Конкретные методы. Методы эмпирического уровня

Cтраница 1


Конкретный метод анализа аудитор выбирает исходя из задач шализа, своего опыта и профессиональной квалификации, объела и состава информационной базы финансового анализа.  

Выбор конкретного метода анализа зависит от химической природы компонентов смеси и является задачей аналитической химии. В этом случае каждый реактор эквивалентен отдельной пробе.  

Предваряя рассмотрение конкретных методов анализа, необходимо сделать некоторые замечания, относящиеся к любой аналитической методике.  

Эти различия носят принципиальный характер, поэтому индикаторные электроды более подробно обсуждаются при рассмотрении конкретных методов анализа.  

Разработка основных направлений и программ работ в области создания и совершенствования теоретических основ и конкретных методов анализа, а также в области аналитического приборостроения с учетом необходимости сосредоточить усилия на ликвидации слабых (по точности) звеньев в системе аналитической службы.  

Теперь мы сравним принцип Рэлея - Ритца, описанный выше, с другим вариационным принципом и увидим, какой конкретный метод анализа приводит к аппроксимациям Паде как решению вариационной задачи. Задачу о связанных состояниях можно переформулировать как вопрос о силе потенциала, которой соответствует некоторая фиксированная энергия связанного состояния.  

Прежде чем перейти к процедуре анализа систем с несколькими осаждаемыми элементами, рассмотрим вопрос о содержательности исходной информации и следующем отсюда конкретном методе анализа для систем разного типа, используемых в процессах осаждения из газовой фазы. В табл. 1 приведена классификация всех возможных систем, основанная на учете специфики газовой фазы и осаждающейся из нее конденсированной фазы.  

Объективное суждение о степени чистоты угольных электродов можно получить только на основании количественного спектрохимического анализа электродного материала, причем нужно подчеркнуть, что различные способы оценки количества загрязнений в углях являются неравноценными. Пригодность партии электродов для использования в конкретном методе анализа проверяют постановкой холостого опыта в условиях, принятых в выбранном методе. Простой способ оценки качества электродов заключается в получении фотографии спектра дуги постоянного тока 10 а между свежими местами излома угольного стержня.  

Она пропорциональна отношению сигнала к помехе и может быть количественной мерой приближения рассматриваемого конкретного метода анализа к идеальному, в котором используется строго монохроматическое излучение.  

Таблица состоит из двух разделов: микрокристаллоскопия и абсорбциометрия. Реакции, приведенные в каждом разделе, описаны с полнотой, достаточной для выбора конкретного метода анализа. Реактивы перечислены в порядке их прибавления в ходе анализа.  

Многие методы он усовершенствовал, а некоторые забраковал и заменил на лучшие. Каждая глава в учебнике Мора названа именем ученого, разработавшего тот или иной конкретный метод анализа. Например, в главе Гей-Люссак описаны апиди-метрия и алкалиметрия, глава Маргеритт (его фамилию, кстати, Мор исказил) посвящена пермапганатом т-рпи. В главе Мор помещены материалы, касающиеся системы мышьяковистая кислота - иод. Мор первым использовал эту систему, однако возникновению такой плен он отчасти обязан Бунзену, работы которого он касается очень кратко. Мор очень подробно описывает объемные методы и приводит результаты определений, проведенных в различных условиях. В конце книги он классифицирует методы, относя их к различным элементам, дает оценку каждому из методов п советует, чем следует руководствоваться при выборе того или иного метода. В учебнике очень мало ссылок на литературу, поэтому часто Мору приписывают то, что разработали другие ученые. Например, его считают автором метода обратного титрования, считают, что он предложил гидроокись натрия в качестве стандартного раствора п ввел в практику нормальные растворы, хотя последние были известны и ранее. Правда, надо отдать должное, после опубликования книги Мора нормальные растворы стали использовать гораздо чаще.  

К общенаучным методам относятся следующие: научное наблюдение, научный эксперимент, научное измерение, научное описание объектов и предметов познания (качественное и количественное), научный анализ, научный синтез, научное моделирование (эмпирическое и мысленное), научное абстрагирование, научное обобщение, научная индукция, научная гипотеза, научное объяснение, научное предсказание, научное доказательство (эмпирическое и теоретическое), научная дедукция (логическое или математическое доказательство), конструирование научных фактов и научных законов, идеализация, мысленный эксперимент, интерпретация (чувственная, эмпирическая, теоретическая, метатеоретическая), подтверждение, опровержение, метод научных принципов (оснований), системный метод, метод научной редукции, научное понимание, научная рефлексия, научная критика, метод нахождения и установления причин явлений, описание законов связи состояний познаваемого объекта, генетический метод, конструктивно-генетический метод, научные конвенции, научный консенсус, диалектический метод, общенаучное, практическое и философскос обоснование фундаментальных концепций и теорий. Охарактеризуем содержание и сущность общенаучных методов научного познания в алфавитном порядке.

Абстрагирование - метод научного познания, состоящий в реализации трех познавательных операций: 1) сознательном отвлечении от некоторых свойств познаваемого объекта (как или несущественных в данном контексте, или уже известных науке), 2) фиксации других свойств этого объекта как важных или новых, 3) приписывание этим свойствам статуса объектов («свет», «длина», «масса» и т.д.).

