятия неизбежно должны различаться на стадиях его зарождения, развития, зрелости или старения.

Аналогично следует учитывать и стадии жизненных циклов производимых изделий.

При этом в отношении промышленной продукции принято выделять четыре наиболее существенных этапа жизненного цикла товаров: 1) создание нового изделия, подготовка и освоение его производства; 2) выпуск изделий в промышленных масштабах; 3) модернизация изделия или снятие его с производства и 4) замена новым. Очевидно, что в условиях перехода на инновационную экономику и резкого ускорения темпов обновления ассортимента с внедрением в производство принципиально новых наукоемких товаров, эти проявления цикличности станут еще более заметными, что потребует совершенствования аналитического обеспечения принимаемых решений.

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагоги­ческих исследований, обеспечивающих получение и анализ досто­верного эмпирического материала. Различают фундаментальные и прикладныепедагогические исследования. Фундаментальные исследо­вания направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследо­вания изучают элементы педагогических систем и содержат обо­снование конкретных научно-практических рекомендаций.

Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследова­ния. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значи­мость полученных результатов являются критериями качества ис­следования.

Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде «актуальность» обозначает область расхождения между спросом на научно-практические зна-


20 Часть 1. Педагогика

ния и теми предложениями, которые может предоставить педаго­гическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема ис­следования, а ее решение определяется как цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагоги­ческий процесс, область педагогической действительности). Пред­мет исследования - это часть объекта, наиболее значимые характе­ристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опре­деляются задачи, которые, как правило, направлены на проверку ги­потезы (теоретически обоснованные предположения, истинность которых подлежит проверке).

Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или эксперимен­тально-теоретический) и прогностический. На этих этапах использует­ся система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, при­влекаемых педагогикой из других наук.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - это способы изучения педа­гогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретиче­ского исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов класси­ков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогиче-ских документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.


Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся науч­ные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Работа с литерату­рой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в свя-


Глава 1. Общие основы педагогики 21

зи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тема­тике), конспектирование (выделение главньж идей и положений изу­чаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержа­ния книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литератур­ном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагоги­ческих явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, система­тизируя их, появляется возможность выявить в них общее и осо­бенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность ви­деть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоре­чия педагогического процесса, назревшие или назревающие проб­лемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого иссле­дователь получает конкретный фактический материал. Наблюде­ние проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется на­блюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов реги­страции (как вести записи); обработка и интерпретация получен­ной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь ста­новится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выбороч­ным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращен­ным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личност-


22 Часть I. Педагогика

ные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой ин­формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает зара­нее намеченные вопросы в определенной последовательности, а от­веты открыто фиксирует. Анкетирование - метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопро­сы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих гото­вых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Сме­шанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры за­даваемых вопросов, а при очной форме - и от возникшего контак­та между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тести­рование, которое осуществляется по отобранным стандартизиро­ванным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявле­ния индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в пе­дагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональ­ной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, лично­стные тесты и т.п.).

Среди методов педагогических исследований большое распро­странение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения продуктов деятельностиучащихся (письменных, гра­фических, контрольных и творческих работ) может дать информа­цию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.


Глава 1. Общие основы педагогики 23

Метод изучения педагогической документации (классных жур­налов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент - исследовательская деятельность с целью изучения причин­но -следственных связей в педагогических явлениях, которая пред­полагает опытное моделирование педагогического явления и воз­можностей воздействия исследователя на педагогическое явление. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретиче­ский (формулировка проблемы, определение цели, объекта, пред­мета исследования, его задач и гипотез); методический (разработ­ка методики исследования - его плана, программы, методов обра­ботки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование вы­водов и практических рекомендаций).

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффек­тивного воздействия на развитие личности или учебного коллек­тива. Преобразующий эксперимент требует наличия контроль­ных групп, которые необходимы для сравнения с эксперименталь­ными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают на­дежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяют­ся тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффи­циенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количе­ственные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического мате­риала могут выступать психофизиологические методы и методики. На-


24 Часть!. Педагогика

пример, фиксация протекания физиологических процессов: давле­ние крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных си­туациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воз­действий.

