Проект по теме гуси как перелетные птицы. Краткосрочный проект «Перелётные птицы!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №46

Педагогический проект

« Перелётные птицы»

средней группы №1

Мандрыкина О.А.

п. Спартак

2016 г.

Вид проекта: краткосрочный. Время реализации: с 01 по 15 мая 2016 г.

Участники: дети, воспитатели и родители средней группы.

Тип проекта : информационно-творческий.

Интеграция образовательных областей: « Развитие речи», «Восприятие художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность : осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.

Цель: формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.

Схема реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный:

    Изучение уровня знаний по данной теме;

    Определение задач;

    Изучение методической литературы по данной теме.

    Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.

    Изготовление дидактических пособий по теме.

    Подготовка презентации «Перелетные птицы» с музыкальным включением «Голоса птиц»

    Подготовить материал для консультации по теме:

«Расскажите детям о птицах»

2. Второй этап – основной:

    Беседы с родителями.

    Работа с детьми.

Образовательная

область

Содержание

О.О. «Познавательное развитие»

Беседа с элементами ИКТ (видеоролик): «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Дидактические игры: «Кто где зимует?»,

« Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц

« Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу

«Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине

«Четвертый лишний»- учить группировать по признакам

(Приложение №1)

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок».

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, презентации «Перелетные птицы»

О.О. «Развитие речи»

Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме ,

«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа .

«Один-много». «Кто как говорит».

Дидактические игры: «Расскажи о птице» - развивать связную речь ,

«Улетает - не улетает», «Узнай птицу по описанию».

(Приложение №2)

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

О.О. «Восприятие художественной литературы»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец», Соколов-Микитов И.С. «Жаворонок», Аксаков С.Т. «Лебедь»

Разучивание стихотворений о птицах: «Скворец», «Ласточка»

Загадывание загадок о перелетных птицах;

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликации с элементами рисования «Скворушка».

Рисование с элементами аппликации «Соловей в яблоневом саду».

Работа с раскрасками «Ласточка», «Цапля/ Аист»

Лепка «Лебеди / Птичка»

(Приложение №3)

О.О. «Физическая культура»

Подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки».

Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».

Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка»

(Приложение №4)

3. Третий этап – заключительный:

    НОД «Перелетные птицы».

Задачи:

1. Образовательная: уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

2. Развивающая: развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)

3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Ход.

Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)

Рыхлый снег,

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла (весна)

Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.

А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:

Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он – ярко голубой (небо).

Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул

Речка зашумела

Льдины подгоняет,

Как это явление

Весною называют?

Воспитатель достает склянку с водой

Снежок растаял и с полей

Бежит проворный … (ручей).

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба,

Самый первый самый нежный

Чистый маленький … (подснежник).

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька).

Воспитатель показывает картинку

Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.

Физкультминутка

Все люди глядели.

Все люди дивились

Песенки запели.

Воспитатель: Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.

Прослушивание записи «звуки леса»

Расскажите, о чем услышали.

Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Дети: - Осенью

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?

Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.

Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Д/и «Собери картинку»

Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.

Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок, собравший картинку, называет птицу.

В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)

Вот – я – грач

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак! »

Всем червякам – враг!

Я самый первый прилетаю

Зиму ломаю.

Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.

На магнитную доску помещается картинка грача.

В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»

Ребенок 2

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец –

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распивает целый день.

Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.

Ребенок 3

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?

Дети: - Соловей.

Помещается картинка на доску

Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок 4

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Дети: - Это ласточка.

Помещается картинка

Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребенок: - Вы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать

Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)

Как всех этих птиц называю?

Перелетные

А почему?

Осенью они улетают в теплые края

Игра с мячом «У кого кто? »

Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачата)

Скворец (скворчата)

Ласточка (ласточата)

Дрозд (дроздята)

Стриж (стрижата)

Журавль (журавлята)

Кукушка (кукушата)

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Как одним словом назвать этих птиц?