Аксиоматический метод - метод построения научной теории, который состоит в разделении всего множества ее истинных высказываний на два подмножества, одно из которых (меньшее по числу) рассматривается как более фундаментальное и кладется в основу теории для последующего логического выведения всех остальных истинных утверждений теории; первое множество называется аксиомами, их логические следствия - теоремами. Аксиоматический метод весьма широко используется при построении теорий в математике и логике, реже - при построении теорий в естественных науках (механика, оптика и др.), совсем редко - в социальных и гуманитарных науках (этика Спинозы). Первой научной теорией, построенной аксиоматическим методом, была геометрия Евклида.

Анализ - мысленное разбиение объекта на составляющие его части, свойства, признаки, отношения, последующее их исследование как по отдельности (например, исследование интенсивности некоторого свойства или пространственных и структурных характеристик объекта), так и в виде их различных комбинаций (сочетаний). Например, анализ химической структуры некоторого вещества, или анализ работы отдельных частей некоторой технической системы, или анализ поведения некоего живого организма и т.п.

Аналогия - метод научного познания, когда на основе сходства двух или более предметов по определенным присущим им свойствам делается вывод о возможном сходстве этих предметов и в других отношениях. Для получения достоверных выводов по аналогии или повышения вероятности таких выводов стремятся к тому, чтобы сравниваемые объекты были подобны в существенных свойствах, а также чтобы связь между уже известными свойствами и новым предполагаемым свойством была необходимой или высоковероятной. Так, на основе аналогии воздействия ряда фармацевтических препаратов на организмы животных и людей делается вывод о применимости многих других препаратов для лечения человека после их успешного применения в лечении животных.

Верификация - научная проверка высказываний и теорий на их эмпирическую значимость; осуществляется путем непосредственного (для протокольных, единичных высказываний) и опосредованного (для общих высказываний и теорий в целом) сопоставления значений понятий и суждений с чувственной и эмпирической научной информацией.

Восхождение от абстрактного к конкретному - метод построения научных теорий синтетическим способом, от простых и бедных содержанием понятий и утверждений теории к все более сложным и содержательным, путем конструктивного добавления все нового содержания к исходным понятиям теории. Это новое содержание понятия может быть получено как с помощью эмпирического или исторического изучения исследуемого объекта, гак и в результате теоретического и методологического анализа содержания используемых для его описания категорий. Применение этого метода часто используется в связке с диалектическим методом познания. В таком случае необходимо осуществить следующие познавательные операции: 1) найти и зафиксировать исходное противоречие познаваемого объекта, 2) установить и описать последовательность и этапы развития исходного противоречия, 3) описать специфические формы исходного противоречия на каждом этапе, 4) зафиксировать новые диалектические противоречия, возникающих в объекте и т.д. Основным механизмом развития базового противоречия считается постепенное и неизбежное накопление в содержании объекта количественных изменений его свойств (как в силу внутренней логики его развития, так и благодаря его взаимодействию с внешними условиями). По достижении определенного предела количественных изменений объект или разрушается, или переходит в новое качественное состояние. Процесс развития любого объекта может продолжаться сколь угодно долго, если объект (система) при этом будет не только сохраняться, но и увеличивать свой адаптивный потенциал. Схема диалектического метода познания в своей основе была разработана Гегелем. Впоследствии она была усовершенствована в марксистской философии, где была дополнена требованием учета роли практики как критерия истинности теорий о развивающихся социальных объектах. Ярким примером успешного использования связки метода восхождения от абстрактного к конкретному с диалектическим методом явилось построение К. Марксом политэкономической теории капитализма.

Генетический метод - метод, состоящий в исследовании происхождения (генезиса) изучаемого явления, причин его возникновения, основных этапов эволюции явления, закономерной смены его состояний. Генетический метод широко применяется как в естественных науках (палеонтология, география, геология, биология, почвоведение и др.), так и в социально- гуманитарных науках (история, археология, экономика, политология, социология, культурология, языкознание и др.).

Гипотеза - научное предположение, которое является не эмпирической констатацией (описанием) реального положения дел или аналитическим высказыванием, а, как правило, общим высказыванием (эмпирическим или теоретическим), истинность или полезность которого требует дальнейшего доказательства. Наиболее часто в функции гипотез на начальном этапе научного познания выступают научные законы, аксиомы теории, уравнения теории, принципы, научные модели, научные теории в целом. Как показала история науки, гипотеза является неизбежной и основной формой развития научного знания. Однако абсолютизация ее роли в научном знании приводит к пробабилизму и релятивизму в понимании природы и сущности научного познания (Ст. Джевонс, Г. Рейхенбах, К. Поппер и другие).

Гинотетико-дедуктивный метод - метод построения научных теорий, когда на основе небольшого числа фактов сначала выдвигается некоторая объясняющая их гипотеза, а затем из нее дедуктивно выводятся не только известные факты, но и новые эмпирические следствия, истинность которых проверяется впоследствии с помощью наблюдений и экспериментов. Многие приверженцы гипотетико-дедуктивного метода развития научного знания (прежде всего, логические позитивисты) абсолютизировали его роль в научном познании, полагая, что отношение теории и фактов является основным в динамике научного познания, процессах открытия и обоснования научных законов и теорий.

