Введение методы конкурентной борьбы в современной. Основные формы и методы конкурентной борьбы

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами - им нечего котировать на биржах*(23) .

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных "акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52 ) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24) ) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

12.10.2018

Несмотря на то, что нормы о публичных и непубличных компаниях действуют уже более трёх лет, наши читатели часто спрашивают о том, какие общества являются публичными, а какие нет, и в чём заключаются основные различия между ними. Наша новая статья ответит на данные вопросы и позволит более полно разобраться в этой проблеме.

Определение понятий. Главные отличительные признаки

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее - ПАО) - это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество - это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными . Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО . Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года) . Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.

Характеристики непубличного общества

Существенным признаком подобной формы организации компании считается отсутствие свободного обращения акций или долей на рынке, а также ссылки в Уставе на публичность. Владелец бумаг или долей не может продать их когда захочет и кому захочет. О подобной операции он должен сначала известить компаньонов (и само общество) и предложить им свой пакет или долю. Соответственно, эти бумаги и доли нельзя разместить на бирже. Несоблюдение данного принципа приведет к оспариванию сделки в арбитраже.

Так, владелец акций непубличного акционерного общества, являющегося рыболовецким предприятием, решил расстаться со своими бумагами. По закону и Уставу он был должен известить свою компанию о желании продать акции. Однако субъект поступил по-другому. Он разместил на местном телеканале объявление о продаже своих бумаг в количестве 158 штук. Это объявление увидели другие совладельцы АО и тут же обратились к руководству компании с вопросом: почему нарушается преимущественное право при покупке акций? Руководство юрлица, в свою очередь, только развело руками - за последнее время никто из собственников не обращался в АО с целью реализации своих акций. Тогда совладельцы обратились к регистратору и выяснили, что действительно один из их партнеров тайно продал пакет третьему лицу. Естественно возмущенные акционеры обратились в суд, который признал сделку незаконной и перевел на совладельцев права и обязанности приобретателей. (Решение Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24- 5773/2017 от 18.12.2017 года) .

Далее, организация подобного типа может функционировать вообще без Совета Директоров (СД). Более того, после 2015 года, когда многие АО перешли в эту категорию, они с удовольствием ликвидировали СД ввиду «их полной неэффективности и высокой затратности», а функции этих структур перераспределили между другими органами юрлица. (Решение Арбитражного Суда Новосибирской области по делу № А45- 18943/2015 от 23.10.2015 года) . Ну, насчет неэффективности, конечно, можно поспорить, а вот затраты на содержание Советов действительно очень большие.

Следующий важный момент заключается в том, что когда число владельцев бумаг не превышает 50 человек, то фирма вправе не полностью раскрывать информацию о себе. С другой стороны, если численность акционеров превысит эту цифру, то организация просто обязана публиковать для всеобщего сведения свою бухгалтерскую и годовую отчетность. Несоблюдение данного требования приводит к тому, что управление ЦБ РФ тут же выносит предписание нарушителю и требует соблюдение закона. (Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43- 40794/2017 от 24.01.2018 года) .

Учитывая закрытый характер компании, ее размеры, а также отсутствие свободного обращения акций на рынке, законодатель разрешил непубличным компаниям привлекать в качестве счетной комиссии не только регистратора, но и нотариуса. Подобная «вольность» в ПАО категорически запрещена.

Далее, определенная «закрытость» НАО влияет и на порядок покупки ценных бумаг. Так, если в отношении ПАО действуют требования, касающиеся соблюдения процедуры обязательных и добровольных предложений совладельцам при покупке крупных пакетов акций (более 30%), то в отношении непубличной фирмы такие нормы не действуют. Покупатели ее активов не ограничены подобными дополнительными процедурами. В то же время законодатель установил, что общее собрание и Устав НАО могут в принципе ограничить число акций, принадлежащих одному собственнику. В свою очередь (как мы увидим ниже), данная норма не применима уже к ПАО.

Основные характеристики ПАО

Как мы уже сказали выше, главной чертой ПАО является ссылка на данную форму в Уставе и свободное обращение акций на рынке. Однако кроме этих признаков есть и другие.