Приложение №1

Беседа: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Дополнительный материал:

Интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

    прямым фронтом,

    скученной стаей,

    косяком,

    клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.

Летящие птицы - видео

Можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Почему перелетные птицы возвращаются?

Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Шишкина школа. Урок природоведения. Перелетные птицы. – видео

Дидактические игры:

«Кто где зимует?»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего дерева.

«Кто лишний»

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.

(Приложение №2)

«Назови ласково»

Птенец - птенчик,
перо - перышко,
голова - головка, головушка,
соловей - соловушка,
шея - шейка,
жаворонок - жаворонушек,
крыло - крылышко,
скворец - скворушка,
гусь - гусенок,
утка - уточка,
лебедь - лебедушка,
гнездо - гнездышко,
журавль - журавушка,
трясогузка - трясогузонька,
аист - аистенок,
цапля - цапелька.

«Назови детеныша»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Грач - грачонок
стриж - стриженок
кукушка - кукушонок
скворец - скворчонок
гусь - гусенок

аист - аистенок

журавль - журавленок

лебедь - лебеденок

утка - утенок

«Один - много»

Образование множественного числа .


Грач - грачи
птица - птицы
стриж - стрижи
аист - аисты
жаворонок - жаворонки
скворец - скворцы
журавль - журавли
гусь - гуси
утка - утки
ласточка - ласточки
соловей - соловьи
лебедь - лебеди
кукушка - кукушки.

Игра «Кто как говорит»

Воробей - чирикает
Кукушка - кукует
Ворона - каркает
Курица - кудахчет
Утка - крякает
Соловей - поет
Сорока - трещит

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Ход: Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Например:

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

«Улетает - не улетает».

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.

«Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход. Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.

(Приложение №3)

Конспект НОД

Аппликация с элементами рисования «Скворушка»

Программное содержание:

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.

Ход:

Сюрпризный момент.

В групповую комнату «влетает» птица. Воспитатель озвучивает «гостью», приветствует детей.

Воспитатель: «Посмотрите, у нас гость, это перелетная птица – ласточка. Ласточка - вестник, какого времени года? ».

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, ребята. Весной появляется травка, распускаются почки, просыпаются после зимней спячки насекомые. Для птиц появляется привычная пища, и они возвращаются к нам из теплых стран».

Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц и перечисляет их, дети проговаривают названия птиц. Затем воспитатель, обращаясь к каждому ребенку, показывает изображение птиц и просит назвать их.

Физминутка: «Птички прилетели».

полет птиц

Воспитатель: «А как птички будут зернышки клевать? » Ребята сжатыми в клювик пальчиками имитируют, как птички клюют зернышки и произносят «Клюв-клюв-клюв».

Воспитатель: «Ребята, к сожалению, ранней весной для птичек мало еды, поэтому люди должны подкармливать их. А для этого необходимы скворечники – домики для птиц. Давайте и мы с вами сделаем и для нашей ласточки и всех перелетных птиц, скворечники».

Воспитатель показывает картинку с изображением скворечника и называет части, из которых он состоит, обращая внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг.

Воспитатель предлагает детям вместе с ним сделать скворечник, и объясняет, в какой последовательности нужно приклеивать его составные части, показывая это на ватмане. Воспитатель вместе с детьми проговаривает цвет составных частей скворечника (крыша – красная, стены – сини, окошко желтое). Педагог к большому скворечнику приклеивает жердочку, на которую «прилетела» птица.

Воспитатель: «Ребята посмотрите, а вот и первая птичка прилетела в скворечник! Послушайте, она говорит нам «спасибо» на своем птичьем языке». В групповой комнате раздаются голоса птиц. Воспитатель предлагает еще раз «полетать» вместе с птицей. Затем гостья прощается и обещает прилетать к скворечнику каждый день.