Новые информационные технологии приводят к включению в политические процессы новых социальных групп. Под этим давлением будет изменяться и сам общественный запрос, и политические институты, которые его должны удовлетворять. Стоит ли нам ждать в будущем бунта городов, возвращения аграрных королей и как с этим всем связаны последние московские муниципальные выборы - об этом мы поговорили с российским политологом, доцентом Института общественных наук РАНХиГС Екатериной Шульман

Вы известны российским читателям не только как главный популяризатор теории гибридных режимов, но и как последовательный сторонник повышения вовлеченности гражданского и экспертного сообщества в выработку и принятие управленческих решений. Зачем это необходимо сегодня?

Ключевое слово нашего времени — «участие» или «инклюзия», если говорить более научным языком. Глобальный процесс, который сегодня переживает мировая политическая система, можно назвать очередной волной демократизации, т.е. вовлечением в политическое участие социальных слоев и страт, ранее там не присутствовавших. То, что иногда называют кризисом демократии или разочарованием в ней, на мой взгляд, является переходом демократической системы на новый исторический виток, который будет характеризоваться именно расширением «участия».

Глобальный процесс, который сегодня переживает мировая политическая система, можно назвать очередной волной демократизации

Могучий драйвер этого вовлечения — новые информационные технологии распространения информации, социальные сети, которые способствуют наращиванию глобальной связанности («connectivity»), и это, конечно, позитивное явление. Но, к сожалению, демократизация - не всегда красиво выглядящий процесс. Предыдущая его волна, произошедшая в начале XX века, включила тогда же возникшее массовое общество в политику, до этого бывшую почти исключительным делом элит. Массовое общество проявило себя в том числе и глобальными войнами, волнами геноцидов и межнациональных конфликтов. Ответом на запрос этого нового участия были в том числе и тоталитарные проекты ХХ века, а не только увеличение числа и качества демократий. Другое дело, что демократии победили.

Вы имеете в виду теорию волн демократизации Самюэля Хантингтона?

Не совсем. Мы немного по-разному понимаем понятие демократизации. Хантингтон говорит о волновом распространении западной модели демократии, а я понимаю этот процесс шире — как появление народа в политике в буквальном смысле. То, что сегодня называют популистским реваншем, ростом популярности ультраправых сил - следствие вхождения в политику людей, которые раньше ею не интересовались, были «самоисключены» из нее, выдавлены под воздействием существующих на неформальном уровне цензов - образовательного, ресурсного и т.д.

То, что сегодня называют популистским реваншем - следствие вхождения в политику людей, которые раньше ею не интересовались

Пространство политики расширяется вместе с расширением числа и круга охваченных ею людей. Современное усложнение общественных отношений или усложнение самой ткани социума происходит за счет большей диверсификации обществ, новых глобальных волн миграции, и большей толерантности, которая тоже часть этого процесса инклюзии — включения в число людей, обладающих правами тех, кто раньше ими не обладал. Всю историю человечества можно рассматривать как такую расширяющуюся инклюзию. Права сначала были привилегией только молодых и сильных охотников, потом стали правом всех свободных мужчин, далее - женщин, инородцев и иноверцев, инвалидов, детей и т.д.

Таким образом, инклюзия — просто естественная часть развития общества? Нам никуда от нее не уйти, если не хотим быть на обочине истории?

От глобальных процессов, даже если очень сильно захотеть - никуда не уйти. Другое дело, что современный социум всё больше напоминает Высокое Средневековье на новом техническом уровне, чем массовые общества XX века или абсолютистские монархии XVII-XIX веков. Сегодня общество соткано из разных лоскутков, напоминает «винегрет» народов или контурные карты с высокой легкостью перемещения по ним, высокой мобильностью, которая, кстати, как это ни парадоксально, тоже сопоставима с мобильностью в Средние века.

