Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй? Защита от боевой авиации.

Самая проблемная сделка между Индией и Россией наконец-то получила разрешение.

Индия перечислила дополнительно 102 миллиона долларов на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья», носившего в составе ВМФ РФ название «Адмирал Горшков». Контракт на поставку и модернизацию «Адмирала Горшкова» был подписан в 2004 году. Согласно его первоначальным условиям, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов, половина из которых предназначалась для закупки самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Завершение модернизации было запланировано на 2008 год, однако российская сторона запросила дополнительное финансирование работ в размере одного миллиарда долларов. В конце концов, согласились на 102 миллиона долларов. О том, что стоит за этой сделкой корреспондентам «СП» рассказал эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин.

«СП»: — Почему контракт на модернизацию и поставку в Индию «Адмирала Горшкова» называют самой проблемной сделкой?

— Сделку по продаже авианосца признавали убыточной как в России, так и в Индии. По данным счетной палаты Индии, строительство собственного авианосца обошлось бы дешевле, а срок его службы был бы в два раза больше. В феврале 2009 года началось строительство первого индийского авианосца, в 2014 году его планируется ввести в состав ВМС Индии. К тому же финансовый кризис, инфляция привели к удорожанию работ по модернизации. Наши корабелы запросили дополнительные средства. Индия уже была готова отказаться от контракта. Но, вероятно, возобладали традиции делового российско-индийского партнерства. Правительство Индии приняло все-таки решение о выделении дополнительных средств. И вот на днях они поступили на счета корпорации «Севмаш», осуществляющей модернизацию «Адмирала Горшкова». Это событие дает реальную возможность для начала новой жизни нашего авианосца уже в индийском оборонном пространстве.

«СП»: — А в российском оборонном пространстве ему не нашлось места?

— По скудости финансовых средств Россия не в состоянии содержать такие корабли. Только его элементарное обслуживание обходится в несколько миллионов долларов в год.

«СП»: — Почему же недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия собирается строить три авианосца, если мы не в состоянии обслуживать один уже имеющийся?

— Это вопрос — к военным консультантам Медведева. Поскольку дальше заявлений решение вопроса не продвигается (во всяком случае, я ничего не слышал о столь масштабной кораблестроительной программе, а тем более о выделении под нее соответствующих финансов), то можно, скорее всего, говорить о некой пиар-акции, но отнюдь не о реалиях.

«СП»: — Значит, наш кораблестроительный комплекс продолжает кормиться за счет распродажи советской техники?

— Спасибо хотя бы за то, что сегодня продают авианосцы не за бесценок в качестве металлолома, как это был в 90-е годы прошлого столетия, а модернизируют и лишь потом продают. Это не только приток средств, но и загрузка рабочих ресурсов, что позволяет их сберечь до лучших времен. К тому же в данном случае за счет Индии мы продолжаем развивать свою технику. Например, на днях на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» корпорация «МиГ» закончила успешные летные испытания палубных истребителей МиГ-29К.

«СП»: — Но ведь МиГ-29К служит в наших Вооруженных силах более 20 лет, какие могут быть испытания?

— Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9−31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-33. Однако после 1991 года от МиГ-29К по некоторым причинам отказались, и Су-33, построенный в 1990—1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 19 машин этого типа.

МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца «Адмирал Горшков» предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры «Горшкова» не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9−41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.

Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.

«СП»: — Не могли бы вы рассказать о причинах, по которым в 1991 году отказались от МиГ-29К?

— Начались реформы, все рушилось, финансирование на оборону — мизерное. К тому же на Западе стали известны все секреты этой машины, а значит, ее преимущества перестали быть таковыми.

«СП»: — Как это — стали известны?

— Советский перебежчик переправил его в Турцию. 20 мая 1989 года пилот 176-го авиационного полка капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Зуев угнал самолёт в Трабзон. Первыми его словами на турецком аэродроме, как тогда написали газеты, были: «Наконец-то я — американец!».

Зуев получил политическое убежище в США. В дальнейшем консультировал американские ВВС, но вскоре погиб в авиакатастрофе.

«СП»: — Теперь этот рассекреченный самолет реанимировали?