(Приложение №4)

Подвижные игры

«Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры : уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

Ход игры: По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

«Пчелки и ласточки»

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зим, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Физкультминутки

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут, подняться на носки, плавные

движения рук

Прогнулись над водой, прогнуться назад, нога на носок

Качают головой. руки на пояс, покачивание головой

Прямо и гордо умеют держаться, полуприседание, руки на пояс

Очень бесшумно на воду садятся. Присесть на корточки, руки в

стороны

Белые лебеди летели, летели, подняться, руки вверх, взмах руками

И на воду сели. Присесть на корточки, руки в стороны

Сели посидели, присесть

Снова полетели. встать, руки вверх, через стороны

вниз.

«Ласточки»

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

«Птички прилетели».

Птички прилетели Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц

Распушили перья Делать частые потряхивания кистями обеих рук

Головой вертят Делать головой вправо-влево

Улететь хотят Бегать, изображать полет птиц

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Пальчиковая игра:

«Встречаем птиц»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем

на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

Загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (аист)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (цапля)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Стихи о перелетных птицах

Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом
скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец.
(Е. Тараховская)

Журавушки - журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки - журавли!

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы (Отрывок)

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые - скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите - скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, - думает, - на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». - «Как? Мне? Да я его сейчас!» - «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый веселый и радостный звук - песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Марина Борсякова
Проект в средней группе ДОУ «Перелетные птицы осенью»

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы осенью »

Описание проекта : краткосрочный, групповой .

Участники проекта : дети, педагоги.

Возраст детей : средняя группа .

Актуальность проекта : проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц , не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края . Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы , что для птиц вредно , а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц , углубить и расширить знания о перелетных птицах , познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам .

ЦЕЛЬ : расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период .

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные

Закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц ;

Изучать особенности отлёта перелётных птиц

2. Развивающие

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

3. Воспитательные

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Реализация проекта .

Начиная изучение перелётных птиц , следует объяснить детям, почему их так называют.

Перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края.

Это происходит осенью .

Обычно перелетные птицы летят в тёплые края стаей, но еще могут лететь дугой, поодиночке, клином, шеренгой.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди.

В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде.

Практическая часть.

Подвижные игры на свежем воздухе : «Воробышки и автомобиль» , «Птички в гнездышках» , «Птички летают» .

Игра «Назови ласково»

изучение строения птицы и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами :

птица – птичка

голова – головка

шея - шейка

крыло – крылышко

лапа – лапка

хвост – хвостик

клюв - клювик

Игра «У кого какое тело»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой? Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Скворушка»

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Движения :

Подняли руки вверх;

наклоны туловища

влево - вправо;

руки в стороны;

повороты туловища

влево - вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

УГАДАЙ-КА! (Загадывание загадок о перелетных птицах )

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Серая птаха в лесу живет,

Чудным певцом повсюду слывет.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

Дети сидят на стульчиках.

Пальцы левой и правой рук

соединены между собой.

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек – стайка.

(Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,

(Поочередно загибаем

пальчики на правой руке,

начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

(Поочередно загибаем

пальчики на левой руке,

начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

(Соединяем большой и

указательный пальцы,

как хищный клюв)

Птички, птички – по домам!

(Машем ручками,

как крылышками)

Артикуляционная гимнастика

ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь с утра пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ, АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай.

Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений)

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Дети узнают по картинкам, фотографиям и умеют называть большинство перелетных птиц , живущих в нашем регионе;

2. У дошкольников сформировалось правильное представление о таком явлении, как отлёт птиц на юг осенью ;

3. Большинство ребят в группе умеют рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках перелетных птиц , могут составить описательный рассказ по картинке;

4. Группа разучила новые подвижные, пальчиковые и ситуативные игры, гимнастики, потешки, загадки;

5. Ребята приобрели новые навыки в художественном творчестве, научились закрашивать разные части объекта по очереди;

6. В ходе реализации проекта дошкольники познакомились с замечательными сказками российских и зарубежных авторов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы весной» в средней группе Задача: Расширить знания детей о весне, и перелетных птицах. Цели: - Познакомить детей с внешним видом - Дать понятие «перелетные птицы».