Современный социум всё больше напоминает Высокое Средневековье на новом техническом уровне

В предисловии к «Истории упадка и разрушения Римской империи» Гиббон, например, пишет, что за три часа на дилижансе вас привозят в другое государство, к другому монарху, у которого свои правила. Имеется в виду, что если один царь тебе не нравится - можешь уехать к другому. А во времена Римской империи Сенека, напротив, взывал, что никто не сможет спастись от гнева Цезаря, поскольку на какой бы край Земли не попал, все равно будет на территории Рима. Сегодня средоточие этой лоскутности и разнообразия — всё более богатые и самостоятельные города (что тоже несколько напоминает Европу XIV-XVI века). Городская жизнь, чрезвычайно сложная, мозаичная, основанная на сложных системах взаимосвязей, требует принципиально другой степени гражданского участия.

Она требует другой степени участия или дает возможность? Я имею в виду, в городах появляется соответствующая инфраструктура и механизм удовлетворения спроса граждан на участие в управлении и политике, который и до этого существовал, или спрос появляется в связи с этим усложнением, а города и власть вынуждены под него подстраиваться?

Я предпочитаю мыслить в терминах общественного запроса. Гражданский запрос формируется не потому, что люди сидят и думают “а хорошо бы заняться развитием самоуправления”, а потому что у людей есть деньги и свободное время, которого становится все больше. Как говорят нам исследования, по сравнению с 1980-ыми годами у жителя Великобритании в среднем стало на 7 часов свободного времени больше. С другой стороны, люди осознают, что живут в сложных негомогенных сообществах и это повышает у них потребность договариваться друг с другом, потребность включаться в то, что происходит «наверху» во время принятия важных, затрагивающих их жизнь решений. Поэтому в странах, где развитие городского самоуправления не прерывалось насильственным централизованным планированием высока и степень участия граждан в политике, и автономия местных властей от центра. Напротив, в таких странах, как Россия, приходится нарабатывать традицию участия граждан в политике на городском и местном уровне фактически с нуля (если не с минуса).

О чем тогда в этом контексте говорит результат последних московских муниципальных выборов, где победу в округах довольно неожиданно одержали молодые, часто беспартийные кандидаты, для многих из которых эти выборы стали первым опытом участия в политике?

Я беспрерывно говорю, что муниципальный уровень - самый главный в политике. Это базовый этаж, с которого начинается любая борьба за свои права и интересы. Городское население в России ущемлено в правах, не представлено ни на каком уровне власти, что противоестественно.

И процесс борьбы за эти права неостановим, т.к. против объективной социально-политической тенденции никто идти не может. Поэтому говорить, что московские результаты были неожиданными не совсем верно - просто до этого процесс тормозился искусственно, а здесь затормозить не смогли. Главная ущемленная политическая категория сейчас в России — это население городов.

В других странах городское население не так ущемлено в праве на политическое представительство? В США же даже есть феномен городов-убежищ («sanctuary city»), которые отказываются соблюдать указания центрального правительства и, кстати, довольно успешно это делают.

Два базовых демографических процесса XX века, определяющих нашу реальность - это урбанизация и старение. Хотя сегодня города перестают быть центрами заводского производства, они продолжают концентрировать в себе очень большие человеческие и производственные ресурсы. Одна из самых обсуждаемых теорий в политической науке гласит, что в будущем политическая власть разделится на два уровня: уровень наднациональных межгосударственных союзов и уровень больших самостоятельных городов, агломераций.

Таких «нью-полисов», городов-государств?

Да. И этот процесс полностью соответствует тому, что мы говорили раньше - явлению Высокого Средневековья на новом техническом уровне. Вообще, я не знаю, чем это объяснить, но, когда мы произносим эту фразу: «Высокое Средневековье на новом техническом уровне», — многое становится понятней. Но вернемся к городским властям. Уже сегодня мы знаем, что экономический вклад городов не соответствует степени их политического представительства.

Да, известны же цифры, что, например, в США до 90% всего ВВП вырабатывается в 254 больших городах и до 50% — всего лишь в 30 агломерациях…

Да, в связи с чем и возникают разные феномены по типу названных вами городов-убежищ. Но в будущем этот дисбаланс будет исправляться. Власть будет концентрироваться в мегаполисах, новых полисах, если угодно, а проседать, возможно, будет региональный, территориальный уровень. Это, кстати, приведет к еще большему неравенству, в том числе политическому.

Какими инструментами тогда можно повысить политическое представительство городов? Как это будет происходить?