— Практически, как я уже сказал, создали на его базе другой. Он пойдет не только в Индию. ВМФ России рассчитывает купить новые палубные истребители МиГ-29К для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время наш авианосец располагает, как я говорил, парком из 19 палубных истребителей Су-33, ресурс которых истечет к 2015 году. Производство новых Су-33 в малых объемах нерентабельно. МиГ-29К более подходят, поскольку уже есть индийские деньги на 16 самолетов, на подходе средства еще на 12 машин. Это удешевляет серию и позволяет экономить на разработке. То есть фактически с помощью Индии мы перевооружим авиакрыло и нашего «Адмирала Кузнецова».

Из досье «СП»:

Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам.

Самый крупный боевой корабль ВМФ России. Находится на боевой службе в составе Северного флота.

Характеристики

Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ»

Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)

Водоизмещение, т: 58500

Скорость полного хода, уз. 30

Дальность плавания максимальная, мили 18000 ходом 18 узлов

Автономность, сут. 45

Вооружение:

ракетное 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик»

артиллерийско-стрелковое

радиотехническое БИУС «Лесоруб», РЛС «Марс-Пассат», «Фрегат-М2», «Подкат», «Резистор»

Энергетическая установка 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с., 4 ВФШ

Главные размерения, м 304,5×72×10,5

Палубные боевые самолеты МиГ-29К относятся к многофункциональным истребителям поколения «4++» и могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т. Они отличаются усовершенствованным планером, складываемым крылом, малой заметностью, увеличенной емкостью топливной системы и другими свойствами. Максимальная взлетная масса МиГ-29К составляет 24500 кг, максимальная скорость полета — 2200 км/час, практический потолок — 17500 м.

Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» может включать 2−4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т (ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса «воздух-поверхность» общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.

Авианесущий крейсер «Баку» (изначально «Харьков») в 1990 «Адмирал Горшков» строился по измененному проекту 1143.04. Полностью модернизировалось радиоэлектронное оборудование, изменилась архитектура надстройки, другим стал состав вооружения. Вместо самолетов Як-38, обладавших низкой боевой эффективностью, на корабле должны были размещаться самолеты Як-41. В период строительства создание самолета находилось в стадии завершения, однако к моменту подписания приемного акта Як-41 все еще не был готов. Поэтому авиагруппу «Баку» укомплектовали штурмовиками Як-38. Зато вместо вертолетов Ка-25ПЛ корабль получил более совершенные Ка-27ПЛ.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Горшков" - видео

Ширина полетной палубы 46 м. На «Баку» использован новый тип покрытия полетной палубы, отличающийся повышенной прочностью и жаростойкостью. Впервые на советском авианесущем корабле была установлена бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 тонн.
Энергетическая установка состоит из четырех эшелонов (4 ГЗТА, 8 котлов) и приводит в действие четыре линии вала. Конструктивно она соответствует энергоустановке ТАКР проекта 1143, но имеет ряд изменений, в том числе более экономичные главные котлы, что позволяет «Баку» совершать более длительные переходы без пополнения запасов топлива. Имеется возможность использовать эшелоны ГЭУ в различных комбинациях, что экономит ресурс и позволяет производить осмотр и ремонт механизмов в море. Дальность плавания осталась прежней.

На «Киеве» были восемь пусковых установок ПКР «Базальт» с ракетами в них и еще восемь ПКР хранились в погребе. Предполагалось, что после запуска первых восьми ракет будет производиться перезарядка ПУ. Практика показала, что сделать это в открытом море весьма сложно. Поэтому авианесущий крейсер «Баку» получил двенадцать пусковых с ПКР в носовой части, а погреба запасных ракет отсутствовали. Впервые на авианесущем корабле установили четыре шестиракетных модуля подпалубного ЗРК «Кинжал» с дальностью действия 12 км. Боезапас - 192 ракеты.
В дополнение к «кинжалам» борьбу с воздушным противником в ближней зоне могли осуществлять восемь 30-мм автоматов АК-630 и две 100-мм автоматические артустановки АК-100. Вместо старых ПЛКР и РБУ были установлены две 10-ствольные ПУ нового комплекса противоторпедной защиты «Удав».