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Интегрируемые ОО – физическое развитие, познавательное развитие. Возраст детей: 6 – 7 лет. Форма проведения: организованная образовательная.

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Приоритетная образовательная область: познавательная. Цель: закрепить представления детей о том, что происходит с нашей планетой и птицами.

в настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для этого чтобы не произошло надо воспитывать экологическую культуру. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: « Встречаем прилёт птиц».

Актуальность реализации проекта . По плану лексических тем в старшей группе с 4по 8 апреля - тематическая неделя по теме: « Прилёт птиц весной ».

Мы решили реализовать проект , т . к . проблема наших воспитанников : недостаточный уровень знаний по этой теме.

В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.

Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.

Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.

Задачи проекта:

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Тип проекта : творческий, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
  • Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
  • Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
  • Раскрытие творческого потенциала семьи;
  • Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.

1 этап: Подготовительный.

  • Создание развивающей среды в группе;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
  • Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;

2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.

Задачи:

  1. Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
  2. Называть перелётных птиц.
  3. Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
  • Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
  • Разучивание потешек, закличек о птицах.
  • Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы»; развитие речи: рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы « Как птицы весну встречают». Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши). Аппликация «Поющий соловей» «Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь». Лепка из солёного теста «Жаворонок».
  • Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
  • Просмотр презентации о перелётных птицах.
  • Рассматривание научной литературы, энциклопедии.
  • Выставка в книжном уголке «Птицы»
  • Музыкальный досуг» Встреча Веснянки»
  • Совместно с родителями изготовление скворечников.

3 этап - заключительный

Подведение итогов в реализации проекта .

Организация игровой деятельности детей.

Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?», «Узнай по тени»; «Кого не стало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».

Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
  2. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (старшая группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
  4. Гре О. Модульная аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.
  5. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
  6. В.Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
  7. В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
  8. Ю.Гордеев «Птицы тайги». Средне- Уральское книжное издательство, 1985.

ГБОУ начальная школа – детский сад №682

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:

«Встречаем прилёт птиц »

Подготовила воспитатель: В.Н.Хабибуллина

Старшая группа №2

Загадки о перелетных птицах.

  • Верст не считали

По дорогам езжали,

А за морем бывали...(перелетные птицы)

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день...(скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели?...(соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью...(перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это...(цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот...(соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит...(грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок...(жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех...(грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут...(кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица...(грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец...(скворец)

  • Маленький мальчишка,
  • Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг...(грач)

Пословицы и поговорки.

  • В одно перо и птица не родится.
  • Видно птицу по полету.
  • КСоловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

  • Летать умеет тот, кто умеет садиться.
  • Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

Вера Белоглазова

Проект «Перелетные птицы »

Интеграция образовательных областей

«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» . «Музыка»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Цель проекта

Формировать у детей обобщенное представление о перелетных птицах , местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц .

Задачи проекта :

Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц ;

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта ;

Развитие зрительного и осязательного восприятия, зрительной памяти, внимания;

Закреплять умение зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками;

Разучивание зрительной и пальчиковой гимнастки;

Познакомить детей с понятиями : лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» ;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;

Активизировать совместную деятельность родителей и детей .

Возраст дошкольников : 5 – 6 лет (старшая группа )

Участники проекта : дети, тифлопедагог, воспитатели группы , родители.

Приблизительная продолжительность проекта

Краткосрочный : 10 дней.

Предполагаемый результат

У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.

У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.

Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Реализация проекта .

Разделы проекта

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра : «Лесная школа» .

Дидактические игры : «Какая это птица » (классификация птиц на перелетных , зимующих) ; «Четвертый лишний?» ; «Кто, чем питается?» (подобрать корм)

«Угадай, чьи следы?» ; «Угадай птицу по силуэту » ; «Найди, чей домик?» ; «Найди часть целого» .