Для начала хотя бы перестать их репрессировать. Вернуть свободный выбор мэров городов, вернуть полномочия муниципальным собраниям, вернуть городские округа на общенациональных парламентских выборах, сделать более пропорциональным количеству населения представительство в федеральном парламенте. У нас. среди прочего, еще и примитивно мало депутатов, как на федеральном, так и на местном уровне - где под видом бюджетной экономии их норовят еще и перевести на работу “на общественных началах”, что в реальности означает неучастие в настоящей работе. Нам нужно нечто подобное великой электоральной реформе в Британии, которая проводилась в Викторианскую эпоху. Нужна та самая борьба с «гнилыми и карманными местечками» (rotten and pocket boroughs).

Нам нужно нечто подобное великой электоральной реформе в Британии викторианской эпохи - борьба с «гнилыми и карманными местечками»

В тот момент электоральная система Британии также оказалась неадекватна росту городов: сельские местности с тридцатью избирателями, которые просто голосовали за местного лорда или его клиентелу, и таким образом получали своего представителя в парламенте, затем блокировали многие нормы, нужные городам и продвигаемые их представителями, просто потому что парламентариев от быстро растущих городов — главных драйверов экономического роста — было намного меньше. Но британцы провели электоральную реформу, не дожидаясь того, как эта самая волна урбанизации снесет им политическую систему. Если сегодня и мы уберем искусственные сдержки, искусственные ограничители, то сможем получить более естественную репрезентативность, что и политическую систему выправит и экономический рост позволит разогнать.

Хорошо, допустим мы реализовали такую реформу, так сказать, убрали крышку с котла, не дожидаясь пока он взорвется от накопленного пара, что дальше?

Дальше мы можем увидеть, как развивается это новое будущее, как выглядит наша гиперурбанизация, продолжается, усиливается она или нет, где у нас оказались новые центры производств. Тут же нужна гибкость. С точки зрения еще одной политической теории нас, напротив, ждет не только дальнейший рост городов, но и возвращение аграрных королей, опять же на новом техническом уровне. Никогда человечество не потребляло столько калорий на душу населения, сколько сейчас. Никогда не подходило так близко к решению глобальной проблемы голода. Сельское хозяйство сегодня переживет новое рождение, но уже с намного меньшим, чем раньше, человеческим участием. У нас не будет возрождения крестьянства как класса, но нас ждет набухание, увеличение сектора экономики, связанного с сельхозпроизводством. Новым аграрным королям не нужны будут крестьяне, им нужны территории, и у такого типа развития будут очень могущественные бенефициары: богатые корпорации, агрохолдинги. Как эти типы экономических агентов проявляют себя в политике мы можем увидеть на примере нашего Краснодарского края, Ставропольского края, Ростовской области.

У нас не будет возрождения крестьянства как класса, но нас ждет набухание, увеличение сектора экономики, связанного с сельхозпроизводством

И вот эти территории - города и агрохолдинги, точнее их представители, могут встретиться в одном общенациональном парламенте. Даже если на условно «сельских» территориях к власти придут традиционалисты с соответствующим набором консервативных ценностей, а в больших городах будут либеральные мэры, либеральные муниципальные собрания и всеобщая толерантность — в случае существования реальной демократии, парламентаризма и федерализма, все спокойно смогут ужиться друг с другом. Даже при такой дифференциации и неравенстве условно Московское княжество не пойдет войной на условно Краснодарский улус. Население будет перетекать из сельских районов в города, в зависимости от того, кому что ближе в ценностном и экономическом плане, и это будет совершенно естественное положение вещей.

Если вернуться к муниципальной кампании Москвы, то одна из высказывавшихся версий, объясняющих взлет популярности и муниципального уровня выборов и новых независимых кандидатов - это вопросы реновации и благоустройства города. Скажите, вы же сами принимали участие в слушаниях законопроекта по московской реновации, как вы оцениваете эффективность этого? Насколько вообще эксперт может влиять на процесс принятия решений и как это может измениться в ближайшем будущем?