Дедукция - 1) вывод от общего научного знания к менее общему, к частным и единичным утверждениям науки; 2) необходимое логическое следование одних высказываний из других в соответствии с правилами логики, независимо от степени общности посылок и заключения вывода.

Дедуктивный научный метод - метод разворачивания содержания научного знания на основе логических выводов; одним из вариантов дедуктивного метода является аксиоматический метод; другой вариант - выведение из законов и принципов научных теорий с помощью их эмпирической интерпретации опытно проверяемых следствий.

Диалектический метод - метод описания развития любого объекта или системы в соответствии с законами диалектики. Диалектика - философское учение о развитии явлений, источником которого считается наличие противоречий в объекте и стремление системы к их разрешению при сохранении своей целостности. Основоположником диалектической теории развития является Г. Гегель. Он же первым сформулировал и все основные законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон диалектического отрицания и 4) учение о цикле «тезис - антитезис - синтез» как главной форме внутреннего развития любого явления или системы. Наиболее часто диалектический метод используется в социальных науках, реже - в естествознании и технических науках и совсем редко - в математических.

Измерение - метод определения количественных параметров изучаемого объекта на основе его сравнения с другим объектом (материальным или идеальным), принятым за эталон (метр, грамм, секунда и т.п.). С точки зрения теории множеств измерение представляет собой операцию установления соответствия между элементами двух множеств, одно из которых характеризует интенсивность (величину) некоторого свойства (длина, вес тела и т.н.), устанавливаемую с помощью некоего эталона квантования, а другое множество представляет собой ряд чисел (например, натуральных чисел). Результат установления определенного соответствия между этими двумя множествами фиксируется в виде высказываний о величине измеряемых свойств, численном значении эти величин в определенных единицах измерения (5 кг, 3 см, 5 А, 320 В и т.д.). Важнейшими средствами научного измерения являются приборы и конвенционально принятая научным сообществом та или иная система единиц измерения. Теоретическим изучением процесса научного измерения, его различных видов, средств и методик занимается специальная наука - метрология.

Индукция - один из основных методов научного познания во всех областях науки и на всех уровнях научного познания, для которого характерно движение познающей мысли от единичного и частного знания к общему, а также от менее общего знания к более общему. В основе такого движения лежат индуктивные выводы четырех логических форм: перечислительная индукция, элиминативная индукция, индукция как обратная дедукция, математическая индукция.

Интерпретация - отождествление значений терминов одного уровня или вида научного знания со значениями терминов других уровней или видов научного знания, например, эмпирических терминов некоторой дисциплины с ее теоретическими терминами, или интерпретация физических понятий с помощью математических (математическая физика), или биологических понятий с помощью социальных (социобиология) и т.д. Философский смысл метода интерпретации состоит в том, что благодаря интерпретации, т.е. с помощью частичной редукции одних видов знания к другим, удается, во-первых, связать различные уровни и виды научного знания между собой и обеспечить тем самым единство научного знания. Во-вторых, только благодаря интерпретации можно проверить одни виды знания с помощью других (например, теоретическое знание с помощью эмпирического, эмпирическое знание с помощью данных наблюдения и эксперимента, физическое знание с помощью математического, и наоборот, и т.д.).

Интуиция - способность ученого опираться на все ресурсы имеющегося у него явного и неявного знания при выдвижении новых идей, оценке познавательной ситуации и принятии решений. Необходимыми условиями эффективного использования интуиции в качестве средства научного познания являются следующие: повышенный интерес ученого к научной проблеме и нахождению ее решения, развитые комбинаторные способности и продуктивное воображение ученого, а также его когнитивная воля.

Исторический метод - метод научного познания, состоящий в описании временной последовательности некоторого ряда прошедших событий или явлений, четкого и по возможности полного их описания, установление условий и причин их возникновения, а также обстоятельств, влиявших на их функционирование и динамику. Исторический метод используется при описании природных явлений, но особенно социальных, событий человеческой истории, в том числе истории науки и научного познания.

Классификация - способ структурирования некоторого множества объектов, рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака (или некоторой их совокупности) объектов этого множества как существенного. Такого рода признак называется основанием классификации. Классификация множества познаваемых объектов является одним из важных методов познания во всех науках. Хорошо известными примерами эмпирических классификаций в науке являются все известные естественные классификации видов животных и растений (К. Линней, Ж. Бюффон, Ж.-Б. Ламарк и другие). На уровне теоретического познания в науке классификация также используется в качестве важного метода. Например, это социально-экономическая классификация обществ (К. Маркс и другие) или различные классификации феноменов сознания и духовного мира (Платон, Аристотель, Августин, Ф. Аквинский, И. Кант, Г. Гегель, Э. Гуссерль и другие).

Конвенции (научные) - один из способов выработки в науке соглашений ученых о значении и смысле используемых научных понятий, методиках исследования и обработки эмпирических данных, эталонах и единицах измерения и др.