Коренные изменения претерпело радиоэлектронное вооружение. На четырех стенках «острова» впервые в советском флоте были размещены полотнища РЛС с фазированной антенной решеткой. В составе РЭВ появились новые комплексы «Фрегат», «Подкат», ГАК «Полином» и другие. БИУС «Лесоруб» позволила вырабатывать различные варианты решений по применению того или иного вида оружия. Устройство «Тройник» обеспечивало прием в автоматическом режиме информации от самолетов ДРЛО.
После окончания приемно-сдаточных испытаний «Баку» 30.12.1987 г. был зачислен в состав Северного флота. С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, осваивая новые образцы техники, затем прибыл на место постоянного базирования в Североморск. 4.01.1990 г. «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В 1991 г., после снятия с вооружения самолетов Як-38, корабль стал «чистым» вертолето-носцем.
В 1992 г. «Адмирал Горшков» встал к заводскому причалу для текущего ремонта, из которого так и не вышел. В 1995 г. на крейсере произошел сильный пожар, который перечеркнул надежды ввести его снова в боевой состав флота. 8-12 июля 1999 г. он на буксире перешел в Северодвинск для «ремонта и модернизации». В итоге корабль, на постройку которого ушло 9 лет, имеет на своем счету 5 лет активной службы и 8 лет мытарств по заводам.

Одной из главных причин столь короткой карьеры советских авианесущих крейсеров является стремительный износ их материальной части из-за отсутствия нормальной системы базирования и судоремонта. Американцы, прежде чем построить корабль, возводят для него причал. У нас все делалось точно наоборот. Ни один из вступивших в строй ТАКР своего причала никогда не имел. Корабли стояли на рейде, не имея возможности получать электроэнергию и пар с берега. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности приходилось постоянно держать под парами два главных котла, поскольку вспомогательные отсутствовали. Кроме того, на Севере 80% времени считается штормовым. Следовательно, чтобы иметь возможность в любой момент сняться с бочки, нужно иметь в готовности две линии вала и четыре главных котла из восьми. Соответственно, непрерывно работали котельные установки, турбогенераторы, ГТЗА, опреснители и т.д., вырабатывая свой моторесурс. В итоге половина корабля, который якобы стоял в базе, постоянно функционировала. Еще одним фактором, сокращавшим срок жизни авианосцев, было качество эксплуатации и ремонта. Так, на «Баку» установили более экономичные котлы, но их эксплуатация требовала определенного качества котельной воды и определенной квалификации личного состава. Говорить же о качестве воды при отсутствии нормального базирования весьма проблематично.
В настоящее время «Адмирал Горшков» продан в Индию и получил новое имя "Викрамадитья". Прежде чем корабль войдет в состав индийского флота, он пройдет модернизацию, после которой на нем смогут базироваться самолеты Су-33 и МиГ-29К.

Тактико-технические характеристики ТАКР «Адмирал Горшков» («Баку»)

Почему продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» – одни эту сделку называют преступной, другие одобряют. У многих моряков продажа тяжелого авианосца «Адмирал Горшков» до сих пор вызывает негодование: корабль по всем параметрам был не старый, у него только ходовые испытания начались в 1987 году. Больше того, корабль ведь не продали неисправным или ржавым – его почти 10 лет модернизировали, плюс оснастили новыми истребителями МИГ-29, а также вертолетами Ка-31 и Ка-27. То есть, Россия лишилась полноценного авианосца, оставив у себя во флоте только один-единственный подобный крейсер «Адмирал Кузнецов», недавно прославившийся на весь мир своими дымящим выхлопом.

Причин продажи авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», а также того, что Россия больше не строит авианосцы очень много.

Во-первых, нет тактической надобности в таких кораблях. Многие эксперты считают, что гораздо выгоднее развивать ПВО и подводный флот, а авианосец нужен лишь для сравнительно небольших операций типа войны в Сирии. При крупном конфликте такое судно является легкой добычей, поэтому оно не окупает затрат на строительство и обслуживание.

Во-вторых, в России нет инфраструктуры для обслуживания таких больших кораблей. Авианосцы раньше строились и обслуживались в Николаеве, сейчас это другое государство. Не каждая пристань или порт могут принять тяжелый крейсер типа «Адмирала Горшкова», поэтому судно стоит на рейде, даром растрачивая моторесурс и топливо.

В-третьих, в России нет самолетов вертикального взлета и посадки. После того, как с «Горшкова» рухнул Як-41, программу даже обновленной модели ЯК-141 свернули в 2003 году. С американцами с их British Aerospace Sea Harrier и отработанными технологиями подобных самолетов конкурировать бессмысленно. Просто нет ресурсов, автоматики, технологий, чтобы создать такую машину. А без таких машин авианосцы не слишком универсальны.

В-четвертых, в отечественных авианесущих крейсерах нет паровых катапульт. Взлет осуществляется при использовании трамплина, а от этого безопасности не прибавляется. Потеря же каждого самолета – дело дорогостоящее.