Например, подсчет голосов и вообще обязанности счетной комиссии в ПАО выполняет только регистратор с лицензией. Никаким нотариусом его заменить нельзя. Для этого он выделяет своего представителя, который присутствует на собрании, подсчитывает голоса и удостоверяет решения. (Решение Арбитражного Суда Воронежской области по делу № А14- 16556/2017 от 22.11.2017 года) . Отсутствие регистратора автоматически ведет к недействительности собрания.

Далее субъект, купивший более 30% голосующих акций, должен направить совладельцам обязательное предложение о приобретении у них подобных бумаг. При неисполнении этого требования, Территориальное управление ЦБ РФ выносит предписание устранить нарушение закона. (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу № А56- 37000/2016 от 01.11.2016 года) . Для непубличного общества подобное требование отсутствует.

Следующей характерной чертой публичной компании является обязательность наличия Совета Директоров. Причем в него должны входить не менее 5 человек. Как мы уже говорили выше, непубличное юрлицо вправе отказаться от этой структуры. Закон не препятствует этому.

Кроме того, в отличие от НАО, законодатель категорически запрещает ограничивать число акций, принадлежащих собственнику в ПАО. Так, в одной из московских публичных компаний общее собрание ограничило количество акций, которое может находится в руках одного владельца. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать муниципальному органу сосредоточить у себя контрольный пакет бумаг. Однако арбитраж признал ничтожным положение Устава, закрепляющее данное требование и признал незаконным подобное решение собрания. (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40- 156079/16-57-890 от 14.06.2017 года) .

Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм

Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.

Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.

Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.

Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.

Общие особенности

Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.

Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО - это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.

Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).

ООО - непубличная компания

Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция - это все-таки ценная бумага, а доля - это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций .

Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.

Краткие выводы

Подведем теперь некоторые итоги. Прежде всего, законодатель довольно подробно перечислил нам признаки публичных и непубличных обществ. Однако при этом он «раскидал» нормы по ГК РФ и закону об АО, чем серьезно затруднил их комплексный анализ. Впрочем, он и не мог поступить по-другому. Новеллы вводились все-таки не для исследователей-теоретиков, а для практического применения. С другой стороны, корпоративные юристы теперь должны обладать недюжинными познаниями в этой сфере, чтобы умело применять новые статьи и случайно не допустить нарушений закона.

Далее, давая характеристику публичным и непубличным обществам, авторы законопроекта внесли определенную сумятицу в теорию юрлиц. Так, не упомянув о такой функции юрлица, как «извлечение прибыли», и отнеся к непубличным компаниям ООО, они позволили выдвинуть предположения, что к этой категории могут относиться даже некоммерческие организации.

Кроме того, введя термин «публичное», законодатель фактически создал новую организационно-правовую форму - ПАО . С другой стороны, его антоним - «непубличное» привел к возникновению АО (даже не НАО!) вместо ЗАО, но нисколько не изменил организационно-правовую форму ООО. Оно как было ООО, так и осталось. Данное противоречие уже привело к спорам среди ученых-юристов касательно правовой сущности данных терминов.

В целом же еще раз подчеркнем: корпоративное и акционерное законодательство усложняется с каждым годом. А потому, мы настоятельно советуем нашим читателям, при возникновении вопросов в данной сфере, использовать помощь только квалифицированных специалистов, специализирующихся в данном направлении. Это позволит, в конечном итоге, избежать многих проблем.

Параграф 2 гл.4 ГК содержит общие правила о хозяйственных товариществах и обществах. Общие правила содержатся в ст.66-68, в данные статьи внесены изменения с 01.09.14. ст.66 закрепляет легальное определение хозяйственного общества – это корпоративная коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом; имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит ему на праве собственности.

Особенности хозяйственного общества:

  • 1. Наличие членства.
  • 2. Наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций или долей.
  • 3. Принадлежность обществу имущества на праве собственности.
  • 4. Наличие у участников общества корпоративных прав по отношению к обществу.
  • 5. Управление осуществляется путем формирования общего собрания, решения принимаются путем голосования.
  • 6. Общая правоспособность хозяйственного общества.

Ст.66.3 – публичные и непубличные общества.

Вводится новая для российского права классификация на публичные и непубличные общества. Значение классификации: оградить акционерные общества, чьи акции не размещаются публично, от излишнего регулирования акционерного законодательства.