Консенсус (научный) - способ достижения среди членов научного сообщества согласия относительно актуальности, новизны, обоснованности, практической значимости и объективной истинности научных концепций и теорий, приоритетных направлений научного исследования. В отличие от метода научных конвенций выработка научного консенсуса занимает весьма значительный промежуток времени и является результатом длительных когнитивных переговоров, дискуссий, серьезной критики и использования в защиту или опровержение научных концепций самых разных аргументов эмпирического, теоретического, методологического и практического характера. Существенную роль в достижении научного консенсуса среди членов научного сообщества играет позиция и влияние признанных лидеров науки.

Конструирование (мысленное) - деятельность мышления, направленная на создание абстрактных или идеальных объектов и описывающих их моделей. Конструктивная деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер не только по отношению к чувственному познанию и его результатам, но и по отношению к методам эмпирического познания, таким, например, как абстрагирование и обобщение. Мысленное конструирование - это креативный и синтетический метод мышления, который подчиняется собственной логике, задаче создания доказательных систем знания, обладающих объясняющей, организующей и предсказательной силой. Теоретические конструкты обязательно должны не только совпадать с объективной, чувственной и эмпирической реальностью, но и существенно отличаться от них. Важнейшими операциями метода мысленного конструирования являются определения, конвенции, логические выводы, идеализации и др.

Моделирование - метод исследования объектов путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения модели объекта, на ее оригинал. Особенно широкое распространение метод моделирования получил в современной науке. Это произошло в силу целого ряда причин: 1) принципиальной невозможности проведения прямых экспериментов с объектами ряда наук (например, космологии, геологии и др.), 2) резко возросшей сложности познаваемых систем и объектов в естественных и технических науках, 3) экономической нецелесообразности проведения ряда реальных экспериментов в силу их чрезвычайной дороговизны (естественные, социальные и технические науки), 4) опасности нарушения этических норм при экспериментальном изучении ряда объектов (медицина, гуманитарные науки) или экологических требований (технические и технологические науки). Эффективность и эвристичность применения метода моделирования предполагает наличие глубинного сходства (подобия) между моделью объекта и его оригиналом, что выражается в установлении изоморфизма или гомоморфизма между моделью и оригиналом. Различают два основных вида моделирования: 1) физическое моделирование, когда в функции модели изучаемого объекта выступает некий другой материальный объект или процесс (в частности, это может быть просто уменьшенная материальная копия исследуемого объекта), 2) теоретическое моделирование, когда в роли модели выступает некая знаковая (в частности, математическая или компьютерная) модель объекта.

Наблюдение - основной метод чувственного познания в науке. Это обусловленный определенной целью и исходным знанием процесс получения чувственной информации об объекте научного познания. Научное наблюдение всегда детерминировано приборной базой наблюдения, а также когнитивным и (или) практическим интересом исследователя. Научное наблюдение отличается от обычного чувственного восприятия четко поставленной целью, систематичностью, использованием приборов и других средств фиксации и количественной оценки чувственной информации об объекте исследования. Результаты научного наблюдения предполагают возможность их неоднократного повторения (воспроизведения) разными исследователями, в разное время и в разном месте. Эти результаты должны иметь характер точной и однозначной информации об объекте исследования. Соблюдение этих требований является необходимым и достаточным условием объективного характера полученной чувственной информации.

Обобщение - метод мысленного перехода от единичного и частного знания к общему, от менее общих понятий и суждений к более общим понятиям или суждениям. Основу обобщения составляет отождествление отдельных предметов, явлений, процессов, их свойств и отношений по некоторому признаку (основанию обобщения) и объединение их на этом основании в некий единый класс в качестве элементов последнего. Существуют две основные логические операции обобщения для эмпирического знания:

1) для эмпирических понятий - это абстрагирование от некоторой части их содержания как несущественной для целей обобщения (благодаря чему происходит уменьшение содержания и увеличение объема созданных на их основе новых, более общих понятий); 2) для эмпирических суждений методом их обобщения выступает индукция как вывод от единичных и частных суждений в посылках индукции к общему суждению или выводу в ее заключении (например, вывод от констатации некоторого свойства у части предметов некоторого класса к наличию этого свойства у всех предметов данного класса).

Обоснование - метод научного познания, включающий в себя систему познавательных процедур, имеющих своей общей целью установление соответствия разных структурных единиц знания (фактов, законов, теорий) принятым в научном сообществе критериям научности знания. Для чувственного и эмпирического научного знания это: 1) возможность воспроизведения любым исследователем данных наблюдения и эксперимента с целью проверки их объективности, определенности, точности;

  • 2) верификация эмпирических фактов и законов на предмет их эмпирической значимости и подтверждения данными наблюдения и эксперимента;
  • 3) установление соответствия эмпирических фактов и законов общепринятым концепциям и теориям; 4) демонстрация практического (технического и технологического) значения имеющихся фактов и эмпирических законов. Научное обоснование теоретического знания предполагает: 1) демонстрацию возможности его непротиворечивого вписывания в существующий массив теоретического знания (это касается как частных теоретических законов и теоретических конструктов, так и общих теоретических принципов и отдельных теорий в целом; 2) эмпирическую интерпретацию теории и ее проверку на соответствие некоторому массиву эмпирического знания; 3) метатеоретическую интерпретацию теории и демонстрацию ее соответствия общенаучному и философскому знанию; 4) демонстрацию полезности той или иной теории для развития научного знания и его практического применения. Для элементов метатеоретического уровня научного знания (метатеории, общенаучные и философские принципы и категории) их научное обоснование состоит в следующем: 1) показ возможности включения в систему общенаучного и философского знания; 2) демонстрация возможности их плодотворного (эвристического) использования для интерпретации, обоснования и развития научных теорий; 3) определение их мировоззренческого и методологического потенциала.