После того, как я выступила в Общественной палате на заседании по законопроекту о реновации, организатор и ведущий этих слушаний, председатель комиссии ОП РФ Игорь Шпектор сказал мне: «Спасибо за чрезвычайно интересное выступление, давайте тезисы и предложения, которые вы высказали, переведем в письменную форму, и заявим как позицию Общественной палаты». «Всегда готова помочь», — ответила, разумеется, я, но после этого ко мне никто больше не обращался. Думаю, что на этом мое влияние на этот процесс как эксперта исчерпывается. С другой стороны, намного больше и я, и другие коллеги смогли повлиять на законопроект о реновации, как публичные спикеры, то есть выступая в СМИ и социальных сетях.

Иными словами, здесь уже было не экспертное участие, а опять же гражданское, но статус эксперта давал вашим словам большую весомость, так называемый символический капитал?

Совершенно верно, символический капитал не иллюзорен, а вполне реален. Активная гражданская позиция многих людей, которые этим капиталом обладают, лидеров мнений все же, я полагаю, привела к тому, что Госдума ко второму чтению решила устроить публичные слушания по законопроекту о реновации, в том числе под влиянием которых многие токсичные, вызывавшие наибольшее раздражение положения из проекта были убраны.

На этом примере, не получается ли так, что граница между гражданским и экспертным участиями сейчас размывается? Это проблема?

На это многие сейчас жалуются — интернет разрушил иерархии, теперь каждый может высказываться и если он достаточно громко кричит, его будут слушать. Я не вижу в этом драмы. Это все то же явление инклюзии, демонополизации, большей демократизации, если хотите, — то есть ключевые явления нашей эпохи. Да, действительно, раньше была монополия на высказывания, которой владели государства, корпорации, владельцы СМИ и «обобщенная» academia — образованный класс, университеты и центры знаний.

Раньше была монополия на высказывания, которой владели государства, корпорации, владельцы СМИ и «обобщенная» academia. Интернет все это разрушил и дал трибуну каждому

Количество мегафонов, с помощью которых ты можешь заявлять свои позиции миру, было ограничено, они были в руках одной из четырех этих институций. Интернет все это разрушил и дал трибуну каждому. Тем не менее, скажу не очень научно — люди все равно в состоянии отличить компетентное мнение от некомпетентного. У производителей медийного шума на YouTube, может быть, и больше просмотров, чем у любого эксперта, но из-за этого не следует, что влияние последнего ниже. Люди хотят слышать какой-то голос разума, хотят, чтобы объяснение какого-либо процесса звучало логично и убедительно, а не просто громко.

И все же такая демонополизация слова способствует большей открытости, подконтрольности власти или потворствует росту популизма, той самой эпохе «постправды», о которой сейчас так много пишут? Или, может быть, это не противоречащие процессы?

Во-первых, происходящее сейчас в мире, это не популизм, это та самая новая волна демократизации, о которой я говорила вначале. Термин “популизм” в принципе ничего не объясняет. Популист — это любой политик, который нам не нравится, поэтому мы называем его этим обидным словом. Массовый приход в политику новых граждан, которые необразованы, а точнее образованы по-другому, полны предрассудков, верят странным теориям, конечно, таит в себе массу опасностей. Но из этого не следует, что они должны быть поражены в правах. Кто вообще вправе определять степень просвещенности, достаточный для гражданского участия? Никто не должен иметь такого права. Люди учатся, учатся быстро, а единственным методом обучения является деятельность, как вам скажет любой педагог.

Во-вторых, новая информационная эпоха принесла нам, конечно, новую открытость, новую транспарентность, а они, в свою очередь, действительно перестраивают институт репутации. Здесь есть свои светлые и темные стороны. С одной стороны, новая ситуация подсаживает всех нас на наркотик немедленного одобрения. Теперь ты не просто хочешь, как эксперт, понравиться своему заказчику или начальнику, а еще и написать, что-то, что принесет тебе много лайков, то есть даст социальное одобрение. На это попадаются абсолютно все, и это важно осознавать, чтобы контролировать себя все время — насколько тебя занесло в этом стремлении понравится аудитории. Чем больше эта аудитория, чем ты успешнее в этом пространстве, тем сильнее это давление. С другой стороны, транспарентность ценна сама по себе, так как в результате деятельность государственных и негосударственных властных структур становится все более прозрачной.