В-пятых, «Адмирал Горшков» по мировым понятиям устарел. Котлотурбинный крейсер, работающий на мазуте, по сравнению с атомными аналогами развитых стран, устарел еще при выходе. В Горшкове используются те же установки ГТЗА ТВ-12-4, что и в «Кузнецове». А ведь сколько было случаев, когда «Кузнецова» тащили на буксире, либо он (как в 1995 году) едва не разбивался о берег из-за отказа двигателей.

Даже во время ходовых испытаний «Адмирала Горшкова», состоявшихся перед передачей в Индию, у него отказали котлы.

В то же время, при продаже крейсера Индии, удалось выручить большие деньги. Что очень приятно для тех, кто этот корабль не строил.

Безусловно, тот факт, что продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», конечно, многими воспринимается, как предательство. И, если брать в расчет опыт западных стран, то они свои корабли модернизируют, а от авианосцев не отказываются (значит видят в этом смысл).

Так что, несмотря на большое количество «объективных» причин, в продаже «Горшкова» ничего радостного и положительного нет. С другой стороны, может лет через 50 в России создадут более перспективный атомный авианосец, на фоне которого сожаления о разбазаривании флота будут не так тяжело восприниматься.

До 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков»

Советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев), продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта , получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода осуществилась закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разделили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка происходила из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера происходила и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были применены в октябре 1981 года - с их помощью на крейсер была смонтирована собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны применяли для установки блоков спонсона. Спуск корабля на воду произошёл 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были закончены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» стартовали 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был поставлен обтекатель, помимо этого на корабле было установлено устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля стартовали государственные испытания ТАВКР «Баку», во время которых, в частности, были осуществлены стрельбы главного ударного комплекса (применялись макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (с помощью короткого разбега). 11 декабря по итогам испытаний был подписан приёмный акт - «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была полностью укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. Во время боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать. За 1991 год палубными вертолётами было осуществлено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября произошла авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.

3 февраля 1992 года, после пожара в кормовом МКО, ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля Военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. 1 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.

Продажа крейсера

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 .Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма проведённых работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск с целью прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

«Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.»

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. произошла торжественная передача авианосца ВМС Индии.

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переделывания корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске.

В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль в серии «Вооружённые Силы Российской Федерации», посвященная кораблю.

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 45 390 т наибольшее; 44 490 т полное; 38 970 т нормальное; 33 440 т стандартное
-Длина: 242,86 м по ватерлинии; 273,08 м наибольшая
-Ширина: 31,0 м по ватерлинии; 52,9 м наибольшая
-Высота: 60,30 м габаритная; Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу; 21,63 м на миделе; 21,61 м в корме
-Осадка: Средняя (от ОП):
-при нормальном водоизмещении 8,47 м
-при полном водоизмещении 9,42 м
-Наибольшая: 11,52 м
-Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
-Двигатели: Котлотурбинная, четырёхвальная; 4 ГТЗА ТВ-12-3; 8 котлов КВН 98/64
-Мощность: Паротурбины: 4 х 45 000 л.с.; Турбогенераторы: 6 х 1500 кВт; Дизель-генераторы: 4 х 1500 кВт
-Движитель: 4, четырёхлопастные
-Скорость хода: 14,05 узла экономического хода; 18,32 узла боевого экономического хода; 29 узлов полного хода; 32,5 узла максимального хода
-Дальность плавания: При скорости 18 узлов - 7590 миль
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж По штату: 1615 человек; Со штабом: 1665 человек; Авиагруппа: 430 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 х РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 х РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1» ((семейство советских и российских трёхкоординатных радиолокационных станций корабельного базирования с облегчённым нестабилизированным антенным постом и системой электронной стабилизации лучей); 2 х РЛС МР-360 «Подкат»; 3 х РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 х «Резистор-К4» 2 х «Газон»
-Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434»
-Комплекс связи «Буран»
-ГАК «Полином» (советская корабельная подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания)
-Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
-Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
-Артиллерия: 2 х 1 АК-100 (600 снарядов)
-Зенитная артиллерия: 8 х 6 АК-630 (48 000 снарядов)
-Ракетное вооружение: 6 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» ; 4 х 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-Противолодочное вооружение: 2 х 10 РБУ-12000 (60 бомб)
-Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов
-По проекту: 14 х СВВП Як-41М; 6 х СВВП Як-38М; 10 х



Поделиться