Объяснение - подведение некоторого научного факта или события под определенный научный закон или теорию, выведение объясняемых фактов и событий в качестве логических следствий некоторого научного закона или теории.

Определение - метод познания, состоящий в четкой фиксации значения и смысла используемых в науке терминов и понятий. Существуют разные виды определений, используемых в науке: 1) остенсивные (через чувственное указание на значение термина), 2) родовидовые (через указание рода для данного понятия как определенного вида данного рода («Бронза - сплав из железа и меди»)), 3) явные (первый и второй случаи) и неявные (например, аксиоматические). Так, например, термин «вероятность» в математическом исчислении вероятностей определяется неявно, через список аксиом, в которые входит данный термин. Различают также предметные и операциональные определения и т.д. С логической точки зрения все определения являются не суждениями, а конвенциональными высказываниями (конвенциями) о том значении, в котором определенный термин используется или будет использоваться в некотором научном рассуждении или теории. Поэтому к любым определениям, хотя они и имеют логическую форму «А есть В», не применима характеристика истинности в классическом ее понимании - как соответствия содержания некоторого высказывания объективному положению дел. Использование определений - необходимое условие однозначности и определенности научного знания, этих его важнейших признаков.

Опровержение - установление логического противоречия между некоторой единицей научного знания (протокольным высказыванием, фактом, законом, теорией и др.) и другими единицами научного знания, принятыми в качестве истинных (протокольные предложения, факты, законы, теории или их следствия). Частным случаем научного опровержения является эмпирическое опровержение теории, которое имеет место при обнаружении логического противоречия между эмпирическими следствиями теории и известными эмпирическими фактами. Карл Поппер предложил назвать этот вид научного опровержения «фальсификацией» научной теории.

Понимание - интерпретация, истолкование, оценка любого фрагмента бытия (материального или идеального) с позиций некоторой когнитивной системы отсчета, принятой за истинную или предпочтительную. Научное понимание явления - синоним его научной интерпретации, нахождения его смысла с позиций и в терминах определенной научной теории или других элементов структуры научного знания (научных фактов, законов, принципов). Вместе с изменением системы научного знания часто меняется и научное понимание одних и тех же явлений и событий, их так называемого «подлинного» смысла и значения.

Практика (научная) - методы материальной деятельности в пауке: эксперимент, измерение, когнитивные технологии, опытно-конструкторские и инженерные разработки, инновационная деятельность. Любой вид научной практики всегда имеет своей основой некоторые научные знания, которые при его осуществлении принимаются в качестве истинных знаний.

Предсказание (научное) - выведение на основе научных законов и теорий новых эмпирических фактов, экспериментальных эффектов, а также различного рода научных констант.

Синтез - соединение знаний об отдельных частях, свойствах, отношениях объекта в некоторую систему на основе результатов их предшествующего аналитического исследования. Результатом синтеза могут быть знания о взаимодействии частей и свойств изучаемого объекта, установление существования причинных связей между ними, нахождение зависимости поведения отдельной части объекта от его функций как целостной системы (например, установление зависимости функционирования различных органов некоторой живой системы от ее общих функций).

Системный метод - способ рассмотрения любого предмета (объекта) научного познания как некоторой системы. Это, с одной стороны, «банальная» установка для научного познания, а с другой - очень сильная. Моделируя объект как систему, исследователь должен не только разложить его на определенное количество частей и элементов, но и сформулировать множество отношений, связей между ними, т.е. задать конкретную структуру объекта как системы. Взгляд на объект как систему предполагает также принятие допущения об относительной самостоятельности исследуемого объекта, его самодостаточности и способности функционирования по присущим ему внутренним законам. Другим сильным допущением взгляда на исследуемый объект как на систему является предположение его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии неких интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его элементов. Системный метод является альтернативой, с одной стороны, элементаристско-аддитивному способу моделирования объектов, а с другой - холистско-телеологическому объяснению поведения объектов. Широкое применение системного метода в современной науке и технике стало возможным благодаря построению общей математической теории систем, а также возможности проверки сложных математических моделей объектов как систем с помощью вычислительной математики и мощных ЭВМ.

Сравнение - метод установления сходства (тождества) или различия познаваемых объектов, явлений или процессов по определенному признаку (основанию сравнения). Результаты сравнения фиксируются с помощью сравнительных суждений, например: «А больше В», «В короче Л», «Л полностью тождественно В». Установление тождества или различия предметов всегда есть результат их сравнения между собой, либо непосредственного («Л выше В», «В легче Л»), либо опосредованного, через сравнение их обоих с неким третьим предметом. Например, «Л больше В», «В больше С», следовательно, «Л больше С». Или «длина Л равна 30 см», «длина В равна 50 см», следовательно, «А короче В» и т.д. Важнейшей формой сравнения в пауке является сравнение изучаемого эмпирического объекта с некоторым эталонным объектом, выступающим в функции его стандарта или единицы измерения.