Настольно-печатные игры : «Накорми птиц » , «ЛОТО» , «Логические цепочки» .

Речевое развитие

«Вечер загадок» , «Занятие на тему «Перелетные птицы » , «Обучение пересказу «Строители гнезд» (совершенствование навыков пересказа с использованием схем, «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» », чтение стихов о птицах и разучивание стихотворений к празднику, чтение рассказов, сказок.

Игровые упражнения : «Чей хвост?» (грачиный хвост у грача и т. д.) ; «Кто кем станет?» , «У кого кто?» , «Кто о ком заботится?» , разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка» , «Дятел» , считалок «Летела кукушка мимо сада…» , «Гори, гори ясно…»

Чтение художественной литературы

Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь» , «Что увидела сорока» , «Кто чем поёт» , «Птичьи разговоры» ; А. Тумбасов «Гнездышко» , Г. Скребицкий «Крылаты соседи» , И. Токмакова «Десять птичек стайка» , Г. Снегирёв «Птицы наших лесов » , Н. Сладков «Скворцы- молодцы» , В. Флинт «Птицы в нашем лесу » , М. Пришвин «Гости» , О. Дриз «Птичий праздник» .

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Птицы » .

Лепка из слоеного теста «Жаворонки» .

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» , из природного материала «Птички-невелички» .

Декоративное рисование

«Укрась птичку» .

Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.

Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия «Что не нарисовал художник?» , «Дорисуй изображение» , «Рисование по манке» , «Выкладывание камушков, пуговиц по контуру» , складывание разрезных картинок, «Лабиринты» , рассматривание "зашумованных картинок"


Трудовая деятельность

Сбор природного материала для поделок. Коллекция домиков для птиц .


Непосредственно образовательная деятельность

Знакомство с птицами , их повадками, прослушивание пения разных птиц , определение их по голосу. Наблюдения за появлением насекомых. Расширение представлений о Земле, о её обитателях, кто нуждается в нашей поддержке и заботе. Воспитание любви к птицам , желание помогать им. Приобщение детей к народному творчеству, учить загадывать загадки.

Социальное развитие

Рассматривание гнезд, вывешивание на участке группы скворечника .


Физическое развитие

Русские народные игры : «Гуси» , «Филин и пташки» , «Коршун» .

Подвижная игра «Перелет птиц » , «Лягушки и цапли» , «Летал, летал воробей» , «Найди свое гнездо» , «Совушка» .

Театрализованная игра

«Ах, попалась, птичка, стой!» , «Ласточка» .

Гимнастика для глаз.

Разучивание песен, танцев, игр; прослушивание романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок» .

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей и родителей в оформлении группы к празднику птиц , изготовление костюмов, скворечников, подбор материала к книге, изготовление поделок для выставки из утилизированного материала.

Создание книги-альбома «Перелётные птицы » .

Педагоги, дети, родители трудились над созданием книги-альбома «Перелетные птицы » , в которой информация о жизни и обитании перелетных птиц , игры, зарисовки, логические задания.

Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.

Список использованной литературы :

1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада » . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж :ЧП Лакоценин С. С., 2007г.

2. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы » . http://nattik.ru/?p=3354

3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись» .- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2009г.

4. Компьютерный атлас определитель птиц , птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы . http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm

5. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа . Издательство : Учитель. Серия : ФГТ в ДОУ : от теории к практике. 2012г.

6. «Силуэты птиц в векторе » .

http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.

7. «Следы животных, следы птиц » .http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=74

8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Средняя группа : Программа, конспекты. М.: ВЛАДОС, 2000

Экологический проект «Перелётные птицы». Участники - страница №1/1

Экологический проект

«Перелётные птицы».
Участники: дети средней группы (4-5лет).

По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: среднесрочный (2 недели).

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Проведенная предварительно диагностика показала, прежде всего, ребенок не знает всех птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.

Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, было проведено анкетирование родителей по теме: «Перелётные птицы». Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашей группы домашних животных и птиц нет (из 25 семьей только в трёх есть птицы попугаи). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к птицам, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное или птицу, но дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Цель проекта: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:


  1. Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта.

  3. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

  5. Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.

  6. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

  7. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Предполагаемый результат:


  • У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.

  • У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.

  • Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы проекта.

1 этап. Организационный


Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

Определить актуальные знания детей о перелётных птицах

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта



Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Планирование деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Д/и «Назови перелётных птиц», «Назови птенцов перелётных птиц»

Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.

1 день

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов».

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову.

2 день

П/и «Птицы, гнёзда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два»

Учить детей подражать голосу птицы.

2 день

Рисование «Скворца».

Учить рисовать птиц, передавая их характерные особенности их внешнего вида. Развивать воображение.

3 день

Загадки о перелётных птицах.

Учить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении.

3 день

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

4 день

Лепка «Птица».

Учить детей лепить птицу, передавая овальную форму её туловища, передавая форму головы, клюва. Развивать образные представления.

4 день

Консультация для родителей «Хочу всё знать»

Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелётные птицы».

4 день

Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц.

Учить воспринимать и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

5 день

Аппликация «Скворечник».

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации.

5 день

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Перелётные птицы»

Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

5-8 день

Выставка книг по теме «Перелётные птицы» с иллюстрациями.

Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

6 день

Беседа о жизни перелётных птиц, чем питаются птицы, где выводят потомство, зачем птицам перелёт в тёплые края.

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

6 день

Д/и «Кто как говорит?»

Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц.

7 день

Заучивание потешки «Птички - невелички...», пальчиковая гимнастика «Птицы»

Развивать выразительность речи, развитие моторики рук.

7 день

Рисование «Лебедя».

Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц

8 день

Д/и «Кто где живет?».

Учить детей называть, где какая птица живёт.

8 день

Создание альбома для рассматривания «Перелётные птицы».

Обобщить представления детей о характерных особенностях внешнего вида перелётных птиц.

8-9 день

Чтение стихов о птицах и разучивание стихотворения.

Развивать выразительность речи

9 день

Лепка «Почему у цапли длинные ноги?».

Закрепить умение лепить птиц, передавать особенности их внешнего вида. Учить объединять работы в композицию.

9 день

Д/и «Чей хвост?», «Чей клюв?»

Расширить словарь прилагательных и существительных по теме «Перелётные птицы».

9 день

3 этап. Заключительный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Развлечение «Перелётные птицы».

Обобщить и систематизировать знания о птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе.

10 день

Выставка детских работ.

Представить результаты совместного творчества детей и родителей.

6-10 день

Презентация диска для рассматривания «Перелётные птицы нашего леса» для детей группы раннего возраста.

Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.

10 день

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.

  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

  8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  10. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  12. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.

  13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.

  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2000.

  15. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, 2001

  16. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: Воронеж: издательство «Учитель», 2002.

  17. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию [Текст]: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

  18. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом [Текст]: Москва - ТЦ Сфера, 2001

  19. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]: Москва – «ТЦ Сфера», 2004

  20. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст]: Москва – издательство АРКТИ, 2005.

  21. Коллектив авторов: Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В., Скрипченко Л.С., Балакшина Т.А., Тукмакова Е.В., Степанова Л.М. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: - АРКТИ – М., 2003.

  22. Коллектив авторов: Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. [Текст]: Санкт-Петербург – «Детство-Пресс», 2002.

  23. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Москва – «ЦГЛ», 2003.

  24. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: Москва – «Издательство Гном и Д», 2005

  25. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

  26. Скоролупова О.А. Лето [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2000», 2004.

  27. Скоролупова О.А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2003», 2004.

  28. Скоролупова О.А. Вода [Текст]: Москва- «Издательство Скрипторий 2000», 2003.


Поделиться