Критерии отнесения хозяйственного общества к публичным:

  • 1. Наличие в фирменном наименовании указания на публичность общества.
  • 2. Публичное размещение акций общества на бирже; публичное размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Указанные критерии подлежат применению к тем АО, которые были созданы до 01.09.14 и отвечают признакам публичности. Закон установил, что публичными могут быть только АО, к числу непубличных могут относиться общества с ограниченной ответственностью и АО. Характер правового регулирования внутри публичных и непубличных обществ должен существенно различаться.

Публичные общества размещают акции на бирже путем открытой подписки, имеют возможность привлекать любых третьих лиц к участию в обществе, а, значит, своими действиями могут нарушить права и интересы неопределенного круга лиц. Для предотвращения таких нарушений правила относительно регулирования корпоративных отношений в публичных обществах должны быть более строгими.

Непубличные общества привлекают к участию тесных или заранее определенный круг лиц. ГК в новой редакции позволяет непубличным обществам изменять общие правила, установленные законом специальным законодательством, такие изменения осуществляются в учредительном документе – уставе. Решение об установлении иных правил, чем те, которые предусмотрены ГК, должно приниматься всеми участниками общества единогласно. ГК лишь определяет рамки диспозитивности.

ГК предусматривает возможность для непубличных обществ изменить компетенцию общего собрания участников – может быть как сужена, т.е. часть вопросов, которые по закону рассматриваются общим собранием, могут быть переданы на управления коллегиальному органу управления (совет директоров), так и расширена, т.е на рассмотрение общего собрания могут быть отнесены такие вопросы, которые общим собранием не рассматриваются. ГК установил ряд вопросов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иного органа. Вопросы, которые общее собрание решает всегда:

  • 1. Внесение изменений в устав.
  • 2. Реорганизация и ликвидация.
  • 3. Формирование органов управления (коллегиальных и исполнительных)
  • 4. Определение количества номинальной стоимости категории объявленных акций, а также определение прав, которые предоставляются акциями.
  • 5. Увеличение уставного капитала, непропорционально долям участников или за счет третьих лиц.
  • 6. Утверждение внутренних документов, которые не являются учредительными.

В перечень вопросов, которые относятся к рассмотрению общего собрания, ст.66.3 не относит вопросы распределения прибыли и убытков. В литературе не сложилось однозначного мнения относительно возможности передачи вопроса о распределении прибыли и убытков на рассмотрение иного органа. ГК содержит ст.67.1 п.2, закрепляет исключительную компетенцию собрания участников хозяйственного общества: исключение участника из общества, распределение прибыли и убытков. Лектор считает, что здесь следует говорить о том, что есть противоречие норм 66.3 и 67.1.

ГК допускает отказ от создания коллегиального органа, при условии, что все функции такого органа будут переданы коллегиальному органу управления. В непубличном обществе возможно исключить из числа органа ревизионную комиссию. ГК дозволяет устанавливать иной порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания участников и акционеров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

С 1 сентября 2014 года изменились типы акционерных обществ. Вместо открытых и закрытых АО теперь используются понятия - публичные и непубличные. Изменения внес ФЗ № 99 от 05.05.2014г. «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ» (далее - ФЗ № 99). Согласно новому определению, Общества теперь могут быть публичными - акции которых размещаются и обращаются в открытом доступе и (или) в их наименовании и уставе есть указание на публичность (касается бывших ОАО) и непубличными - все остальные, к которым относятся ООО и бывшие ЗАО (ст. 66.3 ГК РФ).

При этом все ОАО, которые отвечают определению публичности с 1 сентября стали автоматически и к ним применяются изменения в Гражданском кодексе, сделанные ФЗ № 99. Что же касается ЗАО, то если Общество решит остаться закрытым, то есть непубличным по новым правилам, то к нему, пока они не внесут изменения в учредительные документы, будут применяться положения ФЗ № 208 от 26.12.1995г. о ЗАО. В целом же такая форма как закрытое АО упраздняется. Однако менять название непубличным обществам и добавлять слово «непубличное» в дальнейшем не понадобится, а нужно будет только убрать слово «закрытое», оставив просто АО.