Эксперимент (научный) - создание искусственных и полностью контролируемых условий научного познания объекта. Все воздействия на экспериментально изучаемый объект, их интенсивность, равно как и ответная реакция изучаемого объекта на эти воздействия, четко фиксируются с помощью разного рода научных приборов. Результаты взаимосвязи сигналов на входе и выходе экспериментального исследования объекта впоследствии статистически обрабатываются, а их зависимость друг от друга описывается определенной (математической) функцией.

Экспертиза (научная) - выработка согласованного мнения группы ученых - экспертов, специалистов в той или иной области науки, по оценке эмпирической обоснованности, теоретической состоятельности и (или) практической значимости определенной научной концепции или проекта. В роли экспертных групп могут выступать различные научные коллективы: кафедры, лаборатории, профильные ученые советы, специально созданные для обсуждения конкретной проблемы временные научные коллективы, или отдельные ученые - общепризнанные лидеры соответствующих научных направлений. Любая научная экспертиза имеет социально-когнитивный и консенсуальный характер, выражая позицию большинства членов конкретных экспертных групп. В принципе, любая экспертиза может оказаться ошибочной как в целом, так и в частностях, но на момент принятия решения она отражает согласованную позицию профессионального сообщества, если при этом экспертная группа была репрезентативной по отношению к соответствующему дисциплинарному научному сообществу.

Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы. Например, закон теплового излучения Планка, согласно которому энергия теплового излучения может передаваться только отдельными «порциями» - квантами, был экстраполирован

А. Эйнштейном в другую сферу - область электромагнитного излучения и оптических явлений. В частности, с помощью экстраполяции идеи квантового излучения энергии Эйнштейну удалось исчерпывающим образом объяснить природу фотоэффекта и сходных с ним явлений. Фактически экстраполяция является одной из самых распространенных форм предсказания в науке. Экстраполяция - мощное эвристическое средство исследования объектов. Она позволяет расширить гносеологический потенциал эмпирического познания, увеличить его информационную емкость и обоснованность. Сама способность той или иной гипотезы или теории к экстраполяции, к предсказанию новых фактов и явлений, в случае удачи резко усиливает ее обоснованность и конкурентоспособность по сравнению с другими гипотезами.

Со сменой общественного строя в России, переходом к рыночным отношениям, распадом старой и становлением новой социальной структуры общества, изменением его духовных ценностей роль изучения общественной жизни с использованием конкретно-социологических исследований значительно возрастает. Владение социальным анализом становится велением времени.

С помощью социологических исследований можно получить новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимосвязи с интересами различных , слоев, лидеров, властных институтов. Для получения такой информации необходимы регулярные социологические исследования. На вопрос, как их подготовить и провести, отвечают материалы настоящей лекции.

Понятие конкретного социологического исследования

Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности . Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.

Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ) . Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.

Классификации конкретных социологических исследований

Виды социологических исследований многообразны, поскольку существует великое множество социальных проблем и соответственно возможных целей исследования в социологии. В зависимости от научной ориентации социолога, от тех целей, которые он ставит перед собой, выделяют три типа конкретных социологических исследований:

  • теоретико-прикладные;
  • практически-прикладные;
  • методико-прикладные КСИ;
  • мониторинговые.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта.

Практически-прикладное конкретное социологическое исследование направлено на решение конкретных задач совершенствования социального объекта (предприятия, социальной группы, территории и пр.).

Методически ориентированное КСИ направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария исследования.

Особым видом социологического исследования является мониторинговое исследование. Его главные черты комплексность , планомерность, периодичность. Мониторинг — это сложный вид комплексного исследования, включающий как методы конкретных социологических исследований (опросы, наблюдения и др.), так и методы социально-демографических, экономических, психологических и иных исследований. В рамках мониторинга проводятся систематические КСИ , например, ежемесячные или ежеквартальные экспресс опросы по актуальным социальным проблемам. Мониторинг позволяет как собирать, так и систематизировать, хранить, производить анализ получаемых данных, а также выдавать их по запросу в требуемой форме.

Мониторинговое исследование является эффективным средством изучения социальной сферы. В таком случае социальный мониторинг целостная система регулярного отслеживания происходящих процессов в социальной сфере и в смежных областях общественной жизни. Социальный мониторинг включает систему отслеживаемых показателей развития социальной сферы исследуемого региона (города, района, области). Его данные включены в систему управления социальной сферой, являясь основой выработки социальной политики.

Другая классификация исходит из познавательных возможностей социолога к моменту начала разработки КСИ. Это прежде всего состояние наличных знаний, что определяет возможности для разработки гипотез. От этого зависит выбор одного из четырех видов (планов) исследовательского поиска:

  • разведывательное КСИ;
  • описательное КСИ;
  • аналитическое КСИ;
  • повторно-сравнительные КСИ.