Новая информационная эпоха принесла нам новую открытость, новую транспарентность, а они, в свою очередь, действительно перестраивают институт репутации

Это новая реальность, в которой себя некомфортно чувствуют все, но, похоже, она никуда не денется. Возможно, что уже мы будем присутствовать при достижении гипертранспарентности, которая приведет к уничтожению частной жизни, как ее понимали предыдущие эпохи. Возможно, и наоборот - будут созданы какие-то новые технические средства для защиты людей от этой сверхпрозрачности. Такое новое антипрайвеси (anti-privacy). Но структур, принимающих решения, это вряд ли коснется. Прозрачность усиливает возможности для общественного контроля за теми институциями, которые всегда были закрыты. Им придется жить под все большим и большим надзором со стороны общества, несмотря на то, что именно в закрытом режиме, за закрытыми дверями формировалась их специфическая культура, их специфические порядки. И сейчас многие из них не знают, как себя в такой ситуации вести, они оказываются к этому не готовы.

Есть еще распространенная точка зрения, что проникновение интернета, информационных технологий дало бум на развитие малых референдумов. Это тенденция будет развиваться? Каковы ее риски?

Это в некой пока пародийной форме, часть того будущего, что нас ждет. Достижение прямой демократии новыми техническими средствами. Политология пока что мало понимает про преимущества и риски этого процесса, но консенсусное мнение науки в данный момент говорит, что снижение цены голосования, его «затратности» — повышает степень участия. С одной стороны, это способ вовлечения граждан на более высоком уровне, чем сейчас. Естественно, нет ничего удобнее, чем голосование через мобильное приложение. С другой стороны, во избежание высоких политических рискова считается, что такие голосования должны касаться преимущественно локальной повестки.

Почему?

Потому что на этом, локальном уровне люди могут судить о том, что хорошо, а что плохо. Здесь у них есть непосредственный, что называется «шкурный» интерес, та рубашка, которая ближе к телу. Кроме того, такие решения относятся к решениям более простого типа, например - вопрос строительства парка или церкви в конкретном месте. Это далеко по уровню сложности и долгосрочных последствий от, к примеру, формулирования новой нормы закона.

То есть на этих уровнях не нужно обладать экспертностью?

Да, но поскольку ты там живешь, ты имеешь право быть услышанным по этому вопросу. Следующий уровень допустимости такого гражданского участия - местные муниципальные бюджеты. Граждане имеют право самостоятельно решить, на какие нужды лучше израсходовать хотя бы какую-то часть бюджетных средств, собираемых с налоговой базы местности, где они живут.

А что тогда, как вы сказали ранее, политическая наука не знает вопросе последствий нарастающей транспарентности?

Пока что мало кто готов говорить о том заменит ли прямая демократия репрезентативную. Вернется ли к нам вече, агора и вообще вся эта полисность, Эллада на новом техническом уровне? Отомрут ли парламенты при таких изменениях? Будут ли они как-то трансформироваться? Ведь в сущности и депутат - не профессионал, его функция не столько в разработке законов, сколько именно в репрезентации, представительстве своих избирателей. Если будут технические возможности для обеспечения этого представительства без посредников и по большим, значимым политическим вопросам, функционалы парламентов могут сильно измениться.

Если будут технические возможности для обеспечения представительства без посредников и по большим, значимым политическим вопросам, функционалы парламентов могут сильно измениться

Но моя версия: все же парламенты останутся, но число референдумов, проводимых по конкретным вопросам, сильно возрастет. По идее, как только в будущем будет возникать точечный протест граждан против какой-либо политики на городском или региональном уровне, напрашивающийся выход из этой ситуации - провести референдум. Понятно, что власти уровнем выше того, где референдумы проводятся, будут им сопротивляться: если граждане могут решать свои вопросы самостоятельно, в чем смысл федеративной вертикали? Это возвращает нас к вопросу без ответа: не отживают ли свое централизованные государства, какими мы их знаем? Не присутствуем ли мы при закате политической формы, рожденной абсолютистскими монархиями XVII- XVIII века?

Беседовал Михаил Комин



Поделиться