На сегодняшний день наиболее распространенными организационно-правовыми формами ведения бизнеса в нашей стране являются и Непубличное (Закрытое) акционерное общество (ранее - ЗАО). Об ООО на нашем сайте информации представлено достаточно большое количество, благодаря чему каждый наш посетитель наверняка уже разобрался во многих вопросах, связанных с учреждением предприятия в этой организационно-правовой форме. А вот о непубличном АО до настоящего момента не было. Именно поэтому мы решили исправить это недоразумение, и предлагаем Вашему вниманию обзорную статью, рассказывающую об основных моментах регистрации предприятия в форме АО.

Уставный капитал непубличного АО (ЗАО)

Главное отличие непубличного АО (ЗАО) от ООО состоит в способе формирования уставного капитала: в отличие от ООО, где он состоит из долей участников, в АО уставный капитал формируется акциями. Здесь важно отметить, что акции являются ценными бумагами, в то время как доля в уставном капитале ООО представляет собой имущественное право участника.

Специально для формирования уставного капитала акционерами непубличного АО (ЗАО) осуществляется выпуск акций, а также производится их государственная регистрация. Это один из основных моментов, являющихся характерным отличием АО от ООО и распространяющий на него действие законодательства о рынке ценных бумаг и защите прав инвесторов. Однако сходство АО с ООО в части уставного капитала все-таки есть: как участники ООО имеют возможность привлекать в Общество дополнительные инвестиции в виде дополнительных вкладов в уставный капитал, так и акционеры непубличного АО могут привлекать инвестиции в виде дополнительной эмиссии акций.

Акционеры непубличного АО (ЗАО)

Есть еще один момент, существенно отличающий непубличное АО (ЗАО) от ООО, и заключается он в том, что в АО нельзя полностью исключить возможность появления новых акционеров. Единственное ограничение в этом плане - преимущественное право покупки акций при продаже третьему лицу. Основная цель преимущественного права покупки - дать возможность акционерам отстранить третье лицо от участия в Обществе, и достигнута она может быть только в случае, если продажа акций вообще не состоялась; продажа акций третьему лицу не состоялась, и они были проданы акционерам Общества, а также в том случае, если по договору был произведен перевод прав и обязанностей на лицо, обладающее преимущественным правом покупки.

Не далее, как до 1 июля 2009 года, одним из существенных отличий ООО от непубличного АО (ЗАО) была возможность участника ООО в любой момент выйти из состава Общества, потребовав выплаты стоимости своей доли в уставном капитале (деньгами или имуществом). Однако вступивший в силу 1 июля 2009 года закон об ООО устанавливает ограничение на это прежнее право, оставляя возможность свободного выхода из ООО только в случае, если это отдельно прописано в уставе Общества.

Что касается прав, то в непубличном АО (ЗАО) система их распределения между акционерами Общества строится по несколько другому принципу. Так, права акционеров в АО зависят от категории принадлежащих ему акций, которые, в свою очередь, могут быть обыкновенными или привилегированными. Но при этом уставом непубличного АО не могут быть установлены различные права или обязанности для владельцев только обыкновенных акций или только одного типа привилегированных акций, т. к. все обыкновенные акции (равно как и все привилегированные акции одного типа) предоставляют своим владельцам права одинаковые по содержанию.

Оплата уставного капитала непубличного АО (ЗАО)

При создании непубличного АО (ЗАО) оплата уставного капитала до его государственной регистрации не требуется. Однако есть ограничение по его оплате: уставный капитал АО должен быть оплачен не менее чем на 50% в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации Общества.

Еще один нюанс. В том случае, если АО оплачивает свой уставный капитал имуществом, необходимо заранее произвести оценку этого имущества независимым оценщиком, что теперь требуется делать и в ООО, независимо от суммы оцениваемого имущества.

Передача реестра акционеров независимому регистратору

Также всем АО как публичным, так и непубличным следует обратить внимание на то, что с 1 октября 2014 года все реестры акционеров должны вестись специализирующимися регистраторами, которые имеют соответствующую лицензию. Эту обязанность ввел закон ФЗ № 142 от 02.07.2013г. «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ» еще в прошлом году. При этом как отмечает Банк России в своем недавнем письме, исключений для передачи реестра ни у каких АО нет, если ранее они велись самостоятельно. Поэтому будьте внимательны и успейте передать реестр акционеров вовремя, чтобы не попасть на штраф до 1 млн рублей.



Поделиться