Разведывательное (формулятивное) исследование применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Такая ситуация возможна в новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и где объект КСИ не знаком социологу. Формулятивный план КСИ предполагает три основные стадии работы: а ) изучение имеющейся литературы; б ) беседы с компетентными лицами — специалистами; в ) сбор данных по разведывательному типу исследования. Такое исследование не формализовано — отсутствует четкий инструментарий ,есть только перечень вопросов для изучения без их детального членения по пунктам, поскольку эмпирическая и операциональная интерпретации понятий КСИ не проведены, но только обозначены.

Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем , определением цели, задач их изучения, основных гипотез .

Второй вид КСИ проявляется в описательном (дескриптивном) плане . Этот план возможен, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез. Типичный пример КСИ по описательному плану — опросы общественного мнения.

Третий и наиболее сильный вид исследовательского поиска реализуется в рамках аналитико-экспериментального плана . Его применяют лишь при наличие достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения.

Повторно-сравнительные КСИ проводят с целью определения динамики, тенденций протекания социальных процессов.

Понятие метода и методики социологических исследований

Метод — это способ действий , сложившийся в практической деятельности. Метод опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в труде . В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную, устойчивую структуру. Важнейшие по своей функциональной направленности средства преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Сами действия человека предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений , складываются в процедуры. Учение о методе составляет важную область познания — методологию .

Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания.

Другим понятием, которое часто используется в литературе по методам конкретных социологических исследований, является методика. Методика — это частное, конкретное применение метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека). Под техникой в исследовании понимается совокупность специальных приемов для эффективного применения определенного метода.

Все методы объединяет наличие общей внутренней структуры, в которой можно выделить три группы элементов: нормативную , инструментальную и процедурную .

Нормы — это исходный элемент метода , поскольку они вбирают в себя оценки действий и тем самым регулируют действия, служат средством ориентации . Нормативное содержание задает следующие требования к методу: нормы определяют возможные области и условия применения метода, выход за которые недопустим; задаются правила действий, в них выделяется операционное содержание; очерчиваются необходимые свойства используемых средств, инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства , необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств — они конструируются и вводятся в технологический процесс работы. В каждом социологическом методе есть особые, специально созданные для него инструменты — социологический инструментарий. Например, в методе опроса — анкета , в методе наблюдения — карта, дневник. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (показатели, индексы, таблицы и графики, компьютерные программы для них и прочее).

Процедура представляет собой основное содержание метода. Процедура есть строго заданная последовательность действий . При этом каждое отдельное действие — операция — выполняет определенную функцию в рамках процедуры. К простым процедурам можно отнести регистрацию событий в ходе наблюдения, а к более сложным — проектирование анкеты.

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:
воздействия на управляемые объекты;
организации самой управляющей системы;
информационного обеспечения управления;
выработки и принятия решений;
контроля, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:
проблемно-организующие;
функциональные;
программно-целевые;
организационнного анализа;
организационного регламентирования;
организационнного нормирования;
организационнного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
методы управления функциональными подсистемами;
методы выполнения функций управления;
методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:
диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;
построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;
анализ деятельности;
контроль качества продукции, материалов;
программирование, планирование, контроль процессов производства и др.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.

Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.

На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.

На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т. п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.

КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Общий психологический практикум»

На тему: «Метод, методика, методология:

соотношение этих понятий»

Выполнила Вербенко Альмира

ПЗВ-1

Проверила Лапшинова Кира Викторовна

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ 3

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ЛИТЕРАТУРА 13

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Методологию не следует путать с методикой науки, т.е. совокупностью конкретных приемов организации и проведения исследований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации.

Методология и методика - тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Образно говоря, методика - служанка методологии. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

Современное состояние психологии характеризуется решенностью многих методологических и методических проблем, вызывавших ранее острые споры. Однако и сейчас по ряду вопросов нет полной ясности. Наибольшую значимость для дальнейшего развития психологии имеют, естественно, методологические вопросы. Главный из них - вопрос об основном методе психологии, который можно конкретизировать так: Есть ли у психологии такой лишь ей присущий метод познания, который обеспечивает изучение всей ее предметной области?

Научные картины мира и способы познания определяют основания, угол зрения на проблематику, формулировку объекта и предмета психологии как науки, осмысление ею жизненных сил человека и общества, их жизненного пространства. Это во многом задает фундамент формирования различных психологических парадигм. Методология психологии так же отличается от "методологии человека", методологии любого направления человековедения - если, конечно, таковая существует, - как отличается от нее методология физиологии, антропологии, социологии экономики и остальных наук.

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов:

1.Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное™ ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

3. Методы обработки данных . К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Метод конкретизируется в методике.

Методика - это с овокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Наука о методах обучения.

Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки понятия «методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:

Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология психологии - отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой - соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения:

а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология:

учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;

исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;

выявляет законы функционирования и изменения знания;

изучает объяснительные схемы науки и т.п.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК

Пример. Рассмотрим "треугольник" взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии.

В советский период развития отечественной педагогической психологии, как и психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического подхода к пониманию сущности явлений действительности.

Суть его выражалась:

в представлении о первичности материи и вторичности сознания;

представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики;

понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической;

осознании социальной обусловленности развития психики человека.

Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента.

С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы и т.п..
Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма. Эта парадигма в науке предполагает собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание.

Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг, транзактный анализ и др.).

В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "
Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачами психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения инт еллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.

На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. Методы мышления своими корнями уходят в почву практических действий. В истории науки методы возникали как результаты открытий, создания новых теорий. Искусство открытия, по словам Ф. Бэкона, росло вместе с самим открытием. Формируясь в практике прошлого исследования, метод выступает как исходный пункт последующих исследований, как объединяющее начало практики и теории.

Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная связь метода и теории находит свое выражение в методологической роли научных законов. Любой закон науки, отражая то, что есть в действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о соответствующей ее сфере. Так, закон сохранения материи и энергии - это в то же время и методологический принцип, соблюдение которого необходимо; рефлекторная теория высшей нервной деятельности служит вместе с тем одним из методов исследования поведения животных и человека.

Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Никто и никогда не ловил истину “голыми руками”. Конечно, ученый действует и посредством проб и ошибок. Бывает и так, что в поисках одного он находит совсем другое.

В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью.

Поскольку любой метод опирается на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов), постольку “методология” представляет собой учение о методах и принципах познания и практики. Это сложная, целостная система знаний. В свою очередь, поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология, естественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые социолог опирается в процессе познания и преобразования действительности. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

Поэтому под методикой следует понимать совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследования (например, методика изучения профессиональной ориентации, методика социального анализа деятельности предприятия и др.). Методика включает в себя технику.

Техника - совокупность технических (простейших) и организационных приемов эффективного использования того или иного метода (например, техника опроса, техника составления вопросника, техника кодирования и обработки информации и др.). Иногда под методикой понимают совокупность технических разновидностей метода с указанием правил их применения в конкретных исследовательских ситуациях (например, методика опроса, использующая технику почтового анкетирования по месту жительства и технику закрытых и открытых опросов).

На практике очень часто методика сводится к чисто техническому организационному фактору, а ее связь с исходными теоретико-методологическими основами исследования становится туманной и расплывчатой, подобно субъективистской позиции желаемого и нежелаемого, доброй или злой воли социолога. На самом деле методика должна способствовать получению истинного знания об объекте, позволяющего сделать не только частные, но и общетеоретические выводы. Поэтому правильнее определить методику как реализацию метода или совокупность методов в соответствии с логикой и теоретическим аппаратом данного исследования. Ясно, что выбор того или иного метода обусловлен природой изучаемого объекта и ее отражением в теории.

Чтобы воспользоваться методикой или даже полученными с ее помощью фактами, надо овладеть некоторым минимумом соответствующих методологических принципов, а это уже “приложение” определенных теоретических знаний, концепций. Если теория, отражающая объект, истинна и метод, построенный на ее основе, правилен, то на практике мы получаем результат, который предсказывала теория.

Именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы методологического обоснования научных исследований занимали значительное место на различных этапах развития науки, поскольку развитие любой науки может осуществляться лишь в том случае, если она пополняется новыми фактами, накопление и интерпретация которых обеспечивается применением научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования зависит от совокупности теоретических принципов, составляющих основу исследования.

Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. Философский уровень методологии выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Система взглядов и убеждений исследователя определяет его позицию по отношению к окружающей действительности, к миру и служит основой осуществления познания, выдвижения теоретических положений, и в конечном итоге, - деятельности по преобразованию окружающей действительности. Общенаучный уровень методологии, включающий общенаучные концепции, вооружает исследователя знаниями, необходимыми для общего анализа изучаемого явления, формирует основу теоретической и практической деятельности. Конкретно-научный уровень методологии позволяет конкретизировать проблему с точки зрения определенной науки, сформулировать принципы и выделить методы исследования, характерные для данной научной области. Технологический уровень методологии определяет, каким образом можно получить достоверный эмпирический материал обеспечивает получение с помощью определенных процедур, свойственных данной науке.

Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика».

В современной научной литературе метод определяется как «путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи»

Конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования, характеризуют методику исследования. Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогических явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования.

Подводя итог анализа сущности и взаимосвязи понятий «методология», «метод», «методика», необходимо отметить следующее. Методология, составляя основу исследования, определяет методы изучения и преобразования действительности, реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики), включает в себя понятия метода и методики. Т.е. понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.i-u.ru/biblio

http://www.ippolitova.info

М.В. Гамезо, Общая психология

Практикум по общей психологии, Глуханюк Н. С.

  • 2.21 МБ
  • добавлен 03.09.2010

Херсон., ОМУРЧ «Украина» ХФ, - 2010., - 213 стр. Преподаватели: Голев С. В., Голева О. С.

Материалы 11–ти лекций для самостоятельного изучения студентам.

Методология и методика научного исследования (Учебные вопросы: Наука как система знаний. Методология научного поиска. Методы научного исследования. М...

    шпаргалки

  • 683.5 КБ
  • добавлен 11.01.2011

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор - Асмолов А. Г, 2006 г.



Поделиться